Заключение 1 (методика ТАТ)

Обследуемая В., 28 лет, замужем, двое детей. Не работает, домохозяйка.

Дата обследования: 2004 год.

Первое, что бросается в глаза еще до анализа рассказов — их явно сниженный объём. Средний объем рассказов 50 слов, хотя диагностически значимыми считается объём не менее 100 единиц. В данном случае это можно объяснить негативным отношением к обследованию при формальном согласии (инструкцию испытуемая усвоила верно с первого раза).

Сюжеты рассказов довольно расплывчаты и неопределенны, речь изобилует паузами, повторяющимися словами и словосочетаниями (например, «скорее всего», «пытается собраться с мыслями», «классический типаж»), многозначными бессодержательными фразами («Мать чем-то очень опечалена, она знала, что именно так случиться, но гнев уже прошел, осталась грусть и боль. Всё»).

Информативность таких рассказов ниже, чем самостоятельно сочиненных сюжетов, но все же обладает определенной диагностической ценностью.

Вторая привлекающая внимание особенность — почти все рассказы испытуемой содержат проявления психологической защиты в виде избегания определенных сюжетных областей (отсутствие темы секса и темы агрессии в рассказах на картины 13 и 18, такое отсутствие в сюжете больше говорит о значимости этих тем, чем их наличие) или дистанцирование от содержания рассказов (действие переносится в прошлое (№ 20 и 6), перенос рассказа в условность — подача его как фильма (№ 2, 4, 18, 19), картины (№ 7, 13, 20), плаката (№ 14) или сна (№ 15).

Все эти приёмы служат увеличению личностной дистанции между рассказом и описываемыми им событиями, которая понижает их конфликтность и делает возможным включение их в рассказы.

Ещё одна особенность — соотношение времени до начала рассказа (латентного) и общего времени рассказа. Некоторые истории (№ 10, 13, 18) имеют большое латентное время и меньшее общее время, что свидетельствует о значимости тематики этих картин, которые однако вызывают у испытуемой защитные реакции. В сочетании с тенденцией тактики формального ухода от содержания истории, можно говорить о конфликтных сферах обследуемой. Можно выделить следующие проявившиеся конфликтные сферы: отношения между мужчиной и женщиной, отношения между матерью и дочерью, сексуальные проблемы и конфликты, агрессивные тенденции.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

1. XVII век как особая культурно-историческая эпоха. Барокко и классицизм. К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу. А на самом деле мир оказался ...

Вторая серия картин (11−20) оказалась в целом более продуктивной, чем первая. Рассматривая всю совокупность рассказов, следует отметить отсутствие или выпадение практически во всех сюжетах прошлого и будущего, описывается только настоящее. Легкость построения ситуации (настоящее) может означать хорошую ориентировку в ситуациях, которые испытуемая демонстрирует в реальной жизни. Отдельные выпадения настоящего отмечаются в формально построенных сюжетах (№ 10, 14, 15, 18, 19) и могут указывать на дезорганизующее влияние эмоций на выполнение деятельности, относящейся к сферам: отношение к смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия и агрессивные тенденции, отношения к мужчинам/женщинам, детские страхи, суицидальные тенденции. Устойчивая тенденция к выпадению, укорачиванию или формализации прошлого вне зависимости от темы рассказа свидетельствует о трудностях в использовании испытуемой своего прошлого опыта. Либо всё быстро изглаживается из памяти, либо прошлый опыт настолько тягостен, что вытесняется из памяти. Сюда же можно отнести речевые ошибки — замена времени глагола (например, «одна героиня, та, что на первом плане слышит, услышала что-то, прямо или косвенно касающееся её или её близких» или «мерзкая старуха с неодобрением смотрела, смотрит на дочь, может быть на внучку»).

Эти ошибки проявляются в картинах, актуализирующих тему отношений с женщинами, отношений к матери. Отсутствие, укорачивание или формализация будущего может свидетельствовать о нарушении механизма планирования собственной деятельности, построения временной перспективы. Это может иметь место при следующих условиях. Во-первых, при сильной фиксации на настоящем, обычно при существующем сильном неблагополучии. В этом случае человек замыкается на себе и на текущем моменте, не верит в позитивный исход и в следствии этого ему тяжело думать о будущем, в котором его ждёт то же самое, если не хуже. Этот депрессивный фон может быть создан какими-то сильными стрессогенными событиями, а может накоплением микротравм и постепенным нарастанием астенизации при общей пассивной позиции. Во-вторых, нарушения планирования могут свидетельствовать просто о неумении, неспособности человека планировать свою жизнь в силу чрезмерной импульсивности или функционально сниженного интеллекта.

17 стр., 8485 слов

Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня развития памяти

Министерство образования и науки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» Кафедра психологии и коррекционной педагогики Курсовая работа по специальности «Дошкольная педагогика и психология» Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Церковная ...

Чувства и мысли в рассказах отражают, соответственно, склонность испытуемой к эмоциональным реакциям и интеллектуальной переработке информации. В данном случае очень высока интенсивность процессов интеллектуальной переработки информации, что указывает на рациональный склад обследуемой. Иногда интеллектуальная деятельность подавляет эмоции (№ 1, 9).

Суммируя весь спектр чувств в рассказах, получаются следующие переживания: вожделение, испуг, раздражение (в нескольких сюжетах), удивление, печаль, обида, грусть, страх, уныние, говориться о «расстроенных чувствах» и «противоречивых чувствах». В единственном рассказе (№ 16 — чистый белый фон), где испытуемой нужно было самой вообразить картинку, а потом придумать к ней историю, отмечаются счастье и хорошее настроение.

Степень детализации рассказов низкая. Характерной особенностью для большинства сюжетов является концентрация внимания испытуемой исключительно на людях и ситуациях. Устойчивая низкая степень детализации может быть показателем тенденции к игнорированию поступающей извне информации. В единственном рассказе на картину № 17 (актуализация суицидальных тенденций у женщин) отмечается повышение степени детализации, что может говорить об активизации психологических защит, стремлении как можно более «убедительно аргументировать» деталями предполагающую трактовку событий.

11 стр., 5381 слов

Особенности психологизма А. С. Грина на примере рассказов «Крысолов» и «Рассказ Бирка», «Зеленая лампа»

Особенности психологизма А. С. Грина на примере рассказов "Крысолов" и "Рассказ Бирка", "Зеленая лампа" Введение В целом ряде своих рассказов Грин черпает материал и интригу в специальных работах по психологии и психиатрии, с которыми писатель, судя даже по прямым упоминаниям в тексте, был хорошо знаком и которыми пользовался в 20-е годы на русский язык широко переводились и Фрейд, Рибо - и Крафт- ...

В рассказах доминирует уровень интерпретации — 18 единиц (уровень описания — 6 единиц, уровень сюжета — 5, ур. идентификации — 2 и ур. обобщения — 1).

Работа на уровне интерпретации отражает направленность испытуемой на раскрытие причинных и смыслоцелевых детерминант человеческих действий и хорошую ориентацию в этих детерминантах.

Можно отметить наличие в рассказах перцептивных защит (на месте одного объекта или сюжета испытуемая видит что-то другое): замена пола персонажей — вместо мужчины видит женщину и идентифицирует себя с неё (№ 20), на фоне картины № 11 придумывает лица (детские и женские), мотивируя это тем, что «героев здесь не вижу, честно говоря, лица можно придумать». Неузнавание дракона на картине № 11 один яз ярких случаев перцептивной защиты (символический смысл образа дракона — неконтролируемые иррациональные силы в глубинах собственного бессознательного).

Комментарии, которые испытуемая от себя даёт поведению персонажей, их характеру, происходящим в рассказе событиям, можно отнести к оценочной категории, и это может являться показателем её высокой самооценки и уверенности в себе. Использование речевых и литературных штампов (например, «классический типаж», «ну, застукали, в смысле возлюбленного,…Его, с женщиной…», «настроение у неё … благостное (можно так сказать?), может быть с оттенком грусти», «у него противоречивые чувства, неправильно повязанный галстук, он скорее всего неудачник, который всех достаёт своими мыслями и вопросами: «Что делать дальше?») могут являться признаками демонстративности.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

Тема: Конфликт. Содержание |Введение. |2 | |Природа конфликта. |5 | |Происхождение конфликтов. |7 | |Природа человека и социальный конфликт. |8 | |Движущие силы и мотивация конфликта. |11 | |Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 | |Заключение. |19 | |Литература. |20 | Введение. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Например ...

Из числа тем или сфер доминирует интимная (8 рассказов), за ней идут семейная (5) и личная (4).

Имеется практически полное отсутствие сексуальной и социальной тем.

Из особенностей идентификации можно отметить лишь, что испытуемая идентифицируется с женщинами более молодого возраста, чем она сама (рассказ № 7 и 20).

На первом плане среди потребностей выступает потребность в понимании — 5 сюжетов (сбор информации, рациональные суждения, построение картины мира); затем потребность в автономии и преодолении трудностей — 2 и 2 сюжета; в единичном варианте проявились потребность в избегании неудачи, в агрессии и в чувственности (чувственные удовольствия разного рода).

Характерно, что рассказ по картине 18, провоцирующей агрессивные импульсы, оказался начисто лишён каких-либо агрессивных мотивов и сопровождался последующим отказом. Всё это может говорить о сильном вытеснении, отрицании и рационализации испытуемой своих агрессивных импульсов.

Цели более чем в большинстве рассказов вообще отсутствуют, что может указывать на большую склонность к реактивному поведению, чем к целенаправленному. Временная локализация целей, преград и конфликтов исключительно однородна: в настоящем. Преграды и конфликты в рассказах обследуемой носят внутренний характер (например, «Он смотрит на неё (скрипку, которую он очень хотел получить) с вожделением, но с некоторым испугом, дабы боится не оправдать собственных надежд. Он пытается собраться с мыслями, чтобы заставить себя прикоснуться к инструменту» или «У него противоречивые чувства… он не может понять, достоин ли он такой женщины, использует ли она его или ему действительно повезло и его любят безо всякой причины»), либо внешний, пассивный (мост через пропасть, мерзкая старуха, не одобряющая поведение своей дочери или внучки).

27 стр., 13064 слов

Проявление эмоций в конфликте

ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ   6 1.1. Сущность межличностных конфликтов.................................................. 6 1.2. Факторы и механизмы конфликтного поведения личности................... 8 1.3. Конфликтное взаимодействие в ...

При этом внутренние конфликты встречаются в 5 рассказах, конфликты в отношениях — в 3 рассказах, и ни одного внешнего конфликта. Количество конфликтов в настоящем отражает актуальный уровень конфликтности испытуемой, и распространяются на определенные сферы (см. конфликтные сферы).

Большее количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемой. Исходы конфликтов отсутствуют в большинстве рассказов.

Из четырех возможных жизненных позиций встречаются две — созерцательная (11 сюжетов) и деятельная (2 сюжета).

В целом пассивная позиция преобладает над активной, а осознанность — над её отсутствием. Это может свидетельствовать о склонности к рационализации действий и преобладании выжидательной, реактивной линии поведения, хотя в ряде случаев может проявляться активность.

Таким образом, по результатам обследования выявились конфликтные сферы: отношения между мужчиной и женщиной, отношения между матерью и дочерью, сексуальные проблемы и конфликты, агрессивные тенденции; также выявилась хорошая ориентировка в ситуациях реальной жизни, но дезорганизующее влияние эмоций на выполнение деятельности, относящейся к сферам: отношение к смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия и агрессивные тенденции, отношения к мужчинам/женщинам, детские страхи, суицидальные тенденции. Можно предположить трудности в использовании испытуемой своего прошлого опыта и нарушения механизма планирования собственной деятельности, построения временной перспективы. Отмечается высокая интенсивность процессов интеллектуальной переработки информации, что указывает на рациональный склад обследуемой. Иногда интеллектуальная деятельность подавляет эмоции. Можно отметить тенденцию к игнорированию поступающей извне информации. Наличие показателей высокой самооценки испытуемой и её уверенности в себе, а также признаки демонстративности. Отмечаются такие типы психологической защиты как вытеснение, отрицание и рационализация. Большая склонность к реактивному поведению, чем к целенаправленному; внутренняя напряженность и дисгармоничность личности обследуемой.

17 стр., 8213 слов

Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника

... лучше понять специфику семейных отношений обследуемой семьи, оказать им квалифицированную ... к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления ... конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Высокие оценки ... , каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений. По формам: ...

Медицинский психолог