1. Онтогенетические особенности интеллектуальной деятельности взрослых

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Введение
  2. Онтогенетические особенности интеллектуальной деятельности взрослых
  3. Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности
  4. Заключение

Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики (в том числе – педагогики высшей школы).

Многочисленные концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении.

Справедливо говорят, что в традиционном российском образовании далеко не все плохо, как и в инновационном – не все хорошо. Тем не менее существует четкий рубеж между этими формами образовательного процесса: в традиционном обучении ученик (ребенок, взрослый) рассматривается как объект учебно-педагогических воздействий в рамках позиции «каждый ученик (студент) должен нечто знать и уметь делать», тогда как в инновационном подходе – ученик/студент выступает как субъект учебной деятельности в рамках позиции «каждый ученик должен, может и хочет нечто знать и уметь делать с учетом его индивидуальности».

По словам Б. Лу Ливер (1995), «… все учащиеся, без какого-либо исключения, могут учиться. Единственное, на что они могут оказаться неспособными, — это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем».

Многочисленные исследования педагогов, психологов разных направлений (когнитивного – Марина Александровна Холодная с сотрудниками, нейропсихологического – Алла Леонидовна Сиротюк с сотрудниками, психофизиологического – Нина Николаевна Данилова, Эра Александровна Голубева) позволяют сделать вывод о том, что далеко не всегда условия образовательной среды способствуют или хотя бы не препятствуют интеллектуальному развитию конкретного человека.

В качестве пояснения необходимо напомнить, что традиционные требования школьного обучения обращены к развитию дискурсивного (линейного) мышления (опирающегося преимущественно на когнитивные механизмы левого полушария), которое предполагает доминирование фактора вербального понимания. Ориентация на оценки как критерии успешности школьного обучения и использование тестовых форм контроля знаний (ЕГЭ) приводит к преимущественному развитию способностей грамотно и стереотипно воспроизводить выученный материал (т.е. репродуктивных, опирающихся преимущественно на память).

19 стр., 9434 слов

Обучение и развитие в школе и ВУЗе

... к внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к ее самоорганизации учеником -- вот магистральный путь личностного развития и саморазвития школьника.Очевидно, что личностное развитие, становление человека как ... исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ...

При этом многие учащиеся испытывают существенные трудности в ситуациях практического и необычного применения полученных знаний.

Условия учебной деятельности ВУЗа организованы стилистически более сложно и требуют более активного использования других (продуктивных, творческих) ресурсов интеллекта. На первый план выходит умственная самостоятельность (М.А. Холодная, 2004).

Умственная самостоятельность включает умения ставить цели и задачи, искать способы их решения, планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Таким образом, умственную самостоятельность можно рассматривать как основу для самореализации личности будущего специалиста.

В реализации этих ресурсов интеллекта доминирующая роль принадлежит правому полушарию (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2006; М.А. Холодная, 2000).

Предваряя рассмотрение основных вопросов лекции, напомню несколько определений понятия «интеллект».

Интеллект – познавательная деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию (Современный психологический словарь, 2006).

Интеллект – система всех познавательных (когнитивных) способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения (Современный психологический словарь, 2006).

Виды (факторы) интеллекта по Р. Кэттеллу:

  1. «Текучий» — выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям. Зависит от действия фактора наследственности. После 50 лет снижается.
  2. «Кристаллизованный» — выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам).

    В большей степени зависит от культурной среды. В норме показатели остаются неизменными.

Итак, переход из одной образовательной среды в другую требует со стороны студента качественных и количественных преобразований в психической сфере, которые необходимы для приспособления к новым, более релятивистским условиям.

Понятно, что ресурсы интеллектуальной адаптации у бывших абитуриентов (студентов — неофитов) неодинаковы и зависят не только от содержания индивидуального опыта, но и психофизиологических особенностей.

В соответствии с периодизацией психического (психофизиологического) онтогенеза Бориса Герасимовича Ананьева (1969, 2001) в возрасте от 18 – 46 лет выделяются три макро — периода в развитии памяти, мышления, внимания:

  • Первый период – от 18 до 25 лет;
  • Второй – от 25 до 35 лет;
  • Третий – от 36 до 46 лет.

Эти возрастные макро — периоды отличаются разными темпами развития и содержанием психических функций и интеллекта, понимаемого как результат межфункциональных связей.

Показателем темпа развития служит смена подъемов и спадов уровня эффективности психических функций и интеллекта в целом. Рассматриваются три основные интеллектуальные функции – память, мышление и внимание. Для этих функций характерна цикличность. Причем продолжительность их циклов неодинакова и может меняться в онтогенетическом времени, поэтому в разные моменты онтогенеза соотношения эффективности различаются.

11 стр., 5201 слов

Обучение мнемотехнике и навыкам развития памяти

... память - это одна из высших психических функций головного мозга. Объектом данного исследования является память как психологический процесс. Предметом исследования стоит считать приёмы обучения мнемотехники и навыками развития памяти. ... нными в сознании индивидуума и закреплёнными в его памяти; связь, образующаяся в процессе мышления меж элементами нервной системы, в результате которой, возникновение ...

В результате меняется и продуктивность интеллекта. Следует отметить, что эта цикличность не есть повторение пройденного пути без каких либо изменений в развитии. Она предполагает повторяемость, но уже на новом уровне развития. Новый уровень развития достигается благодаря приобретенным на предыдущем этапе свойствам.

  1. Основные характеристики периода 17 – 25 лет

Поскольку студенческая пора у большинства людей случается в 17 – 25 лет, наше внимание будет сосредоточено именно на первом макро-периоде.

В первом макро-периоде наблюдается наиболее частая смена подъемов и спадов в качестве и уровне активности рассматриваемых интеллектуальных функций.

В начале периода наиболее высокую степень зрелости имеют процессы памяти (в том числе – по причине большей тренированности в школьном обучении).

Средняя продолжительность цикла развития памяти – 5 – 7 лет. При этом наиболее высокие величины уровневых показателей приходятся на 18-19 и 23-24 года. Однако размах колебаний эффективности мнемических функций у большинства студентов относительно невелик. Однако за пределами этого возрастного периода, в более поздние периоды онтогенеза снижение эффективности процессов памяти (особенно — запоминания) может быть более выраженным.

Наиболее подвижны в первом макро-периоде характеристики мыслительных функций: спады и подъемы эффективности могут происходить ежегодно. Наиболее высокие величины уровневых показателей развития мышления отмечаются в 20, 23 и 25 лет. Важно отметить, что с пиками в развитии мышления совпадают подъемы в показателях развития эвристического (творческого) поиска. Таким образом, смена подъемов и спадов в функционировании мышления, по мнению Е. И. Степановой (2006) свидетельствует не только о цикличности, но и качественной его перестройке.

Считается, что именно в эти годы целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на формирование профессионального мышления у студентов будет наиболее эффективным.

В более зрелом возрасте в норме процессы мышления стабилизируются.

Сравнивая возрастные особенности развития мыслительных и мнемических функций (как продуктивных функций интеллекта), следует обратить внимание на два обстоятельства:

  • По смене подъемов и спадов эффективности память опережает развитие мышления;
  • С возрастом снижение эффективности мнемических функций происходит быстрее.

Важнейшим механизмом развития мышления и памяти является регулятивная функция психики внимание.

Однако в начале первого макро-периода степень зрелости функций внимания по сравнению с функциями мышления и памяти самая низкая. Наиболее заметные изменения, сказывающиеся в смене подъемов и спадов в уровне показателей развития внимания, наблюдаются во второй половине этого макро-периода — в возрасте от 22 до 25лет. Однако даже в конце этого макро-периода уровень внимания оказывается ниже уровней развития мышления и памяти.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... - Займемся диктантом. (А.Толстой). Вид мышления – теоретически-образное. Девочка пыталась извлечь образы у Буратино непосредственно из памяти. Школьникам была предложена задача: уравновесить ... переживании". Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных. "Внимание выполняет функцию…": а) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; б) обеспечение длительного ...

В дальнейшем, у взрослых людей повышается роль произвольной регуляции психической деятельности и степень эффективности внимания, как правило, возрастает. Внимание выступает в качестве регулирующей функции в возрастных точках расхождения в уровне развития памяти и мышления.

Итак, результаты прослеживания возрастной изменчивости по уровневым показателям развития интеллектуальных функций свидетельствуют о неоднородности и противоречивости процесса развития взрослого человека. Макро-период ранней зрелости выделяется не только неравномерностью и ускоренным темпом развития интеллектуальных функций, но и разнонаправленностью их развития.

Любая деятельность, будь то учебная или профессиональная, предъявляет высокие требования к интеллектуальным функциям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению. Во многих исследованиях показано, что у разных людей различные стороны этих психических процессов выражены неодинаково. Например, одни хорошо концентрируют внимание, но плохо его распределяют, другие обладают хорошей оперативной памятью, но имеют малый объем восприятия, третьи лучше других генерируют нестандартные решения проблемных ситуаций и т. д. Установлено, что эти различия могут быть объяснены наличием или отсутствием у человека определенных психофизиологических особенностей: типологических особенностей проявления свойств нервной системы и функциональной асимметрии мозга.

2. Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность – эмерджентное динамическое свойство целостного мозга. Своеобразие интеллекта связано с индивидуальными особенностями (стилями) информационных психических процессов.

Способы (стили) кодирования и переработки информации – это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте (индивидуальном опыте, онтогенетической памяти) человека воспроизводиться окружающий мир.

Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информации поставил великий русский физиолог И.П. Павлов в рамках своего учения о двух системах информационного взаимодействия (сигнальных системах) с внешним миром.

Первая сигнальная система осуществляет анализ и синтез непосредственных воздействий внешней действительности и внутренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы)

Вторая сигнальная система обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы).

При этом И.П. Павлов всегда подчеркивал, что следует говорить о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, поскольку они в принципе не могут функционировать автономно или параллельно (И.П. Павлов, 1938; ….. Иванов- Смоленский, 1971).

7 стр., 3461 слов

Лекция 3. Тема 1 Функциональная асимметрия головного мозга и ...

... ведущим левым глазом — 7,9 часа. Отмечается также асимметрия слуха и восприятия ре­чевой и неречевой информации. Преобладают люди, у которых ведущим является правое ухо. Оно более вос ... факторов». [3, 96]. Е.Д.Хомская пишет, что «в осуществлении любой психической функции … принимает участие весь мозг в целом ( и левое и правое полушария), однако разные мозговые структуры ...

Преобладание активности 1-й сигнальной системы создает предпосылки для формирования личности «Художественного типа» (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т.п.)

Преобладание 2-й сигнальной системы создает предпосылки для формирования личности «мыслительного типа» (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т.д.)

По сути, И.П. Павлов описал два базовых способа (типа) кодирования информации, соответствующих особенностям структурно-функциональной организации мозга:

Чувственно-наглядный (образный) и

Словесно-речевой (вербально-логический).

Впоследствии было показано, что характер соотношения сигнальных систем оказывает существенное влияние на разные аспекты процесса переработки информации.

Иллюстрация (автор м.А. Холодная):

  1. Попробуйте в течение одной минуты записать все слова, которые приходят в голову, когда Вы слышите слово «ХОЗЯЙСТВО».
  2. Проанализируйте получившийся у Вас список с точки зрения преобладания в нем конкретных либо общих понятий. Возможны два основных варианта выполнения этого задания.

Вариант А.

Значение слова «ХОЗЯЙСТВО» раскрывается через набор общих понятий с отвлеченным содержанием (экономика, финансы, производство, страна и т.п.)

Вариант Б.

Значение слова «ХОЗЯЙСТВО» раскрывается через набор конкретных понятий, описывающих некоторые реальные, зримо существующие ситуации (в виде образа кухни, деревни, автомастерской и т.п.).

Таким образом, даже на уровне свободных словесных ассоциаций можно определить характерный для конкретного человека первосигнальный или второсигнальный способ обработки информации.

На современном уровне психологии и психофизиологии индивидуальных различий проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации оказалась представленной в виде проблемы межполушарной специализации (по-другому – проблемы функциональной асимметрии мозга).

За сто лет исследований функциональной асимметрии именно психофизиологические исследования принесли наиболее сенсационные результаты. Они были отмечены присуждением Нобелевской премии в 1981 году американскому психофизиологу Роджеру У. Сперри.

Современная типология асимметрий предполагает несколько оснований для классификаций. У высших млекопитающих и человека различают две формы асимметрии:

межполушарную, т.е. доминирование активности структур одного полушария, и

функциональную – специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии:

моторную,

сенсорную и

психическую.

Следует отметить, что эти виды асимметрии формируются и функционируют относительно независимо.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... фабрикуется газетными концернами, информационными агентствами, всевозможными компаниями с целью убить свободное время людей. Информация, которая призвана привести к тому, чтобы у нас не оставалось свободного времени ... просто отвлекает нас от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе дать не может. А есть третий ...

Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей (правшей и левшей).

В английском языке, кроме термина handedness (“рукость”), есть слово, имеющее значение “ногость” (legness), что подразумевает лидирование в каком-либо движении одной из ног.

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его информация более значима для процессов сознания. Подобные закономерности характерны и для слуха: выявлено, что острота слуха ведущего уха лучше.

Под психической (психофизиологической) асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее нейрофизиологических процессов, связанных с активностью левого и правого полушарий (Леутин, Николаева, 2006)

Многочисленные исследования, связанные с анализом функций полушарий мозга, дали значительное количество информации, которую можно суммировать следующим образом.

Полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных: в их реализации принимают участие оба полушария, но вклад каждого уникален. Билатеральный принцип построения и организации доказан для многих высших психических (интеллектуальных) функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Так, например, доказано участие обоих полушарий в продукции речи. При повреждении правого полушария речь большинства людей становиться механистичной, без интонаций. Левостороннее повреждение не влияет на интонационный (просодический) компонент речи, однако влечет за собой нарушение грамматических и синтаксических способностей.

Считается доказанным, что с функциями левого и правого полушарий у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное.

Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное(поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое(поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное(поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Таким образом, левое полушарие обеспечивает анализ, детализирование, абстрагирование. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении и создает линейный контекст реальности, а также модели будущего.

9 стр., 4303 слов

Ключевые слова: апраксия позы, позы отдыха, профиль ла­теральных ...

... теральных асимметрий, доминантность полушарий, межполушарное взаимодействие. Нейропсихологические исследования сложных ... качестве единственного дефекта психической деятельности ,[3,9,12]. 1 В ... дефектов речи, памяти, внимания, мышления и других психических процессов. ... показано, что поражение правого полушария вызывает одностороннее нарушение ... экс­периментальных исследований здоровых людей. Так, в работе Е. ...

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации, в том числе — интеллектуальной. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами; обеспечивает взаимодействие поступающей информации с индивидуальным ментальным опытом.

Важно отметить, что конкретный тип функциональной асимметрии не формируется при рождении индивида, хотя нельзя отрицать существование генетической предрасположенности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в подростковом возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.).

Как уже отмечалось ранее, в процессе школьного обучения реализуются условия преимущественного развития интеллектуальных функций левого полушария при относительной стимульной депривации возможностей развития правого. Модифицирующее влияние обучения подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

(Можно привести пример про две системы письма у японцев: ОДНАКО установлен факт меньшей функциональной латерализации у людей, владеющих двумя системами письменной (буквенной и пиктографической) речи.)

Однако все разнообразие психического взаимодействия человека с реальностью далеко не исчерпывается только процессами школьного обучения. В процессе индивидуального развития артикулированность (простроенность) межполушарной асимметрии меняется — происходит дальнейшая латерализация функций головного мозга.

У многих людей к началу первого макропериода взрослости относительно устойчиво складывается индивидуальный латеральный функциональный профиль. Однако важно понимать, что ИЛП – всегда неоконченный результат, в нем возможны изменения практически в любом периоде онтогенеза.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль лате­ральной организации) — это индивидуальное сочетание функ­циональной психической асимметрии полушарий, моторной и сенсор­ной асимметрии.

Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрез­вычайно велико. Именно это обстоятельство определяетмногообразие латеральных профилейи, следовательно, индивидуальность инеповторимость каж­дого человека. (По классификации П. Деннисона выделяют 32 типа латеральной организации мозговых функций)

Сильно упрощая схему индивидуального профиля функцио­нальной асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга:

левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

5 стр., 2048 слов

Тема: Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека

... ­тельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека. Касаясь современных представлений о мозговых про­цессах, ... процессов; он непосредственно связан сдеятельностью коры больших полушарий. Пси­хометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и ... Однако картина возникающих межзональных отношений зависит от характера задачи и способа ее решения. Так, при ...

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но по­зволяет увидеть многое в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое.

Левополушарный тип. Доминирование левого полуша­рия определяет склонность человека к абстрагированию и обоб­щению, словесно-логический характер познавательных процессов, способность к анализу, абст­рактное, концептуальное мышление.

Аудиальное (слуховое) восприятие информа­ции является ведущим у левополушарных людей. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Правополушарный тип. Доминирование правого полу­шария определяет склонность человека к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление, способность к синтезу, целостному (холистическому) представлению ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Ведущими модальностями правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать).

Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное до­минирование одного из полушарий, оба активно участвуют в выборе интеллектуальных стратегий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

Среди многочисленных фактов, полученных в исследованиях недавнего времени, пожалуй, наиболее важными (по мнению М.А. Холодной, 2004; В.П. Леутина и Е.И. Николаевой, 2006) являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (пространственно-образной и словесно-речевой).

Установлено, что характер межполушарного взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности зависит от задачи и характера стимульного материала. При разных ситуациях возможны разные по качеству виды взаимодействия полушарий (Николаева, 2003):

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов ... человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии ... и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может ...

сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями),

интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями), взаимное торможение и т.д. Установлено, что эмоциональный компонент ситуации оказывает модифицирующее влияние на характер межполушарного взаимодействия. «Учебный» стресс нарушает межполушарные взаимодействия.

Следует отметить, что до сих пор остается неясным, как осуществляется выбор вида межполушарного взаимодействия, вклад каждого вида взаимодействия в результат интеллектуальной деятельности. Однако известно, что межполушарные связи, как правило, повышают эффективность переработки информации (особенно сложной) (White et al., 1990).

Более того, исследователи напрямую связывают высокие показатели интеллекта и креативности (способности к творчеству) с эффективностью взаимодействия полушарий (Симонов, 1999; Леутин, Николаева, 2006).

Причем правое полушарие, возможно, обеспечивает набор объектов (элементов) для комбинирования, а левое – критическую оценку новых комбинаций (Леутин, 2006).

Креативность – способность преобразовывать знания, связывая элементы, ранее не представленные совместно, но в единстве создающие нечто новое. (Дружинин, 1999).

Заключение

Разделение мышления на продуктивное (креативное, творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и любом познавательном процессе.

Обучить творчеству (креативности в интеллектуальной деятельности) невозможно, ибо в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер. Однако создать психофизиологические условия стимулирующие (или тормозящие) творческую деятельность студентов вполне реально.

Условия становления специалиста с высоким уровнем профессионального интеллекта и креативности

  1. Разнообразная по стилям кодирования учебной информации, способам постановки и решения учебных проблем, формам контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков (то есть «обогащенная») среда обучения, способствующая развитию функций обоих полушарий.
  2. Опора на положительные эмоции (удивление, радости, симпатии, переживания успеха).

    Отрицательные эмоции подавляют процессы творческого мышления.

  3. Стимулирование студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

Информационные источники:

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Москва: Академия, 2001.
  2. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Москва: Сфера, 2003
  3. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва – Томск, 1997.
  4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Москва: Питер. 2004
  5. Марютина Т.М. Возрастная психофизиология. Москва: Флинта, 2001
  6. Леутин В.П.. Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность. Санкт-Петербург: Речь, 2005
  7. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006