№17 Концепция когнитивного развития Ж.Пиаже

17. Концепции когнитивного развития Ж.Пиаже.

Субъект существует независимо от объекта. Для того чтобы познать объект, необходимо его изучать. Главный принцип – активное изучение.

Пиаже – структуралист (интерес к структуре мышления, каким образом интеллект перерабатывает информацию).

Вводит понятие схема. Схема – понятие, принятое для обозначения ментальных структур, которые обрабатывают перцептивный образ, знания, субъективный опыт. Схема делится на: 1.Сенсомоторную схему. 2. Когнитивную схему. Схема развивается благодаря двум процессам: 1.Ассимиляция – интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур. (Использование уже имеющихся схем для получения новой информации).

2.Аккомодация – Изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта (врожденный рефлекс сосания).

Для того, чтобы происходило развитие, необходимо нарушение между ассимиляцией и аккомодацией.

Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития:

  1. Сенсомоторная (0-18месяцев).

    Формирование сенсомоторных схем, предметов, константности восприятия.

  2. Дооперациональная (0,5 – 7 лет): • Символически – предпонятийная ( до 4 лет).

    Развитие представлений, подражаний, символическая игра, речь, формирование предпонятий, эгоцентризм. • Интуитивно – наглядного мышления (до 7 лет).

    Освоение физических (число, вещество, масса, объем) и логических (классы, отношения, инвариантность).

  3. Стадии конкретных операций (до 12 лет).

    Осознание обратимости за счет преодоления эгоцентризма.

  4. Стадии формальных операций (с 12 лет).

    Мыслительные операции второго порядка, не связанные с конкретными представлениями.

Теория детского эгоцентризма Пиаже

Основание для подтверждения своей теории Пиаже находит в своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у детей. В этом исследовании он приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь, отличающуюся прежде всего свой функцией. «Эта речь эгоцентрична, — говорит Пиаже, — прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается». Основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы понять точку зрения другого.

15 стр., 7064 слов

Речь на защиту вкр образец. Как подготовить речь к дипломной работе

... свое мнение по основным аспектам, затронутым в дипломной. Заказать речь к диплому, Пример защитной речи к дипломной работе по психологии. Психологические ... речи на защиту диплома по юриспруденции. Уважаемые председатель и члены выпускной экзаменационной комиссии представляю вам дипломную работу ... для защиты дипломной работу по гражданскому праву. Но нам важна именно схема, поэтому речь вполне пригодна ...

Принципиальной для восприятия теории Пиаже является схема: • Внеречевое аутистическое мышление • Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление • Социализированная речь и логическое мышление

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)» под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.