«Дети сироты как объект социально — психологической работы»

Содержание

Введение

1.Социально-психологический портрет детского сиротства

1.1.Понятие и основные причины сиротства.

1.2.Социально психологические особенности детей-сирот.

2. Социально — психологическая работа с детьми — сиротами.

2.1 Социальная адаптация и реабилитация детей-сирот.

2.2 Формы устройства детей-сирот

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Период детства является самым важным в человеческой жизни. Детство — это время, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются сами по себе, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать другим людям, нести ответственность за себя и своих окружающих, стремление научиться самому.

Дети представляют собой определенную самостоятельную группу. По своим правам и обязанностям она равна всем другим группам населения. Ей присущи определенные закономерности развития, совокупность внутренних и внешних взаимосвязей и взаимообусловленностей. Вместе с тем она требует к себе большего внимания, чем все другие. Однако, характеризуя положение детей как группы населения, необходимо отметить, что дети фактически не могут принимать активного участия в решении вопросов самоорганизации. В современных условиях они не могут защищать свои интересы. Дети целиком и полностью зависимы. Более того, когда интересы детей и взрослых не совпадают или интересы взрослых, как «более важные» противоречат интересам детей, последние оказываются в проигрыше.

Дети должны быть обеспечены всем необходимым для их развития, для того, чтобы стать полноценными гражданами, как в физическом, так и в нравственном отношении. Но есть особая категория детей, которые особенно нуждаются в поддержке, понимании и помощи — это дети-сироты.

К проблеме сиротства следует отнестись более конкретно, более глубже, так как, данная проблема стоит намного острее других социальных процессов в современном обществе.

Сиротство — многоуровневая социальная проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются с детством, прямым или косвенным образом влияет на сиротство, увеличивает или уменьшает его. Характер проблемы таков, что оно «подпитывается» различными процессами, происходящими в обществе.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Целью работы является характеристика детей-сирот, как объекта социально-психологической работы и определение основных направлений социальной помощи таким детям. Поставленные цели требуют решения следующих задач:

1) Ознакомиться с литературой по выбранной теме.

2) Определить понятие « сиротство», выявить причины этого явления.

3) Определить социально-психологические особенности детей-сирот разных возрастных групп.

4) Описать какая же работа проводится с детьми-сиротами и как эти дети адаптируются в поставленных для них условиях.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что проблема сиротства с каждым днем приобретает национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности. Отрадно, что в последнее время общество и государство оказывает достойную помощь проблемным и обездоленным детям, а также детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Так, разработана достаточно основательная и разнообразная законодательная база, активизирована деятельность Министерства образования, принята федеральная целевая Программа «Дети России».

1.Социально-психологический портрет детского сиротства.

1.1.Понятие и основные причины сиротства.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом общества.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

14 стр., 6911 слов

Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления

... радикальных реформ и революций. Появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские ... - 142 страницы. Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских ...

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Принципиального различия между этими категориями детей, с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки, не проводится. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее опасным явлением последних лет стал увеличение числа «социальных» сирот. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям. Социальное сиротство — факт отстранения или неучастия родителей в выполнении своих обязанностей. В функции родителей, прежде всего, входит: воспитывать детей, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы.

Из-за несовершенства системы контроля, динамики численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране установить вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

В Ярославской области на данный момент проживают 4925 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... семье Главой 14. Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав ...

В настоящее время, в российском обществе явление социальное сиротство связано с рядом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и так далее) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты. К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

— добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.

К условиям, способствующим социальному сиротству, можно отнести:

1) социально-экономические: безработица, снижение общего материального уровня жизни, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений;

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности, морали и нравственности;

7) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения.

8) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

4 стр., 1642 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

... не совпадают с нормами и правилами семьи родителей. .Родители всегда привыкают к тому, что они распоряжаются своими детьми и дети принадлежат именно им. Переход сына ... чужую семью - пусть даже не ребенка, а взрослого, - а о создании новой семьи. .Сын или дочь бегут жаловаться на свою "половину" родителям и ...

Ребенок идентифицируется с семьею, он создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, ценности, идеалы и образцы поведения. Факты ухода детей из-под влияния семьи вызваны обычно слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения воспитанию родителей.

Как показывает опыт, дети-сироты, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю причинность социального сиротства.

Беличева С.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, — это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка).

Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

О масштабах социального неблагополучия семей в России свидетельствует постоянный рост удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что, социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей. Также в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии.

19 стр., 9407 слов

Роль сверстника и взрослого в социальном развитии ребенка дошкольного возраста

/ Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра психологии образования КУРСОВАЯ РАБОТА «Роль сверстника и взрослого в социальном развитии ребенка дошкольного возраста» Специальность: ...

1.2.Социально психологические особенности детей-сирот

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеет негативные особенности, которые отличаются на всех этапах развития ребенка — от младенчества и далее. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей родительской, а особенно материнской заботы, с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их здоровье (социальном, психологическом и физическом).

Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Социально-психологические особенности детей-сирот младенческого возраста — На каждом возрастном этапе выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние на психические реакции и на личность ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми дети усваивают общественно-исторический опыт, который определяет их психическое развитие

Потребность в общении не остается неизменной. В течение первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, а позже, в сопереживании и взаимопонимании.

На первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Ситуативно-личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака:

1) взгляд младенца в глаза взрослого (он отражает интерес ребенка к людям);

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике

... вопросов, связанных с противоправным поведением беспризорных детей и социальных сирот и его предупреждением. Предметом исследования служит ... воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить. А это возможно ... личности и поведения. Стараясь преодолеть трудности поведения ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, ...

2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она представляет собой реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);

3) инициативные улыбки, двигательное оживление (привлечение к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);

4) стремление продлить эмоциональное взаимодействие с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.

Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:

1) сотрудничество с взрослыми, они становятся для ребенка образцом подражания.

3) в качестве средств общения помимо мимических используются предметно-действенные операции.

Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он доверчив и доброжелателен, любопытен, требует к себе максимального внимания.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, демонстрируют совершенно иное поведение. Дети-сироты спокойные и некапризные. Потребность в общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семьи и протекает более вяло. Недостаток в общении сказывается на эмоциональной сфере, познавательной активности это тормозит интеллектуальное развитие.

У детей-сирот почти отсутствует смех, радостные эмоции, двигательное оживление слабое. Обычные дети гораздо эмоциональнее, у них наблюдается много разнообразных улыбок, выразительных взглядов, смех, бурное двигательное оживление. Кроме того, у них в конце полугодия появляются и отрицательные эмоции: смущение, настороженность, которые отсутствуют у детей-сирот.

Дальнейшее сравнение эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка и младенцев, воспитывающихся в семье, показало, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети начинают различать положительные и отрицательные эмоции взрослого, сами выражают меньше эмоций. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозится развитие познавательной деятельности младенцев.

Социально-психологические особенности детей-сирот младшего возраста

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, то есть употребление предметов с помощью выработанных навыков, например, умение пользоваться ложкой, чашкой и другими предметами.

В тот же период, в 2-3 года начинает формироваться игра детей, связанная с отражением в ней деятельности взрослого (подражание, повторение многих действий).

Помимо потребности во внимании и доброжелательности, необходимых и достаточных для первого полугодия жизни, ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве с взрослыми.

Детям требуется соучастие взрослого, выполнение одного дела. Только при таком условии ребенок достигает практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает.

Общение с взрослыми выступает в этот период как основной фактор развития познавательной активности детей и общение с ровесниками.

В детских яслях и в домах ребенка взрослый оказывается центральной фигурой, вызывающей у детей внимание, интерес, стремление вступить в контакт. В яслях основное место в поведении ребенка занимают инициативные действия, направленные на привлечение внимания взрослого. Отношение к взрослому характеризуется доверительностью и раскованностью.

У воспитанников домов ребенка центральное место заняли ориентированные действия. Инициативные действия у детей, воспитывающихся вне семьи, намного меньше, чем у детей из семьи.

В целом сопоставление особенностей общения с взрослыми у детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяет сделать следующие выводы:

1) Воспитанники яслей по сравнению с детьми из домов ребенка намного быстрее вступают в контакт с взрослыми, гораздо интенсивнее общаются с ними, обнаруживая и повышенную инициативность;

2) в яслях дети не только реагируют на внимание, но и тонко дифференцируют похвалы и порицание, в то время как дети в домах ребенка слабо различают оттенки отношения взрослого к своим действиям;

Познавательная активность — это поиск новых впечатлений. Ее внешним отражением являются исследовательские действия ребенка. Здоровый развитой ребенок отличается ярко выраженной любоз……..

Список литературы

1. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей — сирот / Н.Ф. Яковлева — 2010г.

2. Пронина А.И. Исследование психологических характеристик детей без семьи в структуре целостного процесса социализации — индивидуализации/ А.И. Пронина// Мир психологии. — 2011г. — № 3.

3. Шувалов А. Синдром безнадзорности / А. Шувалов// народное образование — 2007г.

4. Прихожан А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых// Психологическая наука и образование. — 2009г.

5. Волкова Г. А. Психолого — педагогическая коррекция развития и воспитания детей — сирот / Г.А. Волкова — 2007г.

6. Иванова Н.П. Сиротские учреждения России прошлое, настоящее и будущее/ Н.П. Иванова, Е.Н. Дрыгина // Философские науки.- 2010г.

7. Ерофеева С.Н. Социальная направленность воспитания в дошкольном детском доме / Ерофеева С.Н. // Коррекционная педагогика.- 2008г.

8. Аникеев М.В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей -сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку / М.В. Аникеев// Журнал практического психолога.- 2008г.

9. Худенко Е. Воспитательная работа в детском доме и школе — интернате / Е. Худенко// Социальная педагогика. — 2007г.

10. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях приюта/ О.И. Евстешина, М.С. Белякова// Дефектология. — 2009г.

11. Семикова А.Н. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения// А.Н. Семикова, И. А. Терехова// Отечественный журнал социальной работы.- 2011г. — №3

12. Осипова И. Государственная стратеги предотвращения социального сиротства/ И. Осипова// Народное образование. — 2008г. — №6.

13. Артюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей/ Г.В. Артюнян //Человек и закон. — 2009. -№10.

14. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей в условиях институционализации и замещающей семьи/ Г.В.Семья// Психологическая наука и образование. — 2009г. — №3.

15. Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: исторический экскурс/ А.Ю. Нестеров//Социальная политика и социология. -2010г. — 2010г.

16. Мардахаев Л. Решение проблемы сиротства в РФ/ Л. Мардахаев// Беспризорник. — 2009г. — №3.

17. Зотова И. Положение детей — сирот в России / И. Зотова// Социальная педагогика. -2009г. -№5.

18. Шахманова А.Ш. Социально — педагогические проблемы воспитания сирот в России / А.Ш. Шахманова// Педагогика.- 2009г. — №5.

19. Юдина. А.И. Профилактика социального сиротства/ А.И. Юдина// Социальная работа. -2008г. -№1.

20. Шилова М.И. Многофакторный анализ деформации характера детей — сирот и детей, лишенных родительского попечения/ М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева // Педагогика. -2010г. — №2.

21. Байер Е.А. Психологическая и физическая коррекция воспитанников детского дома / Е.А. Байер- 2009г. — №8.

22. Кузнецова П. Сироты при живых родителях / Кузнецова П.// Социальная защита. — 2009г. — №1.

23. Явбатырова Б.Г. Социально — педагогическая адаптация детей — сирот в учреждениях интернатного типа/ Б.Г. Явбатырова// Педагогика.- 2007г. -№5

24. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях / В.А. Абельбейсов// Социальная политика и социология. — 2009г. — №3.

25. Круть С.В. Современная российская семья — проблемы и решения/ С.В. Круть// Социальная работа. -2010г. — №5.

26. Володина Ю. А. Формирование профессиональной перспективы детей — сирот в условиях предпрофильной подготовки / Ю.А. Володина // Наука и школа. — 2010г. — №3.

27. Паншина О. Работа центра психолого — медико — социального сопровождения с замещающими семьями/ О. Паншина, С. Давыдова // Социальная педагогика. -2009г.- №2.

28. Ярмухамедов Р. Социальная поддержка детей — сирот / Р. Ярмухамедов // Законность.- 2009г. — №11.

29. Перадзе Я.Р. Социально — педагогическая программа «Дети России» / Я.Р. Перадзе// Социальная педагогика. — 2011. -№3.