ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Взаимодействие детского сада и семьи
Введение
Актуальность проблемы
Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье №44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (1)
Признание приоритета семейного воспитания меняет позицию дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагоги детского сада не только воспитывают детей, но и консультируют родителей по вопросам воспитания.
Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требуют: обновления содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.
Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.
Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в школу из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка — первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка. Для нормального его развития необходимы как мать, так и отец. Их значимость для ребенка не определяется материальным вкладом, для его психического здоровья важен, прежде всего, эмоционально-личностный контакт с родителями. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют ту «золотую середину», которая называется эмоциональной уравновешенностью, и которая определяет успешное развитие ребёнка.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... семьи утверждал А.В.Черников, являются следующие: 1. воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья ... Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка ... семье при оказании консультативной помощи, как родителям, так и детям с недоразвитием речи, работниками образования, ...
Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие — не умеют, третьи — не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.
Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего детского сада. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:
— уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
— недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
— неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
— незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.
Анализ ситуации показывает, что консультационная психолого — педагогическая сеть в селе развивается медленно. Немногие родители не могут получить консультацию в специализированных центрах. Ближе всего к ребенку, к проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малыша, преодолении ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества детского сада и семьи становится объективной необходимостью. На консультациях, практических занятиях, тренингах, совместных мероприятиях с педагогами и детьми родители смогут повысить уровень педагогических знаний;
— преодолеть трудности семейного воспитания;
— научатся взаимодействовать с ребенком, уважать его личность, интересы и потребности.
1. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
1.1 Новая философия взаимодействия детского сада и семьи
школа семья педагог родитель
В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Дошкольное воспитание №5, 1989
... в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый выступает ... учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретенный в семье. Поэтому данные ниже рекомендации ...
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:
— организации образовательного процесса;
— организации развивающей среды;
— привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;
— оказании дополнительных услуг;
— разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.
Для реализации этой задачи необходимо:
— поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;
— повышение уровня педагогических знаний родителей;
— воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;
— систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
— создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:
— положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;
— осознанием целей работы, личной заинтересованностью;
— совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
— позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).
Реализовать «открытость внутрь» — это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.
Посещение родителями детского сада
... семьями · открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). · Целенаправленность, систематичность, плановость. · Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. · Дифференцированный ...
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4).
Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное — ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость).
Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:
— обеспечить участие родителей в образовательном процессе;
— активизировать воспитательные возможности родителей;
— способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.
Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.
I уровень предполагает: — помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;
II уровень — родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;
III уровень — родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.
Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Деятельность школьного социального педагога по формированию детского ...
... социального педагога по формированию детского ученического коллектива. Объектом исследования является детский ученический коллектив. Предметом исследования является деятельность школьного социального педагога по работе с ... ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; - взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), ...
Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:
— Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;
— Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
— Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;
— Укрепление внутрисемейных связей;
— Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.
1.2 Подходы и основные направления организации взаимодействия ДОУ и семьи
Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает:
— Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
— Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;
— Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.
Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.
На основе исследований Лешли Дженни(5) можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родителями:
1. Первые контакты между ДОУ и семьей:
— посещение педагогом семьи на дому;
Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...
... послужила толчком к выбору темы курсовой работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является ... выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Красноармейская, 79. Цель работы - рассмотреть сущность и ...
— приглашение родителей посетить ДОУ;
— предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;
— встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:
— ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;
— неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;
— ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
— посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.
3. Помощь родителей ДОУ:
— в качестве организаторов и спонсоров;
— в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;
4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
— родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;
— родители принимают участие в играх, занятиях детей.
5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:
— работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);
— продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.
6. Участие родителей в общественной деятельности:
— работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.
7. Организация общественных мероприятий для родителей:
— посещение курсов по проблемам воспитания;
— работа клуба для родителей;
— приглашение лекторов по интересующим вопросам;
8. Помощь родителям:
— оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;
— накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;
— помощь в решении выхода из кризисных ситуаций.
Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:
— единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;
— обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;
— планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
— преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;
— наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;
— подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;
— участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:
— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;
— научность — лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.
— непрерывность и целостность — умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;
— вариативность — различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;
— планомерность — постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;
— гуманность — отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении.
Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей — навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов — преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
2. Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи
2.1 Проблемный анализ деятельности МБДОУ «Большесосновский детский сад» с родителями
МБДОУ «Большесосновский детский сад» — дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей. Имеет государственную лицензию на осуществление образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В ДОУ функционируют 12 групп, которые посещают дети от 3 до 7 лет, всего — 265 человек, что составляет 61% от детского населения села.
Образовательную и коррекционную работу с детьми ведут 25 педагогов: 19 воспитателей, 2 логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Все педагоги имеют специальное образование (из них — 18% — высшее образование).
Квалификационные категории имеют 76% педагогов.
Анализ работы с семьей показал, что коллектив детского сада ведет поиск новых форм взаимодействия с родителями. Работа с семьями воспитанников планируется как в целом по детскому учреждению, так и в каждой возрастной группе. Педагоги используют разные формы работы: собрания, консультации, беседы, Дни открытых дверей.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями и специалистами детского сада.
По вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников медицинской сестрой и инструктором по физкультуре выпускаются санитарные бюллетени. В вестибюле оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию.
Целенаправленно организована работа с родителями детей подготовительных групп к школе. Проводятся индивидуальные беседы психолога с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе». Наиболее активным родителям на празднике «До свидания, детский сад!» вручаются благодарственные письма от администрации детского сада.
В детском саду есть опыт нетрадиционных форм работы с родителями. Работает клуб для родителей «Моя семья».
Но при этом проблема должного взаимодействия между детским садом и семьей существует. Активность и инициатива принадлежит в основном воспитателям. Довольно часто взаимодействие педагогов с семьей носит назидательно-поучительный характер. Педагоги и родители общаются чаще всего в отсутствии детей (на собраниях, консультациях и т.д.).
Проблемный анализ работы педагогического коллектива с родителями помог выявить недостатки в работе:
— содержание родительских собраний и консультаций недостаточно дифференцировано;
— при выборе форм работы не всегда учитываются возможности и условия жизни конкретных семей, культурно — образовательный уровень родителей;
— преобладают традиционные формы работы с родителями.
Анкетирование педагогов показывает, что основными причинами этих недостатков можно считать:
— недостаточное знание специфики семейного воспитания;
— неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей в семье;
— недостаточный уровень развития коммуникативных умений педагогов;
— отсутствие опыта воспитания и возрастной барьер — у молодых педагогов.
Поэтому обучение конструктивным способам общения всех участников педагогического взаимодействия, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей становится объективной необходимостью.
Проблемный анализ изучения семей проводился по следующим вопросам:
— социологическое изучение семей;
— удовлетворенность родителей работой детского сада;
— проблемы родителей в воспитании и обучении детей;
— приоритеты родителей в области педагогической грамотности;
— взаимоотношения родителей и педагогов.
В анкетировании родителей приняли участие 210 человек или 79% от общего числа родителей.
Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ: Образование родителей: высшее — 24%, среднее специальное — 59%, среднее — 17% Семейное положение: полная семья -77%, неполная семья — 23% Социальный статус: служащие — 24%, рабочие — 24% интеллигенция — 26%, предприниматели — 15%, безработные — 11% Количество детей в семье: 1 ребенок — 21%, 2 ребенка — 68%, многодетные — 11%
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА высказали 68% родителей; 27%) родителей работа педагогов устраивает частично; 5% родителей работа детского сада не устраивает. Родители отмечают, что получают информацию от воспитателя (60%), наглядной информации (23%), на собраниях (17%).
Родители предлагают повысить качество образовательной работы с детьми. Хотели бы больше знать о своем ребенке 78% родителей. Дополнительные образовательные услуги хотели бы получать 79% родителей, причем 42% родителей хотели, чтобы их дети посещали сразу несколько кружков.
ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ распределились следующим образом:
— общение родителей с детьми;
— обучение и воспитание детей в домашней среде;
— создание дома среды для развития ребенка;
В качестве основных ПРИОРИТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ родители выдвигают:
— освоение приемов общения с детьми дошкольного возраста;
— освоение форм, приемов, методов в воспитании и обучении детей;
— сотрудничество с педагогами детского сада.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПЕРСОНАЛОМ детского сада устраивают большую часть родителей (83%).
Необходимость в сотрудничестве с педагогами по воспитанию своих детей признают 59% родителей.
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА: — активные участники — 15%, — наблюдатели — 65%, — заказчики — 20%.
Таким образом, контингент родителей детского сада не однороден по составу, приоритетам в воспитании детей. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Изменение такой позиции родителей должно стать задачей администрации и воспитателей детского сада. Успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса и сформируется детско-взрослое сообщество. Задача педагогического коллектива не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка.
2.2 Цель и задачи сотрудничества педагогов с семьей
Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей Задачи: 1. Создать условия для обеспечения реальных потребностей семьи в воспитании детей, предоставить необходимые услуги нуждающимся;
2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьей;
4. Повысить профессионализм педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи.
2.3 Этапы развития сотрудничества детского сада и семьи
I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
— Изучение педагогами теоретической базы по проблеме: аналогичный опыт работы, научную и методическую литературу, современные разработки;
— Анализ работы с родителями для выявления уровня работы педагогов;
— Изучение потребностей родителей в повышении педагогической грамотности, уровень включения их в деятельность дошкольного учреждения;
— Выявление проблем педагогов во взаимодействии с родителями;
— Анализ методического обеспечения работы с родителями в дошкольном учреждении;
— Заключение договоров с другими социальными институтами для успешной реализации сотрудничества.
Планируемые результаты:
— Создание информационного банка нормативно-правовой документации, дидактического и методического обеспечения работы с родителями;
— Повысить уровень знаний педагогов по проблеме;
— Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми. Определение основных методов и форм работы;
— Создание банка данных семей воспитанников, включающего потребности родителей для повышения педагогической грамотности, опыта семейного воспитания, уровня включения родителей в деятельность детского сада. II этап. Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ.
Задачи:
— Повышение уровня педагогических знаний родителей через организацию информационных, познавательных мероприятий, занятий-тренингов;
— Организация совместных культурно-массовых мероприятий для детей, родителей, педагогов;
— Организация работы с педагогами по совершенствованию коммуникативных навыков общения;
— Выявление на основе анализа диагностики положительных аспектов работы и недоработок.
— Подготовка пакета документов для организации сотрудничества с родителями «неорганизованных» детей. Планируемые результаты: — Приобретение родителями знаний и умений по вопросам воспитания и развития детей;
— Снижение уровня педагогической запущенности в воспитании детей;
— Повышение уровня навыков конструктивного общения педагогов и родителей:
— Апробация новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста.
III этап. Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
— Анализ и коррекция сотрудничества детского учреждения и семьи;
— Организация коллективных творческих дел, работа творческих мастерских для родителей и детей;
— Выявление положительного опыта сотрудничества и причин неудачного опыта.
Планируемые результаты:
— Изменение стиля взаимоотношений в семьях воспитанников;
— Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
— Создание «Педагогической копилки» по работе с родителями.
IV этап. Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
— Обобщить опыт работы с семьей.
— Выявить причины неудачного опыта, наметить коррекционную работу.
Планируемые результаты:
— Разработка рекомендаций по работе с родителями.
— Отбор лучших материалов для публикации в районной газете «Светлый путь», «Педагогическом вестнике» Управления образования администрации Большесосновского муниципального района.
2.4 Содержание и формы работы с семьей
I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Реклама имиджа ДОУ |
Популяризация деятельности ДОУ в средствах массовой информации — газета «Светлый путь» |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Статьи в районной газете |
|
Выпуск рекламных буклетов, листовок о деятельности ДОУ |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Распространение на встречах с родителями |
|||
Дни открытых дверей: «Приглашает детский сад» |
Заведующая, зам. заведующей, педагоги |
1 раз в квартал |
Конспекты мероприятий, анкеты для родител. |
|||
Участие сотрудников и детей в мероприятиях окружающего социума |
Заведующая, зам. заведующей, педагоги, дети |
В течение года |
Праздники, концерты |
|||
Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Консультации |
|||
2. |
Сформировать банк данных о семьях воспитанников |
Исследование семей воспитанников для выявления: — типа семьи; — образовательного социального и материального положений |
Зам.заведующей, воспитатели групп, родители |
I квартал, ежегодно |
Перспективное планирование, обсуждение результатов |
|
3. |
Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности |
Анкетирование и опросы родителей для выявления: — уровня родительских притязаний к дошкольному образованию детей; — потребностей родителей в образовательных услугах; — степеней вовлеченности родителей в деятельность детского сада; — набора потребностей для повышения педагогической грамотности родителей. |
Зам. заведующей, воспитатели групп, родители |
I квартал, ежегодно |
Перспективное планирование, обсуждение результатов |
|
4. |
Изучить уровень удовлетворенности родителями работы детского сада |
— Анкетирование родителей; — Анализ форм работы, которые применяют воспитатели в группах. — Причины неудовлетворенности работой с родителями. — Взаимоотношения педагогов и родителей |
Зам.заведующей, Специалисты, воспитатели |
2 раза в год |
Анкеты для родителей |
|
5. |
Организовать работу библиотеки |
— Организация тематических выставок новинок литературы. — Выдача книг на дом для родителей и детей. |
Зам. заведующей |
В течение года |
Выставки, работа библиотеки в д/с |
|
6. |
«Почтовый ящик детского сада» |
— Выявление проблем родителей, их решения; — Выявление информации о работе детского сада |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Предложения, замечания родителей |
|
II этап Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Повысить уровень правовых знаний родителей |
Подбор нормативно-правовых документов по проблеме защиты прав детей |
Зам. заведующей, специалисты |
I квартал |
Информационный стенд |
|
Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается» |
специалисты |
1 раз в квартал |
Род. собрания, встречи |
|||
Создание банка данных о характере обращения с детьми в семье |
Воспитатели, психолог |
В течение года |
Анкеты родителей, педагогов |
|||
Разработка листовок для родителей по реализации прав детей в семье |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
В течение года |
Участие родителей в «Дне добрых дел». Информ. стенд |
|||
Оформление информационного стенда в каждой группе |
Воспитатели |
В течение года |
информация для родителей по проблеме |
|||
Организовать работу «Правовой академии для родителей» |
Заведующая, юрист |
1 раз в квартал |
практикум, дискуссии, круглый стол |
|||
2. |
Организовать педагогическое просвещение родителей |
Работа клуба «Моя семья» по возрастам «Малышок», «Почемучка», «Хочу все знать». |
Зам. заведующей, воспитатели |
1 раз в 2 месяца |
практические занятия, круглые столы, гостиные диспуты и т.д. |
|
Работа клуба «Мамина школа» для молодых семей |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
2 раза в месяц |
Конспекты, видеофильм, совместные мероприятия |
|||
Дни открытых дверей «Приглашайте детский сад» (по тематике годового плана) |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
1 раз в квартал |
Конспекты, видеофильм, совместные мероприятия |
|||
Информационный стенд, регламентирующий деятельность детского сада (документы) |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Документация по деятельности детского сада |
|||
Информационные стенды в группах |
воспитатели |
В теч. года |
Листовки для родителей |
|||
Оформление папок-передвижек |
Воспитатели. специалисты |
В течение года |
рекомендации родителям |
|||
Собрания в группах |
воспитатели |
1 раз в квартал |
Конспекты — тезисы |
|||
Консультации воспитателей, специалистов по проблемам воспитания и обучения |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
Протокол-отчет, тезисы, выставки |
|||
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании, изучения мотивов и потребностей |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Анкеты, планирование работы |
|||
«Почтовый ящик детского сада» (выявление проблем, вопросов, их решение) |
Заведующая, зам. заведующей |
Постоянно в течение года |
Предложения, замечания родителей, планирование работы |
|||
3. |
Вовлекать родителей в деятельность детского сада |
Участие в создании развивающей среды в группах и на участке детского сада |
заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
Постоянно в теч. года |
Наглядные формы |
|
Проведение традиционных праздников с участием родителей: — «День знаний»; — «Здравствуй, очень!»; — «В гостях у елочки»; — «8 Марта»; — Выпускной бал |
зам. заведующей муз. руковод. воспитатели |
По графику |
Сценарии видеофильмы |
|||
Домашние задания для совместного выполнения родителей и детей |
Воспитатели, специалисты |
Постоянно в течение года |
Индивидуальная работа воспитателей и родителей |
|||
Совместные соревнования для детей и родителей: — «Веселые старты» — «А ну-ка, парни» — «Папа, мама, я — спортивная семья |
Инструктор по физкультуре, воспитатели |
По графику |
Конспекты, сценарии, видеофильмы |
|||
Групповые досуговые мероприятия в группах |
Воспитатели, музыкальные руководители, специалисты |
В течение года |
Сценарии, видеофильм |
|||
Участие в организации смотров-конкурсов: — «Щедрая осень» — «Умелые руки не знают скуки» (игрушки для групп и дидактические пособия) — «С миру по нитке» (ярмарка-продажа) |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
Согласно плану |
Конкурсы, фотоальбомы, оформление книги рецептов |
|||
Элективные курсы «Хозяюшка» «Фитнес-клуб» «Мастерок» |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Праздник для родителей и детей, видеофильм |
|||
Организация родителями видеосъемок праздников, развлечений, занятий и т.д. |
воспитатели |
В течение года |
видеофильмы |
|||
4. |
Привлечь к сотрудничеству с детским садом родителей «неорганизованных детей |
— Выявление детей не посещающих детский сад; — Индивидуальные собеседования для выявления проблем в воспитании, потребности в педагогических знаниях; — Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад; — Проведение «Дня открытых дверей» для ознакомления с деятельностью детского сада. |
Зам. заведующей, специалисты. |
2 раза в год |
Анкеты, индивидуальная работа с родителями |
|
Ill этап. Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Продолжить правовое просвещение родителей |
Организация в детском саду юридической консультации для родителей |
заведующая, юрист |
1 раз в месяц |
Индивид. консульт. для родителей |
|
— «Неделя прав ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
ежегодно |
Конспекты мероприятий, праздники |
|||
— Выставка детских рисунков «Мама, папа, я — дружная семья» |
воспитатели |
По плану |
Альбом детских работ |
|||
— Памятки для родителей «Это полезно знать» |
Зам. заведущей, психолог |
В течение года |
Листовки для родителей |
|||
Праздники: «Вместе дружная семья», «День рождения семьи» |
Музыкальный руководитель, специалисты |
По плану |
видеофильм |
|||
2 |
Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещению |
Индивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитием |
Воспитатели, специалисты, психолог |
В течение года |
Индивидуальная работа с детьми и родителями |
|
Проблемный семинар — практикум «В семье растет первоклассник» |
Психолог, зам. заведующей, » логопед |
III квартал |
Круглый стол, дискуссии, практикум, протокол — отчет |
|||
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями |
Психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, консультации |
|||
— Выделение семей группы риска: — организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок; — индивидуальная работа с семьями |
Зам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступления |
|||
Знакомство с новыми программами, формами и методами обучения детей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
консультации |
|||
3. |
Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ |
«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями) |
Воспитатели, родители |
1 раз в месяц |
Посещение родителей детского сада |
|
«Взрослые — детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героев |
Воспитатели, специалисты |
Согласно плану |
Конспекты, праздники |
|||
Посещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Протокол — отчет |
|||
— Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», — Конкурс семейных талантов — Встречи с интересными людьми |
Зам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитатели |
В течение года |
Конспекты сценариев, видео — фильм |
|||
— Организация кружков для детей и родителей: — «Музыкальная гостиная» — «Твори, выдумывай, пробуй» |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
В течение года |
План работы Концерты, выставки |
|||
— Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня; |
Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра. |
1 раз в квартал |
Протокол- отчет |
|||
— Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; — организацией питания; — соблюдением техники безопасности |
Заведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра |
2 раза в год |
Протокол- отчет |
|||
4. |
Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей» |
Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знаниях |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, специалисты |
постоянно |
Консультации, анкеты |
|
Знакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждение |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
консультации |
|||
Проведение семинаров — практикумов по разным разделам программы |
Зам. заведующей, специалисты, психолог, логопед |
1 раз в квартал |
Тезисные выступления, протокол |
|||
Индивидуальное консультирование по запросам родителей |
Специалисты, зам. заведующей |
В течение года |
Анкеты, консультации |
|||
Участие детей и родителей в досуговых мероприятиях |
Творческая группа, муз. руководитель |
В течение года |
Праздники, сценарии, видеофильм |
|||
IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи
№ п /п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Продолжить правовое просвещение родителей |
— Организация в детском саду юридической консультации |
заведующая, юрист |
1 раз в месяц |
Индивид. консульт. для родителей |
|
— «Неделя прав ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
ежегодно |
Конспекты мероприятий, праздники |
|||
— Выставка детских рисунков «Мама, папа, я — дружная семья» |
воспитатели |
По плану |
Альбом детских работ |
|||
— Памятки для родителей «Это полезно знать» |
Зам. заведующей, психолог |
В течение года |
Листовки для родителей |
|||
— Праздники: «Вместе дружная семья» «День рождения семьи» |
Музыкальный руководитель, специалисты |
По плану |
видеофильм |
|||
2. |
Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещению |
Индивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитием |
Воспитатели, специалисты, психолог |
В течение года |
Индивидуальная работа с детьми и родителями |
|
Проблемный семинар — практикум «В семье растет первоклассник» |
Психолог, зам. заведующей, » логопед |
III квартал |
Круглый стол, дискуссии, практикум, протокол — отчет |
|||
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями |
Психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, консультации |
|||
Выделение семей группы риска: — организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок — индивидуальная работа с семьями |
Зам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступления |
|||
Знакомство с новыми программами, формами и методами обучения детей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
консультации |
|||
3. |
Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ |
«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями) |
Воспитатели, родители |
1 раз в месяц |
Посещение родителей детского сада |
|
«Взрослые — детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героев |
Воспитатели, специалисты |
Согласно плану |
Конспекты, праздники |
|||
Посещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Протокол — отчет |
|||
Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», — Конкурс семейных талантов — Встречи с интересными людьми |
Зам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитатели |
В течение года |
Конспекты сценариев, видео — фильм |
|||
— Организация кружков для детей и родителей: — «Музыкальная гостиная» — «Твори, выдумывай, пробуй» |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
В течение года |
План работы Концерты, выставки |
|||
— Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня; |
Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра. |
1 раз в квартал |
Протокол- отчет |
|||
— Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; — организацией питания; соблюдением техники безопасности |
Заведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра |
2 раза в год |
Протокол- отчет |
|||
4. |
Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей» |
Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знаниях |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, специалисты |
постоянно |
Консультации, анкеты |
|
Знакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждение |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
консультации |
|||
Проведение семинаров — практикумов по разным разделам программы |
Зам. заведующей, специалисты, психолог, логопед |
1 раз в квартал |
Тезисные выступления, протокол |
|||
Индивидуальное консультирование по запросам родителей |
Специалисты, зам. заведующей |
В течение года |
Анкеты, консультации |
|||
Участие детей и родителей в досуговых мероприятиях |
Творческая группа, муз. руководитель |
В течение года |
Праздники, сценарии, видеофильм |
|||
IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи
1. |
Проанализировать результаты сотрудничества педагогов и родителей |
Анализ форм работы педагогов с родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
|
Выявление противоречий в сотрудничестве с родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
|||
Анкетирование и опросы родителей для выявления: — уровня удовлетворенности работой детского сада с родителями; — степени вовлеченности родителей в деятельность ДОУ; — уровня удовлетворенности полученных педагогических знаний |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
|||
2.5 Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи
1 этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи
№п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1 |
Создать механизм управления сотрудничества детского сада и семьи |
Определение функций, форм работы с участниками сотрудничества |
Заведующая, зам. заве дующей |
I квартал |
Распоряжение заведующей |
|
Создание консультативно- диагностической службы |
Зам. заведующей, психолог, логопед, медсестра |
I квартал |
Анкеты, диагностика |
|||
2 |
Информировать коллектив о сотрудничестве детского сада и семьи |
Производственное собрание «Координация деятельности сотрудников детского сада по реализации сотрудничества детского сада и семьи» |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
I квартал |
Распоряжение заведующей |
|
Педсовет «Социально- педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных сословиях» |
Заведующая, Зам. заведующей |
I квартал |
Анкеты, для воспитателей |
|||
3 |
Изучить теоретическую базу проблемы: аналогичный опыт работы; научную, методическую литературу |
Творческая работа «Современная семья, — какая она?» Срез представлений педагогов о современной семье |
Заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
коллажи |
|
Круглый стол: педагогический коллектив и родители: методология взаимодействия |
Зам. заведующей, психолог |
II квартал |
Корректировка планов работы |
|||
Круглый стол по проблеме «Хочу предложить…» Обмен мнениями по изученной литературе |
Заведующая, зам. заведующей |
2 раза в год |
Сообщения педагогов |
|||
Включение данной проблемы в планы по самообразованию |
Заведующая, зам. завед., воспитатели |
I квартал |
Обсуждение сообщений воспитателей |
|||
Консультация «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка для воспитателей |
|||
Педагогическая коллегия «Проблемы семейного воспитания». Обсуждение собранной информации о семьях |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения педагогов |
|||
Педагогическая гостиная «Специфика и значение семьи в жизни ребенка». Уточнение знаний педагогов по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Обсуждение результатов изученной литературы |
|||
«Современные концепции и перспективы совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения педагогов |
|||
4 |
Определить уровень работы педагогов по вопросу взаимодействию с родителями |
Изучить и проанализировать работу педагогов детского сада по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Обсуждение сообщений воспитателей |
|
Выявить проблемы педагогов во взаимодействии с родителями |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Анкеты |
|||
Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности, причины неудовлетворенности организацией работы с детьми и родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Анкеты |
|||
5 |
Определить содержание связей с окружающим социумом |
Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию с: — библиотекой; — школой; — больницей; — районным Центром досуга; — Центром творчества юных «Полет |
Зам. заведующей |
1 квартал |
План мероприятий |
|
6 |
Определить уровень методического обеспечения работы с родителями в детском саду |
-Создать пакет нормативно — правовой документации в ДОУ: — «Закон об образовании в РФ» — Семейный кодекс РФ — «Конвенция о правах ребенка» — Устав ДОУ — Положение об Управляющем совете |
Заведующая |
1 квартал |
План мероприятий |
|
— Создать информационный банк, включающий: — каталог литературы — видеотеку опыта семейного воспитания, занятий, режимных моментов — рекомендации для родителей по развитию речи детей, познавательной деятельности, математике |
Заместитель заведующей |
1 квартал |
План мероприятий |
|||
7 |
Разработать планы работы с родителями и детьми, определить формы и методы работы |
— Индивидуальное консультирование по обсуждению перспективных планов; — семинары по организации совместных мероприятий детей и родителей, продуктивной деятельности; — Конкурс лучших разработок по проблеме. |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
Согласно годового плана |
Консультации Опыт работы конспекты |
|
8 |
Отследить результаты работы на I этапе. Рефлексия по итогам работы |
Повторное анкетирование педагогов с целью выявления знаний |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
анкеты |
|
Изучение и анализ планов самообразования педагогов по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Индивидуальная работа с педагогами |
|||
Изучение и анализ перспективных планов педагогов с целью выявления умения ставить цели и задачи работы и видеть перспективы |
Зам. заведующей |
В течении года |
Индивидуальная работа с педагогами |
|||
Контроль решений педсовета (собраний) |
Зам. заведующей |
В теч. года |
Анкеты, отчеты |
|||
Посещение мероприятий педагогов с целью оказания помощи в исправлении ошибок |
Зам. заведующей |
В течении года |
Анкеты, отчеты |
|||
Организация взамопосещений мероприятий с целью выявления положительного опыта и исправления недостатков |
Заведующая, зам. заведующей |
В течении года |
Обсуждение мероприятий |
|||
Проведение педагогической викторины, решение педагогических задач с целью выявления глубины и осознанности знаний |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
II квартал |
Обсуждение мероприятий |
|||
Конкурс на лучшую организацию среды развития ребенка |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Альбом |
|||
Отслеживание результатов работы по созданию активной среды развития ребенка |
Зам. заведующей |
В течении года |
Индивидуальная работа с воспитателем |
|||
Повторное анкетирование педагогов с целью выявления качества полученных знаний, их анализ |
Зам. заведующей |
III квартал |
анкеты |
|||
Педсовет по итогам работы на I этапе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Обсуждение результатов работы |
|||
II этап Цель: Повышение профессиональности педагогов, совершенствование коммуникативных навыков
Апробирование новых форм взаимодействия детского сада и семьи
№ п /п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
Повышение уровня правовых знаний педагогов |
Консультация «Организация и содержание профилактической работы по защите прав детей от жестокого обращения» |
Психолог, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
||
Деловая игра «Правовая академия педагогов». Обсуждение ситуаций связанных с нарушением прав ребенка и путей решения данной проблемы. Составление памяток |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка для родителей |
|||
Включение в планы по самообразованию вопросов охраны прав детей в детском саду и дома |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Выставка материалов по теме: подбор литературы и плакатов наглядной агитации по обеспечению соблюдения прав ребенка |
Зам. заведующей |
В течении года |
Информационные стенды |
|||
Проведение педагогических вторников: «Права ребенка: нормативные основы, механизмы зашиты, соблюдение в детском саду» |
Заведующая, зам. заведующей |
1 раз в квартал |
Диспут |
|||
Самооценка педагогами знаний по охране прав детей |
Воспитатели |
2 раза в год |
Анкеты |
|||
2. |
Совершенствовать коммуникативные навыки обобщения |
— Анкетирование — Круглый стол «Педагогическое общение и его влияние на развитие личности ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|
— Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели, психолог |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Семинар «Психолого — педагогические основы общения педагогов и родителей» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Анкета, памятка |
|||
Тренинг «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей» |
Психолог, воспитатели |
III квартал |
видеофильм |
|||
Деловая игра «Разговор с родителем». Обучение умению общаться с родителями |
Психолог, воспитатели |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Круглый стол «Карусель непонимания». Конфликтно — стрессовые ситуации в работе педагогов с родителями |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
III квартал |
Сообщения педагогов, памятки |
|||
Ролевая игра «Конкурс педагогической ситуации». Умение находить природу конфликта и вариант поведения |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
III квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Тренинг «Умейте управлять собой». Обучение педагогов технике релаксации |
Зам. завед., психолог, воспитатели |
II квартал |
Практикум |
|||
3 |
Совершенствовать положительный опыт педагогов по реализации сотрудничества |
Круглый стол по проблеме общения педагогов и родителей. Уточнение знаний и умений педагогов |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
II квартал |
Сообщения педагогов |
|
Самооценка воспитателями эффективности взаимодействия с родителями. Анализ причин неудачного опыта |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
2 раза в год |
Анкета, коррекция планов |
|||
«Банк педагогических идей». Самообразование педагогов по теме |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Практикум «Решение проблемных задач с целью ролевого проигрывания способов действия педагогов |
Психолог |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Конкурс лучших мероприятий с родителями |
Заведующая, зам. завед., воспитатели |
III квартал |
Конспекты, сценарии мероприятий |
|||
Индивидуальное консультирование педагогов |
Заведующая, зам. завед. |
В течение года |
Конспекты |
|||
Пополнение «педагогической копилки» положительным опытом |
зам. заведующей |
В течение года |
Сценарии, альбом |
|||
Участие в выставках рисунков, поделок на уровне села района |
Зам. заведующ. воспитатели |
В течение года |
Конкурсы, альбом |
|||
-Открытые мероприятия педагогов для коллег; — Освещение работы д/с в районной газете; — Проведение тематических проверок по проблеме; — Проверка перспективных и календарных планов педагогов; |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течении года |
Конспекты, видеофильм Заметки в газете Коррекция планов работы, консультации |
|||
4. |
Организовать сотрудничество детского сада с родителями «Неорганизованных детей» |
Разработать пакет документов, регламентирующий деятельность группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста |
Заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
Открытие группы |
|
Выявить детей, не посещающих детский сад |
Медсестра, воспитатели |
II кв. |
Анкеты |
|||
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления проблем в обучении и воспитании, изучение мотивов и потребностей родителей |
Заведующая, зам. заведующей |
В течении года |
Анкеты, индивидуальные консультации |
|||
5. |
Анализ и контроль взаимодействия педагогов и родителей |
Индивидуальное консультирование педагогов по устранению причин неудачного опыта |
Заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
||
Круглый стол «Итоги работы II этапа» |
Заведующая, зам. завед. |
III кв. |
Рекомендации воспитателям |
|||
Создание «педагогической копилки», лучших материалов и мероприятий воспитателей |
Зам. заведующей |
В теч. года |
Видеофильм, конспекты |
|||
Самооценка деятельности педагогов по теме |
воспитатели |
III кв. |
Анкета |
|||
Ill этап Цель: Совершенствовать знания педагогов по проблеме,
взаимодействие с семьями воспитанников, не посещающих детский сад
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Совершенствовать знания педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников |
Дискуссионный клуб «Ребенок с ограниченными возможностями в группе детского сада» |
Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующей |
I квартал |
Сообщения педагогов |
|
Практикум «Сотрудничество с родителями имеющих ребенка с ограниченными возможностями» |
Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующей |
II квартал |
памятка |
|||
Семинар-практикум «Организация работы с семьями группы риска» |
зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка, индивидуальные консультации |
|||
Консультация «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье» |
Психолог, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Практикум «Нетрадиционные формы работы с семьей» |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Разработка мероприятий |
|||
Круглый стол «Как вырастить настоящего мужчину». Проблема участия отцов в воспитании детей |
зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Педагогическая гостиная «Нарушения семейного воспитания — причины нарушения поведения детей» |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, воспитатели |
II квартал |
Коррекция планов рабты, индивидуаль — ные консультации |
|||
Конкурс разработок по проблеме «Развивающая среда в детском саду и дома» |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Индивидуальная работа с педагогами, альбом |
|||
2. |
Совершенствование формы взаимодействия с родителями «неорганизованных детей» |
«Круглый стол» «Нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с семьей» |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|
Индивидуальные консультирования по запросам родителей |
Заведующая, зам. заведующей. |
В теч. года |
Коррекция планов рабты |
|||
Родительские собрания для повышения уровня педагогических знаний |
Заведующая, зам. заведущей, родители, воспитатели |
В теч. года |
Памятки для родителей |
|||
3. |
Выявить влияние работа по проблеме на рост профессионализма педагогов |
Анкетирование педагогов с целью выявления уровня педагогического мастерства |
Зам. заведующей |
2 раза в год |
Коррекция работы с родителями |
|
Открытые мероприятия для коллег |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сценарии |
|||
Наблюдение и анализ мероприятий для родителей и детей |
Заведующая, зам. заведующей |
В течение года |
Проверка |
|||
Самоанализ деятельности педагогов |
Зам. заведущей, воспитатели |
2 раза в год |
Сообщения педагогов |
|||
Круглый стол по итогам работы на III этапе |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Коррекция неудачного опыта |
|||
Конкурсы на лучшее мероприятие для детей и родителей |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Видеофильм |
|||
— Пополнение «Педагогической копилки» лучшими разработками мероприятий, видеозаписью форм работы педагогов и родителей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течении года |
Сценарии, видеофильм |
|||
IV этап Цель: проанализировать результаты сотрудничества детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
исполнители |
срок |
Выход |
|
1 |
Анализ результаты сотрудничества детского сада и семьи |
Педагогическая гостиная «Детский сад и семьи». Обсуждение успехов и неудач в решении проблемы |
Педагоги, заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
анкеты |
|
Круглый стол «Формы взаимодействия детского сада и семьи» |
Педагоги, заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Самооценка педагогами проведенной работы |
Педагоги детского сада, заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
||||
Оформление «Педагогической копилки». Отбор лучших материалов для публикации в «Педагогическом вестнике» управления образования |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Конспекты, сценарии мероприятия |
|||
Разработка рекомендаций по работе с семьей |
Зам. заведующей |
Памятка |
||||
Открытые мероприятия для педагогов детского сада и района |
Зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Разработка мероприятий |
|||
Создание проблемной группы для воспитателей района на базе детского сада |
Зам. заведущей, воспитатели, методист управления образов. |
III квартал |
Проблемная группа |
|||
Выявление проблем педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи |
Зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Анкета |
|||
2. |
Выявить причины неудачного опыта |
Круглый стол «Анализ причин неудачного опыта» |
Зам. заведущей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|
Консультации с педагогами по устранению причин неудачного опыта |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Анкета |
|||
Составление планов коррекционной работы |
воспитатели |
I квартал |
Индивидуальные консультации |
|||
Совещание по реализации планов коррекционной работы |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
3 |
Определить перспективы дальнейшей работы |
Создание единого образовательного пространства: детский сад — семья — социум (вовлечение в сотрудничество с семьей другие социальные институты) |
Заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
Договора, планы работы |
|
Создание программы работы с родителями |
заведующая, зам. заведующей, творческая группа |
III квартал |
Программа |
|||
Расширение услуг консультационного пункта для оказания родителям педагогической помощи, имеющим детей дошкольного возраста и проживающих в районе. |
заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Индивидуальные консультации |
|||
2.6 Критерии оценки реализации сотрудничества детского сада и семьи
— Увеличение числа активных родителей, заинтересованных в соучастие в воспитательно-образовательном процессе (смотры, праздники, конкурсы).
— Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей.
— Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников.
— Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои ошибки и достижения.
— Использование родителями педагогической литературы.
— Общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
— Востребованность опыта работы по проблеме другими ДОУ.
— Повышение уровня знаний и умений педагогов по проблеме сотрудничества детского сада и семьи.
2.7 Ожидаемые результаты реализации сотрудничества ДОУ с родителями
— Расширение форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей и оказание дифференцированной помощи нуждающимся семьям через функционирование консультативного пункта на базе ДОУ, работу диагностической службы.
— Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Использование родителями педагогической литературы.
— Участие родителей в образовательном процессе ДОУ: занятиях, смотрах, конкурсах, праздниках и т.д.
— Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
— Улучшение взаимоотношений между членами семьи.
— Организация работы в ДОУ группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы для детей раннего возраста.
— Повышение качества мероприятий, проводимых педагогами детского сада, рост уровня знаний по проблеме сотрудничества ДОУ и семьи.
Заключение
Результаты сотрудничества ДОУ и семьи
Предыдущий опыт работы с семьей — убеждение родителей на традиционных родительских собраниях не давал эффективных результатов. Понимание того, что успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса, способствовало обновлению содержания и форм сотрудничества ДОУ с родителями. Результатом сотрудничества стало открытие на базе детского сада семейных клубов и консультативного центра для родителей.
Работу над проблемой партнерства и сотрудничества с семьей педагогический коллектив начал с изучения профессиональных возможностей педагогов в общении с родителями и выявления творческого потенциала всех специалистов детского сада. Проведена самодиагностика профессиональных затруднений, которые возникают у педагогов при общении с родителями.
Опираясь на полученные данные, составили план методической помощи педагогам, который предусматривал изучение научной и методической литературы по проблеме, современных разработок по теме совершенствования практических навыков общения с родителями. В методическом кабинете в помощь педагогам созданы пакет нормативно-правовой документации и информационный банк методических разработок по данному вопросу.
Повышению уровня знаний и умений способствовала организация тренингов, консультаций, семинаров по проблеме, включения в планы самообразования педагогов, изучения вопросов взаимодействия с семьей.
В результате повысился уровень знаний педагогов. Практикумы и тренинги способствовали развитию коммуникативных умений педагогов, развивали аналитические способности воспитателей. Это помогло организовать дифференцированный подход к семьям, расширить формы сотрудничества детского сада и семьи.
Следующим этапом было изучение семей воспитанников, существующих в них традиций и подходов к воспитанию. Приоритет отдали индивидуальным формам работы с родителями. Проявляя доброжелательность, тактичность, педагоги провели изучение семей. Анализ изучения семей позволил сформировать банк данных о семьях воспитанников, узнать потребности родителей в повышении педагогической грамотности, удовлетворенность работой детского сада.
Результаты исследования стали основой для пересмотра привычных форм работы в детском саду с родителями. Работа с родителями осуществлялась в трех направлениях:
— педагогическое просвещение родителей;
— включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов.
— привлечение родителей «неорганизованных детей» к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
В работе с семьей по педагогическому просвещению педагоги не стали отказываться от традиционных форм: консультаций, бесед, родительских собраний. Постепенно к ним добавились новые формы взаимодействия с родителями: психолого-педагогические тренинги, родительские гостиные, встречи за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, творческие конкурсы. К повышению педагогической культуры родителей привлекались разные специалисты (психолог, логопед, юрист, врачи) с учетом запросов родителей и выявленных проблем семейного воспитания.
При организации работы по педагогическому просвещению педагоги столкнулись с тем, что не все родители стремились повышать свою педагогическую культуру. Причины были разные: нехватка времени, из-за занятости на работе, домашних хлопот, боязнь быть непонятыми, необходимость коллегиального обсуждения семейных проблем. В связи с этим партнерская позиция педагогов, осуществляющих взаимодействие с семьей, была особенно важна. Родителей надо было заинтересовать, привлечь к сотрудничеству. Педагоги понимали, что без организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства невозможно вести результативно-просветительскую работу. Для этого пересмотрели организацию работавшего уже родительского клуба «Моя семья». Клуб стал работать по возрастам: для родителей младшего возраста «Малышок», среднего возраста — «Почемучка», старшего возраста — «Хочу все знать», для молодых семей — «Мамина школа».
План работы клубов составляли совместно с родителями, с учетом выявленных проблем семейного воспитания и интереса к тем или иным вопросам воспитания и образования, актуальности вопросов для данной группы детей.
Формы работы семейных клубов были разнообразные: дискуссии, тренинги, обсуждения разных точек зрения на проблему и т.д. При подготовке мероприятий педагоги старались не составлять речи-монологи, а с помощью показа занятий по теме, детских рисунков, высказываний, используя ситуации из жизни группы вести с родителями диалог. Тренинги «Знаю ли я своего ребенка», «Прежде, чем наказывать — подумай», были направлены на поиск эффективных методов и средств воспитания, установлению эмоционально-личностного контакта между родителями и ребенком.
Эффективными в работе с родителями были методы, с помощью которых и изучалась, и корректировалась позиция родителей: тесты «От кого зависит мир в семье», «Как избежать конфликта с ребенком», психолого-педагогические тренинги. Они побуждали родителей задуматься над своим поведением, проанализировать, определить пути своего самосовершенствования.
Для изменения ценностных ориентаций родителей, освоения приемов, методов воспитания детей, общения с ними использовались такие методы как обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей. Эффективность этих методов заключалась в том, что родители могли моделировать вариант своего поведения, что помогало им осознать ошибочность представлений по проблеме, или же убедиться в правильности своих поступков.
Посещение семейных клубов, использование разнообразных форм работы помогло родителям:
— преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
— относиться к своему ребенку, как к равному, понять, что недопустимо его сравнивать с другими детьми;
— освоить методы и приемы воспитания детей дошкольного возраста;
— понять сильные и слабые стороны своего ребенка, учитывать их;
— проявлять интерес к делам ребенка и быть готовым поддержать его.
Изменился характер вопросов родителей к педагогам. Вопросы удовлетворения бытовых нужд детей стали редкими. Родители стали задавать вопросы, направленные на развитие способностей детей, организацию их воспитания и развития дома.
Необходимость сотрудничества с педагогами детского сада признали 78% родителей. Взаимоотношения с персоналом детского сада устраивают 94% родителей. Удовлетворенность работой детского сада высказали 92%, 7% родителей работа педагогов устраивает частично, 1% родителей работа детского сада не устраивает.
Организации сотрудничества с родителями способствовала работа «Почтового ящика» детского сада. Предложения, замечания родителей помогали выявлению и учету текущих проблем, оперативному их решению.
Дифференцированно проводилась работа с неполными семьями, которые имеют детей с проблемами в развитии. Содержание работы определялось интересами и запросами родителей.
Второе направление взаимодействия детского сада и семьи — включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов. Наибольший интерес для совместной деятельности представляли совместные праздники и досуги: «Масленица», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Здравствуй, елочка!», где родители были активными участниками происходящего. Апробирована новая форма работы клуба — семейный праздник: «Мамочка, любимая моя» ко Дню матери, «Мы с бабушкой — друзья» — ко Дню пожилого человека, «День рождения семьи» — «круглые» даты супружества. Совместные праздники, досуги раскрывали родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения.
Активно участвовали родители и дети в смотрах-конкурсах «Умелые руки», «Необыкновенное чудо» (поделки из овощей и природного материала), «Витамины на зиму». Большой популярностью пользовались курсы «Хозяюшка», «Фитнес-клуб», где мамы могли поправить здоровье, научиться вести хозяйство. Новой формой работы стала организация совместных кружков для детей и родителей.
Разные формы совместной деятельности были направлены на обогащение деятельности детей и родителей в условиях детского сада и дома, укрепление внутрисемейных связей. Возросло число активных родителей — участников воспитательного процесса — 59%.
Третье направление во взаимодействии ДОУ и семьи — организация работы с родителями «неорганизованных» детей. Работа велась с семьями, где есть «дети-инвалиды», будущие первоклассники и дети до 3 лет.
Будущие первоклассники посещали группу кратковременного пребывания в детском саду, что способствовало подготовке детей к школе. Опыт работы показал, что для достижения лучших результатов развития детей необходимо более раннее привлечение детей в группу кратковременного пребывания.
Для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями работал семинар-практикум «Помоги себе сам». Он помог объединить родителей, а ежемесячные встречи за круглым столом со специалистами детского сада и различных служб района способствовали повышению уровня психолого-педагогических знаний, решению социально — бытовых проблем.
Для молодых родителей, воспитывающих детей до 3 лет реализован проект «Школа молодой семьи». Реализация проекта способствовала повышению правовых и педагогических знаний среди молодых семей, укреплению взаимоотношений в семье, ранней адаптации детей к детскому саду.
Практика показывает, что сотрудничество педагогов и родителей повышает уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми. Занятия в семейных клубах, совместная деятельность с детьми помогают родителям лучше понимать ребенка, научиться способам общения с ним, педагогам — более эффективно строить процесс воспитания и образования ребенка.
Дальнейшая организация работы сотрудничества с родителями администрацией ДОУ предполагает:
— индивидуализацию процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
— интеграцию всех социальных институтов села, района, заинтересованных в воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
— создание условий для привлечения родителей к планированию и контролю за деятельностью ДОУ;
— создание программы сотрудничества ДОУ и семьи
Библиографический список
1. Е.П. Арнаутова. «Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях» — Детский сад от А до Я. 10-2004.
2. Г. Белоногова, А. Хитрова «Педагогические знания — родителям» — Дошкольное воспитание. №6-2003.
3. А.Г. Богославец, А.А. Майер. «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города». — Управление ДОУ. №5-2004
4. И.В. Власова. «Новое решение старой проблемы» — Детский сад от А до Я. №10-2004
5. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом». — М.: Аркт. 2003
6. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми». — М.: Просвещение, 1991.
7. О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.П. Майер. «Работа с родителями в ДОУ». — М.: ТЦ «Сфера». 2005-09-21
8. Л.А. Дядюх. «Родительский клуб в дошкольном учреждении». — Детский сад от А до Я. №1-2005.
9. Т.Н. Доронова. «Дошкольные учреждения и семья». — М.: LIUKA-PRESS, 2004.
10. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. «Общение педагога с родителями в ДОУ». — М.: ТЦ «Сфера», 2005-09-21
11. «Закон об образовании в Российской Федерации».-Ростов на Дону: Легион, 2013
12. В. Загик, В.М. Иванова. «Воспитатели и родители». — М.: Просвещение, 1985.
13. Л.А. Куланина. «О формах взаимодействия с семьей». — Детский сад от А до Я. №10-2004.
14. Т.А. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999.
15. Т.А. Куликова. «Современная семья: проблемы, тенденции развития». — Детский сад от А до Я. №4-2004.
16. В. Козлова, Р.П. Дешеулина. «Работа ДОУ с семьей». — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
17. К. Котырло, С.А. Ладывир. «Детский сад и семья». — Киев: Радянька школа, 1984.
18. «Концепция дошкольного образования». — М., 1989.
19. Лукина Л.И. — работа с родителями в ДОУ. — Управление ДОУ. №5-2004.
20. Т.А. Маркова. «Детский сад и семья». — М.: Просвещение, 1986.
21. Ю. Микляева. «К вопросу о педагогической культуре родителей. — ребенок в детском саду». №3-2005.
22. М.Ф. Нуйкина. «Семейный клуб в детском саду: особенности организации и деятельности». — Детский сад от А до Я. №1-2005.
Размещено на