Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..

3

Глава I. Программы обучения детей математике в детском саду…………….

5

§1. Программа Васильева………………………………………………………..

5

§2. Программа Моро.…..…………………………………………………………

11

§3. Программа Петерсон……………………………………….…………………

19

§4. Программа Истомина…………………………………………………………

25

Глава II. Сравнительный анализ обучения детей математике………………..

30

§1. Развитие математических представлений у дошкольников">элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………..

30

§2. Специфика развития математических способностей младших школьников…………………………………………………………………………………

57

§3. Анализ учебников…………………………………………………………….

60

Приложение № 1…………………………………………………………………

70

Приложение № 2…………………………………………………………………

74

Приложение № 3…………………………………………………………………

83

Заключение………………………………………………………………………..

90

Список используемой литературы………………………………………………91

91

Введение.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

17 стр., 8094 слов

Роль дидактических средств в математическом развитии детей

... математическом развитие с детьми дошкольного возраста. Объектом данного исследования является процесс математического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования дидактическая игра, как средство математического развития детей дошкольного ... обучения детей дошкольного возраста.[1] В «Государственной программе развития образования РК на 2011-2012 г.г.» отмечена важность дошкольного ...

У младших школьников интерес к математике уже более устойчив. К тому же в настоящее время разработано много новых программ по обучению детей математике. И задача педагога, учитывая подготовку детей, их интерес к предмету, подобрать именно ту программу, которая бы в полной мере удовлетворяла развитию детей, их знаниям.

Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Цель работы: рассмотреть программы обучения детей математике в детском саду, в начальной школе, увидеть в них преемственность, проанализировать некоторые учебники математики, разработанные для начальной школы.

Задачи исследования:

1. Изучить программы математического образования в детском саду.

2. Изучить программы математического образования в начальной школе.

3. Провести сравнительный анализ учебников по математике для начальной школы.

4. Увидеть преемственность в обучении математике между детским садом и школой.

Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ и в начальной школе.

Предмет – формирование элементарных математических представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучив программы по математическому воспитанию в детском саду и в начальной школе дать рекомендации по их использованию в образовательных учреждениях.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, трех приложений и списка литературы.

Список литературы включает 59 источников.

Глава I. Программы обучения детей

математике (в детском саду и школе).

§1. Программа Васильева.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Количество. Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; различать “много” и “один”; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос “сколько?”; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов. Учить понимать вопросы: “Поровну ли?”, “Чего больше? (меньше?)”; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: “Я на каждый кружок положил грибок. Кружков столько же, сколько грибков. Кружков и грибов поровну” или “Кружков больше, а грибов меньше”.

Величина. Учить детей сравнивать два предмета по размеру (длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше).

При сравнении предметов по длине и высоте учить пользоваться приемами наложения и приложения их друг к другу.

Ориентировка в пространстве. Учить детей различать правую и левую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.

3 стр., 1269 слов

Технологии работы с детьми младшего школьного возраста группы риска

... является рассмотрение технологии работы с младшими школьниками «группы риска». Предмет исследования: Технология работы по сопровождению детей «группы риска». Объект исследования: Дети «группы риска» младшего школьного возраста. Для достижение цели исследования ...

Геометрические фигуры. Учить узнавать и называть круг, квадрат.

Ориентировка во времени. Формировать представление о частях суток: утро – вечер, день – ночь.

К концу учебного года дети должны уметь:

находить в окружающей обстановке много предметов и один;

сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте), выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже);

узнавать, называть круг, квадрат;

понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 5: называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; относить последнее число ко всем пересчитанным предметам (например: “Один, два, три – всего три кружка”).

Учить порядковому счету в пределах 5; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на вопросы: “Сколько всего?”, “Который (какой) по счету?”.

Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (неравенстве) (“Здесь два зайчика, а здесь три елочки. Елочек больше, чем зайчиков. Три больше, чем два, а два меньше, чем три”).

Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (“К двум зайчикам добавили одного зайчика, зайчиков стало три и елочек тоже три. Елочек и зайчиков поровну (три и три)”).

Величина. Совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).

Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой).

Учить детей сравнивать несколько предметов (до 5) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте. Приучать рассказывать, в каком порядке расположены предметы (“Самая высокая башенка, ниже, еще ниже, самая низкая”).

Геометрические фигуры. Познакомить детей с треугольником, учить узнавать и называть его.

Ориентировка в пространстве. Продолжать учить детей определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе (“впереди меня – стол”, “позади меня — шкаф”, “справа от меня — дверь”, “слева — окно”).

Ориентировка во времени. Расширять у детей представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности. Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Учить понимать значение этих слов.

К концу года дети должны уметь:

считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос “Сколько всего?”;

сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

различать и называть части суток;

определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

знать правую и левую руку.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них ...

Количество и счет. Познакомить детей с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы “Сколько?”, “Который?”, (“Какой по счету?”).

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (“Шесть больше пяти, а пять меньше шести”).

Получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет (“Пять меньше шести, если к пяти добавить один предмет, будет по шесть, поровну”; “Шесть больше пяти, если из шести предметов убрать один, то станет по пять, поровну”).

Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (“Пять меньше шести на один”, “Шесть больше пяти на один”).

Учить составлять равные группы по заданному числу (по 8, по 9, по 10 предметов и др.).

Познакомить детей с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале): 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1.

Величина. Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. Объяснять, в каком порядке расположены предметы.

Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже) образца и равные ему.

Геометрические фигуры. Познакомить с четырехугольником. Учить узнавать и называть его. Учить узнавать в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).

Ориентировка в пространстве. Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

…….

Список используемой литературы.

1. 3вонкин А. “Малыш и математика, непохожая на математику”. Знание и сила, 1985 г.

2. Альтхауз Д. , Дум Э. “Цвет, форма, количество”. – М.: Просвещение 1984 г.

3. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем в системе Занкова Л. В., М: Просвещение, 1991.

4. Асмолов А. Г. “Психология личности”. – М.: Просвещение 1990г.

5. Безруких М. М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 1991.

6. Блехер Ф. Н. “Счет и число в детском саду”. Методическое

7. Венгер Л. А. Педагогика способностей. Изд-во “Знание” Москва, 1978.

8. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”. – М.: Просвещение 1989 г.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.

10. Гальперин П. Я. “Введение в психологию”. – М .: 1976г.

11. Гальперин П. Я. “О методе формирования умственных действий”. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.

12. Гельфан Е. М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

13. Глаголева Л.В. “Сравнение величин предметов в нулевых группах школ” – М.: Работник просвещения 1930 г.

14. Грин Р., Лаксон В. “Введение в мир числа” М.: Педагогика 1982 г.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

15. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.

16. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. — М.: Изд. АСТ, 1997 г.

17. Ерофеева Т. И. и другие. “Математика дня дошкольников”, – М.: Просвещение 1992 г.

18. Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 1989.

19. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М: Педагогика,1978.

20. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 1 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.

21. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 2 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.

22. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 3 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.

23. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 4 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.

24. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

25. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

26. Костюк Т. С. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика 1988 г.

27. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.

28. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.

29. Леушина А. М. “Обучение счету в детском саду”. – М.: Учпедиз. 1961 г.

30. Логинова В. И. “Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах”. – Л.: 1964г

31. Логинова В. И. “Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”. – Л.: 1990 г.

32. Менчинская Н. А. “Психология обучения арифметике”. АПН РСФСР 1955г. – М.

33. Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.,1971.

34. Метлина Л. С. “Математика в детском саду”. — М.: Просвещение 1984 г.

35. Минскин Е. М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.

36. Монтессори М. “Дом ребенка”. Изд. 4-е.-М.: Изд. “Задруга” 1920 г.

37. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 1 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.

38. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 2 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.

39. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 3 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.

40. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 4 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.

41. Непомнящая Н. Н. “Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)”. – М.: Педагогика 1983 г.

42. Носова Е.А. “Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений”. – Л .: 1990 г.

43. Носова Е.А. “Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду”. – Л.: 1990 г.

44. Обухова Л.Ф. “Этапы развития детского мышления” – М.: МГУ, 1972 г.

45. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1.,-М.: Педагогика 1981 г.

24 стр., 11827 слов

Взаимодействие детского сада и семьи

... педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить ... ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества детского сада и семьи становится объективной необходимостью. На консультациях, практических занятиях, ...

46. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 1 класса. – М.: “Баллас”, 2002.

47. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 2 класса. – М.: “Баллас”, 2002.

48. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 3 класса. – М.: “Баллас”, 2002.

49. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 4 класса. – М.: “Баллас”, 2002.

50. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. — М. 1969г.

51. Под. ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. “Психология и педагогика игры дошкольника” М.: Просвещение 1966 г.

52. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985.

53. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа / Сост. И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

54. Проскура Е. В. “Развитие познавательных способностей дошкольника”. Под ред. Венгер Л. А. – Киев:1985 г.

55. Рихтерман Т. Д. “Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста”. – М.: Просвещение 1982 г.

56. Смоленцева А. А. “Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием”. – М.: Просвещение 1987г.

57. Тарунтаева Т. В. “Развитие элементарных математических представлений дошкольников”, – М.: Просвещение 1980г.

58. Федлер М. “Математика уже в детском саду”. – М.: Просвещение 1981 г.

59. Фребель Ф. “Воспитание человека”. – М. Изд. К. И. Тихомирова 1964г.