Посещение родителями детского сада

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение их ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающихся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце ХХ – началеХХ1 в., повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:

— ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);

— стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;

— перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;

— трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;

— личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);

— глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания и алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.).

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля. Семье нужна поддержка и сопровождение. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой).

Положительный результат в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Педагоги выделяют основные формы сотрудничества ДОУ с семьей:

· индивидуальные;

· коллективные (групповые);

· наглядные.

 

Основные принципы при организации работы с семьями

· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... детей оставшихся без попечения родителей; 2. Изучить одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей, такую как опека и попечительство. 1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Дети, оставшиеся без попечения родителей ...

· Целенаправленность, систематичность, плановость.

· Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

· Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

· Возрастной характер работы с родителями.

· Доброжелательность, открытость.

· Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Индивидуальные формы работы

Посещение семьи ребенка

Данная форма работы много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила:

— педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита;

— советы давать тактично, ненавязчиво;

— внимательно слушать родителей, сопереживать им;

— предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка

— воспитатель может выяснить: микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу в семье; семейный уклад (как распределены хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие); организация режима ребенка, игр, трудовых обязанностей, занятий;

— благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.

Нельзя:

— опаздывать или приходить раньше, отменять встречу без согласования;

— предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;

— при посещении семьи не желательно жаловаться на ребенка, делать замечания, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни;

— говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;

— проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;

— вести во время беседы записи (они могут вызвать недоверие, раздражение, отвлечь от темы разговора).

Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Обследование семьи проводится с участием общественности (членами актива родителей).

Цель: оказание материальной помощи семье, защита прав ребенка, воздействие на членов семьи, нарушающих свои обязанности. В этих случаях на месте составляется акт обследования семьи, психолого-педагогическая характеристика семьи.

2) Беседа с родителями– это метод получения и корректировки информации на основе общения. Успех беседы зависит о предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, уели и задачи разговора.

Затем воспитатель предлагает вопросы: простые, нейтральные по смыслу – в начале; сложные, требующие размышления, припоминания различных жизненных ситуаций — в середине; вопросы стимулирующие формирование родителями своего запроса педагогам детского сада – в конце беседы.

Виды:

— эпизодические и регулярные;

— длительные и кратковременные;

— происходящие по инициативе родителей или воспитателей.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок ...

Могут проводиться во время утреннего приема и ухода детей домой. Цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Они помогают воспитателю и родителям ближе познакомиться, следить за успехами и неудачами ребенка, за изменениями в его поведении и здоровье.

Правила при проведении беседы:

— знать родителей (Ф, И.О.);

— беседу целесообразно начинать с положительных фактов;

— содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию;

— педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей

— выражать свою заинтересованность, доброжелательность;

— оба собеседника разговаривают либо стоя, либо сидя;

— при разговоре не смотреть в сторону, на часы;

— хвалить детей в их присутствии, высказывать замечания – в их отсутствии.

Примерные вопросы к беседе:

1. Состав семьи.

2. Место работы родителей.

3. Как семья предпочитает проводить свободное время.

4. Чем увлекаются члены семьи.

5. Как складываются отношения между детьми в семье.

6. Как разрешаются конфликты в семье.

7. Применяются ли к детям какие – либо наказания. Если да, то какие именно

8. Какие виды поощрений приняты в семье.

9. Испытывают ли они трудности при воспитании ребенка.

10. Как преодолеваются эти трудности.

11. Нужна ли помощь детского сада. Какая.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации могут быть теоретического или практического характера. На групповые консультации приглашаются родители, имеющие одинаковые проблемы (капризные дети, часто болеющие), или, наоборот, успехи в воспитании (дети с ярко выраженными способностями к чему-либо).

Посещение родителями детского сада

Воспитатель приглашает родителей в детский сад, чтобы показать некоторые особенности поведения ребенка, как он занимается (по разрешению заведующей; беседа – в конце рабочего дня).

Телефон доверия

В ДОУ заранее вывешивается объявление о том, что в определенный день, время будет работать телефон доверия (на звонки могут отвечать заведующая, психолог, врач), по которому вы можете задать волнующие родителей вопросы, высказать свои претензии, замечания по поводу работы ДОУ.

5) Поздравления

Воспитатель может лично от себя или от детей группы поздравить родителей,

детей с каким-либо знаменательным событиемв жизни их семьи.

Переписка с родителями

Устанавливается в тех случаях, когда затруднено непосредственное общение (отъезд родителей на длительное время).

Записка-просьба, письменное обращение логопеда, психолога – это руководство к действию. Письменное сообщение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи.

7) Благодарственное письмо – это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является мотивация, и ее значение в деятельности ... организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ...

8) Открытка –форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

7) Анкетирование — это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Элементы анкеты: обращение к родителям, преамбула (смысл и ценность ее проведения), сведения о респонденте, объяснения по заполнению анкеты, вопросы (закрытые, открытые) – не более 10-15, признательность за ответы.

8) Сочинение –метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме).

Сочинение – важный шаг в осознании и понимании родителями проблем воспитания, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком.

 

Университет педагогических знаний и лекторий

Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье.

10) Выставки – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов, детских поделок, летописей группы, семьи и пр.)

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.

11) Медиатека.Информация храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио-видеокассетах. В состав семейной медиатеки могут быть включены:

· мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;

· мультимедийные энциклопедии, словари;

· развивающие и обучающие программы;

· собрание медиа – объектов (аудио-, видео-,мультмедиа-,ресурсы):

· коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Киноуниверситеты или кинолектории

Позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. После просмотра фильмов – обсуждение.

Тренинги

Проводит психолог с родителями по какой-либо проблеме («Послушание детей», «Поощрения и наказания в воспитании детей», «Развитие воображения», «Детские конфликты»).

23 стр., 11429 слов

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения ...

... семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению 16 1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению 29 ВВЕДЕНИЕ. Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, ... значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность ...

14) Акция –это действие, предпринимаемое для какой–либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.).

Инициатором акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.

В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например, «Сделаем наш детский сад красивым!».

Цель акции: объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.

1 этап. Подготовительный. Составление текста обращения к семьям воспитанников и подготовка необходимого материала.

2 этап. Покраска забора.

3 этап. Создание детьми проектов оформления веранд. Презентация проектов родителями.

4 этап. Оформление веранд.

5 этап. Организация и открытие выставки фотографий и рисунков «Как мы делали детский сад красивым». Подведение итогов. Награждение благодарственными письмами активных участников акции.

Совместное проведение досуга

Тематика разнообразная — «Литературная гостиная», «Дети и музыка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые посиделки».

16) Клубы по интересам –неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания (молодые семьи, по профессиональным интересам, хобби и пр.)

Кружки для родителей

Тематика: мягкая игрушка, кружевоплетение, оригами, бисероплетение, домоводство и др.

Год семьи, день семьи

Международный день семьи утвержден в 1993 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С 1995 года ежегодно 15 мая этот праздник отмечается в России. В этот день в детском саду можно устраивать акции, выставки семейных газет, семейные посиделки, конкурсы, концерты, спектакли семейных коллективов, фестивали детского творчества, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Этот праздник – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, поблагодарить семьи воспитанников за активное участие в жизни детского сада. На такие праздники могут приглашаться гости (мэр, депутаты, общественность).

19) Участи е родителей в мероприятиях ДОУ:

Помощь в изготовлении костюмов, декораций, организация видеосъемки, фотографирование; ведение кружковой работы с детьми.