Ненормативный кризис семьи: развод

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие развод…………………………………………………………………….. 3

2. Развод, причины и типология……………………………………………………… 4

3. Психологическая помощь на разных этапах развода……………………………. 8

Заключение……………………………………………………………………………………. 20

Список литературы…………………………………………………………………………… 21

Введение.

Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, не обошли стороной такой социальный институт как брак и семья.

В возникновении многих социальных проблем современного не только российского, но и западного общества, часто обвиняют семью, говоря об «упадке семейных ценностей», «кризисе семьи» и нередко с тоской вспоминая о временах, когда семья отличалась якобы стабильностью

и гармонией.

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По-разному складывается у людей семейная жизнь. Счастливый брачный союз, основанный на любви и взаимопонимании, разумеется добро. А развод? Одни считают его злом, а другие — избавлением от зла. «А он как дождь: когда необходимо — добро, во всех остальных случаях — зло, и немалое». Пожалуй, в этой метафоре наиболее четко подмечена психологическая сущность развода.

Иногда развод — единственно возможный способ выхода из тупика. Если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод!

Для России разводы не новость: по статистике, распадается в среднем каждый второй брак. Печально, но Росстат подтверждает эти данные — по России в 2011-2012 годах каждый второй брак заканчивался бракоразводным процессом. Если рассматривать более детально, то: в 2011, в России было заключено 1316109 браков, 669421 из которых закончились разводом. В2012 году, по России было заключено 1213616 браков, 641981 которых закончились разводами. Оба года показывают нам, что каждый второй союз оказался бракованным.

Распад семьи всегда больно «бьёт» и по обществу, и по конкретным людям. Для общества — это ухудшение демографической ситуации, обесценивание института семьи, снижение работоспособности людей, переживающих ситуацию развода, увеличение количества одиноких людей, появление неполных семей, в которых воспитание детей без отца становится ущербным, и др.

14 стр., 6631 слов

Глава 26. Социология семьи и брака

... как развод и материнская депривация. Семья и брак могут и не быть успешными, способны распадаться. Развод (divorce) – расторжение брака при ... . На первых порах такие нормы в Советской России и СССР открыто артикулировались в "правилах отношения ... гетерогенные (супруги относятся к разным социальным стратам). Второй критерий выделяет браки гомогамные (в которых члены имеют единую этническую ...

Бракоразводный процесс чаще всего сопровождается трагическими обстоятельствами: личной драмой каждого, судебными разбирательствами, разделом имущества, спорами о том, с кем остаются дети, и прочими негативными событиями.

1. Понятие развода

Любая семья как динамическая система. проходит ряд этапов развития.

Отметим, что при прохождении этапов своего развития семья проходит ряд трудностей, — так называемых, нормативных кризисов. Однако кроме нормативных кризисов семья может переживать и ненормативные кризисы

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные . Одним из таких событий является развод.

Развод был всегда, сколько существует институт брака, вероятно, развод имеет, вероятно, такую же долгую историю существования, как сам институт семьи, поскольку вечного и нерасторжимого брака в истории общества не существовало. менялись лишь формы развода. Это связано, прежде всего, с развитием цивилизованности, исторического прогресса, отношения к женщине, национальных традиций.

Сегодня, как указывает ряд авторов , под разводом понимают прекращение брака в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах при жизни супругов, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Таким образом, содержанием развода является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. При этом на сущность развода как социально-психологического явления существует несколько точек зрения.

как указывает Л.Б. Шнейдер , некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» — существовала благополучная семья, но вдруг произошло негативное событие (измена, смерть, арест, болезнь и пр.), произошел толчок — и семья распалась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком. Л.Б. Шнейдер подчеркивает, что развод — это процесс.

28 стр., 13778 слов

Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака

... ;Мнение молодежи о готовности создания семьи (причины вступления в брак, оптимальный возраст при вступлении в брак, наличие детей в браке, брачный ритуал). - Роль официально ... жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу. Семья воспроизводит себя через баланс конфликтов. Теория конфликта ввела ...

Другая концепция, пытается объяснить развод, как «обратное развитие» (любовь — охлаждение — раздражение — распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается .

Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что сущность распада семьи необходимо рассматривать строго индивидуально. Ведь у каждой семьи как системы своя ситуация развития и свои причины для реорганизации.

2. Развод, причины и типология.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери — 75,8%, друзьям — 51,8%, отцу — 39,2%, а также к юристам — 10,2%, психологам и врачам — 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % — поступай, как хочешь; 40 % — разводись; 14,7 % — «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6 % — «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь.

Исследователи выделяют причины разводов:

• укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

• ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;

• недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;

29 стр., 14003 слов

Учебно-методическое пособие психологии для студентов, слушателей курсов и преподавателей Урок «знакомства и представления» > Урок «любви и добра»

Кайгородова Л.А. Граматика общения Учебно-методическое пособие психологии для студентов, слушателей курсов и преподавателей 1. Урок "знакомства и представления" 2. Урок "любви и добра" 3. Урок "преодоления барьеров общения" 4. Урок "релаксации" 5. Урок коммуникативного треннинга Заключение Введение Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. А самая большая роскошь в этой жизни - "это ...

• разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, — это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов:

отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия).

Отсутствие общих увлечений приводит к тому, что супруги проводят досуг раздельно, тем самым увеличивая разрыв в своих интересах. Поскольку с момента рождения ребенка жена оказывается «привязана» к дому и все возможности досуга значительно ограничиваются, возникают и усиливаются конфликты по поводу «несправедливого» распределения свободного времени между супругами.

несоответствие (несовместимость) характеров. Чертами характера партнера, вызывающими раздражение и отчуждение супругов, признаются мелочность, нечестность, легкомысленность, непрактичность, недоверчивость, неуравновешенность.

плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников).

По данным 3.Розенталя, 8% разводившихся молодых супругов (стаж супружества до двух лет) в качестве причины развода указывали на вмешательство в их жизнь родителей, в то время как среди супругов со стажем семейной жизни более пяти лет — только 0,6%. Таким образом, с возрастанием семейного стажа указанная причина распада семьи теряет свою актуальность.

половая неудовлетворенность. Признавая безусловную необходимость обращения супружеской пары к сексологу, подчеркнем, что в подавляющем большинстве случаев в основе сексуальных дисгармонии лежат психологические причины, разрешение которых с необходимостью требует участия психолога-консультанта.

19 стр., 9048 слов

Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе __________________ С.И. Коптева «____» ________________ 2012 г. Регистрационный № УД-_______/р. 1-03 04 03 Практическая психология Факультет психологии Кафедра клинической психологии Курс 2 Семестр 4 Лекции 30 УСРС 2 Семинарские ...

насилие в семье, агрессивное поведение супруга, включающее все формы проявления aгрессии от физического насилия до ворчливости и раздражительности.

принадлежность супруга к определенной профессии или включенность в виды деятельности, которые не могут быть приняты партнером в силу ценностных, религиозных, политических, этических и других убеждений и принципов.

Неудовлетворенное желание иметь детей одним из супругов я отказ от разрешения проблемы с использованием современных методов медицинской репродуктологии или усыновления ребенка.

Материальные, финансовые и жилищные проблемы семьи, неудовлетворенность низким неудовлетворительным уровнем жизни.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия).

Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, — проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями).

При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд).

? Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, ... школьной дезадаптации, исследуются личностные качества детей, изучается семейная ситуация. Для этой цели использованы следующие методы: ... содержать банальностей и общеизвестных истин типа: "в благополучных семьях больше взаимопонимания, чем в неблагополучных" или "ребенок ...

? Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.

? Способ выбора брачных партнеров.

? Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье. Намерение развестись не связывают с уровнем образования и материальными доходами. Однако существует возрастная закономерность. Чаще задумываются о разводе супруги, состоящие в браке от 12 до 21 года, а также женщины, прожившие замуже……..

Список литературы.

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

2. Артамонова Е. И, Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др.; Под ред. Силяевой. Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

3. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2004. — 400 с.

4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщиы. — СпБ.: Питер, 2006. — 544 с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

6. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 534 с.

7. Олифирович Н.И., Зинкевич — Куземкинта Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов: Учебное пособие. -М.: «Речь», 2006. — 160 с.

8. Прохорова О.Г.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие- М.; ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.

9. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. — 300 с.

10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.б. Шнейдер. — Изд. 3-е. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. — 736 с.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. Дифференциальная психология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения « ...

11.