Возрастная психология 3

Тема 2.1. Введение в возрастную психологию.

Задание 108. Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний? А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека. Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

Задание 109. Прочитайте пословицы. Яблочко от яблони недалеко падает. Умел дитя родить, умей научить. Сын то мой, а ум него свой.[4] Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их 39 правильность с точки зрения научной психологии.

Задание 110. Прочитайте определения понятий. 1.Возраст — это то, сколько лет прожил человек. 2.Социальная ситуация развития — это условия жизни, в которых живёт ребёнок. Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Задание 111. Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?

Задание 112. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно- профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.

Задание 113. Миша не заговорил к трём годам. Коля к шести годам не усвоил сенсорных эталонов. У Оли к 10-11 годам не сформировался внутренний план действий. Что объединяет данные факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют? Почему данные факты должны вызвать тревогу у педагогов и родителей? Как в дальнейшем будут развиваться эти психические функции?

Задание114. Ребёнку исполнилось 10 лет. Кто он ещё младший школьник или уже подросток?

Тема 2.3. Ранний возраст.

Задание 115. Определите возраст ребёнка. По каким признакам вы это установили? Ребёнок, встретив знакомого взрослого у дверей своей комнаты, захлопал в ладоши и сказал: «Ли гать!» (Пошли играть!).

Он показал взрослому машинку, толкнул её к взрослому, крикнул: «Би-би». От взрослого требовалось сделать то же самое, иначе сразу были слёзы. Такая игра продолжалась долго.

7 стр., 3093 слов

Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи

... организации деятельности: Занятие-тренинг. Структура занятия: 1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку. 2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи. · Задания на развитие ... Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? Правильно, это весна. Скажите, когда наступает весна: после лета, перед осенью, перед летом? Дети. Весна ...

Задание 116. Прочитайте описание ситуации. Лёша с родителями пришёл в гости к дедушке. — Ну, снимай ботинки, — говорит дед. Лёша пыхтит, развязывая шнурки, но помощи не просит. — Садись чай пить. Лёшка лезет пальцем в варенье и чай. — Нельзя! — говорит мать. Шалун не слушает и продолжает своё «чёрное» дело. Наконец, чай выпит. — Говори деду спасибо, говорит мать. — Не татю! (Не хочу!)- говорит ребёнок и спешит к игрушкам. Какая особенность ребёнка раннего возраста проявляется? Почему вы так решили?

Задание 117. Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение.

Задание 118. Прочитайте. Мальчик подошёл к матери, держа в руках игрушечный стульчик. На вопрос ребёнка: 40 «Что это?» — мать ответила: «Стульчик, Сашенька». К её удивлению, мальчик поставил стульчик на пол и стал присаживаться на него. (По В. С. Мухиной.) Нормальный ли ребёнок? Поясните своё мнение. Что скрывается за таким поведением?

Задание 119. Прочитайте. Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. У него ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью. — Я сам! — протестует ребёнок. — Сиди спокойно, ничего у тебя не получается. — Я сам хочу!- опять заявляет малыш. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание особенностей раннего возраста.

Тема 2.4. Дошкольное детство

Задание120. Дошкольник категорически отказывается слушать новую сказку, а просит прочитать старую. Как поступить воспитателю? Почему так?

Задание 121. Прочитайте. Дети раскрашивают домик. Маша рассуждает вслух. — Сначала закрашу крышу зелёным. (Берёт зелёный карандаш, закрашивает.) — Всё.… Теперь буду раскрашивать домик коричневым. Нет, возьму красный. (Штрихует красным карандашом.) — Ещё трубу нарисую, а из неё дым идёт. (Берёт чёрный карандаш, рисует.) Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ.

Задание 122. Какие особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ. Дети играют. — А вот тут у меня домик. (Показывает.) Я чик-чик, дверку закрыла, и ты не можешь войти!- А у меня бомба. Я бах, и подзорвал твой домик.

Задание 123. Прочитайте. Кирилка расставляет игрушки возле себя и ложится среди них. Тихо лежит. — Ты не заболел? — Нет. Я играю. — Как же ты играешь? — Смотрю на них и думаю, что с ними происходит. (По В. С. Мухиной.)[6] Докажите, что это ребёнок дошкольного возраста. Развитие каких психических функций иллюстрирует данный пример?

5 стр., 2015 слов

Тестовые задания по теме с эталонами ответов. Тема: «Философия сознания»

... и какова его роль в поведении? 9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов. 1. Человеческое сознание – это: 1) свойство ... доклады. 6. Итоговый контроль знаний. 5 Устный опрос. 7. Задание на дом (на следующее занятие). 5 Учебно-методические разработки следующего ... для внеаудиторной работы по теме. План следующего с/з, индивидуальные задания. Всего: 2,12 час 7. Аннотация: Сознание – одна из ...

Задание 124. Прочитайте описания. 1.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Света»- отвечает девочка. 2.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Я мама Света, а это моя дочка — Катя» — отвечает девочка. Чем отличаются эти две ситуации? Определите возраст каждой девочки. Какой ключевой признак помогает определить возраст?

Задание 125. Прочитайте. Максим (6 лет) стоит в углу. Спрашивает: — Можно из угла выйти? 41 И сам себе отвечает: — Нет, нельзя! Зачем девочку бил! (По П. И. Пидкасистому.) Какое новообразование дошкольного возраста иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.

Задание 126. Какие рекомендации родителям вы дадите по психологической подготовке ребёнка к школе?

Задание 127. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы. 1.Коля — ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует. 2.Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается. Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова. Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе.

Задание 128. Прочитайте. Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает. Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им подготовить ребёнка к школе.

Задание 129. Часто родители задают педагогу такие вопросы: Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной степени занимаются воспитатели, в школе их учит один и тот же учитель. Что делать нам, родителям, чтобы как-то помочь своим детям? Продумайте ответ родителям.

Задание 130. Прочитайте. Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами. Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани?

Тема 2.5. Психологические особенности младшего школьного возраста

Задание 131. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения. 1.На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что… 2.Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется… 3.Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует… 4.В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для… 42 5.Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть… 6.Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке… 7.На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как… 8.Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как… 9.При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как… Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

15 стр., 7249 слов

Комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников

... особенность его формирования у младшего школьника; Составить комплекс заданий (задач) по развитию логического мышления младшего школьника; Глава I. Филосовско – ... является организация учителем действий учащихся по образцу: из­лишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного ... личности школьника на основе ве­дущей деятельности. Именно такое понимание целей начальной школы по­будило ...

Задание 132. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности. У мальчика преобладает … внимание. Память …, с трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Мышление — …. В учёбе в первую очередь привлекает …. Задание 133. Какие возрастные особенности и какого познавательного процесса нужно учитывать, организуя решение следующей задачи в 1 классе? На дереве сидели птички. Сначала улетело 3 снегиря, а потом ещё 2 синички. Сколько птиц улетело?

Задание 134. Какая наглядность при изучении взаимосвязей явлений лучше: красочная яркая цветная или чёрно-белая, схематичная? Объясните это с точки зрения развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.[6]

Задание 135. Определите возраст Антона. Какие признаки помогли вам это сделать? Антон непоседлив. Всё, что ему интересно воспринимает со вниманием. Когда решает задачу, то всегда представляет картину, которая описана в задаче, а только потом выбирает действие. Настроение преобладает приподнятое. По его поведению сразу можно установить его темперамент — сангвинический. Живо реагирует на появление нового наглядного пособия, но выделить главное может лишь под руководством учителя. В учёбе, главным образом, привлекает желание получать хорошие отметки.

Задание 136. Оцените правильность организации работы, с точки зрения особенностей учебной деятельности младших школьников. Учитель говорит: — Решите самостоятельно примеры №3 стр. 78. (Дети решают.) — Теперь проверим. (Дети называют ответы.)

Задание 137. Оцените правильность организации работы, с точки зрения особенностей учебной деятельности младших школьников. Учитель говорит: -Кто справился с заданием? Давайте проверим. (Ребёнок называет ответ.) — Объясни, как ты сделал. — Правильно ли рассуждал Миша? У кого такой же ответ?

Задание 138. Прочитайте. Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: — Как называется эта буква…? Что здесь написано? Девочка молчит. — Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! — и мама уходит со своим делом на кухню. 43 Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет. — Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать. Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи девочке в учёбе. При формулировании советов учитывайте особенности учебной деятельности первоклассников.

7 стр., 3064 слов

Задание по педагогике и психологии

... выполняться в течение одного или нескольких учебных часов в классе, мас­терских, на участке, в лаборатории. Задание может быть рассчитано и на несколько дней. Учащие­ся ... Он относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетру­довым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он пред­ставил конструктивный компонент как взаимосвязь ...

Задание 139. Закончите предложения. 1.В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является … 2.Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что … 3.Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием … 4.Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются … 5.Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются … 6.Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с … 7.Внимание на протяжении всего возраста преобладает … 8.Восприятие младших школьников характеризуется … 9.Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память. 10.В младшем школьном возрасте мышление … 11.Характерная черта развития воли — это … 12.Ребёнок считает, что друг — это тот, кто: а) в 1-2 классе …, б) в 3-4 классе … 13.Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует … 14.Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

Задание 140. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. На уроке трудового обучения. — Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, — говорит учитель. — Посмотрите, — обращается учитель к классу, — чья поделка вам понравилась. Почему? При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске. Дети отвечают. — Какую отметку поставим? Почему? Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение привлечением критериев отметки записанных на доске.

Задание 141. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Идёт урок русского языка. — Выполните упражнение №45. (Упражнение такое: «Спишите, вставляя пропущенные буквы. Л. сточки, засв.стел, д.ска, л.нейка.) После того, как дети справились, учитель говорит: — Давайте проверим. Ученик: Вставил букву «и». Учитель: Молодец! Дальше. Проверка упражнения продолжилась подобным образом. После проверки учитель сказал: — Повторим правило проверки безударных гласных. Дети рассказывают правило. — Подберите однокоренные слова к слову «дерево». 44 Ученики отвечают. — Какое из них будет поверочным.

Задание 142. Проанализируйте ситуацию с точки зрения правильности организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Урок природоведения. Учитель: — Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как зимуют разные животные. А зачем нам это знать? Ученики отвечают. Далее идёт беседа и рассказ учителя по теме урока. Дети читают текст учебника. После этого организуется беседа: — Что же вы узнали о том, как зимуют птицы? Звери? Насекомые? — Зачем же это нам было нужно знать? — Ответьте в парах друг другу на вопросы после параграфа учебника. — Кто смог ответить на все вопросы без помощи? Кто затруднялся? Какие выводы вы для себя сделали после ответов на вопросы?

22 стр., 10734 слов

Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста ...

... у детей младшего школьного возраста; ) исследовать характеристики памяти младших школьников; ) проанализировать полученные результаты; ) разработать рекомендации для учителя и родителей. Для решения ... информации и оптимизации учебного процесса. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет исследования: мнемические процессы младшего школьника. Цель: выявить индивидуальные ...

Задание 143. Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему не справедлив, придирается. Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе? Почему возникла такая ситуация? Как объяснить ребёнку такую ситуацию?

Задание 144. Для формирования самооценки в младшем школьном возрасте может быть использован метод сравнения успехов ученика с успехами других учащихся, а так же метод сравнения успехов ученика с его предыдущими успехами. Дайте оценку применения каждого метода. Какие психологические последствия их применения?

Тема 2.6. Подростковый возраст

Задание 145. Прочитайте. На одном из диспутов восьмиклассник выступил: «Смелость без отчаянности всё равно, что человек без рук. Для смелого всегда характерна бесшабашная молодецкая удаль. Отчаянность и лихачество мне нравится. Эту школу прошёл Чкалов, летавший под мостом, да и М. Горький писал: «Безумству храбрых поём мы песню!» лихачество — это школа смелости. Типично ли такое выступление для подростка? О каких особенностях личностной сферы оно говорит? Что необходимо предпринять учителю, который выслушал это мнение?

Задание 146. Вместо прочерка в цитату вставьте название соответствующего возрастного периода (младший школьный, подростковый или юношеский возраст).

Аргументируйте свой ответ. Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания воли, воля у «_______» развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, ещё не утратили импульсивности. Непосредственные желания и чувства остаются всё ещё более сильными мотивами поведения. «______» уже осознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию. (В. И. Селиванов.) Составьте рекомендации учителю по развитию воли учащихся в данном возрасте.

Задание 147. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора. 45 1.Отношение в классе к каждому учащемуся во многом опосредовано отношением учителя. 2.Уход от общения со взрослыми, так как отношения в общении воспринимаются ребёнком как не равные. 3.Складывающиеся убеждения во многом зависят от ближайшего окружения ребёнка, в частности от сверстников, с которыми он общается. 4.Для ученика характерен высокий уровень самосознания, в результате чего он начинает заниматься самовоспитанием.

Задание 148. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора. 1.Внимание основывается на непосредственном интересе, произвольное внимание развито слабо. 2.Мышление формируется теоретическое, критичное. 3.Мышление преобладает наглядное, логическое мышление только начинает формироваться. 4.Появление стремления к самовоспитанию воли. 5.Внимание и восприятие избирательны.

4 стр., 1943 слов

Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...

... две девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. Учительница сразу же предложила представить ее на выставку. И ... записью в дневнике. 9 Задача. Во время урока учительница замечает, что ученик рассматривает под партой порнографический журнал. ... шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка ...

Задание 149. Определите, о каких возрастах идёт речь в каждом описании. 1.Внимание в этом возрасте непроизвольное. Ребёнку трудно заставить себя быть внимательным. Требуются внешние стимулы для поддержания внимания. 2.Для этого возраста характерна избирательность внимания. Если ребёнку интересно, то он может долго и сосредоточенно работать даже со сложным материалом. Но всё- таки внимание легко может быть нарушено. Сформулируйте рекомендации учителю по поддержанию внимания в каждом из этих возрастов.

Задание 150. Выберите предложения, характеризующие нравственные понятия и представления подростков. 1.Подростки безнравственны. 2.Подростки в основном правильно пронимают суть нравственных качеств. 3.Подростки преувеличенно трактуют значение некоторых нравственных качеств. 4.Подростки не уважают традиций своего народа, потому что слушают иностранную музыку и подражают западной моде. 5.Упрямство подростков — следствие невоспитанности. 6.Упрямство подростков имеет психологические причины. 7.Сквернословием подростки пытаются повысить свой статус среди сверстников. (По В. А. Крутецкому.)

Задание 151. Прочитайте. Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал секцию баскетбола, а недавно перешёл в лыжную. (По Волкову.) Долго ли он будет посещать секцию? От чего это будет зависеть? Задание 152. Прочитайте. Мама очень хотела, чтобы её сын занимался спортом. Сын сказал, что будет ходить только один месяц. (По Волкову.) Что делать маме?

Задание 153. Прочитайте. Стройная и худая Маша (13 лет) просит маму купить ей бюстгальтер. Мама считает, что дочери это ещё ни к чему. (По Волкову.) Стоит ли поддаваться на уговоры? Почему? 46

Задание 154. Прочитайте. На уроке в 7 классе. — Тебе неинтересно? — Нет, интересно! — Что же ты не слушаешь? — Я слушаю, но отвлекаюсь! (По Волкову.) Почему так происходит?

Задание 155. Прочитайте. У подростка (мальчика) позднее половое созревание. Среди ребят он самый маленький. (По Волкову.) Отразится ли это на психическом развитии мальчика? Как помочь подростку?

Задание 156. Прочитайте Родители: — Чтобы в девять был дома! — Чтобы этого Колю я больше не видела! (По Волкову.) Как вы оцениваете такое общение с подростком? Как это отразится на взаимоотношениях? Как должно измениться отношение взрослых к подростку?

Задание 157. Прочитайте. Подросток грубит, кривляется, обижает младших, ведёт себя непристойно. (По Волкову.) Как себя вести с таким учеником? Почему так?

Задание 158. Прочитайте. Вася хочет поиграть с Олей. Вася дёргает Олю за косу. Та, не раздумывая, даёт сдачи. В ход идут все известные сторонам средства общения. Вопли, визг, тычки. (По Волкову.) Кого наказать? Почему?

Задание 159. Часто в 11-12 лет подростки заявляют, что не будут с этими девчонками (мальчишками) в одной команде. Стоит ли идти на поводу? (По Волкову.) Задание 160. О чём говорят случаи неподчинения подростков?

Задание 161. Прочитайте. Урок в 7 классе учитель построил так. 1.Устный опрос у доски (один человек отвечает, остальные слушают) 2.Объяснение учителем новой темы (методы — рассказ, объяснение).

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас ... от интеллекта зависит развитие осталь­ных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте пе­реход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш­лению. У ребенка появляются логически ...

3.Самостоятельное чтение параграфа учебника. 4.Краткая беседа по прочитанному. Оцените эффективность урока. Насколько учтены особенности подросткового возраста? Какие изменения в урок вы бы внесли? Докажите их обоснованность. Задание 162. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления (в личностной сфере, нравственных понятиях и представлениях, взаимоотношениях)?

Задание 163. Опишите трудности, с которыми сталкивается подросток. Объясните их психологические причины. Как помочь подростку в преодолении этих трудностей? Задание 164. Перед вами сочинение учащегося. «Меня зовут Коля. Вполне нормальный человек. Можно назвать умным, начитанным, судя по отзывам одноклассников и друзей. Моё общение с окружающими зависит от настроения. Охотно учусь тому, что меня интересует. Дела обычно довожу до конца. В семье и классе с моим мнением считаются. Увлекаюсь компьютерной техникой, парусным спортом, хоккеем. Практически на любой жизненный вопрос имею своё 47 мнение. В споре меня трудно переубедить, но если я чувствую правоту собеседника, этот вопрос отпадает. В общем, человека нельзя узнать по листку бумаги». Можно ли сказать, что этот ученик вступил в подростковый возраст? По каким признакам вы это установили? Задание 165. Вместо прочерка в цитату вставьте название соответствующего возрастного периода (младший школьный, подростковый, юношеский возраст).

Аргументируйте свой ответ. Развитие интересов детей «____» возраста идёт в нескольких направлениях. Во- первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы «____» становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер. Составьте рекомендации учителю по развитию интересов учащихся в данном возрасте. Задание 166. Прочитайте. Володя, ученик 7 класса, не проявлял интереса к уроку географии. Учительница принимала всевозможные меры воздействия на него, но отношение к предмету осталось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог просидеть спокойно, сосредоточившись на чём-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса. На замечания учительницы во время урока Володя без стеснения говорил: — Не люблю я географию, скучно на неё, — и продолжал заниматься посторонними делами. Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему домой. Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения. Первое — собака. Часами он мог заниматься со своей собакой, дрессировать её. А второе — столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя «перепортил» немало досок: всё время мастерит что-то. После этого учительница перевела в классе беседу о дикой собаке динго, о её родине — Австралии, а затем перевела речь служебных собак, на то, как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам, как учит свою собаку Володя. И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу, и первый раз она увидела в них выражение интереса к своему рассказу. А когда учительница рассказывала о Володе и его любимом деле, он, всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать. По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку — составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации т. д. Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках, прекратил неумные шутки и проделки, а к концу четверти заявил: — Оказывается, география не такая уж скучная!.. (По Т. М. Куриленко.)[4] Характерна ли данная ситуация для подросткового возраста? Поясните своё мнение, опираясь на знания особенностей учебной деятельности подростка.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного ...

... литературы……………………………………………...91 91 Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, ... счету в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы “Сколько?”, “Который?”, (“Какой по счету?”). Учить сравнивать рядом стоящие ...

Задание 167. Подростковая дружба — явление сложное, часто противоречивое. Кирилл стремился 48 найти близкого друга, верного. В поисках друга, он сближается с разными товарищами: Витей, Сашей и др. Что ищет Кирилл в друге? В чём противоречивость дружбы подростков?

Задание 168. Катя (15 лет) пишет: «Учёбу я в школе бросила. Сижу дома в полной растерянности. Может я не умею заводить друзей? Может никто не хочет со мной дружить? Просто я маленького роста и не похожа на девушку. Все надо мной смеются. По-моему, мои дела не очень хороши. (По Волкову.) В чём причина такого состояния Кати? Связано ли оно с подростковым возрастом?

Задание 169. Родители пишут, что у них с Витей (15 лет) постоянные конфликты: «Мы даём ему некоторую самостоятельность, но договариваемся, чтобы он обязательно позвонил в определённое время, вернулся домой не позднее такого-то часа. Он же не выполняет условий нашего соглашения, нарушает их постоянно. На время мы лишаем его «свободы». Но потом всё повторяется снова. Он что же, не понимает, что делает себе вред?» (По Волкову.) Чем можно объяснить такое поведение подростка? Какой вариант отношения родителей к подростку в данном случае является лучшим и почему?

Задание 170. Прочитайте. Учительница вошла в класс. Начала урок. Чётко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счёл нужным отвечать. Небрежно сказал: — Я сегодня отвечать не буду. — Почему? — Не готов, да и настроение не располагает. Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учительница вызывает другого, но и он в тон первому произносит: — Я к уроку не готов — не захотел заниматься вашей литературой. Называются фамилии ещё пятерых учеников, и все они отказываются отвечать. Учительница испытала обиду и душевную боль от этих выходок учеников. Потребовалось очень большое самообладание, чтобы не сорваться и довести урок до конца. Какие возрастные особенности взаимоотношений в коллективе не учла учительница?

Тема 2.7. Ранняя юность

Задание 171. О каких возрастах идёт речь? Поясните свой ответ. Для «____» независимость — самоцель. На вопрос: «Что значит найти своё место в жизни?» «_____» отвечает: “Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». В «____» возрасте стремление к самоутверждению становится более реалистичным, связанным с самоанализом и самовоспитанием.

Задание 172. Определите возраст по описанию. «Меня зовут Лена. У меня есть одна дурная черта — я не могу соглашаться с чужим мнением. Даже, если чувствую, что не права, то всё равно продолжаю настаивать на своём. Потом мучаюсь угрызениями совести, но не могу сознаться в том, что прав был другой человек. Из-за этого я уже потеряла несколько своих друзей. Помогите мне, пожалуйста». Дайте совет Лене, на основе своих знаний об особенностях этого возраста.

Задание 173. Перед вами рекомендации учителю по учёту в работе особенностей 49 юношеского возраста, составленные студентами. Оцените правильность их составления. Объясните своё мнение. 1.Педагогу надо беседовать с родителями, так как это может помочь в работе с детьми. 2.С терпением относится к высказываниям юношей, так как для этого возраста характерен юношеский максимализм. 3.Больше проводить внеклассных занятий, так как в юношеском возрасте заканчивается формирование скелета, мышечной массы и половое созревание. 4.Педагогу следует помочь учащимся разобраться в окружающем и себе самом, так как в этом возрасте учащийся определяет своё место в обществе, выбирает свой жизненный путь. 5.Учитель должен строить свою учебную деятельность так, чтобы она была равна по отношению головного мозга, чтобы процессы торможения и возбуждения были равны. 6.Следует на уроках использовать индивидуальную работу, так как у юношей существует яркая потребность проявить свою индивидуальность. 7.Педагогу следует давать задания, проводить различные мероприятия, в которых учащиеся смогут проявить себя с той стороны, которая им интересна, так как в этом возрасте яркая потребность проявить свою индивидуальность.

Задание 174. Какая характерная особенность юношеского возраста проявляется в следующих высказываниях? « Я не буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатый муж». «Надо бороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому».