Высшая школа психологии

(Институт)

Программа дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ

Составитель:

К.п.н. Райкова Е.Ю.

Москва – 2011

Высшая школа психологии

ПРОГРАММА КУРСА

«Введение в психотерапию»

Курс предназначен для студентовIгода обучения (второе высшее образование) дневного и вечернего отделений по специальности «Психологическое консультирование».

Целью курса является ознакомление с основами психотерапии как области психологической практики и ознакомление с основными направлениями психотерапии.

Задачи курса:

Теоретические:

— представить основные (магический, религиозный, социально-нормирующий, этический, философский, медицинский и психологический) подходы в оказании помощи «человеческой душе» в контексте исторического опыта и провести их сравнительный анализ;

— определить место и специфику психотерапии как одного из видов помощи в рамках психологического подхода;

— выделить основные факторы психотерапии (диагностический, терапевтический, этический), формы (индивидуальная, групповая) и временные рамки ее проведения (долгосрочная, краткосрочная);

— представить классификацию основных психотерапевтических направлений;

— ознакомить с теоретическими основаниями психотерапии на примере этих направлений.

Практические:

— провести ознакомительные занятия по различным методам и техникам психотерапии в рамках основных направлений с целью:

получения студентами минимального клиентского опыта в рамках различных подходов;

получения ориентировочного представления о работе этих методов на практике;

приобретения и отработки некоторых первоначальных практических навыков в области

каждого подхода.

8 стр., 3962 слов

Основные направления объективного подхода к анализу общества ...

... - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, П.Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма. Система всегда состоит из частей - элементов, ... наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологам Л.Монсонам, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности ...

Объем курса. Курс рассчитан на 48 академических часов для дневного и 40 академических часов для вечернего отделения второго высшего образования.

Формой контроля является участие студентов в лекционно-семинарских и практических занятиях по каждому разделу программы. В конце курса студенты сдают зачет в форме коллоквиума.

Основные разделы программы:

  1. Психотерапия как область психологической практики.
  2. Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии.
  3. Юнгианская психотерапия.
  4. Гуманистический и экзистециальный подходы в психотерапии.
  5. Психодрама. Трансактный анализ и ролевой тренинг. Гештальт-терапия.
  6. Когнитиво-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. НЛП.
  7. Семейная психотерапия. Нарративный подход.
  8. Арт-терапия. Процессуальная психотерапия. Эриксоновский гипноз.
  9. Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.

Структура программы предполагает теоретическую и практическую части по каждому разделу программы (кроме первого).

Лекционно-семинарские занятия посвящены анализу теоретических оснований, базисных понятий, целей и практики психотерапии в рамках каждого направления. Лекционный материал подкрепляется практическими занятиями, направленными на приобретение опыта работы в условиях группы в рамках рассматриваемых проблем.

Учебно-тематический план

№ Раздел, тема Дневное отд. Вечернее отд.

Лекц.-сем. зан. Практ. зан. Лекц.-сем. Практ.

зан. зан.

1.Психотерапия как 4 2 3 2

область психологической

практики.

2.Психоанализ и психоди- 4 2 3.5 1.5

намический подход в

психотерапии.

3.Юнгианская психо- 4 2 2.5 2.5

терапия.

4.Гуманистический и 4 2 3.5 1.5

экзистенциальный

подходы в психотерапии

5.Психодрама. 2 4 1.5 3.5

Гештальт-

терапия.

6.Когнитиво-бихевио- 2 4 3.5 1.5

альный подход. Прово-

кативная психотерапия.

НЛП.

7.Семейная психотерапия. 2 2 3.5 1.5

8.Арт-терапия. 1 3 1 1.5

Эриксоновский

гипноз.

9.Телесно-ориентирован- 2 2 1.5 1.5

ная психотерапия. Танце-

двигательная терапия.

Итого 25 23 24 16

Содержание программы

Основная литература к курсу:

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2001.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия. (под общ. ред. Б.В.Карвасарского).

    СПб., 1998.

  5. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.

Раздел 1. Психотерапия как область психологической практики.

Лекционно-семинарское занятие.

Исторические корни психотерапии. Сравнительный анализ магического, религиозного, социально-нормирующего, этического, философского, медицинского и психологического подходов в оказании помощи «человеческой душе». Виды психологической помощи: (психодиагностика, психологическое консультирование, группы личностного роста, коучинг, психологическая коррекция, психотерапия) и их специфика. Индивидуальная и групповая формы психотерапии, долгосрочный и краткосрочный форматы ее проведения. Классификация основных направлений психотерапии. Составление «топографической карты» психотерапевтического пространства. Основные факторы психотерапевтического взаимодействия, динамика, цель и задачи психотерапевтического процесса. Выбор вида, направления, формы и временного формата оказания психологической помощи в зависимости от индивидуальных черт и потребностей клиента. Этика психотерапевта. Особенности психотерапии и других видов психологической помощи в современной России.

13 стр., 6101 слов

Психотерапия в системе видов психологической помощи

... основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей пациента.1 Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны ...

Основная литература к разделу:

  1. Ромек Е.А. Психотерапия: рождение науки и профессии. Ростов-на-Дону, 2005.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  3. Кроль Л.М., Пуртова Е.А. /сост./ Методы современной психотерапии. М.: «Класс», 2001.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия.(под общ. Ред. Б.В.Карвасарского).

    СПб., 1998.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Класс», 1999.
  2. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2006.
  3. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М.: Класс, 2004.
  4. Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. М.: Класс, 2001.
  5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.:Питер,2001.
  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком,1998.

Раздел 2. Психоанализ и психодинамический подход в психотерапии

Лекционно-семинарское занятие.

История, теория и практика классического психоанализа. Принципы работы с сопротивлением, переносом и контрпереносом. З.Фрейд, его ученики и последователи: А.Адлер, А. Фрейд, М.Кляйн, Д.Винникот, М.Малер, Г.Салливан, Э.Эриксон, Х.Кохут, Ж.Лакан, Ф.Дольто. Сравнительный анализ классического, различных школ и методов современного психоанализа и психодинамической психотерапии.

Основная литература к разделу:

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  3. Психоаналитические термины и понятия: Словарь (под ред. Б.Мура и Д.Файна).

    М.: «Класс», 2000.

  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М, 2006.
  5. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ (в 2-х тт.).

    М., 1996.

  2. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. М., 2006.
  3. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003.
  4. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды (под ред. М.В.Ромашкевича).

    М., 2006.

  5. Куттер П. Современный психоанализ. СПб.,1997.
  6. Зарате О.,Аппиганези Р. Фрейд за 90 минут. Астрель, АСТ, 2004.
  7. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.:»Класс», 2000.
  8. Кеннард Д., Робертс Д., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия. СПб., 2002.
  9. Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949-1999).(под ред. И.Ю.Романова).

    10 стр., 4532 слов

    Педагогическая производственная практика

    ... решения конкретных психологических проблем. Основные разделы педагогической производственной практики: I раздел – работа школьного психолога с учащимися начальной школы. II раздел – роль психолога в изучении ... действий педагога-психолога или практического психолога на этапе практики. В методические материалы к каждому разделу включен разнообразный прикладной материал, который необходим практическим ...

    М.: Академический проект, 2005.

  10. Осборн Р. Фрейд для начинающих. М.:2004г.

Практическое занятие.

Анализ продукции бессознательного: симптомов, сновидений, парапраксисов.

Раздел 3. Юнгианская психотерапия.

Лекционно-семинарское занятие.

Основные теоретические положения аналитической психологии К.Юнга и его последователей: структура психики, учение о коллективном бессознательном, архетип, механизмы формирования невроза, интро- и экстраверсия и психологические типы, синхронистичность. Работа с активным воображением, сновидениями, мифологическим (фольклорным, сказочным) материалом в рамках различных видов юнгианской психотерапии (индивидуальной и групповой).Cовременные варианты юнгианского анализа (процессуальный и др.).

Практическое занятие.

Анализ сказки, сновидения, фильма (по выбору преподавателя и студентов).

Основная литература к разделу:

  1. Юнг. К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. СПб., 1998.
  2. Человек и его символы. (Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. — под ред К.Г.Юнга).

    СПб., 1996.

  3. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
  4. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. М., 2004.
  5. Ламберт Кеннет. Анализ, выздоровление, индивидуация. СПб: Янус,2004.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М., 1997.
  2. М.-Л. фон Франц. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке.
  3. Лекции по юнговской типологии (М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция./ Хиллман Д. Чувствующая функция.) СПб., 1998.
  4. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М, 2000.
  5. Джонсон Р. Сновидение и фантазии. М., 1996.
  6. Джонсон Р. Он: глубинные аспекты мужской психологии. М., 2005.
  7. Джонсон Р. Она: глубинные аспекты женской психологии. М., 2005.
  8. Джонсон Р. Мы: глубинные аспекты романтической любви. М.. 2005.
  9. Болен Дж.Ш. Боги в каждом мужчине. Киев, 2005.
  10. Болен Дж Ш. Богини в каждой женщине. Киев, 2005.
  11. Карл Густав Юнг: Дух и Жизнь. Сборник. М:Практика.
  12. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.; М.,1995,1996,1998,2001.
  13. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: процессуальная работа в теории и практике. М., 1999.

Раздел 4. Гуманистический и экзистенциальный подходы в психотерапии

Лекционно-семинарское занятие.

Основные характеристики гуманистического направления. Личностно-центрированная психотерапия К. Роджерса. А.Маслоу, диалектический гуманизм Э.Фромма, гуманистический психоанализ К. Хорни, психология личностных конструктов Дж. Келли. Исторические и философские корни экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальная тревога и экзистенциальная вина. Смерть, свобода, изоляция и бессмысленность как полюса экзистенции. Логотерапия В.Франкла. Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь, И.Ялом, Л.Бинсвагнер, М.Босс, А.Лэнгле. Понимающая психотерапия Ф.Василюка. Практика гуманистической и экзистенциальной психотерапии.

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

... Анализ возможных проблем. Основная литература Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – ... – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы ... Когито-Центр,  2005. - 344 с. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. - ...

Практическое занятие.

Отработка навыков активного слушания в кругу и в парах. Симулированный прием.

Основная литература к разделу:

  1. Раздел, посвященный К.Роджерсу в Московском психотерапевтическом журнале (№1, 2002 г.).
  2. Экзистенциальная психология (под ред. Р.Мэя.) М., 2001.
  3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Класс», 2004.
  4. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: «Класс», 1998.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по экзистенциальной психотерапии. № 2, 2003 г.
  2. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
  3. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2002.
  4. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990.
  6. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическся терапия личности. М., 2005.
  7. Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. М.,1996.
  8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
  9. Ялом И. Дар психотерапии. М.:”Эксмо”,2005.
  10. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.:”Класс”,2005.
  11. Ялом И. Психотерапевтические истории. М.: “Эксмо”,2002.

Раздел 5. Психодрама. Гештальт-терапия.

Лекционно-семинарское занятие.

Я.Л.Морено и возникновение психодрамы. Основные теоретические положение и техники психодрамы. Монодрама, работа с игрушками, психодрама в группе, социодрама. Работа с семейной историей. Трансактный анализ Э.Берна и ролевой тренинг. Ф.Перлз и гештальт-терапия: теоретическая база и основные методы.

Практическое занятие.

Психодраматические разогревы. Демонстрация основных психодраматических техник. Монодраматическая сессия. Психодраматическая сессия. Работа с игрушками.Техника пустого стула в гештальт-терапии, отработка техники ”Здесь и Сейчас” (по выбору преподавателя и студентов).

Основная литература к разделу:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 2007.
  3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993.
  4. Михайлова Е. Я у себя одна или Веретено Василисы. М.: «Класс», 2003.
  5. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмэн П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1997.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998.
  2. Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. М.: «Класс», 1999.
  3. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. Монодрама. Исцеляющая встреча; От психодрамы к индивидуальной терапии. Киев, 2004.
  4. «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы (Коллективная монография. Составители Е.В.Лопухина, Е.Л. Михайлова).

    7 стр., 3311 слов

    Психотерапия неврозов

    ... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...

    М.: «Класс», 2003.

  5. Психодрама и современная психотерапия. Научно-теоретический и научно-методический журнал. Киев.
  6. Психодрама- вдохновение и техника./Под ред. П.Холмса и М.Карп. М.:”Класс”,1997.
  7. Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. М.,1996.
  8. Перлз Фриц. Гештальт- подход и Свидетель Терапии. М.,1996.
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2007.

Раздел 6. Когнитивно-бихевиоральный подход. Провокативная психотерапия. Нлп

Лекционно-семинарское занятие.

А.Бек, А.Эллис, У.Джеймс, Б.Скиннер, А.Бандура, Дж. Роттер, У. Мишел, Р. Кеттелл, Г.Олпорт, Г.Айзенк и их вклад в когнитивно-бихевиоральный подход. Теория и практика когнитивной и бихевиоральной психотерапии. Провокативная психотерапия Ф.Фарелли. Возникновение, основные принципы, техники и использование нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Практическое занятие:

Отработка навыков беседы в когнитивном и провокативном ключе. Планирование психотерапевтической стратегии (бихевиоральный метод).Отработка некоторых техник НЛП (по выбору преподавателя и студентов).

Анализ видеозаписи с работой провокативного терапевта. Работа с симптомом методом НЛП.

Литература:

  1. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб., 2002.
  2. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной терапии № 4, 2001 г.
  3. Фарелли Ф., Брансма Д. Провокативная терапия. М., 1996.
  4. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: «Класс», 1997.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Бэндлер Р.,Гриндер Д. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург,1999.
  2. Плигин А.,Герасимов А. Руководство по курсу НЛП-практик. М.:КСП+,2000.
  3. Деркс Л.,Холландер Я. Сущность НЛП.Ключи к личностному развитию. М.:КСП+,2000.
  4. Бэндлер Р.,Гриндер Д.,Сатир В. Семейная терапия и НЛП. Москва-Санкт-Петербург: Институт Общегуманитарных Исследований,2000.
  5. Бэйли Р. НЛП-консультирование. М.:КСП+,2000.

Раздел 7. Семейная психотерапия.

Лекционно-семинарское занятие.

Исторические и научные предпосылки возникновения семейной психотерапии (теория систем Л.Берталанфи).

Теория семейных систем М. Боуэна. Сравнительный анализ различных школ системной семейной психотерапии: теория и практика. Генограмма. Индивидуальная работа в рамках семейного метода. Специфика отечественной истории, российские культурные традиции и особенности семейной психотерапии в нашей стране. Нарративный подход.

15 стр., 7156 слов

Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов ...

... режима труда, спортивных занятий и отдыха. В школе третий год проходит эксперимент в параллелях 5-7 классов «Наш спорт ... малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает ... 6-х классов на предмет принадлежности их к определенному хронотипу. 3. Определить взаимосвязь между временем организации занятий и ...

Практическое занятие.

Составление и разбор генограммы. Работа с симулированной семьей.

Основная литература:

  1. Системная семейная психотерапия: Классика и современность. (составитель и научный редактор А.В.Черников).

    М., 2005.

  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.
  3. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: «Класс», 2001
  4. Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия. В кн.: Системная семейная психотерапия: Классика и современность. М., 2005.
  5. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии./ Московский психотерапевтический журнал № 1, 2002 г.

Дополнительная литература:

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.
  2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: «Класс», 1997.
  3. Клииз Д., Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М.: «Класс», 1995.
  4. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей в 2-х кн. М., 2004.
  5. Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трангенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и геносоциограмма. М., 2001.
  6. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия,методы и клиническая практика. М.: “Когито- Центр”, 2005.
  7. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. М.: “Когито-Центр”,2005.
  8. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2001.
  9. Вебер Г. Два рода счастья: Системно- феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Институт консультирования и системных решений,2005.
  10. Практика семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру (Составитель Г.Вебер)- М.: Международный институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии,2004.
  11. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб, Изд-во “Речь”,2006.
  12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Изд-во “Педагогика-Пресс”,1992.

Раздел 8. Арт-терапия. Эриксоновский гипноз

Лекционно-семинарское занятие.

Различные виды арт-терапии и использование арт-терапевтических техник в рамках других психотерапевтических направлений. Процессуальная психотерапия А.Минделла. М.Эриксон и его метод.

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

... М, 1993. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит ... них. Классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Назначение, особенности комплектования и образователь­ной деятельности. Литература. ... С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М..1970. Семинарское занятие 6. Дети с трудностями в обучения. Основные категории ...

Практическое занятие.

Работа с масками, мандалами, рисунками участников, живописными репродукциями, «психотерапевтическими картами». Демонстрация некоторых техник процессуальной терапии и эриксоновского гипноза (по выбору преподавателя и студентов).

Основная литература к разделу:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  2. Дженнигс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. М., 2003.
  3. Кэмерон Д. Путь художника. М., 2005.
  4. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: «Класс», 2003.

Дополнительная литература к разделу:

5. Гиллиген С. Терапевтические трансы. М.: «Класс», 2005.

6. Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз. Практическое руководство. М., 2005.

7. Беккио Ж.,Росси Э., Гипноз 21 века. М: “Класс”,2003.

8. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном (Уроки гипноза).-М.:

“Класс”, 2003.

9. Годен Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. М. Изд-во Института Психотерапии,2003.

Раздел 9. Телесно-ориентированная психотерапия. Танце-двигательная психотерапия.

Лекционно-семинарское занятие.

В.Райх как основатель телесно-ориентированной психотерапии. Понятие и принципы телесной символики. Биоэнергетика А.Лоуэна. Метод М. Александера. Розен-метод. Кинезиология. Обобщение и сравнительный анализ современных методов. Телесная симптоматика в психологической работе. Принципы и техники танце-двигательной терапии.

Практическое занятие.

Демонстрация техник рассматривамых методов (по выбору преподавателя и студентов).

Демонстрация работы с симптомом в процессуальной терапии.

Основная литература к разделу:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
  2. Райх В. Характероанализ. М., 1999.
  3. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела.- Институт Общегуманитарных исследований,2000.
  4. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2000.
  5. Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1999.

Дополнительная литература к разделу:

  1. Лоуэн А. Терапия,которая работает с телом (Биоэнергетика).

    –СПб.:Речь,2000.

  2. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб :Речь,2000.
  3. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (сост. В.Ю.Баскаков).

    М., 1997.

  4. Амон Г. Психосоматическая терапия. – СПб.: Речь,2000.
  5. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб, 2000.
  6. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. М.: «Класс», 2006.
  7. Мак-Дугалл Д. «Тысячеликий эрос». СПб., 1999.
  8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

11