Характерологические особенности в спорте

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА:

«ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ) НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА»

 

 

Исполнитель:

Студент группы 141004

Потеряхина Алексей

Проверила:

Корнеева Светлана Анатольевна

 

г. Белгород

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….5

1.1. Характерологические особенности в спорте………………………………………….5

1.2. Влияние спорта на формирование характера…………………………………………7

1.3. Исследование педагогического стиля учителя с учеником……………………..9

РАЗДЕЛ II. ТЕСТ И ОПРОС СПОРТСМЕНОВ………………………………………….13

2.1. Тест-опрос спортсменов, занимающиеся кикбоксингом, на индивидуальном стиле профессиональной деятельности тренер………………..13

2.2. Ответы на тест……………………………………………………………………………………13

РАЗДЕЛ III. Оценка влияния спорта на личностные аспекты спортсменов…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….17

8 стр., 3600 слов

Тесты_тренер-преподаватель демоверсия

... тренировкой; Г. учебно-тренировочным процессом. 25. Степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной ... Г. отличное здоровье спортсмена. 34. Система организационно-методических мероприятий позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется: А. спортивной ...

ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа посвящена теме «Влияние характерологических особенностей спортсменов (на примере детей занимающихся кикбоксингом) на индивидуальный стиль профессиональной деятельности тренера». Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития характера личности ребенка относится к числу глобальных воспитательных задач. Развитие интеллектуальных и характерологических способностей, занимающихся кикбоксингом, предполагает деятельность в самых разных направлениях.

Павлов И.П. первым выдвинул идею о корреляции индивидуальных особенностей развития с характеристиками деятельности головного мозга. Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных способностей.

В настоящий момент особое внимание уделяют проблеме влияния функциональной асимметрии головного мозга на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей детей. Исследования Еремеевой В. Д., Иванова В. В. показывают, что часто образовательный процесс строится без учета индивидуальных различий.

От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций каждого спортсмена, его личности и его головного мозга.

Цель исследования — анализ влияния характерологических особенностей спортсменов и определение ее роли при индивидуальном стиле профессиональной деятельности тренера.

Гипотеза исследования: Характерологические особенности спортсмена меняются при занятии кикбоксингом, что необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

1. провести теоретический анализ по проблеме взаимоотношения тренера и спортсмена;

2. провести опрос спортсменов, занимающиеся кикбоксингом;

3. оценить влияние индивидуального стиля профессиональной деятельности тренера на личностные аспекты спортсменов;

4. сформулировать выводы о роли кикбоксинга в жизни детей;

Объект исследования — дети, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися СК «Бумеранг» (ДЮСШ №4) г. Белгород.

Предмет исследования — характер и его связь с учебным процессом.

Методика: Тест-опрос спортсменов, занимающихся кикбоксингом, на определение индивидуального стиля профессиональной деятельности.

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Характерологические особенности в спорте

Термин «характер» часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях. Многие под характером понимают силу воли человека. Еще П. Ф. Лесгафт считал, что «характером можно назвать проявления воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом» (Лесгафт, 1900).

В разной мере этого взгляда придерживаются и развивают его некоторые известные советские психологи. Характер — приобретенное качество личности. Общество создает систему тех отношений человека с другими людьми, которые определяют его характер. Человек не родится трудолюбивым или ленивым, общительным или замкнутым, а становится таким или другим под влиянием воспитания в процессе жизни и деятельности. Вместе с тем природные свойства человека в определенных условиях могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник. Но при правильном индивидуальном подходе и методике воспитания и у того и у другого можно развить смелость.

11 стр., 5064 слов

Характер и особенности деятельности человека

... таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для ...

Академик И. П. Павлов называл характер «сплавом» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

Спорт… является важнейшим средством воспитания социальных идеалов, нравственных, моральных и волевых качеств личности. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных свойств характера. А. Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера советских спортсменов (Пуни, 1962).

К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, Смелость, активность, инициативность и мужество.

Анализируя черты характера, отражающие отношение спортсменов к коллективу, А. Ц. Пуни отличает коллективизм, доброжелательность, критичность, требовательность, честность, бескорыстие, внимательность, корректность, готовность прийти на помощь другому.

А. Ц. Пуни, О. А. Черникова и другие спортивные психологи выделяют также следующие черты характера, отражающие отношение спортсмена к самому себе: требовательность, самокритичность, дисциплинированность, принципиальность, выдержку и самообладание, высокий уровень притязаний, эмоциональную устойчивость и самоконтроль, уверенность в своих силах, аккуратность, скромность, способность к самопожертвованию. Этот список качеств может быть продолжен. Однако перечисленные выше черты характера не принадлежат одному, пусть самому выдающемуся спортсмену.

При формировании свойств характера имеют значение общие, особенные и единичные условия спортивной деятельности.

Общие условия спортивной деятельности образованы существованием в нашей стране развитого социализма, а это, несомненно, оказывает благоприятное влияние на формирование характера спортсменов.

Особенные условия занятий спортом в данном городе, районе, спортивной секции в целом также благоприятны для формирования личности спортсменов, но они в разных местах значительно различаются между собой. Например, в одних аэроклубах время на дорогу от города до аэродрома не превышает десяти минут, в других на это тратится несколько часов. Конечно, удаленность аэродрома от города влияет и на характер работы штатных работников со спортсменами.

Характер — это целая система связанных между собой черт. Наблюдением за поведением, речью, мимикой человека можно определить важные черты его характера. Так, Л. Н. Толстой, великий знаток человеческих характеров, писал, что те люди, у которых одни глаза смеются, хитрые и эгоисты, а те, у которых рот смеется без глаз, слабые, нерешительные. Глаза человека — зеркало души, но надо быть очень тонким психологом, чтобы по их выражению определить характер другого, незнакомого человека.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей. 5. Застревающий тип. ... способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. 2. Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей ...

Для определения характера по результатам обследования спортсменов различной квалификации можно использовать и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (формы А и С), тест рисуночных ассоциации Н. Розенцвейга, методики Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова и другие специальные психологические тесты и методики, применяемые в нашей стране и за рубежом. [1]

 

Исследование педагогического стиля учителя с учеником

Характер взаимодействия учителя с учениками во многом зависит от личности самого учителя и стиля его общения. В целом, в психолого-педагогической литературе выделяют три стиля педагогического общения: авторитарный, демократический либеральный. Формирование стиля тесно связано с психологическими особенностями педагога: свойствами его нервной системы, чертами характера, личности. Авторитарный стиль отличается более консервативными установками и монологичной речью. Демократический стиль характеризует человека более гибкого и пластичного в общении, настроенного на диалог. Обладателя либерального стиля можно выделить по непосредственной манере общения.

В основу стилевой классификации положена шкала импульсивность-рефлексивность. Она предполагает 4 педагогических стиля в зависимости от того, как развиты у педагога эти качества.

1. Эмоционально-импровизационный. Для урока учитель отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируясь в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый, арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях. [3]

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...

... АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИМИСЯ С РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ РАЗНОГО ТИПА ... и различные пути оптимизации процесса обучения. В настоящее время можно наблюдать ... создается возможность iпоследовательного изучения компонентов общения, а iтакже их взаимосвязи. iПодход, ... его iведущей репрезентативной системы. iИзучение стиля работы корифеев iпсихотерапии позволило iБэндлеру ...

В качестве ПВК в педагогическом общении можно выделить следующие качества учителя:

· Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность.

· Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей.

· Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.

· Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.

· Умение управлять собой.

· Способность к спонтанности (неподготовленности) коммуникации.

· Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий.

· Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.

· Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в требуемом направлении.

· Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия).

Барьеры в общении могут носить информационный и личностный характер.

Первый тип. Возникновение барьера связано с расхождением смысла в содержании требования, т.е. взрослый и ребенок вкладывают различный смысл в одно и то же требование. Ребенок не понимает требований потому, что иначе смотрит на определенные факты.

Второй тип. Расхождение смысла относится к особенности предъявления требований независимо от их содержания. Ребенок не принимает требования, потому что оно приобретает для него особый смысл (смысл придирки, насмешки и т. Д.).

Этот смысловой барьер может возникнуть разными путями:

· требование, приемлемое для ребенка по существу, может не приниматься из-за формы предъявления, например иронической, грубой, унизительной. Отрицательные эмоции по отношению к форме требований переносятся и на их содержание;

· требование, даже самое благожелательное по форме, предъявляется слишком часто, по каждому пустяку;

· требование непосильно или у ребенка нет необходимых условий для его выполнения.

Третий тип. Барьер по отношению к конкретному человеку, обусловленный личностными особенностями. На основании одного или нескольких взаимодействий у ребенка складывается определенное представление об отношении к нему воспитателя, и он в свою очередь начинает конкретным образом реагировать на это отношение. Ребенок не принимает и не выполняет требований данного человека, но охотно выполняет требования, предъявляемые другими людьми. Причинами могут быть:

· постоянное отрицательное оценивание ребенка и его деятельности;

· безапелляционное настаивание на требовании (неправильное преодоление барьера первого типа);

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений ...

... аутизмом 1.2 Проблемы формирования коммуникативных умений у детей с аутизмом 1.3 Методологические противоречия к исследованию коммуникативных умений у детей с аутизмом ГЛАВА 2. Проектирование ... на коррекцию коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма. Предмет исследования: коррекция коммуникативных умений у детей с синдромом аутизма. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. ...

· предъявление требований, неправильных по форме.

Возникновение смыслового барьера определяется не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и внутренними психологическими особенностями учащегося, связанными с его самооценкой и отношением к себе. [4]