Вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения по теории обучения и воспитания

  1. Педагогическая наука. Ее предмет и задачи.
  2. Сущность процесса обучения.
  3. Функции учебного процесса, их реализация.
  4. Основные понятия дидактики. Предмет и объект дидактики.
  5. Законы и закономерности обучения.
  6. Принципы обучения и их характеристика.
  7. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения.
  8. Словесные методы обучения. Их психологические основы.
  9. Практические методы обучения, тренинги в овладении знаниями, умениями, навыками, опытом.
  10. Проблемные методы обучения.
  11. Исследовательские методы обучения.
  12. Системы погружения, АСО, игровые методы обучения.
  13. Средства обучения. Понятие, разновидности, место в познавательной активности школьников.
  14. Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения.
  15. Дидактические причины и факторы обучения.
  16. Мотивация как движущая сила познания.
  17. Сущность процесса воспитания.

    Особенности процесса воспитания.

  18. Методы воспитания и их характеристика.
  19. Формы и средства воспитания. Формы коллективной творческой деятельности.
  20. Коллектив как объект и субъект воспитания. Самоуправление в коллективе.
  21. Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьника.
  22. Воспитание здорового образа жизни. Физическое и валеологическое воспитание.
  23. Роль детских общественных объединений в воспитании ребенка.
  24. Авторские воспитательные системы в России.
  25. Особенности воспитательных систем Запада.
  26. Диагностика обучаемости, обученности и воспитанности.
  27. Профессиональное самоопределение личности как проблема профориентации в школе.
  28. Характеристика современной системы образования РФ. Федеральная, региональные, муниципальные подсистемы.
  29. Инновационные процессы в образовании.
  30. Государственная политика в области образования РФ.

Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса, для подготовки ответа отводится ¾ часа. При ответе студенту необходимо показать сформированность практических умений и интегративных знаний.

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образован

7. Принципы специального образования 2 8. Технология и методы спец образования 3 9. Формы организации спец образования 4 10. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования 5 11. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе спец образования 6 12. Медико социально педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная ...

Тематика контрольной работы Вариант 1

Вопросы для рассмотрения:

1. Содержание, особенности и источники воспитания.

2. Становление современной дидактической системы. Введение

1. Содержание воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое, гражданское. Виды воспитания по содержательному и институциональному основаниям.

Особенности воспитания: целенаправленность, многофакторность, непрерывность, комплексность, системность, совместность.

источники воспитания: культурное наследие человечества, народа, национальные обычаи и традиции, труды педагогов, научные исследования.

Выводы

2. История вопроса. Характеристика современной дидактической системы. Основные дидактические концепции.

Выводы

Практическое задание:

1. Как связаны между собой содержание и источники воспитания?

2. каким образом произведения народного творчества выступают в роли источников воспитания?

3. Приведите рассуждения, что отличает современную дидактическую концепцию от предшествующих, ориентированных на глубокое овладение знаниями, умениями, навыками.

4. Что изучает общая теория обучения:

а) процесса развития ребенка в Детстве, а">закономерности процесса овладения учащимися знаниями, умениями и навыками;

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе Волов В.Т. Как известно, одной из важнейших социальных проблем в разные этапы развития общества являлась преступность. В разные эпохи существования человечества общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер лишь усугубляло криминализацию ...

б) педагогическое руководство развитием обучающихся;

в) условия организации продуктивного общения педагога и учащихся;

г) содержание и методику обучения (по отдельным предметам)?

Выберите правильный ответ и дайте обоснование выбора. Если ни один из вариантов вас не устроил, предложите свой с обоснованием.

Рекомендуемая литература

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1999.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2001.
  3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 2000.
  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1996.
  5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
  6. Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста. – М., 2004.
  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания.
  8. Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Управление инновационными процессами в образовании. – М., 1994.
  9. Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. – Тюмень, 2002.

Вариант 2

Вопросы для рассмотрения:

1. Воспитание личности в системе непрерывного образования.

2. Современные авторские школы, инновации в образовании.

Введение

1. Воспитание – процесс протяженностью в жизнь. Система непрерывного образования как условие воспитания. Преемственность и взаимодействие различных видов образования. Личностно-ориентированный подход на всех уровнях образования. Система дополнительного образования как необходимое условие разностороннего развития и воспитания личности.

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

... выводы. В настоящее время возрос интерес к исследованиям различных типов семейного воспитания народов, в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Народная педагогика ... личности и психологических особенностей человека. Семейное воспитание ... педагогика в контексте культуры// Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. 10. Основные начала семейного обучения ...

Выводы

2. Развитие системы образования в РФ. Инновации и реформы в современной российской школе в 90-х годах. Классификация инноваций. Авторские школы: Школа диалога культур. Школа самоопределения. Адаптивные школы.

Выводы

Практическое задание:

1. В чем Вы видите необходимость воспитания человека на протяжении всей жизни?

2. В чем Вы видите взаимосвязь различных социальных институтов в воспитании человека?

3. В чем смысл инновационных процессов в российском образовании?

4. Педагоги-новаторы, ученые, предлагающие собственные подходы, технологии, только познают и используют законы и закономерности обучения или способны создавать новые?

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 2000.

  1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и праткике образования // Педагогика, – 2000. – № 2.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 2002.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.
  4. Поташник М.М., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Управление инновационными процессами в образовании. – М., 1998.
  5. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 – М., 1993. – С. 169-170.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 143-146.
  7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Вариант 3

Вопросы для рассмотрения:

12 стр., 5890 слов

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

... процессе обучения и воспитания. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. ... технологии. - М., Педагогика, 1989. 7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. ... интуиции, инстинктов, непредсказуемости или нелогичности поведения и т.д. Этот духовный мир, ... педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах ...

1. Базовые теории воспитания и развития личности.

2. Современные образовательные технологии.

Введение

1. Личность и модель воспитания. Подходы к изучению личности с точки зрения различных воспитательных концепций: рефлексологическая, биогенетическая, социогенетическая концепция, их идеи и принципы.

Технократическая концепция. Опора на бихевиоризм, идея модификации поведения. Теория психотропного воздействия.

Гуманистическая концепция. Психологические основания (А. Маслоу, К. Роджерс).

Концепция Р. Штайнера, С. Френе, Ш. Амонашвили, В. Караковского, А. Тубельского, Л. Новиковой (по выбору студента).

Выводы

2. Понятие образовательной технологии. Классификация технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко).

От многообразия выбора к авторским технологиям.

Выводы

Практическое задание:

1. Сравните подходы к личности ребенка в различных концепциях воспитания.

2. В чем Вы видите достоинства и недостатки различных концепций?

3. Какие из гуманистических концепций Вы бы использовали в своей профессиональной деятельности и почему? Дайте обоснование.

4. Совместимы ли технология и творчество в деятельности педагога? Дайте обоснование.

5. Известный литературовед и философ М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения» (Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979. – С.126).

6. Какие выводы, связанные с организацией и технологией обучения, можно сделать из этого высказывания?

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 2000.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

3. Караковский В.А. Воспитай гражданина. – М., 1996.

4 стр., 1812 слов

использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках технологии 6 1.1. Образовательная область «Технология» 6 1.2. Метод проектов 14 1.3. Применение метода проектов на уроках технологии 23 Выводы по первой главе 31 Глава 2. Экспериментальная работа по организации процесса обучения на уроках технологии с использованием метода проектов 32 2.1. Цели, задачи, ...

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 1999.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.- С. 481-492.

7. Педагогический поиск. – М., 1989.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 – М., 1993. – С. 98, 102, 547, 239.

9. Фрадкин Ф.А., Богомолова Л.И. Введение в педагогическую специальность. – М., 1996. – С. 5-14.

Вариант 4

Вопросы для рассмотрения:

1. Основы нравственного и этического воспитания.

2. Личностно-ориентированное обучение.

Введение

1. Понятие морали и этики. Нравственные категории. Сущность нравственного воспитания. Последовательность усвоения человеком моральных норм, принципов, нравственных идеалов. Нравственная воспитанность, способность ориентации на внутренние нормы поведения. Формирование нравственных чувств, устойчивых нравственных мотивов поведения.

Содержание нравственного воспитания в современной школе. Приоритет общечеловеческих ценностей. Пути формирования нравственного поведения и нравственных привычек.

Этическое воспитание как важнейшее средство нравственного воспитания. Этическая беседа и ее роль в нравственном воспитании. Рассказ и экскурсия на этическую тему.

Выводы

2. Основные направления реформирования процесса обучения и его мотивационно-оценочные основы. Целеполагание, система знаний и методы в личностно-ориентированном обучении. Контроль и оценка знаний, место рефлексии в личностно-ориентированном обучении.

Выводы

Практическое задание:

1. Назовите пути формирования устойчивых нравственных мотивов, нравственного поведения и нравственных привычек.

2. Из «Писем к сыну» В.А. Сухомлинского подберите материал к этической беседе.

26 стр., 12543 слов

Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспит

... педагогики Факультет практической психологии Реферат Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание как процесс, соотношение с процессом обучения. Возрастные особенности воспитания и самовоспитания ... цели и ценности жизни, образцы поведения. Интересоваться газетами, журналами, телепередачами, интернет-ресурсами, ... дать оценку услышанному и сделать выводы. Лекция также представляет собой ...

3. Как вы считаете, есть ли отличие социально-личностной ориентации образования от личностно-социальной?

4. Строгая технология и свободное творчество во многом противоположны. Можно ли их сочетать в образовании? Дайте обоснование.

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 2000.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М., 2001.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 598-603.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.

5. Харламов И.П. Педагогика. – М., 1997. С. 377-384.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

Вариант 5

Вопросы для рассмотрения:

1. Формирование культуры поведения школьника.

2. Модульно-рейтинговая технология обучения.

Введение

1. Дисциплина и культура поведения как важнейшая задача нравственного воспитания. Проблемы дисциплины и культуры воспитания в различных воспитательных системах (авторитарная, свободного воспитания, гуманистическая).

Сущность сознательной дисциплины. Пути и способы формирования сознательной дисциплины. Понятие дисциплинированности. Формирование потребности в соблюдении дисциплины и культуры поведения. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения. Воспитание культуры поведения. Индивидуальная работа.

Выводы

2. Понятие «педагогическая технология». Характеристика модульно-рейтинговой технологии обучения. Целеполагание, концептуальные ориентиры, содержание, методы и формы контроля знаний учащихся.

Выводы

Практическое задание:

1. Сформулируйте свое определение понятию «дисциплина».

2. Какими путями, на ваш взгляд, целесообразно формировать у ребенка понятие «дисциплина»?

3. Какую роль играют педагогические технологии в обучении?

4. Обоснуйте уровневые критерии усвоения знаний и обученности (школьников, студентов).

Рекомендуемая литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 2000.

2. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и праткике образования // Педагогика, – 2000. – № 2.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

4. Лихачев Б. Педагогика. – М., 1996. – С. 312-319.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. С. 371-384.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997. – C. 371-384.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

Вариант 6

Вопросы для рассмотрения:

1. Методика коллективной творческой деятельности (ктд).

2. Диагностика обучаемости и обученности школьников.

Введение

1. Понятие коллективной творческой деятельности, основные идеи: коллективная организация деятельности; коллективное творчество; коллективное целеполагание; ситуации-образцы; эмоциональное насыщение жизни коллектива; общественная направленность жизни коллектива.

Теоретическая база КТД. КТД как общественно-педагогический феномен. Три ипостаси КТД: практическая деятельность, профессиональная, общественная. Система педагогических идей и способов деятельности.

Этапы развития КТД: проектный, строительный, множительный, консервации, расконсервации.

Технологии: КТД: основные этапы, формы, методы, содержание и педагогическое руководство.

Выводы

2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся, их сущность. Методы и формы контроля. Тестирование как форма контроля качества знаний.

Выводы

Практическоезадание:

1. Чем отличается КТД от системы воспитательных мероприятий?

2. Как КТД способствует изменению отношений между учащимися и педагогами?

3. Какова роль педагога в КТД?

4. Хотели бы Вы работать, используя коммунарскую методику, и почему?

5. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.

6. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности. Подберите аргументы в пользу и против перехода на «безотметочное» обучение в начальной школе. Возможно ли такое обучение в средней школе?

Рекомендуемая литература

1. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в школьном лагере. – М., 1982.

2. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.

3. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М., Знание, 1987. №2.

4. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2000.

5. Педагогические технологии//Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2002.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 578.

7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М.: Знание, 1990. – №9.

8. Теория и практика воспитания: коммунарская методика// Советская педагогика, 1988. – № 5, 6, 7, 12.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

Вариант 7

Вопросы для рассмотрения:

1. Педагогическая поддержка самовоспитания личности школьников.

2. Системы развивающего обучения, используемые в практике работы школы. Введение

1. Специфика и взаимосвязь понятий «саморазвитие», «самовоспитание», «самосовершенствование». Движущие силы самовоспитания. Условия самовоспитания.

Структура процесса самовоспитания, характеристика ее основных компонентов (самопознание, самоопределение, самоидентификация, моделирование, планирование, саморегуляция, самоконтроль, самооценка).

Общая характеристика и взаимосвязь методов самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самопоощрение. Роль аутотренинга в процессе самовоспитания.

Понятие «педагогическая поддержка». Сущность педагогической поддержки.

Выводы

2. Основные понятия развивающего обучения. Целеполагание, концептуальные ориентиры развивающего обучения. Характеристика систем, концепций развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Колмыкова и др.).

Обучение и развитие, их соотношение.

Выводы

Практическое задание:

1. В.А. Сухомлинский писал, что «воспитание, побуждающее к самовоспитанию, это и есть … настоящее воспитание»; «самовоспитание начинается с заботы человека о другом человеке, со стремления увидеть в нем что-то хорошее, что есть во мне самом» (Сухомлинский В.А. – М., 1997. – С. 206-207).

Как Вы понимаете эти слова?

2. В чем, по Вашему мнению, различие словосочетаний «педагогическое руководство самовоспитания» и «педагогическая поддержка самовоспитания».

3. Каковы основания выделения систем обучения?

4. Верен ли девиз: «Да, здравствует развивающее обучение!»?

Рекомендуемая литература

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988.
  2. Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. – М., 1976.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спб., 2000.
  4. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1997.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.

6. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М., 1981.

7. Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991. – С. 40-94.

8. Леви В. Искусство быть собой. – М., 1973.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.

10. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М., 1997. – С. 205-220.

11. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 1997. – С. 424-430, 435-437.

12. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

Вариант 8

Вопросы для рассмотрения:

1. Профессиональное самоопределение личности как проблема современной профориентации в школе.

2. Эволюция методов обучения и их классификация.

Введение

1. Работа по профессиональной ориентации в школе. Задачи и функции профессиональной ориентации. Деятельность педагога в области профориентации. Укрепление связи школы с производством.

Выводы

2. Из истории развития методов обучения. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Эволюция методов обучения. Классификация методов обучения.

Выводы

Практическое задание:

1. Как влияет динамика рынка труда и образовательных услуг на формирование профессиональных намерений учащихся?

2. Каковы перспективы решения противоречия между объективными потребностями общества в кадрах (по профессиям) и профессиональными склонностями молодежи?

3. Определите наиболее эффективные способы профессионального самовоспитания.

4. Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения?

5. Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю.К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами?

Рекомендуемая литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спб., 2000.
  2. Данилова В.Д. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. // Пособие для самообразования. – М., 1994.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  4. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. – М., 1995.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н-Д, 1996.
  6. Лайкен А. Как стать хозяином своей судьбы. – М., 1995.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.-Воронеж, 1996.
  8. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – М., 1997.
  9. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

Вариант 9

Вопросы для рассмотрения:

1. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как проблема. Физическое и валеологическое образование.

2. Сообщающее обучение.

Введение

1. Предмет и задачи валеологии. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании ЗОЖ. Содержание факторов ЗОЖ. ЗОЖ – основа долголетия. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение.

Культура и здоровье. Здоровье детского населения России. Физическое развитие как показатель здоровья. Особенности физического и психофункционального развития. Возрастные основы здоровья и наследственность. Состояние здоровья учащихся в процессе обучения. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. Движение – это жизнь. Физическая культура и жизнь.

Проблемы педагогической валеологии. Принципы построения образовательных валеологических программ. Декларация ООН о правах ребенка. Методология и принципы валеологической работы с семьями учащихся. Школьная валеологическая служба.

Выводы

2. Сущность и характеристика сообщающего обучения. Виды занятий сообщающего обучения. Контроль и оценка знаний.

Выводы

Практическое задание:

1. Какова структура науки и объект изучения валеологии?

2. Что Вы понимаете под валеологизацией образовательной сферы?

3. Что Вы понимаете под культивированием ЗОЖ?

4. Приведите анализ учебных программ, методик, стандартов по педагогической валеологии.

5. Дайте собственную оценку и обоснование системам оздоровления П. Иванова, Н. Амосова.

6. Составьте по возможности проект «Оздоровительно-профилактические мероприятия в общеобразовательной школе».

7. Можно ли отождествлять сообщающее обучение с традиционным? Содержат ли оба эти типа обучения развивающие возможности?

8. Возможно ли в будущем полное вытеснение традиционного обучения? Приведите ваши рассуждения и обоснования.

Рекомендуемая литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спб., 2000.
  2. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – М., 1987.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  4. Зайцев Г.Н., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. – С-Пб, 1994.
  5. Колбанов В.В., Зайцев Г.Н. Валеология в школе. – С-Пб, 1992.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.
  8. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. – М., 1997.

Вариант 10

Вопросы для рассмотрения:

1. Воспитание культуры межнационального общения.

2. Программированное обучение. Введение

1. Воспитание в условиях многонационального и многокультурного окружения. Воспитание толерантности и уважения к различным культурным традициям. Система социальных институтов, способствующая воспитанию культуры межнационального общения. Уровни культуры межнационального общения. Дети-мигранты в состоянии в состоянии культурного шока и помощь педагога в его преодолении.

Выводы

2. Разработка программированного обучения. Характеристика программированного обучения. Виды занятий, особенности контроля знаний.

Выводы

Практическое задание:

1. В чем Вы видите актуальность воспитания культуры межнационального общения?

2. Что значит воспитание толерантности современного человека?

3. В чем заключается позиция педагога в воспитании культуры межнационального общения?

4. В чем различие понятий «обучение по программе» и «программированное обучение»?

6. Можно ли с помощью компьютерных программ обучать творческой деятельности?

Рекомендуемая литература

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 1998. – С. 235-241.
  4. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 465-480.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. С. 371-384.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – С-Пб., 2001.

Список рекомендуемой литературы

1. Александрова Е., Крылова Н. Учебный план как выражение образовательной политики // Народное образование, № 1. 2001. – С. 87-94.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.– М.–Воронеж, 2001. – 544 с.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – 304 с.

4. Вульфов Б.3., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 2000.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – 192 с.

6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии – М., 2001.– 224 с.

7. Кукушин В.С. Дидактика. – М., Ростов-на-Дону., 2003. – 368 с.

8. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.– М., 2002.–272 с.

9. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. – М., 1981. – С. 88-93.

10. Менделеев Д.И. Экзамены //Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 2000. – С. 351-357.

11. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2000. – 640 с.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. Смирнова С.А. – М., 2000. – 512 с.

13. Педагогические технологии /Под ред. В.С. Кукушина.– Ростов-на-Дону, 2002.–320 с.

14. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М., 2000.

15. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе / Педагогика, № 2, 2000. – С. 34-40.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.– М., 1998.–256 с.

17. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – 368 с.

18. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000. – 416 с

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998. – С. 44-55.

20. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999. – 519 с.

21. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – 536 с.

22. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. – М., 2001. –С. 84-85.

Требования к содержанию домашних контрольных работ

1. Содержание домашней контрольной работы должно соответствовать выбранной теме и предложенному или разработанному, дополненному, видоизменённому студентом, плану.

2. В содержании должна прослеживаться логика изложения проблемы.

3. Содержание домашней контрольной работы должно отражать актуальность и проблемность выбранной темы.

4. Обязательные ссылки на соответствующие литературные источники.

Требования к оформлению домашних контрольных работ

1. Домашняя контрольная работа оформляется на листах формата А 4 в рукописном или компьютерном варианте.

2. Оптимальный объём домашней контрольной работы не должен превышать 15-20 страниц с учётом всех сводных таблиц, графиков, используемых формул и т.п. В общий объём не включаются титульный лист, содержание (план), список использованной литературы и приложение.

3. Наличие титульного листа, плана домашней контрольной работы с указанием страниц и списка используемой литературы обязательно, а также домашнего адреса, места и стажа работы, № зачетной книжки.

4. Используемые в тексте работы таблицы, графики, схемы и т.п. должны иметь соответствующую нумерацию и название.

5. При оформлении контрольной работы на компьютере рекомендуется придерживаться требований к тексту. Текст печатается в текстовом редакторе Microsoft Word, размер шрифта 14, стиль Times New Roman, межстрочный интервал полуторный, параметры страницы: снизу 2 см, сверху 2 см, справа 1,5 см, слева 3 см.

6. Заголовки глав, параграфов, названий таблиц, схем, графиков выравниваются по центру, и выделяется жирным шрифтом. Основной текст выравнивается по ширине и печатается без переносов. Нумерация начинается со второй страницы. Нумерация листов оформляется внизу по центру.

7. Ссылки на соответствующие литературные источники оформляются в квадратных скобках. Вначале указывается номер источника согласно списку использованной литературы, а затем через запятую указывается номер страницы, например, [12, с. 103-108].

8.Текст титульного листа (оформление титульного листа см. рекомендации) печатается размером шрифта 14. Обозначается по центру «Контрольная работа по теории обучения и воспитания», ниже вариант работы.

Вопросы к государственному экзамену:

Проблема соотношения обучения и развития Зона актуального и ближайшего развития

Понятия «развитие» и «обучение». Различные подходы в понимании соотношения обучения и развития. Обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Коффка).

Понимание соотношения обучения и развития в теории Ж. Пиаже. Обучение и развитие в теории Л.С.Выготского и Дж.Брунера. Законы психического развития Л.С.Выготского. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. Понятия «зона ближайшего развития», «зона актуального развития» (цикличность, неравномерность, метаморфозы, сочетание эволюции и инволюции в развитии ребенка).

Развивающее обучение в системе В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова.

Содержание общего образования Государственный образовательный стандарт

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Сущность содержания образования. Основные концепции содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный подходы. Структура содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт отношений личности. Уровни содержания образования. Теории формирования содержания образования. Принципы отбора и построения содержания образования. Общие требования к содержанию образования. Основные пути совершенствования содержания образования. Документы, определяющие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Учебные программы. Учебники и учебная литература.

Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура динамика, движущие силы и противоречия Закономерности и принципы обучения

Сущность процесса обучения, его движущие силы. Внутренние и внешние критерии эффективности процесса обучения. Процесс обучения как целостная система. Системность процесса обучения. Системообразующие и переменные элементы процесса обучения как системы. Цикличность процесса обучения. Микрорезультат и макрорезультат в обучении. Структура процесса обучения по Харламову И.Ф. Понятия «закономерности» и «принципы» обучения. Классификации закономерностей обучения. Внешние и внутренние закономерности обучения и их характеристика. Закономерности целей обучения. Закономерности содержания обучения. Закономерности технологий, форм и методов обучения. Закономерности использования средств обучения. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения. Система принципов обучения: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип наглядности, принцип доступности, принцип научности, принцип проблемности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности и др. Пути реализации указанных принципов. Принципы обучения в системе развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин)

Система методов обучения в школе

Понятия «метод» и «приём» обучения. Характерные особенности метода и приёма обучения. Эволюция методов обучения. Классификации методов обучения: Е.Я.Голанта (по уровню активности учащихся), М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера (по характеру познавательной активности), Е.И. Перовского и Д.О. Лордкипанидзе (по источнику получения знаний), М.А.Данилова и Б.П.Есипова (по дидактическим целям), Ю.К.Бабанского (организационная классификация методов обучения) и др. Характеристика отдельных методов обучения. Выбор метода обучения.

Модернизация российского образования:

Приоритетные направления развития

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Характер проблем российского образования в современных условиях и подходы, предлагаемые для их решения. Социокультурные факторы модернизации образования. Обновление целей общего образования. Основные условия достижения новых целей образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования. Оценка качества и образовательный стандарт. Проблемы и перспективы современного образования. Новые формы образования и образовательные проекты.

Одним из вопросов государственного экзамена является комплексное задание. Комплексные задания разработаны на междисциплинарной основе и сформированы в соответствии со следующими принципами:

  • научности;
  • комплексности;
  • межпредметных связей;
  • связи теории с практикой;
  • опоры на опыт современной российской школы;
  • высокой практической значимости предложенных ситуаций в контексте будущей профессиональной деятельности.