Тематика практических занятий 2

Модуль 1.

Практическое занятие №1.

Сущность брака и семьи

Вопросы для рассмотрения

1. История возникновения семьи и брака.

2. Сущность семьи и брака

3. Виды психологической совместимости

4. Мотивы заключения брака.

Задания:

Просмотр кинофильма «Образы любви» ВВС

Анализ различных форм брака.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  4. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. — 224 с.

Практическое занятие №2

Функции семьи

Вопросы для рассмотрения

1. Функции семьи

2. Распределение ролей и обязанностей в семье

3. Нарушение функций в семье

4. Типы семей с нарушением функции

Задания:

Просмотр отрывка из сериала «Отчаянные домохозяйки» диагностика основных семейных проблем.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  4. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. — 224 с.

Практическое занятие №3

15 стр., 7499 слов

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

... по курсу «Психология семьи с основами семейного консультирования». Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества Вопросы для обсуждения Брак в древности. Европейский брак в средневековье. Семья в библейские ...

Особенности современной семьи, ее структура, динамика

Вопросы для рассмотрения

1.Современная семья и ее характеристики

2. Структура семьи

3. Жизненный цикл семьи.

4.Типичные нормы традиционной и современной семьи.

5. Организация семейного быта, семейная экономика

Задания: Просмотр отрывка из сериала «Остаться в живых». Характеристики проблемных семей. Влияние проблем родительской семьи на супружество.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  4. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. — 224 с.

Практическое занятие №4

Семья как система

Вопросы для рассмотрения

1. Структуры семейных ролей, семейных подсистем и внутренние и внешние границы между ними

2. Особенности (стандарты и стереотипы) взаимодействия

3. Семейные мифы и истории. Семейные стабилизаторы

4. Культура отношений в семье.

5. Психологический климат в семье. Психологическое здоровье семьи.

Задания: Просмотр отрывка из сериала «Отчаянные домохозяйки». Анализ примеров нарушений в ролей в семье. Проблемный член семьи как стабилизатор семейной системы.

11 стр., 5042 слов

Современные подходы к семейному консультированию

... государственный университет Гуманитарный институт Контрольная работа По дисциплине: основы психологии семьи и семейного консультирования Тема: «Современные подходы к семейному консультированию» студента Группы ... настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в ...

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. — 224 с.
  5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.

Практическое занятие №5. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру

  1. Понятие о методе семейных расстановок Б.Хеллингера
  2. Законы семейных систем по Б. Хеллингеру
  3. Метод семейной генограммы.
  4. Диагностика семейных проблем по Б. Хеллингеру

Задания: Составить семейную генограмму своей семьи. Анализ возможных проблем.

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. — 224 с.
  5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.

Практическое занятие №6. Методы решения семейных проблем методами семейных расстановок по Берту Хеллингиру

  1. Нарушения детско-родительских отношений по Б. Хеллингеру
  2. Нарушения супружеских отношений по Б. Хеллингеру
  3. Проблема абортов в семейных расстановках
  4. Проблема усыновления в семейных расстановках

Задания: Анализ ситуаций из консультативной практики. Диагностика нарушений в своей семейной системе. Определение методов коррекции.

3 стр., 1438 слов

Особенности семейного психологического консультирования

... ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 2005. – 336с. 15. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И ... с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат различным ведомствам, возникает необходимость координации их усилий ...

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. — 224 с.
  5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.

Практическое занятие №7. Психология интимных отношений

Вопросы для рассмотрения

20 стр., 9802 слов

Психология семьи и семейного консультирования

Психология семьи и семейного консультирования. Эмоциональная среда в семье. Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий. 1) Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие ...

1. Пол и его детерминанты

2. Биология сексуального поведения

3. Психосексуальное развитие

4.Формы и методы полового воспитания

5. Проблема подростковой гиперсексуальности

6. Эволюционная теория пола В.А.Геодакяна

Задание: Просмотр кинофильма «Похожие, но разные» ВВС. Анализ гендерных различий. Культурные, социальные, психологические, биологические аспекты гендерных различий.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  3. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  4. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  5. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Берн Э. Секс в человеческой любви.-М, 2003
  3. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  5. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2008. — 736 с
  6. Психология семьи / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2002. — 752 с.
  7. Чепмен Г. Оборотная сторона любви. – М.: Библия для всех, 2008. — 288 с.

Практическое занятие №8 Взаимоотношения детей и родителей

Вопросы для рассмотрения

3 стр., 1027 слов

Психология семьи 4

Итоговый тест по курсу «Психология семьи» 1. «Коммунальный брак», включающий группу мужчин и женщин, называется: А) одиночным браком Б) диадным браком В) триадным браком Г) групповым бракомД) нет правильного ответа. 2. Семьи, в которых присутствует лишь один родитель, заботящийся о детях, называются: А) благополучными Б) неблагополучными В) полными Г) неполнымиД) смешанными. 3. Отличительной ...

1. Модели общения в семье.

2. Культура общения и семейная дисциплина.

3. Последствия аддиктивного поведения (алкоголизация, курения, наркомания, противоправное поведение) родителей.

4. Перенос родительских отношений супругов на свою семью. Влияние внешних факторов на взаимоотношения в семье.

5. Психологическое консультирование взаимоотношений супругов до и после рождения ребенка.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  3. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  4. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. /С.В.Ковалев – Ростов н/Д Феникс, 2006. -2244 с.
  2. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. — 224 с.
  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2008. — 736 с
  4. Психология семьи / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2002. — 752 с.
  5. Психолого-педагогические основы работы с семьей / О.В. Кириллова, О.И. Донина, А.В. Кузнецов. Москва-Ульяновск-Чебоксары, Изд-во УлГУ, 2005. – 305 с.
  6. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.
  7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000. — 512 с.

Практическое занятие №9-10. Воспитание ребенка в семье

Вопросы для рассмотрения

5 стр., 2426 слов

особенности диагностической и консультационной работы неблагополучной семьей, в социально-педагогическом центре.

Содержание Введение…………………………………………………………………………………... 1 Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей …………. 1.1 Социальные проблемы неблагополучной семьи ………………………………. 1.2 Социально - педагогический центр как субъект социальной работы ………… 2 Оопыт решения проблем неблагополучных семей в УО «Буда-Кошелевский государственный социально-педагогический центр»………………………………………… 2.1 ...

1. Стили воспитания. Воспитание ребенка в разных типах семей.

2. Влияние нарушения семейных отношений на психическое развитие ребенка. Консультация и профилактика.

3.Роль отца и матери в формировании целостной личности.

4.Консультирование родителей по вопросам детского развития

5. Сочинение и рисунок как средство семейного консультирования

Задание: анализ случаев из практики и отрывка из фильма «Что-то не так с Кевином». Определение причин отклоняющегося поведения ребенка.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  3. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  4. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2005. — 176 с.
  3. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. /С.В.Ковалев – Ростов н/Д Феникс, 2006. -2244 с.
  4. Кови С. Р. 7 навыков высокоэффективных семей. – М.: Попурри, 2012. — 432 с.
  5. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2008. — 736 с

Модуль 2. Практическое занятие №11

Профилактика супружеских конфликтов. Семья как источник психотравмы.

Вопросы для рассмотрения

1. Источники кризисных явлений в семье.

2. Причины конфликтов: измена, ревность и т.д. Методы профилактики супружеских конфликтов.

3. Развод и его последствия. Индивидуальное консультирование детей переживших развод родителей.

4. Понятие психической травмы. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы.

5.Патогенные ситуации. Методы коррекции.

Задание: анализ случаев из практики. Просмотр записей консультационных сессий.

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  4. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  3. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. — 224 с.
  4. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2008. — 736 с
  5. Психология семьи / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2002. — 752 с.
  6. Чепмен Г. Оборотная сторона любви. – М.: Библия для всех, 2008. — 288 с.

Практическое занятие №12. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи

Вопросы для рассмотрения

1. Нарушение нормального функционирования семьи.

2.Неудовлетворенность членов семей семейной жизнью.

3. Появление в семье тяжелобольного человека.

4. Проблема «трудных детей»

Задание: Анализ случаев из практики

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.,2012
  3. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  4. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  5. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2008. — 736 с

Практическое занятие №13

Правовое регулирование семейных отношений. Работа педагога-психолога и социального педагога с семьей

Вопросы для рассмотрения

  1. Нормы семейного права и семейное законодательство.
  2. Брак и супружество.
  3. Права и обязанности супругов.
  4. Права и обязанности родителей и детей.
  5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Задание: решить правовые задачи по семейным вопросам.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  3. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000. — 512 с.
  4. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. — 496 с.

Практическое занятие №14

Языки любви

  1. Понятие о языках любви.
  2. Методы диагностики доминирующих языков любви
  3. Язык любви №1. Слова поддержки
  4. Язык любви №2. Качественное время
  5. Язык любви №3. Подарки
  6. Язык любви №4. Физическое прикосновение
  7. Язык любви №5. Акты служения
  8. Применение языков любви в практике семейного консультирования.

Задание: определить доминирующий язык любви членов своей семьи. В течение недели выполнять задания по использованию языков любви. Написать отчет по результатам.

Основная литература

  1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. — 336 с.
  2. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.-М.:2007
  2. Ивлева В. В. Психология семьи. – М.: Букмастер, 2012. — 352 с.
  3. Чепмен Г. Оборотная сторона любви. – М.: Библия для всех, 2008. — 288 с.
  4. Чепмен Г. Пять языков любви. – М.: Библия для всех, 2010. — 80 с.
  5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000. — 512 с.
  6. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. — 496 с.

Практическое занятие № 15 Системная семейная терапия

  1. В. Сатир – системный семейный терапевт.
  2. Основные положения системной семейной терапии.
  3. Методы и техники системной семейной терапии.
  4. Метод «Семейная скульптура».

Задание: просмотр видео работы В. Сатир. Проведение в группе метода «Семейная скульптура».

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. — 224 с.
  5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.

Практическое занятие №16. Стратегическая семейная терапия

  1. Основные положения стратегической семейной терапии.
  2. Методы и техники стратегической семейной терапии.
  3. Терапия испытанием. Особенности применения.

Задание: анализ семейной ситуации. Составление плана проведения терапии испытанием.

Основная литература

  1. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс. – Нижний Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. — 120 с.
  2. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. – М.: Речь, 2010. — 144 с
  3. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Вебер Г. Практика семейной расстановки. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 416 с.
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008, — 320с.
  3. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. – М.: Когито-Центр,  2005. — 344 с.
  4. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. — 224 с.
  5. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.

Практическое занятие №17. Транзактный анализ в семейном консультировании

  1. Основные положения транзактного анализа. Эго-состояния.
  2. Семейные сценарии.
  3. Игры и манипуляции в транзактном анализе
  4. Техники транзактного анализа.

Задание: выполнить задание по определению доминирующей жизненной позиции и сценария жизни по Ковалеву С.В. Составить рекомендации для себя.

Основная литература

  1. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2008. — 192 с
  2. Эйдемиллер Э., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. — 672 с.

Дополнительная литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.,2012
  2. Берн Э. Секс в человеческой любви.-М, 2003.
  3. Ковалев С.В. Мы родом из Страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего. /С.В.Ковалев – Ростов н/Д Феникс, 2006. -2244 с.
  4. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. — 224 с.
  5. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. — 496 с.

9.1.Тематика практических занятий

6 Семестр Модуль 1. Практическое занятие №1. Основы возрастно-психологического консультирования. Подготовка консультанта. Личностные качества консультанта

Вопросы для рассмотрения

1.Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи. Практический, процессуальный характер консультирования, определение.

2.Отличие психологического консультирования от других областей практической психологии. Кратковременность контактов, эпизодичность, практическая завершенность каждой встречи с клиентом, активность и самостоятельность клиента.

3. Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и теоретического подхода. Проблемы и задачи консультирования в детском возрасте.

4. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития.

5. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков.

6. Теоретические знания и профессиональные навыки консультанта.

7. Личностные качества консультанта: эмоциональная теплота, позитивное отношение, искренность, чувство юмора, чувство трагичности бытия, конкретность, самосознание и рефлексия.

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  3. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.

Практическое занятие №2. Этапы возрастно-психологического консультирования. Процедуры и техники возрастно-психологического консультирования

Вопросы для рассмотрения

1.Основные этапы психологического консультирования (по Немову Р.С.).

Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Время, необходимое для проведения каждого из этапов консультирования.

2.Четыре этапа консультирования ( по Ю.Е.Алешиной).

1) знакомство с клиентом, 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультационных гипотез 3)коррекционное воздействие 4) завершение беседы

3.Понятие о процедурах и техника психологического консультирования. Зависимость процедур и техник от этапа проведения консультации.

4. Этап 1. Этап 2. Начало работы. Процедура первая – встреча клиента с консультантом. Техники: техника приветствия, техника проведения клиента на место, Процедура вторая – Установление положительного эмоционального настроя клиента. Установление рапорта. Процедура третья – снятие психологического барьера.

5. Этап 3. Процедура эмпатического слушания. Техники «информирование клиента», «совет», «Убеждение», «Разъяснение». Процедура вторая – активизации мышления и памяти клиента. Процедура подкрепления. Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента 

6. Этап 4. Процедура первая – определение возможных решений. Техники «информирование клиента», «совет», «Убеждение», «Разъяснение». Процедура вторая – согласование плана действий. Техники: стимулирующие вопросы, конкретизация ожидаемого результата, определение способов контроля за реализацией намеченного плана, реализация плана клиентом.

7. Этический кодекс практического психолога

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии
  2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  4. Петрушин С.В.Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр., и доп. – СПб.:Речь, 2007. -184 с.

Практическое занятие №3. Психотерапевтические направления в возрастно-психологическом консультировании

Вопросы для рассмотрения

1. Основные положения психодинамического подхода в консультировании. Основные процедуры: конфронтация, прояснение, контрперенос. Прорабатывание. Средства вербализации в консультировании – интерпретация свободных ассоциаций, сновидений, переноса и сопротивления, ошибок т.д.

2. Основные положения, процедуры и техники когнитивно-поведенческого направления в психологическом консультировании

3. Гештальт-терапия. Основные положения, методы и техники.

4. Эриксоновский гипноз. Основные положения, методы и техники.

5. Психодрама. Основные положения, методы и техники.

6. Психосинтез. Основные положения, методы и техники.

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  4. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер 2002 – 1024 с.- (Серия «золотой фонд психотерапии).

Практическое занятие №4. Сбор социально-психологической информации о клиенте. Применение психодиагностических методик при возрастно-психологическом консультировании

  1. Комплексное психологическое обследование ребенка.
  2. Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка.
  3. Правила проведения психологического обследования ребенка.
  4. Методики диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования.
  5. Условия эффективности применения психодиагностических методик в консультировании.
  6. Проба на совместную деятельность.
  7. Психолог как диагностический инструмент. Методика включенного наблюдения. «Диагностические пробы» при психолого-педагогическом консультировании младших школьников. Методика «Моя семья». Анализ рисунков младших школьников. Цветовое решение рисунка. Методика «Автопортрет». Методика «Необитаемый остров».
  8. Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников. Методика «Самохарактеристика», Методика «Полярных профилей», «Нарисуй свое настроение».

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  3. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер 2002 – 1024 с.- (Серия «золотой фонд психотерапии).

Модуль 2.

Практическое занятие №5.

Типичные причины обращения учителей, учащихся, родителей к консультанту

Вопросы для рассмотрения

1.Декларируемые и скрытые причины обращения к консультанту.

2.Позиция психолога в ходе консультации. Психолог – нейтральный советчик. После выслушивания клиента, разрабатывает совет или рекомендацию.

3.Психолог – программист. После рассказа клиента разрабатывает программу воздействия на психологическую проблему клиента.

4.Психолог-слушатель. Психолог-зеркало. Клиент нуждается в том, чтобы нейтральный человек объяснил, что происходит с клиентом.

5.Психолог-катализатор. Клиент все понимает правильно в своей жизненной ситуации, но ничего не делает. Психолог активизирует позицию клиента.

6.Правило выбора позиции психолога.

  1. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.
  3. Петрушин С.В.Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр., и доп. – СПб.:Речь, 2007. -184 с.

Практическое занятие №6. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста

  1. Проблема речевого развития ребенка.
  2. Проблема достижения ребенком автономии действий.
  3. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы.
  4. Проблема овладения навыками самообслуживания.

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.

Практическое занятие №7. Консультирование родителей по поводу проблем детей дошкольного возраста

  1. Краткая характеристика дошкольного возраста.
  2. Психологические трудности дошкольника.
  3. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений.
  4. Проблемы овладения навыками самообслуживания.

Основная литература:

  1. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М.:  Юрайт, 2013. — 576 с.
  2. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  3. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  4. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  5. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.К. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -Изд. 2-е, — М.: Независимая фирма «Класс» 2000. – 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2001.
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №8-9. Куклотерапия в возрастно-психологическом консультировании

  1. Куклотерапия как метод коррекции повеления и состояния ребенка
  2. Создание куклы
  3. Виды кукол. Приемы и техники работы с куклой
  4. Игры с марионетками
  5. Техники с использованием кукол

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  2. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №10. Возрастно-психологическое консультирование младших школьников

  1. Основные проблемы и причины неудачного начала обучения ребенка в школе, пути решения этих проблем.
  2. Объективные и субъективные обстоятельства, из-за которых у детей в начале их обучения в школе могут складываться плохие взаимоотношения со сверстниками. Практические рекомендации по выявлению и устранению этих причин.
  3. Понятие о психологически нестандартном ребенке. Практические рекомендации по обучению и воспитанию нестандартных детей. Действия, которые психологу-консультанту следует предпринять, и советы, которые он может дать клиенту, столкнувшемуся с проблемой нестандартности своего ребенка.

Основная литература

Практическая психология Основная литература:

  1. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (психологические игры и упражнения).

    В 4 кн. — М.: Генезис, 2010. — по 160 с.

Практическое занятие №11. Возрастно-психологическое консультирование подростков и старших школьников

  1. Начало беседы с подростком или старшеклассником. Методические приемы начала беседы. Специфика возрастно-психологического консультирования с трудным подростком.
  2. Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников. Упражнения «Фокусировка», «Пресс» для снятия внутреннего напряжения. Обсуждение условий эффективной психотехники.
  3. Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования.
  4. Проблемы преодоления неуверенности в себе. Консультирование по поводу низкой самооценки. Упражнения «Походка». «Яблоко», «Интегративное дыхание». Специфика консультативной беседы со старшеклассниками, страдающими низкой самооценкой, неуверенностью в себе.
  5. Создание теплой атмосферы принятия – главное условие эффективности консультирования. Запрет на критику. Акцентирование на положительных моментах, достижениях старшеклассника. Прием — рассказы об опыте преодоления подобных трудностей.

Основная литература:

  1. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  2. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  4. Петрушин С.В.Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр., и доп. – СПб.:Речь, 2007. -184 с.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер 2002 – 1024 с.- (Серия «золотой фонд психотерапии).
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (психологические игры и упражнения).

    В 4 кн. — М.: Генезис, 2010. — по 160 с.

Практическое занятие №12. Методы художественной экспрессии в возрастно-психологическом консультировании

1. Рисуночная терапия. Цели, задачи, показания к применению.

2. Виды терапии рисунком.

3. Приемы и техники с использованием рисуночных техник.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

7 Семестр Модуль 1. Практическое занятие №1. Возрастно-психологическое консультирование родителей подростков и старшеклассников

Вопросы для рассмотрения

  1. Типичные случаи и ситуации обращения в консультацию родителей старшеклассников и самих юношей и девушек.
  2. Основные причины плохих взаимоотношений между старшеклассниками и их родителями.
  3. Способы устранения этих причин и установления нормальных взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми. Недовольство родителей тем, как их дети выбирают себе друзей. Рекомендации, которые психолог-консультант может дать родителям по этому поводу.
  4. Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии.
  5. Конфликт между разведенной матерью (отцом) и взрослым ребенком из-за того, что в семье появился новый мужчина (новая женщина).

    Психологический анализ этой конфликтной ситуации и способы ее разрешения.

  6. Нормализация взаимоотношений между взрослыми детьми от разных родителей в одной и той же семье.

Основная литература:

  1. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.) – М.: Издательский центр «Академия», 2002 -416 с.
  2. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (психологические игры и упражнения).

    В 4 кн. — М.: Генезис, 2010. — по 160 с.

Практическое занятие № 2. Возрастно-психологическое консультирование по телефону

  1. История возникновения консультирования по телефону.
  2. Принципы работы консультанта.
  3. Психотехнические аспекты телефонного консультирования.
  4. Основные приемы активного выслушивания.
  5. Типичные ошибки телефонного диалога.
  6. Техники, используемые в телефонном консультировании.

Основная литература:

  1. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование. – М.: Книга по Требованию, 2008. — 254 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература.

  1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-283 с.
  2. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. В.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер 2002 – 1024 с.- (Серия «золотой фонд психотерапии).

Практическое занятие №3. Психотерапевтический подход в консультировании детей и подростков

  1. Понятие о психотерапевтическом подходе в возрастно-психологическом консультировании. Принципы детской психотерапии.
  2. Специфика позиции детского психотерапевта.
  3. Личностные качества детского психотерапевта. Роль терапевта.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №4. Игровая психотерапия в возрастно-психологическом консультировании Игровая терапия центрированная на ребенке.

  1. История развития игровой психотерапии. Понятие об игровой психотерапии. Стадии процесса игровой психотерапии.
  2. Дифференциальная диагностика: наблюдение игры. Игра приспособленного и не приспособленного ребенка. Игра нормального ребенка. Игра дезадаптированного ребенка. Признаки умственной отсталости. Признаки психоза
  3. Игровая комната. Требования к игровой комнате и ее оборудованию.
  4. Игровые материалы. Основания для выбора игрушек
  5. Терапевтические условия роста ребенка
  6. Терапевтическая система отношений.
  7. Принципы детской терапии. Цели игровой терапии.
  8. Первая встреча – проблема диагностики, идентификация «настоящего клиента», беседа с родителями.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №5. Техники психотерапевтического подхода в возрастно-психологическом консультировании

  1. Установление контакта с ребенком. Построение психотерапевтических отношений.
  2. Техника структурирования отношений.
  3. Техника постановки ограничений
  4. Коммуникативные техники.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Модуль 2.

Практическое занятие №6. Детский гештальт-подход

  1. Сенсорный опыт ребенка
  2. Работа с чувствами в ходе терапевтического процесса.
  3. Методы и техники детского гештальт-подхода.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №7. Проблемное поведение детей Психоаналитическая психотерапия в возрастно-психологическом консультировании детей и подростков

  1. Агрессивный ребенок. Методы и техники работы.
  2. Гиперактивный ребенок. Методы и техники работы.
  3. Ребенок со страхами. Методы и техники работы.
  4. Вражда между сиблингами. Методы и техники работы.
  5. Структурирование терапетического процесса и его завершение.
  6. Структура личности.
  7. Психосексуальные стадии развития.
  8. Механизмы психологической защиты.
  9. Особенности психоанализа в детском и подростковом возрасте.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  4. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №8. Когнитивно-поведенческая психотерапия в возрастно-психологическом консультировании детей и подростков

  1. Общие положения когнитивно-поведенческого подхода.
  2. Метод систематической десенсибилизации.
  3. Метод парадоксальной интенции.
  4. Метод оперантного обуславливания.
  5. Когнитивно-бихевиоральные принципы коррекции поведения.
  6. Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №9. Телесно-ориентированная терапия в возрастно-психологическом консультировании детей и подростков

1. Понятие о телесно-ориентированной терапии. Цели, задачи, принципы телесно-ориентированной терапии. Направления телесно-ориентированной терапии.

2. Методы диагностики проблемных тем через тело клиента.

3. Методы и техники телесно-ориентированной терапии.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Практическое занятие №10. Работа с фантазией в возрастно-психологическом консультировании

  1. Техники работы с фантазией в игровой терапии
  2. Упражнения с глиной в игровой терапии
  3. Пластическое конструирование в игровой терапии
  4. Скульптура и конструирование в игровой терапии

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  5. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Лабораторная работа№1 Построение отношений в ходе возрастно-психологического консультирования детей и подростков.

Деловая игра. Построение отношений с ребенком. Применения коммуникативных техник, техник структурирования отношений, постановки ограничений.

Получение обратной связи от группы и супервизии от преподавателя.

Анализ ситуация из практики.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  4. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  6. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.

Лабораторная работа №2 Групповые техники в возрастно-психологическом консультировании

Подготовить и провести в своей группе техники возрастно-психологического консультирования с детьми и подростками.

Получение обратной связи от группы и супервизии от преподавателя.

Основная литература:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. / Перев. С англ. — М.: Класс, 2010. — 336 с.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-244 с.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.:  Академия, 2011. — 208 с.

Дополнительная литература

  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. — СПб-Минск, 2006. — 256 с.
  2. Джинотт Х. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2005. – 288 с.
  4. Кэдьюсон. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
  5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Пер. с англ./Предисл. А.Я. Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 368 с.
  6. Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 480 с.