Доклад Философские проблемы этологии

Философские проблемы этологии

Этология (от греч. éthos — характер) — одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции. Термин введён в биологию в 1859 французским зоологом Изидором Жоффруа Сент-Илером.

Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного»

Изучение целостного поведения животных в естественных условиях имеет длительную историю. В трудах естествоиспытателей 18-19 вв. был собран огромный описательный (немецкий учёный Г. Реймарус, французские учёные Ж. Л. Бюффон и Ж. А. Фабр) и отчасти экспериментальный (французский зоолог Ф. Кювье) материал, позволивший выделить и четко определить категорию инстинктивного поведения. Непосредственное влияние на развитие этологии оказали труды Ч. Дарвина. Собранные им многочисленные факты о поведении животного в естественных условиях позволяли различить основные категории поведения — инстинкт, способность к обучению и элементарную способность к рассуждению. Дарвин указывал также, что признаки поведения животного, как и признаки его строения, характеризуются наследственностью и изменчивостью. На примере инстинктов Дарвин показал возможные пути формирования признаков поведения в процессе естественного отбора. Непосредственное влияние на формирование этологических представлений оказали исследования английского учёного Д. Сполдинга, американского — Ч. О. Уитмена и немецкого — О. Хейнрота, в которых было экспериментально показано, что некоторые формы поведения имеют врождённую основу, постоянство выражения и видоспецифичность. Как самостоятельное научное направление, отличное от физиологических и психологических школ исследования поведения (зоопсихология, бихевиоризм и пр.), этология оформилась в 30-х гг. 20 в. Её признанные основоположники — австрийский зоолог К. Лоренц и нидерландский зоолог Н. Тинберген. В теоретических работах Лоренца (1931-37) были обобщены основные взгляды предшественников — американских учёных Ч. Уитмена и У. Крега, немецких — Я. Икскюля и О. Хейнрота и ряда учёных других направлений (французского учёного Ж. Лёба, американских учёных Г. Дженнингса, У. Мак-Дугалла и др.).

В работах Лоренца, Тинбергена и их последователей (нидерландского учёного Г. Берендса, немецких учёных В. Виклера и П. Лейхаузена и многих др.) были заложены основы теории инстинктивного поведения. Период расцвета и признания идей классической этологии продолжался (в основном в Европе) с середины 30-х гг. до конца 50-х гг. 20 в. В США этологические концепции вызвали первоначально довольно резкое противодействие со стороны зоопсихологов и бихевиористов. Дальнейшая эволюция этологических взглядов происходила, с одной стороны, под влиянием критики физиологов и психологов, с другой стороны, за счёт активного восприятия новым поколением этологов передовых идей экологии, нейрофизиологии и ряда других наук. В результате в 60-70-х гг. наблюдается тенденция к трансформации первоначальных концепций школы Лоренца — Тинбергена и к их синтезу с положениями других поведенческих и биологических дисциплин. Этология постепенно теряет характер изолированной дисциплины и становится частью формирующейся синтетической науки о поведении. Этология возникла в основном на базе полевой зоологии (главным образом орнитологии) и эволюционного учения и обладает тесными и постоянно крепнущими контактами с физиологией, экологией, популяционной генетикой и генетикой поведения. Традиционным для Э.

3 стр., 1070 слов

6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия ...

... клеток и экспериментальных станков. Хотя одним из важных методов этологии было изучение поведения в природных условиях, он вовсе не был в классический период ни ... том числе и прирученных животных). Как зоологи, Лоренц и Тинберген исходили, прежде всего, из того, что для изучения поведения животного нужно прежде всего освободить его из ...

объектом исследования является поведение животного в его естественном окружении. Полное описание видоспецифического поведения животных (с использованием объективных методов регистрации — киносъёмки, магнитофонных записей, хронометража) кладется в основу составления списка (этограммы) характерных для вида поведенческих актов. Этограммы животных разных видов подвергаются сравнительному анализу, который лежит в основе изучения эволюционных аспектов их поведения. Для этой цели этологи используют всё многообразие видов от беспозвоночных до человекообразных обезьян. Некоторые этологи начали применять эти методы к изучению поведения человека. При изучении поведения животных в процессе индивидуального развития организма этологи пользуются и лабораторными методами. Один из них — воспитание животного в изоляции от действия тех или других факторов внешней среды. Этот метод явился необходимым этапом в изучении онтогенеза поведения.

Основные положения традиционной этологии

Основой для развивавшейся этологами концепции послужили данные об особенностях формирования в онтогенезе ряда актов поведения. Некоторые из них представляют собой фиксированную стереотипную последовательность действий, причём обычно они характерны для всех особей данного вида и шаблонно выполняются в определённый период онтогенеза без специального обучения. Такие акты поведения были названы Лоренцем врождёнными инстинктивными движениями, или наследственно координированными актами. Многие инстинктивные движения проявляются только в ответ на определённые раздражители, названные ключевыми (или релизерами); эти раздражители опознаются животными уже при первом предъявлении без всякого индивидуального опыта. Например, красное пятно на брюшке самца колюшки вызывает агрессивную реакцию других самцов того же вида. Механизм, обеспечивающий выполнение двигательной реакции при действии соответствующего ключевого раздражителя, был назван «врождённым реализующим механизмом». Особую группу составляют раздражители, для опознавания которых требуется специфический тип обучения — запечатление. В данном случае раздражитель будет эффективен для взрослого животного только при условии, что он предъявлялся этому животному в определённый «чувствительный» период раннего постнатального (после рождения) онтогенеза.

9 стр., 4031 слов

Интерпретация поведения животных — это во многом рассказ о самом себе

... о себе». Н.К. Но кроме сравнительного изучения поведения животных этологи еще используют обучение приматов языкам-посредникам, а это более объективный ... исследователей. Этологический взгляд на проблему изучения психики и поведения животных был освещен в интервью М. Л. Бутовской, психологическую ... раз и не «готовит себе обед», он совершает действия без придания им смысла. Кто оценивает уровень воды? ...

Впоследствии было показано, что такие «чувствительные» периоды характерны для некоторых видов обучения, например при формировании песни у птиц. Исследование ключевых раздражителей и запечатления сыграло важную роль в познании механизмов общения животных. Было показано, что в значительной степени оно обеспечивается за счёт ключевых раздражителей — некоторых особенностей внешнего облика и окраски, характерных ритуальных телодвижений и видоспецифических звуковых сигналов, которые без всякого предварительного обучения вызывают соответствующие реакции со стороны других особей. Эти представления получили отражение и в предложенной Лоренцем, а затем детализированной Тинбергеном гипотезе о внутренних механизмах инстинктивного поведенческого акта, согласно которой под действием ряда внешних и внутренних факторов (гормоны, температура и т. п.) в соответствующих нервных центрах происходит накопление «энергии действия», специфической для определённого побуждения (голод, жажда и т. п.).

Её возрастание выше некоторого уровня приводит к проявлению поисковой фазы поведенческого акта, которая характеризуется широкой изменчивостью исполнения как у данной особи, так и у разных представителей одного вида. Она состоит в активном поиске раздражителей, при действии которых может быть удовлетворено возникшее у животного побуждение. Когда соответствующие раздражители найдены, происходит включение врождённого реализующего механизма и осуществляется завершающий акт. При усиленном накоплении «энергии действия» завершающий акт может осуществиться «спонтанно», т. е. без ключевых раздражителей (реакция «вхолостую»).

Эта вторая фаза характеризуется видоспецифичностью, стабильностью исполнения и высокой степенью генетической обусловленности. Именно к ней относятся т. н. врождённые инстинктивные действия, или наследственной координации. В целом эта гипотеза Лоренца — Тинбергена в значительной степени устарела, однако ее разработка и проверка послужили основой для контакта Э. с физиологией. Выделение категории врождённых инстинктивных действий позволило применить к исследованию поведения животных сравнительный метод и перейти к изучению эволюционных аспектов их поведения. Данные о наличии или отсутствии общих признаков у представителей разных систематических групп позволили оценить степень их филогенетического родства и уточнить систематическое положение отдельных видов. Например, ни один морфологический признак не характеризует так четко представителей отряда голубеобразных, как сосущие движения, совершаемые ими при питье. Кроме того, сравнительные исследования дали возможность составить представление об эволюции различных типов поведения, о приспособительном значении отдельных актов поведения и о тех факторах, под влиянием которых они сформировались в процессе эволюции. Большой вклад в изучение эволюционных аспектов поведения животных внесли этологи школы Тинбергена.

Их исследования позволили описать закономерности действия естественного отбора на поведенческие признаки. Сопоставление инстинктивных действий у представителей близкородственных видов, а также изучение внутривидовой изменчивости поведения явились основой для изучения его роли в микроэволюционных процессах. Лоренцем одним из первых проведено сопоставление поведения различных представителей семейства утиных. Длительные исследования роли поведения в дифференциации популяции показали, что оно оказывает влияние на её групповой состав и тем самым — на судьбу возникающих в ней генотипических изменений. Это свидетельствует о том, что поведение является одним из существенных факторов микроэволюционных процессов. Выделение категории инстинктивных действий как элементарных единиц поведения открыло возможность для рассмотрения вопроса о генотипических основах поведения, о сочетании и соотношении влияний среды и генотипа в онтогенезе отдельных поведенческих признаков. Понятие «врождённый» использовалось в Э. для обозначения актов поведения, развитие которых полностью определено генотипически и не требует для своего формирования специального обучения или тренировки, в отличие от признаков, «приобретаемых» в процессе развития под влиянием определённых факторов внешней среды. Целостный поведенческий акт этологи рассматривали как сложнейшее переплетение врождённых и приобретённых компонентов.

6 стр., 2726 слов

Связь психики и поведения у животных

... бы объяснить поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных свойство ... совсем другой программы деятельности. Инстинктивное поведение опирается на ганглиозную организацию нервной системы. Склонные к эволюционной экспансии позвоночные животные, сделав ставку на новый тип ...

Современное состояние и проблемы этологии.

Основными направлениями, в которых традиционные этологические взгляды сохраняют первостепенное значение, являются сравнительная Э., а также область изучения способов организации сообществ и коммуникации животных (т. н. социоэтология).

При исследовании организации сообществ животных внимание многих учёных привлекают вопросы динамики численности животных, факторы, контролирующие формирование, структуру и численность группировок особей у разных видов, эволюции способов организации сообществ, их эволюционной преемственности и взаимосвязи. Одно из направлений современной Э. — изучение поведения человека (Тинберген, немецкий учёный И. Эйбль-Эйбесфельдт, английский — Дж. Крук и др.); эти исследования являются непосредственным продолжением и развитием идей Дарвина, который в своём труде «Выражение эмоций у человека и животных» заложил фундамент изучения биологических основ поведения человека.

Четыре вопроса Тинбергена

Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:

  • приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессефилогенеза?

При этом основной задачей этологи считают объективную регистрацию и точное описание некоторых инстинктивных действий и реакций человека на биологически значимые раздражители с использованием методов и подходов, успешно апробированных в Э. при изучении поведения животных. Эти исследования представляют собой важный этап в развитии эволюционных представлений, т. к. они способствуют разрушению идеалистических представлений о барьере, отделяющем человека как биологический вид от животных. Развитие этологических исследований имеет большое значение для многих сторон деятельности человека.

7 стр., 3016 слов

Отличия человека от животного

... о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), ... habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, ...

Этика науки

 

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как «более развитое», а зло как «менее развитое», получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества.

Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия «добро» и «долг», с его точки зрения, — это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой. Сторонники эволюционной этики часто высказываются против субъективизма и релятивизма и пытаются найти объективные основания морали при помощи данных естествознания. К подобной разновидности эволюционной этики относятся концепции русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося в гармоническом единстве с космосом. Эти идеи сейчас серьезно обсуждаются на всех международных конгрессах и конференциях, особенно в таких науках, как социобиология и генетика. Вообще соблюдение этики науки должно обернуться не сентиментальной оценкой каких-либо фактов по принципу «хорошо—плохо», а тем, чтобы Homo sapiens (человек разумный) под влиянием научно обоснованных идей, согласно параметрам разума, стал Homo moralis (человеком моральным).

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних ... миру. Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в ...

Но, кроме этого, перспективы выживания в кризисных условиях XX в. в соответствии с этическими нормами науки обязывает быть и Homo humanus (человеком гуманным).

Подобные идеи развиваются в концепции эволюционного гуманизма, одним из основателей которого стал упомянутый выше английский ученый-зоолог и философ Д. Хаксли. В основе его теории лежат четыре ключевые идеи.

• Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие планеты, и эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое — только на самого себя.

• Признание того факта, что человек представляет собой лишь один вид, одну единицу существующей на Земле жизни, и поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих или же враждебно настроенных друг к другу «псевдовидов», под которыми понимаются нации, религиозные группы или блоки государств с различной идеологией.

• Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи материального благополучия (наше «богатое» общество превращается в общество, отягощенное пороками).

• Стремление повысить «качество» жизни и всей окружающей среды, а не увеличивать количество материальных ценностей, денег, продуктов производства и материальных благ для отдельных человеческих групп.

Новая этическая система может и должна строиться на этой комбинации идей, они определяют ее пределы. При помощи этих идей мы сможем преодолеть разобщенность, слиться в единое целое и построить жизнь человечества на прочном фундаменте. Однако это предполагает формирование новой системы мышления, основанного на всех духовных компонентах культуры. Наука часто обвиняется в тех «грехах», в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается. Критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей очевидностью обнаружилось, что развитие науки может приводить к отрицательным социальным последствиям, ориентация ученого на получение объективно истинного знания является безусловно необходимым стимулом его деятельности. Причем большую актуальность приобретает вопрос о социальной ответственности ученого за возможное использование его открытий. Это становится этической нормой научной деятельности. Современное научное и технологическое развитие по-новому ставит вопрос об этике науки. До недавнего времени многие были убеждены, что этика науки заключается в реализации основных моральных норм как условий достижения объективности знания: беспристрастности и добросовестности в теоретических исканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условий, непременно принесут людям пользу. В настоящее время стало ясно, что следование только традиционным этическим нормам научной деятельности не всегда ведет к желаемой цели. Но это не означает, что они отходят на второй план. Нет, эти нормы по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их выполнение является необходимым условием сохранения и развития науки как особого вида социальной деятельности. А еще и в том, что только строгое соблюдение таких этических норм, как беспристрастность, непредвзятость, добросовестность и т. п., будет способствовать повышению эффективности научных исследований, проведенных в том числе и в хорошей морально-психологической атмосфере, складывающейся при этом.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... и в отношении эмоций. Данные наблюдения ЧАРЛЬЗ легли в основу теории эмоций, котораяДАРВИН получила название эволюционной. ТЕОРИЯ ДЖЕМСА-ЛАНГЕ Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями ... его поведения. Мы также можем предположить, что эмоции сформировались в процессеэволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у ...

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки. Главный тезис эволюционной эпистемологии (или, как ее обычно называют в германоязычных странах, эволюционной теории познания и знания) сводится к допущению, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. В отличие от многих других эпистемологических школ и направлений эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием Homo sapiens – она не только создала когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, но и, по-видимому, оказалась непременным условием ее удивительно быстрого прогресса за последние 10 тыс. лет.

Истоки основных идей эволюционной эпистемологии нетрудно обнаружить в трудах классического дарвинизма, и прежде всего в поздних работах самого Ч.Дарвина «Происхождение человека» (1871) и «Выражение эмоций у людей и животных» (1872), где возникновение когнитивных способностей людей, их самосознания, языка, морали и т.д. связывалось в конечном счете с механизмами естественного отбора, с процессами выживания и воспроизводства. Однако только после создания в 1920–30-х гг. синтетической теории эволюции, подтвердившей универсальное значение принципов естественного отбора, открылась возможность применения хромосомной теории наследственности и популяционной генетики к исследованию эпистемологических проблем. Начало этому процессу положила опубликованная в 1941 статья известного немецкого этолога Конрада Лоренца «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», где приводился ряд весьма убедительных аргументов в пользу существования у животных и человека врожденного знания, материальным базисом которого выступает организация центральной нервной системы. Это врожденное знание, по мнению Лоренца, не есть нечто безотносительное к реальности, а суть фенотипический признак, подверженный действию механизмов естественного отбора.

Впервые термин «эволюционная эпистемология», по-видимому, появился лишь в 1974 в статье психолога Д.Кэмпбелла, посвященной философии К.Поппера. Развивая эпистемологический подход К.Лоренца, Кэмпбелл предложил рассматривать знание не как фенотипический признак, а как формирующий этот признак процесс. Познание в конечном счете ведет к более релевантному поведению и увеличивает приспособленность живого организма к окружающей среде (в т.ч. и к социокультурной, если речь идет о человеке).

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... и документационное обеспечение управления». Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе последнего десятилетия, и показать ... ракурс человеческой истории. Теоретическое и практическое значение исторического аспекта управления. Теория как логика прошедшей и нынешней жизни и знание практически действующее. ...

Несколько позднее этот новый, эволюционный взгляд на познание удалось интегрировать с теоретико-информационными моделями биологической эволюции. Тем самым открылась возможность связать биологическую эволюцию с эволюцией когнитивной системы живых организмов, с эволюцией их способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию.

В 1980-х гг. в эволюционной эпистемологии сформировались две различные исследовательские программы. Первая программа ориентирует на исследование характеристик когнитивных механизмов у животных и людей путем интенсивного распространения биологической теории эволюции на те аспекты или особенности живых организмов, которые являются биологическими субстратами когнитивной активности. Другая программа пытается изучать эволюцию идей, научных теорий и культуры вообще с помощью моделей и метафор, заимствованных из эволюционной биологии. Различия между этими программами относительны – представители всех направлений в эволюционной эпистемологии разделяют убеждение, что эволюционный подход может быть распространен на теоретико-познавательную проблематику, на эпистемические действия людей. Тем не менее в эволюционной эпистемологии выделяются два относительно независимых уровня исследований. Первый уровень эволюционной эпистемологии – это скорее биологическая теория когнитивных процессов (Лоренц, Кэмпбелл, Р.Ридль и др.) и различные концепции когнитивной эволюции живых организмов (включая человека).

Ко второму уровню можно отнести те методологии и метатеории, которые реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели (Поппер, С.Тулмин, И.Лакатос и др.)

Современные теории генно-культурной коэволюции (Э.Уилсон, Ч.Ламсден) наметили новые точки соприкосновения между этими относительно обособленными до последнего времени направлениями исследований в эволюционной эпистемологии, которые выходят далеко за пределы традиционных метафор и аналогий. С позиций этих теорий не только эволюция познания, но даже такие ее утонченные стороны, как, напр., исследовательские стратегии или рост научно-теоретического знания, могут успешно изучаться как аспект универсального процесса информационного развития. Основная задача эволюционной эпистемологии, как ее понимает подавляющее большинство исследователей, состоит прежде всего в разработке всестороннего и максимально исчерпывающего подхода к развитию познания, который существенно выходит за пределы классических философских традиций. Реально этот подход может быть только междисциплинарным, т.к. он базируется на результатах, полученных в самых различных науках (прежде всего в когнитивной науке), если эти результаты имеют хотя бы некоторое отношение к проблемам познания.

Альтруизм у животных — поведение животных, направленное на помощь особям своего вида, часто сопряжённое с трудностями и негативными последствиями для себя самого, иногда вплоть до гибели. Наблюдается на всех уровнях организации живых существ, от одноклеточных, до высокоразвитых социальных животных. У социальных организмов могут принимать сложные формы взаимодействий между особями и группами особей. Альтруизм обычно рассматривается как признак высокого интеллекта животных и высокого социального развития, однако альтруизм присущ разным видам на разном уровне развития. Альтруизм и альтруистическое поведение генетически обусловлено. Можно выделить две трактовки понятия альтруизма, широкая трактовка:

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное ... уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является ...

  • Альтруизм — это действия, осуществляемые во вред себе, но на благо другим.

и узкая:

  • Альтруизм — это поведение, которое приводит к увеличению выживания и/или числа потомков других особей, не являющихся прямыми потомками альтруиста, и уменьшению вероятности выживания альтруиста и/или числа его потомков.

Под вторым определением и понимается истинный альтруизм.

Сам термин был введён Огюстом Контом для иллюстрации теории интеграции социальных элементов элементов. В первоначальном понимании альтруизм подразумевал «самоотверженную заботу о благе других и не обязательно сопровождается ущербом для самого альтруиста». Понятие альтруизма наряду с такими понятиями как подражание, внушение и симпатия, применялся на стадии развития социологии использовалось как объяснение социального поведения людей. но вскоре из социологии данные термины вышли, после отказа от парадигмы, в которой социология могла дать единое объяснение поведению общества, но перешло в обыденный язык и затем стало применяться б эволюционной биологии. ногда под альтруизмом ошибочно понимают симбиотические отношения в виде мутуализма, когда особи разных видов извлекают взаимную выгоду от совместных действий.

Были обнаружены примеры альтруизма у одноклеточных организмов, альтруизм этот достаточно простой — не допустить распространение повреждённой ДНК в популяции себе подобных, это реализуется через механизм апоптоза. Но есть и другие механизмы, например у слизевиков, при прохождении стадии плазмодия, который формируется отдельными клетками, те клетки, которые формируют стебельковые клетки, не участвуют в процессе формирования зооспор, и не могут передать свой генетический материал потомкам.

Доклад Философские проблемы этологии — Стр 2

Среди насекомых широко известны примеры альтруизма у общественных насекомых, пчёл, муравьёв. Это обеспечивается генетическим механизмом, сходство генома рабочих пчел между собой и их сестер, полноценных маток, составляет 0,75 (равнораспределена от 0,5 до 1), и всего 0,5 с матерью — самкой-царицей и столько же с отцом. При таком механизме генетического наследования, отбор благоприятствует закреплению «генов» (правильней сказать механизмов) альтруистического поведения у «сестёр», которые более родственны между собой, нежели с родителями.

У млекопитающих также выявлены примеры альтруизма, у мышей, приматов, в том числе и человека. Примеры альтруизма у шимпанзе часто считают признаком высокого интеллекта и социального развития этого вида, который в социальном и морально-этическом плане ставит их на один уровень с человеком. По результатам эксперимента проведённого в Киотском университете эксперимента, было показано, что шимпанзе проявляют альтруизм к неродственным особям в 59 % до 75% случаев:

Кин-отбор или родственный отбор

Объяснение альтруизма среди животных активно искалось в биологии. Одно из первых объяснений кин-отбора было высказано Джоном Холдейном, по его теории альтруизм может возникать, если он направлен на родственников. То есть альтруизм направлен не просто на любых особей данного вида, данной популяции, а именно на состоящих в родственной связи, однако механизма оценки степени родственной связи предложено не было.

Дальнейшее развитие этой идеи было получено в работах Уильяма Гамильтона. В своих идеях по обоснованию теории кин-отбора Уильям Гамильтон связывал альтруистичное поведение с наличием у родственников идентичных по происхождению генов. Именно такой подход и лёг в обоснование концепции Кин-отбора и её математической модели.