Реферат
ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Существуют несколько классификаций научных исследований: по способу их финансирования, длительности, применяемым методам, целям и предметам.
По способу финансирования научно-исследовательские работы делят на госбюджетные, финансируемые из государственных средств, и хоздоговорные, финансируемые организациями-заказчиками на основе заключаемых между ними и исполнителями договоров. В последние годы много исследований выполняется по грантам при поддержке специальных фондов РФФИ, РГНФ и т.д.
По длительности выделяют долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые за один год.
Рассмотрим виды научно-исследовательской работы в зависимости от применяемых методов исследования. В одном случае основой накопления эмпирического материала является эксперимент, в другом — сравнительное изучение объектов, в третьем — изучение и обобщение историко-научного материала и т.д. Даже в одной работе можно применить различные виды накопления материала и освещения фактов. В любом исследовании центральной задачей является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, обработка и обобщение их, а главное — анализ и объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.
П.Т. Приходько выделил следующие виды научно-исследовательских работ: экспериментальные, методические, расчетно-аналитические, описательные, историко-биографические, смешанного типа [35].
Экспериментальное исследование подразумевает использование апробированных методов выяснения важных частных вопросов темы; разработку оригинальных устройств для выполнения поставленных задач; лабораторное испытание нового метода; его производственную проверку; анализ и обобщение материалов; выводы. Основой накопления фактов служит эксперимент. Здесь важно его обоснование, характеристика средств и методики, оценка погрешностей измерений, оценка достоверности полученных результатов.
В последнее время приобрел большую популярность особый вид экспериментального исследования — тестирование. Тест представляет собой специальное задание или систему заданий для изучения умственных способностей, уровня усвоения знаний и т.д. Сама процедура проста и не требует сложного оснащения. Результаты решений теста допускают количественное выражение и открывают возможности их математической обработки.
Научно-исследовательская практика магистров
... Исследовательский проект (краткий вариант). Программа психологического (психолого-педагогического) сопровождения проекта. Материалы научно-исследовательской работы по теме магистерской диссертации (копии научных статей, тезисов докладов ... составляет 12 зачетных единиц, 432 часов. № п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) ...
Наряду с тестированием может проводиться собеседование или анкетирование. Беседа для учителя, как правило, имеет цель уточнить данные о знаниях учащегося, определенные в ходе контрольной работы или тестирования, выявить умение выражать собственные мысли, обосновывать предположения или действия. Собеседование предполагает личный контакт испытателя с испытуемым, на одного учащегося отводится 10-15 минут, в это время другие учащиеся отсутствуют. Вопросы составляются заранее, в случае затруднения с ответом можно задать один или два наводящих вопроса.
Достоинством анкетирования является возможность быстрого получения материала. Анкеты также подготавливаются заранее, вопросы должны быть четкими, ясными, исключающими неоднозначные ответы.
Вопросы анкет и тестов могут быть открытого (требующие самостоятельного ответа испытуемого) или закрытого (в которых ответ выбирается из предложенных) типов.
Целью методического исследования является улучшение способов изготовления продукции в производстве, добычи полезных ископаемых; применение новых технологий в педагогике; усовершенствование процесса образования; изучение определения качества метода и повышение его точности при изучении природы, общества или процесса познания; выявление качественно новых методов. Эмпирическим базисом могут служить данные эксперимента или анализа предыдущего материала. К особенностям можно отнести выявление новых характеристик метода и доказательство в их пользу; объективную оценку конкретного метода или методики; разработку нового и обоснование его преимуществ; историческую преемственность предлагаемого метода; экономическое обоснование.
Расчетно-аналитическое исследование является прикладным. В ходе его проведения используются методы измерения, экспериментирования, моделирования. Г. Галилей утверждал: «Надо измерять все соизмеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению» [35]. Особенностями такого исследования считаются: получение экспериментальных данных как точных и достоверных научных фактов; математическое осмысливание процессов и результатов исследования; изучение точности и погрешности расчетов с учетом применения на практике.
В философии, математике, социальных науках, реже в геологии, медицине, астрономии, биологии выполняется описательное исследование. Это объясняется своеобразием и сложностью изучаемых объектов, процессов и явлений, а также невозможностью проведения эксперимента в силу их абстракции. Эмпирический базис составляют первоисточники, исторические факты. Из методов исследования широко применяется аналогия, сравнение, рассмотрение под новым углом зрения и т.д. Характерные черты — точное, документальное описание научных фактов и первоисточников (существующих, но не изученных); раскрытие сути фактов, идей во взаимосвязи и выявление законов их развития; анализ, обобщение фактического материала, определение выводов; раскрытие качественных проявлений фактов, сущности вещей на основе всестороннего анализа материалов, определения закономерностей явлений.
Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии
... другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени. 1. Социометрия как метод изучения малых групп Малая группа, как объект исследования, занимает особое место в системе социальных наук. ... Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих ...
В описательном исследовании имеют значение первичные источники, объективно существующие, но еще не открытые для практики, не в полной мере познанные. Они разнообразны и требуют всесторонней оценки их важности, надежности и достоверности. Исследователи не могут ограничиваться анализом и обобщением лишь крупных явлений. Необходимо тщательно изучать и анализировать отдельные факты, которые играют определяющую роль в изучении проблемы. К требованиям конкретных социологических исследований относятся наблюдение в заданных условиях места и времени.
Из ряда описательных исследований в отдельную группу выделяются историко-биографические в силу своеобразия задач и методических приемов разработки материала. По содержанию они подразделяются на научные биографии; исследования о мировоззрении и творчестве; анализ и обобщение исторической роли замечательных людей; исследования о приоритете открытий и т.д. В таких исследованиях воссоздается фактическое содержание развития понятий и идей, их историческая обусловленность; выясняются характер и особенности, вклад различных народов, отдельных ученых; выявляется влияние личности, а также экономической и социальной структуры общества на содержание понятия, науки; определяются возможные перспективы.
Разновидностью историко-биографического исследования является методологическое, цель которого заключается в отыскании закономерностей развития объекта. Под развитием понимают накопление новых фактов и качественное изменение, обогащение содержания понятия, теории.
В последнее время изменилось отношение к истории науки, отчасти в связи с возникновением и развитием науковедения. При этом трансформировалось как понимание науки в целом, так и понимание предмета, целей отдельных дисциплин, изучающих развитие науки и ее различных аспектов, в том числе истории математики. Наиболее важной задачей истории науки считается раскрытие закономерностей движения науки и историко-научная реконструкция, основой которой является исследование первоисточников.
Исследование научных знаний прошлого начинается с историографического описания эмпирического базиса, к которому относятся материалы архивов, автобиографии, учебные пособия прошлых лет, монографии, воспоминания современников и т.д., в дальнейшем требующие критического осмысления. Основной источник — совокупность научных текстов, в которых зафиксированы характерные для исследуемого периода человеческие знания о мире. Сюда относятся тексты древних папирусов, глиняных табличек, каменных стел, научных статей, учебных курсов, личная переписка ученых, архивные сведения и т.д. Проблемами их истолкования и классификации занимается специальная научная дисциплина — источниковедение.
В ходе историко-биографического и историко-научного исследования субъект всегда имеет дело с научным или научно-философским текстом. Придание историческому тексту четкого смысла, означающее его интерпретацию или истолкование — сложный мыслительный процесс. Исследователь должен отразить как внутреннее содержание — авторскую концепцию, «систему» мыслителя, абстрагировавшись от прошедшей в последующем эволюции исследуемой системы или учения, так и внешнюю — историческую, выходящую за рамки трудов автора историческую традицию, включая его предшественников. Таким образом реализуется один из методологических принципов — историческое и логическое. Кроме того, в XX в. сформировался особый вид интерпретаций, связанный с социальными, экономическими, политическими институтами, религией, литературой, искусством.
Введем определения "предмет" и "объект" науки.
... г. Лейпциге открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Введем определения "предмет" и "объект" науки. Объект - часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека. Предмет - часть ... характер, а также различную внутреннюю структуру; · психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей.
При рассмотрении развития понятия, теории важно учитывать не только факты, но и причины их возникновения, законы, логику развития. Характерной чертой многих исследований является охват знания как целостной, исторически развивающейся системы, для этой цели обычно вводят периодизацию истории объекта.
Наряду с описанной классификацией научных исследований существует и другая — по целевому назначению или сфере их применения [45]:
1) академические (фундаментальные, «чистые»);
2) прикладные;
3) разработки.
Академические исследования направлены на изучение теоретических вопросов науки и соответствуют ее предмету: в математике — это количественные отношения и пространственные формы реальных объектов и их свойства, в информатике — информация, отражающая свойства объектов, а также процессы ее передачи и обработки. Результатом прикладных исследований являются приложения теории и академических исследований к решению практических задач, создание и применение математических моделей, в том числе компьютерных. Разработки ориентированы на преобразование готовых приложений и подготовку материала для внедрения.
В физико-математическом образовании целесообразно выделить следующие виды студенческих научно-исследовательских работ:
«чистые» математические (или академические, фундаментальные),
историко-математические как частный вид историко-биографических;
прикладные в области естествознания, компьютерного обеспечения, экономики;
дидактические как частный вид прикладных на стыке педагогики, методики ее преподавания и математики.
При возможной общности рассматриваемых в них объектов все они различаются по цели и предмету исследования. Для «чистого» математического это может быть изучение свойств объекта или его математических приложений, направленное на расширение знаний о нем; историко-математического — процесс развития объекта; прикладного — возможное применение объекта с целью оценки имеющихся и создания новых методов организации, контроля, решения задач отдельных научных и учебных дисциплин, например, информатики или методики преподавания математики.
В экономическом исследовании рассматривают методы функционирования и финансирования организации. В нем применяются специальные методы: балансовый, монографический, расчетно-конструктивный, статистический. Балансовый метод основан на количественном анализе объекта, сопоставлении или противопоставлении его сторон. Монографический предполагает глубокое изучение и подробное описание объекта (хозяйственной деятельности отдельных единиц исследуемой совокупности, например бюджета).
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для ... художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Личность ребенка – объект и субъект воспитания. Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая ...
Таким образом распространяется передовой опыт, оценивается уровень, динамика, структура развития объекта, например, производства, обучения, а также эффективность ресурсов. Расчетно-конструктивный представляет совокупность научных приемов подготовки рациональных вариантов решения экономических задач и конкретных способов оптимального выбора предложенных приемов. Статистический изучает количественные стороны массовых общественных явлений в связи с их качественной характеристикой. Для него характерно наблюдение, фиксация его результатов в сводках и группировках с последующим анализом, интерпретацией данных.
Расчет возможного эффекта результатов научного исследования осуществляется по справочнику «Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений». Экономическая эффективность представляет собой соотношение между затратами труда и его результатами; выражается количественными показателями. Эффект от внедрения результатов исследования может быть социальным (улучшение организационных условий труда, развитие образования), экологическим (уменьшение степени загрязненности окружающей среды), научно-техническим (прирост информации для внутреннего потребления, возможность использования в научных исследованиях по другим направлениям).
Различают также предварительный, ожидаемый и фактический экономический эффект. Предварительный устанавливается при обосновании темы, ожидаемый рассчитывается по ориентировочным показателям с учетом предполагаемого внедрения на один год и более. Фактический определяется после внедрения (не ранее, чем через год).
Наиболее достоверным критерием эффективности исследования является экономия от внедрения его результатов.
Приведем примеры тем «чистого» математического, историко-математического видов исследований.
Тема 1. Кубические определители: их свойства и виды
Объект исследования: кубические (трехмерные) определители.
Предмет исследования: свойства и виды кубических определителей.
Цель исследования: представить определение, свойства, виды, примеры кубических определителей и правила их вычисления.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по теме исследования;
представить определение, наглядное изображение, способ образования членов кубических определителей разного порядка (с правилом определения соответствующих знаков);
найти возможную схему вычисления кубических определителей второго и третьего порядка;
сформулировать аналог правила Саррюса;
рассмотреть основные свойства кубических определителей, сформулировать аналоги свойств квадратных (двумерных) определителей;
исследовать возможные способы разложения кубических определителей на сумму квадратных;
выделить особые виды кубических определителей, описать порядок и приемы их вычисления.
Исследования города. Когнитивная карта городской среды
... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской ...
Методы: анализ литературы, сравнение квадратных и кубических определителей, аналогия между ними для формулирования правил и свойств кубических определителей, аналогия между двумерным и трехмерным пространством в аналитической геометрии для выведения свойств, научное описание и объяснение.
Тема 2. Развитие понятия кубического определителя
Объект исследования: кубические определители.
Предмет исследования: исторический процесс развития понятия кубического определителя.
Цель исследования: представить исторический обзор кубических определителей.
Задачи исследования:
представить необходимые теоретические сведения о кубических определителях;
проанализировать работы: S. Gьnther «Lehrbuch Determinanten-Theorie fьr Studierende», E. Pascal «Die Determinanten. Eine Darstellung ihrer Theorie und Anwendungen mit Rьcksicht auf die neueren Forschungen» и других авторов;
рассмотреть краткий исторический обзор теории определителей;
составить хронологическую таблицу нововведений в области кубических определителей;
выделить этапы их развития.
Методы: историко-научный анализ литературы, описание истории понятия определителя в общем, анализ и систематизация исторических сведений.
научное исследование математическое классификация
В настоящее время возросла доля педагогических исследований, к которым относят дидактические, психолого-педагогические, социологические, валеологические. Они направлены на раскрытие и изучение внешних и внутренних факторов образования, педагогических условий и способов формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, развития личности и др. Речь идет о процессе обучения и воспитания, учебно-воспитательных задачах, организации и управлении образовательным или воспитательным процессом, в котором обязательно участвуют субъекты: педагог и учащийся, педагог и родитель.
В психологическом исследовании ведется поиск механизмов психического развития субъекта, в социологических выявляются запросы общественности, родителей, детей и их отношение к новшествам, вводимым в образовательной системе, в валеологических рассматриваются варианты здоровьесберегающего образования.
Объектом дидактического исследования является конкретная область педагогической деятельности, например, процесс обучения, воспитания, внеклассная работа в образовательном учреждении. Элемент объекта, изучению которого посвящается конкретная работа, составляет предмет исследования. Им могут быть методы обучения, формы организации учебных занятий, новые факультативные курсы и т.д. Цель такого исследования содержит пути разрешения проблемы, сформулированной с учетом потребностей преподавания учебного предмета в вузе, запросов школьной практики, учеников и родителей, социального заказа общества.
Эмпирическим базисом таких исследований служат результаты наблюдений, собеседований, опросов, анкетирования, тестирования, диагностирования, а также опыт преподавателей и собственно приобретенный, например, во время педагогической практики студентов.
Анализ содержательных теорий мотивации.Теория приобретенных потребностей ...
... уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Целью моей курсовой работы является анализ содержательных теорий мотивации, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а ... мотивируют работников. Изучение потребностей челов........ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Весенин В.Р.: Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во ...
На эмпирическом уровне выполняется эксперимент, в рамках которого выдвигается гипотеза: описательная (не требует активного воздействия на объект, для ее доказательства достаточно анкетирования или интервьюирования), объяснительная (требует активного воздействия на объект, выявляет и объясняет законы функционирования педагогического процесса), прогностическая (формулирует условия достижения заданных качеств, раскрывает сущность педагогических противоречий и способствует их разрешению).
Способы реализации дидактического или психолого-педагогического (параллельного) экспериментов описаны В.И. Загвязинским [16; 17]. Они основаны на трех принципах: единственного различия, уравнивания группы и единственного сходства. Суть первого принципа заключается в том, что при одинаково осуществляемом процессе обучения в экспериментальном и контрольном классах результаты работы зависят только от проверяемой методики. Для уравнивания состава группы подбирают классы одинакового уровня знаний и умений или классы с одинаковым количеством успевающих на отлично, хорошо и удовлетворительно. В качестве экспериментальной группы часто выбирают средний или слабый класс, что определяется проведенными тестами или проверочными работами. Затем группы меняют местами и проводят тот же эксперимент. Принцип единственного сходства предполагает такую постановку эксперимента, при которой он проходит в разных условиях, например в двух классах одной или разных школ. Положительные результаты позволяют судить об эффективности предлагаемой методики.
Любое дидактическое исследование нацелено на качественное повышение знаний и умений учащихся. Для обоснования результатов эксперимента и эффективности предлагаемых методических приемов и средств вводятся специальные показатели, например показатели успеваемости учащихся, их умений и знаний, трудности заданий и т.д. Исследование включает комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, характера связей, т.е. некоторое обследование личности, коллектива, образовательного учреждения:
сбор информации (указывается характер и объем информации, способы ее получения — анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение документации и др.);
обработку и систематизацию информации (определяются критерии обработки и основания для классификации информации, логические схемы для ее систематизации);
подведение итогов: интерпретацию результатов, выводы.
Рассмотрим некоторые общие вопросы и примеры выполнения дидактического исследования. Сначала исследователь должен определиться с направлением исследования в соответствии со склонностями, интересами и запросами. Для этого можно воспользоваться перечнем вопросов:
а) раздел школьной математики, который вам интереснее всего;
б) форма занятий (урок, дополнительные занятия, элективные курсы);
Исследование базисных элементарных функций средствами дифференциального ...
... исследованию базисных элементарных функций средствами дифференциального исчисления В настоящей курсовой работе полагается, что при изучении элементарных функций можно применить один из наиболее прогрессивных методов преподавания математики ... методики изложения материала по исследованию базисных элементарных функций средствами дифференциального исчисления. Исследование базисных элементарных функций ...
в) уровень усвоения учебного материала (выравнивания, обязательный, продвинутый, творческий);
г) профиль обучения (общеобразовательный, гуманитарный, математический, экономический и т.д.).
Исходя из выбранного направления необходимо сформулировать тему исследования (курсовой или выпускной квалификационной работы).
Формулировка темы должна содержать проблему исследования, выражаться правильным, корректным методическим языком с использованием общепринятых терминов, соответствовать основному содержанию работы и носить конкретный характер, т.е. не должна быть абстрактной.
Основными понятиями исследования являются: проблема, объект и предмет, цель, гипотеза, задачи, методы. Рассмотрим примеры дидактических исследований.
Тема 3. Использование средств информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в основной школе
Объект исследования: процесс обучения математике с использованием мультимедийных средств в основной школе.
Предмет исследования: условия и особенности организации обучения математике с использованием мультимедийных средств.
Проблема: выявление путей использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении математике в основной школе.
Гипотеза: систематическое и целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и мультимедийных средств в процессе обучения математике будет способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся основной школы.
Цель исследования: выявление условий по использованию средств ИКТ на уроках математики.
Задачи исследования:
выполнить анализ психолого-педагогической, методической, математической литературы по теме исследования, в частности в области применения информационных технологий в математическом образовании;
провести анкетирование среди учащихся и педагогов образовательных учреждений;
проанализировать результаты анкетирования и выявить целесообразность использования ЦОР на уроках математики;
разработать и провести уроки математики с использованием средств ИКТ;
составить дифференцированные задания и оценить с их помощью уровень ИКТ-компетентности учащихся.
Методы исследования: анализ литературы, опрос учащихся, анкетирование учащихся и педагогов образовательного учреждения, анализ ЦОР, анализ результатов выполнения дифференцированных заданий выполненных учащимися.
Тема 4. Изучение элементов комбинаторики и теории вероятностей при обучении математике в начальной школе
Проблема: исследование структуры и содержания системы упражнений по комбинаторике и теории вероятностей с позиций деятельностного подхода.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения по теории ...
... умениями, навыками. 4. Что изучает общая теория обучения: а) закономерности процесса овладения учащимися ... и традиции, труды педагогов, научные исследования. Выводы 2. История вопроса. Характеристика ... привычек. Этическое воспитание как важнейшее средство нравственного воспитания. Этическая беседа и ... 2002. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998. Поташник М.М., ...
Предмет исследования: построение системы упражнений по элементам комбинаторики и теории вероятностей на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза: понимание и сознательное усвоение элементов теории вероятности и комбинаторики при определенных условиях способствует повышению эффективности обучения математике; введение элементов теории вероятности и комбинаторики в начальную школу способствует развитию комбинаторно-вероятностного стиля мышления.
Цель исследования: построение системы упражнений по изучению элементов теории вероятности и комбинаторики, которая ориентирована на использование продуктивной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
изучение и анализ методической, математической и научной литера-туры по теме исследования;
обоснование целесообразности изучения элементов теории вероятности и комбинаторики детьми младшего школьного возраста;
выявление основных приемов и методов освоения школьниками комбинаторных и вероятностных задач в процессе обучения математике;
экспериментальная проверка разработанных методов.
Методы: эксперимент, анализ литературы и данных, полученных в хо-де эксперимента.
Существует также психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение влияния на субъект психических процессов, сопровождающих процесс воспитания или обучения. При проведении такого исследования применяется психолого-педагогический эксперимент с целью создания ситуации, которую можно изменять, делая доступным изучение психических процессов (формирование интереса и т.п.) или педагогических явлений (эффективные условия для развития и т.п.).
В зависимости от условий проведения и характера решаемых задач он может быть естественным, констатирующим или формирующим. Для получения количественных характеристик проводят тестирование, качественных — анкетирование и собеседование.
Литература
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред.В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2009.
5. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. — М.: Роспедагентство, 2009.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред.В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007.
7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб. — метод. пос. / А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред.А. А. Орлова. — М.: Академия, 2007.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.П.И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2009.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М., 2007.
10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред.В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
12. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. — М.: Академия, 2009. — 208 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред.В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред.В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М., 2007.
16. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2009.
Размещено на