Введение
Тема данной работы — воспитательная деятельность менеджера.
Актуальность данной работы состоит в следующем — «Искусство воспитания, — писал в свое время известный русский педагог К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно окажется делом знакомым и понятным, а иным делом легким, — и чем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимо еще и специальные знания …». Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусствомвоспитания.
Педагогика взрослых — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность.
К сфере андрогогикиотносится прежде всего деятельность государственных и общественных учреждений, специально предназначенных для образования взрослых, а также учреждений, ведущих работу по распространению политических, научных и художественных знаний. Важной педагогической задачей остаётся разработка принципов выбора литературы для самообразования, а также рациональных методов, приёмов самообразования, его эффективной организации.
Теоретические положения и практические рекомендации, разрабатываемые педагогикой взрослых, используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и других учреждений. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в пределах педагогика взрослых прежде всего проблем общего и дополнительного образования взрослых, досуга и некоторых других. Исследования по этой проблематике ведут учреждения различного профиля: педагогические, социологические, психологические, медицинские, культуры и другие.
Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей — это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...
... управления качеством деятельности дошкольного учреждения 1.4.1 Совершенствование качества условий дошкольного образования 1.4.2 Совершенствование качества процесса дошкольного образования 1.4.3 ... взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают: дошкольное образование – первая ступенька системы образования, ...
Цель данной работа — попытка всесторонне рассмотреть воспитательный процесс в государственной службе, его основные понятия, принципы и методы.
Современные условия предъявляют новые требования к менеджерам и бизнесменам, вызывая более высокую напряженность их труда, умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических качеств, привносить элемент творчества в работу.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Выявление теоретических аспектов воспитательной деятельности взрослого человека: условия, задачи, функции.
2. Анализ отличительных черт педагогики взрослого человека.
3. Анализ основных методов и принципов воспитания и обучения взрослого человека и рекомендуемые условия их выполнения.
В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры деятельности менеджеров и бизнесменов. При этом следует учитывать, что их работа — это не только самая сложная область деятельности, требующая широких познаний экономики, техники, технологии, организации производства, физиологии, психологии, права и целого ряда других наук, но и самая ответственная. Недостаточно эффективная и качественная работа менеджера и бизнесмена может не только привести к банкротству или снижению экономической эффективности работы фирмы; но и нанести ущерб государству. Качество работы менеджеров и бизнесменов, инициатива и предприимчивость, трудовая активность и целесообразная их деятельность — дело не личное, а общественное, государственное.
Предмет работы — воспитательная деятельность менеджеров в ООО «Синтез». Объект — предприятие ООО «Синтез»
Глава 1. Отличительные черты педагогики взрослого человека
Когда мы заводим речь об обучении, в голову обычно приходит слово «педагогика». При этом мы далеко не всегда осознаем некоторое несоответствие употребляемого понятия требованиям ситуации.
Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие «андрагогика».
Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год. Кстати, в университетах телесные наказания провинившихся были обычной практикой.
В XX веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... те или иные профессионально важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. Работа состоит из введения, двух глав основной части, ...
Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики — науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь «изобрести велосипед». К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно с взрослыми. Несмотря на, преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.
1. Запрос на обучение. Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей — это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.
Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.
В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
2. Учет низкой или снижающейся обучаемости. Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.
3. Психологический статус учителя относительно ученика. Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции — учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга2, когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.
Отношения андрагога с взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них — это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.
4. Обучение параллельно работе. Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того, что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.
5. Не только учить, но и переучивать. Для педагогов ребенок — табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут «писать свои картины». В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе «борьбы с сорняками» могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками.
Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность
... деятельности руководителя на 15% зависит от его профессионального уровня и на 85% - от умения работать с людьми, то есть оказывать правильное психологические воздействие. ... Приложения……………………………………………………………………...68 Введение Данная дипломная работа посвящена теме «Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность». Актуальность исследования определяется тем, что в подавляющем ...
————————————
Андрагогика — обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros — мужчина и ago — веду, воспитываю. Для справки: педагогика — обучение и воспитание ребенка (paidos — ребенок).
г Демиург — созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом.
Глава 2. Воспитательная деятельность в андрогогике: сущность, структура, функции, принципы.
Воспитание, особенно в государственной службе имеет дело с развитием
вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями
предприятия или организации, в которых он работает, нацелено на
формирование личности, которая необходима цивилизованному обществу.
Известно, что человек не рождается личностью, а становиться ею общаясь с
другими. Только в общение, в деятельности раскрываются заложенные в нем
природой свойства, которые вне общения остаются «вещью в себе».
Из теории воспитания известно, что развитие и формирование личности
связано с проблемой соотношения природных и социальных свойств человека. По
этому поводу известны ряд точек зрения, крайними из которых являются
взгляды на воспитание как на развертывание инстинктов и импульсов
(американский педагог Джон Дьюи, 1859 — 1952) и как на чистую «доску»,
которая ведет свое начало со времен французских философов — материалистов
18 века. Эти крайние точки зрения на проблему воспитания оказались довольно
стойкими и дошли до наших дней, хотя очевидна их одногранность.
Согласно идеям современных антропологов развитие человека зависит от
комплексного воздействия на него природных и социальных факторов:
наследственности, географической среды, социального окружения и
общественной деятельности. Ведущее место здесь занимают социальные факторы,
среди которых выделяются макросреда и микросреда.
Макросреда — это общество в целом. Человек трудиться и общается с
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры ...
людьми, которые находятся в свойственных этому обществу отношениях, на
которых осуществляет свое действие вполне определенная идеология, мораль,
право, общественные организации, литература и искусство. Все это оказывает
влияние на человека, все воспитывает. Микросреда — представляет собой
коллектив и различные неформальные группы, в которых человек
непосредственно исполняет свои обязанности, воздействие которого
безгранично.
Природно-географическая среда (климат, география) также воспитывает
человека, сказывается на качествах людей, влияют на их характер.
Наследственность порождает у людей определенные задатки (например, к
музыке, математике, различным аспектам деятельности).
Все это выдвигает
необходимость учитывать способности работников и их пригодность к различным
аспектам трудовой деятельности. Однако ни географическая среда, ни
наследственность не могут сравниться по силе воздействия с трудовым
коллективом и руководителем.
Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное
формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом
нашей жизни, то есть под влиянием макросреды. В этом плане воспитание
исследуется целым рядом наук — философией, социологией, этикой, правовыми
науками и т.д. педагогика рассматривает в основном узкое целенаправленное
воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив),
которое может быть прямым или опосредованным.
При прямом воздействии объектом воспитания является личность
воспитуемого, а предметом — ее качества. В этом случае воспитание избирает
цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность
(коллектив) к необходимым определенным действиям и поведению. При
опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность или
коллектив, однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не
на сами объекты, а на среду, главным образом социальную, преобразуя которую
изменяется воспитуемый.
Процесс воспитания выглядит как система педагогических воздействий
руководителя на личность, а также на различные звенья коллектива (группы,
комиссии, подразделения и т.п.), которое отражает в их изменении поведения.
Если воздействия принимаются, то формируются положительные качества, если
нет, то вместо них могут сформироваться отрицательные. Сам руководитель не
в силах заставить своих подчиненных воспринять его идеи вопреки их
желаниям. Эта закономерность, открытая известным психологом С.Л.
Рубинштейном помогает понять многие стороны воспитания. «…Общественные
требования, — отмечал С.Л. Рубинштейн, — не проецирует механически в
человека; эффект этих внешних воздействий, общественных в том числе,
зависят от внутренних условий, от той «почвы», на которую эти воздействия
падают. Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним
условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая,
естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком
человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей при
наблюдении последствий человеческих поступков — того, как наши поступки
сказываются на других людях и поступки других людей на нас самих. Успех
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...
... в процессе воспитания и обучения, механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она ... 43ВВЕДЕНИЕАктуальность темы моей курсовой работы заключается в следующем: сегодня многие художественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, а педагоги организовать правильно и полноценно ...
работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней
работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее
стимулировать и направить. А этом — главное».
Если воспитательное воздействие руководителя оказывается без опоры на
внутреннюю переработку воспитуемого, то создается почва для порождения
решительного протеста. Пользы от такого воздействия, естественно, мало, а
вред большой: формальное соблюдение человеком устоявшихся в обществе норм
поведения, то есть внешнее приспособление к ним, не может формировать у
него подлинного устремления к достижению поставленных целей. Нужна
искренняя внутренняя переработка воздействия. Руководитель, если он
действительно хочет воспитать у подчиненного необходимые качества, должен
находить у подчиненных внутренний отклик на свои действия, иначе на
поверхность выйдет фальшь.
В практической воспитательной деятельности руководитель может
воспользоваться целой серией педагогический воздействий (или методов).
Глава 3. Основные методы и принципы воспитания и обучения взрослого человека и рекомендуемые условия их выполнения.
Все методы можно подразделить на две категории:
1).
Методы, оценивающие деятельность подчиненных:
— поощрения
— порицания
2).
Методы, побуждающие к выполнению вполне определенных действий:
— убеждения
— побуждения
Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный
метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и
делом на сознание воспитуемого (исполнителя), обеспечивая воспитание у
людей морально-политических качеств. Убеждать — значит разъяснять. Успех
этого метода в управлении зависит от ряда условий, которые государственный
служащий должен соблюдать:
. убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам
поведения;
. эффективность убеждения зависит от личной убежденности управленца в том,
чем он убеждает своих подчиненных, иначе легко разгадывается фальшь в
словах наставника;
. успех убеждения зависит от умения и навыков вести беседу, т.е.
руководитель обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой
речи, вызвать к себе интерес своих подчиненных;
. при убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия,
т.е. показывать исполнителю его положительные стороны или ошибочность
его поведения, ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить
свои возможности, вызывать у членов коллектива, где он работает
положительное о нем мнение и т.д.
Метод побуждения. С точки зрения педагогики побуждение как метод
воспитания заключается в том, что человек (исполнитель) нацеливается к
деятельности, желательной коллективу, ставящий личность в одобренные
обществом рамки поведения. Формами побуждения могут быть различные приемы
межличностного взаимодействия руководителя и подчиненного, к примеру —
приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
... реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они ... общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а ...
организации деятельности подчиненных, как средство осуществления
взаимодействия между рабочими группами и подразделениями.
Метод поощрения. В практической деятельности руководителю всегда
приходиться оценивать деятельность подчиненных , для чего и используются
методы поощрения и порицания. Педагогически правильное применение поощрение
положительно сказывается на поведении исполнителя и способствует, в
дальнейшем, сплочению коллектива. Поощрение, как неотъемлемый элемент
воспитания, выступает в различных формах: от одобрительного взгляда и
искреннего рукопожатия до премии и награды.
Каждый исполнитель хочет. Чтобы его труд был оценен по достоинству.
Если он вложил в трудовой процесс много физических сил, знаний и упорства,
то ожидает за это положительной оценки — отсюда и необходимость метода
поощрения. Такая оценка становиться стимулом поведения лишь при соблюдении
ряда педагогических требований:
. тот, кто поощряется должен четко понимать, за что он поощряется, и
коллектив, в котором он работает, должен представлять в чем его заслуги;
. нельзя превращать поощрения в «плату» за работу, за соблюдение обычных
норм поведения;
. поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать;
. поощрение должно быть гласным.
Метод порицания. Порицание — это реакция руководителя на
нежелательную деятельность и поведение исполнителя. Она помогает оформиться
крепкому характеру исполнителя, воспитывает чувство ответственности,
тренирует волю. Основными формами порицания подчиненных выступают:
неодобрительный отзыв о работе и предоставление работы, в которой они могли
бы проявить себя. Рекомендуемые требования при вынесении порицания:
. порицание должно выноситься только за конкретную деятельность,
проступок;
. при определении меры порицания следует принимать во внимание специфику
совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть
осуществлять индивидуальный подход;
. нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
. порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в
исполнение;
. за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.
Воспитательная деятельность менеджера организуется
на основе вполне определенных педагогических принципов, отражающих и
закрепляющих в правилах общий подход, позицию руководителя по отношению к
процессу воспитания подчиненных, его деятельность по формированию у них
определенных качеств. Рассматриваемые принципы имеют своей объективной
основой закономерные связи и отношения воспитательного процесса, что
отражается в целой системе:
1) Воспитание подчиненных в процессе деятельности.
2) Воспитание в коллективе и через коллектив.
3) Индивидуальный подход к воспитуемым.
4) Сочетание высокой требовательности к людям с уважением их личного
достоинства и заботой о них.
5) Опора на положительное в процессе воспитания.
1) Системный и комплексный подходы к процессу воспитания военнослужащих (см. 29)
... воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню. Комплексный подход в воспитании означает: объединение гуманитарного, военного, правового и других направлений воспитательной работы в единый, неразрывный процесс; ... необходимых в практической деятельности по руководству воинскими коллективами; б) в области воспитания военнослужащих: формирование у ...
Педагогика исходит из того важного и определяющего положения, что
качества исполнителей формируются и развиваются в процессе практической
деятельности, сочетаемой с общечеловеческой моралью. Отметим конкретные
условия, обеспечивающие это положение:
во-первых, необходимо, чтобы работники понимали целесообразность
выполняемых ими действий и операций, так как воспитательное значение труд
приобретает в связи с теми социальными целями, во имя которых он
совершается;
во-вторых, воспитательный эффект повышается, когда он разумно
организован, то есть если обеспечивается определенный порядок, дисциплина,
определяется объем работ, сроки их выполнения, устанавливается персональная
ответственность за порученное дело, осуществляется систематический контроль
за количеством и качеством труда. В результате такой организации труда
дисциплина перестает быть внешней, она становиться внутренней потребностью
работников;
в-третьих, воспитательный эффект труда повышается путем вовлечения
работников в цивилизованную конкуренцию, которая стимулирует их трудовое
рвение. При этом следует иметь в виду, что индивидуалистическое рвение в
конкуренции мало приносит пользы, оно даже вредно, так как порождает у
работников эгоистические наклонности.
Принцип воспитания в процессе деятельности можно правильно понять и
осуществить, если рассматривать его требования в тесной связи с реализацией
требований других принципов, как органическую часть всего процесса
воспитания. Полезно всегда помнить высказывание А.С. Макаренко о том, что
труд без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы,
оказывается нейтральным процессом.
Известно, что только в коллективе в сложных и многообразных
отношениях его членов возможно подлинное всестороннее развитие личности, ее
дарований и способностей, нравственных качеств, физических сил. Коллектив
оказывая воспитывающее влияние на своих членов, отвечает за их действия,
защищает их права и предъявляет к каждому из них определенные требования.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив предполагает
воспитательное воздействие силой коллектива на всех его членов, для чего
необходимо правильно его организовать, сплотить, привить всем членам
чувство ответственности за общие интересы подразделения, развить у них
принципиальность в отношениях друг с другом, не допускающую ложного
товарищества и элементов круговой поруки.
Воспитание, рассчитывающее на успех требует постоянного учета
индивидуальных особенностей подчиненных. Индивидуальный подход в процессе
воспитания, как и в обучении, состоит в том, чтобы на основе знания
индивидуальных особенностей личности работника и специфика их проявления в
той или иной конкретной обстановке применять такие средства общественного и
индивидуального воздействия на него, которые дают наибольший воспитательный
эффект. Индивидуальный подход к подчиненным, обеспечивая гибкость и
действенность методов их воспитания, имеет большое значение и его
реализация позволяет руководителю установить правильные взаимоотношения с
работниками, завоевать их доверие.
Процесс формирования у работников высоких профессиональных качеств
может успешно проходить при условии высокой требовательности воспитателей к
воспитуемым. «Если кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле
определить сущность моего педагогического опыта, — говорил А.С. Макаренко,
— я бы ответил: «как можно больше требования к человеку и как можно больше
уважения к нему»». Требовательность и уважение — это две стороны единого
процесса, т.к. кто не уважает человека, не может предъявлять к нему высоких
требований. Уважение человека связано с верой в его возможности, его силы и
способности. Требовательность идет к достижению целей воспитания лишь в
сочетании с заботой о людях и только в этом случае воспитание будет
перерастать в самовоспитание, сознательную работу над собой.
В процессе воспитания, особенно преодоления отрицательных черт
характера, большое значение имеет опора на положительные качества
работников, что дает, как правило, хорошие результаты. Оптимистический
подход к человеку вызывает у него доверие и уважение к руководителю, веру в
возможность избавится от своих недостатков, создает перспективу. Этот
принцип означает поощрение всего достойного не только в отдельном человеке,
но и в коллективе, через воспитание на положительном примере, на передовом
опыте.
Успех воспитания часто во многом зависит от того, насколько в
коллективе осуществляется единство воспитательных воздействий со стороны
всех руководителей смежных подразделений. Если допускаются противоречия,
непоследовательность в требованиях, приказах, распоряжениях, то это ведет к подрыву авторитета руководителей, мешает установлению человеческих взаимоотношений в коллективе, тормозит весь процесс воспитания. Единство и согласованность воспитательных действий достигается путем формирования у всех руководителей единых взглядов по вопросам воспитания, дисциплинарной практики, организации взаимоотношений.
Заключение
ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ, отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность. Во мн. зарубежных странах П.в. называют андрагогикой.
К сфере педагогики взрослых относится прежде всего деятельность государственных и общественных учреждений, специально предназначенных для образования взрослых, а также учреждений, ведущих работу по распространению политических, научных и художественных знаний. Важной педагогической задачей остаётся разработка принципов выбора литературы для самообразования, а также рациональных методов, приёмов самообразования, его эффективной организации.
Теоретические положения и практические рекомендации, разрабатываемые андрогогикой., используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и других учреждений. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в пределах андрогогики прежде всего проблем общего и дополнительного образования взрослых, досуга и некоторых других. Исследования по этой проблематике ведут учреждения различного профиля: педагогические, социологические, психологические, медицинские, культуры и другие.
Список литературы
Веснин В.Р. Менеджмент для всех . — М.: Знание, 2004. — 173 с.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 2001.
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. управление персоналом. — М.,
Каору И. «Японские методы управления качеством», М. 2000
Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент . — М.: Россмен, 2000
Ладанов И.Д. практический менеджмент. — М., 2002.
Макаров С.Ф. Менеджер за работой. — М., 2002.
Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. — Л.:Лениздат, 2001 г.
Мескон М.Х. Основы менеджмента. — М.: Человек, 2003.- 275 с.
Оучи У.Г. «Методы организации производства: японский и американский
подходы» М., 2003