Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается термин педагог), родителей и учеников, школьных психологов с началом учебного года

Что изменить, чтобы стало лучше? Поменьше реформ, дать педагогам творчески работать, не перегружать ведением ненужной документации.

И знаете, самое главное, чтобы в отделах образования и в министерстве работали действительно учителя, педагоги, которые проработали более 15 лет в школе, да, да именно в школе, а то вся молодёжь работает в отделах образования, какими наставниками они могут быть педагогам, как они могут проверять школу, если они год проработали в школе, а то и совсем без опыта?

Молярук Александр Валерьевич

Психолог Владивосток

Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается термин педагог), родителей и учеников, школьных психологов с началом учебного года и с Днем Знаний!

Я проработал 4 года в школе в качестве педагога-психолога и благодарен школе за бесценный опыт.

В данный момент вышел в вечернюю школу в качестве учителя математики на индивидуальное обучение (2 дня в неделю), в прошлом году прошел курсы по ФГОС и не понаслышке знаю проблемы современной школы в России.

Главная проблема —в школе катастрофически не хватает психологов, а ведь В. Путин поставил задачу привития исконно российских ценностей (самопожертвование, милосердие, мужество и т. д.) и сейчас учитель — это уже не тот, кто учит, а еще и тот, кто воспитывает. Помимо программы минимум (развитие навыков и метанавыков) учитель должен еще и формировать личность. И вот тут ему понадобиться помощь психолога.

В Российской школе грядут большие перемены — сдача ЕГЭ — это программа минимум. Гораздо важнее воспитать патриотов своей Родины — основы для сохранения суверенного государства.

Жалко, что в школах посокращали ставки психологов. Нужны альтернативные ресурсы (блоги, порталы) и центры, в которых бы все участники образовательного и воспитательного процесса смогли бы получить психологическую поддержку.

Нужны профессиональные психологи, которые видят себя в роли участников реформы школы в России.

На мой взгляд изменения позитивны, просто за процессом не всегда виден сразу результат.

1 стр., 492 слов

Мифы о психологах

... для этого нужно несколько лет учебы, как минимум. Поэтому психологом может называться лишь человек, имеющий соответствующее психологическое образование ... же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, ... недоверчивое (а иногда и негативное) отношение к психологам, что является результатом разного рода мифов об этих ...

Миклашевич Злата Николаевна

Психолог Москва

Об эффективности или не эффективности современного школьного образования могу судить, как мама двух школьниц и опять же таки в пределах только одного класса одной школы.

Из плюсов. Безусловно, радует то, что учителя, которые приходят работать в школу, чаще молодые, хорошо образованные. Кроме того, психологически подкованные, как мне кажется, более чуткие и понимающие, что имеют дело с детьми, не срываются на детей почем зря, чего не было в моем детстве, когда за «плохое поведение» можно было схлопотать не просто ругань в свой адрес, а еще удар указкой или подзатыльник.

Не знаю, к плюсам или минусам отнести то, что на родительских собраниях, родителям (особенно родителям мальчиков) педагоги каждый раз напоминают о том, что у их ребенка с поведением проблемы «вы скажите ему, чтобы не мешал, не отвлекал весь класс и т. д.». В этом месте хочется разделить ответственность с педагогами. Во-первых, ребенку сложно просидеть, ни на что не отвлекаясь 45 минут. Во-вторых — даже если ребенок сидит спокойно, нет никаких гарантий, что материал будет им усвоен, особенно, если урок представляет собой мало увлекательное занятие. Если ребенку интересно, он будет смотреть на учителя, не отрывая глаз и затаив дыхание. И с поведением в этом случае вряд ли возникнут проблемы.

Из минусов. В нынешней системе образования, на мой взгляд, отсутствует мотивация непосредственно к процессу обучения. Есть постоянное ощущение гонки. Нужно успеть ознакомиться с большим количеством материала за небольшой промежуток времени. Все дети разные, а стало быть и скорость и качество усвоения материала тоже разная. Что касается самого материала, то в этом месте присоединяюсь к коллеге, что большой упор делается на то, что материал нужен не для жизни, а для сдачи ЕГЭ. Мотивации к учебе как к процессу просто неоткуда взяться.В нынешней системе образования отсутствует ценностное отношение к самому ребенку, обучение направлено на результат, на некий эффект, который в свою очередь влияет в большей степени на рейтинг школы, а не на качество дальнейшей жизни выпускника.

14 стр., 6555 слов

Родители как первые учителя ребёнка

... учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся ... подбору подходящей школы для своего ребенка, тщательно откладывают деньги на дальнейшее образование ребенка, но забывают о самой важной ... воспитания. Целый ряд авторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы – это А.С. Макаренко ...

Я не знаю, к чему приведет нынешняя система образования. Как мама и как психолог, я бы хотела видеть в системе образования такие дисциплины, которые помогут ребенку не только поступить в вуз и найти работу, поскольку практика показывает, что это не все, что нужно для счастливой жизни.

Гораздо важнее, чтобы школьное образование было более разносторонним и менее формальным, чтобы ребенок мог учиться лучше понимать себя, узнавать свои сильные и слабые стороны, находить свои ценностные ориентиры, учиться ответственности за свои поступки, слова и действия, а так же уважению к себе и к другим.

Тарасова Екатерина Владимировна

Психолог Нижний Новгород

В современной школе существует множество серьезных проблем, среди них: подростковый суицид, низкое качество знаний, образования в целом, никчемность учителя и его беззащитность, падение авторитета педагогов, агрессивностьподростков,которые избивают друг друга или учителя, а затем снимают этот процесс на видео. Сможет ли решить все эти трудности школьный психолог? Думаю, нет! Эти проблемы — зеркальное отражение проблем в обществе, где царит насилие, безграмотность. Думаю, что для того, чтобы повлиять на решение данных проблем, необходимо мультифакторное воздействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, руководителей. Преимуществами в школьном обучении являются новые компьютерные технологии, спортивные комплексы, бассейны. Конечно, образование нуждается в коренной реформации, думаю, только тогда оно может быть эффективно.

10 стр., 4701 слов

7. Образование как система и процесс

... уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. «Образование — это целенаправленный ... профессиональной деятельностью. К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно и посещают лекции, ...

Пальчикова Елена Александровна

Психолог Краснодар

Эффективность школьного образования, о ней я могу судить по тем запросам с которыми ко мне обращаются родители деток школьного возраста, вот некоторые из них:

1. Ребенок плачет и не хочет идти в школу, там ругают;

2. Трудно учиться, педагог не помогает наладить общение деток в классе;

3. Доведенный до отчаяния подросток, которого педагог русского и литературы признал недостойным учиться в его классе и т. д.

Да, конечно, можно списать все на сложности адаптации конкретного ребенка к конкретным условиям обучения, на интеллектуальные трудности, но родители в один голос утверждают, что со стороны педагогов нет никакого стремления помочь маленькому человеку найти свое место в коллективе. А при ближайшем рассмотрении все эти ребята добрые и отзывчивые, немного ранимые, очень талантливые. Более того, это очень воспитанные дети из хороших семей. Поверьте, человек, которому «плохо», «хорошо» учиться не станет, просто не сможет… а жаль. Дети — это не роботы и не бездушные накопители знанийи все-таки я считаю, что та советская школа, которую заканчивала я, была с более человеческим лицом, мне даже в самых активных фантазиях в голову не придет, что наш классный руководитель, Комарова Тамара Кузьминична, педагог со стажем, которая вела два выпускных класса параллельно, до ночи проверяющая тетради, признала бы меня или кого-то из наших «двоечников» не кондицией. «Сражаясь» за каждого ребенка, она всегда повторяла: «Я очень люблю свою профессию». И мое ей огромное спасибо, ведь я тоже люблю то дело, которым занимаюсь. Ведь основная задача школы не научить чему-то, а научить учиться, думать, рассуждать, быть человеком.

Этапы развития школьной системы образования Республики Казахстан: анализ моделей обучения и проблемные области в методологии дидактики

В статье исследованы процессы реформирования школьного образования в Республике Казахстан, выделены этапы кардинальных изменений в сфере образования и рассмотрены некоторые методоло­гические аспекты дидактики. Автором подведены итоги каждого этапа реформирования школьного образования, показаны положительные результаты, выделены проблемы, национальные особенности, соотношение между общим и особенным, между глобальными тенденциями и национальной специ­фикой.

11 стр., 5025 слов

Воспитательная система школы. Вариативные воспитательные системы (2 часа).

... средством развития личности каждого учащегося. 5.Принцип непрерывности и преемственности образования в системе «Школа-детсикй сад» означает такое построение социоэкологического пространства, когда ребенок ... через творчество «Воспитание школьников» 2013 № 7 Проблема воспитания общения в школьном возрасте Щуркова Н.Е. Исскуство общения как проблема нового воспитания ...

Социально-экономические преобразования в Республике Казахстан сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей и требуют переосмысления фундаментальных и универсаль­ных знаний, получаемых через систему образования. Особую роль в становлении национального са­мосознания, чувства патриотизма и гражданской ответственности играет общеобразовательная шко­ла, которая за прошедшее двадцатилетие подверглась существенным изменениям в условиях дейст­вия рыночных отношений, смены ценностных ориентаций, организации образовательного процесса на новых принципах, обеспечивающих демократические преобразования и интегрирование нацио­нальной системы в мировое образовательное пространство. При этом исследователи, занимающиеся изучением процесса реформирования средней школы в Республике Казахстан, отмечают важные факторы. За основу реорганизации системы образования в Казахстане взяты западные образцы, ори­ентированные на совершенно иные стандарты жизни, культурно-общественные ценности, которые могут вступать в противоречие со сложившимися традициями. В случае неудачи реформ мы можем разрушить существующую образовательную систему. Нельзя не учитывать тот факт, что двадцатому веку мы обязаны обретением советской системы образования, которой гордимся и о недостатках ко­торой часто спорим. Поэтому осуществление реформ школьного образования необходимо вести с учетом развития советской школы, т. е. бережно относиться к имеющемуся потенциалу, синтезу ка­захстанской традиционной системы образования и опыту ряда ведущих стран мира.

8 стр., 3558 слов

Понятие воспитательной системы школы. Многообразие школьных воспитательных систем

... получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы ... КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Понятие воспитательной системы школы. Многообразие школьных воспитательных систем Введение воспитательный гуманизация педагогика Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные ...

Наиболее распространенные модели школьного образования за рубежом включают в себя на­чальное образование длительностью 4−6 лет и две последовательные ступени среднего образования. В ряде стран — Дании, Швеции, Финляндии, а также некоторых штатах США начальное образование не выделяется как самостоятельная ступень, и продолжительность первого уровня школьного образо­вания составляет 8−9 лет (основное среднее образование).

Заключительный этап обучения в школе, чаще всего 3−4 года, является профильным. Стандарты определяют обязательный минимум общего среднего образования и допускают 30% времени на изучение дисциплин по выбору. В таких странах, какФранция, Германия, Япония, страны Восточной Европы стандарты регламентируют 85−90% обя­зательных дисциплин, а количество дисциплин по выбору ограничено.

Нормативные документы Республики Казахстан, принятые в области образования за период не­зависимости, свидетельствуют о том, что в стране происходит реформирование составляющих ее элементов, в первую очередь — высшего и среднего общего образования. Причем оказалось, что ре­формировать высшее образование значительно легче, чем среднее, так как количество вузов Казах­стана составляло несколько десятков учебных заведений, а общеобразовательных школ было свыше 8 тысяч [1].

На начальном этапе строительства собственной модели системы образования в Республике Ка­захстан необходимо было изменить идеи, принципы и характер процесса обучения (особенно это ка­салось школьного предмета «история»).

Но модель школы продолжала, по инерции, оставаться со­ветской: 4+5+2, т. е. четырехлетний период в начальной школе, еще 5 лет — в основной и, наконец, два года в полной средней школе. Кроме того, Казахстан, ориентируясь на западный вариант школы, избрал две модели образования: школы для всех (общеобразовательной) и элитарной модели высшей школы. Рассмотрим процесс реформирования школьной системы образования в Республике Казах­стан как реализацию модели «школы для всех».

27 стр., 13080 слов

Формирование мотивации учения школьников при переходе в среднее звено обучения

... успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение ... переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась не исследованной. Объективные предпосылки настоящего исследования ...

Начиная с 2001 г. основными направлениями реформирования школьного обучения были: изу­чение международного опыта; внедрение новых альтернативных учебников, методических пособий; разработка правовой основы, учебно-нормативной базы и новых учебных программ. Структура школьного образования была ориентирована на постепенный переход на 12-летнее обучение: началь­ная школа — 4 года, основная школа — 6 лет, старшая школа — 2 года (модель 4+6+2).

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, выделив основные направления развития страны: высокое ка­чество жизни, конкурентоспособная экономика и политическая модернизации, еще в феврале 2005 г. заявил, что «страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал» [2; 17].

Несмотря на традиции, которые у нас есть и которые позволяют решать многие проблемы, об­щая ситуация в школьном образовании тяжелая. Трудно не согласиться с положением о том, что сис­тема школьного образования в нашей стране еще слабо реагирует на вызовы меняющегося мира. Происходящие в казахстанском обществе реформы затрагивают практически все элементы системы образования — содержание, методы и формы обучения, приемы оценки результатов, управление и финансирование, создание материально-технической базы и обеспечение учебниками и пособиями. Однако в настоящее время инфраструктура общего среднего образования не обеспечивает предостав­ление государством равных качественных образовательных услуг и переход на 12-летнее образова­ние, о котором говорится с 1998 г., но экспериментальная работа завершится только в 2015 г.

Трансформация школьного образования происходит за счет усиления государственного влияния на систему образования. Это объясняется несколькими причинами: удорожанием современного обра­зования, в особенности высшего; поддержанием современного уровня системы образования; усиле­нием диспропорций в доходах населения и инфляцией. Образование требует постоянных капиталь­ных вложений, причем в таких объемах, которые под силу только государству или крупным источни­кам финансирования при достаточно большом участии государства. Хотя Казахстан раньше других стран Центральной Азии вступил на путь реформ и продолжает их осуществлять, из-за экономиче­ских и финансовых трудностей 1990-х гг. экономический рост в республике был неравномерным и имел негативные последствия для сферы образования, особенно в период «оптимизации». Многие детские сады, школы и профессиональные училища были закрыты. Между тем высокоэффективная система образования является одним из главных факторов обеспечения устойчивого развития страны, а сам процесс реформирования требует создания новых правовых, научно-методических, финансово-материальных условий и кадрового обеспечения.

По нашему мнению, за годы независимости этапы реформирования школы можно условно раз­делить следующим образом:

1991—1994 гг. — становление национальной системы образования, возрождение национальной системы семейного воспитания, провозглашение национальной модели школы, создание законода­тельной и нормативной базы системы образования, кризисные явления в системе образования;

1995—2000 гг. — концептуальное обоснование школьных реформ, разработка Государственного стандарта и программ, построенных по концентрическому принципу, создание республиканского Центра тестирования, первый этап осуществления Государственной программы информатизации 1997−2001 гг. До 2000 г. сохранялась единственная модель школьного образования — 4+5+2;

2001—2004 гг. — реализация Государственного стандарта образования 2002 г., начало издания учебников нового поколения (Целевая программа издания учебников нового поколения 2001­2007 гг.), второй этап информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002−2004 гг. и разработка стратегии вхождения в мировое образовательное пространство (Концепция развития образования в РК до 2015 г.), реализация идеи 12-летнего обучения в экспериментальном варианте в 104 школах республики по модели 4+6+2, введение единого национального тестирования (ЕНТ), раз­работка критериев оценки качества учебной литературы, создание республиканского Центра «Учеб­ник», координирующего работу по созданию и экспертизе учебной литературы для 12-летнего обуче­ния.

Вместе с тем в 2002 г. ЮНЕСКО включил Казахстан в число стран с проблемным образованием. Среди факторов, снижающих качество образования, назывались: бедность сельских школ, дефицит молодых кадров с высшим образованием, бесконечные реформы, отсутствие должной материально-технической базы и мотивации в обеспечении высокого качества образования [3; 209].

Необходимость изменения структуры школьного образования (4+6+2) была обусловлена рядом факторов, в которых учитывался мировой опыт:

· согласно Декларации Совета Европы (1992 г.), в мире наблюдается тенденция увеличения сро­ков доуниверситетского образования: 12-летнее образование реализуется в 136 странах, в том числе в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и др. Из стран СНГ среднее общее образование про­должительностью в 12 лет имеет место в Украине, Узбекистане и странах Балтии. Готовятся к пере­ходу на 12-летнее обучение Армения, Азербайджан, Молдова и Казахстан;

· величение продолжительности общего среднего образования с 4 до 5 лет направлено на орга­низацию базового (относительно завершенного) среднего образования общей продолжительностью в 10 лет;

· каждый год вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие школьников, его социа­лизацию. Увеличение общей продолжительности школьного образования в Казахстане с 11 до 12 лет рассматривается как расширение возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования;

· увеличение продолжительности школьного образования на 1 год связано с уменьшением на 1 год продолжительности образования в вузе, организацией обучения в бакалавриате в течение 4-х лет. Очевидно, это потребует качественно иного подхода к отбору содержания учебного материала в 11­12 классах, которые ориентированы на подготовку учащихся к продолжению образования в вузе.

На II съезде работников образования и науки Республики Казахстан 2−3 февраля 2001 г. были впервые затронуты темы перехода на 12-летнее обучение и пересмотра содержания профессиональ­ного образования.

Рабочей группой, Координационным советом Министерства образования и науки РК по разра­ботке Концепции системы среднего общего образования Республики Казахстан с 12-летним сроком обучения, членами рабочих групп Южно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей, городов Астана, Алматы в мае-июле 2001 г. были рассмотрены различные структуры организации среднего образования. Проект Концепции среднего общего образования Республики Казахстан с 12-летним сроком обучения в структуре 4+6+2 был рассмотрен в августе 2001 г. в Астане и регионах.

В 2002 г. начали проводиться исследования по разработке новой модели школьного образования с 12-летней продолжительностью в структуре 4+6+2.

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005−2010 гг., принятой в октябре 2004 г., была зафиксирована позиция реализации модели 12-летнего образования в структуре 4+6+2, было определено содержание государственной политики на ближайшие годы в подготовке системных изменений в школьном образовании [4].

Целью среднего образования, говорится в Концепции развития образования до 2015 г., является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профес­сиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоя­тельно принимать правильные нравственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Необходимость изменения содержания школьного образования в Республике Казахстан была обусловлена следующими факторами:

· в содержании образования должны были найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру, вариативность, дифферен­циация, индивидуализация;

· содержание образования должно было быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996 г.);

· пересмотр содержания образования был обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования, т. е. не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции);

· система образования должна была выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр со­держания образования должен был быть направлен на учет возрастных возможностей, психологиче­ских особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки. В целом обновление содержания обра­зования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на уче­ника, а с другой — в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук;

· обучение учащихся 11−12 классов должно было быть организовано по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям профильного обучения, с учетом их интересов, способностей, с целью выстраивания их жизненных и профессиональных перспектив.

В соответствии с Государственной программой информатизации системы среднего образования в 2004 г. завершена 100-процентная компьютеризация общеобразовательных школ. Создан цен­тральный коммуникационный узел, к которому были подключены узел центрального аппарата Мини­стерства образования и науки и телекоммуникационные узлы департаментов образования областей. Электронные учебные издания для организаций среднего общего образования охватывали 25% школьных предметов. К спутниковому каналу дистанционного обучения было подключено 717 школ шести областей республики (8,7%).

Вместе с тем развитие и применение информационных и комму­никационных технологий (далее — ИКТ) в сфере образования значительно отставало от потребно­стей. В Казахстане на один компьютер в 2004 г. приходились 54 учащихся общеобразовательных школ, что, по данным ЮНЕСКО, являлось одним из самых высоких показателей среди стран СНГ (в России — 59) [4; 21].

В то же время в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель на 2002 г. равнялся 13, в Латвии, Венгрии и Чешской Республике он составлял 5, 9 и 15 чел. соответственно. На начало 2004 г. в Великобритании в средних школах на 1 компьютер при­ходились 5 учащихся, в США — 4. В 2004 г. доступ к сети Интернет имели только 44% школ Казах­стана. В Финляндии уже в 1999 г. более 90% школ имели выход в Интернет, в 2000 г. — 100% школ Эстонии, более 80% школАвстралии, Канады, Исландии, 58% — Венгрии, 52% — в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития. «В профессиональных школах (лицеях) и колледжах на 1 компьютер приходится 31 и 25 учащихся соответственно. К сети Интернет подключено 39% профшкол (лицеев) и 51% колледжей» [4; 22].

Для независимой внешней оценки учебных достижений в РК была внедрена система единого на­ционального тестирования (далее — ЕНТ), промежуточного государственного контроля (далее — ПГК).

10 июня 2004 г. первая волна выпускников казахстанских школ, проживающих в Акмолин­ской, Южно-Казахстанской, Алма-Атинской областях и в Алматы, сдавала экзамен в новом формате — ЕНТ. Полученный по его результатам сертификат позволил окончившим школу автоматически перейти в разряд абитуриентов. Особенность этого нововведения была в том, что выпускник одно­временно сдаёт и итоговую аттестацию за 11 лет учебы в школе, и вступительные экзамены в вуз. За три часа выпускники отвечали на 120 тестовых заданий по четырем школьным предметам, три из ко­торых были обязательны для всех (математика, русский или казахский язык, история Казахстана), а четвертый — по выбору. Лишь полторы минуты в среднем отводилось на то, чтобы прочесть вопрос, несколько вариантов ответов и выбрать из них правильный. Однако действующий механизм контро­ля и оценки качества всех уровней образования не в полной мере отражал реальное состояние обра­зования и, следовательно, не может быть признан объективным инструментом обратной связи для управления.

Показатели и критерии оценки качества деятельности организаций образования пока несовер­шенны, отсутствует объективный мониторинг. Компоненты управления качеством образования функционируют разрозненно. Содержание, цели и задачи внешней оценки достижений обучающихся не отвечают современным требованиям к качеству знаний. Действующая система статистики Мини­стерства образования и науки не соответствует современным требованиям как в содержательном, так и в технологическом аспекте. Отсутствуют содержательность и оперативность, не выработаны необ­ходимые по комплексности и полноте потоки унифицированной статистической информации, соот­ветствующей международным стандартам. Система показателей образования подменяется набором данных, собираемых по разным основаниям, которые после обобщения трактуются в терминах адми­нистративной отчетности.

Улучшение экономической ситуации в стране в начале нового столетия, а также меры, принятые по реализации Программы «Образование», в целом позитивно отразились на системе образования. В указанный период были осуществлены кардинальные изменения образовательной сферы РК:

· - была разработана Концепция развития образования до 2015 г.;

· - начался переход к 12-летнему образованию по модели 4+6+2;

· - продолжила осуществляться информатизация образования;

· - была введена национальная система оценки качества образования (ЕНТ).

Гг. — реализация Государственной программы развития образования на 2005−2010 гг. Подписание Болонской декларации в марте 2010 г. Третий и четвертый этапы программы информа­тизации 2005−2007 гг., 2007−2010 гг. С 2006 г. подготовка ежегодных аналитических национальных докладов по состоянию и развитию системы образования в РК, переход на новый стандарт и про­граммы обучения. По данным ежегодного Национального доклада о состоянии и развитии образова­ния в Республике Казахстан за 2008 г., 86,2% школ были построены до 1990 г., а 45,8% школ нахо­дятся в эксплуатации уже более 40 лет и нуждаются в капитальном ремонте, 55 тысяч детей обучают­ся в совмещенных классах. Каждая третья школа республики не обеспечена учебными предметными кабинетами, спортивными залами, школьными столовыми, 24% компьютеров требуют замены. Школьная мебель, приобретенная в 1970—1990 гг., морально устарела и не соответствует возрастным особенностям детей. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов влияет на состояние учебной и воспитательной работы. Так, важность образования оценивают только 12% уча­щихся. Посещают школу для общения с друзьями 40%, любят школу только 10% учеников. Хотят жить на родине 30%, а за границей — 47%. Оснащение школ характеризуется наличием компьютеров в соотношении 1: 21 (к 2020 г. 1:1, что будет соответствовать мировым показателям) [5].

Центр внимания школьников и родителей переместился на предметы естественно-математического цикла, вместо общественно-гуманитарного направления, которое было приоритет­ным в первое десятилетие независимости. При этом наблюдается тенденция снижения качества зна­ний по всем гуманитарным дисциплинам.

2010—2015 гг. — этап модернизации школьного образования и постепенного перехода на 12-летнее обучение. В рамках эксперимента идет обучение учащихся 10 классов 12-летних школ [6].

На каждом этапе реформ для учителей становится значимым поиск новых форм и методов обу­чения, инновационных технологий при условии направленности на личность учащегося, повышение уровня своей квалификации, а перед высшими педагогическими учреждениями ставится задача под­готовки учителей так называемой «новой формации».

Однако при прочтении первых программ, например, по истории для учащихся 5 класса 12-летних школ, возникают серьезные сомнения в реалистичности требований к детям. Как иначе рас­сматривать ожидаемые результаты обучения 5−6 классов (а также 7−8 и даже 9−10 классов)?

«Имеет общее представление о терминах и понятиях из области истории, политологии, социоло­гии и экономики» (хотя последние три дисциплины в основной школе и уж тем более в 5 классе не изучаются).

«Четко описывает конкретные события и разные общественные процессы» (это 10-летний ребе­нок, который только начал изучать курс истории?).

«Знает о существовании информационных источников в определении развития общества: прово­дит сравнительный анализ по данным в учебнике археологическим и архитектурным памятникам». Это даже для специалистов — археологов и архитекторов — не простая задача, что уж говорить об учениках 5-х классов.

«Находит пути решения общественных проблем: изучая деятельность отдельных личностей, да­ет собственную оценку, имеет собственную точку зрения по отдельно взятому факту».

Причем, если сравнить ожидаемые результаты для учащихся 7−8 классов, 9−10 классов, они аб­солютно одинаковые, хотя психофизические и возрастные особенности разные.

Учебный план обязан ориентировать будущего учителя на школу завтрашнего дня, давать ему «запас опережения». Сегодня мы вплотную подошли к пониманию того, что обобщенную прогности­ческую модель профессиональной подготовки и формирования личности учителя можно построить, только опираясь на системно-функциональный анализ структуры задач педагогической деятельности.

Еще одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образовательного поля, является профилизация старшей ступени школы и компетентностный подход.

Профильное обучение рассматривается в данном случае как система дифференциации учащихся на старшей ступени общего образования. В связи с этим старшие классы обучаются по двум направ­лениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. Таким образом, старшая сту­пень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников, успешной их социализации, обеспечивать преемственность между школьным и профессиональным образованием. Создание условий для осознанного выбора будущей профессии представляется осуществить в рамках реализации учебных курсов вариативного компонента учебно­го плана старшей ступени общеобразовательной школы.

Пора отметить не только имеющиеся победы и достижения, но и указать на недостатки и упу­щения, которые существенным образом влияют на развитие непрерывного образования и реформы во всех сферах жизни казахстанского общества. Общеобразовательная школа значительно отстает от уровня вузовского образования. В вузах успешно реализуются программы многоуровневой подготов­ки, кредитная и дистанционная технологии обучения, а в школе, особенно в историческом образова­нии, больше недостатков, чем заметных успехов. Программы и учебники вызывают много нареканий, так как содержат разноречивые сведения. Большое количество малопонятной школьникам информа­ции не вызывает интереса и желания изучать этот предмет. Методическая литература, дидактические материалы и наглядные пособия не всегда доступны рядовому учителю из-за малого тиража, высокой цены и т. д.

Боязнь дальнейших школьных реформ, огромная ответственность за детей, необходимость веде­ния разнообразной документации и скромная заработная плата удерживают выпускников педагоги­ческих специальностей от работы в школе. Отсутствие молодого пополнения в школах, например, в Карагандинской области, привело к тому, что в Национальном докладе 2008 г. область отмечена как регион, где 45% педагогов — учителя в возрасте 45−60 лет, и ситуация в 2010 г. кардинальным обра­зом не изменилась.

На протяжении многих лет развития методической мысли и школьного обучения три проблемы оставались актуальными, вне зависимости от исторической ситуации, — организация учебно-воспитательного процесса, обеспеченность учебниками и учебно-методическими материалами, а также подготовка педагогических кадров. Поэтому понятно, что если из трех факторов два последних не работают, то и тот единственный, который мы пытаемся реформировать, будет давать сбой.

В этом аспекте весьма важным, на наш взгляд, является обсуждение методологических проблем образования, которое было начато участниками семинара «Образование человека. Философия обра­зования», действующего в Санкт-Петербурге в 2010—2011 гг. [7]. Среди главных проблем методоло­гии образования участники этого международного семинара отметили следующие:

· - соотношение гуманитарных и эмпирических методов исследования, проблема отбора содер­жания и путей минимизации объема передаваемой информации, освоения информационно-компьютерных технологий (Ф.Н.Козырев);

· - проблема изучения источников, а не вторичного материала (Н.А.Печерская);

· - проблема обучения умениям в большей степени, чем знаниям, которая вызвала появление 2-го и 3-го «уравнителей» — ПК и Интернета (А.М.Ельешевич);

· - доминирование фронтальной работы в массовой школе, массовизация образования и вера во всемогущество образовательных технологий (Н.И.Неупокоева);

· - проблема единства и целостности разных способов познания мира (С. М. Марчукова);

· - смешение субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе познания и освое­ния действительности (А.Н.Гершаник);

· - механизм «передачи» ценностей, общность ценностей «учителей» и «учеников» (поколений), общность ценностей внутри группы «учеников» (М.М.Эпштейн);

· - поиск инструментов актуализации личностного смысла образования (Л.С.Илюшин);

· - отношения учителя и ученика (М.Н.Кожевникова);

· - проблема стандартов и подготовки учителей (В.Ю.Пузыревский) [7; 233, 234].

Названные методологические проблемы в большей или меньшей степени характерны не только для российской системы образования, но и для образовательной системы Казахстана. Нельзя не со­гласиться с мнением А. Н. Гершаника о методологических принципах, которые позволяют «выйти за пределы „рудиментов“ сознания» и сформулировать постановку проблем с учетом адекватных отве­тов вызовам современности, по его словам, «нового образования», таким как «динамизм, диалектизм, рефлективность, релятивность, позитивизм, системность, прагматизм» [6; 72].

Еще один планируемый этап реформ школьного образования намечен на 2015—2020 гг. — это постепенный переход с 2015 г. на 12-летнее обучение, последовательная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011−2020 гг. [6]. Характеристика ситуа­ции в школьном образовании в 2010 г.: «В настоящее время в республике функционируют 7576 госу­дарственных дневных общеобразовательных школ. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% — в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа — в 4 смены. Ка­питального ремонта требует 25,1% школ. 41,7% основных и средних школ республики оснащены кабинетами физики новой модификации, 13,2% — кабинетами химии, 16,3% — кабинетами биоло­гии, 46,7% — ЛМК. Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвен­таря школьных столовых составляет 80%. 26,4% (1999) школ не имеют спортзалов. Отсутствует про­грамма подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством» [6; 10].

Таким образом, быстро меняющиеся реалии в жизни казахстанского общества приводят к пере­смотру моделей школьного образования, уже существующей нормативно-правовой и методической базы, анализу и выделению основных этапов школьных реформ, а также объективной оценке прой­денного пути, что, в свою очередь, способствует более точному прогнозированию дальнейшего стра­тегического развития системы образования Республики Казахстан в условиях рыночной экономики и открытого гражданского общества. Для осуществления намеченного необходимо: принятие мер по преодолению негативных явлений, кардинальные организационные, структурные преобразования, обновление содержания образования и совершенствование качества обучения и воспитания детей, подготовка специалистов в соответствии с современным прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Целевыми индикаторами этого процесса станут: меры по введению подушевого финансирова­ния в организациях среднего образования, увеличение заработной платы учителей, создание в школах попечительских советов, использование системы электронного обучения, осуществление в 2020 г. полного перехода на 12-летнее обучение, участие в международных сравнительных исследованиях, уменьшение доли выпускников школ, не прошедших пороговый уровень для поступления в вуз по результатам независимого тестирования и др.

Динамика общественных отношений, интенсификация производства усложняют социальные функции школы. Все больше возрастает ее ответственность за формирование таких структур духов­ного мира молодого человека, как мировоззрение, гражданская позиция, идейно-нравственная зре­лость, культура труда и общения, стремление и готовность к непрерывному самообразованию и са­мовоспитанию.

References

1 Шокаманов Ю.К. Тенденции человеческого развития в Казахстане. — Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001. — 348 с.

2 Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической и политической модернизации: Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. — Астана: Елорда, 2005. — 44 с.

3 Кулекеев Ж. Проблемы интеграционного процесса Республики Казахстан в мировое образовательное пространство: состояние и новая реформа науки и образования // Казахстан и современный мир. — 2004. — № 1. — С. 209−215.

4 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005−2010 годы. — Астана, 2004 lskmsschool2.ucoz.ru/normativ_doc/program.rar (26.09.2013.).

5 Дамитов Б.К., Ермеков Н.Т., Можаева О.И., Бекенова А.Б., Бекиш Р.М., Головатая Г. И., Егимбаева Ж.К., Бон­дарь Л. А. Национальный доклад о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан (краткая версия).

— Астана, 2008. — 43 с. rudocs.exdat.com/docs/index-240 295.html (26.09.2013.).

6 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011−2020 гг. bala-kkk.kz/ru/node/352; rudocs.exdat.com/docs/index-157 679.html // rudocs.exdat. com/docs/index-240 295.html

(26.09.2013.).

7 Образование человека. Философия образования: семинар / Автор-сост.: М.Н.Кожевникова. — СПб.: Образовательный центр «Участие», Изд-во «Лема», 2011. — 314 с.

Сочинение-эссе на тему: мой взгляд на современное образование

У каждого человека должно быть свое мнение, которое он может аргументированно доказать. «Критерий истины — практика"-, любит повторять наш историк. А Юрий Лотман говорил :"Мы разные. И даже Пушкин у каждого свой, по-своему прочитанный». Современное образование… Сложный вопрос. Я считаю, что наши ученики испытывают колоссальные перегрузки. Согласитесь, сейчас до начала учебы в школе ребенок обязан знать буквы, счет. И с первого класса на бедного человечка, который еще держит в ранце любимую куклу (машинку) обрушивается Ниагарский водопад сложнейшей информации, которую нужно понять, запомнить и уметь применить на практике. Печально, на мой взгляд, но программы составлены таким образом, что информация идет лавиной, поэтому не все дети, имеющие разную подготовку, могут ее осмыслить и запомнить. Каждый день новое правило на каждом уроке. С первых школьных дней дети начинают делиться на успевающих и слабых. Без мамы трудно выполнить домашние задания. А мама приходит с работы, на нее наваливаются домашние дела. Или ей нет дела до своего ребенка. В одной из программ слышала, что в Дании первоклассники учат буквы… И только во втором классе начинают читать. Нет гонки. НЕт истерик, слез, страха и ненависти. Учитель видит своих учеников. В среднем звене все продолжается. Один из нас гуманитарий, другой- математик. Что говорить. Каждый учитель — мастер, но только в своей области. Поспорьте со мной: напишет ли историк тесты ЕГЭ по химии на четверку? А учитель географии — ЕГЭ по русскому. Нам же предлагают все выучить одинаково хорошо. Да, существует профильное обучение. Но не для всех школ. Теперь посмотрим с другой стороны. Учиться стало интереснее с приходом в школу Интернета. Любую информацию можно найти, нет нужды часами сидеть в читалке. Применение на уроках интерактивных методов весьма эффективно. А эти яркие презентации… Все делает урок нагляднее, убедительнее. Материал усваивается быстрее, прочнее. С легкостью теперь можно подобрать обширные и разнообразные сведения, документы для многочисленных исследовательских работ. Но мы, загнанные в угол, стремясь выкроить свободное время для общения с друзьями, используем достижения науки … одним словом, сплошные подсказки и плагиат. Говорят, даже на контрольной можно воспользоваться уже не шпорой, а помощью «удаленного помощника». Мое сочинение не раскрывает всех сторон нашего образования. Понятно, тема обширная. Говорю о том, что наболело. И еще. В каждой школе должен быть психолог. Грамотный, опытный, получивший хорошее образование, умеющий работать с детьми, знающий способы преодоления и предотвращения конфликтов. Чтобы было, как в странах Европы и США, пойти не к другу, а к квалифицированному специалисту. И поговорить, подумать вместе. Черновато? Может быть…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector