Концепция развития личности: сущность и специфика

Курсовая работа

Общая психология (курс 1)

Концепция развития личности: сущность и специфика

Содержание

Введение

. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности

. Самооценки и ценностные ориентации личности

. Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Проблема. Субъективная значимость для человека тех либо иных ценностей, определяясь такими разными источниками на разных этапах развития науки как: божественный (природный разум); принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности; универсальный закон сохранения вида; этические нормы микросоциального окружения и общества в целом; внутренняя психологическая природа человека. В настоящее время направленность личности на одни либо другие ценности или ценностные ориентации рассматривается в виде двойственное по своему происхождению образование, которое основано одновременно на индивидуальном, а также социальном опыте.

Ценностные ориентации индивидуума, выполняя двойственные функции, связывают его внутренний мир с окружающей действительностью, образуя сложную многоуровневую иерархическую систему, представляя собой один из важнейших компонентов структуры личности, а также занимая пограничное положение между её мотивационно-потребностной сферой, а ещё и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. Ценности и ценностные ориентации человека на протяжении всей истории представляли собой одни из наиболее важных объектов исследования, как философии, так и этики, не только социологии, но и психологии на всех этапах их становления, а также развития как отдельных отраслей знания. На сегодняшний день самооценка и ценностные ориентации человеческого бытия выходят на первый план научного познания. При этом, формируя современный, аксиологический, этап развития науки.

Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. В настоящее время существует такое множество психодиагностических методик, что возникла необходимость их классификации, которая осуществляется либо с точки зрения научно-практической применимости, либо с точки зрения научно-теоретической обоснованности. В процессе разного рода классификаций психодиагностических методик выделяют их конкретные достижения и недостатки, без которых не обходится ни одна из них.

11 стр., 5417 слов

Ценностные ориентации, их влияние на человека

... ценностных ориентаций в поведении личности. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации ... свободу. Не только наука, - каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными ориентациями. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным ...

Актуальность исследования заключается в том, что ценности и ценностные ориентации человека на протяжении всей истории представляли собой одни из наиболее важных объектов исследования, как философии, так и этики, не только социологии, но и психологии на всех этапах их становления, а также развития как отдельных отраслей знания. На сегодняшний день самооценка и ценностные ориентации человеческого бытия выходят на первый план научного познания. При этом, формируя современный, аксиологический, этап развития науки.

Степень разработанности проблемы отражает обзор содержания учебников и учебных пособий по дисциплине «Общая психология», посвященных анализу и синтезу понятий самооценки и ценностные ориентации личности: А.Г. Маклакова, А.В. Карпова, Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера, О.Н. Первушиной и А.М. Столяренко, где проблема развития самооценки, а также ценностных ориентации индивидуума только характеризуется общими тенденциями. Общие моменты рассматриваемых свойств сознания затронуты в Хрестоматии «Психология» обозначив основные тенденции. Историко-теоретические аспекты развития личности в период юности затронуты в учебниках и учебных пособиях «История психологии» А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, А.В. Морозова. Эмпирическое обоснование исследования заложены в информационно- аналитическом журнале «Вопросы психологии». Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что такая тема как «Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности» не полностью раскрыта, а ещё и требует дальнейшей разработки на современном этапе развития общества, учитывая при этом новые современные социально-экономические условия.

Цель курсовой работы состоит в содержании исследований самооценки и ценностных ориентаций личности.

25 стр., 12301 слов

Самооценка и ее развитие в онтогенезе

... его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к ... родителями и со сверстниками. Одним из факторов общения выступает уровень развития, ценностные ориентации подростка и той группы, в которую он входит. Отношения со ...

Задачи исследования этого труда, определенные поставленной целью, — исследование самооценки и ценностных ориентаций личности, являясь конкретными последовательными этапами или путями решения проблемы исследования по достижению вышеуказанной цели.

Задачи исследования характеризуются следующим образом: 1) предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности (зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности); 2) методология исследований самооценки и ценностные ориентации личности; 3) самооценки и ценностные ориентации личности (самооценки личности, ценностные ориентации личности); 4) эволюция структуры ценностей личности; 5) исследование самооценки и ценностных ориентаций личности (исследование самооценок личности, перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности).

При исследовании были использовать такие методы как: 1) изучение и анализ научной литературы; 2) изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; 3) моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Практическая значимость этой работы заключается в подчинении определенным закономерностям развития самооценки и системы ценностных ориентации личности преобладание на протяжении индивидуального развития действия одних либо иных факторов, а также механизмов, которые реализуют процессы личностной динамики, при определении доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, формируемый аналогичным типом личности.

1. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности

Зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности

Исследования самооценки, а также ценностных ориентаций личности как свойств сознания отражены в следующем ряде работ. Как подчёркивает Т.Д. Марцинковская, связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали учёные, с их идеалами и ценностными ориентациями. Систематическое изучение ценностных ориентаций личности, началось с У. Джемса (1842-1910), трактовавший вышеперечисленные свойства сознания, как ценностные ориентации характеризующие личность. Дальнейшее развитие знаний о ценностных ориентациях связано в основном с развитием отечественной психологии. В поисках объективной психологии И.М. Сеченов (1829-1905) высказывал своё мнение о том, что двойная детерминация уводит её в сторону от объективности, и потому не соглашался с К. Д. Кавелиным (1818-1885), который искал ответ на вопрос о роли культуры в происхождении ценностных ориентации человека.

8 стр., 3665 слов

исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей Я-концепции личности с ее ценностными ориентациями

... , содержанию и структуре ценностных ориентаций личности; 4) установление соотношения самооценки, как одной из составляющей Я-концепции личности, с ее ценностными ориентациями; 5) эмипирическое исследование ценностных ориентаций и самооценки: a.подбор методик ...

Параллельно с исследованиями ценностных ориентаций затрагивались и развитие знаний о самооценке личности. По мнению А.В. Морозова, именно У. Джеймсу стал своеобразным пионерам, характеризовав, восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени. Общепсихологическая разработка самооценки как свойства сознания заключается в процесс психического развития индивидуума, который имеет характер нелинейности, а также зависит как от социальной среды, так и от окружения, а ещё и от воспитания личности. При этом, аналогия, которая реально существует при сравнительном анализе процессов познавательного развития, а также становления самооценки, обуславливает развитие личности, определяющаяся как важнейшие качества взрослого разумного человека с адекватной самооценкой. Самооценка в качестве свойства сознания имеет тенденцию к снижению, предотвравщение которой заключается в недовольстве индивидуумом собой, которое не накапливалось, при снятии напряженности от осознания своих грехов, способствовавшее укоренённости не только с собой, но и с другими, а также предотвращало снижение самооценки. В.Н. Мясищев (1893-1973), как представитель ленинградской психологической школы, которая являлась наследницей В.М. Бехтерева (1857-1927) (разработка поведенческого направления в советской психологии в 20-х гг. XX в.) рассматривал ценностные ориентации и самооценку личности как одно из свойств сознания находится в одном ряду с элементами структуры личности.

Самооценка и ценностные ориентации нашли свое место не только в психологии, но и смежных дисциплинах. Следует согласиться с А.Г. Маклаковым, что факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль (Б.Ф. Ломов).

19 стр., 9179 слов

Гендерный аспект ценностных ориентаций

... , объективные), так и личностные (частночеловеческие, субъективные, ценностные ориентации) ценности, указывая на двойственную природу ценностей. Ценности включены в структуру личности человека, являясь при этом ее ядром. Переход ... В.Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят ...

Критики официальной психологии как естественной науки выступили с «гуманистическими» ценностями, то есть индивидуальность и автономность личности, а также творческие способности человека (50-60-х гг. XX в.), которая довольно скоро привела к потере уверенности в том, что существует независимая личность. Как подчёркивает А.Н. Ждан, А. Маслоу (1908-1970 гг.) основные потребности и цели человеческого бытия как теоретические аналоги политическим ценностям американского общества — либерализма, свободы, достоинства и самореализации индивида. При этом в сотрудничестве с Р. Мэйем (1909-1994), которое содержало цель характеризуемую стремлением повернуть психологию к гуманистическим ценностям, то есть безусловное принятие свободного человека. Западная культура, в которую К. Роджерс (1902-1987), от которого произросло великое множество направлений терапии, а также психологических практик, внёс большой вклад, все успешнее переняла социальные ценности, при переводе их на язык личных переживаний.

В соответствии с принципом единства как психического, так и биологического, а также требованиями объективной оценки свойств сознания, которые являются предметом исследования данного труда, дальнейшее исследование самооценки и ценностных ориентаций проводилось в таких двух направлениях как исследование функционального состояния и эмоционального состояния (исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддается объективной диагностике, то есть диагностике физиологических параметров), интенсивностный показатель. По мнению Б.С. Братусь, в сознании определенной части российских психологов постепенно произошел, точнее, происходит поворот в ориентации: от прежней — естественнонаучной, от подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия. Поэтому, на сегодняшний день, при вступлении в метафизическое пространство, то есть вступление в область духовного измерения, целесообразно поставить вопрос, как о его природе, так и об идеях, не только об образах, но и о ценностях, которые опосредствуются в символах или медиаторах, составляющих данную сферу.

В этом случае вышеуказанные элементы строят, определяя её конструкцию, а также движение. В настоящее время наиболее распространенной позицией является ставка на общечеловеческие ценности (ценности, идеи, установления, свойственные всему человечеству).

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных качеств.

... . 8. Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей в жизни основных средств их достижения и приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. 9 ... систему, включающую в себя множество переменных, основной из которых является личность. Человек как автор социального действия и взаимодействия выступает непосредственным объектом социологического ...

Данная позиция, которая представляет собой вполне подходящую позицию, характеризуясь адекватностью, как нравственному действию, так и психологически, энергетически оказывается, однако, нередко недостаточной, как бы вторичной для духовной сферы. При этом, любая ценность, прежде чем стать «общечеловеческой» ценностью, была «частночеловеческой» ценностью, возникшей в определенной культуре. Здесь «частночеловеческая» ценность была обусловлена верой, как при страданиях за неё, так и свидетельствование о ней, а также, иногда ценою жизни, отстаивание её, иногда ценою жизни. Следовательно, общечеловеческая ценность представляет собой готовый или так называемый снятый результат живого культурного процесса, когда людей придавали казням не за абстрактно общечеловеческие ценности, не смотря на то, что их мужество, а также свидетельство имеет общечеловеческий смысл.

Методология исследований самооценки и ценностные ориентации личности

Методическая сторона проблемы расхождения между декларируемыми, а также реальными ценностями была осуществлена группой одесских социологов (70-е гг. XX в.).

При этом, наиболее убедительные эмпирические факты были получены в оригинальном психологическом эксперименте, который провела Е.Е. Насиновская, использовав методику косвенного постгипнотического внушения. Здесь было зафиксировано заметное расхождение между декларируемой значимостью данных ценностей, а также степенью их влияния на постгипнотическую деятельность.

М.Б. Кунявский, В.Б. Моин и И.М.Попова называют четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями: 1) система личностных ценностей (недостаточно развитая рефлексия), которая недостаточно устоялась и плохо структурировалась, не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни; 2) может субъективно преувеличиваться (преуменьшаться) значимость тех либо иных ценностей под действием механизмов стабилизации самооценки, а также психологической защиты; 3) причиной рассогласований может выступать наличие в сознании любого человека самого разного рода ценностных представлений может выступать причиной рассогласований.

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние на выбор профориентации

... авторов рассматривают формирование ценностных ориентаций как процесс интеграции моральных норм и ценностей общества во внутренний план личности. Рассматривая проблему влияния ценностных ориентаций личности на профессиональное самоопределение студентов ...

Не пользуясь понятием «ценностные ориентации», Ч. Моррис различал ценности оперативные или действенные. Ценности в виде аспекта мотивации, а ценностные ориентации в форме определенных концепций характеризовала К. Клакхон. Убеждения, которые диагностируются при помощи метода прямого ранжирования, ценностями обуславливал М. Рокич.

Рассмотрение общественных, а также личностных ценностей строилось как на их противопоставлении, так и на изначальном конфликтном взаимодействии имело место в рамках асоциальной парадигмы. Фактическое отождествление социальных, а также личностных ценностей происходило в рамках пансоциальной парадигмы личности, которая характерна до недавнего времени для отечественной психологии (Д.А. Леонтьев и А.Г. Асмолов).

Где в рамках «культурно-исторической психологии» культура, а также общество, и социальные ценности представляют собой материалом индивидуального развития, заключайся в не только в их присвоении, но и в превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности. самооценка личность психодиагностический ценность

В связи со степенью совпадения четырёх видов соотношений личностных, а также социальных ценностей, каждый из следующих видов соотношения личностных и социальных ценностей, которые связаны с различными вариантами социализации личности (по Д.А. Леонтьеву).

Конформное развитие, то есть максимальное совпадение ценностного ядра, а также периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, которая распространена в данном социуме. Вариативное развитие или явное совпадение ядер индивидуальной, а также общественной ценностных структур и расхождение их периферий. Маргинальное развитие, то есть некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий. Девиантное развитие, включающее в себя некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер.

2. Самооценки и ценностные ориентации личности

Самооценки личности

Стремление выразить себя, как личность, с лучшей, положительной стороны — это один из важнейших импульсов жизнедеятельности человека. При этом, мотив самоуважения, то есть признания собственной социальной, а также человеческой значимости, присутствует и при формировании «Я — концепции», конструируясь, уточняясь, а также укрепляясь во взаимодействии с социальной средой: каким образом оценивают индивидуума окружающие, таким образом последний представляет себя. В этом случае, анализ оценок других людей предполагает тот факт, что индивид соотносит свое настоящее «Я» с прошлым, а также с будущим прогнозируя его. Здесь наиболее важным для индивидуума является сравнение в таких двух основных сферах жизнедеятельности, как карьера и личная жизнь. Поэтому, тем сложнее реализовать запросы индивидуума, чем выше их уровень, при постоянном оценивании реализации своих поставленных целей, по отношению с другими людьми, с объективной точки зрения, соизмеряя свои желания с возможностями.

Что касается анализа отечественной теории самооценки, то учебники и учебные пособия по данному поводу имеют следующее мнение. Как подчёркивает А.В. Морозов, самооценка — это оценка человеком собственных возможностей качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. Следует отметить, что немалое значение в формировании «Я — концепции» имеет такое социально-психологическое качество личности как ценностные ориентации. В этом случае, приверженность к постоянству побуждает поддерживать устойчивость сложившегося «Я — образа», даже при неудовлетворительном образе. При этом, на всех стадиях развития личности, как устойчивость, так и постоянство, а также преемственность индивидуально-личностных черт выражены сильнее, чем её изменчивость. Таким образом, самооценка в онтогенезе меняется иерархией ценностей, а не уровнем самооценок.

Ценностные ориентации личности

Понятие «ценности», которая является категорией самосознания, обозначая как объекты, так и явления, не только их свойства и абстрактные идеи, но и воплощение в общественных идеалах, выступая благодаря этому как эталон должного, представляет собой категорию самосознания, которое тем либо иным образом формирует поведение индивида.

Что касается российского менталитета, то на первый план выходят нравственные ценности, при компенсации моральных ценностей правовыми ценностями, которые представлены тем, что правда и справедливость становятся важнее истины. Следует отметить и то, что на сегодняшний день те ценности, которые считаются устарелыми, уступают место новым ценностям для российского человека, который привык к директивности, абсолютизму власти. При этом, как подлинная свобода, так и демократия, не только предпринимательство, становясь первостепенными ориентирами для страны, отражается на молодом поколении, которое активно откликнулось на изменившиеся общественные условия, при обнаружении независимости, уверенности в себе, целеустремленности, напористости, нежелании считаться с чужим мнением, амбициозности, агрессивности, как свойства характера.

Здесь один тип личности определяет как тип коллективиста, то есть индивидуума, который относится к данному типу, способного отвечать за результаты своего поведения, воспринимая себя, а также общество суверенными единицами. Другой тип личности объединяет людей, предпочитающих видеть себя объектом, а общество — субъектом. Третий тип личности (индивидуалист) характеризуется людьми, склонных ощущать себя субъектом действия, а общество — объектом для извлечения выгоды, являющийся актуальным на сегодняшний день. Для всех без исключения людей остаются ценности, которые имеют смыслообразующий характер. В первую очередь, это ценность жизни, как единственное условие существования любой другой ценности. При этом, формируются и отношения, как между людьми, так и обществом, а также человеком, который есть мера всех вещей, то есть абсолютная ценность, представляет собой в зависимости от понимания ценности жизни.

Система ценностей порождает в сознании личности систему ценностных ориентаций (как идеальные, так и политические, не только моральные, но и эстетические, а также другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней), с помощью которых последний проводит социальную регуляция своего поведения.

Как подчёркивает А.М. Столяренко, ценностные ориентации — это те социальные ценности, которые поняты, внутренне одобрены, приобрели личностный смысл и значение именно для данного человека и побуждают его уважать, оберегать и защищать их своим поведением. По замечанию А.В. Карпова, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства. По мнению А.Г. Маклакова, в мировоззрении отражаются ценностные ориентации людей. Следует согласиться с О.Н. Первушиной, что в структуру личности входят ценностные ориентации. Как отмечают Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера, структура характеров (по А.Ф. Лазурскому) чётко координируется вокруг ценностных ориентации человека. По словам А.В. Запорожец, допсихические уровни афферентации и регуляции (уровни отражения действительности) характеризуются известной иерархией ценностных ориентаций.

За ценностными ориентациями, формируясь в процессе социализации индивида, обнаруживаются в не только в идеалах, но и в убеждениях, а также в интересах личности, то есть ценность как некая первооснова жизни и деятельности человека, которая носит в той либо иной степени идеальный характер, стоят потребности индивидуума, которые реально существуют, а также побуждают его к активным действиям для достижения поставленных целей. Поэтому, понятие ценностные ориентации конкретизует понятие ценности.

Могут значительно отличаться в одном и том же обществе ценностные ориентации каждого индивидуума, а также и групп индивидов: могут преобладать социально-политические диспозиции (в одних слоях), в других — утилитарные, то есть вещи, деньги (в других слоях), эстетические (в третьих слоях), этико-религиозные (в четвертых слоях).

Таким образом, ценностные ориентации — это важнейшим структурный элемент поступка, совокупность которых образует так называемую ось сознания, обеспечивающая преемственность определенного типа поведения, а также деятельности, которая выражена в направленности потребностей и интересов.

При этом, ценностные ориентации, являясь устойчивыми, не зависимо от моральности, обеспечивают целостность личности, а также её последовательность в достижении поставленных целей, а противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении, а ещё и отсутствие предпосылок, как к взаимопониманию, так и к групповой сплоченности. Теперь о содержании ценностных ориентаций, которые в совокупности представляют собой не только направленность личности, но и её мировоззрение, как убеждения, так и идеалы. Рассматривая ценностные ориентации индивидуума в онтогенезе, следует отметить, что в течение всей его жизни именно ценностные критерии включают в себя определяющий момент в ситуации выбора.

Эволюция структуры ценностей личности

Связанная с мотивацией, то есть побуждения, которые вызывают активность организма, а также определяют её направленность эволюции структуры ценностей личности. При этом, соотносясь друг с другом, мотив, а также ценность, определенным образом обусловлен потребностью, выраженная в интересе, объективируясь в том либо ином предмете, а овладение данным предметом становится целью действующего субъекта. В этом случае, движение к цели направленно мотивом, ядро которого — ценность. Здесь мотив и ценность как понятия входят одно в другое различаются по своему содержанию, а также функциям: ценность имеет универсальный характер, а мотив индивидуален всегда; в содержание сознания входит ценность, не обладающая энергией, а мотив — это побудитель к действию. Поэтому, под влиянием эмоций формируется мотив, а сама по себе ценность сама по себе не имеет яркую эмоциональную окраску. Следовательно, эмоциональные проявления активизируют волю, а в случае возникновения препятствия вызывают борьбу мотивов, которая завершается не одинаково, то есть зависит от индивидуально-психологических особенностей индивидуума. Ценностные ориентации, не являясь побудительной силой, но дающая основное направление действиям, которое предопределяя их характер, намечают смыслы жизни на данном её этапе, а значит, мотивацию деятельности. При этом, ценностные ориентации могут эволюционировать и регрессировать. Таким образом, эволюция ценностных ориентаций характеризуется постепенным переходом от эмоциональных последствий поведенческих актов к осознаваемым мотивам, которые являются смыслообразующими, побудительным.

3. Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности

Исследование самооценок личности

Исследование самооценок личности характеризуется их выраженностью в онтогенезе. Смена ценностных ориентаций, которые связаны с угасанием одних, а также развитием других потребностей, которые приходится на кризисные моменты жизни, а также деятельности индивидуума, более всего связанная с периодом его взросления. Что касается исследований самооценок личности школьного возраста, как наиболее благоприятная пора с целью становления, а также развития ценностных ориентаций личности, то цель этого исследования представляет собой от первых до последних лет их пребывания в школе анализ динамики ценностных школьников. При этом, используются такие методические материалы как: 1) методика «Три оценки» А.И. Липкиной (изучение самооценки младшего школьника); 2) методика «Незаконченные предложения» Н.Н. Толстых (изучения мотивации школьников); 3) метод изучения самооценки, а также уровня притязаний (А. Лембо и С. Рубинштейна); 4) методика «Несуществующее животное» (оценка личностных особенностей); 5) опросник А. Басса и А. Ларки (диагностика состояния агрессии); 6) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 7) методика исследования личностных особенностей младшего школьника (тест Р. Кэттела, Р. Коана).

Методика, которая отличаясь крайней простотой, считается классической в области изучения самооценки, характеризуется частично стандартизированным типом беседы на материале исследования самооценки по методике Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн, которая отличаясь крайней простотой, считается классической в области изучения самооценки (Приложение А).

Сама процедура самооценки по данной методике обуславливает то, что экспериментатор заранее готов к проведению беседы, т. е. имеет её программу, а также средства реализации. В этом случае, самооценка включает в себя восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми.

Самооценку пожилых людей необходимо рассматривать, учитывая дополнительные факторы — оценка индивидуумом прожитой жизни и социально-психологический тип его старения. Для изучения самооценок личности используется нарративное интервью, а методика исследования — тесты Розенберга, «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) и «Переживание времени». С целью количественного выражения самооценки респондентов используется пятибалльная шкала Гуттмана, где максимальная оценка является сорок, минимальная равна нулю. Результаты теста «Кто Я?», обусловленный опросом, где индивид характеризует самого себя (личностные или персональные свойства, по критерию социогрупповая идентификация, где доминирует семья и т.д.), позволяют причислить респондента к одному из социально-психологических типов. Тест «Переживание времени», характеризуемый десятью шкалами, оценивает как цельность своей настоящей жизни, так и её темп, который наполнен, не только своим интересом, но и эмоциональным отношением к ней. Здесь, цель методики заключается в непосредственном определении уровня самооценки респондента, то есть не только его социальное положение, но и настроение, как оценка прошлой и настоящей жизни, так и ощущение своего возраста.

Перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности

В процессе развития психологической науки проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности является актуальной. На сегодняшний день существование множества психодиагностических методик обуславливает необходимость их классификации, осуществляемая с точек зрения научно-практической применимости или научно-теоретической обоснованности. При этом, выделяют конкретные достижения, а также недостатки психодиагностических методик, без которых не обходится ни одна из них, в процессе разного рода их классификаций. В этом случае, проблема получения достоверной информации в процессе психологической диагностики самооценки личности компенсируется особенности новой компьютерной технологии психодиагностики «FreCho» при исследовании рефлексии личности в процессе деятельности. Здесь решение вычлененной проблемы находит своё отражение в информативной достоверности метода самооценки личности, исследовании адекватности самооценки личности в процессе деятельности, методе латентной самооценки в компьютерной технологии «FreCho» и в результаты эксперимента по данному методу.

Информативная достоверность метода самооценки личности, как этап решение проблемы рефлексии личности в процессе деятельности, включает в себя содержание информации, которая получается в процессе психологического исследования, зависящая от теоретико-методологической парадигмы, а также философской ориентации психолога. При этом, важный фактор, который влияет на достоверность информации, которая получается, представляет собой сама личность исследователя (личностные особенности исследователя и особенности его взаимоотношений с исследуемым).

В этом случае стоит отметить тот факт, что вклад категории наблюдателя или исследователя в информацию, которая получена включает в себя таких два типа погрешностей наблюдения как: 1) тип погрешности, возникающий в контексте феномена участника-наблюдателя по аналогии с принципом неопределенности Гейзенберга в физике; 2) определяемый влиянием интересов наблюдателя на получаемую информацию.

Первый тип погрешности при психологическом исследовании равно, как и при физическом, можно характеризовать тем, что наблюдатель влияет на получаемую им информацию. Поэтому, в принципе, данные погрешности устранить в рамках методик, которые предполагает какое-либо взаимодействие участника, а также наблюдателя, практически нереально. Уменьшение второго типа погрешности, «эффекта предубежденности наблюдателя», осуществимо при разработки разного рода защит в методологии диагностики. Следовательно, психологические методики попадают в зависимость от имплицитных и эксплицитных философских уклонов наблюдателя (если пренебречь категорией последних), отражая непропорциональный эмфазис личностных, а также межличностных категорий, за счёт внешне контекстуальных методологических категорий.

Второй важный аспект проблемы достоверности информации, которая получается психодиагностическими методиками, — это определение самого объекта исследования. Здесь практически большинство психодиагностических методов предполагает применение метода самооценки в явной и в завуалированной форме, при часто просто на учитываемой множественной сущности «Я»-концепции. Таким образом, наибольшей информационной достоверностью могут обладать методики (методики определения коэффициента интеллекта), исключающие процесс самооценки самим испытуемым и факторы влияния личности психолога, которые вызывают разного рода погрешности.

Технология «FreCho», обладая высокой степенью достоверности результатов, которые получаются, обусловлена метода латентной самооценки — один из компонентов метода латентного компьютерного тестирования, позволяющий получить в эксплицитной форме личностные характеристики пробанта, которому не приходится тестироваться по методу самоотчёта, а при участии в деятельности, которая соответствует конкретной ситуационной модели, с фиксации объективных и субъективных результаты тестирования (Приложение Б).

Поэтому, в рамках новой технологии удается избежать так называемого психологического принципа неопределенности, добиваясь получения более объективных результатов тестирования, при сохранении субъективной составляющей, которая обусловлена высокой степенью достоверности, при этом не влияющая на степень достоверности остальных результатов.

Заключение

Выводы. Систематическое изучение ценностных ориентаций личности, началось с У. Джемса (1842-1910), трактовавший вышеперечисленные свойства сознания, как ценностные ориентации характеризующие личность. Дальнейшее развитие знаний о ценностных ориентациях связано в основном с развитием отечественной психологии. В поисках объективной психологии И.М. Сеченов (1829-1905) высказывал своё мнение о том, что двойная детерминация уводит её в сторону от объективности, и потому не соглашался с К. Д. Кавелиным (1818-1885), который искал ответ на вопрос о роли культуры в происхождении ценностных ориентации человека.

Общепсихологическая разработка самооценки как свойства сознания заключается в процесс психического развития индивидуума, который имеет характер нелинейности, а также зависит как от социальной среды, так и от окружения, а ещё и от воспитания личности. Самооценка в качестве свойства сознания имеет тенденцию к снижению, предотвравщение которой заключается в недовольстве индивидуумом собой, которое не накапливалось, при снятии напряженности от осознания своих грехов, способствовавшее укоренённости не только с собой, но и с другими, а также предотвращало снижение самооценки. В.Н. Мясищев (1893-1973), как представитель ленинградской психологической школы, которая являлась наследницей В.М. Бехтерева (1857-1927) (разработка поведенческого направления в советской психологии в 20-х гг. XX в.) рассматривал ценностные ориентации и самооценку личности как одно из свойств сознания находится в одном ряду с элементами структуры личности.

В соответствии с принципом единства как психического, так и биологического, а также требованиями объективной оценки свойств сознания, которые являются предметом исследования данного труда, дальнейшее исследование самооценки и ценностных ориентаций проводилось в таких двух направлениях как исследование функционального состояния и эмоционального состояния (исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддается объективной диагностике, то есть диагностике физиологических параметров), интенсивностный показатель. Поэтому, на сегодняшний день, при вступлении в метафизическое пространство, то есть вступление в область духовного измерения, целесообразно поставить вопрос, как о его природе, так и об идеях, не только об образах, но и о ценностях, которые опосредствуются в символах или медиаторах, составляющих данную сферу. Следовательно, общечеловеческая ценность представляет собой готовый или так называемый снятый результат живого культурного процесса, когда людей придавали казням не за абстрактно общечеловеческие ценности, не смотря на то, что их мужество, а также свидетельство имеет общечеловеческий смысл.

Тем сложнее реализовать запросы индивидуума, чем выше их уровень, при постоянном оценивании реализации своих поставленных целей, по отношению с другими людьми, с объективной точки зрения, соизмеряя свои желания с возможностями. Поэтому, самооценка личности в онтогенезе меняется иерархией ценностей, а не уровнем самооценок. Понятие «ценности», которая является категорией самосознания, обозначая как объекты, так и явления, не только их свойства и абстрактные идеи, но и воплощение в общественных идеалах, выступая благодаря этому как эталон должного, представляет собой категорию самосознания, которое тем либо иным образом формирует поведение индивида. Система ценностей порождает в сознании личности систему ценностных ориентаций (как идеальные, так и политические, не только моральные, но и эстетические, а также другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней), с помощью которых последний проводит социальную регуляция своего поведения. За ценностными ориентациями, формируясь в процессе социализации индивида, обнаруживаются в не только в идеалах, но и в убеждениях, а также в интересах личности, то есть ценность как некая первооснова жизни и деятельности человека, которая носит в той либо иной степени идеальный характер, стоят потребности индивидуума, которые реально существуют, а также побуждают его к активным действиям для достижения поставленных целей. Поэтому, понятие ценностные ориентации конкретизует понятие ценности.

Совпадения четырёх видов соотношений личностных, а также социальных ценностей, каждый из следующих видов соотношения личностных и социальных ценностей, которые связаны с различными вариантами социализации личности (по Д.А. Леонтьеву).

Конформное развитие, то есть максимальное совпадение ценностного ядра, а также периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, которая распространена в данном социуме. Вариативное развитие или явное совпадение ядер индивидуальной, а также общественной ценностных структур и расхождение их периферий. Маргинальное развитие, то есть некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий. Девиантное развитие, включающее в себя некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер.

Исследований самооценок личности школьного возраста, как наиболее благоприятная пора с целью становления, а также развития ценностных ориентаций личности, то цель этого исследования представляет собой от первых до последних лет их пребывания в школе анализ динамики ценностных школьников. Самооценку пожилых людей необходимо рассматривать, учитывая дополнительные факторы — оценка индивидуумом прожитой жизни и социально-психологический тип его старения.

Практическая значимость этой работы заключается в подчинении определенным закономерностям развития самооценки и системы ценностных ориентации личности преобладание на протяжении индивидуального развития действия одних либо иных факторов, а также механизмов, которые реализуют процессы личностной динамики, при определении доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, формируемый аналогичным типом личности.

Глоссарий

№ПонятияОпределения1Влияние эмоций на мотивэмоциональные проявления активизируют волю, а в случае возникновения препятствия вызывают борьбу мотивов, которая завершается не одинаково, то есть зависит от индивидуально-психологических особенностей индивидуума2Исследование самооценок личностивыраженность самооценок в онтогенезе, смены которых связаны с угасанием одних, а также развитием других потребностей, которые приходится на кризисные моменты жизни, а также деятельности индивидуума, более всего связанная с периодом его взросления3Исследование самооценок личности школьного возрастаисследование периода развития личности, как наиболее благоприятная пора с целью становления, а также развития ценностных ориентаций личности, то цель этого исследования представляет собой от первых до последних лет их пребывания в школе анализ динамики ценностных школьников4Мотив самоуваженияпризнания собственной социальной, а также человеческой значимости, присутствует и при формировании «Я — концепции», при конструируясь, уточняясь, а также укрепляясь во взаимодействии с социальной средой: каким образом оценивают индивидуума окружающие,5Самооценка оценка индивидуумом возможностей качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей, которые ему присущи6Система ценностейсистема, порождающаяся в сознании личности (идеальные, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок) обусловленная субъектом окружающей действительности и ориентации в ней, с помощью которых последний происходит социальную регуляция своего поведения 7Систематическое изучение ценностных ориентаций личности трактовка свойств сознания, как ценностных ориентаций характеризующихся личностью8Содержание ценностных ориентацийнаправленность личности, её мировоззрение, убеждения и идеалы9Ценностные ориентацииважнейший структурный элемент поступка, совокупность которых образует так называемую ось сознания, обеспечивающая преемственность определенного типа поведения, а также деятельности, которая выражена в направленности потребностей и интересов10Эволюция ценностных ориентацийпостепенный переход от эмоциональных последствий поведенческих актов к осознаваемым мотивам, которые являются смыслообразующими, побудительнымСписок использованных источников

1Вопросы психологии [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Логос»». — М.: Логос, 1997. — ISSN 5628-2691. 1997, № 52Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней [Текст] : учебник для вузов. Серии «Gaudeamus», «Классический университетский учебник». Пятое издание, переработанное и дополненное / А.Н. Ждан — М.: Академический Проект, 2004. — 576 с. — ISBN 5-691-00181-73Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] : учебник / А.Г. Маклаков — С.Пб.: Питер, 2000. — 592 с. — ISBN 5-272-00062-54Марцинковская Т.Д. История психологии [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 544 с. — ISBN 5-7695-0641-55Морозов А.В. История психологии [Текст] : учебное пособие для вузов. Серия «Gaudeamus» / А.В. Морозов — М.: Академический Проект, 2003. — 288 с. — («Gaudeamus») — ISBN 5-8291-0273-06Общая психология [Текст] : учебник / Под общей редакцией проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. — 232 с. — ISBN 5-8297-0111-17Общая психология [Текст] : учебник для вузов / Под редакцией Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера — Саратов. «Научная книга», 2003. — 480 с. — ISBN 5-93888-046078Первушина О.Н. Общая психология [Текст] : методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 90 с. — ISBN 5-272-00062-59Психология [Текст] : хрестоматия. Часть вторая. М.: СГА, 2004. — 161 с. — ISBN 5-8323-0345-810Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология [Текст] : учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. Серия «Среднее профессиональное образование: PERFICE ТЕ» / А.М. Столяренко — М.: Юнити-Дана, 2003. — 382 с. — ISBN 5-238-00540-7