(Институт)
Программа дисциплины
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ
Составитель:
К.п.н. Райкова Е.Ю.
Москва – 2011
Высшая школа психологии
ПРОГРАММА КУРСА
«Введение в психотерапию»
Курс предназначен для студентовIгода обучения (второе высшее образование) дневного и вечернего отделений по специальности «Психологическое консультирование».
Целью курса является ознакомление с основами психотерапии как области психологической практики и ознакомление с основными направлениями психотерапии.
Задачи курса:
Теоретические:
— представить основные (магический, религиозный, социально-нормирующий, этический, философский, медицинский и психологический) подходы в оказании помощи «человеческой душе» в контексте исторического опыта и провести их сравнительный анализ;
— определить место и специфику психотерапии как одного из видов помощи в рамках психологического подхода;
— выделить основные факторы психотерапии (диагностический, терапевтический, этический), формы (индивидуальная, групповая) и временные рамки ее проведения (долгосрочная, краткосрочная);
— представить классификацию основных психотерапевтических направлений;
— ознакомить с теоретическими основаниями психотерапии на примере этих направлений.
Практические:
— провести ознакомительные занятия по различным методам и техникам психотерапии в рамках основных направлений с целью:
получения студентами минимального клиентского опыта в рамках различных подходов;
получения ориентировочного представления о работе этих методов на практике;
приобретения и отработки некоторых первоначальных практических навыков в области
каждого подхода.
Основные направления объективного подхода к анализу общества ...
... - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма. Система всегда состоит из частей - элементов, ... наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологам Л.Монсонам, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности ...
Объем курса. Курс рассчитан на 48 академических часов для дневного и 40 академических часов для вечернего отделения второго высшего образования.
Формой контроля является участие студентов в лекционно-семинарских и практических занятиях по каждому разделу программы. В конце курса студенты сдают зачет в форме коллоквиума.
Основные разделы программы:
- Психотерапия как область психологической практики.
- Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии.
- Юнгианская психотерапия.
- Гуманистический и экзистециальный подходы в психотерапии.
- Психодрама. Трансактный анализ и ролевой тренинг. Гештальт-терапия.
- Когнитиво-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. НЛП.
- Семейная психотерапия. Нарративный подход.
- Арт-терапия. Процессуальная психотерапия. Эриксоновский гипноз.
- Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.
Структура программы предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы (кроме первого).
Лекционно-семинарские занятия посвящены анализу теоретических оснований, базисных понятий, целей и практики психотерапии в рамках каждого направления. Лекционный материал подкрепляется практическими занятиями, направленными на приобретение опыта работы в условиях группы в рамках рассматриваемых проблем.
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Дневное отд. Вечернее отд.
Лекц.-сем. зан. Практ. зан. Лекц.-сем. Практ.
зан. зан.
1.Психотерапия как 4 2 3 2
область психологической
практики.
2.Психоанализ и психоди- 4 2 3.5 1.5
намический подход в
психотерапии.
3.Юнгианская психо- 4 2 2.5 2.5
терапия.
4.Гуманистический и 4 2 3.5 1.5
экзистенциальный
подходы в психотерапии
5.Психодрама. 2 4 1.5 3.5
Гештальт-
терапия.
6.Когнитиво-бихевио- 2 4 3.5 1.5
альный подход. Прово-
кативная психотерапия.
НЛП.
7.Семейная психотерапия. 2 2 3.5 1.5
8.Арт-терапия. 1 3 1 1.5
Эриксоновский
гипноз.
9.Телесно-ориентирован- 2 2 1.5 1.5
ная психотерапия. Танце-
двигательная терапия.
Итого 25 23 24 16
Содержание программы
Основная литература к курсу:
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2001.
- Психотерапевтическая энциклопедия. (под общ. ред. Б.В.Карвасарского).
СПб., 1998.
- Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.
Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики.
Лекционно-семинарское занятие.
Исторические корни психотерапии. Сравнительный анализ магического, религиозного, социально-нормирующего, этического, философского, медицинского и психологического подходов в оказании помощи «человеческой душе». Виды психологической помощи: (психодиагностика, психологическое консультирование, группы личностного роста, коучинг, психологическая коррекция, психотерапия) и их специфика. Индивидуальная и групповая формы психотерапии, долгосрочный и краткосрочный форматы ее проведения. Классификация основных направлений психотерапии. Составление «топографической карты» психотерапевтического пространства. Основные факторы психотерапевтического взаимодействия, динамика, цель и задачи психотерапевтического процесса. Выбор вида, направления, формы и временного формата оказания психологической помощи в зависимости от индивидуальных черт и потребностей клиента. Этика психотерапевта. Особенности психотерапии и других видов психологической помощи в современной России.
Психотерапия в системе видов психологической помощи
... основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента.1 Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны ...
Основная литература к разделу:
- Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
- Кроль Л.М., Пуртова Е.А. /сост./ Методы современной психотерапии. М.: «Класс», 2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
- Психотерапевтическая энциклопедия.(под общ. Ред. Б.В.Карвасарского).
СПб., 1998.
Дополнительная литература к разделу:
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Класс», 1999.
- Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2006.
- Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М.: Класс, 2004.
- Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. М.: Класс, 2001.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.:Питер,2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком,1998.
Раздел 2. Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии
Лекционно-семинарское занятие.
История, теория и практика классического психоанализа. Принципы работы с сопротивлением, переносом и контрпереносом. З.Фрейд, его ученики и последователи: А.Адлер, А. Фрейд, М.Кляйн, Д.Винникот, М.Малер, Г.Салливан, Э.Эриксон, Х.Кохут, Ж.Лакан, Ф.Дольто. Сравнительный анализ классического, различных школ и методов современного психоанализа и психодинамической психотерапии.
Основная литература к разделу:
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
- Психоаналитические термины и понятия: Словарь (под ред. Б.Мура и Д.Файна).
М.: «Класс», 2000.
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М, 2006.
- Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.
Дополнительная литература к разделу:
- Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ (в 2-х тт.).
М., 1996.
- Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. М., 2006.
- Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003.
- Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды (под ред. М.В.Ромашкевича).
М., 2006.
- Куттер П. Современный психоанализ. СПб.,1997.
- Зарате О.,Аппиганези Р. Фрейд за 90 минут. Астрель, АСТ, 2004.
- Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.:»Класс», 2000.
- Кеннард Д., Робертс Д., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия. СПб., 2002.
- Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999).(под ред. И.Ю.Романова).
10 стр., 4532 слов
Педагогическая производственная практика
... решения конкретных психологических проблем. Основные разделы педагогической производственной практики: I раздел – работа школьного психолога с учащимися начальной школы. II раздел – роль психолога в изучении ... действий педагога-психолога или практического психолога на этапе практики. В методические материалы к каждому разделу включен разнообразный прикладной материал, который необходим практическим ...
М.: Академический проект, 2005.
- Осборн Р. Фрейд для начинающих. М.:2004г.
Практическое занятие.
Анализ продукции бессознательного: симптомов, сновидений, парапраксисов.
Раздел 3. Юнгианская психотерапия.
Лекционно-семинарское занятие.
Основные теоретические положения аналитической психологии К.Юнга и его последователей: структура психики, учение о коллективном бессознательном, архетип, механизмы формирования невроза, интро- и экстраверсия и психологические типы, синхронистичность. Работа с активным воображением, сновидениями, мифологическим (фольклорным, сказочным) материалом в рамках различных видов юнгианской психотерапии (индивидуальной и групповой).Cовременные варианты юнгианского анализа (процессуальный и др.).
Практическое занятие.
Анализ сказки, сновидения, фильма (по выбору преподавателя и студентов).
Основная литература к разделу:
- Юнг. К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. СПб., 1998.
- Человек и его символы. (Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. — под ред К.Г.Юнга).
СПб., 1996.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
- Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. М., 2004.
- Ламберт Кеннет. Анализ, выздоровление, индивидуация. СПб: Янус,2004.
Дополнительная литература к разделу:
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М., 1997.
- М.-Л. фон Франц. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке.
- Лекции по юнговской типологии (М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция./ Хиллман Д. Чувствующая функция.) СПб., 1998.
- Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М, 2000.
- Джонсон Р. Сновидение и фантазии. М., 1996.
- Джонсон Р. Он: глубинные аспекты мужской психологии. М., 2005.
- Джонсон Р. Она: глубинные аспекты женской психологии. М., 2005.
- Джонсон Р. Мы: глубинные аспекты романтической любви. М.. 2005.
- Болен Дж.Ш. Боги в каждом мужчине. Киев, 2005.
- Болен Дж Ш. Богини в каждой женщине. Киев, 2005.
- Карл Густав Юнг: Дух и Жизнь. Сборник. М:Практика.
- Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.; М.,1995,1996,1998,2001.
- Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: процессуальная работа в теории и практике. М., 1999.
Раздел 4. Гуманистический и экзистенциальный подходы в психотерапии
Лекционно-семинарское занятие.
Основные характеристики гуманистического направления. Личностно-центрированная психотерапия К. Роджерса. А.Маслоу, диалектический гуманизм Э.Фромма, гуманистический психоанализ К. Хорни, психология личностных конструктов Дж. Келли. Исторические и философские корни экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальная тревога и экзистенциальная вина. Смерть, свобода, изоляция и бессмысленность как полюса экзистенции. Логотерапия В.Франкла. Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь, И.Ялом, Л.Бинсвагнер, М.Босс, А.Лэнгле. Понимающая психотерапия Ф.Василюка. Практика гуманистической и экзистенциальной психотерапии.
Тематика практических занятий 2
... Анализ возможных проблем. Основная литература Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – ... – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы ... Когито-Центр, 2005. - 344 с. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - ...
Практическое занятие.
Отработка навыков активного слушания в кругу и в парах. Симулированный прием.
Основная литература к разделу:
- Раздел, посвященный К.Роджерсу в Московском психотерапевтическом журнале (№1, 2002 г.).
- Экзистенциальная психология (под ред. Р.Мэя.) М., 2001.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Класс», 2004.
- Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: «Класс», 1998.
Дополнительная литература к разделу:
- Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по экзистенциальной психотерапии. № 2, 2003 г.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
- Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2002.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990.
- Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическся терапия личности. М., 2005.
- Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. М.,1996.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
- Ялом И. Дар психотерапии. М.:”Эксмо”,2005.
- Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.:”Класс”,2005.
- Ялом И. Психотерапевтические истории. М.: “Эксмо”,2002.
Раздел 5. Психодрама. Гештальт-терапия.
Лекционно-семинарское занятие.
Я.Л.Морено и возникновение психодрамы. Основные теоретические положение и техники психодрамы. Монодрама, работа с игрушками, психодрама в группе, социодрама. Работа с семейной историей. Трансактный анализ Э.Берна и ролевой тренинг. Ф.Перлз и гештальт-терапия: теоретическая база и основные методы.
Практическое занятие.
Психодраматические разогревы. Демонстрация основных психодраматических техник. Монодраматическая сессия. Психодраматическая сессия. Работа с игрушками.Техника пустого стула в гештальт-терапии, отработка техники ”Здесь и Сейчас” (по выбору преподавателя и студентов).
Основная литература к разделу:
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 2007.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993.
- Михайлова Е. Я у себя одна или Веретено Василисы. М.: «Класс», 2003.
- Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмэн П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1997.
Дополнительная литература к разделу:
- Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998.
- Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. М.: «Класс», 1999.
- Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. Монодрама. Исцеляющая встреча; От психодрамы к индивидуальной терапии. Киев, 2004.
- «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы (Коллективная монография. Составители Е.В.Лопухина, Е.Л. Михайлова).
7 стр., 3311 слов
Психотерапия неврозов
... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
М.: «Класс», 2003.
- Психодрама и современная психотерапия. Научно-теоретический и научно-методический журнал. Киев.
- Психодрама- вдохновение и техника./Под ред. П.Холмса и М.Карп. М.:”Класс”,1997.
- Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. М.,1996.
- Перлз Фриц. Гештальт- подход и Свидетель Терапии. М.,1996.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2007.
Раздел 6. Когнитивно-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. Нлп
Лекционно-семинарское занятие.
А.Бек, А.Эллис, У.Джеймс, Б.Скиннер, А.Бандура, Дж. Роттер, У. Мишел, Р. Кеттелл, Г.Олпорт, Г.Айзенк и их вклад в когнитивно-бихевиоральный подход. Теория и практика когнитивной и бихевиоральной психотерапии. Провокативная психотерапия Ф.Фарелли. Возникновение, основные принципы, техники и использование нейро-лингвистического программирования (НЛП).
Практическое занятие:
Отработка навыков беседы в когнитивном и провокативном ключе. Планирование психотерапевтической стратегии (бихевиоральный метод).Отработка некоторых техник НЛП (по выбору преподавателя и студентов).
Анализ видеозаписи с работой провокативного терапевта. Работа с симптомом методом НЛП.
Литература:
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб., 2002.
- Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной терапии № 4, 2001 г.
- Фарелли Ф., Брансма Д. Провокативная терапия. М., 1996.
- Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: «Класс», 1997.
Дополнительная литература к разделу:
- Бэндлер Р.,Гриндер Д. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург,1999.
- Плигин А.,Герасимов А. Руководство по курсу НЛП-практик. М.:КСП+,2000.
- Деркс Л.,Холландер Я. Сущность НЛП.Ключи к личностному развитию. М.:КСП+,2000.
- Бэндлер Р.,Гриндер Д.,Сатир В. Семейная терапия и НЛП. Москва-Санкт-Петербург: Институт Общегуманитарных Исследований,2000.
- Бэйли Р. НЛП-консультирование. М.:КСП+,2000.
Раздел 7. Семейная психотерапия.
Лекционно-семинарское занятие.
Исторические и научные предпосылки возникновения семейной психотерапии (теория систем Л.Берталанфи).
Теория семейных систем М. Боуэна. Сравнительный анализ различных школ системной семейной психотерапии: теория и практика. Генограмма. Индивидуальная работа в рамках семейного метода. Специфика отечественной истории, российские культурные традиции и особенности семейной психотерапии в нашей стране. Нарративный подход.
Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов ...
... режима труда, спортивных занятий и отдыха. В школе третий год проходит эксперимент в параллелях 5-7 классов «Наш спорт ... малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает ... 6-х классов на предмет принадлежности их к определенному хронотипу. 3. Определить взаимосвязь между временем организации занятий и ...
Практическое занятие.
Составление и разбор генограммы. Работа с симулированной семьей.
Основная литература:
- Системная семейная психотерапия: Классика и современность. (составитель и научный редактор А.В.Черников).
М., 2005.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
- Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: «Класс», 2001
- Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия. В кн.: Системная семейная психотерапия: Классика и современность. М., 2005.
- Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии./ Московский психотерапевтический журнал № 1, 2002 г.
Дополнительная литература:
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
- Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: «Класс», 1997.
- Клииз Д., Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М.: «Класс», 1995.
- Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей в 2-х кн. М., 2004.
- Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трангенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и геносоциограмма. М., 2001.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия,методы и клиническая практика. М.: “Когито- Центр”, 2005.
- Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. М.: “Когито-Центр”,2005.
- Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2001.
- Вебер Г. Два рода счастья: Системно- феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Институт консультирования и системных решений,2005.
- Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру (Составитель Г.Вебер)- М.: Международный институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии,2004.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб, Изд-во “Речь”,2006.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. Изд-во “Педагогика-Пресс”,1992.
Раздел 8. Арт-терапия. Эриксоновский гипноз
Лекционно-семинарское занятие.
Различные виды арт-терапии и использование арт-терапевтических техник в рамках других психотерапевтических направлений. Процессуальная психотерапия А.Минделла. М.Эриксон и его метод.
Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы
... М, 1993. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит ... них. Классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Назначение, особенности комплектования и образовательной деятельности. Литература. ... С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М..1970. Семинарское занятие 6. Дети с трудностями в обучения. Основные категории ...
Практическое занятие.
Работа с масками, мандалами, рисунками участников, живописными репродукциями, «психотерапевтическими картами». Демонстрация некоторых техник процессуальной терапии и эриксоновского гипноза (по выбору преподавателя и студентов).
Основная литература к разделу:
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
- Дженнигс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М., 2003.
- Кэмерон Д. Путь художника. М., 2005.
- Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: «Класс», 2003.
Дополнительная литература к разделу:
5. Гиллиген С. Терапевтические трансы. М.: «Класс», 2005.
6. Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз. Практическое руководство. М., 2005.
7. Беккио Ж.,Росси Э., Гипноз 21 века. М: “Класс”,2003.
8. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном (Уроки гипноза).-М.:
“Класс”, 2003.
9. Годен Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. М. Изд-во Института Психотерапии,2003.
Раздел 9. Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.
Лекционно-семинарское занятие.
В.Райх как основатель телесно-ориентированной психотерапии. Понятие и принципы телесной символики. Биоэнергетика А.Лоуэна. Метод М. Александера. Розен-метод. Кинезиология. Обобщение и сравнительный анализ современных методов. Телесная симптоматика в психологической работе. Принципы и техники танце-двигательной терапии.
Практическое занятие.
Демонстрация техник рассматривамых методов (по выбору преподавателя и студентов).
Демонстрация работы с симптомом в процессуальной терапии.
Основная литература к разделу:
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
- Райх В. Характероанализ. М., 1999.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела.- Институт Общегуманитарных исследований,2000.
- Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2000.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1999.
Дополнительная литература к разделу:
- Лоуэн А. Терапия,которая работает с телом (Биоэнергетика).
–СПб.:Речь,2000.
- Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб :Речь,2000.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (сост. В.Ю.Баскаков).
М., 1997.
- Амон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Речь,2000.
- Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб, 2000.
- Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. М.: «Класс», 2006.
- Мак-Дугалл Д. «Тысячеликий эрос». СПб., 1999.
- Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
11