Методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ДЦП 5

1.1. Понятие детского церебрального паралича…………………………………………….. 5

1.2. Традиционные методы реабилитации детей больных дцп на восстановительном периоде 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ДЦП 26

2.1. Описание методов проведения исследования 26

2.2. Методика обследования физического состояния детей с ДЦП 27

2.3. Выявление двигательных нарушений у детей с различными формами ДЦП 31

2.4. Система мероприятий, направленная на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП 36

2.5. Оценка эффективности коррекционной работы 37

2.6. Анализ динамики развития двигательных навыков у детей с различными формами ДЦП 40

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 44

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЕЙ ГЛАВЕ 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей, страдающих нарушениями опорно-двигателыюго аппарата у детей с последствиями детского церебрального паралича.

Наиболее частой формой патологии детского церебрального паралича является спастичность мышц, которая обуславливается развитием контрактур, порочных установок и деформацией опорно-двигателыюго аппарата.

Движения у детей являются одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности у детей приводит к нарушению мышечно-связочного аппарата, изменениям дыхательной системы, психики, нарушению обменных процессов, негативно влияет на их жизнедеятельность.

У детей с последствиями детского церебрального паралича страдает не только центральная нервная система, но и нервно-мышечный аппарат конечностей, что нередко приводит к тяжелым контрактурам, деформациям * конечностей и инвалидности ребенка, тем самым усложняет адаптацию к

условиям внешней среды, затрагивает эмоциональную сферу, интеллект. У больных детским церебральным параличом наблюдаются сопутствующие синдромы: эпилиптический, гипертензиошю-гидроцефальный и вегетативной дистопии.

11 стр., 5158 слов

Классифицирования различных форм дизонтогенеза. Психическое недоразвитие, ...

... моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий. Данная классификация также является эмпирической. ... волевых на­рушений1: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии). В ... , рентгенновское облучение , воздействие радиации . несовместимость крови матери и ребенка . Внутриутробная гипоксия . Натальные вредоносные факторы : родовая травма ...

Изучение этого аспекта представляет особую актуальность в физическом воспитании детей на уроках физической

культуры, поскольку реабилитация больных в основном ориентирована на

клинических методах исследования (Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеев, Е.Г.Сологубов, М.О. Лянной).

Исследователи (Е.Г.Сологубов, Н.Ефименко, Б.В.Сермеев, Е.П. Межеиина, Ю.А.Гросс, М.О. Ляшюй) отмечают, что инвалиды с последствиями детского церебрального паралича нуждаются в мероприятиях направленных на укрепление опорно-двигателыюго аппарата и повышение уровня двигательной активности.

Физическая реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигателыюго аппарата на основе выбора эффективных средств оздоровительной и коррекционной направленности на уроках физической культуры способствует целенаправленной коррекции и формированию двигательных навыков детей-инвалидов, что и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования. Формирование двигательных навыков у детей с ДЦП на основе использования наиболее эффективных положений тела.

Объект исследования: средства совершенствования двигательных возможностей у детей с последствиями детского церебрального паралича.

Предмет исследования: методика применения корригирующих упражнений с детьми с последствиями ДЦП на основе использования наиболее выгодных исходных положений.

Гипотеза исследования. Формированию двигательных навыков у детей с последствиями детского церебрального паралича способствуют корригирующие упражнения на основе использования наиболее выгодных исходных положений в зависимости от нозологических форм.

Цель работы — рассмотреть методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить физическую реабилитацию в коррекции двигательной дисфункции при ДЦП;

2. Провести эмпирическое исследование физических качеств у детей перенесенных ДЦП;

3. Дать рекомендации родителям;

4. Сделать выводы по главам.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ДЦП

1.1. Понятие детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном эффекте. Это группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. В зависимости от повреждения определенных структур мозга возникают различные двигательные нарушения, что и определяет форму ДЦП.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Неправильные схемы движений у этих детей могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.

При ДЦП имеют место нарушения мышечно-суставного чувства. Эмоционально-волевой сферы, поведения, зрения, слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

17 стр., 8145 слов

Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...

... обучении в ВУЗе. Объект исследования - личность учителя-профессионала физической культуры и личность студента факультета физической культуры. Предмет исследования - психологические особенности личности учителя-профессионала. Гипотеза исследования. Становление личности студента физической культуры зависит от его ...

Частота заболевания 1-2 случая на 1000 новорожденных.

Для лечения ДЦП предлагаются много методов физической реабилитации, как традиционных (ЛФК, массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, теплолечение, механотерапия, водолечение), так и нетрадиционных (лечебное плавание с дельфинами, райтерапия, суджок, метод Танго, хореография).

Однако в настоящее время при условии разнообразия методов лечения и реабилитации, больных ДЦП не создана четкая комплексная программа реабилитации этих больных, что является очень актуальным.

Цель работы. На основе анализа литературных источников излагающих различные методы реабилитации ДЦП, разработать рациональную программу комплексного восстановительного лечения детей с ДЦП. ………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания.

Специально организованные занятия по физическому воспитанию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет важное значение в развитии двигательных умений и навыков.

Наше исследование дает основание наметить некоторые пути совершенствования занятий физической культуры; использованные нами упражнения в игровой форме, апробированные в исследовании упражнения на развитие мелкой моторики, игры с воображаемыми предметами применялись не только на занятиях физической культуры, но и предметных уроках, во внеклассных занятиях.

Анализ проведенной работы показал:

1) что специально организованные занятия физической культуры способствуют развитию двигательных, положительно влияют на личность в целом;

2) помимо коррекции движений упражнения развивают память, внимание, интерес к занятиям;

3) в процессе коллективных занятий у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей с церебральным параличом, решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны.

В качестве рекомендаций: в школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата хотелось бы увеличить число игровых спортивных мероприятий, число посещений бассейна.

В целом, проведенное исследование показало, что улучшение двигательных функций при ДЦП могут наступить при проведении кратковременных, но частых упражнений, обучение навыками самообслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика // под ред. Назаровой Н.М. М., 2001

2. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 2006

3. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии М., 2005

4. Баряева Л.Б. Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития СПб., 2001

6 стр., 2758 слов

1. Развитие психологии управления

... способностей и возможностей, выполнение профессиональных функций, учебы персонала, удовлетворения, и реализация потребностей, развитие профессиональной карьеры, но др.). Собственно организационная психология концентрирует внимание на проблемах, связанных с анализом ...

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. М., 2004

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии СПб., 2006

7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной. Н.А. М., 2004

8. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н.Д. Шматко. М., 2007

9. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя // Под ред. Носковой Л.П. М., 2003

10. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 2005

11. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — М.; СПб., 2008

12. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. М., 2007

13. Малафеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1. 2006

14. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. ч.1. М., 2006

15. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. М., 2005

16. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород, 2004

17. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. М., 2007

18. Ефимов О. Детский церебральный паралич // Семья. ру., 2. 08. 04. 2003

19. Таланова Н. Детский церебральный паралич: возможности социальной адаптации // Семья. ру. 4. 03. 05. 2005

20. Шишковская А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП // Семья. ру. 1. 02. 05. 2006.

21. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 2005.

22. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 2006. 3.

23. Дадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье, 2008.

24. Ефимов О. Детский церебральный паралич // Семья. ру., 2. 08. 04. 2003

25. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведе-ний. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.

26. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

27. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная меди-цина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.

28. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 2001.– 56 с.

29. Каптелин А.Ф. Восстановительные методы лечения при травмах и деформаци-ях опорно-двигательного аппарата. – М.: Медицина, 2006. – 403 с.

30. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 2007. – 328 с.

31. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. – М.: Медицина, 2004. – 592 с.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

32. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. – М.: Медицина, 2002. – 223 с.

33. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Фе-никс», 2006. – 608 с.

34. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 2008. – 187 с.

35. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 2006. – 384 с.

36. Ахутина Т.В., Кричевец А.Н. Использование виртуальных сред для развития пространственных функций у детей с церебральным параличом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2002. № 4. с. 77 – 85.

37. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 2008. С. 113-122.

38. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2000. с.246 – 254.

39. Баумгартен Л.В. Отношение к труду, профессии, будущей работе студентов – инвалидов // Мир психологии. 2001. № 2. с.198 – 204.

40. Государев Н.А. Интеллектуальная элита молодых людей с последствиями детского церебрального паралича // Мир психологии. 2001. № 2. с.204 – 210

41. Дети с отклонениями в развитии /Сост-ль Шматко Н.Д. – М., 2007. с.52 – 92.

42. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. – Перм. гос ун-т. Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. — Пермь, 2005 – 190 с.

43. Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека // Психологический журнал. 2004. №3. с.107 – 117.

44. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. 2001. №2. с.243 – 253.

45. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2005. 558 с.

46. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте / в сб. Медико–социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. – М., 2005.

47. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 2005.

48. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. № 3. с.40 – 48.

49. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особонности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида // Мир психологии. 2003. № 3. с.242 – 247.

50. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 2005. с.207 – 323.