Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение.Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста…………….. 5

1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение…… 5

1.2 Особенности современной нейропсихологии детского возраста……….. 12

2 Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста……… 16

2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………… 16

2.2 Описание и результаты применения диагностических методик………… 18

Заключение………………………………………………………………………. 28

Список литературы…………………………………………………………….. 30

Введение

Изучение мозга как органа психической деятельности в последние пять десятилетий заняло одно из центральных мест в научных исследованиях ученых всего мира — неврологов, психологов, физиологов и других ученых. И именно эта область знаний является наиболее важной для нейропсихологии. Естественно, что поражения мозга в силу его такой высокой значимости в целостном организме человека могут привести к тяжелейшим последствиям из-за нарушения высших психических функций (ВПФ), таких, как речь и мышление, память и восприятие, письмо и чтение и других нарушений.

Естественно, в рамках нейропсихологии большое внимание уделяется различным нарушениям ВПФ у детей, их диагностике, исходя из определенных методологических и теоретических концепций о генезисе и строении ВПФ, их связи с мозгом, закономерностей их нарушения после локальных поражений мозга и новых принципов подхода к анализу дефектов ВПФ. Ведь, наиболее интенсивное развитие происходит именно в детском возрасте, когда формируется фундамент физического и психического здоровья человека, и от этого во многом будет зависеть его будущее. И очень важно на ранних периодах развития ребенка зафиксировать какой-либо дефект и с помощью специальных методов ликвидировать его.

К сожалению, многие современные исследователи констатируют тот факт, что ни одно из условий адекватного развития сегодня не выполняется удовлетворительно. Дети ослаблены нейросоматически, в той или иной мере депривированы, а взрослые все более снижают требования к ним.

Думается, что основной причиной всем очевидного неблагополучия является накопление критической массы несоответствия между биосоциокультурной средой существования современного человека и теми возможностями взаимодействия с ней, которые исконно обеспечивались эволюционно устойчивыми механизмами его нейропсихосоматической организации.

Сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

Содержание Введение Глава 1. Жизненное самоопределение человека: сравнительная характеристика .1 Понятие самоопределения в отечественной психологии .2 Психологическое содержание самоопределения в трудах зарубежных ученых Глава 2. Специфика жизненного самоопределения в юношеском возрасте .1 Психологическая характеристика юношеского возраста .2 Жизненное самоопределение как ведущее новообразование ...

При этом во главу угла сегодня с неизбежностью становится вопрос о новом понимании специалистами разных направлений причин и следствий модификаций онтогенетического процесса, а не о попытках подогнать наблюдаемые феномены под имеющиеся нормативы. Тем более, что едва ли не каждый специалист, имеющий дело с проблемами индивидуальных различий в детском возрасте, многократно убеждался, что нормальное на определенных этапах развитие, под влиянием эндо- и экзогенных факторов, может характеризоваться признаками девиации. Они, в свою очередь, могут быть скомпенсированы, но могут и стимулировать накопление патологических стигм.

Цель работы заключается в анализе основных постулатов современной детской нейропсихологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность нейропсихологии как науки;

— рассмотреть основные положения современной нейропсихологии детского возраста;

— разработать и реализовать на практике программу исследования нейропсихологичесакой диагностики детей в возрасте 7 лет;

— проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

Предметом исследования являются основополагающие принципы детской нейропсихологии.

Объект исследования — дошкольники в возрасте 6-7 лет.

Методологическую базу исследования составляют работы таких авторов, как Л.С. Выготский, Ж.М. Глозман, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и др.

В качестве методов исследования применяются изучение специальной литературы, описание, сравнение, анализ и синтез.

1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирова­ния новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологи­ческой науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в нашей стране.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 1920-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия.

2 стр., 846 слов

Исследование психических процессов

Заключение По результатам экспериментально-психологического Исследования N От 12.07.2016г. Целью экспериментально-психологического обследования явилось определение особенностей психических процессов для решения вопроса о наличии патопсихологического симптомокомплекса. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: анализ медицинской документации, наблюдение, метод ...

При этом на основе изуче­ния различных форм психической деятельности Л.С. Выготскому у удалось сформу­лировать основные положения:

— о развитии высших психических функций;

— о смысловом и системном строении сознания (Л. С. Выготский, 1956, I960).

Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследо­ванию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различ­ных отделов мозга в осуществлении разных форм психической дея­тельности.

В его первых нейропсихологических исследованиях, проводившихся им совместно с А.Р. Лурия, делалась попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двига­тельных актов и др.) наблюдаются при нарушении речевых процессов, то есть выяснить на патологическом материале зависимость между отно­сительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности.

На материале поражений подкорковых структур при паркинсониз­ме Л.С. Выготский и А.Р. Лурия выделили особые формы компенса­ции двигательных дефектов, которые осуществляются при участии сложно опосредованных корковых уровней организации действия (с по­мощью смысловой системы опор).

Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных пси­хических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих работ им были сфор­мулированы принципы локализации высших психических функций че­ловека. Л.С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг чело­века обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка).

По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возмож­ным развитие высших форм психической деятельности без существен­ных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о но­вых «функциональных органах» развивал и А.Н. Леонтьев (1972).

7 стр., 3258 слов

Психика как функция коры больших полушарий головного мозга

... - наиболее сложные интегративные функции коры головного мозга. Задние третичные созревают ... функций. Основополагающим является принцип динамической организации психических функций, сформулированный И.П. Павловым и развитый А.Р.Лурия и Л.С. Выготским. Павлов выделил в коре ... мозга, объединяющимися в единую функциональную систему); - локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ...

Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг облада­ет новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческо­го сознания», относится, несомненно, к од­ному из самых фундаментальных положений отечественной нейро­психологии.

Наблюдения над процессами психического развития ребенка при­вели Л.С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последователь­ном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие из­менения «межфункциональных» отношений) как основной законо­мерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функ­ции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих выс­ших психических функций. Так, нарушение первичных гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм соответствующей познавательной деятельности. Иная картина возникает при пораже­нии этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возраст­ные изменения в строении «межфункциональных отношений» приво­дят к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их си стемное влияние существенно меняются. У взрослого человека реша­ющее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относительно более про­стых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому по­ражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последо­вательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, а поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементар­ных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов.

3 стр., 1124 слов

Пед. психология и развитие креативного мышления

Педагогическая психология и развитие креативного мышления. Комментарии. Олевский Виктор Аронович, к.т.н., г.Саров, Нижегородская область. В книге – учебнике по педагогической психологии [1] есть такой раздел: «Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения», в котором совершенно чётко разъясняют, что сейчас всех научат решать проблемы и, соответственно, креативно мыслить, хотя это и ...

Приведенные факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинако­вом системном влиянии очаговых поражений мозга на высшие психи­ческие функции на разных этапах психического развития. Он отмечал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебраль­ным дефектом, при прочих равных условиях больше страдает в функ­циональном отношении ближайший высший по отношению к пора­женному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде наблюдается обрат­ная зависимость: при поражении какого-либо центра при прочих рав­ных условиях больше страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости».

Е.Д. Хомская подчеркивает, что идея о неодинаковом эффекте при поражении одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одн……..

Список литературы

1. Ахутина, Т.В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. — М.: ООО Федоровец, 2003. — С. 181-189

2. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.П. Бизюк. — СПб.: Речь. 2005. — 293 с.

3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж, 2005. — 164 с.

4. Выготский, Л.С. Научное наследство психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, — Т. 6. — М.: Педагогика, 1983. — 400 с.

5. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, — Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: астрель, 2008. — 671 с.

28 стр., 13817 слов

Изучение влияния уровня развития памяти на учебную деятельность младших школьников

... и когнитивной психологии. [Текст] / П.И.Зинченко - СПб.: Питер, 2009. 17. Истомина З.М. Развитие памяти. [Текст] / З.М Истомина. Учебно-методическое пособие. доп. и ... ] / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. – 2003. - №1 6. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память [Текст] / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В ...

7. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 488 с.

8. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. — М.: Академия, 2009. — 272 с.

9. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. — СПб.: Пи­тер, 2008. — 80 с.

10. Гордеев, О.С. Педагогика детства: Учебник / О.С. Гордеев.- М.: Альянс, 2009.- 278 с.

11. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — Ижевск: УРАО, 1999. — Электронная версия. — 91 с.

12. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. — М.: Академия, 2006. — 384 с.

13. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие / Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.

14. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: Учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. Образования / В.Н.Могилева. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.

16. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2006. — 720 с.

18. Сеина, С. А. Проблема многоуровневого обеспечения регуляции поведения / С. А. Сеина // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. — 2009. — № 3. — С. 122-128.

19. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие / А.В. Семенович. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

20. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб / Е.О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

5 стр., 2022 слов

Учебники и учебные пособия

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Учение о воспитании свт. Тихона Задонского 2. Педагогические рекомендации свт. Филарета (Дроздова) 3. Особенности педагогической системы свт. Феофана Затворника 4. Педагогические рекомендации свт. Игнатия (Брянчанинова) 5. Педагогические рекомендации прпп. Макария и Амвросия Оптинских 6. Учение о воспитании сщмч. Владимира Киевского 7. Современное состояние научных ...

21. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.

22. Хомская, E.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов / Е.Д. Хомская. — СПб.: Питер, 2011. — 496 с.

23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — 384 с.