Алгоритмический стиль мышления и его роль в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников

Оглавление

Введение… 3

Глава 1 Психолого-педагогические и методико-математические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления… 6

1.1. Характеристика алгоритмического стиля мышления… 6

1.2. Методико-математические аспекты формирования вычислительных навыков у младших школьников… 9

1.3. Связь алгоритмического стиля мышления и формирования вычислительных навыков … 16

1.4. Анализ учебников математики М.И. Моро, Л.Г. Петерсон и Т.Е. Демидова. с целью выявить задания на формирование алгоритмического стиля мышления… 23

Глава 2 Опытно-педагогическая работа по формированию вычислительных навыков младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления… 31

2.1 Цели, задачи и организация опытно-педагогической работы… 31

2.2 Анализ результатов опытно-педагогической работы… 35

Заключение… 52

Список использованных источников… 56

Приложения… 60

Введение

Федеральные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) ввели понятие алгоритм в обучение математике и поставили задачу: обеспечить «овладение основами… алгоритмического мышления, …записью и выполнением алгоритмов; …умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы». На первый взгляд кажется, что данные требования, возможно, относятся не к математике, а к информатике. Однако это не так. Алгоритм — понятие, возникшее в математике. Теория алгоритмов также разработана в математике, каждый раздел математики содержит алгоритмы.

Таким образом, актуальность выбранной темы обоснована требованиями ФГОС НОО.

Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

3 стр., 1267 слов

Стили воспитания

... , отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Последствия При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – свободный, ... равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения ...

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций — восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка — значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности — технологию обучения.

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.

3 стр., 1206 слов

Влияние коммуникативных навыков военнослужащих воинской части на стиль их поведения в конфликте

... ОБЩИЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА Цель эксперимента – изучить влияние коммуникативных навыков военнослужащих воинской части на стиль их поведения в конфликте. Теоретическая гипотеза: Овладение военнослужащими ... для выявления преобладающего стиля поведения в конфликте. Тестирование проводится в индивидуальном режиме путем заполнения испытуемым опросника. Далее производится формирование двух групп испытуемых ...

Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А.М. Пышкало, С.В. Степанова, Ю.М. Колягин).

В истории методики преподавания математики были разработаны различные подходы к вопросу формирования алгоритмического стиля мышления, однако эти критерии не в полной мере соответствуют требованиям современной школы. Необходимо изучить современное состояние проблемы в теории и на практике.

Возникает проблема: при каких условиях алгоритмический стиль мышления становится эффективным средством формирования вычислительных навыков.

Объект исследования — формирование вычислительных навыков.

Предмет исследования — развитие алгоритмического стиля мышления как средства формирования вычислительных навыков.

Цель — выявить условия, при которых развитие алгоритмического стиля мышления способствует эффективному формированию вычислительных навыков.

Гипотеза исследования: эффективность формирования вычислительных навыков повысится, если:

— систематически, целенаправленно способствовать развитию алгоритмического стиля мышления младших школьников;

— в ходе изучения арифметического материала применять алгоритмы разных видов (линейные, словесные, разветвленные, блок — схемы) и различные приемы работы с ними.

На реализацию цели и проверку рабочей гипотезы направлено решение следующих задач:

1. Выделить суть понятия алгоритмического стиля мышления, психолого-педагогическую и методико-математическую основу формирования вычислительных навыков.

2. Описать процесс формирования вычислительных навыков посредством развития алгоритмического стиля мышления.

3. Организовать опытно-педагогическую работу по проверке эффективности формирования вычислительных навыков посредством развития алгоритмического стиля мышления.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... принципом, а остается описатель­ной характеристикой деятельности субъекта. Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую оно отражает. При изучении деятельности ... всемирно известным ученым, - открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм - это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских ...

Методы исследования:

• Теоретические: анализ литературы, систематизация и обобщение.

• Эмпирические методы: беседа с учителем, диагностические контрольные работы и статистические методы обработки результатов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий для уроков математики, содержание которых направлено на формирование вычислительных навыков у младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления.

Задачи исследования определили структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Список используемых источников:

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И.Моро, А.М.Пышкало. — М.: Педагогика, 2005. — 248 с.

2. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А.Бантова // Начальная школа. — 1995. — № 11.

3. Батршина, Г. С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы / Г. С. Батршина // Информатика и образование. — 2007. — № 9. — С. 7−23.

4. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов обобщения и абстрагирования / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. — 1956. — № 4. — С. 23−29.

5. Вершинин, О.Е. За страницами учебника информатики. / О.Е. Вершинин. — М.: Просвещение, 1992. — 352 с.

6. Виленкин, Н.Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики / Н.Я. Виленкин, Ю.А. Дробышев // Начальная школа. — 1988. — № 12. — С.34−37.

7. Газейкина, А.И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза // Информационные технологии в образовании / А.И. Газейкина [Электронный ресурс]. URL: 2006/Moscow/I/1/I-1−6371.html

8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и поэтапного формирования умственных действий/ П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. — М.: Просвещение, 1966. — 179 с.

9 стр., 4333 слов

Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова

... социальной и политической психологии Ярославского Государственного Университета им. П.Г.Демидова. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор В.В.Козлов. ... ».// Психотехнологии в социальной работе. Вып. 8./ Под ред. В.В.Козлова. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003. – 356 с. С.  ... . В 2-х т. Т. 1. / Под ред. В.В.Козлова. – Ярославль, 2003. – 348 с. С. 241-245. Ефимкина ...

9. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова).

I-III классы / В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г. Г.Микулина, О.В.Савельева. — М.: МИРОС, 2000. — 32 с.

10. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебн. для вузов / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 354 с.

11. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 — 80с.

12. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 — 80с.

13. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 — 64с.

14. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 80с.

15. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 80с.

16. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 80с.

17. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 96с.

18. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 96с.

9 стр., 4042 слов

Выполнение курсовой работы. Макарова В.А., д.п.н., проф. Козлова Е. Б

... .Э. Циолковского, – 32 c. ББК 71.04 ©Макарова В.А., Козлова Е.Б. © КГУ им. К.Э. Циолковского В процессе обучения ... .04 М 15 Макарова В.А., д.п.н., проф. Козлова Е.Б. к.пс.н. Курсовые работы на бакалавриате. Рецензент ... _____________________ (И.О. Фамилия) Калуга, 20_ г. Макарова В.А., Козлова Е.Б. Курсовые работы на бакалавриате Учебно-методическое пособие ...

19. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 3-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 — 80с.

20. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 2-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2013 — 96с.

21. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 2-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2013 — 96с.

22. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] - Изд. 2-е испр. — М.: Издательство Школьный дом РАО.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector