Министерство Образования Московской Области
Московский Государственный Областной Университет
Кафедра психологического консультирования
Специальность: психология 5,5 лет обучения
Контрольная работа
По предмету: Психология личности
Тема: «Я» — концепция личности»
Выполнил: студентка 4 курса
Малаха О.А.
Проверил: Шульга
Москва 2010
План
Введение
1. Понятие «Я» — концепции
2. Составляющие «Я» — концепции
2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции
2.2 Оценочная составляющая «Я» — концепции
2.3 Поведенческая составляющая «Я» — концепции
3. «Я» — концепция в различных теориях личности
4. Развитие «Я» — концепции
4.1 Факторы, влияющие на развитие Я — концепции
4.2 Источники развития и формирования Я — концепции
Заключение
Список литературы
Введение
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
История и предыстория психологической науки, Основная психологическая ...
... очевидное знание. Во всяком случае это следовало из декартовской философии. ............................................. Развитие психологии в рамках философии. Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим ... и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Именно декартовское противопоставление создало основу ...
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.
Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я — концепция».
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия, структуры, различных психологических теорий Я — концепции, факторов ее развития и значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.
1. Понятие «Я» — концепции.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Концепция личности
... КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Личность в социологии рассматривается как целостность социальных свойств человека. Она – продукт общественного развития и складывается в процессе включения индивида ... под влиянием общества происходит социализация человека. Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из ...
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я — концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
2. Составляющие «Я» — концепции (по Р.Бернсу).
Рассмотрим подробнее эти три основные составляющие Я-концепции:
2.1 Когнитивная составляющая «Я» — концепции.
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей ...
... самооценкой личности. Работа включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы. ГЛАВА 1. Я-концепция 1.1. Самосознание и его место в психической организации человека ... действует его самосознание. Человек одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания обеспечивают активность человека на каждом уровне. ...
2.2
Оценочная составляющая «Я» — концепции.
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Самооценка личности в юношеском возрасте
... и 15 юношей. Глава I. Самооценка личности в юношеском возрасте 1.1 Феномен самооценки в философии и психологии Обращение к самооценке человека как специальному предмету изучения диктуется ... он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Следовательно, «Я-концепция» формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе ...
2.3 Поведенческая составляющая «Я» — концепции.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.
Мы рассмотрели понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
3. «Я» — концепция в различных теориях личности.
Содержание и объем понятия «Я-концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…
Основоположником изучения «Я-концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако, что такое деление условно и отделить одну сторону от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях. В структуре познаваемой части нашего «Я» он выделят физическую, социальную и духовную личности с компонентами каждой из которой мы себя отождествляем.
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от ... является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» ...
В первых десятилетиях двадцатого века «Я-концепцию» начали изучать с позиций социологии такие ученые, как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило название «Социальный интеракционизм». Однако, задолго до них, в 1752 г. А. Смит – представитель шотландской школы философии морали – писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом так же, как думаем, что судят о нас.
Позднее Ч. Кули и Дж. Мид развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет как развитие, так и содержание «Я-концепции». В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы индивидуального подхода сделали противоположный акцент – поставили в основу своей теории внутренние факторы становления «Я-концепции».
Концепция развития личности: сущность и специфика
... формируемый аналогичным типом личности. 1. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности Зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности Исследования самооценки, а ...
Другой подход к изучению «Я» предлагается психоаналитической школой. В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида культурной среды и его возможностями. В его теории описаны восемь стадий развития личности, напрямую связанные с изменениями эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, характерных для различных возрастных этапов развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В отличие от символического интерракционизма он пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе.
В клиент-центрированной терапии К. Роджерса делается упор на конфликт между установками личностного «Я», возникшими под воздействием окружающих и непосредственным опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории является взгляд на глубинные слои человеческой психики как на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» – это результат непосредственного переживания своего реального опыта, а «Я-концепция» устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.
С исследованием «Я» как системы опыта связана теория личностных конструктов Дж. Келли. В ее основе лежит понятие конструкта, который является единицей опыта. Конструкт представляет собой способ толкования реальности, изобретенный человеком. Человеческий опыт, таким образом, формируется системой личных конструктов.
№17 Концепция когнитивного развития Ж.Пиаже
... Дооперациональная (0,5 – 7 лет): • Символически – предпонятийная ( до 4 лет). Развитие представлений, подражаний, символическая игра, речь, формирование предпонятий, эгоцентризм. • Интуитивно – наглядного мышления ( ... нового опыта (врожденный рефлекс сосания). Для того, чтобы происходило развитие, необходимо нарушение между ассимиляцией и аккомодацией. Пиаже выделял следующие стадии когнитивного ...
Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями которого являются В. Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль «Я-концепции» в общении, структурировании когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся «Я-концепции». В. Б. Свэнн – автор теории верификации –
утверждает, что «Я-концепция» нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор концепции самоутверждения – выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности.
В исследованиях ряда ученых, таких, как Р. А. Неймейер, М. Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции» на различные характеристики когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого и различные личностные характеристики. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней когнитивной согласованности. В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума исследуется отношение, возникающее при сравнении внутри когнитивной структуры личности двух объектов – информации и коммуникатора.
Концепция здорового образа жизни
... культуры, активное неприятие нравов ипривычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственнымуродом, если он пренебрегает нормами морали. ... учиться. Вот почему так важны лекции, конференции,семинары, обмен опытом.Необходимо выработать общую концепцию. В настоящее время особенно важными в охране здоровьястановятся два аспекта: 1) ...
Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Хотя в структуре «Я» большинство исследователей выделяют множество образов, наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или будущее Я», «идеализированное Я», также как и ряд «изображаемых Я». Различения между Я-реальным и Я-идеальным присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.
Рассмотрение жизни человека как сценария легло в основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали такие исследователи, как А. Шютценберг, И. Гофман, представители нарративной психологии (Ротри, Х. Арендт). Из них самой разработанной теорией Я как сюжета (или как драмы) является теория И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные постановки с реальной жизнью. По его мнению, личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.
У. Спиркина категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я — концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:
1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон подчеркивает, что «Я — концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.
1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди
2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.
3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.
4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Этой проблематикой занимались В. В. Столин, Т. Шибутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.
Многие авторы все множество теорий в исследовании «Я» делят на структуралистические и функциональные. К первой группе относятся все теории, рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую определенные функции. Ко второй – исследующие «Я» как часть психического опыта, и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно.
Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов в изучении «Я-концепции», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.
В заключении можно сказать, что «Я — концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.
4.1 Факторы, влияющие на развитие Я — концепции
Все теории развития Я — концепции сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития Я — концепции независимо от возраста. Это — роль семейных отношений и роль значимых других.
Поведение родителей
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я — концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я — концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я — концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.
Значимые другие
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.
Значимые другие — это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я — концепции.
4.2 Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я — концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1) представление о своем теле (телесное «Я»);
2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;
3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;
4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);
5) практика воспитания детей в семье.
Телесное «Я» и образ тела — рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я — концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разное отношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я — концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я — концепции» в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.
Язык и развитие «Я — концепции». Значение языка для развития «Я — концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я — концепции». Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т.п.) — другой важный источник формирования «Я — концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я — концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если другие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я — концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я — концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я — установок» в подростковом возрасте.
Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация. Идентификация — это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, — более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений о половой роли и их освоение — важнейший и универсальный компонент «Я — концепции».
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие «Я — концепции» личности. Большинство психологов считают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я — концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;
2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в установленных пределах;
4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.
Заключение
В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Я — концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом).
Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я — реальным и Я — идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.
В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);
Я — концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и осмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Таким образом, становление Я — концепции играет важную роль во всех аспектах жизни человека.
Список литературы
1. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание/Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986.
2. Дерябин, А.А. Я — концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. — М., 1994.
3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2008.
4. Колесникова, С.С. Особенности Я — концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. — М., 1998.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000.
6. Джемс У. Психология. М., 1991.
7. Психология самосознания // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
8. Самосознание и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
9. Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
10. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М., 1996.
11. Ждан А.Н. История психологии. — М.: «Российское педагогическое агенство», 2007
12. Кон И.С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 2006.
13. Психология / словарь Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 2004. — 556 с.