Задания для самостоятельной работы. Предмет социальной психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет социальной психологии. Методы социально-психологического исследования

Литература 2, 3, 9, 12, 15, 20, 25, 28,39, 40, 42, 53

Вопросы для подготовки к занятию

1. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Связь социальной психологии с другими на­уками.

2. Основные этапы истории социальной психологии.

3. Методы социально-психологического исследования.

Требования к компетенции:

— понимать сущность социальной психологии, знать ее специфику;

— знать структурные компоненты социальной психологии;

— уметь выделять социально-психологические явления в обыденной жизни, в продуктах человеческой деятельности.

Тестовый контроль

1. Предметом изучения социальной психологии является…

а) психика;

б) ценностные ориентации;

в) закономерности поведения и деятельности людей.

2. Сущность социальной психологии заключается в изучении следующих социально-психологических явлений …

а) межличностного и группового взаимодействия между людьми;

б) совершенствования учебного процесса;

в) массовых психических явлений, например, поведение толпы, паника, страхи и др.

3. Структурными компонентами социальной психологии являются…

а) психология межличностного взаимодействия;

б) психология воспитания и обучения подрастающего поколения;

в) психология социальных групп.

4. Социально-психологические феномены —

а) ценностные ориентации и установки;

б) психологические особенности познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте;

в) групповое давление.

5. К первым социально-психологическим теориям относятся все ниже перечисленные, за исключением:

а) теория психология народов;

б) теория психология масс;

в) теория эволюционного развития психики;

г) концепция подражания Г.Тарда;

6. Социально-психологические закономерности — это…

а)повторяющиеся причинно-следственные зависимости, определяющие возникновение и динамику функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

в) действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

7. К социально-психологическим явлениям относятся:

8. а) межличностные отношения и групповые устремления;

5 стр., 2335 слов

Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. ...

... направлений развития психологической науки: 1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. ... психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей ... активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу ...

б) психологический климат;

в) психические познавательные процессы;

г) психические образования.

9. К методам социально-психологического исследования относятся:

а) тестирование;

б) гипноз;

в) анализ продуктов деятельности.

10. Основные требования к социально-психологическому инструментарию:

а) репрезентативность и надежность;

б) компетентность;

в) структурность.

Задания для самостоятельной работы

1.Определите, кому из ведущих американских психологов в рамках социальной психологии принадлежат следующие формулировки:

а) «социальная психология исследует, как предполагаемое, действительное или воображаемое присутствие других людей влияет на мысли, поступки и чувства индивида»;

б) «социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей»;

в) «социальная психология – это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу».

2.Американский психолог Д. Майерс в своих работах ставит перед читателем следующие вопросы:

а) В какой мере социальный мир, в котором мы живем, — плод нашего воображения?

б) Будите ли вы жестоким, если вам прикажут?

в) Помогать другим или думать только о себе?

Аргументируйте свой ответ.

3.В.Я. Янчук с определенной долей условности выделяет периоды развития белорусской социальной психологии – период конституирования, подготовительный, педагогический и экстенсивный. Наполните содержанием каждый из этих этапов.

4. Составьте схему «Связь социальной психологии с другими науками

Проанализируйте ситуации и определите, какая психологическая теория отражена в каждой из них.

Пример 1. Маленьким детям, боявшимся собак, предложили просто наблюдать за ребенком, который весело играл с собакой по 20 минут в день. После четырех сеансов наблюдения 67 % детей выразили желание забраться в детский манеж с собакой и оставаться там даже в отсутствие взрослых.

Пример 2. В некоторых областях Пакистана и Индии существует обычай «Вартан Бханджи», заключающийся в том, что после окончания свадебного торжества хозяева дарят уходящим гостям конфеты. Отсчитывая их, хозяйка может сказать: «Эти пять – ваши», имея в виду: «Это то, что вы раньше дали мне»; затем хозяйка добавляет еще конфет, говоря: «Это мои».

6. Внимательно прочитайте текст 1 и текст 2, и выделите все социально-психологические явления, которые описаны в рассказе. С помощью представленной таблицы зафиксируйте результаты работы (в таблице 1 представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).

Таблица 1

Схема анализа социально-психологических явлений

Текст 1

Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

Текст 2

– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

– Не может быть, – ответил Незнайка, – по-моему, солнце не больше тарелки.

– Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое? Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

– Спасайся, братцы! Кусок летит!

– Какой кусок? – спрашивали его.

– Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

– Что ты выдумываешь!

– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

– Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

– Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля – свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

– Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

– Удивляемся, как мы тебе поверили!

Задания для самостоятельной работы. 1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

«Методы исследования конфликтов»

Группа методов Конкретные методы
1. Методы изучения и оценки личности  
2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах  
3. Методы диагностики и анализа конфликта  
4. Методы управления конфликтами  

 

2.С помощью анализа психологической литературы наполните содержанием таблицу, которая называется «Подходы к изучению конфликтов в малой группе»:

Методык исследованию конфликтов в малой группе Содержание методов к исследованию конфликтов в малой группе
1.мотивационный подход  
2.когнитивный подход  
3.деятельностный подход  
4.организационный подход  

3.Обсудите позитивные и негативныефункции конфликта и приведите примеры конфликтных ситуаций и их возможные последствия для конфликтующих сторон.

4.Проанализируйте следующие положения и ответьте на вопросы.

Конфликты могут:

а) Формировать личность. Конфликты помогают сформировать личность человека. Когда дети взрослеют, они развиваются через разногласия и конфликты с родителями, братьями и сестрами и другими людьми. «Я хочу играть на улице! Я не хочу к бабушке! Я хочу надеть желтое платье, а не зеленое! Не хочу больше играть в куклы! Хочу играть в футбол!» В ходе конфликта мы обозначаем наши точки зрения. Обозначать свою идентичность нормально. Так мы хотим показать, какими хотим быть!

б) Быть источником личностного роста. Конфликты возникают, потому что другие люди считают не так, как вы. Возможно, их мнение более правильное, чем ваше – потому что у них есть другие знания и опыт. Когда мы открыты, спокойны и умеем слушать других, мы можем узнать много новых вещей и развиваться.

в) Демонстрировать сильные отношения между людьми
Часто мы сердимся сильнее всего на тех, кого больше всех любим. Когда мы искренни и заявляем о своем несогласии, мы демонстрируем важные и сильные отношения между людьми.

г) Формировать новые отношения и дружбу. Индивиды и группы, незнакомые друг с другом, могут сформировать в ходе конфликта общие интересы и дружбу на длительное время, которая более значима, чем конфликт. Конфликты могут, таким образом, быть местом встреч и создания новых отношений.

д) Позитивные изменения и прогресс в обществе
Только при переживании конфликтов и проблем могут возникнуть новые решения и способы их решать. Все наше демократическое правовое государство, по сути дела, является единственным крупным механизмом решения конфликтов. Парламент, правительство, суды, независимая пресса и СМИ, по своей сути, являются ценностно-нейтральными институтами, они дают возможность людям и организациям, имеющим разные понимания, высказать свое мнение. Таким образом, конфликт или разногласие решается мирным путем, находятся компромиссы и решения. Всеобщая декларация прав человека также является результатом конфликта, в частности, Второй мировой войны, крупнейшего конфликта прошлого столетия.

Вы сами когда-нибудь ощущали, что конфликты приносят нечто положительное? Расскажите!

Вы когда-нибудь учились чему-нибудь в конфликте? Получали новые знания и опыт?

5.Когда конфликт может быть выгоден? Проанализируйте с этой точки зрения, следующие ситуации и предположите наличие «выгоды» для какой-либо из сторон. Нужно ли стремиться разрешать подобные конфликты?

а) Кэтти и Люси — сестры, которые не встречаются и не разговаривают друг с другом почти двадцать лет, хотя живут в одном городе. Каждая из них полна обиды, они носят в себе «замороженный гнев». У младшей, Кэтти, муж и двое детей занимают все время, она — домохозяйка. Старшая, Люси — совладелец крупного концерна. Ее личная жизнь не удалась, но она многого достигла сама, благодаря упорству, труду и самоограничениям.

б) Как договорились, я ждал Мэри под часами у городской ратуши, сжимая в руке билеты на свою любимую оперу. Однако Мэри пришла не только с опозданием на полчаса (а ведь она знает, как я не люблю пропускать увертюру), но и в супермини-юбке, с ярко накрашенными губами. Сколько раз я говорил ей, что опера — это не поп-шоу, и я предпочитаю, чтобы она одевалась более консервативно, например, как Фанни из соседнего отдела, которая тоже увлекается классической музыкой. Сразу после ритуального поцелуя я наорал на нее. Она слабо оправдывалась. На концерт мы все таки пошли, но я был обижен и не получил никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и я ей не звонил почти неделю.

в) Измена мужа так больно ранила меня, что я не могла простить его, хотя внешне старалась вести себя нормально. Муж намного старше меня, я вышла за него против воли своих родителей — они не считали его хорошей партией для меня, и в то время за мной ухаживали сверстники, которые сейчас преуспевают ничуть не хуже, чем он. Я не ожидала такого от него, ведь я стольким пожертвовала ради того, чтобы быть с ним…

г) Нэнси, мать 8-летнего Бобби, часто наказывает его, считая его бестолковым, неаккуратным, слабохарактерным, что очень выводит из себя их соседку — старую деву миссис Перкинс. Она всегда бросается на защиту Бобби, готова даже вызвать полицейских и привлечь Нэнси к суду за жестокое обращение с ребенком. Любой другой на ее месте тоже потребовал бы справедливости и жалости к ребенку, но почему миссис Перкинс — в таком угаре?

д) Начальник критикует работу всей строительной бригады. Это никому не нравится, но все молчат, кроме Питера. Он один обвиняет начальника в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде.

6.Познакомьтесь с информацией к размышлению, приведенной ниже, ответьте на вопросы и выполните предложенное задание].

«Исследования, проведен­ные У. Хартом, У. Босфилдом и П.Уитни, показывают, что школе в буквальном смысле слова противопоказаны равнодушные и – на что особенно важно обратить внимание – язвительные учите­ля, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у тех, с кем они общаются на работе. Такие преподаватели не только не способствуют процессу усвоения зна­ний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эф­фект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Они подрывают потенциальное желание учиться, то есть, мотивацию учащихся, сковывают их творческие сипы и возможности, отри­цательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе учителей с подобной личностной направленностью в педагогиче­ском коллективе школа едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности».

Насколько убедительной представляется Вам точ­ка зрения западных ученых? Многим ли нашим учителям свойственная язвительность в общении с учащимися? Какие школьники обычно являются объектами язвительно­сти педагогов? Почему язвительность учителя выступает источником на­пряженных отношений?

7.Познакомьтесь с информацией к размышлению, касающейся стратегий поведения в конфликтной ситуации, ответьте на вопросы и выполните предложенные задания.

а) «Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены об­щаться со сложным человеком… Этот подход может быть полез­ным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необхо­димости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня».

Часто ли в школе, которую Вы окончили, в кон­фликтных ситуациях учителя избирали стратегию уклонения? Насколько адекватными оказывались их педагогические реакции?

Задание: Опишите конфликтную ситуацию, в которой вы­бор стратегии уклонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости.

б) «Стиль приспособления мо­жет немного напоминать стиль уклонения, однако основное отли­чие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой… Когда же вы применяете стиль уклонения… вы просто отталкиваете от себя проблему…».

Почему в отношении к трудным детям бывает столь необходимо приспособление? Приведите примеры.

Задание: Опишите конфликт учителя с учащимися, в кото­ром выбор стратегии уклонения был педагогически целесообраз­ным или нецелесообразным.

в) «Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое… Вы сходитесь на частичном удовле­творении своего желания… обмениваетесь уступками… Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотруд­ничество. Однако компромисс достигается на более поверхност­ном уровне… Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях. … Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению».

Почему многие учителя не склонны идти на ком­промисс с учащимися?

Задание: Опираясь на школьные наблюдения, опишите конфликтные ситуации, в которых компромисс был педагогиче­ски целесообразным.

Психологическая диагностика. Используя методику [см. Приложение 2, с

Используя методику [см. Приложение 2, с. ] проведите самодиагностику эгоцентризма.

Тематика рефератов:

v Интеракционистские теории развития личности.

v Гуманистические теории развития личности.

v Теории социального научения.

v Психоаналитические теории личности.

v Когнитивистские теории.

v Развитие личности в зрелом возрасте.

Психология больших социальных групп

Литература 2, 6, 8, 10, 16, 23, 25, 34, 38,40, 41

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие большой группы в социальной психологии. Виды и характеристики больших социальных групп.

2. Стихийные группы. Механизмы и типы поведения человека в толпе.

3. Массовидные явления в больших социальных группах. Проявление массовидных явлений в молодежной среде.

4. Психология сопровождения массовых мероприятий в школе.

Требования к компетентности:

— уметь определять понятия: «большая группа», «толпа», «внушение», «заражение»;

— знать психологические процессы, происходящие в больших социальных группах; уметь учитывать их в процессе;

— знать психологические особенности массового сознания и поведения личности в больших социальных группах.

Тестовый контроль:

1. Большая группа – это …

а) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков;

б) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

в) реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов.

2. Толпа – это …

а) это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности;

б) бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания;

в) относительно небольшое число непосредственно контактируемых индивидов, объединенных общими целями и задачами.

3. Внушение – это …

а) повышение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей;

б) утрата личной ответственности, снижение роли самосознания в регуляции поведения личности;

в) психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

4. Заражение – это …

а) способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций;

б) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности;

в) оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия.

5. Стихийные группы – это …

а) объединение людей, не имеющих прямых или косвенных объективных отношений друг с другом, но оаснове условных признаков;

б) возникают спонтанно, не обязательно четко осознают свои цели; среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику;

в) группы, имеющие широкую сеть взаимодействий с другими общностями, социальными институтами.

6. К социально-психологическим регуляторам жизнедеятельности больших групп относится:

а) групповое сознание;

б) обычаи;

в) традиции;

г) все ответы верны.

7. Выделяют следующие виды толпы:

а) ведомая толпа;

б) неорганизованная толпа;

в) стихийная толпа.

8. Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

а) когнитивной;

б) эмоционально-волевой;

в) темпераментальной;

г) моральной;

д) все ответы верны.

8. Паника – это…

а) эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то ситуации;

б) один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов;

в) способ оказания воздействия на конкретного индивида при нарушении им групповых норм и правил.

9. Какие выделяют негативные массовидные явления в молодежной среде:

а) алкоголизм;

б) здоровый образ жизни;

в) просвещение.

10. Как называется конечный результат динамики поведения толпы:

а) процесс интеграции;

б) процесс конвенционализации;

в) процесс деградации.

 

Задания для самостоятельной работы. 1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

1.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

«Типы коллективного поведения»

Основная эмоция Условия
Толпа Масса
Страх    
Враждебность    
Радость    

 

2.С помощью психологической литературы заполните таблицу:

«Теории коллективного поведения»

Теория Основная мысль
Заражение  
Конвергенция  
Возникновение норм  
Политический протест  
Прирастающая ценность  

 

3.Ознакомьтесь с содержанием главы «Психология толпы» в книге Л.Г.Почебут, А.И.Мейжис «Социальная психология».

4.Дайте характеристику больших социальных групп:

а) номинальные группы;

б) группы по интересам;

в) территориальные общности.

5. Опишите механизмы поведения в толпе:

а) заражение;

б) массовое внушение;

в) подражание.

6. В рамках этнической психологии с точки зрения Б.Э.Риэрдона существуют следующие утверждения относительно воспитания толерантности, которая базируется на трех фундаментальных принципах:

а) разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;

б) конфликт – нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно;

в) для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно опираться на моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

Прокомментируйте эти принципы.

 

Анализ психологических текстов:

Проанализировать статью Агеева В.С. «Теоретические подходы к исследованию межгруппового взаимодействия» [2, с.6] и ответьте на вопросы:

а) Суть мотивационных подходов к исследованию межгруппового взаимодействия?

б) Суть ситуативных подходов к исследованию межгруппового взаимодействия?

в) Суть когнитивных подходов к исследованию межгруппового взаимодействия

Подготовить рефераты на темы:

v Психологические особенности массового сознания.

v Особенности поведения личности в больших социальных группах.

v Проявление массовидных явлений в молодежной среде.

v Психология сопровождения массовых мероприятий в школе.

Использованная литература

 

2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240с.

3.Добрович, А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика/ Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: 1995. – 215с.

4. Майерс, Д. Социальная психология. –Издадельство: Питер, 2007. — 794с.

5. Пайнс, Э., Маслач, К. Практикум по социальной психологии
Издательство: Питер, 2001. — 528с.

6.Почебут, Л.Г., Мейжис, А.И. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 672с.

7.Практикум по социальной психологии / под ред. Клециной. Питер, 2008. – 256с.

8.Социальная психология. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. — М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. — 408 с.

9.Социальная психология: учебное пособие для вузов под ред. Журавлева А.Л. – М.: 2002. – 351с.

10. Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. : Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475с.

11. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2003. – 448 с.

12. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т.В. Кутасова – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.

13. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности.- СПБ.: Питер, — 2003. – 608с.

14. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544с.

15. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А. Янчук. – Минск, 2005. – 413с.

16. Интернет ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-73808.html?page=13

 

Рекомендуемая литература к разделу «Социальная психология»

Основная литература

1. Абрамова, Г.С.Сборник задач по социальной психологии и психологии развития : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144с.

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А. Сластенин. – М. : Академия, 2000. – 264 с.

5. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 511-547.

6. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М. : Воронеж: МОДЭК, 2002. – 256 с.

7. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272с.

8. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи. — М., 1978. – 122с.

9. Добрович, А.Б. Психологический анализ общения учителя и ученика/ Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: 1995. – 215с.

10. Добрович, А.Е. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Е. Добрович. – М. : Просвещение., 1987. – 207 с.

11. Дыгун, М.А. Опоры по социальной психологии: Основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович. – Мозырь : «Белый ветер», 2003. – 106 с.

12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2005. – 624 с.

13. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. -560с.

14. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 431 с.

15. Контрольные задания по курсу «Социальная психология» / авт.- сост.: А.Л. Старовойтов, Т.А. Карпекова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. – 56с.

16. Котлярова, Э.В. Психология общения. Методические рекомендации / Ж.А. Барсукова, Э.В. Котлярова. – Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 1999. – 53 с.

17. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.

18. Крысько, В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии: учеб. пособие / В.Г. Крысько. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 206 с.

19. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько.– М.: Питер, 2005. – 221 с.

20. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688с.

21. Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. — Межличностное общение. Учебник для вузов. – Питер, 2001. – 544с.

22. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).

Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.

23. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 368 с.

24. Лупьян, Я.Л. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.Л. Лупьян. – Минск: Вышэйшая школа, 1986. – 206 с.

25. Майерс, Д. Социальная психология. –Издадельство: Питер, 2007. — 794с.

 

Дополнительная литература

26. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

27. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.

28. Пилиповский, В.Я. Требования к личности учителя в усло­виях высокотехнологического общества / В.Я. Пилиповский // Педагогика. – 1997. — №5. – С. 101.

29. Почебут Л.Г., Мейжис А.И. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 672с.

30. Практикум по социальной психологии. Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.

31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом БАХРАХ- М, 2001. — 672 с.

32. Психологические тесты / сост. Э.Р. Ахмеджанов. – М. : Лист, 1996. – 320 с.

33. Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы. – М., 1989. – 225с.

34. Рыданова, И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова. – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 80с.

35. Сборник психологических тестов : учеб. пособие / сост. Е.Е. Миронова. – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

36. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.

37. Семечкин, Н.И. Социальная психология / Н.И. Семечкин. – СПб. : Питер, 2004. – 376 с.

38. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов / Д.Г. Скотт. – 2-е изд.– Ки­ев, 1991. – 433с.

39. Социальная психология: учебное пособие для вузов под ред. Журавлева А.Л. – М.: 2002. – 351с.

40. Социальная психология : учеб. пособие / А.В. Петровский ; под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : Просве­щение, 1987. – 224 с.

41. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002. – 335 с.

42. Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.

43. Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. : Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475с.

44. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 2003. – 448 с.

45. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т.В. Кутасова – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.

46. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб. : Питер, 1999. – 270 с.

47. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие /Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 1995 – Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин ,1995. — 544 с.

48. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком: Психология манипулирования / В.П. Шейнов — М. : АСТ, 2001. – 848 с.

49. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2008. – 544с.

50. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор / Э. Шостром – Минск, 1992. – 128с.

51. Ядов В.А.О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1996. – 154с.

52. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход / В.А. Янчук. – Минск, 2005. – 413с.

53. rudocs.exdat.com

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика исследования восприятия индивидом группы.

Цель: изучить восприятие индивидом группы.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогут нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает Вашу точку зрения. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов в данной анкете нет. Букву Вашего ответа занесите (обведите кружочком) в лист для ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ»

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто

а) знает больше, чем я.

б) все вопросы стремится решить сообща.

в) не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые

а) имеют индивидуальный подход.

б) создают условия для помощи со стороны других.

в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.
3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь.

б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.

в) помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:

а) некому помогать.

б) мне мешают при выполнении задачи.

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других.

б) мои усилия вознаграждены.

в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех.

б) каждый занят своим делом и не мешает другим.

в) каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) создают дух соперничества между учениками.

б) не уделяют им достаточного внимания.

в) не создают условия для того, чтобы группа помогла им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) возможность работы, когда тебе никто не мешает.

б) возможность получения новой информации от других людей.

в) возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная цель школы должна заключаться:

а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими.

б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей.

в) в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения в другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему.

б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других.

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего бы я учился, если бы преподаватель

а) имел ко мне индивидуальный подход.

б) создавал условия для получения мной помощи со стороны других.
в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха.

б) чувствуешь себя ненужным в группе.

в) тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей.

б) общий успех, в котором есть и моя заслуга.

в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы.

б) работать индивидуально с преподавателем.

в) работать с ведущими в данной области людьми.

Обработка результатов.

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, выбранные испытуемыми по всем 14-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть непременно равна 14.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы
индивидуалистическое индивидуалистическое индивидуалистическое
1 В 2 А 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7 Б 8 А 9 Б 10 Б 11 А 12 А 13 В 14 Б 1 В 2 А 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7 Б 8 А 9 Б 10 Б 11 А 12 А 13 В 14 Б 1 В 2 А 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7 Б 8 А 9 Б 10 Б 11 А 12 А 13 В 14 Б

Три типа восприятия:

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

2. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей работы может быть назван «коллективистическим».

3. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Методика исследование лидерства

Цель:определение степени индивидуальной выраженности лидерства.

Стимульный материал: тест-опросник (55 вопросов), ручка для записей.

Инструкция испытуемому: «Каждый из 50 приведен­ных вопросов, которые предназначены для выявления особенностей вашего поведения, содержит два возможных варианта ответа. Выбе­рите тот, который наиболее совпадает с вашим мнением. Знайте, что плохих ответов нет. Отвечать нужно быстро, не раздумывая долго над ответом».

Опросник

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да; б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да; б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да; б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да; б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да; б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да; б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да; б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) да; б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да; б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) да; б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее совещание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да; б) нет.

12. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?

а) да; б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да; б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) да; б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп?

а) да; б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах; б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а) да; б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да; б) нет.

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) да; б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?

а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли, что вы — человек, сильно влияющий на других людей?

а) да; б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) да; б) нет.

26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный; б) у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) да; б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да; б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) тот, который все решает сам; б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?

а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип.

31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да; б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет; б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) будете молчать; б) будете отстаивать свою точку зрения.

34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да; б) нет.

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да; б) нет.

36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) это верно; б) это неверно.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да; б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да; б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам (сокурсникам), когда они их заслуживают?

а) да; б) нет.

42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) да; б) нет.

43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да; б) нет.

45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да; б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то вы дающееся?

а) да; б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

а) известным художником, композитором, поэтом и т. д.;

б) руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да; б) нет.

50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у Вас?

а) да; б) нет.

Обработка и анализ результатов : следует начислить по 1 баллу за ответы «а» на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11,12,15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 33,34, 37, 39,41,42,43, 44,46, 48-й вопросы и по 1 баллу за ответы «б» на 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50-й вопросы. После этого суммировать баллы.

Интерпретация результатов: до 25 баллов — лидерство слабо выражено; от 26 до 35 баллов — лидерство в определенной степени выра­жено; от 36 до 40 баллов — лидерство выражено в сильной степени; свыше 40 баллов — склонность к диктату.

 

 

Тема 2.4 Феномен общения в социальной психологии.

 

Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения

Цель: определения коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения.

Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкции: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) — поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии ответов.

Опросник КОС

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2.Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию

ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей.

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя не уверенно среди мало знакомых вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете в организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским способностям.

Дешифратор

Коммуникативных склонностей Организаторских склонностей
1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- 2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-

 

2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

Кк = Кх/20;

Ко = Ох/20;

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк Ко Шкальная оценка
0.10 — 0.45 0.45 — 0.55 0.56 — 0.65 0.66 — 0.75 0.75 — 1.00 0.20 — 0.55 0.56 — 0.65 0.66 — 0.70 0.71 — 0.80 0.81 — 1.00 1 2 3 4 5

 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившие оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Методика исследование общительности.

Цель исследования:определить уровень коммуникабельности.

Материал и оборудование: тест-опросник В.Ф. Ряховского (16 вопросов), ручка для записи.

Инструкция:«Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно, используя три варианта ответов — «да», «иногда» и «нет».

Текст опросника

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и но людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заi окорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост, и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработки и анализ результатов: ответы испытуемого следует перевести в баллы следующим образом: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Полученные баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста

30-31 балла.Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, конт­ролируйте себя.

25-29 балла.Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необхо­димость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность свое­го характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивай­тесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуни­кабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 балла.Вы в известной степени общительны и в незна­комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые про­блемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших выс­казываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то ос­нования. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов.У вас нормальная коммуникабельность. Вы лю­бознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточ­но терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыль­чивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстраваган­тные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 баллов.Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружа­ющих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не все­гда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы мо­гут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное пред­ставление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фак­тами.

3 балла и менее.Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на рабо­те, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспи­тывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно отно­ситесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

Методика изучения личностной предрасположенность к конфликтному поведению.

Цель:изучить личностную предрасположенность к конфликтному поведению.

К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Способы регулирования конфликтов К. Томаса:

 

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Опросник

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напрженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и. главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, и чем состоят все затронутые интересы и спорные, вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25 А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию,

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Ключ
1. Соперничество – 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.
2. Сотрудничество – 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.
3. Компромисс – 2А, 4А, 7Б, 10Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
4. Избегание – 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12Б, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.
5. Приспособление – 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 12А, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.

Методика исследования эгоцентризма .

Цель исследования: определить уровень эгоцентрической направленности личности.

Материал и оборудование: бланк теста ЭАТ (тест эгоцентрических ассоциаций) (Приложение 1.2.), ручка, секундомер.

Ход исследования. В процессе заполнения теста запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать отношение к его суждениям.

Инструкция испытуемому: «Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется». При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия значения не имеют. Необходимо обеспечить индивидуальность работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания. После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста.

Обработка результатов. Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма, по величине которого можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом и все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят повторить процедуру тестирования через несколько дней.

Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него. Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа. Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений.

Анализ результатов. Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов ниже приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в вуз представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности.

Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек

  Пол курс Уровень эгоцентрической направленности
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Первокурсники, обучающиеся первый семестр:
Юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40
Девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40
Студенты других курсов:
Юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40
Девушки 0-1 2-7 8-21 22-27 28-40

 

Эгоцентризм и эгоцентрическая направленность – это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, сочувствии, опеке, аффилиации, самоутверждении, защите своего «Я», в том числе и психосексуальной потребностью.

Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности. Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам. В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой. В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием. Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции. Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2