Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. Психологические школы.

Состояние психологии, характеризующееся многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, определяет ее развитие в настоящее время. Однако расхождения между отдельными научными школами перестали восприниматься как непреодолимые и разрушающие целостность психологии, наоборот, предмет психологии трактуется настолько широко, что конкурировавшие ранее направления выступают как взаимодополняющие друг друга.

Можно выделить несколько основных тенденций развития современной психологической науки.

В первую очередь это дальнейшее развитие теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса. Однако сформировавшиеся ранее теоретические направления подвергаются существенной ревизии, пересматривается и обогащается их категориальный аппарат.

Такому преобразованию, например, подверглась классическая формула бихевиоризма £->/?, в которой все поведение человека рассматривается лишь как реакция на воздействие окружающего мира, тем самым исключается активность самого субъекта. Между стимулом и ответным поведением вводится опосредующее звено — промежуточные переменные, в качестве которых выступают познавательные и мотивационные факторы. Попытка построить новую теоретическую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Наиболее значительными представителями этого направления считают Эдуарда Толмена (1886-1959) и Кларка Халла (1884-1952).

Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм и пансексуализм классического психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуальных влечений. Крупнейшими учеными, разделяющими идеи неофрейдизма, являются американские психологи Карен Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980) и Эрик Эриксон (1902 -1994).

Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока, и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм постоянно падает.

Другой тенденций развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется, прежде всего, в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов разных ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись как непреодолимые в середине XX в., сегодня выступают не столь очевидно. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимном обогащении разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, американские психологи Джон Доллард (1900-1980) и Нил Миллер (р. 1909) предприняли попытку соединить достижения бихевиористкой теории научения с достижениями психоанализа 3. Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».

8 стр., 3545 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

... целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий ... научного и религиозно-философского. Опираясь на эти направления Сеченов И.М. предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии, отличных то изложенного в те же ...

Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 60-х гг. XX в. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, которую прозвали «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом).

Предметом изучения в рамках данного направления выступал целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализация личности, ее ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляла себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковала за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, в котором психическая жизнь полностью определялась влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, основателями которой считаются Абрахам Маслоу (1908-1980) и Карл Роджерс (1902-1987), объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Основные положения этого направления заключаются в следующем:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человек стремится к постоянному развитию и самореализации, он есть активное и творческое существо;

д) человек обладает некоторой свободой от внешней детерминации.

В середине 1960-х гг. в США возникает еще одно направление, получившее название когнитивная психология. На сегодняшний момент это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно возникло как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы. Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж. Брунер, Г. Саймон. П. Линдсей, Д. Норман и др.

Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и в течение нескольких тысячелетий представляет собой результат поисков многих мыслителей ответов на вопросы: что такое человек, в чем его сущность, что определяет его развитие и поведение.

Современное состояние психологии:
В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления.
Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития.
Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:
1. Происходит развитие существующих парадигм.
Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п.
2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987).

Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее значение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ориентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные исследования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использовались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).
3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии.
Например, в 1960- 1980-е гг.

на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа.
4. Складываются новые объяснительные принципы.
Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение.
5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии.
Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания организации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2).

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологи.

В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления. Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки: 1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п. 2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987).

Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее значение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ориентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные исследования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использовались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, в 1960- 1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа. 4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение. 5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания организации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2).

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологии личности — когнитивное (Дж. Келли) и социально-когнитивное (А. Бандура) (Солсо Р. Л., 1995; Хьел Л., Зиглер Д., 1997; Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генетическая психофизиология.

Психологические теории и направления: За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма. Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Основной метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между поведением животных и человека рассматриваются с точки зрения степени сложности.

Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики. Становление взглядов Фрейда прошло два основных этапа: На первом этапе была разработана схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).

На завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно — вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Эго — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Супер-Эго. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. Эго подчиняется принципу реальности, выполняет функцию согласования противоположных сил, действующих в психике человека. Психологические школы: Аналитическая психология Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа. Бихевиоризм Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Гештальтпсихология Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления «инсайта». Гуманистическая психология Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшиеценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Индивидуальная психология Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль. Когнитивная психология Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Нейропсихология Отрасль психологии, посвященная изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Патопсихология Отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или психосоматических заболеваниях. Психоанализ Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями. Психодрама Терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации. Социокультуральный психодинамический подход Подход в психологии, психотерапии, в центре внимания которого — представления о проблеме со стороны пациента и врача. Специализации психологии Общая психология, психология личности, история психологии. Психофизиология. Психология труда. Инженерная психология, эргономика. Медицинская психология. Социальная психология. Юридическая психология. И другие… Структурализм Экспериментальное исследование структуры сознания. Трансактный анализ Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Фрейдизм В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.