Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм*

С. В. Лонгинова

Как известно, экспериментальная методика пиктограмм направлена на исследование опосредованного запоминания. Этот метод основан на положениях отечественной психологичес­кой теории (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека. Сама же методика пиктограмм предложена впервые в Советском Со­юзе А. Р. Лурией, она широко применяется в отечественной пси­хиатрии и вошла даже в последний учебник психиатрии.

Впервые Г. В. Биренбаум использовала ее для анализа мыш­ления больных. Чрезвычайно ценные данные ее исследования превратились теперь в библиографическую редкость. Однако сама методика широко применяется в патопсихологии имен­но для исследования мышления (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубин­штейн и др.).

Задача исследования.Теоретическая задача исследования заключалась в попытке подвергнуть психологическому анали­зу те особенности мышления, которые в психиатрии обознача­ются как «причудливость», а иногда даже как «разорванность» ассоциаций. ^

Нашей задачей в данной работе было исследование мыш­ления больных с помощью метода пиктограмм. Особенность на­шей работы заключалась в тщательном анализе содержания

*См.: Тезисы докладов конференции «Проблемы патопсихологии».- М., 1972. (Прим.: Работа выполнена под руководством С. Я. Рубинштейн.)

^НЬях выборов образов дла запоминания. В связи с этим ука-^•|ная методика, не менявшаяся по своему существу, была ^И^солько дополнена подробными расспросами больных о том, |^И|ким путем и чем именно сделанный выбор поможет при вос-^Лшзведении заданного олова и выражения. Мы пытались ^НрКрыть причину возникновения того или иного вида выбора. ^^1 На протяжении восьми лет практической работы в лабора-^Лрии патопсихологии больницы им. П. Б. Ганнушкина этот ^•^тод применялся нами при исследовании всех больных с со-^ИЬветствующим образованием, которые направлялись клини-

[стами в лабораторию. |^ВГ Состав испытуемых.Всего было исследовано 330 больных.

|^Н|1зних 160 больных шизофренией. Эти больные были без Ц^И^строй психопатологической симптоматики, без грубого |^1Наоционального и интеллектуального дефекта, а также без вы-и^аженных нарушений мышления. Все больные отличались «^»Сравнительной психической сохранностью и вызывали значи-|»ельные трудности при постановке диагноза и решении экс-|Яертных вопросов. Чаще всего больные направлялись в лабо­раторию с задачей отграничения шизофрении от других | «озологий (психопатии, эпилепсии, органического заболеванияЦНС,сосудистого заболевания головного мозга, олигофрении).

2 стр., 739 слов

Методика диагностики понятийного мышления

... словесно-логического мышления. Далее приведем методики, направленные на изучение особенностей мышления младших школьников. Исследование вербально-логического мышления. За основу методики взят тест структуры ... направления, понятие расстояния. Исследование наглядно-образного мышления (Гештальт-тест-Бендер, Методика диагностики зрительно-моторной координации) Данная методика используется для выявления ...

Надо было выявить наличие или отсутствие нарушений мыш­ления, так как в клинике этот вопрос было трудно решить.

Были также подвергнуты анализу результаты исследования

больных эпилепсией (44 человека) без грубого интеллектуаль­ного дефекта и без острой психопатологической симптомати­ки, без объективных сведений о припадках. Они такясе вызы­вали сомнения в клинике и направлялись в лабораторию

с целью дифференциального диагноза.

В нашем исследовании была контрольная группа, которая

состояла из 127 испытуемых, не страдающих психическими заболеваниями. Она состояла из испытуемых, которые находи­лись в стационаре на исследовании или проходили стационар­ную военную или трудовую экспертизу. Такой подбор конт­рольной группы был обусловлен следующими соображениями:

во-первых, мы считали, что при обследовании любого коллек­тива не исключена возможность наличия психически больных испытуемых; во-вторых, наша контрольная группа казалась более «чистой», «достоверной» в отношении психического здо­ровья, так как это были люди, которые уже прошли тщательное

стационарное психиатрическое обследование. Несмотря на то чтоб отношении психического здоровья этих людей и возни­кали какие-то сомнения, тем не менее при выписке из боль­ницы у них не было найдено психического заболевания («практически здоров») или же были поставлены диагнозы («невротические реакции», «психопатия»).

Все названные ди­агнозы были окончательно установлены в клинике после вы­писки больного.

Результаты исследования.Испытуемые этой группы с легкостью воспринимали инструкцию, условность задания была доступна, они без труда опосредовали любые данные сло­ва или выражения независимо от степени их условности и аб­стракции. Так, например, к выражению «веселый праздник» чаще всего рисовали флаг, салют, рюмку вина, демонстрацию, улыбающееся лицо, елку, магнитофон; но иногда встречались и такие рисунки: три гвоздики (как символ революционных праздников), гитара, дети, игрушки и т.п.; к слову «развитие» чаще всего были сделаны такие рисунки, как спираль, гра­фик, мозг человека, маленький и большой человек, яйцо, книга, деление клетки, диаграмма, несколько растений;

к слову «справедливость» чаще всего рисуют фемиду, судью в кресле.

Из анализа образов, избранных здоровыми людьми, видно, что хотя каждое предложенное для запоминания слово допус­кало неограниченное количество выборов, но многие из них были стандартны или банальны.

А. Р. Лурия в лекциях, посвященных «опосредованному запоминанию», писал: «Каждое слово является не только об­разом предмета, но и системой потенциальных связей,в ко­торые вступает данный предмет». Следовательно, как отмеча­ет А. Р. Лурия, в процессе опосредованного запоминания человек заботится не о том, чтобы выделитьпригодныедля за­поминания связи. Связи, которые испытуемые применяют для запоминания, могут быть искусственны, не отражать суще­ственных отношений действительности, но они должны быть адекватны по содержанию, так как именно адекватность вы­бора и обеспечивает надежность воспроизведения.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из ... ближайшего развития" и презентирующего малышу основное средство ориентации в задачах, возникающих в связи с ней - оценку. Оценка направляет деятельность ребенка на культурно-значимое достижение ...

Совершенно противоположный характер носили выборы больных шизофренией. Этими больными при выполнении ме­тода пиктограмм было продуцировано всего 2462 выбора. Сре­ди полученных видов выборов было отмечено адекватных по со-

^^Вщшю 37% , неадекватных — и^ /о . хур^х^хх^ ^^^^—-._ __. ^^^Щмых больными образов на адекватные и неадекватные ^Цг, разумеется, быть субъективным. Не было, однако, убе-^И^ьных формальных оснований для такого деления. Сум-^Цй материал, можно было отметить, что отсроченное вос-•|^ведение 10 слов было доступнее больным шизофренией,

••Отсроченное на такой же интервал времени воспроизведе-^^И^иктограмм. Но критерий воспроизведения для оценки ^Ирсватности каждого отдельного образа не был пригоден, так ^И^ все исследованные больные были молоды и воспроизводи-И^яасто механически (даже такие слова, которые пропуска­на совсем ничем не опосредовали либо опосредовали нелепо).

Нржно было бы столь же суммарно отметить, что в отличие И| некоторой стандартности выборов у здоровых («дружба — Д^копожатие», «болезнь — кровать» и т.д.) выборы психичес-

•Ци больных, особенно больных шизофренией, были нестандарт-Нрыми, своеобразными (аналогично нестандартности признаков

уравнения в работе Т.К. Мелешко).

Нам, однако, казалось более уместным и продуктивным, вправляясь от обобщения фактического материала, выявить типологию и подвергнуть анализу все выборы. Доказатель­ством неадекватности становится при таком подходе сам пси­хологический анализ выбранных образов. Приведем примеры ^наиболее неадекватных, почти необъяснимых образов.

При запоминании выражения «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «Вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию».

К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жиз­ни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл

курицу».

Видно, что образы, которые больные придумывали для за­поминания предлагаемых понятий, были очень далекими от содержания заданного понятия. И как ни странно, но по­добные виды выборов отмечались у больных с формально сохранными операциями анализа, синтеза, отвлечения, абст­рагирования; в пиктограмме таких больных нередко встреча­лись также адекватные по содержанию выборы. Анализу под­вергнуть эти связи чрезвычайно тру дно. «Отдаленные» образы

Патология психических процессов1

134;

можно лишь трактовать как «разорванность», «вычурность» «причудливость» и т.п. Это широко распространенные в пси­хиатрии характеристики мышления при шизофрении. Но как отмечает Ю. Ф. Поляков, «такие понятия представляют собой лишь образные характеристики того, как мы воспри­нимаем проявления нарушений», поэтому теоретическая за­дача заключалась в попытке психологического анализа осо­бенности мышления, анализа этих причудливых выборов.

8 стр., 3791 слов

Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм

... Мы приведем несколько таких видов выборов. Больная Б., 1937 г. рождения, образование среднее. При запоминании слова "справедливость" ставит две точки: ... Эти фигуры также несли символическую нагрузку. Больной Д., 1940 г. рождения. "Разлука" - рисует брусок: "Брусок потянули, он и ... рисунки: три гвоздики (как символ революционных праздников), гитара, дети, игрушки и т.п.; к слову "развитие" чаще всего ...

В связи с возникшей трудностью в объяснении столь «от­даленных» связей мы решили попытаться построить психоло­гический анализ выборов на более доступных, менее причуд­ливых видах связей, надеясь, что результаты их анализа помогут разобраться в причинах возникновения и в характере структуры «отдаленных» связей.

1. Анализ выборов по объектам

Выхолощенные (9%).

К ним мы отнесли пустые, бес­содержательные, схематичные связи. Схематизация доходит иногда в рисунках до полной абсурдности. Испытуемые дела­ют настолько условные рисунки, что их становится невозмож­но дифференцировать. Иногда создают не рисунки, а пустые схемы. Рисунок настолько теряет границу условности, что в нем, по существу, ничего не остается от нужного слова. У та­ких больных вся нужная условность для данного задания от­сутствует. Мы приведем несколько таких видов выборов.

Больная Б., 1937 г. рождения, образование среднее. При запоминании слова «справедливость» ставит две точки: «Ска­зано — сделано. Если многоточие, то это без окончания».

Больной А., 1941 г. рождения, образование среднее. Для того чтобы запомнить слово «справедливость», рисует круг:

«Справедливость ассоциируется у меня почему-то с кругом. Круг — это вроде без всяких углов».

Псевдоабстрактность. Подвидом указанных типов выборов являются псевдоабстрактные, т.е. такие, в которых средством запоминания служили не пустые значки, точки, линии, а абстрактные фигуры. Эти фигуры также несли сим­волическую нагрузку.

Больной Д., 1940 г. рождения. «Разлука» — рисует иру-сок: «Брусок потянули, он и порвался, не выдержал нагрузки, ведь разлука исходит не от людей, которые разлучаются, а от каких-то внешних условий, факторов. Было единое целое, еди­ное тело, а образовалось два, разлучаются две соседние части

одного и того же тела».

Больной В., 1945 г. рождения. «Сомнение» — рисует бес­форменный предмет: «Что-то бесформенное, неопределенный I предмет… сомнение — это тоже неопределенность».

(^Предметность рисунка для припоминания не была выдер-рка, выборы были чрезмерно широкими и совершенно не от-

ркали реального содержания слова. ||Из примеров, приведенных выше, видно, что больные

рскфедовали процесс запоминания неадекватно, т.е. выби­рали такие образы для запоминания, которые уже сами Р> себе не имели никакого содержания, не несли никакой реформации, которая бы помогла при воспроизведении. |Ьдержателъностъ здесь полностью отсутствовала, больной рюрировал бессмысленными символами. Здесь следует отме­рить, что абстрактные знаки и символы нередко встречаются ^пиктограммах психически здоровых людей, но там они со-рержательны. Здесь дело идет о явлении, существенно отли-ртающемся оттого, которое обозначается словом («символ») |в применении к психике здорового человека. Для последнего

4 стр., 1761 слов

Патопсихологическое исследование успешно работающих больных шизофренией

... в условиях и требуется лишь адекватный выбор, больные успешно справляются. Именно такую структуру имеет профессиональная деятельность этих больных. У других больных оказываются сохранными трудовые установки, а ... редакторские курсы, искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В дальнейшем такие больные (кроме больной В., которая только в 1971 г. закончила исторический факультет) с ...

^ символ есть условное обозначение какого-либо понятия или отношения при помощи определенного конкретного знания («сердце — любовь», «якорь — надежда», «спираль — разви­тие»).

Психически здоровый человек отчетливо разграничи­вает буквальное значение от переносного, конкретное от от­влеченного, поэтому он, употребляя символ, всегда отдает себе отчет в относительном и условном характере связи между обо­значением и обозначаемым.

Выборы по созвучию (2%) также следовало отнес­ти к формальным. В данном случае больные при выборе обра­за, помогающего запомнить, руководствовались звуковым со­ставом слова и выбирали такой рисунок, в название которого входил тот же самый слог, что ив заданное слово. Приведем

примеры.

Больной Р., 1945 г. рождения. Чтобы было легче запом­нить слово «обман», рисует ложку: «Это ложь, можно обма­нуть друг друга, врать. Это тоже обман. Обман — это ложь ложь похожа на ложку».

Больной Н., 1922 г. рождения, образование среднее. Для запоминания выражения «мальчик — трус», рисует мальчи­ка в трусах: «Мальчик в трусах, именно трусы, специальной темной линией обвел, чтобы они привлекали мою память и умышленно не нарисовал ног, на трусах букву Т».

Анализ приведенных средств запоминания показывает, что больные при выборе образов руководствовались составом сло­ва, начальными буквами, внешними впечатлениями.

Здесь также нарушены конкретные связи, слова не соеди­нены между собой смысловым образом, остается пустая форма слова, связь между ними образуется «на основе внешних, чис­то звуковых моментов». Это было описано Б. В. Зейгарник.

Конкретные выборы с символическим объяс­нением (6%).

При образовании указанных видов выборов больные оперировали уже не пустыми символами или абстракт­ными фигурами, а конкретными образами. Однако эти образы не отражали содержательную сторону заданного понятия, а так­же несли на себе символическую нагрузку. Приведем примеры

Рис../

Разлука — песочные часы. «Песочные часы — символ времени и разлуки, так как песок — это живое, имеет свойство передви­жения, а символ разлуки, так как этот песок подчинен не природе, а замкнут в сосуде, он мертвый, но живущий, так как живет по­средством человека».

Дружба — бетонный блок. «Что важнее всего в дружбе? Ее крепость, монолитность. Нарисую бетонный блок. Бетонный блок — это символ прочности».

Счастье — цветок и мотылек. «Цветок и порхающий мотылек — это символ спокой­ствия и равновесия в жизни».

Больной А., 1946 г. рождения. Чтобы за­помнить слово «разлука», рисует стену, мусор-

нее ведро и человека. Объясняет: «Стена, мусорное ведро и ^п-дит человек на этом ведре, обхватив голову, и думает, что сно­ва один. Человека как ненужную личность, бесполезность его существования можно ассоциировать с мусором, помойкой, тоже которая не нужна. Стена — символ одиночества, это сим­вол того, что человек замкнулся в себе. Стены обычно такие

8 стр., 3820 слов

Глва 7.Запоминание услышанного

... см., например. Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982. (Примеч. ред.) Запоминание услышанного нашего внимания. Она удерживает разнообразные виды информации, включая зрительные образы, ... ка одного из анализаторов, что полностью блокирует все другие виды восприятия. Запоминание услышанного Изменение диапазона внутри одного анализатора на­зывается избирательным вниманием. ...

рисуют, очень высокими».

Мы видим из примеров, что

дьные при опосредовании бра-

I один из аспектов понятия.

ьЮТ аспект настолько расширял-

I и гипертрофировался, что пол­остью определял выбор образа.

азберем один из примеров. При

йюсредовании слова «дружба» руольной рисует бетонный блок. риз рассуждений больного выте-|кает, что дружба— это «проч-|йость», «монолитность». Да, дружба действительно ассоции­руется с перечисленными поня­тиями. Но больной односторонне \^»»

подходит к понятию, рассматри- Рис.2

вает «дружбу» только именно

в одном аспекте. Избранный аспект, в свою очередь, настоль­ко неадекватно раздут и гипертрофирован, что очень легко увя­зывается больным с «бетонным блоком». Таким образом, по­лучается, что бетонный блок — символ дружбы.

Конкретные выборы смасштабным объяс­нением (2%).

По своей структуре и по происхождению они близки к описанным выше видам выборов. В основе указанно­го вида выбора также лежит привлечение конкретного образа. Но пользуются им неадекватно, придавая ему неоправданно

широкий смысл. Приведем примеры.

Сомнение —люди, дома (все перечеркнуто).

«Вообще жизнь, люди, дома — и сомнение, есть ли во всем этом смысл».

Ум —два каких-то тела. «Способность человека соединять различные, далеко стоящие вещи, какие-то идеи, образы».

1 «И ——————

Обман — мозг и речевой аппарат. «Мозг и речевой аппа­рат — говорит одно, а думает другое».

Богатство — рыба. «Рыбные запасы — богатство государ­ства».

Остановимся на примере запоминания слова «сомнение». Нарисованы конкретные предметы (люди, дома), а рассужде­ние ведется о жизни вообще, следовательно, и о сомнении во­обще. Рассуждения приобретают настолько масштабные раз­меры, что теряют смысл, превращаются в символическое обозначение. Этот большой масштаб в применении к мелким конкретным фактам или предметам характеризуется поняти­ем «резонерство» (как это указано Т. И. Тепеницыной).

Конкретные выборы, основанные на чув­ственном впечатлении (7%).

Этот тип выборов близок по значению разобранным выше видам образов. Приведем при­меры.

Обман— расходящиеся линии. «Взрыв чувств, сопровож­дающих обман… реакция на обман».

20 стр., 9864 слов

Исследование нарушений памяти у больных с черепно-мозговой травмой

... Л.С. Цветковой, методика Л.С. Цветковой Узнавание фигур, методика Л.С. Цветковой Запоминание символических фигур Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных ... патоморфоз психических болезней, внедрение новых форм социальной и трудовой реабилитации больных также предъявляют новые требования к данной стороне экспериментально-психологических исследований. ...

Печаль —паутина. «Паутина всегда связана с темными углами в доме, а темные углы навевают грусть».

Справедливость —руки. «Чистые руки, нравственно чис­тые руки, такой человек справедлив, он не делает зла».

Из примеров видно, что больные при выборе образа для за­поминания руководствовались чувственными впечатлениями. Так, к слову «обман» больная рисует расходящиеся линии, так как обман сопровождается «взрывом чувств». Такое пережи­вание возможно. Но в данном случае опять взята одна сторона понятия, которая слишком гипертрофируется.

Все приведенные варианты выборов мы объединяем в груп­пу символических.

Анализ результатов.Склонность больных шизофренией к символизации уже давно была отмечена многими психиатра­ми (С. С. Корсаков, В. А. Гиляровский, Г. Е. Сухарева, А. А. Пе-рельман, А. Н. Залманзон) и психологами (Г. В. Биренбаум, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн).

Некоторыми из них была предпринята попытка дать теоретическое обоснование указан­ному факту. Так, В. А. Гиляровский объясняет склонность боль-

%символике «паралогичностью» мышления, х. ^. ^—^. щоих работах отмечает, что «во многих случаях уход от ре-10ГО в мир схем и абстракций несомненно играет роль гипер-Диенсации». Больной начинает строить свои собственные ^емы, прорабатывать все по особой схеме, «все в жизни де-Ццинируется для него какими-то математическими критерия-1, — пишет Г. Е. Сухарева. Больные отходят от реальности, •вторыми у них нет адекватных и эмоциональных связей, |рой особый мир, часто мир причудливых схем и вычурных, Цтрактных конструкций». Г. В. Биренбаум, изучавшая нару-|цния понятий у душевнобольных, также указывала на склон-рета больных шизофренией к «схематической» и «пустой» сим-|р[ике. Она отмечает, что «это небогатая абстрактность, р^яяющаяся высшей формой отображения действительности, |ць1чурный формальный прием, благодаря преломлению дей-ррвительности через аутизм больного». С. С. Корсаков указы-рл на «сочетание рифмованных слов или сочетания слов по со-рдучию начальных слогов (аллитерация), или переход от одной рцеи к другой только по сходству какого-нибудь признака». | Детальный анализ приведенных примеров позволил нам рлиже подойти к теоретическому объяснению возникновения реимволических выборов. В основе возникновения каждого та-||сого выбора лежит, видимо, разная степень аффективной на­пыщенности мыслительного акта. Там, где проведены были | Выборы, сделанные на основе чувственного впечатления, а так-| же выборы с масштабным и символическим объяснением, от-| четливо выступает роль аффективной насыщенности мысли-| тельного акта больных. Действительно, когда больной I выбирает к слову «печаль» — «сломанную ветку», эта связь, | без сомнения, отражает некоторый аффективный накал боль­ного . Он сам раскрывает нам свои переживания, сравнивая этот образ с гибелью ребенка. Такого рода выборы могут возникнуть только при особой эмоциональности восприятия, при наличии обостренных переживаний. Такая трактовка возникновения символических образов полностью согласуется с мнением Б. В. Зейгарник. Б. В. Зейгарник прямо ставит символику мышления больных шизофренией в тесную связь с «разнопла­новостью» и эмоциональной насыщенностью. В своей моногра­фии автор пишет: «Именно из-за «разноплановости» мышле­ния и эмоциональной насыщенности обыденные предметы

11 стр., 5421 слов

Нарушения памяти у больных эпилепсией

... нарушения памяти у больных с эпилепсией. Гипотезой данного эмпирического исследования является: во-первых, предположение большей выраженности нарушения опосредованного запоминания по сравнению с ... «докторочек, миленький, посмотри, как я свою кроваточку убрала». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным. Все перечисленная симптоматика совершенно необязательно должна быть ...

начинают выступать в виде символов».

140 Патология психических процессов

Правомерно сомнение в том, что все эти виды выборов яв­ляются родственными по происхождению. По всей вероятнос­ти, выхолощенные, пустые по созвучию выборы могут свиде­тельствовать не столько об аффективном накале, сколько об угасании, опустошении аффективной жизни. Действитель­но, когда больные для запоминания самых разнообразных по­нятий рисуют только одни знаки, точки или используют ка­кой-то слог заданного понятия, эти образы говорят о начале эмоционального опустошения (имеется в виду не дефектное со­стояние больных, впервые проявления выхолощенности).

Здесь имеется в виду не количественная степень аффективно­го накала, а определенная динамика аффективного мировос­приятия, от накала до пустоты. Эмоции, испытываемые боль­ными, не регулируют его мыслительный акт, а, наоборот, дезорганизуют его. Выборы образов для запоминания становят­ся неадекватными.

Таким образом, объяснение всем описанным видам выбо­ров следует искать в динамике аффективного насыщения ин­теллектуального акта, что и отличает их от следующей груп­пы образов для запоминания.

2. Анализ выборов по динамике мыслительного акта

Неадекватность выборов проявляется часто не столько в вы­бранном образе для запоминания, сколько в самом процессе выбора.

Множественный тип выборов (5%).

Данный вид выборов является следствием наиболее грубого нарушения ди­намики мыслительных процессов. Для подобного типа выбо­ров характерно, что к заданному понятию выбирается несколь­ко не связанных между собой образов для запоминания. Приведем пример.

Справедливость — весы, полка с книгами, ребенок и солн­це. «Весы, рычаг не колеблется— значит, все справедливо, чаша «грехов» не перетягивает чаши «наказаний». Одна чаша темная, другая — светлая. В черной — грех, в светлой — на­казания. Стрелка вверх, так как справедливость торжеству­ет, не хочу судить вверх ногами… Полка с книгами — свод законов, судить нужно справедливо, по закону, но не так, что­

. исследивампс моишюппл т^.у/^/,.. ……… ^-

бы после этого было причинено зло, выше этих законов может быть свобода, данная человеку от природы, человек рожден свободным. Птичка и цветок — символ свободы. В настоящее время нужно помнить о том, что справедливость — это дар потомкам, маленький ребенок — символ потомства, чтобы дети были всегда счастливы, пусть всегда будет солнце. Весы ниже всего, а выше — свобода».

| Из примера видно, что для запоминания одного понятия больной использует сразу несколько образов, которые по содер­жанию далеки друг от друга и не связаны между собой. Мыс-жительные процессы больного грубо расплывчаты, ненаправ­ленные что характерно для больных шизофренией. В связи | с этим и отмечается такая легкость выборов образов для запо­минания. В расплывчатости, ненаправленности и лежит при-

20 стр., 9936 слов

Неосознаваемые психические процессы и состояния

... волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и ... исследовательской концепции, выдвижение гипотез. 3. Планирование исследования, определение цели и задач, выбор методов и методики. 4. Сбор данных и их описание. В теоретическом ...

I чина множественности выборов. 1Такой тип выборов следует отличать от обстоятельности,

[ которая свойственна больным эпилепсией. У наших больных 1также отмечалась обстоятельность выборов (5%).

В тех слу­чаях, когда имеет место обстоятельность, речь может идти только лишь о многопредметности выборов, т.е. все предме­тырасположены в одном плане и каждый предмет служит для подкрепления запоминания.Например, больной эпилеп­сией, решая нарисовать к слову «болезнь» кровать, обязатель­но подрисует лежащего на кровати человека, градусник, пу­зырек с лекарством. Из этого примера видно, что больной не может отвлечься от множества конкретных связей, не в со­стоянии оттормозить что-либо одно главное. (Об этом факте

Патология психических процессов

писала в своей монографии Б. В. Зейгарник.) Между тем мно­жественность — следствие разноплановости, расплывчатос­ти ассоциаций.

Полной противоположностью множественным и обстоя­тельным выборам являются стереотипные выборы. Такой тип связей обнаруживается только при рассмотрении пиктограм­мы в целом. Примером таких связей служат пиктограммы, в которых больные для запоминания самых разнообразных, даже разнородных понятий, пользуются одними и теми же об­разами (например, рисуют или только людей, или только дома, или только цветы и т.п.).

Такой тип выборов является также следствием нарушения динамики мыслительных процессов. Но нарушения при сте­реотипии выборов уже иного порядка, мысль течет настоль­ко инертно, что больные как бы застревают на одном образе.

Конкретные выборы с расплывчатостью в объяснениях (15%).

Отличительной особенностью на­званных образов является факт, когда больные, выбирая близ­кие к адекватным образы, не используют их как средство за­поминания, не удерживаются на единой линии, уходят в объяснениях к избыточным, побочным ассоциациям. Приве­дем примеры.

Разлука —стена. «Это стена, большая, глухая, человек перед ней, потерявший часть себя, часть сил, измученный, тоскующий… эта тоска отнимает у него силы, возможности, единственно чем держится — это надеждой».

Да, «стена» может напомнить «разлуку». И вначале больной правильно начинает рассуждать и объяснять выбор, но в своих рассуждениях быстро уходит в сторону и начинает рассуждать просто о человеке, его надеждах, вплетая в рассуждения соб­ственные переживания. Конкретный образ как бы растворял­ся, расплывался в рассуждениях больного и не мог служить средством запоминания.

При такого рода выборах нарушения мыслительного акта выступают не столько в содержании самих выборов, сколько в объяснениях.

Фрагментарный вид выборов (13%).

Указанный вид выборов характеризуется тем, что выбранные образы яв-

143

. Исследование мышления методом пиктограмм

^гся фрагментами конкретной ситуации, созданной сами-|больными, но фрагментами, избранными неудачно.Приве-примеры.

Развитие —счеты. «Устный счет, развиваются, когда счи­тают».

Надежда —скамейка. «Скамейка, когда надеятся, то обя­зательно ждут, ждать, стоя, неудобно».

Справедливость —палец. «Указательный палец, подня­тый кверху… когда люди доказывают справедливость, то они могут сделать такой жест».

Мы видим, что в процессе выбора образа строилась конк—•ная ситуация, которой больные пытались объяснить свой ;бор. Но из адекватно построенной ситуации выбирается „_ пригодный для запоминания образ.

Анализ результатов.Как указывает А. Р. Лурия, «в про­цессе опосредованного запоминания человек не заботится ^том, чтобы выделитьпригодныедля запоминания» образы. ,1о фрагментарные выборы, которые встречались у наших вольных, совершенно были непригодны и неполезны для за­поминания. Можно было бы предположить, что эти фрагмен­ты пригодны для больного потому, что связаны с его личны­ми переживаниями, т.е. являются эгоцентричными. Однако пояснения больных доказывают, что это не так. Например, если больной рисует скамейку к слову «надежда», можно было бы думать, что это связано с личными переживания­ми, но объяснение «стоя, ждать неудобно» отрицает такое предположение. Такой неудачно выбранный фрагмент мог возникнуть только при ненаправленности мыслительного

акта.

Фрагментарный тип выборов следует отнести к менее гру­бым нарушениям динамики мыслительного акта, но все же

к нарушениям ее.

Таким образом, в этом разделе объединены такого рода вы­боры, которые обусловлены нарушением динамики психичес­ких процессов (инертность, замедленность, чрезмерная теку­честь), и такие, в которых нарушена целенаправленность мыслительного акта.

-| 44 Патология психических процессов 3. АНАЛИЗ ВЫБОРОВ ПО ЗНАЧИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ

Методика пиктограммы, стимулирующая свободный выбор образа для запоминания, носит в некоторой степени прожек-тивный характер. Она в норме отражает личные интересы, за­мыслы или опасения испытуемых. Особенно велико это отра­жение при задании запомнить эмоционально значимые слова («надежда», «счастье», «болезнь» и т.п.).

Иногда даже для за­поминания нейтральных слов здоровые испытуемые избира­ли слова, связанные с личными устремлениями (например, «богатство» — автомобиль или новая квартира).

У здоровых испытуемых эгоцентричных выборов, личност-но значимых, было немного. В патологии же эта личностная обусловленность выступает резче и конкретнее. Чаще всего пиктограммы, состоящие из сплошь эгоцентричных, наблюда­лись при эпилепсии. Но нередко они выступали у больных ши­зофренией. Эгоцентричность здесь достигала степени нелепо­сти. Больной отказывался рисовать что-либо для запоминания выражения «вкусный ужин», так как он сам никогда не ужи­нает. Иногда больные с ипохондрическим синдромом к тому же «вкусному ужину» рисовали микробы. В ряде случаев в пик­тограммах впервые обнаруживались суицидальные намерения больных.

Наличие эгоцентрически обусловленных выборов зависело не только от содержания переживаний больных, но и от степе­ни доступности.

В ряде случаев больные даже к эмоционально значимым словам приводили слишком общие, не имеющие никакого от­ношения к их переживаниям. Так, например, больной, нахо­дящийся в психиатрической больнице, может к слову «бо­лезнь» нарисовать человека, у которого одна рука короче другой, или перевязанный порезанный пальчик. Это говорит о том, что больные не желают раскрываться перед эксперимен­татором, не хотят показывать свои внутренние переживания и мысли. Такого рода выборы дают возможность вскрыть внут­реннюю эмоциональную отгороженность больного.

Мы наблюдали у больных шизофренией и другой вариант «отгороженности» и нежелания показать, обнажить свой внутренний мир. В этом случае больные использовали посло­вицы, поговорки, выдержки из песен и литературных произ­ведений.

145

инова. Исследование мышления методом пиктограмм

Особый интерес представляет анализ качества рисунков — |.с точки зрения художественной ценности, а как выраже-|е состояния психики (незавершенность, схематичность р.д.).

Этому посвящено огромное количество зарубежной ли-ратуры, в большинстве — психоаналитической, но иногда деющей и диагностическую ценность. Это дает возможность ^анализировать и наш материал, что будет предметом даль-

|йшей работы. Выводы

1. Пиктограмма оказалась эффективным методом для оцен-.1 мышления больных шизофренией, в частности, для ранней

яагностики расстройства мышления. , 2. Процесс составления пиктограммы представляет собой целостный акт, в котором как бы слиты, мнестические, эмо-Цциональные и содержательные компоненты мыслительного

|Иста.

3. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что

Неадекватность мыслительных процессов при шизофрении I обусловлена не только неадекватностью самого объектавыбо-1 ра,а обязательно сочетается с нарушениемпроцессавыбора | объекта для запоминания.