Методология и методы организации научного исследования

Философия образования и науки

Вопросы к зачету

1. Философия науки как область научного знания.

2. Философия образования как научное и социальное явление.

3. Исторические предпосылки формирования научного знания.

4. Этапы становления и развития философия образования и науки

5. Зарождение педагогической мысли в древних цивилизациях: Древнем Египте, Израильско-Иудейском царстве, Древнем Иране, Древней Индии.

6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае.

7. Вклад древнегреческих ученых и философов в философию образования и науки (Сократ, Платон, Аристотель).

8. Средневековая наука и образование эпохи Возрождения.

9. Влияние раннего христианства на философию образования и науки, воспитание и обучение.

10. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV – XVI века).

Гуманизм.

11. Зарождение педагогической мысли в России ХIV-ХVII вв.

12. Наука и философские идеи Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон).

13. Развитие научного знания и философской мысли в ХVIII- ХIХвв.( Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте, К.Маркс, Ф.Энгельс)

14. Развитие педагогических идей в России ХVIII-ХIХвв. (В.Ф.Одоевский, А.С.Хомяков, П.Д.Юркевич, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов и др.).

15. Развитие философско-антропологических идей в образовании (К.Д.Ушинский, С.И.Гессен, Г.П.Щедровицкий)

16. Характер развития науки и образования в ХХ-ХХIвв. (М.Шелер, Д.Дьюи, М.Бубер, С.И.Гессен, Г.П.Щедровицкий, Б.С.Гершунский, В.В.Платонов и др.).

17. Роль науки в развитии общества и образования.

18. Образование как феномен культуры и социальный институт.

19. Образовательные модели обучения и воспитания (И.Ф.Гербарт, Дж.Дьюи и др.)

20. Наука в системе мировоззренческой ориентации.

21. Методы гуманитарных наук теоретического и эмпирического уровня.

22. Роль гипотез в научном познании.

23. Функции научной теории: конкретно-познавательные, методологические, фундаментально-теоретические, прикладные.

24. Структура и классификация научных теорий.

25. Понятие и структура научно-исследовательской программы (по И.Лакатосу).

26. Концепции развития науки (Т.Кун, К.Лоренц, К.Поппер, С.Тулмин, М.Фуко)

27. Проблема истины и рациональности научного познания (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

28. Философия науки и образования в ХХв.: особенности, основные тенденции и концепции.

11 стр., 5029 слов

Философия как научная дисциплина

... наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные ... время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном ...

29. Глобальные проблемы ХХI века как вызов сфере высшего образования.

30. Этика науки и образования в ХХIв.

 

 

Критерии оценки формируемых в дисциплине

Компетенций

На зачете оценка формируемых в дисциплине компетенций магистрантов производится по следующим критериям:

— оценка «зачтено» выставляется тому, кто глубоко и прочно усвоил программный материал, логически стройно, четко и исчерпывающе его излагает, способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий (научных школ, направлений) и практики¸ знает основные понятия и категории, раскрывает методологические и методические основы разработки проблемы в науке; умеет анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и образовательной практики; раскрывает альтернативные и вариативные (инвариантные) подходы к исследованию проблемы, умеет тесно связать философию науки с образовательной практикой, не допускает речевых ошибок, умеет вести диалог и вступать в научную дискуссию, дает четкие и ясные ответы на вопросы преподавателя.

— «зачтено» ставится, если: магистрант твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская каких-либо существенных неточностей в ответе на вопросы, однако имеют место несущественные фактические ошибки, которые магистрант способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу, умеет увязать теорию с практикой, общенаучные и специальные методы исследования. Ответ магистранта в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, убедителен, уверен.

— оценка «не зачтено» выставляется тому, кто не знает значительной части программного материала (общенаучные и специальные методы исследования; основные понятия и категории, , современные научно обоснованные теории развития науки); не умеет: анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики; не владеет: основными понятиями дисциплины, специальной терминологией и лексикой, навыками аргументации при обсуждении научных проблем и возможных способов их успешного решения, навыками анализа концептуальных идей в социальной сфере; допускает существенные ошибки в ответе на вопросы, свидетельствующие о неправильном понимании сущности рассматриваемого предмета или явления, затрудняется дать правильный ответ на вопросы преподавателя.

 

Оценка зачета (стандартная) Оценка зачета (тестовые нормы: % правильных ответов) Требования к знаниям на устном зачете по вопросам
«зачтено» 51-100 % «Зачтено» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал монографической литературы.
не зачтено» до 50% «Не зачтено» выставляется магистранту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины

Основная литература

 

1. Авдулов, А. Н. Философия науки. Общий курс. Учебное пособие для вузов / А.Н.Авдулов, В.В.Ильин, Г.В. Бромберг. – М.: Академический проект, 2010 – 732с. http://biblioclub.ru/ book &id=137740

2.Безвесельная, З.В. Философия науки. Учебное пособие / З.В.Безвесельная, В.С.Козьмин, А.И.Самсин. – М.: «Юриспруденция»,2009. – 213с. http://biblioclub.ru/ book&id=128340

 

Дополнительная литература

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 –17 в. /сост.С.Д.Бабишин,Б.Н.Митюров.–М.,1985.–367с.www.booksite.ru/ancient/reader/[дата обращения 20.04.12]
  2. Антология педагогической мысли России 18 в/Сост.И.А.Соловков. — М.: Педагогика, 1989. — 479 с. pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/index/[дата обращения 20.04.15]
  3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. /Сост. П. А. Лебедев. – http: pedagogic.ru /books/item/f00/s00/z0000027/index/ [дата обращения 20.04.15]
  4. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. pedlib.ru/Books/6/0461/6_0461-1.shtml/ [дата обращения 20.04.15]
  5. Лушников, А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для магистрантов пед. ин-тов / А.М. Лушников. — Екатеринбург, 2010. — 126 с.
  6. Крылова, Н.В. Философия образования С.И.Гессена и В.В.Зеньковского/ Н.В.Крылова // Известия РГПУ им.А.И.Герцена, №6, т.3, 2008. – с. 46-56 http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya/[дата обращения 20.04.15]
  7. Мазалова, М.А. История педагогики и образования / М. А. Мазалова. — Юрайт, 2009. – 254 с.
  8. Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство: курс лекций / С.В. Сальцева. М.: Владос, 2009.436 с.

 

 

Периодические издания

1. журнал «Социальная педагогика»

2. журнал «Педагогика»

3. журнал «Философия образования»

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2 — свободный доступ На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ — договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ — договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru| — лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/- свободный доступ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине
Интернет-портал Детская психология http://www.childpsy.ru/lib/- свободный доступ На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр.
Интернет-портал История отечественной психологии свободный доступ Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской).

Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей — от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики.

Интернет-портал «Психологические страницы» свободный доступ На данном сайте, в разделе сложных психологических тестов вы можете ознакомиться с тестами: тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей школьников; определение социальной направленности личности (выбора профессии); диагностика профессиональных предпочтений; поведение в конфликтной ситуации; выявление стрессоустойчивости; шкала самооценки

 

 

Методология и методы организации научного исследования

Вопросы к зачету

1. Современные актуальные проблемы научных исследований в социальной педагогике.

2. Требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Перечень исследовательских умений специалиста социальной сферы.

3. Сущность научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Задачи научного исследования в социальной педагогике и работе.

4. Методология научного исследования, ее уровни.

5. Общее понятие методологии науки. Методология науки и её уровни. Дескриптивная и прескриптивная методология.

6. Понятие о логике исследования в социальной работе. Проблематика исследования.

7. Научный аппарат исследования.

8. Идея, замысел, гипотеза и критерии успешности исследовательского поиска.

9. Характеристика математических методов обработки информации: схемы и таблицы.

10. Характеристика математических методов обработки информации: графики и диаграммы.

11. Разработка программы эксперимента (на примере собственного исследования).

12. Теоретические методы исследования. Методы осмысления и обобщения собранных фактов. Частные методы теоретического поиска: теоретический анализ и синтез.

13. Частные методы теоретического поиска: абстрагирование и конкретизация; обобщение и систематизация; классификация; моделирование; мысленный эксперимент.

14. Частные методы эмпирического исследования. Метод изучения литературных источников. Метод изучения документации и продуктов деятельности. Метод наблюдения.

15. Частные методы эмпирического исследования. Метод оценивания. Метод создания диагностических ситуаций.

16. Исторические методы: сравнительно-исторический метод, биографический метод, структурный метод.

17. Частные методы эмпирического исследования. Метод опроса: беседа, интервью, анкетирование.

18. Частные методы эмпирического исследования: тестирование. Социометрия; мониторинг.

19. Структура научного исследования: дипломная работа, ее виды и тематика.

20. Дипломная работа: логика исследования.

21. Характеристика научного аппарата дипломной работы (на примере собственного исследования).

22. Оформление результатов в научном исследовании. Требования к оформлению научной продукции.

23. Введение дипломной работы. Актуальность проблема исследования. Тема, объект и предмет исследования. Цель и задачи.

24. Гипотеза и защищаемые положения исследования. Новизна результатов исследования, их значимость для науки и практики. Положения, выносимые на защиту.

25. Классификация рассматриваемых явлений в дипломной работе. Цитирования и заимствования в дипломной работе. Требования к содержанию дипломной работы.

26. Заключение в дипломной работе. Библиография по дипломной работе (список литературы).

Работа с библиографическим материалом. Приложения.

27. Идеи социальной обусловленности исследуемого социально-педагогического процесса; целостности, единства и комплексности изучаемых явлений; единства социализации и индивидуализации.

28. Принцип деятельного подхода. Принцип личностного подхода.

29. Принципы объективности, научности, единства логического и исторического,

30. Принцип концептуального единства исследования. Принцип сущностного анализа. Генетический принцип.

31. Принцип сочетания сущего и должного. Реализация системного подхода в ис-следовательской работе. Характеристика особенностей системы: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность описаний

32. Комплексные методики научного исследования

33. Классификация методов по характеру исследовательской деятельности: эмпирические и теоретические методы исследования.

34. Понятие о методе. Многообразие методов исследования и необходимость их классификации.

35. Классификация методов по их составу: частные методы и комплексные методики исследования.

36. Классификация методов в зависимости от функций исследовательской деятельности: методы накопления фактов, сбора материала; методы проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов.

37. Изучение и обобщение передового опыта. Опытная работа. Эксперимент. Организация комплексного эксперимента.

38. Особенности измерений в социальной работе. Содержательные критерии качества объекта исследования. Уровневые показатели. Количественные и качественные характеристики.

39. Педагогическая диагностика: структура, функции, компоненты.

40. Функции исследования в социальной работе.

41. Типы исследований в социальной работе.

42. Исследовательские стратегии.

43. Выбор метода исследований в социальной работе.

44. Статистические методы исследования в социальной работе.

45. Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движе-ние населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т.п.).

 

Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций

По итогам зачета выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка знаний магистрантов на зачете проводится по следующим критериям:

— оценка «отлично» выставляется тому, кто глубоко и прочно усвоил программный материал, логически стройно, четко и исчерпывающе его излагает, способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий социализации (научных школ, направлений) и практики¸ знает основные понятия и категории научного исследования, раскрывает методологические и методические основы разработки проблемы в науке, в том числе, современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, основные понятия и категории, формы, сущность и функции, механизмы проведения и организации научного исследования; сущность и содержание инструментария проектирования и реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения.

— отметка «хорошо» ставится, если: магистрант твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская каких-либо существенных неточностей в ответе на вопросы, однако имеют место несущественные фактические ошибки, которые магистрант способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу, умеет увязать теорию с практикой. Ответ магистранта в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, убедителен, уверен.

— оценка «удовлетворительно» выставляется тому, кто имеет знания только основного программного материала, но не усвоил его деталей, допускает в ответе ошибочные положения, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, речевые ошибки, дает поверхностные ответы на вопросы преподавателя. У магистранта отсутствуют представления о внутри предметных и межпредметных связях, неумение подкреплять теоретические знания практическими выводами.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется тому, кто не знает значительной части программного материала (основные понятия и категории, приемы, механизмы, факторы, механизмы проведения и организации научного исследования;); не умеет: анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики науки, использовать методы в практике социально-педагогической деятельности; допускает существенные ошибки в ответе на вопросы, свидетельствующие о неправильном понимании сущности рассматриваемого предмета или явления, затрудняется дать правильный ответ на вопросы преподавателя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М.Кожухар. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 216с. www.biblioclub.ru/ 115785

2. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования: учеб.пособие/А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.:Либроком.,2010.-284 с. www.biblioclub.ru/ 82773

3. Ясницкий,Л.Н. Современные проблемы науки электронное учебное пособие / Л.Н.Ясницкий, Т.В.Данилевич. – 2-е изд. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012. — 294с. www.biblioclub.ru/ 222872

 

Дополнительная литература

 

1. Аверченков, В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учеб.пособие В.И.Аверченков, Ю.А.Малахов. – 2 изд., стереотип. –М.:ФЛИНТА, 2011. – 156с. www.biblioclub.ru/ 93347

2. Землянская, Е.Н., Ковригина Л.П. СитничекоМ.Я. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов. Специализированная подготовка «Преддошкольное образование» Учебно-методическое пособие. – М.: «Прометей», МПГУ, 2011. – 120с. www.biblioclub.ru/ 105791

3. Звонникова, В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход).Учеб.пособие./ В.И.Звонникова, М.Б. Челышкова. – М.:Логос, 2012. – 279с. www.biblioclub.ru/ 119434

4. Коржуев, А.В. Попков В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикса, 2008. – 287с. www.biblioclub.ru/ 143205

5. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров/ И.Н.Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 284с. www.biblioclub.ru/ 114174

6. Ласковец, С.В. Методология научного творчества: учебное пособие / С.В.Ласковец. – М.:Изд.Центр ЕАОИ, 2010. – 32с. www.biblioclub.ru/ 90384

7. Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство/ С.В.Сальцева. –М.:Владос, 2009. -436с.

8. Умнов, В.С. Научное исследование: теория и практика/ В.С.Умнов, Н.А.Самойлик. – Новокузнецк.Изд-во КузГПА, 2010. – 99с. www.biblioclub.ru/ 88691

9. Хожемпо, В.В. Азбука научно — исследовательской работы магистранта: учеб. Пособие Изд 2-е, испр и доп./ В.В.хожемпо, К.С.тарасов, М.Е. Пухлянко. – М.: РУДН, 2010.-107с. www.biblioclub.ru/ 115846

 

Периодические издания

 

1.Журнал «Высшее образование в России»

2.Журнал «Социальная педагогика»

3.Журнал «Социальная работа»

4.Журнал «Работник социальной службы»

5.Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия» www.journal-discussion.ru

6. Журнал «Инновации в образовании»

7. Журнал «Педагогика»

8. Журнал «Педагогическое образование»

9. «Социологический журнал»

10. Журнал «Социс»

 

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2/ — свободный доступ На данном сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ — договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ — договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/ — лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Каталог статей и учебных пособий «JourClub», предназначенных для помощи магистрантам самых разных учебных заведений Свободный доступ Статьи и учебные пособия «JourClub», предназначенные для помощи магистрантам самых разных учебных заведений
Порталус — крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России http://www.portalus.ru/ Свободный доступ Крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России

Научные исследования в профессиональной деятельности

Вопросы к зачету в 1 семестре

1. Психолого-педагогическое исследование: сущность и виды.

2. Специфика научного исследования психолого-педагогического направления.

3. Функции исследователя в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

4. Требования к разработке структуры исследовательской работы психолого-педагогического направления.

5. Научно-исследовательская деятельность магистрантов.

6. Специфика учебно-исследовательской деятельности магистранта.

7. Логика и ход эксперимента в научном исследовании психолого-педагогического направления.

8. Психолого-педагогическое обследование и выбор диагностических процедур.

9. Роль анкеты в психолого-педагогическом исследовании.

10. Эффективность интервьюирования: достоинства и недостатки.

11. Наблюдение как классический метод психолого-педагогического исследования.

12. Место и роль эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.

13. Методы психолого-педагогического исследования.

14. Контент-анализ и особенности его применения в психолого-педагогическом исследовании.

15. Роль метода анализа документов в психолого-педагогическом исследовании.

16. Анкетирование в психолого-педагогическом исследовании.

17. Проблема качественно-количественного анализа результатов исследования.

18. Статистические методы в психолого-педагогическом исследовании

19. Программа психолого-педагогического исследования: структура и функции.

20. Роль анализа передового опыта в психолого-педагогическом исследовании.

21. Обеспечение репрезентативной выборки в психолого-педагогическом исследовании.

22. Профессиональная деятельность по разработке программ психолого-педагогического исследования.

23. Анализ и отбор научных подходов, принципов и технологий для решения исследовательской стратегии в психолого-педагогическом исследовании.

24. Анализ психолого-педагогического опыта научных исследований в профессиональной деятельности.

25. Изучение и использование передового опыта в психолого-педагогическом исследовании.

26. Специфика разработки программы психолого-педагогического исследования в профессиональной деятельности.

27. Обобщение, анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования в профессиональной деятельности.

 

 

Вопросы к экзамену в 2 семестре

 

1. Современные актуальные проблемы научных исследований в социальной работе.

2. Требования к исследовательским умениям магистра психолого-педагогического образования.

3. Сущность научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Задачи научного исследования в профессиональной сфере.

4. Психолого-педагогическое исследование: сущность и виды

5. Понятие о логике исследования психолого-педагогического направления.

6. Научный аппарат исследования психолого-педагогического направления.

7. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта.

8. Идея, замысел, гипотеза и критерии успешности исследовательского поиска.

9. Идеи социальной обусловленности исследуемого психолого-педагогического процесса; целостности, единства и комплексности изучаемых явлений; единства социализации и индивидуализации.

10. Реализация системного подхода в исследовательской работе психолого-педагогического направления.

11. Принципы объективности, научности, единства логического и исторического, сочетания сущего и должного.

12. Принцип концептуального единства исследования. Принцип сущностного анализа. Генетический принцип.

13. Логика и ход психолого-педагогического исследования.

14. Требования к разработке структуры исследовательской работы психолого-педагогического направления.

15. Общий и рабочий план исследования, их назначение и содержание.

16. Научно-исследовательская деятельность магистрантов.

17. Функции исследователя в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

18. Подготовка магистранта к исследованию.

19. Принципиальный (стратегический) план исследования. Варианты стратегий исследовательского поиска.

20. Проблемная ситуация психолого-педагогического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы.

21. Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования.

22. Классификация экспериментов по характеру объекта и предмета исследования.

23. Место и роль эксперимента в психолого-педагогической работе.

24. Разработка программы эксперимента (на примере собственного исследования)

25. Теоретические методы исследования: методы осмысления и обобщения собранных фактов, теоретический анализ и синтез.

26. Частные методы теоретического поиска: абстрагирование и конкретизация; обобщение и систематизация; классификация; моделирование; мысленный эксперимент.

27. Частные методы эмпирического исследования: метод изучения литературных источников, документации и продуктов деятельности.

28. Метод наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

29. Психолого-педагогическое обследование и выбор диагностических процедур.

30. Применение исторических методов (сравнительно-исторического, структурного, биографического) в психолого-педагогическом исследовании.

31. Специфика частных методов эмпирического исследования: метод опроса (беседа, интервью, анкетирование).

32. Специфика частных методов эмпирического исследования: тестирование, социометрия; мониторинг.

33. . Структура научного исследования: магистерская диссертация, ее виды и тематика.

34. Оформление результатов в научном исследовании. Требования к оформлению научной продукции.

35. Изучение и использование передового опыта в психолого-педагогическом исследовании

36. Особенности измерений в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

37. Содержательные критерии качества объекта исследования. Уровневые показатели. Количественные и качественные характеристики.

38. Типы исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

39. Выбор методов исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

40. Статистические методы исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

41. Обобщение, анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования в профессиональной деятельности.

42. Пути и формы внедрения результатов исследований в психологии и педагогике.

 

Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций. На зачете в 1 семестре оценка формируемых в дисциплине компетенций магистрантов производится по следующим критериям:

На зачете в 1 семестре оценка формируемых в дисциплине компетенций магистрантов производится по следующим критериям:

— оценка «зачтено» выставляется тому, кто глубоко и прочно усвоил программный материал, логически стройно, четко и исчерпывающе его излагает, способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий (научных школ, направлений) и практики¸ знает основные понятия и категории, раскрывает методологические и методические основы разработки проблемы в науке; умеет анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и образовательной практики; раскрывает альтернативные и вариативные (инвариантные) подходы к исследованию проблемы, умеет тесно связать теорию науки с образовательной практикой, не допускает речевых ошибок, умеет вести диалог и вступать в научную дискуссию, дает четкие и ясные ответы на вопросы преподавателя; если ответ магистранта в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, убедителен, уверен; если магистрант имеет знания только основного программного материала, но не усвоил его деталей, допускает в ответе ошибочные положения, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, речевые ошибки, дает поверхностные ответы на вопросы преподавателя;

— оценка «не зачтено» выставляется тому, кто не знает значительной части программного материала (общенаучные и специальные методы исследования; основные понятия и категории, , современные научно обоснованные теории развития науки); не умеет: анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики; не владеет: основными понятиями дисциплины, специальной терминологией и лексикой, навыками аргументации при обсуждении научных проблем и возможных способов их успешного решения, навыками анализа концептуальных идей в социальной сфере; допускает существенные ошибки в ответе на вопросы, свидетельствующие о неправильном понимании сущности рассматриваемого предмета или явления, затрудняется дать правильный ответ на вопросы преподавателя.

По итогам экзамена во 2 семестре выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка знаний магистрантов на экзамене проводится по следующим критериям:

— оценка «отлично» выставляется тому, кто глубоко и прочно усвоил программный материал, логически стройно, четко и исчерпывающе его излагает, способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий социализации (научных школ, направлений) и практики¸ знает основные понятия и категории научного исследования, раскрывает методологические и методические основы разработки проблемы в науке, в том числе, современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, основные понятия и категории, формы, сущность и функции, механизмы проведения и организации научного исследования; сущность и содержание инструментария проектирования и реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения.

— отметка «хорошо» ставится, если: магистрант твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская каких-либо существенных неточностей в ответе на вопросы, однако имеют место несущественные фактические ошибки, которые магистрант способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу, умеет увязать теорию с практикой. Ответ магистранта в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, убедителен, уверен.

— оценка «удовлетворительно» выставляется тому, кто имеет знания только основного программного материала, но не усвоил его деталей, допускает в ответе ошибочные положения, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала, речевые ошибки, дает поверхностные ответы на вопросы преподавателя. У магистранта отсутствуют представления о внутри предметных и межпредметных связях, неумение подкреплять теоретические знания практическими выводами.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется тому, кто не знает значительной части программного материала (основные понятия и категории, приемы, механизмы, факторы, механизмы проведения и организации научного исследования); не умеет: анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики науки, использовать методы в практике социально-педагогической деятельности; допускает существенные ошибки в ответе на вопросы, свидетельствующие о неправильном понимании сущности рассматриваемого предмета или явления, затрудняется дать правильный ответ на вопросы преподавателя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 4. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М.Кожухар

Основная литература

4. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М.Кожухар. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 216с. www.biblioclub.ru/ 115785

5. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования: учеб.пособие/А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.:Либроком.,2010.-284 с. www.biblioclub.ru/ 82773

6. Ясницкий, Л.Н. Современные проблемы науки электронное учебное пособие / Л.Н.Ясницкий, Т.В.Данилевич. – 2-е изд. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2012. — 294с. www.biblioclub.ru/ 222872

 

Дополнительная литература

 

10. Аверченков, В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учеб.пособие В.И.Аверченков, Ю.А.Малахов. – 2 изд., стереотип. –М.:ФЛИНТА, 2011. – 156с. www.biblioclub.ru/ 93347

11. Землянская, Е.Н., Ковригина Л.П. СитничекоМ.Я. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов. Специализированная подготовка «Преддошкольное образование» Учебно-методическое пособие. – М.: «Прометей», МПГУ, 2011. – 120с. www.biblioclub.ru/ 105791

12. Звонникова, В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход).Учеб.пособие./ В.И.Звонникова, М.Б. Челышкова. – М.:Логос, 2012. – 279с. www.biblioclub.ru/ 119434

13. Коржуев ,А.В. Попков, В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикса, 2008. – 287с. www.biblioclub.ru/ 143205

14. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров/ И.Н.Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 284с. www.biblioclub.ru/ 114174

15. Ласковец, С.В. Методология научного творчества: учебное пособие / С.В.Ласковец. – М.:Изд.Центр ЕАОИ, 2010. – 32с. www.biblioclub.ru/ 90384

16. Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство/ С.В.Сальцева. –М.:Владос, 2009. -436с.

17. Умнов, В.С. Научное исследование: теория и практика/ В.С.Умнов, Н.А.Самойлик. – Новокузнецк.Изд-во КузГПА, 2010. – 99с. www.biblioclub.ru/ 88691

18. Хожемпо, В.В. Азбука научно — исследовательской работы магистранта: учеб. Пособие Изд 2-е, испр и доп./ В.В.хожемпо, К.С.Тарасов, М.Е. Пухлянко. – М.: РУДН, 2010.-107с. www.biblioclub.ru/ 115846

 

Периодические издания

 

1.Журнал «Высшее образование в России»

2.Журнал «Социальная педагогика»

3.Журнал «Социальная работа»

4.Журнал «Работник социальной службы»

5.Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия» www.journal-discussion.ru

6. Журнал «Инновации в образовании»

7. Журнал «Педагогика»

8. Журнал «Педагогическое образование»

9. «Социологический журнал»

10. Журнал «Социс»

 

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2/ — свободный доступ На данном сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ — договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ — договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/ — лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Каталог статей и учебных пособий «JourClub», предназначенных для помощи магистрантам самых разных учебных заведений Свободный доступ Статьи и учебные пособия «JourClub», предназначенные для помощи магистрантам самых разных учебных заведений
Порталус — крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России http://www.portalus.ru/ Свободный доступ Крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России

 

Социальная психология образования

Семинара

Социальная психология образования в структуре современных наук.

Проблема общения в социальной психологии образования

Проблема развития личности в образовательной среде

Проблема группы в социальной психологии образования

Перечень вопросов к зачету

1. Предмет социальной психологии

2. Социальная психология в структуре современных наук

3. Основные теоретические концепции в социальной психологии

4. Методы социальной психологии образования

5. Метод наблюдения в социально-психологическом исследовании

6. Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании

7. Метод опроса в социально-психологическом исследовании

8. Беседа и интервью как виды опроса в социально-психологическом исследовании

9. Анкетирование как вид опроса

10. Эксперимент как метод социально-психологического анализа

11. Общение как предмет социально-психологического анализа

12. Эффекты межличностного восприятия.

13. Роль установки в межличностном восприятии.

14. Проблема влияния в социальной психологии.

15. Социологическое направление в исследовании малых групп.

16. Понятие конфликта в социальной психологии образования

17. Отчуждение и деформация личности как социально-психологическая проблема

18. Социально-психологические барьеры в общении

19. Понятие группы и групповой динамики

20. Социометрическая структура учебной группы

21. Феномен группового давления

22. Конформизм и феномен группового давления.

23. Понятие психологической совместимости

24. Лидерство и руководство в малых группах

25. Коллектив как высший уровень развития группы

26. Стили руководства

27. Проблема социализации личности в образовательной среде

28. Социально-психологический климат в организации

29. Проблема личности в социальной психологии

30. Педагог-психолог как субъект коррекции стилей педагогического общения

31. Социально-психологические детерминанты формирования личности учащегося

32. Социально-психологическое сопровождение взаимодействия школы и семьи

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины

Основная литература

1. Социальная психология : учебник / под ред. А.М. Столяренко. — 2-е изд., доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 511 с. — ISBN 978-5-238-01480-7 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118146

2. Социальная психология : учебное пособие / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 616 с. — ISBN 978-5-238-02192-8 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148

 

 

Дополнительная литература

  1. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е.Ю. Клепцова. — М. : Академический проект, 2004. — 177 с. — ISBN 5-8291-0332-Х ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223611
  2. Леонова, Е.В. Методы психолого-педагогической оценки / Е.В. Леонова. — М.: МИФИ, 2012. — 424 с. — ISBN 978-5-7262-1720-8 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689
  3. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в исследовательском университете : учебное пособие / под ред. Е.В. Леонова. — М. : МИФИ, 2011. — 232 с. — ISBN 978-5-7262-1538-9 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232446
  4. Суворова, Г.А. Психология деятельности. Учебное пособие для студентов психологических и педагогических вузов / Г.А. Суворова. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 176 с. — ISBN 5-9292-0090-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233241
  5. Сухов, А. Н. , Гераськина, М. Г. , Лафуткин А. М. , Чечкова А. В. Социальная психология. Учебное пособие.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Юнити-Дана, 2012-616с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148
  6. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. — 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2011. — 204 с. — ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

 

 

Периодические издания

1. Вестник Санкт-Петербургского университета

(Вестник СПбГУ).

2. Вопросы психологии

3. Журнал социальной антропологии

 

Интернет-ресурсы

 

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2 — свободный доступ На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ — договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ — договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru| — лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/- свободный доступ На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Образовательный видеопортал Univertv. ru http://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине

 

Теория и технологии социального и психолого-педагогического взаимодействия участников образовательных отношений

Вопросы к зачету

1 Социальное взаимодействие как социально-педагогическая проблема.

2 Личность как субъект взаимодействия.

3 Социальное взаимодействие: сущность и содержание.

4 Партнёрство как форма социального взаимодействия.

5 Виды и формы социального взаимодействия.

6 Этапы осуществления социального взаимодействия.

7 Основы социального взаимодействия в учреждениях разных типов и видов.

8 Методика организации психолого-педагогического взаимодействия с младшими школьниками.

9 Методика организации психолого-педагогического взаимодействия со школьниками средней возрастной группы.

10 Методика организации социального взаимодействия со школьниками старшего возраста.

11 Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

12 Методика работы волонтеров со школьниками средней возрастной группы.

13 Методика работы волонтеров со школьниками старшего возраста.

14 Методы реализации взаимодействия в группе.

15 Технология уличной работы.

16 Организация и проведение массовых мероприятий.

17 Общение как средство организации взаимодействия в группе.

18 Организация взаимодействия в процессе командообразования.

19 Условия эффективного социального и психолого-педагогического взаимодействия социального педагога.

20 Требования к организации профессионального взаимодействия с клиентами группы риска.

21 Методика организации социального взаимодействия с родителями.

22 Методика решения практических задач реализации социального взаимодействия.

23 Организация взаимодействия в ходе внедрение инноваций в сфере образования.

24 Методика организации социального взаимодействия с коллегами.

25 Значение педагогического опыта социального взаимодействия в деятельности профессионала.

26 Психолого-педагогическая профилактика конфликтов в реализации социального взаимодействия.

27 Реализация идеи социального взаимодействия подростков.

28 Анализ отечественного опыта социального взаимодействия в сфере образования.

29 Анализ зарубежного опыта осуществления социального партнерства в учреждениях социальной сферы.

30 Технологии реализации социального взаимодействия в вузах.

31 Технологии разрешения конфликтов в межпрофессиональном взаимодействии.

32 Технологии модерации взаимодействия в сообществе.

33 Технология посредничества в организации социально-педагогического взаимодействия.

 

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6. Критерии оценки формируемых в дисциплине
компетенций

 

На зачёте оценка формируемых в дисциплине компетенций магистрантов производится по следующим критериям:

— оценка «отлично» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с поставленными задачами и вопросами, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач;

— оценка «хорошо» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, справляется с поставленными задачами и вопросами, обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач, допускает незначительные неточности в работе;

— оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, если он усвоил основной программный материал курса, справляется с большинством поставленных задач;

— оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, если он не имеет знания основного материала, не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины

Основная литература

 

1. Коротаева, Е. В. Основы педагогики взаимодействий. Теория и практика. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013 — 203с. http://biblioclub.ru/ id=141303

2. Технологии социальной работы: Учеб.пособие /Под ред. Е.И.Холостовой, Л.И.Кононовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 478с. www.biblioclub.ru/ 135060

Дополнительная литература

1 Автономов, А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник/ А.С.Автономов, Т.И.Виноградова, М.Ф.Замятина, Н.Л.Хананашвили. – М.: Фонд НАН, 2003.- 242с.

2 Волонтерское движение: подготовка к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в городе Казани / гл. ред. Ю. И. Глазков ; отв. ред. Я. В. Семичева. — М. : Про-Пресс, 2011. — 70 с

3 Жданова, С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография /С.В.Сальцева, С.Н.Жданова – М.: Изд-во УРАО, 2010. – 185с

4 Жданова, С.Н. Деятельность социального работника в обществе риска: статья/ С.Н.Жданова. — Журн. «Дискуссия» №11 (41) — Екатеринбург, 2013.

5 Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие/ Л.П.Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 92с.

6 Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогической технологии: учебное пособие. /Л.В.Мардахаев. – М.: Перспектива, 2011. – 92с.

7 Овчарова, Р.В. Справочник социального педагога/Р.В. Овчарова. 2-е изд. — М.:Сфера,2008.-480с.

8 Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность магистранта вуза: от идеи к реализации: монография/Л.Г.Пак.- Оренбург: Изд-во Принт-Сервис,2013.-312с.

9 Профессиональная компетентность современного социального работника: модель, технология, инноватика развития: монография / С.Н.Жданова, Л.А.Кочемасова, Л.Г.Пак, С.В.Сальцева/ под науч.ред.С.В.Сальцевой. — Оренбург: Типография «Экспресс-печать», 2013. – 228 с.

 

Периодические издания

 

1.Журнал «Высшее образование в России»

2.Журнал «Социальная педагогика»

3.Журнал «Социальная работа»

4.Журнал «Работник социальной службы»

5.Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия» www.journal-discussion.ru

6. Журнал «Инновации в образовании»

7. Журнал «Педагогика»

8. Журнал «Педагогическое образование»

9. «Социологический журнал»

10. Журнал «Социс»

 

 

Интернет-ресурсы

Название сайта Режим доступа Характеристика
Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2/ — свободный доступ На данном сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ
ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ — договор от 29.02.2012 г.№56 На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/ — договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ»
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/ — лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций.
Каталог статей и учебных пособий «JourClub», предназначенных для помощи магистрантам самых разных учебных заведений Свободный доступ Статьи и учебные пособия «JourClub», предназначенные для помощи магистрантам самых разных учебных заведений
Порталус — крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России http://www.portalus.ru/ Свободный доступ Крупнейшая онлайн-база авторских научных публикаций в России