Стили воспитания в семье

17

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ)

Гуманитарный факультет

Курсовая работа по дисциплине межличностное общение

на тему:

«Стили воспитания в семье»

Выполнила студентка 1 курса

группы 8715:

nnn

Проверила:

Казаринова Н.В.

Санкт-Петербург

2008

Содержание.

Введение 3

Глава 1

Стили воспитания и отношение родителей к детям в теории 4

  1. Типологии стилей 4
  2. Такие явления как психологический симбиоз и сопутствующая ему гиперопека 8

1.3 Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку 10

Глава 2

Преобладающий стиль воспитания на практике 15

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение №1 20

Приложение №2 21

Введение

Существует множество профессий, полезных обществу, но самая важная из них (и самая сложная) – это творение человека.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям человека присоединяется более сильный, более мудрый побудитель — долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Следовательно, для воспитания достойной личности нужно привить чувство долга ребенку. Однако, в настоящее время родители буквально тонут в рекомендациях педагогов и психологов, часто противоречащих друг другу. В итоге им трудно выбрать твердую и последовательную линию поведения. Уж не говоря о том, что они оказываются один на один с почти неподъемной задачей: состояться как пара, жить гармоничной семейной жизнью и обеспечить счастье своих детей. В результате взрослые и дети живут в постоянном напряжении. А вульгарная психология, которую можно встретить во многих книжках и массовых журналах, своей нормативностью нисколько не облегчает им задачу. Поскольку рецепты, которые родители пытаются применить, не обязательно соответствуют их представлениям и их целям, эти «решения» работают недолго. В результате приходится менять правила игры, дети теряют ориентиры, а родители перестают доверять себе. В наши дни воспитание чаще строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его личность больше уважают.

14 стр., 6602 слов

Влияние стилей воспитания родителей на развитие личностных особенностей ...

... но в большей степени на развитее подростка влияет стиль воспитания в семье, отношение с родителями. Непродуктивная форма воспитания приводит к отклонениям в физическом, психическом развитии, в ... воспитания на формирование личности Глава 2. Методология 2.1 Цель, гипотеза, объект и задачи исследования 2.2 Методологический подход и методологические принципы исследования Заключение Литература Введение ...

В своей работе я хочу рассмотреть основные стили воспитания в семье.Гипотезой данной курсовой я выделяю утверждение, что в современном обществе преобладает воспитание постоянной опекой/гипер-опека детей.

Цель работы: изучить стили воспитания в семье.

Задачи: изучить стили воспитания в семье, провести анкетирование, проанализировав результаты, сделать выводы о проделанной работе.

Глава первая: Стили воспитания и отношение родителей к детям в теории.

  1. Типологии стилей

Так как воспитание детей в современном обществе, в некотором роде «больная тема», то естественно, что разные ученые взялись за изучение стилей воспитания. Некоторые из них выделяют три стиля, а некоторые и все шесть. Но, по сути, они все очень похожи. Итак, рассмотрим некоторые типологии стилей воспитания.

  1. Л.П.Кибардина и Е.П.Алексеева, в своей книге «Родительское собрание» описали шесть стилей воспитания, это: воспитание по типу Золушки, воспитание постоянной опекой, воспитание по типу кумира семьи, воспитание равнодушием, воспитание подарками и воспитание доверием.
    1. Воспитание по типу Золушки.

Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.Известно, что такое воспитание не достигает цели: дети не становятся дисциплинированными.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

Родители, придерживающиеся этого стиля, убеждены, что имеют все «права на ребенка» — наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

8 стр., 3629 слов

Закономерности воспитания детей дошкольного возраста

... в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества. Рассмотрим закономерности воспитания детей дошкольного возраста через призму психологии. ... и формы педагогического воздействия. 2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, ...

  1. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.
  2. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим — вот следствия такого воспитания.
  3. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.
  4. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.
  5. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... детской и подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ... который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше ...

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности.*

*Л.П.Кибардина, Е.П.Алексеева «Родительское собрание»

  1. Психологи выделяют три стиля воспитания:
    1. Демократический. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Этот стиль называют стилем согласия.
    2. Авторитарный. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль подавления.
    3. Попустительский. При попустительском стиле ребенок предоставлен самому себе.*
  2. М.Е. Литвака «Похождение Вечного принца».

В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой. Не буду их разъяснять, только назову. Кумир семьи, Золушка, Жестокие условия, Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант «Ежовы рукавицы», Оранжерея, Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и пр.

Для простоты рассмотрения все эти стили сведены в три: Стиль преследователя, стиль Избавителя и Смешанный стиль. К последнему как раз и относится воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В зависимости от темперамента ребенка один и тот же стиль может дать разные результаты. Так сильный, холеричный ребенок в ответ на воспитание в стиле преследователя может вырасти высокомерным (Я+, ВЫ -), а из меланхоличного — гадкий утенок (Я-, ВЫ+) Стиль избавителя тоже может привести одних детей к высокомерию, других к пониженной самооценке. А вот смешанный стиль приводит к самому страшному с моей точки зрения — к личностной нестабильности. В одних условиях они будут вести себя как высокомерные, в других — как гадкие утята. Вечный Принц подвергся как раз смешанному воспитанию в самом его

отвратительном варианте — повышенной моральной ответственности.

*http://www.mytests.ru/articles/225

** М.Е. Литвак «Похождение Вечного принца»

1.2. Такие явления как психологический симбиоз и сопутствующая ему гиперопека.

Психологический симбиоз это:

— изначально возникающее эмоционално-смысловое единство матери и младенца, служащее исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. Появление симбиоза психологического обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии.

Близким к этому понятию является введенное Л. С. Выготским понятие «прамы» — первоначальное сознание психологического единства матери и дитяти, кое предшествует появлению сознания собственной личности — сознания дифференцированного и выделенного Я. *

Развитию симбиоза психологического способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отделяться в силу складывающихся обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка.

*»Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Гиперопека, основанная на тревожности, выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в личной безопасности. Это может также указывать на внутреннюю, иногда тщательно скрываемую, неуверенность родителя в себе, исходящую, в свою очередь, из противоречивости его личности, неустойчивой или заниженной самооценки.

Родитель стремится управлять поведением ребенка с помощью следующих директив, описанных Р. Голдуинг и М. Голдуинг:

1. «Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью».

2. «Не расти» — панический страх повзросления ребенка, который выражается в высказываниях типа: «Не торопись взрослеть», «Мама тебя никогда не бросит», «Детство — самое счастливое время жизни». Бессознательно ребенок может найти здесь для себя указание: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».

3. «Не принадлежи никому, кроме меня», — родитель видит в ребенке «единственного друга», всячески подчеркивает исключительность, непохожесть ребенка на других, причем в положительном смысле: «Ты ведь у меня не такой, как все». Став взрослыми, такие люди будут стремиться в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не смогут найти.

4. «Не сближайся с другими людьми» — внушение ребенку, что никому, кроме родителя, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Взрослые, получившие в детстве такие директивы, имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми, они часто испытывают трудности в сексуальных отношениях.

5. «Не делай сам, это опасно, за тебя буду делать я».

6. «Не чувствуй себя хорошо», например: «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку». Родитель подчеркивает, что плохое самочувствие ребенка повышает ценность любого его действия. Человек, получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате его состояние ухудшается.

Симбиоз ведет к развитию зависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с родителем.

В случае психологического симбиоза, родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности-автономии, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я. Ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения; он опасается, что с ним может что-то случится (ведь недаром этого так боится мама).

2 стр., 768 слов

Тест «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?»

... рок-звезды? Г. Которая копирует стиль сына (дочери)? 4. Поговорим о Вашем возрасте. А. Знают ли Ваши дети, сколько вам лет? Б. Вы ... держаться на равных? В. Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже таки­ми веселыми, как Вас? Г. Ни во что ... В. Стараетесь быть их приятелем? Г. Ведете себя так, как должно родителю?   Подсчитайте Ваши баллы, пользуясь следующей таблицей. Вопросы А Б ...

Тревогу ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери (детский сад, больница и т. д.).

Мать «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя, и в итоге тревога ребенка начинает проявляться не только в отсутствие матери, но и в ее присутствии.

Гиперопека часто скрывает сильную враждебность по отношению к ребенку. Поскольку это чувство неприемлемо и вызывает чувство вины, оно быстро вытесняется в подсознание. Некоторые неудовлетворенные и разочарованные родители на самом деле боятся, что их враждебность или неприятие ребенка могут привести к тому, что с ним случится что-то ужасное.

1.3. Факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку.

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Осознание действия хотя бы некоторых из них может стать очень полезным для улучшения отношений родителей с детьми.

Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

1) Детский опыт самих родителей.

Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве.

Так, например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, «забравшего» всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как «несчастливый» период жизни, при этом радости и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Велика вероятность того, что такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его «еще слишком маленьким», игнорировать растущую потребность в самостоятельности.

2) Нереализованные потребности родителей.

Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. Как такая позиция может отразиться на отношении к ребенку? С возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются таким родителем как угроза собственному благополучию, вследствие этого он может неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться с родителем (то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир).

Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, по моим наблюдениям, возможны два сценария. Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам родитель. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания — привить организованность и целеустремленность — безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей, потребность в привязанности, может особым образом проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени «слиянии» с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

3) Личностные особенности родителей.

Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием — подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

Нередко приходится на практике сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако, описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).

Такое свойство, как негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях по мере роста и изменения ребенка, что вызывает необходимость «подстраиваться» под новый этап возрастного развития. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, скрытнее и т.п. , просто потому, что старые методы в обращении с ними уже не годятся, а новые вырабатываются долго, вызывают у таких па и мам напряжение и раздражение от необходимости перемен.

4) Отношения со вторым родителем ребенка.

Как здорово, когда внешний вид ребенка, его манеры поведения и склонности напоминают нам черты любимого человека! Тогда мы готовы не замечать мелкие недостатки, прощать ошибки и умиляться странностями. Но если что-то в ребенке напоминает нам того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, по отношению к кому, может быть до сих пор, копится груз обид и раздражения? Естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом(гой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

5) Обстоятельства рождения ребенка.

Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве и т.п.

Напротив, такие обстоятельства, как нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Глава вторая: Преобладающий стиль воспитания на практике.

Для выяснения преобладающего стиля воспитания, мною была составлена анкета, состоящая из 20 утверждений, которые анкетируемые должны были подтвердить или опровергнуть.

Рассмотрим анкету. Каждое утверждение соответствует тому или иному стилю воспитания, но результаты нужно смотреть общие, т.к. человек может ответить положительно на одно утверждение, относящееся к попустительскому типу, а все остальные ответы показывают, что перед нами представитель авторитарного стиля воспитания.

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери) – отрицательный ответ дает понять, что перед нами человек, который симпатизирует попустительскому стилю воспитания.
  2. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама) – утверждение относится к попустительскому стилю.
  3. Мой сын (дочь) возвращается домой тогда, когда захочет. – это тоже в большей мере попустительский тип, но в совокупности с другими может относиться к демократическому стилю. То есть, если между родителем и ребенком доверительные отношения (результат демократического стиля), то естественно то, что ребенок приходит домой не по регламентированному времени.
  4. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться – скорее всего, положительно ответившие – представители авторитарного стиля.
  5. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого — может относиться к любому, кроме попустительского, зависит от остальных ответов.
  6. Мой сын (дочь) сам (а) решает, курить ему (ей) или нет – попустительский либо демократический стиль.
  7. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него – авторитарный стиль – ребенку не доверяют, он растет в жестком режиме строгости.
  8. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение – было вставлено в анкету для выявления гиперопеки/воспитания постоянной опекой, но, как выяснилось, детей своих любят (почти!) все, поэтому большинство ответов положительные.
  9. Бывало, что я не узнавала о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрела в дневник – создан для выявления попустительского стиля, но по результатам, некоторые, возможно, отвечают положительно, по другим причинам..
  10. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя – скорее всего гиперопека, но возможен и демократический стиль
  11. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам (а) лучше знаю, что ему (ей) больше надо – авторитарный стиль – интересы ребенка не учитываются.
  12. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил (а) никого, кроме меня — стопроцентная гиперопека.

Стили воспитания в семье — Стр 2

13. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и др. – возможен любой стиль, кроме попустительского.

14. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень – авторитарный стиль

15. Я довольно мало знаю о делах своего ребенка – в большей степени попустительской.

16. Ради моего ребенка я пошел бы на любую жертву – то же самое, что и в первом вопросе.

17. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже/дочь вышла замуж попозже – гиперопека, но по результатам оказалось, что родители просто хотят, чтобы дети состоялись в жизни, а потом уже женились и выходили замуж.

18. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне – этот пункт тоже относился к гиперопеке, на мой взгляд, но оказалось, что очень многих, это действительно огорчает и без гиперопеки.

19. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту, он добился только благодаря моей постоянной помощи – авторитарный стиль

20. Когда я вижу или представляю сына с девушкой/дочь с парнем у меня портится настроение – родитель ревнует – стопроцентная гиперопека.

Итак теперь, рассмотрим результаты в процентном соотношении:

  1. — 100%
  2. — 0%
  3. — 20% да, 20% -50/50
  4. — 20%
  5. — 70%
  6. — 50%
  7. — 40%
  8. — 80%да, 10% не знаю
  9. — 80%
  10. — 90% да 10% — 50/50
  11. -10%
  12. — 0%
  13. — 80%
  14. — 30%
  15. — 50%
  16. — 100%
  17. — 50%
  18. — 70%
  19. — 40%да, 10% — 50/50
  20. — 0%

Как выяснилось, среди опрошенных нет ни одного человека, который применяет в воспитании гиперопеку. А преобладающим я вляется демократический стиль, хотя зачастую он в чем-то смешан с автортарным или попустительским. Также один человек является явным представителем авторитарного стиля, он представлен под номером 8 в таблице ( приложение№1)

А одна демократически настроенная мамочка оставила комментарии по каждому пункту, их можно посмотреть в приложении №2.

Говоря о моей гипотезе, следует отметить, что она не подтвердилась. Ни на один пункт, относящийся к гиперопеке положительного ответа не дано. Зато меня обрадовало, что большая часть родителей воспитывает детей с помощью демократического стиля, жаль только, что не у всех этот стиль проявляется в чистом виде.

Заключение.

В ходе работы были рассмотрены существуюшие стили воспитания, что такое гиперопека и симбиоз, а также факторы, влияющие на отношение родителей к детям.

Анализ педагогической и психологической литературы, показал, что наиболее приемлем демократический стиль воспитания, так как он формирует доверительные отношения мужду детьми и их родителями. Авторитарный же стиль запугивает ребенка, он не доверяет родителям, и это может привести таким же неблагоприятным исходам, как и попустительский стиль, при котором на ребенка не обращают внимания, и он, обиженный на родителей, ищет его в других местах, зачастую попадая в «плохие компании».

На мой, родителям, пытающимся понять, как найти общий язык с ребенком, нужно не в магазин бежать за специализированной популярной литературой, а научиться слушать и слышать ребенка, интересоваться им.

Гипотеза, поставленная мной во введении, была опровергнута в ходе иследования. Как оказалось, в обществе сегодня доминирует именно демократический стиль воспитания, что не может не порадовать.

Список литературы.

  1. Л.П.Кибардина, Е.П.Алексеева «Родительское собрание»
  2. «Похождение Вечного Принца» Литвак М.Е., изд. «Феникс», 2008
  3. adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301125.shtml
  4. «Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

Приложение №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

2

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

3

50/50

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Возможно

4

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

5

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

6

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

7

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

8

Да

Да

Да

Да

Нет

Не знаю

Да

Да

Нет

Да

9

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

10

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

11

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

12

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

13

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

14

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

15

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

16

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

17

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

18

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

19

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

20

Нет

нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

нет

Приложение № 2

1. Нет, не только для него, себя я тоже не обделяю. 2. Напротив, люблю когда приходит с вопросами, чувствую себя нужной, способной помочь, но к сожалению, иногда это раздражает. 3. В принципе, это возможно, но я должна знать где он, с кем, и чем занимается, чтобы можно было доверять. 4. Нет, должно быть уважение к родителям, а не страх. 5. По возможности стараюсь. 6. Нет, в этом отношении я категорична, буду убеждать и настаивать, чтобы ребенок этого не делал. 7. Не согласна, нужна не строгость, а понимание, уважение ребенка, этим можно добиться гораздо лучшего послушания. 8. Конечно от таких мыслей портится настроение, но я стараюсь об этом не думать. 9. Всегда смотрю дневник и разговариваю с учителем, чтобы во время обратить внимание. 10.Да, как и большинство людей. 11.Как раз наоборот, нужно в первую очередь учитывать желания ребенка, разумеется оценивая их разумность. 12.Нет, мне бы этого точно не хотелось. 13.Есть и другие мысли занимающие меня, но и об этом я тоже думаю. 14.Не бывает таких случаев, если дошло до применения ремня, это означает твою несостоятельность как родителя, и неумение правильно воспитывать ребенка, винить в этом нужно самого себя. 15.Я стараюсь интересоваться его делами. 16.Да. 17.Да, чтобы уже было осознанное желание завести семью, а не детская влюбленность и любопытство. 18.Да, огорчает. 19. Нет, не только, многому он учится сам, многому от других людей. 20. Нет, мне приятно думать о том моменте когда это случится, хочется увидеть радость на его лице.