Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста (на примере работы кружка 'Аппликация соломкой')

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный педагогический университет

Имени М. Танка

Факультет народной культуры

Кафедра художественного и педагогического образования

Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста

(на примере работы кружка «Аппликация соломкой»)

Курсовая работа

по дисциплине

«Методика преподавания народных художественных ремёсел»

Выполнила студентка

курса заочного обучения

группы 412 А

Бондаренко М.А.

Руководитель:

Пепик Ольга Геннадьевна

Минск

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогическая. Основы аппликации соломкой

.1 Особенности творческого развития младших школьников

Глава II. История художественной обработки соломки

.1 Особенности композиция в декоративно-прикладном искусстве

.2 Воздействие рамы на композицию

.3 Цвет в декоративно-прикладном искусстве

Глава III. Материаловедение

.1 Настилы

Глава IV. Растительные мотивы

.1 Зооморфные и антропоморфные мотивы

.2 Изображение архитектурных объектов

.3 Стилизация природных форм

Глава V. Техника и технология аппликации соломкой

.1 Аппликация криволинейными элементами

.2 Разработка декора изделий

.3 Копирование эскиза на поверхность

.4 Охрана труда и техника безопасности

Глава VI. Народно-декоративное искусство в кружковой работе

Заключение

Литература

Приложение

. План — конспект урока «Рамочка для фотографии»

. План — конспект урока «Декоративные цветы»

Введение

Цель: изучить методические особенности организации занятий по обучению работе с аппликации соломкой путем соотношения возраста и содержания заданий.

Задачи:

изучить и проанализировать специальную, научно-методическую и популярную литературу по теме исследования;

12 стр., 5797 слов

Особенности подросткового возраста 3

... . Особенности подросткового возраста. Глава 1. Психофизиологические особенности подросткового возраста. 1.1. Развитие мышления в переходном возрасте. 1.2. Самосознание. Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста. 2 ... чем у ребят со средними способностями. Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении ...

рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

определить возможность использования заданий по обучению аппликацией соломки в младшем школьном возрасте;

разработать методические приемы по обучению работы с аппликацией соломки в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является: методическое обеспечение учебного процесса; предметом исследования является особенности организации занятий по обучению работы с аппликацией соломки в зависимости от возраста.

Народное декоративно — прикладное искусство тесно связано с повседневной жизнью. С незапамятных времен человек научился обрабатывать природные материалы дерево кость, камень глину, кожу, шерсть, злаковые культуры создавать из них прекрасные высокохудожественные изделия. Потребность украшать свое жилище, предметы домашнего обихода обусловила развитие художественных ремесел.

Искусство аппликация соломкой было как домашнее увлечение, редко изготавливались изделия на продажу, но развивалось она повсеместно: Литве, Украине, Белоруссии, России.

В Белоруссии аппликация соломкой как художественный промысел существует с середины 50-х годов. В г. Жлобине супруги Дектяренко одни из первых в послевоенное время стали постигать и передавать ученикам свой опыт по народному искусству.

В 60−70-е годы промысел начал развиваться интенсивнее. За работу взялись молодые талантливые художники: Алексеева Т.А., Котов В.Г., а также примером могут служить Гаврилюк В.И., Русакович Е.М., Валеева Л.Ш., Малахава Л.О. и многие другие. Вклад в развитие искусства аппликации соломкой внесли художники и искусствоведы УП «Центр белорусских ремесел «Скарбніца».

Техники аппликации и инкрустации можно уже изучать в Бобруйском, Гомельском, Кобринском и других училищах,

Задача курсовой — сделать это творчество доступным для детей, помочь им овладеть ремеслом. Дети уже с малых должны знать о старшем поколении и наших современников.

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития

... форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов ... . Изготовление приглашений каждой семье, (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. 4. Изготовление памяток с советами на тему ...

I. Психолого-педагогическая. Основы аппликации соломкой

.1 Особенности творческого развития младших школьников аппликации соломкой

Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу. Поколение этого возраста связано с введением всеобщего и обязательного образования. Содержание среднего образования и его задачи ещё окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста, как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательным и неизменным. [10 с.260]

Основными недостатками, которые препятствуют формированию целостности творческой личности, являются ограничение разнообразия воспитательных мероприятий и их дидактизированное воздействие. Еще более усугубляют эту проблему недостаточное количество часов, отведенных на предметы художественно-эстетического цикла, и малый удельный вес мероприятий данного направления. [7.С.15]

В последние годы благоприятные условия для художественного воспитания школьников создают в учреждениях внешкольного образования. Выбор форм деятельности для данных занятий должен соответствовать возрастным особенностям, способностям, индивидуальности и потребностям младших школьников. [6. с. 6.]

Сочетание эмоциональных и художественно-интуитивных процессов является для них определяющим и должно стать основой форм работы с детьми данного возраста.

Младшие школьники с удовольствием отдают предпочтение занятиям, требующих активных действий и выбора. Ход каждого занятия должен быть хорошо продуман. Работа должна быть построена таким образом, чтобы занятия проходили, дополняя друг друга, расширяя самостоятельность, уверенность ребят, вызывая желание заниматься художественно-творческой деятельностью. [9. с. 34.]

У детей этого возраста необходимо формировать и развивать уверенность в собственных силах для дальнейшей активной художественно-творческой практики. Беседы, как и творческие должны иметь определенную последовательность, развивать умение «видеть» объект, который создается. Когда младшие школьники выполняют задания, которые требуют проявления творчества и фантазии, воспитатель должен выслушать как можно больше вариантов их исполнения. Художественно-творческая деятельность должна быть живой и будить активность детей. Свобода — необходимое условие творчества. Младшие школьники способны находить совершенно разные решения на предложенные им задания.

6 стр., 2703 слов

Общая характеристика условия развития и деятельности ребёнка раннего возраста

... . Для Ж.Пиаже интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации ребёнка к «миру вещей». Для З.Фрейда и неофрейдистов механизмы ... в форме игры. В констатирующем эксперименте определяется уровень развития и особенности развития ребёнка в данный момент времени. Таким образом, мы узнали про ранний возраст самое ...

Самовыражение через средства искусства способствует эмоциональному раскрепощению личности. Искусство должно стать хорошим помощником воспитателя. Именно в этот период эмоционального развития личности младшего школьника формируется мировоззрение, происходит становление характера.

Одна из главных задач — научить ребенка видеть красоту любого природного объекта, предмета быта и пр.

Следует выделить ряд условий, необходимых для творческого развития младших школьников средствами искусства:

стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению;

проникновение в эмоциональное содержание произведения;

мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся;

возникновение интеллектуальной и эмоциональной потребности в активном созидании;

использование активных форм деятельности, актуализация игровых творческих ситуаций;

наличие положительных переживаний, которые порождает художественно-творческая деятельность;

гарантия защищенности, свободы и открытости;

создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия и состояния вдохновения. [7. с. 16.]

18 стр., 8989 слов

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования

... . Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за ... и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички. 2) Игра: «Подбери пару». На доске крепится ...

2. История художественной обработки соломки

Злаковый стебель, подаренный человеку природой, остается источником его творческих поисков и вдохновения на протяжении многих веков. Существовало множество причин, которые могли разрушить связь человека и злака. Человеком изобретены новые материалы, которые заменили соломку в быту. Покрытые соломой крыши, сшитые из соломенных жгутов емкости и многие другие изделия уже не встретишь в современных домах и квартирах. В прошлом осталась и вера в магическую силу соломенных «пауков», птиц, коней и других символов. Однако, несмотря на кажущуюся разобщенность с современным человеком, этот материал находит своих служителей во всем мире и в наши дни. [4.с .43]

Аппликация соломкой получила известность и стала развиваться как вид декоративно-прикладного искусства во многих странах мира со второй половины 17 — начала 18 века. Именно об этом периоде развития можно говорить, опираясь на даты изготовления предметов, которые хранятся в коллекциях многих музеев мира. Судя по сохранившимся изделиям, занимались аппликацией разные слои населения. Немало предметов, украшенных соломенной аппликацией, являются подлинными произведениями искусства. Они украшали интерьеры дворцов, как, например, выполненные французскими мастерами в 18 веке соломенные панно из Китайского дворца. Подобные работы, а также мебель, украшенная узорами из соломки, шкатулки, табакерки были собственностью состоятельных граждан.

Аппликация соломкой начинала развиваться, ориентируясь на образцы декора и технологию выполнения маркетри. В странах Европы и Америки термин «маркетри» используется и современными художниками применительно к изделиям, украшенным соломенной аппликацией Соломенный декор на поверхности изделий набирался в плоскость, элементы композиции плотно прилегали друг другу контурным линиям. Узор мог набираться либо соединением элементов, либо врезанием одного элемента в другой. Форма узора могла быть как геометрической, так и криволинейной, в зависимости от характера композиции.

2 стр., 896 слов

1. Физика цвета

... худож. системы картины кватроченто.- М.: Искусство, 1975. 7. Мастера искусства о цвете Гетте И.В. Об искусстве. М.. Л.. 1975. Жадова ... колористка. Мн. 2002. Иоханес Иттеи. Искусство цвета. - Издатель Д.Аронов. 2004 Ноханес Иттен. Искусство формы. - Издатель Д.Аронов. 2004 ... 1966. 3. Цветовое зрение и психология восприятия цвета Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974. Афасижев ...

В современной истории развития аппликации Беларуси досталась роль лидера. Белорусские мастера и художники возродили старые, развили новые направления в аппликации. Их уникальные работы хранятся во многих музеях Беларуси и других стран. На протяжении последних трёх-четырех десятилетий сформировалась национальная школа, в основе которой лежат многовековые стилистические и технологические традиции, накопленные поколениями наших предков. Беларусь — единственная страна в мире, где искусство аппликации изучается в средних специальных и высших учебных заведениях, и, наверное, нигде больше нет такого количества кружков для детей и взрослых, в которых обучают этим искусствам.

В последние годы между белорусскими и зарубежными мастерами и художниками в области аппликации оживились творческие контакты. В глобальной сети Интернет сайта размещен виртуальный музей «Белорусская соломка», созданный в 2002 году. На его страницах размещено более 600 изображений изделий, выполненных в соломке белорусскими мастерами разных поколений. Музей собрал в своих «галереях» изображения работ белорусских мастеров, которые хранятся в коллекциях музеев Беларуси, частных коллекциях, являются собственностью авторов. Он дает информацию об основных направлениях развития белорусской аппликации, а также визуальную и текстовую информацию о творчестве ведущих белорусских мастеров. [12.с.3]

.1 Особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве

творческий развитие композиция декоративный

Декоративно-прикладному искусству свойственен определённый строй композиции, которая представляет собой законченный узор. Создание таких композиций требуют обобщения, упрощения и переработки форм и декоративные образы, т. е. стилизации форм. Надо помнить, что изображение и декоративно-прикладное искусство существуют рядом совершенно самостоятельно. У каждого из них свои особенности и задачи, свой образный язык. Выбор тем в декоративно-прикладном искусстве также многообразен, как и в станковой живописи или графике: люди, животные, птицы, цветы, листья и т. д., только трактуются иначе.[13. с.37]

6 стр., 2522 слов

2. Формы поведения животных

... их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения. Инстинкты—это врожденные, наследственно закрепленные действия животных ... системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки ... определенного цвета. Обезьяны—более высшие животные и у них можно ...

Композиционные поиски при работе над эскизами связаны с учетом зрительного восприятия массы создаваемого изделия декоративно-прикладного искусства. Характер зрительной массы зависит от многих факторов. Важнейшими из них являются:

размеры и форма изделия (визуальная масса);

степень плотности наполнения формы;

величина свободных просветов и промежутков в пределах воспринимаемой формы;

цвет изделия;

фактура и текстура материала;

форма и размеры соседних с массой изделия предметов;

степень освещенности поверхности;

расстояние изделия от зрителя.

При работе над проектом используются принципы художественного конструирования предметных форм. Главную роль при формообразовании, поиске оптимальной формы изделия в целом и каждого его элемента в отдельности играют утилитарное назначение, характер практического использования. При этом разработка проекта нового изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций, что в декоративно-прикладном искусстве имеет решающее значение.

В декоративно-прикладном искусстве противопоказаны излишне усложненные ракурсы. Изображаемые объекты преподносятся со стороны, дающей четкий и выразительный силуэт. Предельная обобщенность, схематичность формы и подчеркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов. Форма и пластика передаются лаконично существенными признаками. При работе необходимо учитывать, в каком материале и в какой технике будет выполнено изделие.

Декор в утилитарных изделиях играет подчиненную роль, подчёркивая форму, объем, пропорции. В Декоративных композициях изображение имеет самостоятельное определяющее значение: вызывает у нас ассоциации с реальным миром.

В таких композициях все элементы направлены на объяснение сущности отношений между персонажами. В декоративно-прикладном искусстве сюжетные композиции зачастую тяготеют к станковому искусству, перед художником стоит задача создания на основе реального объекта декоративного образа, сохранив его эмоциональную окраску. [20. с.38]

.2 Воздействие рамы на композицию

Рама — наиболее распространенный элемент оформления декоративных панно. Настоящая композиция — это композиция, согласованная с рамой, с форматом. Рама выступает как неотъемлемая составная часть композиции. В восприятии художественного произведения играет роль такое явление, как тяжелый низ и легкий верх.

Другим важным свойством воздействия рамы на композицию является ее тип. Существует несколько типов рам, выработанных практикой, самые распространенные: прямоугольные, круглые и овальные. Прямоугольная форма дает ощущение устойчивости, определяет переднюю фронтальную плоскость, верх и низ. Вертикали и горизонтали рамы перекликаются с вертикалями и горизонталями изображения и таким образом создают устойчивость.

Рама типа овал обладает ясно выраженными перпендикулярными осями, имеет верх и низ, как основные конструктивные факторы. Каждая из имеющихся разновидностей рамы, например, прямоугольный вытянутый вертикальный прямоугольник, квадрат, вытянутый горизонтальный прямоугольник, обладает своими свойствами. Вытянутые в высоту форматы создают впечатление стройности, горизонтальные распахнутости.

Форматы в круге и квадрате воспринимаются излишне статичными. В них гораздо труднее вкомпоновывать изображение. [13. с.39]

.3 Цвет в декоративно — прикладном искусстве

Особую красоту декоративным изделиям придаёт удачно найденная цветовая гамма. Цвет помогает усилить образное звучание композиции, он непосредственно участвует в её создании, активно влияет на формирование образа. В белорусском народном искусстве выработались свои принципы работы с цветом, отвечающие задачам создания художественно законченных композиций.

Ведущее место в изделиях, декорированных соломкой, занимает ее натуральный цвет. Следующим по важности является цвет фона от его насыщенности, плотности, гармоничного сочетания зависит выразительность и красота соломенного узора. При введении третьего тона задача усложняется, так как на поверхности возникает не один узор, а три которые необходимо организовать в единое целое. Доминирующий цвет может быть выделен разными способами насыщенностью цвета окружением доминирующего цвета мало насыщенными цветами, количественным увеличением ведущего цвета.

В работах с соломенным декором это функция, как правило, ложится на натуральный цвет соломки и множество его натуральных нюансов, гамма которых подбирается художниками и мастерами, использующими разные части стебля и сорта злаков, знающими время их уборки. Если это оправдано замыслом произведения, натуральный цвет можно заменить цветом окрашенной соломки. Смена цветовой гаммы окажет влияние на эмоциональные качества работы, поможет достичь определенных целей, которые ставит автор.

Яркость, насыщенность, тон того или иного цвета зависят от того, в каком окружении он находится. Всякий цвет, если он окружен хроматическим фоном, изменяется в сторону цвета, дополнительного (контрастного) по отношению к цвету фона. Например, на синем фоне все цвета изменяются в сторону контрастного ему оранжевого цвета. Каждый цвет на фоне своего дополнительного цвета выигрывает в насыщенности, на фоне же своего цвета цвет большей насыщенности становится менее насыщенным. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) хорошо сочетаются с хроматическими «теплые» цвета выигрывают в сочетании с темными ахроматическими цветами, «холодные» — в сочетании со светлыми ахроматическими цветами. При работе с цветом следует учитывать, что при большой разности светлот цвет — скрадывается, с другой стороны если желательно подчеркнуть контрастность цвета, это лучше удается при сближенных светлотах.

Тех кто следует народным традициям привлекает колористическая гамма построенная на основных цветах желтом, красном, зеленом и синем из цветов этой группы обязательно должен быть эмоционально ведущим (светлоты или количества).

Для таких работ характерно использование родственно-контрастных цветов: красный — желтый — зелёный, жёлтый — зеленый — синий, зеленый — синий — красный.

Синий — красный — желтый — это самый обширный вид цветовой гармонии.

Тех, кто ищет более сложные и изысканные сочетания в своих работах, привлекают тонкие нюансировки природного цвета, в таких работах гармонично смотрятся элементы выполненные из подожженной соломки разной тоновой насыщенности. [19. с.23]

III. Материаловедение

Правильно организованное, хорошо освещенное, содержащееся в чистоте и порядке рабочее место — необходимое условие качественной работы.

Рабочее место можно оборудовать шкафами или полками для хранения инструментов, материалов. На рабочей плоскости должно находиться самое необходимое — коробка с соломкой, брусок, рисунки, скальпель, нож, кисти, линейка, ванночка с губкой, тряпочки, шаблоны, карандаш. [12.С.7.]

К вспомогательным принадлежностям относят: клеянка, посуда для варки грунта, емкость для крашения, отбеливания соломки. Материалы для аппликации: соломка, дерево, фанера, ткань, плотная бумага.

Для аппликации можно использовать соломку ржаную и овсяную.

Заготавливаем ее в июле — августе. Сжатую солому связываем в снопы и сушим. Затем колоски, листья, узлы (коленца) удаляем ножницами.

Высушенную затем солому сортируем по длине, толщине, цвету и храним в сухом темном месте.

Перед началом работы соломку смачиваем, чтобы стебель при распластывании не крошился. Сначала стебель расщепляем ножом, затем разрезанную соломку кладем на брусок и выпрямляем стебель ножом в направлении от себя. Распластать соломку можно горячим утюгом.

Качественно обработанная лента соломки обязательно совьется в кольцо.

Цвет в аппликации соломкой имеет большое значение. Солома хорошо воспринимает разнообразные оттенки: от насыщенных до легких, чуть заметных. Для крашения можно применять анилиновые красители. В красящий раствор добавляем немного соли для закрепления краски, соды — для получения более интенсивного цвета.

3.1 Настилы

При работе над сложными композициями иногда возникает необходимость ввести с элементы, размеры которых превышают ширину соломенной ленты. В таких случаях для выполнения элементов композиции большой площади пользуются настилами.

Технология выполнения настила несложная. Соломенные ленты одинаковой ширины наклеиваются на грунт декорируемой поверхности, плотно стыкуясь друг с другом. При этом образуется сплошная поверхность, набранная из нескольких соломенных лент.

Свойство соломенной ленты по-разному воспринимать световой поток, изменяя при этом цветовые оттенки, можно использовать и при создании разнообразных декоративных светотеневых эффектов в настиле, меняя его направление под различными углами. Используя разные направления настила, можно создать цельные изображения зверей, птиц, людей, выделяя отдельные элементы их силуэтов как декоративные участки композиции.

Можно выделить два вида настила: прямой и веерный. При выполнении прямого настила, соприкасающиеся стороны соломенных лент параллельны между собой. Как правило, такими настилами заполняются элементы композиции, которые имеют выраженную ориентацию: верх — низ, право — Форма таких элементов может быть очерчена правильными и неправыми трех-, четырех- и многоугольниками. Элементы, которые представляют собой центрально-симметричные фигуры, или их фрагменты могут быть выполнены веерным настилом. Примерами таких фигур могут служить раскрытые крылья птиц, элементы одежды человека, растительные формы. Для выполнения веерного настила из соломенных лент отрезаются участки треугольной или трапециевидно формы. На плоскость они приклеиваются, плотно стыкуясь вдоль одной из сторон. Радиально направленные волокна соломенной ленты создают эффект разворачиваемого веера.

В одной композиции могут быть применены разные направления настила. Вертикальное направление соломенных лент может сочетаться с горизонтальным направлением, образуя прямой угол. Настилы могут располагаться под произвольными углами друг относительно друга. Изменение направления в настилах и их декоративное сочетание (прямого и веерного) — приемы, которые можно использовать при разработке композиций. [3 с. 94]

IV. Растительные мотивы

Растения в аппликации — один из наиболее часто встречающихся элементов композиции. В аппликации геометрическими элементами они имеют стилизованные геометрические формы, построенные на уже рассмотренных ранее простых и сложных геометрических элементах.

Цветы, листья, плоды, побеги могут быть стилизованы с реальных растений, которые встречаются в окружающей нас природе, а могут быть выдуманы автором и быть результатом его творческой фантазии. Идеи, почерпнутые из наблюдений природных форм, их сочетаний, неожиданные ракурсы, которые вы сможете разглядеть в окружающем мире и творчески пережить, наполнят создаваемые вами композиции уникальностью решений, помогут найти свой стиль, уведут ваши работы в область индивидуальных переживаний и личного опыта. Цветы в композициях чаще рассматривают в двух положениях: фронтальном и боковом. Нередки случаи сочетания бокового и фронтального изображений, когда в одном цветке сочетаются элементы фронтального положения, например развернутые лепестки и детали, увидеть которые можно только при боковом рассмотрении цветка: это могут быть тычинки, пестики.

При фронтальном рассмотрении цветка мы видим все его лепестки раскрытыми вокруг середины. Композиция цветов строится по принципу розеток. Как правило, они имеют две оси симметрии или построены по законам центральной симметрии. Перед художником стоит задача показать объект не таким, каким он реально существует, а, определив его реальное существование, выделить наиболее яркие положительные, в плане восприятия, элементы форм и по возможности подчеркнуть их, развить с помощью находящихся в его распоряжении художественных средств. Однако, это не значит, что следует упускать из виду вещи, лишенные первый взгляд эстетики, например дырку, проеденную гусеницей в лис или плоде, перекрученный и слегка разорванный лепесток или лис первый взгляд подобные нарушения целостности формы нарушай декоративную гармонию, но, умело примененные в композиции, они могут оживить ее нахождением нового декоративного приема. [11 с. 96]

.1 Зооморфные и антропоморфные мотивы

Орнаментальные композиции используются в декоре изделий, не всегда являются плодом фантазии авторов. Имея глубокие символические корни орнамент обретает в современном творчестве смысл и сюжет.

Подобно мастерам далёкого прошлого, наши современники вводят в свои композиции знаки, утверждающие извечные и никогда не исчезающие понятия добра и счастья, силы и верности, благополучия и богатства.

Аппликация соломкой не имеет такой древней истории, как ткачество или Обработка глины. Изделия, пришедшие до нас с 18 -19 веков, украшенные композициями орнаментов и изображений, характерных для этих столетий, и представляют собой, как правило, растительные орнаменты и композиции которые по своему смыслу далеки от символов древних орнаментов. Однако интерес к традициям прошлого обязывает художников, работающих с соломкой в техниках аппликации, искать информацию и сюжеты декора своих изделий в более древних ремеслах. С учетом особенностей материала и декорируемых поверхностей складываются новые композиции, имеющие глубокую традицию.

В сюжетах старинных орнаментов, наряду со знаками, имеющими абстрактные формы ромба, прямоугольника, розетки, встречаются изображения древних богов и богинь, духов, которые имеют очертания символических птиц, зверей, человека. Эти изображения, схематически перенесенные в соломку из ткачества, утрачивают свою органическую связь с материалом, хотя внешнее подобие геометрии форм, безусловно, просматривается. Соломку отличает от ткачества в составлении композиций орнаментов и изображений принцип организации элементов, большая свобода расположения элементов на плоскости, большое разнообразие структурирующих элементов, их форм и размеров. Особенно это несоответствие становится заметным, когда повторяются элементы композиции, привнесенные из других ремесел, в изображении животных и людей. Сюжетные композиции, включающие изображения сказочных и мифологических существ, птиц, животных, людей, требуют особого подхода переработке этих образов и их стилизации. При работе над темой сюжета художник отталкивается от реалистичных или приближенных к ним образов и на их основе строит композицию. Изображения должны хорошо просматриваться и читаться на плоскости. В объекте выделяются объемы фигур, учитывается их размер и значимость в композиции, формы. Рассматриваются элементы, которые не требуют излишней детализации, например, у животных это могут быть рога, шерсть, лапы; у птиц — оперение; у человека — пальцы рук, пряди волос, складки на одежде. Следует решить, какие элементы фигур можно объединить, а какие необходимо разработать как отдельные элементы композиции. Например, у птиц, если их изображения в композиции не имеют центральной можно объединить в единый элемент шею и туловище, выполнив их одним настилом, и т. д.

Композиция каждой фигуры решается индивидуально и зависит от множества взаимовлияющих факторов, учесть которые может только автор работы.

Общие рекомендации при работе над сложными изображениями могут быть следующими:

определите, какое место занимает в композиции изображение;

проведите анализ его частей, выделив наиболее характерные элементы;

объедините, при необходимости, второстепенные и главные элементы; определите геометрические очертания фигуры в целом и отдельно каждого выделенного элемента;

определите цветовую композицию.

Направление настила в элементах, если он не создает специального рисунка, должно соответствовать направлению роста перьев у птиц, шерсти у животных. В элементах одежды настилы, как правило, направляются вдоль складок или вдоль продольных осей элементов.

Место и размер изображения в композиции в первую очередь влияют на степень детализации и использования декора при его разработке. Изображения, которые являются центром сюжетной композиции, требуют большой работы по стилизации, важным является определение отношений главных элементов в изображении животного или человека и второстепенных, а также детальная разработка декора.[13с. 99]

.2 Изображение архитектурных объектов

Геометрия силуэтов зданий и их отдельных элементов удивительно точно сочетается с линейной фактурой соломенных лент. Декоративные качества соломки позволяют иначе увидеть их красоту. Задачей художника является адаптировать и переосмыслить формы зданий, церквей, костелов, найти гармонию и объединить в целое понимание декоративной композиции, красоту реального объекта и комплекс художественных и технологических приемов, которыми он владеет.

Силуэты, свет и тени, плоскости стен, кровля крыш, окружающие пейзажу взятые из реального мира, предстают совершенно иными — в образе декоративных объектов. Цветовые нюансы подобранных соломенных лент не моделируют объем, они показывают красоту затененных участков в сравнении с освещенными, красоту ритмичного расположения окон и ветвей деревьев.

Разрабатывая декоративную композицию зданий, пользуйтесь принципами, которые были рассмотрены выше при анализе форм растений, животных, человека. Проанализируйте общую геометрию здания, его силуэт. Выделите основные объемы и их форму. Продумайте, как будут выполняться настилы стен и крыш. Возможно, вам придется разработать новые приемы настилов соломки, которые бы передали красоту фактуры и ритм черепичной или соломенной крыши, бревенчатых стен и т. д. Все эти нюансы работы над композицией должны учитываться при ее детальной разработке. [14. с.45]

.3 Стилизация природных форм

Композиции и объекты, стилизованные для криволинейной аппликации могут быть в дальнейшем стилизованы для геометрической аппликации и наоборот. Такая возможность создает условия для взаимообогащения композиций выполняемых в двух разных техниках новыми декоративными приемами и формами.

К двум этапам стилизации форм от криволинейных к геометрическим необходимо добавить еще один, который предварит их, — анализ реальных объектов и форм.

Работа по стилизации объектов будет иметь следующую структуру:

общий анализ объекта (композиция, характер);

обобщение форм и исключение изобразительности;

определение эмоционального характера объекта (композиции) и создание на его основе декоративного образа.

Для каждого изображения выявлены общие характерные очертания и внутренние свойства. У животных и человека определяются основные элементы в структуре их образов, проводятся необходимые обобщения. В каждом элементе выявляются и разрабатываются его основные качества, которые станут впоследствии основой для разработки декоративных образов.

Итогом первого вида стилизаций является создание декоративного образа, построенного на свободных линиях и формах, которые адаптированы к технике криволинейной аппликации.

Основные требования, которым должны соответствовать композиция и элементы в криволинейной аппликации:

чем меньше изображаемый объект, тем проще должна быть его композиция и форма элементов, входящих в его структуру;

все элементы должны быть выполнены в одном стиле;

все элементы изображений должны иметь четкие замкнутые контуры линии, являющиеся границами между соприкасающимися элементами, не должны иметь сложных очертаний [13.с. 114]

V. Техника и технология аппликации

.1 Копирование эскиза на поверхность

При переводе на декорируемую поверхность сложных сюжетных композиций используют копирование. Чтобы избежать неточностей и искажений при переводе рисунка, лист с эскизом крепится на поверхности (можно воспользоваться обычными канцелярскими кнопками).

Отверстия, оставленные кнопками, несложно скрыть впоследствии декором, грунтом.

Существует несколько способов перевода рисунка на поверхность. Можно воспользоваться для перевода копировальной бумагой, цвет которой должен контрастировать с цветом поверхности так, чтобы оставляемый след был хорошо заметен. Между поверхностью и листом с эскизом поместите лист копировальной бумаги. В качестве инструмента для обводки рисунка может пригодиться списанный стержень от шариковой ручки или другой инструмент, который имеет не очень острый конец и оставляет достаточно тонкий след.

Вы также можете перевести рисунок, используя наколы. После того как лист с эскизом закреплен на поверхности, наколите контуры рисунка и его элементов тонким шилом или иголкой. Расстояние между накалываемыми точками должно обеспечить хорошее прочтение всех контуров. Острие инструмента должно слегка проникать в декорируемую поверхность, оставляя небольшие точечные отверстия. Затем снимите лист с эскизом и проведите контур каждого элемента простым карандашом, сверяясь с рисунком.

Выполнять изображение в материале следует с настилов, которые обозначают главные элементы фигуры. При работе над каждым элементом сверяйтесь с эскизом. Чтобы не нарушить цветовой гаммы подберите необходимые цвета соломенных лент. Настилы выполняйте в соответствии с определенными вами ранее направлениями. Стыки между настилами отдельных элементов должны быть ровными и чистыми. При работе с элементами одежды придерживайтесь правила «от крупных элементов к мелким «. [3. с.97]

Технология изготовления соломенных пластов очень проста. Подготовленные соломенные ленты приблизительно одного размера смазывают клеем и плотно, одну к другой, наклеивают на листы бумаги. При подготовке лент с них желательно удалить внутренний слой — луб, чтобы уменьшить толщину пласта. Соломенные ленты, если они имеют зауженные или расширенные участки, необходимо откалибровать на одинаковую ширину при помощи линейки и скальпеля. О6разуемый боковой срез не должен иметь зазубрин и неровностей. Клей наносят сплошным слоем на изнаночную поверхность ленты. Затем ленту плотно притирают к бумажной основе. Ленты укладывают, стыкуя боковыми поверхностями, без зазоров и наложений. Готовый, но не просушенный пласт надо протереть чистой тканью, удалив с него все следы выступившего клея.

Пласты готовят, как правило, из соломы одного тона подбирая соломенные ленты по цвету. Бумагу для основы выбирают белую не плотную и без рисунка, можно использовать папиросную бумагу. Чем тоньше бумага и соломенные ленты в пластах, тем аккуратнее будут выглядеть элементы вырезанные из них. Из клеев лучше выбрать ПВА: он образует прочное пластичное соединение между материалами, легко удаляется с поверхности соломки в случае попадания на нее. Чтобы во время высыхания пласт не покоробился, его следует высушить под прессом.

В качестве основы, на которой размещаются элементы композиций, выполняемых в технике криволинейной аппликации, могут быть выбраны самые разнообразные материалы дерево, фанера, картон, ткань.

В качестве грунта для деревянных поверхностей и плит можно использовать морилки, гуашь с добавлением клея ПВА, темперу. Ткани для основы выбирают натуральные, с разными фактурами, лучше всего подходят однотонные льняные и хлопчатобумажные ткани, натуральных цветов и окрашенные. Для изготовления декоративных панно ткань натягивают на подрамник или основу из фанеры. Если ткань является основой для декоративных салфеток, украшенных аппликацией, ее только обрезают по выкройке и обрабатывают край.

Существуют два способа изготовления элементов из пластов. Первый способ требует предварительного изготовления соломенных пластов и шаблонов для элементов композиций. Второй способ позволяет не выклеивать отдельно пласты, а изготавливать элементы, предварительно нарисованные на бумаге, сразу, заклеивая каждый элемент отдельными соломенными лентами.

Для изготовления симметричных элементов используется один шаблон. Для шаблонов потребуется плотная бумага из блоков для рисования или черчения. На бумагу через копирку переводим поочерёдно, распределяя на расстоянии друг от друга элементы с эскиза. Для того чтобы в последующем, при обведении контура шаблонов на соломенный пласт размер элемента не увеличился на толщину острия инструмента обводки, шаблоны следует выполнять размером меньше, чем реальный размер элементов на эскизе. Подготовленные шаблоны накладываем на соломенные пласты со стороны бумажной основы, совмещая направление настила с выбранным направлением волокон в каждом элементе. Для обводки лучше использовать остро заточенный карандаш, контур можно также наколоть или передавить.

При изготовлении парных симметричных элементов шаблон необходимо переворачивать, чтобы получить зеркальные элементы.

Поэлементное наклеивание. При этом способе каждый элемент эскиза переводится через копирку на лист бумаги. Расстояние между отдельными элементами должно быть таким, чтобы можно было все изображение свободно закрыть соломенными лентами с полным перекрытием контура. После того как все изображения переведены, лист копировальной обратной стороны листа бумаги копирующим слоем внутрь и последовательно обводят все изображения элементов. Таким образом, каждое изображение элемента будет повторено с лицевой стороны листа и с изнаночной.

На лицевой стороне заклеивают все контуры элементов сплошными настилами. Направление настилов согласуют с эскизом. Для высыхания лист помещают под пресс. После того как клей хорошо просохнет, вырезают все элементы по контурам, которые прорисованы с обратной стороны листа. Если в качестве основы используется прозрачная бумага типа папиросной, контуры на зеркальную сторону можно не переводить, так как они хорошо просвечиваются с лицевой стороны.

Не все элементы в криволинейной аппликации выполняются при помощи шаблонов или заклеивания контуров. Для выполнения маленьких элементов круглой, овальной и других форм, которые в композициях иногда присутствуют в большом количестве, часто используют разнообразные высечки. Объемные элементы в аппликации. Наклеивать элементы на подготовленную поверхность можно плоско, либо придавая им небольшой объем.

При плоском наклеивании элемент приклеивается к поверхности всей плоскостью, которая предварительно смазывается клеем. При объемном наклеивании приклеивается только часть элемента, на основание лепестка или листа. Предварительно элементы наклеиваются объемно, выгибаются на лезвии ножниц скользящим движением, таким, какое требуется при изготовлении соломенных изгибов, не должна быть очень крутой и мешать элементу располагаться на плоскости. Можно протягивать сначала весь лепесток по длине, а повторно только какую-то его часть: так можно варьировать и лепесток в этом случае будет приобретать разные изгибы. Приклеивают объемные элементы за торец у основания. Этим способом изготавливают как выпуклые цветы, так и вогнутые.

.2 Аппликация криволинейными элементами

Особенностью техники криволинейной аппликации является использование соломенных пластов, из которых впоследствии вырезаются элементы декоративных композиций. Соломенные пласты получают наклеиванием соломенных лент на бумажную основу произвольных размеров. Технология наклеивания пластов похожа на технологию выстилания настилов в геометрической аппликации, с той разницей, что твердую основу заменяет бумага, а клеящие грунты заменяет клей. Бумажная основа не дает соломенным лентам возможности расщепляться вдоль волокон, и поэтому из пластов можно получать плоские элементы самых разнообразных форм и размеров, от прямолинейных до криволинейных.

Декоративные композиции, выполняемые в технике криволинейной аппликации, по своей тематике аналогичны декоративным композициям геометрической аппликации и могут быть самого разного характера и содержания. Орнаментальные композиции основываются на элементах растительного и геометрического происхождения. Сюжетные композиции могут основываться на изображениях птиц, зверей, человека, объектах окружающей среды, включая изображения памятников архитектуры. Перед авторами, работающими в этой технике, открываются большие возможности и свобода в разработке декоративных форм. Вид композиции определяется замыслом автора и может быть им свободно выбран из уже рассмотренных в геометрической аппликации: симметричная относительно одной или двух осей, симметричная относительно центра, ковровая и асимметричная.

Симметричные композиции чаще применяются при создании изображений с растительными мотивами, близких к традиционной народной тематике. Асимметричное строение имеют композиции сюжетно-тематического характера. При их разработке особое внимание уделяется выбору темы, разработке выразительного рисунка.

При разработке композиции необходимо учитывать влияние фона. В случаях, когда роль фона сводится лишь к выделению контрастирующей его поверхности декоративной композиции, он имеет темный однотонный цвет, выгодно подчеркивающий цвет соломенных элементов. Однако в настоящее время мастера активно экспериментируют с цветом фонов, фактурами, материалами. Не ограничиваясь однотонными фонами, применяют тоновые растяжки, используют технологию напыления разных тонов, плавные переходы от светлого фона к более тёмному. [13.с107]

.3 Разработка декора изделий

Аппликация нашла распространение в создании декоративных композиций самых разнообразных предметов декоративно-прикладного искусства. В техниках криволинейной и геометрической аппликации могут быть выполнены небольшие композиции на открытках и закладках, а также большие декоративные панно, композиции, аппликации, украшающие поверхности утилитарно-декоративных предметов:

разделочных досок, шкатулок, сундучков, хлебниц.

В зависимости от назначения и формы предмета мастер определяет его композицию. При оформлении изделий утилитарного (шкатулки сундучки и т. д.) или просто декоративного назначения (панно, пасхальные яйца и т. д.) мастер придерживается разных критериев, предъявляемых к композиции и декору, которые диктуются каждым предметом индивидуально. Несмотря на большое разнообразие изделий, и различий в разработке декора и композиций, существуют общие этапы подготовки и проведения работ.

Приступая к работе над изделием, старайтесь придерживаться следующей универсальной схемы:

) определите объект, который вы будете создавать (декоративное панно, шкатулка и т. д.), и технику выполнения аппликации (геометрическая или криволинейная);

) определите тип композиции (орнаментальная, сюжетная) и ее тему;

) разработайте эскизы композиции, графический и колористический;

) продумайте технологию (направление настилов, фактура настилов) и последовательность выполнения элементов композиции;

) подготовьте поверхности изделий для аппликации (покрытие грунтом деревянных и картонных поверхностей, натягивание ткани на основу и т. д.);

) подготовьте соломенные ленты необходимой цветовой гаммы, для криволинейной аппликации из соломенных лент наклейте пласты;

) приступайте к выполнению композиции в материале, придерживаясь технологических особенностей выполнения геометрической и криволинейной аппликации;

) оформите изделие: панно поместите в рамку, на поверхности шкатулки, пасхальных яиц при необходимости нанесите закрепляющие слои лака.

[ 13 с.117]

.4 Охрана труда и техника безопасности

Работы, связанные с выполнением аппликации требуют соблюдения определенных правил связанных с безопасностью труда. В кабинетах, где проводятся практические занятия, обязательно должна быть аптечка с лекарственными средствами необходимыми для оказания первой медицинской помощи (нашатырный спирт, валидол, лейкопластырь, йод, бинт и т. д.)

Ниже приведены основные требования к рабочим местам оборудованию инструментам, а также правила работы с основным материалом (соломой) и вспомогательными материалами.

Объем помещений, где проводятся практические занятия, должен соответствовать общим санитарным нормам. Помещения, в которых проводится работа с нитролаками, эмалями, растворителями, хорошо проветривайте или оборудуйте специальными вытяжками. Рабочие места должны быть хорошо освещены, желательно их оборудовать местными источниками света. Столы и стулья должны иметь удобную для выполнения работ высоту и поверхность. Помещение необходимо оборудовать стеллажами, шкафами для хранения материалов и готовых изделий, емкостями и приспособлениями для уборки мусора. При работе с электроплитами и утюгами проверяйте перед включением их исправность, изоляцию на проводах и электрических вилках. Во время работы с горячими электроприборами не прикасайтесь к элементам во избежание ожогов.

Все химические препараты, лаки, краски, растворители, клеи храните в хорошо закрытых емкостях и пакетах. При работе с агрессивными химическими веществами (отбеливателями и красителями и пр.) работайте в резиновых перчатках. Инструменты, имеющие острое лезвие, храните в футлярах. При работе с ножами, ножницами, лезвиями соблюдайте осторожность. Во время плетения оберегайте глаза от попадания в них стеблей. Тонкая кромка соломенных лент может стать причиной порезов.

Выполняя эти несложные требования, вы обезопасите свою работу и окружающих вас людей [13.с.280]

VI. Народное декоративное искусство в кружковой работе

Важную роль в приобщении школьников к традиционному искусству народных художественных промыслов играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что в свою очередь является залогом формирования определённых склонностей и способностей. На эту особенность кружковой работы указывал В.А.Сухомлинский: «Ценность кружковой работы, — писал он, — состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу». [18. с.321]

Значительна роль кружковой работы и в профессиональной ориентации школьников — в выборе специальности, интерес к которой во многом определяется направленностью работы кружка. В районах традиционных художественных промыслов в кружках при Дворцах и Домах ремёсел в настоящее время накоплен интересный и во многом полезный опыт обучения основам художественного ремесла, которым славится город, село, район, область. [2.с.265]

Методика работы с детьми в кружке следует двум основным принципам: развивать индивидуальные творческие способности и склонности школьников, их фантазию и воображение, и в то же время последовательно и настойчиво подводить школьников к пониманию, что творчество — это увлекательный и вместе с тем кропотливый, настойчивый труд. Чтобы научиться, например, создавать совершенные в художественном и техническом отношении инструкции из соломки, предстоит немало потрудиться. В деталях воспитывается уважение к самому процессу труда, их приучают работать серьезно и собранно, испытывая удовлетворение и радость от самых, на первый взгляд, нетворческих операций, таких, как разделка соломки, ее окраска, выглаживание, зачистка и т. д. [12.с.269]

На занятиях по декоративно-прикладному искусству используются общедидактические методы обучения — словесные, наглядные, практические. Словесным методом руководитель может начать новую тему. Для активизации познавательной деятельности учащихся его целесообразно сопровождать демонстрацией диапозитивов. Наряду с этим рекомендуется демонстрация диафильмов, посвященных истории возникновения соломки и ее развития в стране, подчеркивая её местные особенности.

Значительное оживляет ход занятий и активизирует внимание учащихся эвристическая беседа. При этом перед кружковцами следует ставить вопросы, требующие сравнения и анализа, например, они могут сопоставить и проанализировать старинную и современную соломку. Умело проведенная беседа, позволяет выявить уровень знаний учащихся по теме занятия.

Словесные методы должны сочетаться с практическими. Характерным примером такого сочетания является инструктаж. Во время вводного инструктажа руководитель знакомит учащихся с необходимыми инструментами и приспособлениями. Для этого надо подготовить, соответствующий учебный плакат или оформить стенд с их названиями.

Чтобы научить детей правильно выполнять приёмы работы целесообразно применять фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность выполнения технических приёмов. Как правило, большинству учащихся при фронтальном показе операции всё кажется ясным, но приступая к работе они сталкиваются с трудностями и допускают ошибки. Если одни и те же ошибки допускают многие школьники, следует прервать работу и провести текущий инструктаж для всей группы. Ошибки отдельных учащихся преодолеваются с помощью индивидуального инструктажа.

Следует познакомить кружковцев с различными методами увеличения рисунка и переноса его на основу. Для отработки техники аппликации нужны многократные упражнения, поэтому руководитель часто (особенно на первых занятиях) разъясняет, а затем напоминает. При этом важно раскрыть смысл каждого движения, обосновав, почему нужно делать так, а не иначе, показать его в замедленном темпе.

Позднее, по мере наращивания умелости повышаются требования не только к точности движений, но и к скорости их выполнения. Давая задание учащимся, руководитель должен указать за какое время его нужно выполнить. Нормирование мобилизует детей, заставляет их ценить каждую минуту.

Успех в формировании трудовых умений и навыков зависит не только от числа повторений действия, но и от соответствующего подбора упражнений с постепенным переходом от более легких к более сложным. При этом предыдущие упражнения должны подготавливать к выполнению последующих, а те в свою очередь, закреплять и совершенствовать предыдущие. Повторяемость упражнений служит, основой для перехода умений в прочные навыки.

По мере накопления практических работ рекомендуется устраивать их коллективную оценку. Нередко при этом возникают противоречивые мнения. Руководитель должен умело направлять внимание учащихся в нужное русло, тактично вносить поправки в их оценочные суждения. Следует предложить школьникам, не ограничиваясь словами «нравиться» или «не нравиться» оценивать работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Умение анализировать будет способствовать развитию у кружковцев мышления и художественного вкуса.

Итоги работы целесообразно подводить на каждом занятии в виде заключительного инструктажа. При этом следует сначала отметить достоинство учащихся, а затем — допущенные ими недостатки в результате прохождения темы. Рекомендуется также оформлять небольшую выставку изделий, сравнивать их со своим. [17 с 59]

Комплектация и наполнение учебной группы кружка осуществляется на базе классов и нормируется количеством 10 — 15 человек.

Продолжительность занятий составляет 1 час в течение 34 учебных недель в 1 классе, 2 часа — во II.

часа в течение 35 учебных недель в III, IV классах. [14 с. 15]

Заключение

Творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками. Сделать — значит создать. Творение, создание — это выход из обыденного течения жизни, подъём на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Те, кто становиться на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

Аппликация из соломы национальное богатство белорусов. Именно этот вид творчества возник с появлением земледелия, но наибольшее распространение получил на территории Белоруссии. В настоящее время этим видом народного искусства занимается не один мастер. Организовываются районные, областные и республиканские выставки.

Можно считать, что искусства — наивысшее удовлетворение моральных человеческих благ. И именно создавая, человек самореализуется, получая при этом максимум удовольствия. Движущая сила изнутри подталкивает не стоять на месте, а развиваться, творить. Поэтому такой вид творчества, как аппликация соломкой помогает придумывать новые, красивые, нравившиеся людям работы.

В курсовом проекте были рассмотрены:

история художественной обработки соломки и развитие соломки в Белорусском искусстве; основные моменты выполнения аппликации из соломки; особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве; используемые материалы; различные приемы работы с соломкой; наиболее распространенные мотивы (растительные, зооморфные, антропоморфные и архитектурные); техники и технологии работы с соломкой.

Исследованы психологические особенности детей младшего школьного возраста. Были изучены особенности работы в кружках, методика работы с детьми.

В результате всего этого была составлена программа кружка «Аппликация соломкой» на год, а также разработаны два плана-конспекта уроков, разработаны и подобраны наглядные пособия. Кружковая работа играет важную роль в приобщении школьников к традиционному народному искусству и развитию творческих способностей.

Литература

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. Пособие по психологии. — Ростов Н/Д: Изд-во и «Феникс» 2000.

. Барадулин В. А. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ, кружков; Под ред. В.А.Барадулина. — М.: Просвещение, 1979.

.Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч — щ. по спец. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987.

. Капинская О.В. Выполнение аппликации из соломки. — Пазашкольнае выхаванне. — Мн.: № 3 1999.

.Качанова И.Г. Дадатковая адукацыя. Пазашкольнае выхаванне — Мн № 7 2004.

.Кухаронак В.Г. Школа чараўніцы — Вясёлкі. Под ред. О.П. Котиковой. — М: НИО, 1998.

.Кухаронак В.Г. Особенности творческого развития младших школьников средствами искусства. Пазашкольнае выхаванне. — Мн.: № 2 1999.

.Литвинович В.Г. Внешкольное учреждение как открытая социально — педагогическая система. Пазашкольныя установы.-Мн.: № 3 1994.

.Ниреберг Дж. И. Искусство творческого мышления. — М.:ООО «Попурри», 1996.

. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: 1995.

. Перевертень Г. И. Аппликация из соломки. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

. Починова Н.В., Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой. — Мн.: Полымя, 1988.

. Репина Т.А. Художественные изделия из соломки. Спецтехнология. Учеб. Пособие. — Мн.: 2006.

. Саматыя В.С. Тэхніка выканання апплікацыі. — Пачатковая шкала. — Мн.: № 1, 1994.

. Сапега А.М. Дадатковая адукацыя. — Пазашкольнае выхаванне. — Мн.: № 4,1998.

. Сахута Е.Е. Народное искусство и художественные промыслы Беларуси. — Мн.: Полымя, 1992.

. Сиротенка Т.И. Методические основы. — Школа и производство. — Мн.: № 11, 2006.

. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.

. Таланцава В. Ф. Мастацтва бачыць свет: Вучэб. Дапам. Па выяўл. мастацтве агульнаадукацыйных школ — Мн.: Беларусь, 1998.

. Фёдоров Г. Я. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: метод. Пособие СПБ: Образование, 1992.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector