Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики 2

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии

МАОУ «СЕЛЕНГИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Налетова Эльвира Александровна

Студентки 1 курса

группа 13111-ЗБ

заочного отделения

факультета психологии

Чандышиной Светланы Сергеевны

2015 Г.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3

2.Цели и задачи образовательного учреждения………………………….4

3.Перечень документов, регламентирующих деятельность психолога…6

4.Принципы психолога образовательного учреждения …………………8

5. Основные направления деятельности психолога………………………13

6. Заключение……………………………………………………………….21

1.Введение

В период с 7.09.15г. по 18.09.15г. я Чандышина Светлана Сергеевна, проходила учебно-ознакомительную практику в МАОУ «Селенгинская гимназия», расположенного по адресу Республика Бурятия, Кабанский район, пгт Селенгинск, мкр Березовый 56, под руководством педагога-прсихолога Налетовой Эльвиры Александровны.

 Целями учебно-ознокомительной практики являются овладение знаниями особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования и освоение первичных практических профессиональных умений и навыков будущей профессии.

10 стр., 4730 слов

Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...

... Задание 5 Чем отличаются управление функционированием образовательного учреждения и управление развитием образовательного учреждения? Управленческая деятельность в различных сферах профессионального труда, несмотря на ... Процесс передачи ряда функций и полномочий от высших органов управления образованием низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, ...

Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

  1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в МАОУ «Селенгинская гимназия»: целями, задачами, основными направлениями и методами работы.
  2. Освоение профессиональной этики .
  3. Ознакомление со спецификой работы психолога в образовательном учреждении.
  4. Ознакомление с требованиями к ведению документации.
  5. Осуществление пассивного участия в процедуре диагностики готовности к обучению в школе, учащихся первых классов, по методике Семаго.
  6. Наблюдение за проведением психологического тренинга «Сплочение коллектива».
  7. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической диагностики развития УУД.

2.Цели и задачи образовательного учреждения

Генеральная цель

Сохранять и укреплять здоровье членов школьного ученического коллектива на основе личностно-ориентированного и здоровьесберигающего сопровождения учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в делесохранения собственного здоровья.

Основные задачи

  1. Сохранение физического и психического здоровья обучающехся.
  2. Гармоничное развитие учащихся в соответствии с принятыми стандартами общеобразовательной школы.
  3. Воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности.
  4. Воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности учащихся.
  5. Реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень физических качеств, двигательных навыков и умений.
  6. Подготовка учащихся к трудовой деятельности и воинской службе.

Основные цели в работе педагога-психолога

  1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося школы в течение всего срока обучения в школе.
  2. Содействия сохранению психологического обеспечения индивидуально- дифференцированного подхода в образовательном процессе.
  3. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
  4. Оказание комплексной социально-психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.

Задачи, над которыми необходимо работать

  1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся,, родителей на этапе внедрения ФГОС.
  2. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителе педагогов.
  3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.
  4. Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; формирование жизненных навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения; предпрофильная ориентация; сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска» и учащихся, находящихся под опекой.
  5. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
  6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными в их физическом и (или) психическом развитии и осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

3.Перечень документов, регламентирующих деятельность психолога

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

... которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований ... в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах. Таким образом, ЦЕЛЬЮ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ является знакомство с понятием психологической безопасности образовательной среды ...

Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация.

Нормативно — правовые документы

В данный раздел включены документы, определяющие нормативно – правовую основу деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

  • Должностная инструкция
  • Положение об аттестации педагога – психолога
  • Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность службы практической психологии в системе образования (Законы РФ и РК «Об образовании»; Конвенции о правах человека, ребенка; Инструктивные письма и приказы Министерства образования РФ и РК и др.)
  • Положение о психологической службе учебного заведения (в случае, если психологическая служба является самостоятельным подразделением данного учреждения)

Организационно – методические документы

В данную группу включены различные формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения, которые являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации.

  • План работы на год, утвержденный руководителем образовательного учреждения
  • План – график рабочей недели
  • Журнал учета проведенной работы
  • Каталог программ и методов психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной, и других видов работ.
  • Аналитический отчет о проведенной работе за год

Специальные документы

7 стр., 3420 слов

Специфика применения в практике заместителя командира роты по ...

... обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов. ·Hаправленное формирование - содержание этого ... и составляют содержание профессиональной деятельности психолога и получили нормативное закрепление в проекте руководства по психологической работе В процессе выполнения данных ...

Данная группа документов представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогами, родителями и др. Она является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования.

  • Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы
  • Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.
  • Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
  • Психологические характеристики

4.Принципы в работе психолога образовательного учреждения

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.
  • Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован  необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.
  • Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.
  • Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).

Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

  • Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
  • Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
  • Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.
  • Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
  • Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
  • Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.
  • Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
  • Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.
  • Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
  • Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который

позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

  • Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
  • Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
  • Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
  • Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
  • Правила кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
  • Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
  • Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5.Основные направления деятельности педагога-психолога

  • Психологическая диагностика;
  • Психологическая профилактика;
  • Развивающие  занятия;
  • Психологическое консультирование;
  • Психологическое просвещение;
  • Организационно — методическая деятельность
  • Просветительская работа
  • Экспертная работа

Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечание

Диагностика

Психодиагностика детей, поступивших в 1-ые классы, с целью определения уровня их готовности к школе

Психодиагностическое обследование учащихся 1-ых классов(адаптационный период)

Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий

Психодиагностическое обследование учащихся 5-ых классов

Психодиагностическое обследование 10-ых, вновь скомплектованных классов (адаптационный период)

Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся

Диагностика межличностных отношений в классе «Карта класса», социометрия, «Сотрудничество в классе».

Диагностика профнаправленности учащихся 9-11 классов

Психологическая диагностика причин педагогической запущенности

Предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов, склонностей

Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к направлениям образовательной деятельности

Диагностика мотивации обучения

Диагностика удовлетворенности общеобразовательным процессом

Диагностика школьной тревожности

Диагностика психологического климата в педагогическом

коллективе

Диагностика мотивации работы педагога

Первая половина сентября

Сентябрь-Октябрь

Сентябрь-Октябрь

Октябрь-Ноябрь

В течение учебного года

Май

В течение учебного

года

Аперель-Май

В течение учебного года

По плану школы

По плану школы

Развивающая и коррекционная работа

Психокоррекционные занятия с детьми инвалидами

Коррекция эмоциональной дизадаптации учащихся

Профилактика употребления ПАВ

Коррекция коммуникативных ошибок. Тренинги общения.

Тренинги и игровая коррекция поведения

Индивидуальная коррекционная работа

Психологические знания и умения в успешности учителя

Прогнозирование и реализация индивидуальной траектории успешности учащихся

Обучение способами принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности

Реализация «Пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможности требованиям избираемого профиля

Профилактика девиантного поведения у детей группы риска

Профилактика школьной тревожности

В течение учебного года

В течение учебного года

По запросу родителей и классных руководителей

По результату диагностики, по плану школы

По плану школы

Консультирование

Индивидуальное консультирование (учителя, учащихся, родители)

Возрастно-психологическое консультирование

Семейное консультирование

Консультации с методическими объединениями гимназии

В течение учебного года

На классных часах

На классных родительских собра-ниях, индивидуально

В течение учебного года

Организационно-методическая работа

Анализ и планирование деятельности

Повышение квалификации.

Самообразовательная работа по теме: «Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий Учащихся»

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих коррекционных программ

Сентябрь-Май

В течение учебного года

По плану школы

По необходимости

6.Заключение

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении

учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно наблюдать за детьми разных возрастов, уровней и сравнивать их деятельность между собой.

         В ходе прохождения практики я ознакомилась с целями и задачами педагога-психолога, а также с основными направлениями и методами его работы; благодаря чему у меня сложилось представление о деятельности психолога в сфере образования.

Я наблюдала за поведением учащихся первых классов во время занятий, после чего, под руководством школьного психолога, давала оценку поведенческих особенностей каждого из ребят. Присутствовала на диагностике готовности к обучению в школе и на диагностике развития УУД, а после содействовала в оценке и обработке результатов тестирования. Особенно интересно было поучаствовать в проведении тренинга «Сплочение коллектива», после которого мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.