«Дети сироты как объект социально — психологической работы»

Содержание

Введение

1.Социально-психологический портрет детского сиротства

1.1.Понятие и основные причины сиротства.

1.2.Социально психологические особенности детей-сирот.

2. Социально — психологическая работа с детьми — сиротами.

2.1 Социальная адаптация и реабилитация детей-сирот.

2.2 Формы устройства детей-сирот

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Период детства является самым важным в человеческой жизни. Детство — это время, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются сами по себе, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать другим людям, нести ответственность за себя и своих окружающих, стремление научиться самому.

Дети представляют собой определенную самостоятельную группу. По своим правам и обязанностям она равна всем другим группам населения. Ей присущи определенные закономерности развития, совокупность внутренних и внешних взаимосвязей и взаимообусловленностей. Вместе с тем она требует к себе большего внимания, чем все другие. Однако, характеризуя положение детей как группы населения, необходимо отметить, что дети фактически не могут принимать активного участия в решении вопросов самоорганизации. В современных условиях они не могут защищать свои интересы. Дети целиком и полностью зависимы. Более того, когда интересы детей и взрослых не совпадают или интересы взрослых, как «более важные» противоречат интересам детей, последние оказываются в проигрыше.

Дети должны быть обеспечены всем необходимым для их развития, для того, чтобы стать полноценными гражданами, как в физическом, так и в нравственном отношении. Но есть особая категория детей, которые особенно нуждаются в поддержке, понимании и помощи — это дети-сироты.

К проблеме сиротства следует отнестись более конкретно, более глубже, так как, данная проблема стоит намного острее других социальных процессов в современном обществе.

Сиротство — многоуровневая социальная проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются с детством, прямым или косвенным образом влияет на сиротство, увеличивает или уменьшает его. Характер проблемы таков, что оно «подпитывается» различными процессами, происходящими в обществе.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... работе они могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше уровень когнитивного развития. ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

Целью работы является характеристика детей-сирот, как объекта социально-психологической работы и определение основных направлений социальной помощи таким детям. Поставленные цели требуют решения следующих задач:

1) Ознакомиться с литературой по выбранной теме.

2) Определить понятие « сиротство», выявить причины этого явления.

3) Определить социально-психологические особенности детей-сирот разных возрастных групп.

4) Описать какая же работа проводится с детьми-сиротами и как эти дети адаптируются в поставленных для них условиях.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что проблема сиротства с каждым днем приобретает национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности. Отрадно, что в последнее время общество и государство оказывает достойную помощь проблемным и обездоленным детям, а также детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Так, разработана достаточно основательная и разнообразная законодательная база, активизирована деятельность Министерства образования, принята федеральная целевая Программа «Дети России».

1.Социально-психологический портрет детского сиротства.

1.1.Понятие и основные причины сиротства.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом общества.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

16 стр., 7821 слов

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

... социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. Еще в начале 20 века Елена Кей утверждала право ребенка на выбор родителей, имея ввиду, право ребенка родиться в семье, ... соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, Законом «О правах ребёнка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для решения этой задачи в ...

Принципиального различия между этими категориями детей, с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки, не проводится. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее опасным явлением последних лет стал увеличение числа «социальных» сирот. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям. Социальное сиротство — факт отстранения или неучастия родителей в выполнении своих обязанностей. В функции родителей, прежде всего, входит: воспитывать детей, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы.

Из-за несовершенства системы контроля, динамики численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране установить вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

В Ярославской области на данный момент проживают 4925 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время, в российском обществе явление социальное сиротство связано с рядом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и так далее) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты. К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

— добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.

К условиям, способствующим социальному сиротству, можно отнести:

1) социально-экономические: безработица, снижение общего материального уровня жизни, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений;

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности, морали и нравственности;

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... Точно также не составляет труда, пообщавшись с родителями, понять, какие в их семье дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты ... требования к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов развития является общефизическое. Оно ...

7) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения.

8) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

Ребенок идентифицируется с семьею, он создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, ценности, идеалы и образцы поведения. Факты ухода детей из-под влияния семьи вызваны обычно слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения воспитанию родителей.

Как показывает опыт, дети-сироты, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю причинность социального сиротства.

Беличева С.А. выделяет две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная, — это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребенка).

Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.

О масштабах социального неблагополучия семей в России свидетельствует постоянный рост удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что, социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей. Также в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии.

1.2.Социально психологические особенности детей-сирот

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеет негативные особенности, которые отличаются на всех этапах развития ребенка — от младенчества и далее. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей родительской, а особенно материнской заботы, с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их здоровье (социальном, психологическом и физическом).

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...

Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Социально-психологические особенности детей-сирот младенческого возраста — На каждом возрастном этапе выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние на психические реакции и на личность ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми дети усваивают общественно-исторический опыт, который определяет их психическое развитие

Потребность в общении не остается неизменной. В течение первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, а позже, в сопереживании и взаимопонимании.

На первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Ситуативно-личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака:

1) взгляд младенца в глаза взрослого (он отражает интерес ребенка к людям);

2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она представляет собой реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);

3) инициативные улыбки, двигательное оживление (привлечение к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);

4) стремление продлить эмоциональное взаимодействие с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.

Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:

1) сотрудничество с взрослыми, они становятся для ребенка образцом подражания.

3) в качестве средств общения помимо мимических используются предметно-действенные операции.

Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он доверчив и доброжелателен, любопытен, требует к себе максимального внимания.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, демонстрируют совершенно иное поведение. Дети-сироты спокойные и некапризные. Потребность в общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семьи и протекает более вяло. Недостаток в общении сказывается на эмоциональной сфере, познавательной активности это тормозит интеллектуальное развитие.

У детей-сирот почти отсутствует смех, радостные эмоции, двигательное оживление слабое. Обычные дети гораздо эмоциональнее, у них наблюдается много разнообразных улыбок, выразительных взглядов, смех, бурное двигательное оживление. Кроме того, у них в конце полугодия появляются и отрицательные эмоции: смущение, настороженность, которые отсутствуют у детей-сирот.

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...

... действие постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Государственные ведомства, общественные и религиозные организации предлагают ...

Дальнейшее сравнение эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка и младенцев, воспитывающихся в семье, показало, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети начинают различать положительные и отрицательные эмоции взрослого, сами выражают меньше эмоций. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозится развитие познавательной деятельности младенцев.

Социально-психологические особенности детей-сирот младшего возраста

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, то есть употребление предметов с помощью выработанных навыков, например, умение пользоваться ложкой, чашкой и другими предметами.

В тот же период, в 2-3 года начинает формироваться игра детей, связанная с отражением в ней деятельности взрослого (подражание, повторение многих действий).

Помимо потребности во внимании и доброжелательности, необходимых и достаточных для первого полугодия жизни, ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве с взрослыми.

Детям требуется соучастие взрослого, выполнение одного дела. Только при таком условии ребенок достигает практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает.

Общение с взрослыми выступает в этот период как основной фактор развития познавательной активности детей и общение с ровесниками.

В детских яслях и в домах ребенка взрослый оказывается центральной фигурой, вызывающей у детей внимание, интерес, стремление вступить в контакт. В яслях основное место в поведении ребенка занимают инициативные действия, направленные на привлечение внимания взрослого. Отношение к взрослому характеризуется доверительностью и раскованностью.

У воспитанников домов ребенка центральное место заняли ориентированные действия. Инициативные действия у детей, воспитывающихся вне семьи, намного меньше, чем у детей из семьи.

В целом сопоставление особенностей общения с взрослыми у детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяет сделать следующие выводы:

1) Воспитанники яслей по сравнению с детьми из домов ребенка намного быстрее вступают в контакт с взрослыми, гораздо интенсивнее общаются с ними, обнаруживая и повышенную инициативность;

2) в яслях дети не только реагируют на внимание, но и тонко дифференцируют похвалы и порицание, в то время как дети в домах ребенка слабо различают оттенки отношения взрослого к своим действиям;

Познавательная активность — это поиск новых впечатлений. Ее внешним отражением являются исследовательские действия ребенка. Здоровый развитой ребенок отличается ярко выраженной любоз……..

Список литературы

1. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей — сирот / Н.Ф. Яковлева — 2010г.

2. Пронина А.И. Исследование психологических характеристик детей без семьи в структуре целостного процесса социализации — индивидуализации/ А.И. Пронина// Мир психологии. — 2011г. — № 3.

3. Шувалов А. Синдром безнадзорности / А. Шувалов// народное образование — 2007г.

4. Прихожан А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых// Психологическая наука и образование. — 2009г.

5 стр., 2240 слов

Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. ...

... – познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым – личностное общение – (3 ситуация). Если ребенок выбирает последовательно 3 ситуации, то психологи ориентируется на продолжительность времени ... вопрос, выиграл он или проиграл игру. Если ребенок понимает, что он проиграл, то он понимает, почему взрослый предлагает сыграть еще раз: чтобы отыграться. Перед второй пробой ...

5. Волкова Г. А. Психолого — педагогическая коррекция развития и воспитания детей — сирот / Г.А. Волкова — 2007г.

6. Иванова Н.П. Сиротские учреждения России прошлое, настоящее и будущее/ Н.П. Иванова, Е.Н. Дрыгина // Философские науки.- 2010г.

7. Ерофеева С.Н. Социальная направленность воспитания в дошкольном детском доме / Ерофеева С.Н. // Коррекционная педагогика.- 2008г.

8. Аникеев М.В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей -сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку / М.В. Аникеев// Журнал практического психолога.- 2008г.

9. Худенко Е. Воспитательная работа в детском доме и школе — интернате / Е. Худенко// Социальная педагогика. — 2007г.

10. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях приюта/ О.И. Евстешина, М.С. Белякова// Дефектология. — 2009г.

11. Семикова А.Н. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения// А.Н. Семикова, И. А. Терехова// Отечественный журнал социальной работы.- 2011г. — №3

12. Осипова И. Государственная стратеги предотвращения социального сиротства/ И. Осипова// Народное образование. — 2008г. — №6.

13. Артюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей/ Г.В. Артюнян //Человек и закон. — 2009. -№10.

14. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей в условиях институционализации и замещающей семьи/ Г.В.Семья// Психологическая наука и образование. — 2009г. — №3.

15. Нестеров А.Ю. Образовательные учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: исторический экскурс/ А.Ю. Нестеров//Социальная политика и социология. -2010г. — 2010г.

16. Мардахаев Л. Решение проблемы сиротства в РФ/ Л. Мардахаев// Беспризорник. — 2009г. — №3.

17. Зотова И. Положение детей — сирот в России / И. Зотова// Социальная педагогика. -2009г. -№5.

18. Шахманова А.Ш. Социально — педагогические проблемы воспитания сирот в России / А.Ш. Шахманова// Педагогика.- 2009г. — №5.

19. Юдина. А.И. Профилактика социального сиротства/ А.И. Юдина// Социальная работа. -2008г. -№1.

20. Шилова М.И. Многофакторный анализ деформации характера детей — сирот и детей, лишенных родительского попечения/ М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева // Педагогика. -2010г. — №2.

21. Байер Е.А. Психологическая и физическая коррекция воспитанников детского дома / Е.А. Байер- 2009г. — №8.

22. Кузнецова П. Сироты при живых родителях / Кузнецова П.// Социальная защита. — 2009г. — №1.

23. Явбатырова Б.Г. Социально — педагогическая адаптация детей — сирот в учреждениях интернатного типа/ Б.Г. Явбатырова// Педагогика.- 2007г. -№5

24. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях / В.А. Абельбейсов// Социальная политика и социология. — 2009г. — №3.

25. Круть С.В. Современная российская семья — проблемы и решения/ С.В. Круть// Социальная работа. -2010г. — №5.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... социальной реабилитации несовершеннолетних 5. Нормативное регулирование социально-психологической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей ... теоретические основы раздела социальной педагогики, связанной с социально-психологической реабилитацией детей, а также обобщает, ... работниками стационарных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, которые (работники) занимаются ...

26. Володина Ю. А. Формирование профессиональной перспективы детей — сирот в условиях предпрофильной подготовки / Ю.А. Володина // Наука и школа. — 2010г. — №3.

27. Паншина О. Работа центра психолого — медико — социального сопровождения с замещающими семьями/ О. Паншина, С. Давыдова // Социальная педагогика. -2009г.- №2.

28. Ярмухамедов Р. Социальная поддержка детей — сирот / Р. Ярмухамедов // Законность.- 2009г. — №11.

29. Перадзе Я.Р. Социально — педагогическая программа «Дети России» / Я.Р. Перадзе// Социальная педагогика. — 2011. -№3.