Алгоритмический стиль мышления и его роль в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Психолого-педагогические и методико-математические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления……………………………………….. 6

1.1. Характеристика алгоритмического стиля мышления…………………………. 6

1.2. Методико-математические аспекты формирования вычислительных навыков у младших школьников………………………………………………………………….. 9

1.3. Связь алгоритмического стиля мышления и формирования вычислительных навыков …..…………………………………………………………………………….. 16

1.4. Анализ учебников математики М.И. Моро, Л.Г. Петерсон и Т.Е. Демидова. с целью выявить задания на формирование алгоритмического стиля мышления……………………………………………………………………………… 23

Глава 2 Опытно-педагогическая работа по формированию вычислительных навыков младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления……………………………………………………………………………… 31

2.1 Цели, задачи и организация опытно-педагогической работы……………… 31

2.2 Анализ результатов опытно-педагогической работы……………………….. 35

Заключение……………………………………………………………………………….. 52

Список использованных источников………………………………………………… 56

Приложения…………………………………………………………………………… 60

Введение

Федеральные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) ввели понятие алгоритм в обучение математике и поставили задачу: обеспечить «овладение основами… алгоритмического мышления, …записью и выполнением алгоритмов; …умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы». На первый взгляд кажется, что данные требования, возможно, относятся не к математике, а к информатике. Однако это не так. Алгоритм – понятие, возникшее в математике. Теория алгоритмов также разработана в математике, каждый раздел математики содержит алгоритмы.

Таким образом, актуальность выбранной темы обоснована требованиями ФГОС НОО.

Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

14 стр., 6512 слов

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических ...

... способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического ... мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших ...

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.

Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.

Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.

Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Пышкало, С.В. Степанова, Ю.М. Колягин).

В истории методики преподавания математики были разработаны различные подходы к вопросу формирования алгоритмического стиля мышления, однако эти критерии не в полной мере соответствуют требованиям современной школы. Необходимо изучить современное состояние проблемы в теории и на практике.

Возникает проблема: при каких условиях алгоритмический стиль мышления становится эффективным средством формирования вычислительных навыков.

Объект исследования – формирование вычислительных навыков.

Предмет исследования – развитие алгоритмического стиля мышления как средства формирования вычислительных навыков.

Цель – выявить условия, при которых развитие алгоритмического стиля мышления способствует эффективному формированию вычислительных навыков.

5 стр., 2050 слов

Критическое мышление и способы его формирования

... жизни. Критическое мышление В результате правильного подбора учителем методов обучения, у обучающихся ребят развивается творческое, логическое и критическое мышление на высоком уровне, и вырабатываются способности к решению проблем. В школьной программе существует глобальная проблема в технологии ...

Гипотеза исследования: эффективность формирования вычислительных навыков повысится, если:

– систематически, целенаправленно способствовать развитию алгоритмического стиля мышления младших школьников;

– в ходе изучения арифметического материала применять алгоритмы разных видов (линейные, словесные, разветвленные, блок – схемы) и различные приемы работы с ними.

На реализацию цели и проверку рабочей гипотезы направлено решение следующих задач:

1. Выделить суть понятия алгоритмического стиля мышления, психолого-педагогическую и методико-математическую основу формирования вычислительных навыков.

2. Описать процесс формирования вычислительных навыков посредством развития алгоритмического стиля мышления.

3. Организовать опытно-педагогическую работу по проверке эффективности формирования вычислительных навыков посредством развития алгоритмического стиля мышления.

Методы исследования:

• Теоретические: анализ литературы, систематизация и обобщение.

• Эмпирические методы: беседа с учителем, диагностические контрольные работы и статистические методы обработки результатов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий для уроков математики, содержание которых направлено на формирование вычислительных навыков у младших школьников посредством развития алгоритмического стиля мышления.

Задачи исследования определили структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

………….

Список используемых источников:

1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И.Моро, А.М.Пышкало. – М.: Педагогика, 2005. – 248 с.

2. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А.Бантова // Начальная школа. – 1995. – № 11.

3. Батршина, Г.С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы / Г.С. Батршина // Информатика и образование. – 2007. – № 9. – С. 7-23.

4. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов обобщения и абстрагирования / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. – 1956. – №4. – С. 23–29.

5. Вершинин, О.Е. За страницами учебника информатики. / О.Е. Вершинин. – М.: Просвещение, 1992. – 352 с.

6. Виленкин, Н.Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики / Н.Я. Виленкин, Ю.А. Дробышев // Начальная школа. – 1988. – № 12. – С.34-37.

7. Газейкина, А.И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза // Информационные технологии в образовании / А.И. Газейкина [Электронный ресурс]. URL: 2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html

8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и поэтапного формирования умственных действий/ П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М.: Просвещение, 1966. – 179 с.

9. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

I-III классы / В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. – М.: МИРОС, 2000. – 32 с.

10. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебн. для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 354 с.

11. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 – 80с.

11 стр., 5160 слов

Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры

... «Найди лишнее». Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления, но и воспроизводящего воображения. Функции дидактической игры: Дидактическая игра способствует ... выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык – автоматизированное действие, сформированное путем повторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на ...

12. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 – 80с.

13. Демитова, Т.Е. Моя математика. Учебник для 1-го класса в трех частях. Часть 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – М.: Издательский Дом РАО. Баласс. 2005 – 64с.

14. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 80с.

15. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 80с.

16. Демитова, Т.Е. Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 80с.

17. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 96с.

18. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 96с.

19. Демитова, Т.Е. Математика. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 3-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2012 – 80с.

20. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 1 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 2-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2013 – 96с.

21. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 2 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 2-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО. Баласс. 2013 – 96с.

22. Демитова, Т.Е. Математика. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений в 3 ч. Ч. 3 / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких [и др.] – Изд. 2-е испр. – М.: Издательство Школьный дом РАО.