Психика и ее развитие 2

Лекция № 1

Тема лекции: «Психика и ее развитие».

Цель лекции: формирование понятия о психике и ее функциях.

Задачи лекции:

1. создать благоприятную атмосферу в работе с группой;

2. раскрыть понятие психики, ее структуру и функции;

3. рассмотреть этапы развития психики по А.Н. Леонтьеву

4. получить обратную связь от группы

Аудитория: III курс заочного отделения Пермского Краевого колледжа «ОНИКС».

Время: 90 минут

Здравствуйте, уважаемые студенты 3 -го курса!

Меня зовут Некрасова Юлия Геннадьевна, я студентка 4-го курса Пермского Государственного Педагогического университета. В данный момент я прохожу практику в вашем колледже, и в ближайшее время буду читать у вас лекции по психологии.

Итак, приступим.

Тема нашей лекции звучит следующим образом: «Психика и ее развитие», в которой мы разберем следующие вопросы:

1. Понятие о психике, ее структуре и функциях.

2. Психика и этапы ее развития (А.Н. Леонтьев).

3. Психика и особенности строения мозга.

Итак, запишем первый подзаголовок:

1 Понятие о психике, ее структуре и функциях.

Общее понятие о психике

? на сколько я знаю, вы уже касались понятия «психики», какое же определение знаете вы?

В некоторых источниках встречается другие определения психики, давайте запишем одно из них:

Психикафункция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Идеальный образ — целостное представление о чем-либо

? Для чего нам необходим образ будущего?

(предполагаемые ответы: регуляция своей жизнедеятельности, адекватность действительности, достижение целей и др.)

23 стр., 11102 слов

Общая психология. Конспект лекций

... М., 1980. Основные понятия: психология, душа, дух, психика, внутренний мир, субъект, психические процессы,…   Тема 2. Основные психологические школы и направления План лекции: Система школ ... основе современного термина (психология = гр. psyhe душа + logos понятие, учение) и сейчас трактуется как психика, внутренний мир человека. Душа – тонкоматериальная сущность человека, являющаяся «совместным ...

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями . Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Факторы, влияющие на формирование образа:

1. Общество (н-р: стереотипы – хороший — плохой)

2. Опыт и знания самого человека (н-р: отношение к грозе у древних людей и современного человека; восприятие реки у ребенка и взрослого и др.)

3. язык, речь (слово – носитель определенного смысла)

4. состояние человека (н-р: уставший человек – негативное восприятие мира; человек в состоянии тонуса – позитивное восприятие мира)

5. потребность (н-р: восприятие автомобиля профессиональным водителем или незаинтересованным человеком)

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания.

___________________________________________________________________

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений , а именно:

1) психические процессы, (ощущение, восприятие и др.)

2) психические состояния, (сосредоточенность, рассеянность и др.)

3) психические свойства, (потребности, интересы, убеждения и др.)

4) психические образования (знания, умения, навыки, компетенции и самооценка)

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса . Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

8 стр., 3501 слов

Процесс эволюции психики в филогенезе

... определений психики: - «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) ... сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Таблица 1 - Стадии и уровни развития психики и поведения животных Стадии и уровни психического отражения, ...

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями , так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на

познавательные – *(как вы считаете, что к ним может относится?) к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

эмоциональные – *(как вы считаете, что к ним может относится?) активные и пассивные переживания;

волевые – *(как вы считаете, что к ним может относится?) решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

н-р: память – запоминается то, что более значимо или эмоционально окрашено; мышление – лучше соображается в тихой обстановке.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу : они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние (например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности )

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего ...

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности , к которым необходимо отнести:

1. темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

2. жизненную направленность личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

3. Характер (система отношения и способов поведения);

4. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

5. Самосознание (осознание человеком себя во всех сферах жизни, своих возможностей и принадлежности в обществе)

Функции психики.

1. Функция восприятия окружающего мира

на основе живого существа — ориентировка существа в окружающем мире, на уровне человека – и познание мира, выделение его существенных закономерностей.

2. функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечении выживания самого существа и его потомков.

2 Психика и этапы ее развития.

Существуют разные подходы, к пониманию того, кому присуща психика:

1. антропопсихизм (Р.Декарт)

психика присуща только человеку

2. панпсихизм (французские материалисты)

всеобщая одухотворенность природы, т.е. всей природе, всему миру присуща психика (камню в том числе)

3. биопсихизм

психика – свойство живой природы (присуща и растениям)

4. нейропсихизм (Ч. Дарвин)

— психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему

5. мозгопсихизм (К.К. Платонов)

— психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у дивотных психики нет, т.к. у них узелковая н.с., без выраженного головного мозга)

Основные этапы развития психики.

А.Н. Леонтьев: критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды(звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

Психика и ее развитие 2

Рис. 2 . Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться , появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом , в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);
— нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);
— нет способности планировать свою деятельность , рассматривать различные варианты ситуаций;
— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);
— у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Итак, давайте зафиксируем вышесказанное в виде таблицы:

Психика человека Психика животных
· способность к анализу · не способны анализировать
· речь и речевое общение · отсутствие речи (звуки, сигналы)
· способность планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуации. · Отсутствие планирования
· Передача опыта · Не передают опыт
· сознание · отсутствие сознаниея
· слова со значениями · нет слов

3. Психика и особенности строения мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Давайте теперь и мы с вами попробуем определить особенности вашего мозга. Вы знаете, что существуют такие феномены, как право-леворукость, право-левоногость, так же это относится к ушам и глазам.

Давайте попробуем определить ваши ведущие части тела.

Тест:

1. сожмите пожалуйста перед собой руки в замочек. Какой палец сверху, правый или левый? Та рука и является ведущей.

2. Скрестите руки на груди. Какая рука сверху?

3. Какая нога у вас является толчковой? С какой вы начинаете ходьбу?

4. Определение ведущего глаза : найдите точку на стене; наведите на нее палец; поочередно закрываем глаза; где нет смещения?

5. Определение ведущего уха : хорошо тестируется у младенцев.на какую сторону вы кладете голову? Верхнее ухо – ведущее.

У женщин асимметрия полушарий ярко не выражена. У мужчин – левое или правое полушарие. ЛП – отвечает за функции, которые являются новыми (креативные и нестандартные люди).

ПП – все что отложено (для женщин).

Давайте посмотрим чем же отличаются полушария:

критерии Левое полушарие Правое полушарие
1. функции

1. речь

2. письмо

3. счет

4. вербальная память

5. логические рассуждения

1. Музыкальный слух

2. Восприятие пространствен-ного отношения

3. Опознание целого и частей

4. Определение форм и структур

Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения. При выходе из строя одного из полушарий нарушается и функция за которую оно отвечает.
2 при выключении полушарий.

1. Остаются творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием форм)

2. Плохое настроение (тоска и печаль)

3. Немногословные реплики

4. Мир представляется только в черном цвете

Депрессивное состояние

1. Интеллектуальный уровень не срадает

2. Изменение эмоционального состояния:

a. Человека охватывает эйфория

b. Человек возбужден и словоохотлив

c. Реакции маниакальны

d. Литературность речи с использованием сложных грамматических конструкций

3. Человек лишается творческой жилки

Эйфорическое состояние.

Сущность полушарий Безоглядный оптимизм «дух отрицания, дух сомнения»

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не «только начинается», то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Ну что же, на этом наша лекция подошла к концу. Если у вас появились какие то вопросы, я готова на них ответить. Если вопросов нет, то я прощаюсь с вами до следующего раза.