Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОГРАММА И РАБОЧИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Студентка 6 курса                                                                       Мантулина Н.Г

Заочного отделения

По специальности

«Психология»

Мурманск- 2007


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        Программа социально-психологического исследования        5

Разработка методологической части программы        5

Разработка методической части программы        9

Рабочий план исследования          10

Документальные источники и методы сбора информации        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

ЛИТЕРАТУРА        17

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социально-психологических фактов, выявление связей и зависимостей между социально-психологическими явлениями и процессами, и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

3 стр., 1266 слов

Психологическая эффективность телевизионных PR-коммуникаций.ИССЛЕДОВАНИЕ ...

... 19 2.2. Разработка программы социологического исследования психологической эффективности телевизионных PR-коммуникаций (на примере телеаудитории г. Чита)………………………………..… 20 2.3. Результаты социологического исследования психологической эффективности ... также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социально-педагогических задач. Телевидение показывает событие в момент его ...

Исследование основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию целей исследования, средств исследования (методология, методы), ориентацию на воспроизводимость результатов. По характеру исследования делятся:

—        фундаментальное исследование направлено на познание реальности без
учета практического эффекта от применения знаний;

—        прикладное исследование проводится в целях получения знания,
которое должно быть использовано для решения конкретной практической
задачи;

монодисциплинарные — одна наука; междисциплинарные — много;

комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности;

аналитическое исследование направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта реальности.

В зависимости от своей общей направленности социально-психологические исследования условно делятся на эмперические и теоретические. Прикладные исследования проводятся с целью решения конкретных практических задач по регулированию социально-психологических процессов, а научные работники, проводя свои исследования, выявляют некие

общие   социально-психологические   закономерности,   тенденции   в  развитии исследуемых процессов и явлений, решают методологические проблемы.

Организация любого конкретного социально-психологического исследования предполагает разделение труда и осуществляется последовательно по логически взаимосвязанным и взаимообусловленным четырем этапам:

I        — подготовительно — организационный;

II        — подготовка реализации;

— реализация;

— анализ полученных данных и выдача результатов исследования.

1. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Разработка методологической части программы

26 стр., 12980 слов

Социально–педагогическая программа по профилактике компьютерной ...

... рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости Гипотеза исследования: социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков будет эффективна ... этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной ...

Исходные задачи исследования, во многом определяющие его успех, научную и практическую значимость, решаются на первом — подготовительно -организационном этапе. Здесь разрабатываются программа и рабочий план исследования.

Программа — документ, представляющий собой всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов социально-психологического исследования. В соответствии с этим она состоит из двух частей: методологической и методической (процедурной).

Первая раскрывает, что будет исследоваться, вторая — как.

Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определение объекта, предмета и цели, постановку задач исследования, логический анализ основных понятий, предварительный системный анализ объекта и формулировку гипотез исследования, а разработка методической части — определение обследуемой совокупности и обоснование системы выборки единиц наблюдения, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Непосредственным поводом к проведению социально-психологического исследования служит реально возникшее противоречие — проблемная ситуация, на выявление причин и путей разрешения которой и направляется исследование. Проблемная ситуация — это противоречие между нашими знаниями о необходимости каких-либо теоретических или практических действий и незнанием средств, методов, путей реализации этих действий.

Программа исследования должна четко определить это противоречие, то есть сформулировать проблему, на решение которой ориентируется данное исследование. Проблема более или менее точно отражает возникшее противоречие   и   для   ее   решения   необходимо   принятие   соответствующих

управленческих решений, содержание которых поможет определить социально-психологическое исследование. Актуальность исследования может заключаться:

Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Новые данные позволят закрыть белые пятна, либо разрешить противоречия по данному вопросу.

Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

После формулировки и обоснования актуальности проблемы уясняется, на получение какого результата ориентированно исследование и какими путями он будет достигаться, то есть определяются цели и задачи исследования. Цель может быть теоретико-познавательной или практической (прикладной).

Основные виды целей:

3 стр., 1082 слов

Деловое общение. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ...

Это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели, обеспечивать обратную связь и вносить коррективы. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные ...

1.        Определение характеристик явлений. Может формулироваться: неполнота
научного описания характеристик психических явлений; противоречия между
эмпирическими данными разных авторов.

2.        Выявление взаимосвязей психических явлений: определение
характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);
целостность структуры взаимосвязей.

3.        Изучение возрастной динамики: исследование процессов роста,
созревания и развития, возрастной изменчивости психики, развитие в
биологическом, психическом, социальном, историческом планах; влияние
жизненного опыта, формирование индивидуальности, роль окружения,
обучения; исследование возрастных поперечных или продольных срезов.

4.        Описание нового феномена, эффекта: при решении гипотезы, новых задач,
при выявлении факторов определяющих наличие или отсутствие эффекта;
выявление условий существования и разнообразие проявлений феномена.

5.        Открытие другой природы явления: изучение противоречий,
недостаточности объяснений, сущности какого-либо явления; введение новых
терминов; создание теоретических построений, которые более просты, чем
имеющиеся; определение сферы действия закономерности.

6.        Обобщение: выведение наиболее общих закономерностей, чем описаны в
литературе; введение новых понятий, новых определений, расширение
значения некоторых терминов, области их применения; обобщение, как
компонент исследовательской работы.

7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение
классификаций с теорией; определение видов, типов, групп и описание их
отличительных признаков; новое понимание класса явлений; создание более
эффективных диагностических процедур на основе классификации;
расширение возможностей прикладной психологии.

8.        Создание методики.

9.        Адаптация психодиагностической методики: модификация методики
применительно к новой культуре, этносу, языковой среде.

Все эти цели могут переплетаться.

В соответствии с целью и задачами определяются объект и предмет исследования, а также единицы наблюдения. Объект исследования — это социально-психологический процесс, социально-психологические условия, индивид, группа людей, коллектив, общность и т.п. явно или неявно содержащие в себе социально-психологическое противоречие и порождающие проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания.

6 стр., 2708 слов

«Дети сироты как объект социально — психологической работы»

... процессами, происходящими в обществе. Целью работы является характеристика детей-сирот, как объекта социально-психологической работы и определение основных направлений социальной помощи таким детям. ... и так далее. К условиям, способствующим социальному сиротству, можно отнести: 1) социально-экономические: безработица, снижение общего материального уровня жизни, недостаточная экономическая поддержка ...

Предмет исследования — это свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло выражают скрывающееся в нем противоречие, исследуемую проблему. Остальные особенности объекта остаются как бы вне поля зрения. Таким образом, в предмете выражается взаимосвязь проблемы и объекта исследования. Один и тот же объект может заключать в себе несколько различных предметов исследования, содержание каждого из которых зависит

от того, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран.

Объект и предмет исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой задачу познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик объекта, то предметом исследования являются стороны объекта, которые содержат эти характеристики.

Для того чтобы получить достоверные результаты социально-психологического исследования, необходимо знать, какую информацию следует собрать, почему именно ту, а не другую, и в какой форме. Получить правильный ответ на поставленные исследователем вопросы позволяет логический анализ предмета исследования, который заключается в том, что предмет исследования расчленяется на составные элементы, которые при помощи отдельных инструментов каждый в отдельности изучается и на основании синтеза полученных сведений составляется целостное представление об этом предмете.

В процессе предварительного анализа и выделения наиболее значимых с точки зрения решения проблемы факторов формируются рабочие гипотезы —научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения структуры социальных объектов, характера и сущности связей между изучаемыми социально-психологическими явлениями, факторов, обуславливающих эти связи. Гипотезы могут быть: научные и статистические. Рабочая гипотеза конкретизирует цель исследования, является его главным методологическим инструментом. На ее проверку направлено все исследование, в результате которого гипотеза либо подтверждается и становится положением теории, истинность которого уже доказана, либо опровергается. По происхождению гипотезы делятся:

а)        для проверки следствий конкретной теории, модели;

б)        основывается на принципе: почему бы и не так?
В) для данного случая: в результате получается факт.

7 стр., 3364 слов

Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

... влияние на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень ... области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь ...

По содержанию:

а)        явления (факты) — имеет ли явление место или не имеет;

б)        связи между явлениями (корреляционные исследование);

в)        причинные связи между явлениями: независимая и зависимая
переменная.

Требования к гипотезе: должна быть содержательной; потенциально опровергаемой; формулироваться в виде их альтернатив. Количество гипотез может быть: основная и альтернативная. Если две гипотезы, то провести статистическую интерпретацию данных (сводится к оценке сходства и различия их).

1.2. Разработка методической части программы

Разработка методической части программы социально-психологического исследования включает решение вопросов методики и техники исследования, выбора методов сбора, обработки и анализа информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупности.

Генеральная — это совокупность единиц изучаемого объекта, имеющая отношение к проблеме исследования. Познать всю генеральную совокупность очень трудно, при большом количестве изучаемых единиц объекта такое познание требует больших материальных, финансовых и временных затрат. Решить этот вопрос помогает знание того, что наиболее существенные качества являются общими для однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить эти качества, совсем не обязательно исследовать всю генеральную совокупность. Трудность состоит в том, чтобы найти такую часть генеральной совокупности, выводы из изучения которой можно было бы переносить на всю совокупность явлений и объектов. Такая часть генеральной совокупности называется выборочной совокупностью.

Существует несколько приемов выборки: случайная повторная, случайная бесповторная, механическая, типическая и гнездовая. После составления предварительной схемы выборочной совокупности конкретизируются объекты изучения, определяется метод сбора информации (наблюдение, анализ документации, опрос) и необходимое количество инструментария.

Под инструментарием исследования подразумевается набор специальных документов (анкет, опросных листов и т.д.), с помощью которых и осуществляется сбор эмпирической информации об изучаемом объекте. В методической части разрабатывается модель исследуемого явления; проводится пилотажное исследование.

В программе социально-психологического исследования указываются также методы обработки и анализа полученной информации.

2. РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

После завершения разработки программы исследования и на ее основе составляется рабочий план.

4 стр., 1839 слов

Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию ...

... что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников уже давно уделяется пристальное внимание, она является ... коммуникативной активности. В данной работе будут рассмотрены статьи по теме «Социально-нравственное воспитание дошкольников», опубликованных в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» ...

Рабочий план исследования в отличие от программы носит оперативный характер и определяет последовательность проведения исследования, намеченных процедур. Понятие «процедура» относится как к исследованию в целом, так и к отдельным его стадиям и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.

Общая процедура исследования включает следующие стадии: разработку программы исследования (определение проблемы, целей и задач, выбора объекта, способа сбора информации, разработка инструментария); сбор первичной информации; обработку и анализ собранной информации. В то же время каждый из этих видов работ относительно самостоятелен и предполагает различные пути и средства решения исследовательской задачи.

В рабочем плане указываются календарные сроки проведения конкретных видов работ, материальные и трудовые затраты, необходимые для достижения конечной цели исследования.

Для введения в рабочий план фактора времени, обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных видов работ можно использовать схему сетевого графика, который позволяет маневрировать ресурсами с учетом узких мест работы.

Завершение разработки плана исследования служит формальным основанием начала работ непосредственно на объекте исследования, то есть второго этапа исследования — этапа подготовки его реализации. На этом этапе проводятся разъяснительная работа участников среди исследования, издания соответствующих распоряжений и указов, проверка надежности инструментария.

На третьем этапе (этапе реализации) собирается необходимая информация и заполняются таблицы, производится математическая обработка полученной информации и составляется отчет о полученных результатах.

На четвертом этапе исследования анализируются результаты математической обработки полученной информации, составляются отчет по итогам социально-психологического исследования и пояснительная записка к нему, оформляются приложения. В приложении к отчету даются таблицы, данные которых иллюстрируют положения всех разделов отчета. Сюда же помещаются основные методические материалы, по которым проводились исследования.

3. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ СБОРА

ИНФОРМАЦИИ

В начале конкретного социально-психологического исследования экспериментатор должен получить первичные сведения о деятельности исследуемого объекта. Источником такой информации может служить документация,   с   изучением   которой   начинается   конкретное   исследование проблемы. Анализ документов — один из широко применяемых методов сбора первичной информации. К ним относятся печатные, рукописные и другие материалы. Документы классифицируются:

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в группах. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. . Теоретический анализ ... с "трудными" подростками в группах. Цель курсовой работы: изучить методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в группах. Данная цель раскрывается ...

—        по статусу: официальные и неофициальные;

по форме: письменные (рукописные, печатные, машинописные), иконографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки);

по целевому назначению: специальные (анкеты, тесты, протоколы наблюдений и др.) и косвенные (справочная и др. литература);

—        по выполняемым функциям: информационно-регулятивные (служебная
документация), коммуникативные и культурно-воспитательные (материалы
общественно-политических организаций);

по источнику информации: первичные (отчеты конкретных исследований) и вторичные (монографии, учебные пособия).

Существует множество методов анализа документов. Все они могут быть разделены на два основных вида: традиционный (классический) и качественно-количественный (формализованный) анализ. Традиционный анализ основывается на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Его можно подразделить на внешний (проверка подлинности документа, анализ «исторического контекста» документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренний (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).

Качественно-количественный анализ используют для преодоления субъективности традиционного анализа, более глубокого понимания содержания документа, а также при работе над документами, содержащими большие массивы информации. Он основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели, что делает измеримым качественное содержание документа, и результаты анализа становятся достаточно объективными.

Информацию об объекте можно получить, используя метод наблюдения. Наблюдение — это целенаправленное визуальное восприятие и регистрация действительности, ее наиболее важных событий, процессов, явлений.

Наблюдения делятся в зависимости:

а)        от места нахождения исследователя относительно исследуемого
объекта: включенное и не включенное;

б)        от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения
исследования: открытое и скрытое (инкогнито);

в)        от степени формализации процедуры, то есть жесткости предписаний
относительно того, что и как наблюдать: свободные (бесструктурные) и
стандартизированные (структурные);

23 стр., 11405 слов

Глава II. Методы социально-психологического исследования

... социально – психологических исследований, В.Е.Кузьмин упорядочивает всю совокупность методов следующим образом: Методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, ... исследования в современных условиях является довольно дискуссионным. «Сторонники», не без основания, утверждают, что в этом и только в этом случае исследователи получают достоверную и точную информацию ...

г)        по принципу регулярности во времени: систематические и
эпизодические;

д)        от количества наблюдаемых объектов: сплошные и частичные;

е)        по месту проведения и способу организации: полевые и лабораторные.
Преимуществом метода наблюдения является то, что оно осуществляется

одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатком метода наблюдения является прежде всего трудоемкость его осуществления.

Опрос самый популярный метод сбора первичной информации. Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя с респондентом. На основе опроса выясняют мнение людей по исследуемой проблеме, которые не нашли отражения в официальных документах, результатах наблюдений и других методов исследования. Надежность информации, получаемой при опросе, зависит от содержания и характера планируемой информации, техники опроса, уровня компетентности респондента. На практике чаще всего встречаются три разновидности опроса: анкетирование, интервью и эксперт-опрос.

Анкетирование — это письменный опрос на основе анкеты. Анкета представляет собой упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и

высказываний, которые направлены на раскрытие содержания проблемы. Она имеет определенную структуру и состоит из трех частей: вводной, основной и демографической («паспортички»).

Достоинствами метода анкетирования являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов; недостатком — невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Интервью — метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику. По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение нескольких часов беседа по общей программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.

Часто в практике работы возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служит компетентные лица — эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт — опросом, а сами суждения — экспертной оценкой. К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование и интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

Тест — задание стандартной формы словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

В социально-психологических исследованиях используется метод изучения продуктов деятельности — сбор информации при анализе материализованных результатов деятельности. При этом объектом исследования выступают не люди и не их отношения, а продукты их предшествующей деятельности.

В современных исследованиях все шире используются математические и статистические методы — теории корреляции, кибернетического моделирования, теории игр и т.д., но эти методы выполняют лишь функции инструментария в анализе, осуществляемом целым комплексом специальных методов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологическое      исследование        способ      получения

обоснованной, надежной и качественной информации. Оно включает:

—        предварительный анализ проблемной ситуации;

—        целенаправленное выделение, наблюдение и описание значимых явлений;
-проведение      необходимых      экспериментов      —      естественного      или

лабораторного, констатирующего или формирующего;

-обработку,        обобщение        полученной        социально-психологической информации.

Следующим моментом является объяснение полученных фактов и закономерностей, т.е. интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления — его структуру, факторы (условия и причины) возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния психологических характеристик. Такое объяснение фактически представляет собой обоснованное описание, позволяющее психологу сформулировать практические рекомендации, а также учесть их в рамках собственной социально-психологической работы.

ЛИТЕРАТУРА

Анастази А., Сьюзан У., Психологическое тестирование, — М., Питер. 2004

Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. -Л., 1989.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 2001.

Кузьмина Л.З. Психологическое исследование. — СПб., 1994.

Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. — СПб., 1994.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн.   Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 1999.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2004.

Собчик Л.Н. Психодиагностика, иетоды и методология. — М., 1990. Ю.Юревич А.В. Психология и методология. — М., 2005.