Общие способности, что влияют на результат художественной способности |
Общие художественные способности |
Специальные художественные способности |
Стадии развития способностей:Задатки,Способности,Одаренность, Талант,Гениальность Задатки- это врожденные, анатомически и физиологические особенности организма, основа для развития способностей- природные предпосылки (развитая мелкая моторика рук). Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» Талант — определённые или выдающиеся[2] способности, которые открываются с приобретением опыта[3], формируя навык. Гениальность (от лат. genius — дух) — высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющихважное значение для развития общества. |
общие ( проявляющ. Во всех видах деят-ти человека- например интеллектуальные) аналитического выделения компонентов художественных способностейспособность целостного видения, -способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления -способность точной оценки отклонения от опорных направлений, -способность точной оценки пропорций, -способность оценки «светлотных» отношений, -способность к оценке перспективных сокращений, -способность к цвету, -зрительную память. Кроме того, этим автором далее доказывается, что «индивидуальные различия в отношении данной деятельности необходимо искать прежде всего в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений». Одним из важнейших компонентов художественных способностей в изобразительном искусство является способность целостного или синтетического видения. Не менее существенны ряд двигательных реакций и связанное с ними мышечное «чувство», а также способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций. |
специальные ( проявляющ в отдельных видах деят-ти (математич,музык, художестве). Способности — это психологические качества, которые необходимы для выполне-ния деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер). Художественные способности- психические свойства личности,обеспечивающие успещность художественно-творч. Деятельности: рисования,лепки и т.п. Делятся на: 1.основные или ведущие ( свойства худож.творчесткаого воображения и мышления, обеспечив. Создание оригин.композиции); свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение- особенно развитые эстетические чувства; волевые качества личности,обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов. 2.Вспомогательные или опорные ( высокая природная чувствительность зрительного анализатора к цвету, тону,факторе,пропорции..) Сенсорные качества, которые способствуют быстрому усвоению технических приемов работы в материале. Показатели художеств способностей : наличие склонности к изо д-ти; передача сходства с изображ обьектом(п); быстрота усвоений спец ЗУНОВ (п); наличие выразит композиции в работе (4); способность разглядеть и передать характерное,типичное для предмета (п); наличие цельности изображения (п); работоспособность и др. Закономерности проявления в процессе обучения. Природная основа развития ХС- задатки, под влиянием решающих факторов развития (общественная среда,деятельность) начинается развитие худ.с либо целенаправленно, либо стихийно. Возрастные особенности проявления: естеств. Склонность к из – 5-9, пик 6-7, угасание интереса- с 10 лет; проявление осознанной склонности с 10-12 лет. |
Вывод: Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям — в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее. Эстетическое отношение как основа способностей к художественному творчеству
Б. М.Теплов и его последователи не делали акцент на творчестве в искусстве. По мнению А. А.Мелик-Пашаева, основа художественного творчества не ограничивается набором способностей (элементарных или комплексных), а представляет собой особое состояние личности, описанное многими людьми искусства. Это особый опыт, захватывающий всю личность, способ видения мира.
Развитое эстетическое отношение характеризуется переживанием единства с миром, отсутствием противопоставления себя и окружающих объектов. Художник (в широком смысле слова — человек, занимающийся искусством) видит и открывает в объекте родственную ему внутреннюю жизнь. Внешняя форма вещи служит выражением внутренней сущности, определенного характера, настроения. Эстетическое отношение неутилитарно, поскольку оно изымает предмет из практической, житейской плоскости. Оно особым образом изменяет, трансформирует сознание. Творчество переживается как выход за границы обыденного сознания, художник хочет сохранить пережитый опыт, сделать его доступным восприятию других людей. В этом заключается мотивирующий аспект эстетического отношения — открывшееся художнику переживание иного облика предметов, иной жизни должно быть сохранено, что приводит к созданию художественного образа. Новый опыт воспринимается глубоко эмоционально. Отметим, что эмоциональность вообще является одной из отличительных черт художественного типа личности.
Все частные стороны психики человека, его конкретные умения, навыки становятся художественными способностями лишь в той мере, в какой они способствуют
Созданию выразительного образа. Например, способность тонко различать цвета традиционно приписывалась живописцам. Однако существует немало людей, хорошо ориентирующихся в оттенках цвета, но не имеющих при этом никакого отношения к искусству. Отличие художника в том, что он использует выразительность цвета для передачи тонких оттенков настроения, цвета для него — выражения духовной сущности.
Исследования показали, что дети 6-10 лет обладают хорошими задатками для развития эстетического отношения. По результатам выполнения многих заданий, исследующих развитие эстетического отношения, они оказались ближе к взрослым художникам, чем подростки и взрослые, не связанные с искусством. Дети склонны к одушевлению окружающих предметов — эта необходимая в игре способность часто теряется по мере ухода игры из жизни ребенка. У младших школьников еще нет четких границ, отделяющих Я от мира, они открыты впечатлениям и ориентируются больше на эмоциональное восприятие, чем на интеллектуально-логическое познание действительности.
На эти особенности детской психики необходимо опираться при развитии эстетического отношения к миру. Развитие именно этого основного качества художника и является главной задачей эстетического развития детей. При таком подходе ребенка учат ценить собственный уникальный взгляд на мир, а формирование конкретных умений и технических навыков — лишь подчиненный момент художественного образования.