Взаимоотношения между консультантом и клиентом в различных консультативных подходах

Взаимоотношения между консультантом и клиентом в различных консультативных подходах

Содержание

Введение 3

1. Основные виды психотерапии и их характеристики 5

2. Анализ психотерапевтических факторов, влияющих на эффективность консультирования, в различных подходах 19

3. Техника и качества взаимоотношения в системе «клиент-консультант» 33

Заключение 47

Литература 49

Приложение 52

Введение

Современное понимание различных психотерапевтических подходов работы с клиентами базируется на трех принципах знаний. К первому принципу относится понятийный аппарат консультанта, которым он пользуется, работая в том или ином направлении. Второе – это технический арсенал, при помощи которого достигается терапевтический эффект при работе с клиентом. Наконец, третье – это суть взаимоотношений психотерапевта и пациента в процессе терапии и специфика его влияния на сам ход и результат лечения. Без понимания этих базовых принципов того или иного подхода – терапия оказывается невозможной и бесперспективной. Это представление определяет социальную специфику изучаемой нами проблемы.

В психологии и психотерапии исследованию проблемы организации взаимоотношений между консультантом и клиентом посвящено множество работ как самих авторов тех или иных концепций (Р. Мэя, К. Роджерса, З.Фрейда, И.Ялома и др.), так и ученых, занимающихся изучением различных подходов (Л.Ф. Бурлачука, Б.Д. Карвасарского, Р. Кочюнаса, П. Куттера, А.А. Осиповой, В.Л. Таланова и т.д.).

В концепциях данных авторов проблема взаимоотношений в системе «психотерапевт-пациент» рассматривается достаточно разносторонне и подробно. Научная значимость данного исследования, в связи с этим, заключается в обобщении и анализе основных представлений в этом вопросе.

Исследование специфики развития взаимоотношений между консультантом и клиентом в том или ином виде терапии может помочь практикующим психологам, психотерапевтам более эффективно осуществлять терапевтическое воздействие на пациента. Это и объясняет практическую направленность данной работы.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение и анализ Взаимоотношения между консультантом и клиентом в различных консультативных подходах

Объект исследования – взаимоотношения между консультантом и клиентом как элемент психотерапевтической работы.

2 стр., 990 слов

изучить проблему мозга и сознания и различные теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

Содержание Введение 3 1. Первые попытки решения проблемы «мозг-сознание» 4 2. Современный подход к решению проблемы «мозг-сознание» 8 3. Современные представления о мозговой организации сознания 11 Заключение 15 Список использованных источников 16 Введение Вопрос о соотношении «мозг-сознание» интересует многих мыслителей с древних времен. Уже в античной философии обсуждались проблемы соотношения ...

Предмет исследования – различные представления и подходы на проблему взаимоотношений в системе «психотерапевт-клиент».

Задачи:

1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.

2. Определить основные характеристики различных видов психотерапевтической работы с клиентами.

3. Рассмотреть и проанализировать специфику взаимоотношений в системе «консультант – клиент» и ее влияние на общий ход терапии.

1. Основные виды психотерапии и их характеристики

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции. Именно теоретические представления, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология», определяют цели и задачи, характер и специфику психотерапевтических воздействий. При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий…………….

Заключение

Проведенная нами теоретическая работа по исследованию проблемы взаимоотношений между консультантом и клиентом в различных консультативных подходов позволяет нам сделать ряд существенных выводов (Приложение 1):

Итак, рассмотрение содержания, структуры и технического арсенала различных подходов в терапии позволяют, в рамках нашего исследования, сделать следующий вывод.

Роль личности консультанта в каждом из трех направлений различна, хотя и в некоторых случаях имеет общие тенденции проявления.

Наименее выраженными оказываются личностные паттерны консультанта в когнитивно-поведенческом подходе. Здесь сама личность терапевта не имеет значение. Успех в лечении достигается при помощи директивной позиции специалиста, который в условиях кроткосрочности терапии предлагает клиенту жестко структурированные техники работы с собственными поведенческими, когнитивными проявлениями.

9 стр., 4339 слов

Профессиональные требования к личности консультанта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Курсовая работа по дисциплине "Психологическое консультирование" на тему: "Профессиональные требования к личности консультанта" Работу выполнила студентка 4 курса группа ДЗ-54 Третьякова А.Ю. Научный руководитель: доцент, канд. пс. наук Ванновская О.В. Санкт-Петербург Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ ...

В психодинамическом направлении взаимоотношения между консультантом и клиентом можно по-другому представить в виде взаимоотношений врача и больного. Однако эти взаимоотношения специфичны и определяются в формуле работы с переносом и контрпереносом. При этом консультант занимает «отстраненную», пассивную позицию, которая позволяет ему увидеть проблемы пациента и проинтерпретировать их, помочь ему достичь понимания через инсайт и проработку. Следует правда отметить, что эмоционально не выраженная позиция психодинамического терапевта не предполагает отстранения и недопущения поддержки и эмпатии по отношению к клиенту.

В экзистенциально-гуманистическом подходе роль взаимоотношений в системе «консультант-клиент» также очень велика. Более того, весь успех терапии зависит от таких личностных характеристик специалиста как: конгруэнтность, эмпатия, положительная оценка по отношению к клиенту. Данную систему можно охарактеризовать как взаимодействие двух друзей, один из которых несколько старше и может поделить собственным опытом переживаний и решения проблем (как это происходит в экзистенциональной терапии).

Суть терапии заключается в анализе взаимоотношений между консультантом и клиентом, которые, однако, не имеют характеристики трансфера-контртрансфера, но предполагают ориентацию на клиента, на его чувства, мысли, переживания, которые оказывают влияние на его жизнь.

В целом мы, можем говорить о том, что если роль терапевта в когнитивно-поведенческом подходе директивна, то роль консультанта в психодинамическом и, особенно, в экзистенциально-гуманистическом направлениях, направлена на понимание клиента, сопереживание ему.

Эта понимающая позиция вносит новые требования по отношению к личности консультанта. Их можно кратко охарактеризовать как умение самому рефлексировать, анализировать, заниматься самонаблюдением в изучении собственной личности (бессознательных механизмов и источников внутренних конфликтов или Я-концепции и проблем самореализации).

11 стр., 5070 слов

Телесно-ориентированная психотерапия в работе с клиентами с повышенной тревожностью

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ 5 1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе 5 1.2. Причины возникновения тревожности 14 1.3. Виды и симптомы тревожности 21 1.4. Значимость коррекции тревожности для оптимизации функционирования личности 28 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТОП И ЕЕ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ 39 2.1. Топ: исторический ракурс 39 2.2. Анализ методов ТОП, использующихся в ...

Именно поэтому, например, в психодинамическом подходе, супервизия – это важный элемент подготовки специалиста.

В заключение можно отметить, что независимо от того в каком именно направлении работает консультант, он должен четко представлять и осознавать главную цель консультативной работы — оказание психотерапевтической помощи клиенту, развитие его личности, которые помогут ему эффективно адаптироваться и жить в обществе. Без этого понимания ни одно из направлений работать не будет.

Список литературы

1. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. — СПб, 1998.

2. Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб, 1997.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

4. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.

5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001.

6. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С. Ледера. — М., 1990.

7. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89, 2005.

8. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.

9. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом. – СПб., 1997.

10. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — СПб., 2002.

11. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

13. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.

14. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М., 2000.

15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

16. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

17. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СП6, 2000.

18. Носачев Г. Н. Введение в психотерапию. — Самара, 1997; Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т. 1, 2. — Самара, 1998.

19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

21 стр., 10419 слов

§4. Нейролингвистическое программирование, психоанализ и групповая психотерапия

§4. Нейролингвистическое программирование, психоанализ и групповая психотерапия Нейролингвистическое программирование Нарушая хронологию, мы ставим в нашем рассмотрении на первое место НЛП (нейролингвистическое программирование), отделяя его от психоанализа и групповой психотерапии по следующей причине: в рамках НЛП заложены более четкие теоретические основания именно коммуникативного порядка, что ...

20. Основные направления современной психотерапии. М., — 2000.

21. Пезешкиаи X. Позитивная психотерапия как транскультуральный подход в российской психотерапии. — СПб, 1998.

22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. — СПб, 2000.

23. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. – М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-пресс, 1998.

24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1998.

25. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб, 1998.

26. Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент, 1985.

27. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

28. Томэ Г., Кэхеле X. Современный психоанализ: исследования. — СПб, 2001.

29. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Психодинамическая психотерапия — М., 1992.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

31. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

32. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

33. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Omm Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. — СПб, 2001.

34. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993.

35. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.

36. Юнг К. Аналитическая психология. — СПб, 1994.

37. Ялов A.M. Краткосрочная позитивная психотерапия. — СПб, 1997.

38. Ялом И. Групповая психотерапия. — СПб, 2000.