Основы анимационной деятельности. Плотникова в.С

1. Понятие анимации, ее функции

В основе понятия анимация находятся латинские слова аnimа – душа; аnimatus – одушевление, что означает воодушевление, одухотворение1.Анимация — стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, образовательной, культурно-досуговой деятельности человека; организованный процесс развлечений и физических упражнений, обеспечивающий двигательную активность и общение.

Термин «анимация» впервые появляется во французском языке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка 19 и 20 веков (Париж, 1974) анимация определяется как действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь. Анимация считается новым направлением культурно-досуговой деятельности, но следует отметить, что в разных формах она существовала и ранее. Истоки зарождения анимации лежат в культуре античного мира, которую философы, историки и культурологи называют «цивилизацией досуга». Древние греки уделяли организации «высокого досуга» большое внимание и воспринимали его как еще более возвышенную сферу жизнедеятельности, чем война или политика. Тщательно готовились традиционные праздники в честь богов, состоящие из театрализовано-развлекательной программы и драматических состязаний с песнями, танцами, беседами, регулярно проводились спортивные состязания, к которым готовились с детства в палестрах и гимнасиях; работали философские школы; развивался театр. С крушением античного мира на долгие столетия уходит отношение к досугу как к свободе человеческого духа и наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью. Римский досуг — это «досуг без достоинств», его содержание сводится к лозунгу: «Хлеба и зрелищ!», римляне любили гладиаторские бои, конные скачки в цирке, пиры с застольями и оргиями. В средние века об организации «высокого досуга» речь также не идет. Церковь разрешала христианам смотреть мистерии — театральные представления с библейскими сюжетами, развивалась система христианских и народных праздников, рыцарские турниры. Только в эпоху Возрождения свободное время, как и во времена древней Греции, стало использоваться для общения с образованными людьми, для размышлений, творчества. В связи с этим распространяется музейная деятельность, возникают первые кружки по интересам, компании, салоны, появляются новые досуговые формы: карнавалы, маскарады, ассамблеи, балы.

Увеличение свободного времени в конце 19 века, в связи с развитием промышленного производства и введением регламентированного рабочего дня в США и в европейских странах, привело к появлению клубов, общественных союзов, товариществ на основе интересов. В 1901 году получают широкое распространение ассоциации, основное предназначение которых приобщение к культуре. В середине XX века идеи античного «высокого досуга» развиваются в социально-философской теории «цивилизации досуга». В 1950-е годы французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье, вместо общих понятий «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурное лидерство», которое трактует как деятельность, направленную на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству, а вскоре заменяет его термином «анимация». Ж.Р.Дюмазедье определяет анимацию как формулу «трех D»: delassiment (расслабле­ние), divertissement (развлечение) и develop-pement (развитие).

14 стр., 6821 слов

Особенности организации семейного досуга средствами социально–культурной ...

... работы учреждений социально - культурной деятельности по организации семейного досуга 1.1 Семейный досуг: сущность проблемы и состояние Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры ...

С 60-х гг. XX века во Франции начинается научное осмысление анимации, ее структуризация и типологизация. Исследования в этой области проводятся П.Бенаром, А.Гурдоном, Ж.Р.Дюмазедье, М.Кайресом, Р.Лабури, П.Ланграном, Ж.Левеглем, М.Леви-Котре, Э.Лембо, П.Мулинье, М.Паризе, М.Симоно, А.Тери. Педагогической основой анимации становятся идеи А.Бине, Э.Дюркгейма, Ж. Маритена, Ж.Ж.Руссо, Ж.П.Сартра, Э.Шартье, Ж.Шато. С данного периода формируются различные взаимодополняющие определения данного понятия: Ж.Р.Дюмазедье рассматривает анимацию как сознательную, преднамеренную, организованную и планируемую аккультуризацию человека с целью активного социально-культурного влияния на людей для оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе, через создание условий для приобщения к культуре; Р.Лабури считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности в сфере досуга, а аниматор является носителем культуры, обладающий определенными внутренними качествами, делающими его значимым для окружающих людей, фактором их личного развития; М.Леви-Котре дополняет: анимация — это перекресток, на котором встречаются и сталкиваются все потребности, желания и мечты людей и общества. Обозначаются целевые аспекты анимации: освободительный (стремление к свободному социальному творчеству) и регулятивный (использование свободного времени для саморазвития и активного участия личности в социальной и культурной жизни общества).

В 90-е годы 20 века российские исследователи предлагают следующие определения данного понятия. Е.Б.Мамбеков: анимация — это часть культурной и воспитательной системы общества, представленная совокупностью элементов, находящихся в постоянных взаимообогащающих отношениях, характеризующих эту систему и реализующихся через комплекс занятий, видов деятельности и отношений, в которых ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие методы активной педагогики. Е.М.Приезжева определяет анимацию как стимулирование жизненных сил человека через вовлечение в активность. Т.И.Гальперина отмечает: анимация — особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности, сущность которой состоит в вовлечении отдыхающих в активные формы культурного досуга. Л.В.Курило анимацию представляет как целостный процесс взаимодействия аниматоров с участниками досуговых программ, в результате которого удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

12 стр., 5735 слов

Социально–культурная анимация в образовании детей

... неблагоприятно сказываются на физическом интеллектуальном и психологическом состоянии человека. Социально - культурная анимация призвана на помощь человеку современного общества. Её приёмы помогают ... самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга. Сегодня по мнению французских социологов, анимация входит в досуговую культуру Франции, как особый и самостоятельный ...

Сущность анимации заключается в следующем: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этническими и региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов детей, молодежи и взрослых; отличается глубокой личностностью и носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер. Таким образом, анализ понятия анимация позволяет, с одной стороны, выявлять ее развивающий, оздоровительный, культурологический характер, а с другой – обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса через особые приемы общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием и содействием, основанных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Виды анимации:

1. Анимация в движении — удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

2. Анимация через переживание — удовлетворяет потребность в сопереживании, эмоциональной разрядке, ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3. Культурная анимация — удовлетворят потребность в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

4. Творческая анимация — удовлетворяет потребность людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

5. Анимация через общение — удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

6. Анимация через успокоение — удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое.

Поскольку анимация носит многосторонний характер, то ее функции определяются социальным назначением:

  • Рекреационная – направленность на восстановление утраченных физических, психических и интеллектуальных сил;
  • Гедонистическая – участие в мероприятиях должно доставлять удовольствие (если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности, а вместе с тем и долю полезности);
  • Адаптационная – позволяет обеспечить адаптацию личности к постоянно изменяющимся как социально-экономическим, так и культурным условиям современного мира;
  • Оздоровительная – направлена на оздоровление, восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
  • Образовательная — позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире, благодаря чему происходит культурное развитие личности, позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях, традициях, обычаях;
  • Развивающая – направлена на развитие творческих, артистических, организаторских и другие видов способностей;
  • Воспитательная – участие в анимационной деятельности приносит интеллектуальное, нравственное, моральное и физическое совершенствование личности, помогает поиску новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни.

Анимационная деятельность – целенаправленная деятельность, направленная на многомерное и многоплановое взаимодействие педагога и обучающихся в досуговой сфере, с помощью которой удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируются и развиваются качества социально-активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...

... и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, а также создание условий для самореализации и самосовершенствования каждой отдельно взятой личности. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в ...

Актуальность анимационной деятельности обусловлена следующими факторами: необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности; реализацией личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой; установлением равновесия между досуговыми запросами личности и его социальной включенностью в коллектив; социальным контролем, направленным на неформальное самообразование, саморазвитие и самовоспитание личности в условиях организованного досуга; созданием оптимальных условий для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума и признанием личности как уникальной целостности, представляющей собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку2.

2. Профессиональное мастерство педагога-аниматора

Аниматор — вдохновитель, руководитель, организатор досуга; специалист, занимающийся разработкой, организацией и проведением индивидуальных и коллективных культурно-досуговых программ, ориентирующий в их многообразии и активизирующий воспитательный, культурный и физический потенциал человека.

Дефиниция «аниматор» характеризуется разнообразием подходов:

— организатор в сфере досуга с целью приобщения к культуре;

— профессиональный работник социально-воспитательной анимации, функции которого состоят в развитии воспитательного, культурного и спортивного потенциала человека;

— специалист социальной области, цель которого состоит в удовлетворения потребностей, желаний и запросов социальных категорий населения;

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... Операции. Психофизиологические функции. Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Развитие мотивов. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии. Литература. ... Бихевиоризм. Отношение бихевиоризма к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм. Литература Основная Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую ...

— агент культурной и общественной деятельности, призванный повышать общественное сознание, улучшать жизнь общины, развивать культурную демократию;

— действующее лицо (l’agent) развития индивидов и групп, профессиональная или добровольная деятельность которого базируется на принципах и ценностях активного энтузиазма, находится в институциональных рамках, которые могут принимать различные формы (ассоциации, учреждения культуры, местные сообщества).3

Анимационная работа требует различных приемов, которые вменяют в обязанность аниматора быть компетентным, квалифицированным, осуществлять разнообразную практику культурной, художественной, общественной, спортивной, прикладной и других видов деятельности. Аниматоры занимаются такими видами деятельности, как художественное творчество (84%), физическое развитие и спорт (51%), экономические проекты (51%), общественная и политическая работа (51%), психолого-педагогическая деятельность (46%), культурно-образовательная работа (43%), туристская деятельность (36%), научная деятельность (28%).

По мнению ученых (П.Бернар, Р.Лабури, Р.Торайя и др.) аниматор должен быть таким специалистом, который пробуждает у человека веру в свои силы и возможности, активизирует процесс общения, самосознания, самопризнания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, отвечающих потребностям человека в проявлении своего творчества во всех сферах деятельности.

Педагог-аниматор — это профессионал, обучающий участников образовательного процесса активному, творческому проведению досуга, основам разработки и реализации анимационных программ различной направленности, с целью формирования у обучающихся позитивного настроения и самочувствия и нейтрализации негативных явлений современной жизни. Термин «педагог-аниматор» формируется в Германии и рассматривается немецкими учеными и практиками (В.Нарштедт, Ю.Зандерманн) как работник сферы услуг, приоритетная задача состоит в организации досуга и общения населения. Он должен уметь налаживать отношения с представителями различных социально-демографических слоев населения, распознавать и анализировать потребности посетителей досуговых учреждений, оказывать содействие удовлетворению интересов населения, помогать решать разнообразные проблемы подростков и молодежи, направлять человека на принятие самостоятельных решений, не противоречащих педагогическим основам; систематически и целеустремленно привлекать к социально-культурному творчеству одиноких людей, создавать в коллективе дружественную, доброжелательную атмосферу, осуществляя при выполнении своих функциональных обязанностей педагогическое влияние. Должен координировать социально-культурные инициативы, разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты, осуществлять стратегию досуга4.

Сейчас педагог-аниматор стал рассматриваться как:

— специалист, осуществляющий практическую деятельность в сфере обучения и воспитания детей и подростков, который востребован в службах досуга и культурной анимации (школы, подростковые клубы, дома культуры, спортивные организации, парки, игровые площадки), он создаёт атмосферу увлеченности, игры и азарта, которая привлекает и втягивает в процесс игры и творчества, способствует оживлению отдыха и организации непосредственных впечатлений от личного участия в анимационных программах;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

— профессионал, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ активного отдыха с целью его оживления, организацией впечатлений от личного участия в театрализованных, игровых, спортивных и культурно – развлекательных мероприятиях;

— организатор активного досуга и свободного времени учащихся с использованием возможностей социокультурной сферы и образования;

— общественный лидер, способный своим примером вдохновлять людей на утверждение духовных ценностей в повседневной жизни и деятельности.

Ключевые профессиональные задачи педагога, который осуществляет анимационную деятельность, заключаются в том, чтобы создать условия, в ходе которых личность стремилась бы приобщиться к культуре; помочь установить доброжелательные отношения в группе; стимулировать личность к творческой деятельности, самоактуализации. При этом стоит учитывать, что педагог-аниматор выступает не как руководитель группы, а лишь в роли консультанта, советника или помощника, что помогает создавать условия для пробуждения мыслей, принятия решений и реализации действий. Исследователи И.А.Колесникова, А.Е.Марон и Е.П.Тонконогая определяют позицию аниматора в учебно-воспитательном процессе как «стимулятора, который приносит вдохновение и становится своеобразным индуктором, то есть определенным пусковым механизмом внедрения просветительских и образовательных идей и замыслов». 5

Деятельность педагога-аниматора имеет целью социокультурное формирование личности — привлечение новых культурных ценностей, социальных и культурных норм, которые не входят в школьную программу. В противовес угнетающим личность процессам в обществе анимация стимулирует у индивида веру в свои силы и возможности, активизирует процесс общения, самопознания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, которые отвечают за потребности человека в проявлении собственной творчества в различных видах деятельности. Активная деятельность педагога-аниматора в настоящее время в обществе открывает новые возможности для обновления общественных отношений и наращивания в них энергии для повышения социокультурной активности населения. Педагог, который осуществляет анимационную деятельность, уверенно чувствует себя в различных формах общения, выступает в роли центральной личности, инициатора общения, а также в качестве стимулирующего фактора личностного развития других личностей, «является посредником между духовным миром и обществом, будучи лично «вовлеченным» к духовным ценностям, реализует их в собственной деятельности».

3. Анимационные программы, их виды

Анимация является альтернативным направлением культурно-досуговой деятельности. Соответственно анимационные программы — универсальное средство повышения аттрактивности (привлекательности) здорового образа жизни, активного проведения досуга. Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта, зрелища, творчества чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный и развивающий эффект.

Анимационная программа — интерактивный вид культурно-досуговой программы, предусматривающий активное включение участников в деятельность по ее проектированию и проведению. Это такой план организации досуга, который отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой, которая требует от аниматоров творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Организация и руководство анимационными культурными, оздоровительными, спортивными, творческими, познавательными мероприятиями, их дальнейшее распространение предназначено для вовлечения в активное проведение досуга детей, молодежи и взрослого населения.

Понимание особенностей анимационных программ определяет необходимость уяснения общих отличий анимационной программы от культурно-досуговой или образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

– содержание анимационной программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения мероприятий;

– овладение предусмотренными в программе знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

– в ходе реализации анимационной программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – руководитель анимационной команды, аниматор, участник, драматург, режиссер, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, ведущий, член жюри;

— направленность анимационной программы не столько на развлечение ее участников, сколько на развитие, познание, погружение в культуру;

— интерактивность, активное включение в анимационный процесс как организаторов, исполнителей, так и зрителей.

Среди разнообразных видов анимационных программ можно выделить следующие: спортивные, приключенческие, праздничные, познавательные, культурные, культурно-познавательные, тематические, обучающие, любительские, творческие, развлекательные программы и др.

В основе технологической организации спортивных анимационных программ лежит метод физической релаксации и рекреации: спортивно-оздоровительные программы рассчитаны на любителей спорта и активного отдыха, желающих восстановить силы и здоровье через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха (спортивные соревнования, эстафеты, спортивные и подвижные игры, фитнес); спортивно-развлекательные программы ориентированы на участников любого возраста, строятся на вовлечение в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания (спортивные праздники, спартакиады, шуточные олимпиады, веселые старты, подвижные игры); спортивно-познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии, слеты, туристские соревнования).

Творческие программы помогают приобрести различные умения и навыки в различных видах занятий, ремесел. После участия в такой программе ее участники отмечают, что научились общению на местном национальном языке, познакомились с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Это может быть аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, выставка песочной скульптуры, фестиваль авторских стихов и песен, мастер – класс по выпечке, по плетению из бересты и т.п.

Культурно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям и включают посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов, вечеров поэзии.

Конкурсно-игровые программы состоят из разнообразных игр и конкурсов, объединенных общей темой.

Приключенческие анимационные программы строятся на прикосновении их участников с чем-то интересным, волнующим, необычным через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, посещение пещер, вечера народных преданий и легенд, ночные походы, тематические пикники.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу – программы. При их проведении необходимо учитывать праздничную культуру, российский праздничный календарь, этнографический аспект, роль народных традиций.

В художественно-публицистических программах основным организующим методом выступает метод иллюстрации – это анимационные концерты, тематические и творческие вечера, литературные и музыкальные гостиные.

Танцевально-развлекательные программы основываются на методе ритмического движения – это дискотеки, танцевальные вечера, диско – театр.

Исследования показывают, что наибольшую популярность имеют приключенческие (63%), конкурсно-игровые (62%), спортивно- развлекательные (54%), зрелищно-развлекательные (51%).

Гораздо меньшее число участников привлекают спортивно-оздоровительные (26%) и художественно-публицистические (20%) программы.

Учитывая, что в основе анимационных программ лежит игра и ориентируясь на принципы организации игры, которые представлены в исследованиях Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого О.С. Газмана, Н.В. Кленовой, Б.В. Куприянова, А.П. Панфиловой, П.И. Пидкасистого, А.С. Смирнова, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова можно выделить семь принципов реализации анимационных программ:

— принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения);

— принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе программы, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

— принцип синтетичности – совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, реквизит и т.д.);

— принцип целостности – согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

— принципа динамичности – вариативность деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников;

— принцип правдоподобия – создание игровой, театрализованной атмосферы, побуждающей «поверить» в обстоятельства; конструирование ситуаций, атрибутов, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода);

— принцип личного проживания — эмоциональная включённость ребёнка в программу, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного событиям программы; приобретение детьми в процессе участия в программе опыта, частично переносимого в реальную жизнь.

4. Технология разработки проекта анимационной программы

Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов. Завершенность цикла проекта определяется тремя фазами: фазой проектирования, технологической и рефлексивной фазой, которые решают следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию, и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом.

При проектировании анимационной программы необходимо учитывать следующие общие положения:

— актуальность – значимость программы для современной аудитории, её соответствие потребностям, интересам участников; направленность на решение современных проблем;

— гуманитарность – направленность программы на раскрытие, реализацию гуманистических идей и её проведение с ориентацией на уважение к личности участников;

— полнота программы – наличие всех необходимых структурных элементов программы, достаточная степень проработанности, насыщенности и выраженности каждого компонента программы, в том числе, проработанность вариативного импровизационного компонента, создающего условия для развития событий программы в зависимости от выбора участников;

— целостность – единство и взаимосвязь всех структурных элементов программы и их упорядоченность, соразмерность, взаимосвязанность;

— новизна – наличие креативных (инновационных) подходов, нестандартных идей и режиссерского решения, обновленных приемов;

— эстетичность – гармоничность использованных художественных средств, наличие воздействия художественно-музыкального, образного решения программы, эмоциональный фон программы;

— игровая эффективность – качество игрового общения и деятельности, создание эмоционально-игровой атмосферы, включённость участников в игру;

— педагогическая эффективность – уровень достижения поставленных педагогических целей; наличие отдаленного результата, заложенного механизмом последействия.

При составлении проекта анимационной программы, педагогу — аниматору необходимо проработать следующие этапы:

1 этап. Создание сценарного плана и сценария анимационной программы:

Сценарный план – краткое изложение содержания действия, сюжетная схема, краткий перечень различных выступлений, концертных номеров, составляющих основную программу. В нем обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение.

Образец оформления сценарного плана.

Название:

Основная педагогическая задача:

Место и время проведения:

Действующие лица:

Блок 1. Время

Знакомство

Игровая легенда

Деление на команды

Блок 2…..

Этап 1. Игра «…»

Этап 2. Игра «…»

..

Этап 7. Игра «…».

Блок 3….

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Финал. Время.

И.М.Карелова предлагает оформить сценарный план по следующей форме, отраженной в таблице 7. Новым в этой карте является то, что точкой отсчёта для разработки становится ребёнок, его чувства, переживания, мысли, стремления и действия. Работа с «технологической картой» позволяет совершенствовать и развивать идеи замысла; спрогнозировать педагогическую результативность; детально проработать каждый эпизод программы; выявить более органичные сочетания и взаимодействия структурных элементов; увидеть целостный образ будущей программы.

Таблица 7. Сценарный план анимационной программы

Адресат:

Название программы:

Тип программы:

Педагогические задачи:

Основная идея сценарного хода:

Основная задача:

Сопутствующая задача:

Ведущие (действующие лица):

Этапы анимационной программы, их длительность

Ожидаемое состояние участников (чувства, мысли, ощущения)

Действия участников (активных, пассивных)

Композиционное построение, действия ведущих, события и т.п.

Вспомогательные средства, реквизит

Экспозиция

Развитие действия

Кульминация

Финал

Педагогические задачи анимационной программы должны быть направлены на познание, развитие, воспитание, вовлечение в культуру, в здоровый образ жизни. Местом проведения анимационной программы может быть футбольное поле, лесопарк, лесной массив, стадион, речной пляж, площадка с фонтаном, актовый зал, бассейн и т.д.

Сценарий – это развернутый план действий, включающий в себя разнообразнейшие элементы, каждый из которых имеет свое содержание и структуру. Сценарий анимационной программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок. Сценарий массового анимационного мероприятия специфичен. Эта специфика заключается в том, что это не просто художественное произведение, а развернутый план действий, включающий в себя разнообразнейшие элементы, каждый из которых имеет свое содержание и структуру.

Структура сценария содержит: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.

— Экспозиция (пролог) – экспонирует, предъявляет тему вечера, вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства действия. Это ввод в действие, короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту;

— Завязка – событие, с которого и начинается развитие действия;

— Развитие действия – самый долгий по времени отрезок действия, который может состоять из нескольких эпизодов, расположенных по — нарастающей с обязательным конфликтом;

Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия;

— Развязка – разрешение конфликта, победа одной из противоборствующих сторон;

— Финал – это своего рода эпилог, т.е. окончательное прояснение всех ситуаций, разрешение главных и побочных конфликтов.

Способы подбора материала для сценария:

Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст.

Второй способ. Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, — собирать).

Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней — известный кинофрагмент.

Требования к отбору материала для сценария анимационной программы:

— Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

— Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям, а главное — их авторская индивидуальность.

— Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (головой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий кочуют одни и те же литературные герои, фрагменты. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к стандартным драматургическим решениям, а значит и обесцениванию театрализованного представления.

— Художественный материал должен быть высокого качества. Не стоит злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов.

— Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения. С известной долей осторожности следует относиться и к историческим свидетельствам.

Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависят от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Если задуман сценарий на оригинальную тему и весь текст его будет авторским, а способ создания аналогичен способу создания театральной пьесы (развитие драматургического конфликта от события к событию, воплощенное в сценических образах), отношения между творцом и «сырьем» традиционны. В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла. Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич, Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. Однако наиболее разнохарактерная и разнокачественная работа с материалом возникает тогда, когда сценаристу предстоит написать сценарий смешанного типа, где мирно уживаются авторские куски и чужие художественные или документальные тексты. В таком случае главным методом работы становится монтаж.

Особая роль в сценарии отведена поэзии. Поэтическое слово — эмоционально наиболее насыщенно. Недаром его родословная восходит к молитве, заклинанию, заговору, плачу. Поставленное в контекст сценария, оно способно оживить смежные тексты, усилить их воздействие на зрителя в силу того, что обращается к самым потаенным уголкам его души; оно создает необходимое настроение, задает тональность. Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает дополнительный смысловой ряд. Ритмически и звуковое организованное (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста), поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления, зачастую оно начинает эпизод и венчает его.

2 этап. Техническая подготовка анимационной программы:

— Подбор материальных пособий, закупка инвентаря; подготовка декораций, костюмов, реквизита;оформление сцены, зала, помещения

— Изготовление фонограмм, презентаций, видеофильмов; установка звуковой и световой аппаратуры, других технических средств;

— Аренда помещения и транспорта для перевозки технических средств (при необходимости).

— Проведение репетиций: пробной, рабочих и генеральной, обучение правилам игр.

— Калькуляция стоимости анимационной программы, которая складывается из следующих статей расходов (таблица 8).

Таблица 8. Калькуляцияполной стоимости анимационной программы

№ п/п

Статьи расходов

Сумма, руб.

1

Материальные комплексные издержки:

— костюм …

2

Расходные материалы на программу:

— призы …

3

Трудовые затраты:

— работа ведущего …

4

Внепризводственные расходы:

— реклама …

5

Аренда помещения

6

Аренда транспорта

7

Полная стоимость анимационной программы

3 этап. Творческое воплощение анимационной программы

Содержание третьего этапа составляет непосредственное проведение анимационной программы в назначенное время и в назначенном месте, в ходе которого необходимо соединить усилия всех участников процесса и решить поставленные задачи и сверхзадачи. Желательная видео- и фотосъемка анимационной программы.

При реализации данного этапа очень важно найти правильные каналы стимулирования действий аудитории, пути активизации участников программ. Ведущими средствами активизации выступают сценарно – режиссерское решение, образность, компоненты психологического воздействия, стимулирующих внутренний настрой зрителей и участников. Главная задача – превратить зрителей в непосредственных участников программы. При этом основными приемами активизации аудитории являются:

— психологическая активизация, которая воздействует на подсознание личности, вызывая различные ассоциативные цепочки, связывающие мероприятие с реальными событиями, происходившими с участником когда-то в жизни;

— вербальная активизация, которая предоставляет участникам возможность для словесного самовыражения;

— физическая активизация, которая дает участникам возможность реализовать в той или иной мере свой физический потенциал;

— художественная активизация, которая стимулирует творческое и репродуктивное воображение, эмоциональную сферу участников.

Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к за­лу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал. В качестве приема, активизирующего аудиторию анимационных программ, специалисты используют и так называемую под­садку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько аниматоров, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.

4 этап. Анализ анимационной программы.

Если принять, что основной целью анимационных программ является решение поставленных педагогических задач, то критерий «педагогическая эффективность» можно считать наиболее значимым. Очевидно, что педагогическая эффективность анимационной программы зависит от качества ее разработки и реализации. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания.

На этапах контроля и анализа для оценки качества проведения анимационных программ можно выделить следующие критерии оценки, которые были получены в результате анкетирования и бесед с участниками анимационных программ, педагогами, студентами:

  • Актуальность и востребованность программы;
  • Соответствие содержания программы тематике и целевой аудитории, ее целостность;
  • Культурная и социальная ценность;
  • Оригинальность идеи и творческого замысла;
  • Информативность и многоплановость программы;
  • Интерактивность, вовлечение (участие) зрителей в программу с четким и правильным объяснением сюжета;
  • Разнообразие методов осуществления программы, разнообразие игровых форм, использование приёмов активизации зрительской аудитории;
  • Зрелищность и эстетичность художественного и музыкального оформления программы, костюмов
  • Исполнительское мастерство (культура речи, движение), эмоциональный настрой аниматоров, умение работать с игровым реквизитом, атрибутикой.

При оценке деятельности необходимо иметь в виду возможность или необходимость корректировки концепции, тактических целей, анимационных программ и методик в соответствии с реальными обстоятельствами и результатами деятельности и анализа.

Таким образом, педагогическая эффективность анимационной программы — это степень достижения поставленных целей при условии гармоничного использования комплекса средств воспитания, обеспечивающих скрытый характер воспитательного процесса. Педагогическая эффективность анимационной программы зависит от качества ее разработки, которая должна быть выполнена в соответствии с принципами: активности, взаимодействия, синтетичности, целостности, динамичности, правдоподобия личного проживания, и от качества её проведения.

1Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: Учебное пособие, М. Советский спорт, 2006. – 195 с.

2Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: Учебное пособие, М. Советский спорт, 2006. – 195 с.

3Волик Л. В. К вопросу типологизации педагогов-аниматоров. – URL: рedagogical_science_arhiv_pn_n2_2009_

4 Петрова И.В. Состояние и перспективы подготовки специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии досуга». — Киев, 2004.

5Колесникова И. А. Основы андрогогики / И. А. Колесникова А. Е.Марон, Е. П.Тонконогая. — М.: Academia, 2003. — 240 с.