Этика психологической работы педагога психолога.

Содержание

Введение…3

1. Функциональные обязанности педагога-психолога…4

2. Этические основы профессиональной деятельности педагога-психолога…7

3. Основные этические принципы деятельности психолога…15

Заключение…21

Список использованной литературы…22

Введение

Под термином «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции).

Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

1. Функциональные обязанности педагога-психолога

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности.

18 стр., 8693 слов

Психолог: личность и ремесло

Психолог: личность и ремесло Братченко Сергей , Леонтьев Дмитрий Этот несколько необычный текст представляет собой обработанную стенограмму совместного диалога авторов с участниками Летней школы. Диалог не предусматривал жестких тематических ограничений и строился вокруг вопросов, задававшихся из зала, как в устной, так и в письменной форме. Отсюда неакадемический стиль и содержание текста, отсюда ...

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

10 стр., 4643 слов

Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога

... гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие основные направления, как · Общее развитие детей. · ... основы методики типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе. Методика состоит из нескольких последовательно идущих ...

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;

консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

10 стр., 4807 слов

«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

... применения знаний по психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребенка в профессиональной деятельности. Профессиональные цели ... семьями имеющими проблемного ребенка. В системе профессиональной подготовки современного психолога дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка ... – Пресс, изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000 - 526с. 1-2 Психология и психотерапия семьи. Эйдемиллер ...

конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.

2. Этические основы профессиональной деятельности…

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 1998. — 10 декабря.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: ETS № 005. Рим, 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 2. — Ст.163.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Выпуск XLVI.

4. Белобрыкина, О.А. Этический кодекс психолога: противоречия и идеал / О.А. Белобрыкина. // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — № 2. — С. 64 — 71.

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы профессионально-педагогической деятельности педагога 1.1 Личность педагога профессионально-педагогического обучения 1.2 Профессионально-педагогическая деятельность Глава 2. Исследование деятельности педагога профессионально-педагогического обучения 2.1 Разработка модели профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения ...

5. Бозаджиев, В.Л. Компетенция социально-профессиональной ответственности психолога / В.Л. Бозаджиев. // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 6. — С. 58 — 59.

6. Бурмистрова, Е.В. Роль личностных и профессиональных качеств в становлении психолога / Е.В. Бурмистрова, М.С. Лукова. // Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — № 4. — С. 64 — 71.

7. Горбунова, В.В. Этические дилеммы в психологической практике / В.В. Горбунова. // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 4. — С. 113 — 119.

8. Федоренко, А.В. Особенности адаптации педагога-психолога к профессиональной деятельности / А.В. Федоренко. // В мире научных открытий. — 2010. — № 2. — С. 92 — 94.

9. Хорни Карен Наши внутренние конфликты: Апрель-Пресс / пер. с англ. Старовойтова В. и др., Хорни Карен — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2010. — 558 с.