Возрастная

Заочное отделение

Вопросы к экзамену

  1. Детство как социально исторический феномен.
  2. Стратегии, методы, методики исследования развития ребенка.
  3. Причины возникновения детской психологии как науки. Исторические изменения и их влияние на становление возрастной психологии.
  4. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка.
  5. Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд, А. Фрейд).
  6. Теория социального научения (Сирс, Бандура, Скиннер).
  7. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
  8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
  9. Понятие психического развития. Проблема созревания и развития. Закономерности психического развития.
  10. Понятие нормы в психическом развитии ребенка. Проявление ненормативности психического развития.
  11. Условия психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Роль деятельности в психическом развитии.
  12. Проблема возраста в психологии. Периодизация Э. Эриксона, З.

    Фрейда.

  13. Движущие силы психического развития.
  14. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.
  15. Сущность и значение «беспомощности» в развитии психики ребенка. Структура и динамика психического развития младенческого возраста.
  16. Развитие речи и движений в раннем детстве.
  17. Развитие общения со сверстниками в раннем детстве. Развитие игры.
  18. Кризис трех лет. «Кризис зависимости» и «кризис независимости» как основные формы его протекания.
  19. Роль игры в развитии дошкольника.
  20. Развитие познавательных процессов и речи. Воображение и фантазия дошкольника.
  21. Развитие личности в дошкольном детстве.
  22. Проблема психологической готовности к школьному обучению
  23. Адаптация к школе. Профилактика и преодоление отрицательных переживаний, связанных с дезадаптацией.
  24. Учебная деятельность и ее значение в развитии младшего школьника.
  25. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками и взрослыми.
  26. Неуспеваемость в младших классах школы.

    12 стр., 5813 слов

    Человек как единство биологического, психического и социального. ...

    ... опытом).     Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека. Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, ... индивидуальности, творческой деятельности; - демократизация общества и развитие свободы личности; - появление новых проблем, связанных с развитием человеческой цивилизации, духовный кризис общества, что обострило ...

    Школьные фобии. Агрессивность. Гиперактивность. Специфика недисциплинированности в младшем школьном возрасте.

  27. Влияние анатомо-физиологических перестроек на специфические подростковые характеристики.
  28. Сущность кризиса подросткового возраста. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
  29. Особенности познавательной и учебной деятельности подростков.
  30. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Типичные подростковые реакции.
  31. Особенности младших и старших подростков.
  32. Основные проблемы подросткового периода и пути их решения.
  33. Защитные механизмы старших и младших подростков. Острые формы проявлений типично подростковых характеристик.
  34. Причины появления «трудных» подростков. Основные типы «трудностей».
  35. Понятие о юношестве как социальной группе.
  36. Развитие теоретического мышления и связанные с ним особенности личности и поведения старшего школьника.
  37. Дружба и любовь в юношеском возрасте.
  38. Развитие самосознания в юности.

    Самовоспитание и самосовершенствование в ранней юности.

  39. Основные проблемы юности и пути их решения.
  40. Особенности учебной деятельности и мотивов учения в старшем школьном возрасте.
  41. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в дошкольном возрасте.
  42. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в младшем школьном возрасте.
  43. Основные потребности подростка; противоречия и характер их разрешения.
  44. Основные потребности старшего школьника; противоречия и характер их разрешения.
  45. Социальная политика и пожилые люди. Возможности психологической помощи старым людям.
  46. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей.
  47. Кризис развития в позднем возрасте и его основные характеристики. Изменения когнитивных функций и особенности развития личности в позднем возрасте.
  48. Молодость и ее основные задачи. Специфика кризиса тридцати лет.
  49. Понятие зрелости и ее возрастных границ. Представление о взрослости, зрелости и старости в периодизациях Э.Эриксона и В.И.Слободчикова.
  50. Кризис середины жизни и проблемы с ним связанные.
  51. Проблемы профессионального становления в возрастной динамике.
  52. Влияние физиологического состояния организма на специфику возрастных новообразований.
  53. Возраст и динамика развития семейных отношений.
  54. Основные задачи средней взрослости. «Время расцвета или начало конца?»

Методические указания по написанию контрольной работы

8 стр., 3551 слов

Основные психологические особенности подростков

... и т.д. Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм ... избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное ... наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные из­менения вызывают ...

  1. Вопросы, связанные с описанием динамики развития психического могут предполагать следующую структуру ответа:

А) актуализация знаний по контрольному вопросу (например, определение сущности самосознания, его структурных компонентов и их содержания: содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческого, факторы их определяющие).

Б) изучение вопроса о сущности и специфике того или иного возраста и вычленение изучаемой характеристики (например, особенности самосознания).

В) Описание динамики изучаемой характеристики в единой, вычлененной на первом этапе, логике (изменение когнитивных, аффективно-оценочных и поведенческих компонентов самосознания; их содержания, форм проявления, глубины и т.п.).

Главная цель – определение факта развития психических характеристик.

  1. Вопросы, связанные со сравнительным описанием поведенческих проявлений психических характеристик в разных возрастных группах.

А) Актуализация знаний по изучаемому вопросу (например, сущность тревожности и причин ее формирующих).

Б) Анализ психологических особенностей возраста и выделение в их структуре анализируемой характеристики (например, особенности эмоциональной сферы и причины возникновения, характер и формы проявления тревожности).

В) Определение поведенческих проявлений анализируемой характеристики (тревога в поведении: напряженность поведения, уход от общения, покраснение, молчаливость, отказ от деятельности и т.п.).

Г) Описание проявлений описываемой характеристики в разные возрастные периоды. Определение вывода о том, что одни и те же психологические характеристики по-разному проявляются у людей разных возрастных периодов (например, тревожность в подростковом возрасте может компенсироваться в виде агрессии, неадекватного поведения и т.д., а у младшего школьника она может проявляться в виде соматических реакций, ухода в болезнь, отказа ответа у доски и т.п.).

Значение может иметь также особенности динамических характеристик, половые различия, специфика сложившегося типа поведения и деятельности.

3.Сравнительная диагностика одной и той же психологической характеристики у людей разного возраста.

Выполнение заданий данного типа способствует решению задачи практического овладения конкретными методами изучения психики человека, формирования умения и навыков проведения психологического исследования. К ним относятся выполнение «сплошной» фотографической записи (термин М.Я.Басова) поведенческих, эмоциональных и речевых реакций человека, создание условий для проведения эксперимента, умение войти в контакт с испытуемым, расположить его к себе, проводить изучение тактично, ненавязчиво, чтобы не повлиять на его результаты и пр. Главная цель данной работы – формирование способности видеть проявления психологических характеристик при проведении «мини» диагностики. Методы, используемые при ответе на данный вопрос могут быть самые разнообразные (в зависимости от содержания вопроса): тест, эксперимент, беседа.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... отношений, основанных на дружбе, спра­ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: ... Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956 8. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2003. №2. с.17- ...

Литература:

1. Практические занятия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-ов. Под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение, 1972.

2. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-ов/А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред.А.И.Щербакова. – М., Просвещение, 1990.

3. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1979.

4. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996.

4. Определение фактов, подтверждающих то или иное теоретическое положение.

Главная задача – научиться находить факты в жизни, литературе; знать факты, известные в науке. Знание экспериментальных фактов дают возможность не просто знать то или иное положение, но и уметь его доказать, быть убедительным.

Факт представляет собой необходимую эмпирическую основу, без которой невозможно научное знание. В области психологических исследований факты – это научно установленные, реально существующие психические явления.

Научный факт — это, прежде всего, его точное установление, допускающее проверку (в этом смысле классическими, в этом смысле, являются экспериментальные факты, полученные Ж. Пиаже).

Научные факты – это факты, полученные в экспериментальных исследованиях (см.: монографии, разделы «Экспериментальные исследования» в журналах «Психологический журнал», «Вопросы психологии» и др.).

Кроме научных фактов могут быть использованы факты, взятые из художественных произведений (литературно-художественные произведения, изобразительного искусства и др.), а также установленные путем жизненных наблюдений.

Так, в разных произведениях можно найти описание героев, находящихся на разных возрастных ступенях, переживающих кризисы подростничества, середины жизни, зрелости (см. Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и др.); Безусловно, эти примеры, не могут служить доказательством, однако, они могут служить подтверждением или отрицанием теоретических положений.

4. Задания, на установление взаимосвязей психических явлений, т.е. их взаимообусловленности и взаимовлияния.

Выполнение этих заданий предполагает способность видеть единство общего и частного, закономерного и индивидуального, проявление психологических законов в конкретном случае, т.е. обеспечивает единство усвоенных теоретических знаний и практики («В чем сходство и различия подростков, живущих в разных странах», «В чем причины распространенности теории наследственности среди населения» и др.).

Выполнение этого задания предполагает: 1) ознакомление с теорией вопроса (например, психологические особенности подростков, поведенческие проявления и причины, определяющие особенности подростков); 2) анализ социальных условий (исторических, экономических, политических, идеологических и др.) в разных странах); 3) поиск материалов об особенностях подростков страны; 4)определение связи между особенностями подростков и условиями страны.

12 стр., 5558 слов

Контрольная работа по Психологии и педагогике

... состояниями или просто получать удовольствие от разговора. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения ... отбор должен был благоприятствовать особям, наиболее приспособленным к жизни в саванне, лишенной деревьев. Поэтому только существа, которые ... приспосабливаться к изменениям окружающей среды, к новому образу жизни. Благодаря этому постепенно у них стали освобождаться руки, ...

Задания для контрольных работ по психологии развития и возрастной психологии

Контрольная №1

  1. Опишите динамику развития познавательной сферы от младенчества до старости (направленность познавательной активности, ее уровень, содержание и характер и т.п.).
  2. Проведите обследование детей старшего дошкольного возраста с целью определения особенностей проявления и характера тревоги.
  3. Определите поведенческие проявления тревоги в дошкольном и зрелом возрасте.

Контрольная № 2

  1. Опишите динамику развития самосознания в процессе жизни (содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческих проявлений).
  2. Найдите факты (из жизни, литературы, научные), демонстрирующие особенности проявления самосознания на разных возрастных этапах (не менее 3).
  3. В чем сходство и различие подростков, живущих в разных странах.

Контрольная № 3

  1. Приведите примеры кризисного поведения (кризис подростка, середины жизни), используя литературные произведения. Обоснуйте приведенные примеры.
  2. Выявите уровень познавательной активности в раннем детстве или ранней юности.
  3. Определите поведенческие проявления познавательной активности в раннем детстве и юности.

Контрольная № 4

  1. Какова динамика развития характера взаимоотношений со сверстниками (людьми своего возраста) в жизни человека.
  2. Приведите примеры ненормативности поведения в младенческом и старческом возрасте. Объясните причины такого поведения.
  3. В чем должна заключать помощь пожилым людям. Обоснуйте ответ, исходя из понимания особенностей людей данного возрастного периода.

Контрольная № 5

  1. Насколько достоверны произведения Киплинга «Маугли» и «Тарзан» с точки зрения влияния факторов среды на психическое развитие ребенка. Докажите свою точку зрения.
  2. Определите уровень и характер самооценки молодого человека.
  3. Определите поведенческие проявления неадекватно завышенной самооценки в поведении молодого человека и младшего школьника.

Контрольная № 6

1. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

-Почему теория наследственности так распространена среди родителей?

— Назовите возможные причины описанного поведения детей.

2. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о роли профессиональной деятельности на особенности психического развития взрослого человека.

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего ...

... / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2016. - 416 c. 17. Макеева, Вера Степановна Профессионально-Личностное Развитие Учителя В Процессе Физического Воспитания / Макеева ... двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с ...

3. Какова динамика развития мотивационно-потребностной сферы в возрастном развитии человека (основные потребностей, содержание мотивов, характер их проявления, уровень выраженности, и причины их обуславливающие; проявление направленности личности).

Контрольная № 7

1. В чем обнаруживаются гендерные отличия в онтогенезе. Приведите примеры гендерных различий в каком-либо возрасте.

Гендер – это социальный пол, точнее психосоциальная роль, привязанная к физиологическому полу. Это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола; это вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины

Категория гендера непостоянна, так как исторически и культурно изменяется. То, что вкладывается в содержание выражения «быть мужчиной» или «быть женщиной», изменяется от поколения к поколению, различно для разных расовых, этнических и религиозных групп.

Маскулинность и феминность – это, с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой – социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Единство переживаний и поведения человека как представителя пола не обеспечивается влияниями только с одной или только с другой стороны, требуется интеграция природного и социального.

С. Бем выделяет маскулинные и феминные черты. Маскулинность: верящий в себя, склонный защищать свои взгляды, независимый, атлетичный, напористый, сильная личность, аналитичный, склонный к риску, быстрый в принятии решений, самодостаточный, властный, имеющий собственную позицию, агрессивный, склонный вести за собой, индивидуалист, имеющий дух соревнования, амбициозный.

Феминность: умеющий уступать, жизнерадостный, застенчивый, нежный, падкий на лесть, преданный, умеющий сочувствовать, заботящийся о людях, понимающий других, сострадающий, способный утешить, теплый, сердечный, мягкий, доверчивый, инфантильный, спокойный.

2. В чем специфика методов изучения личности в различные возрастные периоды (детство, взрослость).

Чем обусловлен выбор методов диагностики в возрастной психологии?

3. Каковы поведенческие проявления гендерных различий в юности и зрелости?

Контрольная № 8

  1. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о роли общения в развитии личности подростка.
  2. Проведите диагностику уровня и характера потребности в общении на двух возрастных периодах.
  3. Каковы поведенческие проявления потребности в общении в старости и молодости? Чем могут быть определены различия в этих поведенческих проявлениях?

Контрольная № 9

  1. Опишите динамику проявления потребности в признании в процессе онтогенеза.
  2. Каковы пути преодоления кризисных состояний (на примере 2-3 кризисов).
  3. Приведите примеры ненормативности в зрелом возрасте.

Контрольная № 10

16 стр., 7903 слов

Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...

... Контрольный вопрос: Предмет и задачи психологии развития. Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития Понятие «возраста» в истории науки. Психологический возраст. Теории психического развития. Механизмы психического развития. Концепция психического развития ... и уровня притязаний личности. 10. Динамика психического развития определяется а) возрастными изменениями; б) ...

  1. Приведите примеры психосоматических и соматопсихологических расстройств в онтогенезе.
  2. Опишите динамику проявления потребности в общении в онтогенезе.
  3. Как влияют особенности политического строя, социально-экономические условия на возрастные проявления.

Контрольная № 11

  1. Найдите факты (из жизни, литературы, научные), свидетельствующие о значении игры в жизни человека.
  2. Как Вы можете интерпретировать поговорку «Что стар, что мал»?
  3. В исследованиях выяснено, что в группе статус ребенка разный: всегда выделяются «звезды» и «непопулярные». Зависят ли притязания ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

Контрольная № 12

  1. Приведите экспериментальные факты, свидетельствующие о роли учебной деятельности в развитии младшего школьника.
  2. Опишите динамику сексуального развития человека в процессе жизни.

3. Приведите примеры пословиц и поговорок (не менее 5), связанных с возрастными особенностями человека и дайте их интерпретацию.

Литература

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтопсихологии. – Л., 1974.
  2. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: Время теплой осени или суровой зимы //Психологический журнал. – 1994.-Т.15.-№3. С.99-105.
  3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 229 с.
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки психиатра: Кн. для учителей и родителей. -М., 1988.
  5. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С.192-204.
  6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 228-330.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: 1994.
  8. Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.- М., 1990.
  9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – М., 1997.
  10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника \\ Уч. пособие под ред. Я.Л.Коломинского – М.: 1997.
  11. Дневники развития ребенка: наблюдения и рефлексия родителей и других заинтересованных взрослых. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов /Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 106-172.
  12. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Хрестоматия по детской психологии. Учеб. пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996.- С. 49-60
  13. Кемпер И. Легко ли стареть?- М., 1990.
  14. Корсакова Н.К. Балашова Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте //Вестник Моск.ун-та. Сер.Психология.- 1995. — №1. С.18-23.
  15. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 557-638, 14-34, 35-60.
  16. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка).

    12 стр., 5591 слов

    Психология развития, возрастная психология

    ... Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды 1986 5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПБ Питер 2007 1)Основные теорий развития. Центральная проблема для возрастной и педогогическои психология, проблема ведущего фактора, психического развития ребенка, источник психического развития детей. От ...

    – М.: Педагогика, 1970. – 270 с.

  17. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте //Психология зрелости и старения.- 1998.- №3. С.34-59.
  18. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании //Психология зрелости и старения. – 2000.- №2(10).

    С.6-11.

  19. Методы педагогического исследования /Под ред. В.И.Журавлева. — М.: Просвещение, 1972.
  20. Мид М. Мир ребенка. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов /Сост.и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 182-187.
  21. Молчанолва О.Н. Особенности динамики самооценки в зрелом и позднем возрасте // Психологич сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. – 1996. – Т.2. –Вып.1. С.59-60.
  22. Немчин Т.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в позднем возрасте \\ Вестник ЛГУ. Сер.6 – 1987.– Вып. 4. –С.43-51.
  23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство. 1996. С.7-22.
  24. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалева, Л.Р.Кричевского. – М.: Педагогика, 1987. – 152 с.
  25. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание. – М., 1971.
  26. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.
  27. Психология развития: Учебник для студ. Высш.психол. и пед. Учеб. заведений \\ Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др.; Подред. Марцинковской Т.Д. – М., 2001. – С.239 – 261.
  28. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  29. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. –С.192-219.
  30. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. – Л.:, 1981. – 237 с.
  31. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения. – СПб.: Питер, 202. – 256 с.
  32. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение: Владос, 1995.
  33. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. – С.166-170, 192-200, 268-273.
  34. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду.- М.: 1998.
  35. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Пер. с англ. – М.: Академия, 1996.