1 Возникновение и развитие психики, анализ современных теорий

Психика— субъективное отражение мозга человека объективного мира и себя самого в нём.

Психика-это системное качество мозга, реализованная через его многоуровневые функциональные системы, которые формируются у человека в процессе жизнедеятельности.

Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира.

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Например, память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, чем у старшего школьника, — она у него иная. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка. Однако это не означает, что у школьника память хуже.

В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Л.С. Выготский в рамках своей культурно-исторической психологии ввел понятие «зона ближайшего развития». Это — теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Позже было показано, что помощь взрослого должна быть строго к месту и времени.

2 Проблема биологического и социального в природе человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа — это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

5 стр., 2270 слов

Концепции развития человека

... на природу человека назвали Эго-психологией. Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и ... развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое ...

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество — это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида.

Духовный мир человека — это состояние его внутреннего Эго или Суперэго. Это понимание самим человеком слов и мыслей, взаимосвязи своих желаний, ощущений и поступков, в начале для себя и внутри себя, т. е. осознание и ощущение состояния своего собственного Духа, состояния Души и физического тела.

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате — духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира — безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно — продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

... людей; содействует самосовершенствованию; взаимоотношения с др. людьми. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психология – это наука, ... – описывают 3 основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Соответственно выделяются: познавательные, эмоциональные ... ф-ции: 1) отражение чел объективного мира 2)регуляция чел своего поведения и деят ...

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

3 История возникновения психологии как науки в недрах философии и естествознания

Психология (греч.) — псюхе -душа; логос-наука.

До начала 19 в. Психология входила в состав философии.

Это гуманитарная наука, тесно связанная с: историей, физиологией, философией.

наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.

«Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой». РУБИНШТЕЙН

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет предвосхищать грядущие события — от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

Явления, с которыми имеет дело психология, неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем -это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

4 Свойства внимания, возрастные особенности развития внимания.

Внимание — отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Устойчивость внимания — продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Свойства внимания:

Ясность внимания

Объём внимания

Устойчивость

Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое

Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).

Ф-ии и виды внимания: слуховые сигналы, зрительные сигналы.

Развитие внимания ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С развитием произвольного внимания, непроизвольное не только не исчезает, а сохраняется и развивается

7 стр., 3018 слов

Представления человека о мире и о себе, в контексте совладания с трудными жизненными ситуациями

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Факультет психологии Кафедра общей психологии Курсовая работа Представления человека о мире и о себе, в контексте совладания с трудными жизненными ситуациями Студента 3 курса до, 301 группы Шишканова С.О. Научный руководитель: доцент кафедры общей психологии Битюцкая Е.В. Москва 2013 Содержание Введение 1. Теоретический анализ. Некоторые ...

5 Основные характеристики представлений, особенности представлений и их развитие

представление— это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления— это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

ТЕМА№5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕР. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.   v ХАРАКТЕР- сочетание устойчивых свойств поведения, определяющих отношение субъекта к окружающей действительности.   Характер - социально обусловленная личностная структура, которая амортизирует в жизни особенности темперамента. Характер может смягчать проявления нашего темперамента и адаптирует ...

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.

Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного. использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

6 Кратковременная, долговременная и оперативная память, особенности развития памяти.

Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.

Кратковременная память содержит воспоминания, хранящиеся лишь в течение нескольких секунд.

Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из — за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов.

Долговременная память — вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Оперативная память — это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию.

Эффективность памяти зависит, от :

1.От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

Если цель -- выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель -- выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

Коллегиальное управление процессом; 3. внутришкольный контроль и руководство; 4. централизованное государственное финансирование; 5. использование дополнительных форм учебно-воспитательного процесса 305. Сотрудничество для школьников как качество педагогического процесса является: 1. формой организации познавательной деятельности; 2. средством активизации общественной деятельности; 3. методом ...

2.От приемов заучивания.

7 Мышление и речь, их роль в развитии личности

Речь — является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

МЫШЛЕНИЕ— направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (усло­вия задачи), который является сознательным и целенаправлен­ным, оперирует понятиями и образами, и который завершает­ся каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахож­дение решения, формирование суждения и т. п.).

Продуктами мыслительного процесса являются:

1) понятия

2) суждения

3) умозаключения

4) знания

8 Суждение как логическая форма и структурная единица мысли.

Суждение — это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о самых реальных вещах и явлениях.

В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действительности в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется двумя весьма важными свойствами, которые человеку необходимо учитывать в логическом анализе.

В суждениях выражается истинная или ложная мысль. Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной действительности.

Истинные- это такие суждения, в которых связь понятии правильно отражает реальные свойства и отражения предмета мысли.

Ложные- это такие суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли.

9 Виды воображения, особенности развития творческого воображения.

Воображение-создание нового в форме образа представления или идеи.

Виды воображения:

1)непроизвольное воображение

2)произвольное воображение

3)воссоздающее воображение

4)творческое воображение

5) мечты человека

Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с тем в этих образах отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

10 Эмоции как психический процесс, развитие эмоций в онтогенезе

Эмо́ции(от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция— это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций также имеет эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы мозга.

11 Волевые процессы, развитие произвольности поведения.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Воля -это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная само регуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели деятельности.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

12 Подходы к пониманию и определению природы психических состояний

Психическое состояние — Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

Как и все явления психической жизни, психические состояния большей частью не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями.

Яркие примеры психических состояний можно привести из области эмоциональной жизни. Настроения, эмоции, аффекты, стремления и страсти часто называют эмоциональными состояниями, своеобразно окрашивающими на определенное время всю психику человека. К эмоциональным состояниям относятся радость, печаль, меланхолия, тревога, страх, ужас, злость, гнев, ярость, раздражение, веселье, грусть, счастье, эйфория, экстаз, наслаждение и др.

К духовным состояниям принято относить вдохновение, душевный подъем, депрессию, прострацию, скуку, апатию и др.

Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды минуты;

текущие — часы дни и длительные — недели месяцы и даже годы.

13 Ощущения, их развитие в онтогенезе.

Ощущения— простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

Основным источником знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своём теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

Ощущение как процесс- это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Раздражитель(слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.

Ощущения как результат— исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения.

Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача — овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной.

14 Особенности восприятия и сенсорных систем

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом.

Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие. Принцип многоканального проведения информации.

Фундаментальным свойством всего живого является адаптация, т. е. приспособляемость к условиям внешней среды. Адаптационные процессы охватывают не только рецепторы, но и все звенья сенсорных систем.

15 Психологические основы психотерапии и коррекции поведения.

Психотерапия —

-«система лечебных воздействии на психику и через психику на организм человека»;

— «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций).

Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия).

Психологические интервенции, в свою очередь, делятся на педагого-психологические; рабочие и организационно-психологические и клинико-психологические. Таким образом, психологические интервенции в медицине или клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства. С точки зрения указанных авторов клинико-психологические интервенции характеризуются: 1) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой посредством теоретической психологии; 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями. Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, который выбирает психотерапевт.

Клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути, психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия.

Психологическая коррекция. Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

16 Понятие личности в психологии

Личность- это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.

17 Изучение понятий свойств личности (отечественная психология)

Личность — это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!

Личность — системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.

Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.

Факторы развития личности:

Внешние (социальные)

Внутренние (биогинетика)

Условия развития личности:

Внешние (воспитание, образование)

Внутренние (собственная активность)

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личностью не рождаются, личностью-становятся!

Личность может ломаться,

Личность могут сломать,

И тогда человек становится потухшим,

Перестаёт быть Личностью!

18 Направленность личности, особенности изучения

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес — познавательная форма направленности на предметы;

склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т. п.

Направленность личности характеризуется:

уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т. п.;

широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;

интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;

иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

19 Мотив и мотивация развития личности.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

материальное благополучие — «чтобы иметь материальные блага»;

облегченное существование — «чтобы легче было жить»;

лучшая жизнь — «чтобы лучше было жить»;

желание избежать неприятности.

Побуждение к реализации потенциалов для человека естественно и необ­ходимо. Однако многие люди просто не видят своего потенциала. Они не только не замечают его существования, но часто и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже боять­ся своих способностей, особенно если первичный опыт их проявления был неудачным, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Процесс роста требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. А следовательно, и муже­ства на пути движения к новому. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску бе­зопасности и защиты.

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кру­гозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься са­мосовершенствованием.

Познавательные мотивы — стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности.

20 Изучение механизмов психологической защиты

Отрицаниесводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение— наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение— обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т. е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

21 Общие и специальные особенности личности, соотношение способностей и одарённости.

Особенности личности

К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. В первую очередь, из личностных особенностей, влияющих на формирование субъективного отношения к болезни следует отметить мировоззрение и философская позиция по поводу смысла жизни и жизни после смерти. Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей.

Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.

В характере личность харак

теризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Слова «характеристика» и «характер» не случайно имеют общий корень. Хорошо составленная психологическая характеристика человека прежде всего и глубже всего должна выявить его характер, так как именно в нем наиболее существенно проявляются особенности личности. Однако нельзя, как это иногда делается, все черты личности подменять только чертами характера. Понятие «личность» шире понятия «характер», и понятие «индивидуальность человека как личности» не исчерпывается только его характером.

Одаренность —это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.

Одаренность — это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Способности — это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

22 Способности и профессионально важные качества личности

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Профессионально важные качества педагога:

1. Профессиональная компетентность:

a)Знания

· Общий кругозор,

· методика,

· предмет,

· педагогика,

· психология

b) Умения

2. Способности

· Проектировочные

· организаторские

· адаптационные

3. Личностные качества

a) личностные качества

· Интеллектуальные

· трудовые

· эстетические

· педагогический такт

· гуманность

· нравственность

Педагогические способности — определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя.

23 Характеристика темперамента: сензитивность, реактивность, активность, пластичность.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от позднелат. sensitivus — чувствительный) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности.

Реактивность. Это свойство характеризуется степенью (т.е. силой и энергией) реагирования человека на какое-то воздей­ствие одинаковой величины. Например, мы по-разному реагиру­ем на одно и тоже обидное слово или критическое замечание. Ре­активность проявляется в большей или меньшей вспыльчивости, если у человека высокая реактивность, про него говорят: «по­рох», «заводится с пол-оборота».

Активность.О ней можно судить по тому, с какой энергией, настойчивостью человек сам воздействует на окружающую среду и преодолевает при этом внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей. Это свойство помогает сделать професси­ональную карьеру и добиться успеха.

Пластичность и ригидность. Они проявляются в том, насколь­ко человек легко и быстро приспосабливается к внешним воздей­ствиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ри­гидность).

24 Ригидность, темп, возбудимость и т.П., особенности изучения темперамента.

Очень важно помнить, что нет лучших или худших темпера­ментов. На базе любого темперамента можно воспитать в себе оп­ределенные черты личности и разумно использовать их в конк­ретной деятельности. Среди выдающихся, великих людей встреча­ются представители всех четырех типов темперамента. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Темперамент — совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Ригидность— черта, характеризующаяся когнитивной, перцептивной и/или социальной негибкостью. Следует различать с персеверацией.

ВОЗБУДИМОСТЬ— свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

25 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он

определяется и другими причинами, включает умения и навыки,

сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенности-организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

26 Закономерности формирования характера.

Характер (греч. charakter — отличительная черта) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

· отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство — все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах — отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека.

27 Прикладные типологии личности в отечественной и зарубежной психологии

Личность — система социально значимых черт, присущих данному человеку.

Типология личности. Учение о классификации упорядочении и систематизации сложных объектов в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах между которыми трудно провести разграничительные линии и которые экземплифицируются (поясняются) их некоторыми типичными образцами называется типологией (греч. tipos — отпечаток форма).

Типологией называется также результат процедуры классификации — некоторая система типов. Типологий так или иначе связанных с психическими явлениями с исследованиями личности человека довольно много не все они корректно построены некоторые узкоспециаоьного назначения. Разнообразие целей исследования человека естественно порождает и разнообразие типологий.

В своем поведении человек ориентируется на данные полученные из внешнего мира. Но люди неодинаково реагируют на одну и ту же информацию: одни — импульсивно непосредственно другие каждый новый сигнал пропускают сначала через себя их реакция зависит от внутренней установки.

Экстраверт: ориентирован на то что происходит вне его; открыт всему происходящему вокруг;

Интроверт: ориентирован на свои ощущения мысли впечатления оттого что вне его; старается отгородиться (защититься) от обилия новой информации; задумчив молчалив внешне спокоен; имеет узкий круг друзей; хорошо работает в одиночку.

Сенсорный тип: все видит и все ощущает вокруг; живет здесь и теперь; быстро ориентируется в любой обстановке; ведет полнокровную физическую жизнь; практичен и деятелен; уверен в себе;

Интуитивный тип: основное состояние — размышления о том что уже прошло или о том что еще предстоит; проявляет беспокойство о будущем старается обеспечить его уже в настоящем (запасает все «впрок» копит деньги на старость и т. д.); проявляет интерес ко всему новому даже если это не сулит практического выхода; любит решать новые задачи не желает делать одно и то же; работает нестабильно — «вспышками»;

Мыслительный тип: ориентирован на систему структуру закон порядок; любит анализировать и во всем устанавливать логический порядок;

Чувствующий тип: человек чувства хорошо разбирается в людях их настроениях; склонен идти на компромиссы ради хороших отношений; часто говорит комплименты стараясь сделать людям приятное.

Воспринимающий тип: действует импульсивно применяясь к ситуации; часто действует без подготовки рассчитывая на везение.

Решающий тип:склонен планировать работу и выполнять ее до конца; стремится к точности в делах; работоспособность как правило стабильна; решение принимает взвешенное и не любит их менять;

28 Влияние психических познавательных процессов на эффективность учебной деятельности.

Познавательные психические процессы. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Исследование психических состояний в учебном процессе, возрастных особенностей, а также влияния состояний на продуктивность учебной деятельности позволило установить ряд закономерностей. Так, были показаны особенности влияния психических состояний учителя на эффективность его труда, обнаружена специфика саморегуляции состояний учащихся и педагогов, выделены феноменологические картины психических состояний разных возрастных групп, рассмотрены изменения состояний учителя и учащихся в процессе их взаимоотношений на уроке, а также выявлены характеристики неравновесных состояний учащихся и педагогов в ходе учебного процесса.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленными учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д.

29 Влияние состояний и свойств личности на эффективность совместной деятельности и общения

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбу-димых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые инди-виды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличают-ся тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впе-чатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктив-ность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор-мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противопо-ложного типа -- малоактивных и обладающих невысоким темпом.

30 Стресс и его влияние на организм.

Стресс — это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды. Стресс — это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих.

Стресс реакция развивается не только на негативные воздействия, но и на позитивные, если только они существенно меняют ситуацию для организма. Независимо от того, радуетесь ли вы неожиданной премии или, наоборот, расстроены штрафом на крупную сумму, на физиологическом уровне начальная реакция на оба эти события будет одинаковой. Для организма не важно: плохо это или хорошо, для него важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.

Многие люди постоянно находятся под влиянием стресса. Это негативно сказывается на здоровье человека. Истощаются нервные клетки, снижается иммунитет, появляется склонность к различным физическим заболеваниям. А так же есть вероятность, что под действием стресса может появиться и психическое расстройство. Например, невроз навязчивых состояний, который не так-то просто поддается коррекции.

Вот список последствий влияние стресса на человека:

1.Энергетика человека под воздействием стресса снижается, появляется быстрая утомляемость. Силы истощаются, и возникает такое ощущение, что ничего не хочется делать. Нет сил, чтоб успешно справляться с работой.

2.Эмоциональная сфера страдает, снижается настроение, появляются депрессивные мысли. Человек начинает концентрироваться на плохом, а это приводит к тому, что плохое только усиливается. И получается замкнутый круг, из которого нужно выходить с помощью освобождения от отрицательных эмоций.

3.Физическое здоровье дает сбои. Обостряются хронические заболевания или появляются новые, такие как гипертония, диабет, болезни желудочно-кишечного тракта, болезни сердца и многие другие. Так же под влиянием стресса у человека повышается риск заболевание онкологией.

4.Человек, под влиянием стресса может поправиться. Это происходит потому, что еда начинает выполнять защитную функцию, происходит заедание стресса и естественно это отражается на вашей фигуре не самым лучшим образом.

31 Примеры развития памяти в эйдетике и мнемотехнике

Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно трени-ровать. Мы всю жизнь пытаемся что-то запоминать, совершенно не понимая при этом, почему одно запоминается легко, а другое нет. Например говорят: «Этот мальчик хорошо запоминает стихи, а эта девочка хорошо запоминает цифры «. Но нет такой памяти, как гуманитарная или математическая и т. п. Есть память вообще!. Людей, которые не могут что-то запомнить нет, есть люди, которым не объяснили, как это сделать. Для того чтобы правильно пользоваться своей памятью, использовать свои природные резервы необходимо освоить методы мнемотехники и эйдетики.

Эйдетика, слово «эйдос» в переводе с греческого- это образ. Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». Если мы, например, говорим слово море (чашка, компьютер, яблоко…) у каждого возникает свой «внутренний экран «и каждый видит свое море (чашку, компьютер, яблоко…) Но эйдос это не только образ- картинка, это ещё и соощуще-ния, можно почувствовать запахи, вкусы т.д. В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить — нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а ви-деть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не пред-ставляю!» И как правило говорим правду. Ну, а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить. Эйдетика, делает человека более гармоничным и способствует развитию обоих полушарий. Улучшается работоспо-собность, память, возрастает способность концентрировать внимание. Восприятие окружающих и мира становится намного позитивнее, а психика устойчивее. Множес-тво экспериментов показало, что резервы нашей памяти связаны с развитием имен-но эйдетической памяти. Человек, освоивший методы эйдетики, практически не имеет границ своей памяти.

Мнемотехника(или мнемоника) — это совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций. Мнемотехника была известна с давних времен и насчитывает не менее дух тысячи лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввел Пифагор Самосский в VI веке до н.э. Первый труд, который сохранился по мнемо-нике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали и обладали феноменальной памятью такие известные личности как Джордано Бруно, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Не угасает интерес к мнемотех-нике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершен-ствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Приёмы мнемотехники, многие помнят с детства, например приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто слышал эту фразу хоть раз уже не забудет ее.

32 Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении — с ним.

Большую роль в организации впечатлений о другом человеке играет собственная «теория личности» воспринимающего — его осознанные или не вполне осознанные представления о людях «вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т. п.

Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем.

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.

33 Типы характера в разных психологических теориях.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. — слабый) — люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. — плотный. толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики

34 Эмоционально-волевая устойчивость и пути её формирования

Эмоционально-волевая устойчивость— комплексная психолого-педагогическая характеристика личностного развития, в которой взаимосвязано представлены волевые состояния и волевые качества, способствующие осуществлению личностью волевых действий в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.

Возрастные особенности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости личности обусловливаются противоречиями в интеллектуальном, эмоциональном и волевом развитии, кризисным характером подросткового периода (усиление доминанты дальних целей; становление исполнительского звена волевой регуляции; усиление внутренних способов эмоционально-волевой регуляции; установление сущностной связи эмоционально-волевой сферы личности с нравственным сознанием и т. д.).

Для формирования эмоционально-волевой устойчивости необходимо хорошо знать свои эмоционально-волевые особенности, ясно представлять личные цели, тренировать способность управлять собой в стрессовых ситуациях.

Процесс формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в социально-культурной сфере определяют следующие социально-культурные условия: организованная социально-культурная деятельность творческого коллектива, охватывающая широкую сферу реализации досуговой активности личности (культурно-воспитательная деятельность и дополнительное образование в школе); досуговое общение в процессе творческой деятельности, способствующее оптимизации социально-психологического микроклимата в самодеятельном коллективе; процесс целенаправленного развития индивидуально-личностной сферы участников творческого коллектива (педагогическая поддержка саморазвития и самовоспитания участников, формирования их волевых качеств); кадровое и организационно-педагогическое обеспечение социально-культурной деятельности (уровень профессионального мастерства и квалификация педагогов, тренеров и др., наличие необходимых материальных ресурсов, помещений для репетиций и концертных выступлений и др.).

35 Адаптация и дезадаптация личности.

Адаптация —процесс приспособления организма к действию факторов окружающей среды.

Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio — приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования.

Понятие «школьной дезадаптации» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и др.).

Школьная дезадаптация, согласно научному определению, — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т. д.

Характерны внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители — это снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе, конфликтность и т. д.

36 Типы ответственности личности

Ответственность является важнейшей характеристикой личности, ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой.

В настоящее время в психологии распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности:

Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать»

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем — коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

37 Акцентуации характера подростка.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим…

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости.

38 Личность в норме патологии.

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением.

Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуж­дается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять фор­мированием его личности, требуются глубокие знания пси­хологических закономерностей,'объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные зако­номерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченны­ми возможностями выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания.

39 Формирование личности в детском возрасте

Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова)

формирование личности

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте. Переход к школьному обучению и ново­му образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответст­вующую позицию, открывает для дальнейшего фор­мирования его личности.

Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к школьному обучению прихо­дит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает.

Дети приходят в школу с жела­нием учиться, узнавать новое, с интересом к самим зна­ниям. При этом интерес к знаниям у них тесно перепле­тен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключи­тельно добросовестное и прилежное отношение к делу.

40 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

См 25.

41 Проблема субъекта в психологии.

Субъект в психологии — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что речь идет именно о субъекте, а не индивиде, индивидуальности и т. п.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — изначально философское понятие, в концепции Гегеля обозначавшее источник имманентной активности. В гуманистической психологии (К.Роджерс) понятие связывалось, скорее, с ценностным подходом к личности, пациенту. В отечественной психологии категория субъекта разрабатывается в двадцатые годы в контексте философской антропологии С.Л.Рубинштейном. Однако, в официальной советской психологии первоначально удалось реализовать только категорию деятельности, трактовка структуры которой также отправлялась от философской формулы «цель-средство-результат». Постепенно С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев сумели, включив в нее мотивационную составляющую, раскрыть ее психологическую специфику. Последнее понимание деятельности фактически совпадало с понятием активности.