1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в соответствии с гос впо cпециальности 030301 «Психология»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал РГСУ в г. Минске

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной и научной работе

Тимошенко И.В.

«___» _____________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Психогенетика

Специальность Психология

Кафедра Психологии

Форма обучения дневная, заочная

Курс 3 3

Семестр 5 5, 6

Объем учебных занятий (часов) 60 30, 30

Лекции 16 4, 4

Семинарские (практические) 16 –

Самостоятельная работа студентов 24 26, 26

ВСЕГО 60 60

Из них аудиторных 32 8

Итоговый контроль

Зачет 5 семестр 6 семестр

Минск 2007

Рабочая программа составлена на основе учебно-методических материалов, подготовленных в РГСУ по данной дисциплине:

  1. Керимова И.А. Психогенетика: Учебно-методические материалы. – М.: Союз, 2002. – 23 с.
  2. Ефремова Г.И. Психогенетика: Учебно-методические материалы. – М.: РГСУ, 2007. – 8 с.
  3. Ефремова Г.И. Психогенетика: Контрольно-измерительные материалы. – М.: РГСУ, 2007. – 13 с.

Составитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии Н. В. Смирнова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии

«11» сентября 2007 г. (Протокол № 1).

Заведующая кафедрой психологии

кандидат психологических наук, доцент В. Н. Шашок

5 стр., 2221 слов

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

... представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.).Значение каждого ... (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ...

Одобрена учебно-методическим советом Филиала РГСУ в г. Минске

«___» ________________2007 г. (Протокол № ___).

Председатель

Учебно-методического совета

кандидат педагогических наук, доцент И. В. Тимошенко

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030301 Психология (для специальности 020400 Психология утвержден 17 марта 2000 г. номер ГР 235 гум/пс Приказ Министерства Образования РФ от 02.03.2000 г. № 686) предусмотрено изучение дисциплины ОПД.Ф.07. Психогенетика.

Стандартом определены следующие основные дидактические единицы изучаемой дисциплины: основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

В настоящей рабочей программе используется следующее расширение списка дидактических единиц: взаимодействие генотипа и среды; психогенетические исследования интеллекта; психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта; генетические и средовые причины умственной отсталости; генетика психических расстройств; роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений; влияние наследуемости свойств темперамента на наследуемость свойств личности.

СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Психогенетика»

Специалист должен*:

Знать

-знать предмет и задачи дисциплины, методы изучения и анализа психогенетических исследований, понимать проблему «биологического и социального в человеке», роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека.

Уметь

— уметь ставить и решать традиционные проблемы в психологии, связанные с изучением индивидуальности и индивидуального развития, применять на практике полученные знания и в организации процесса обучения и воспитания.

Владеть навыками

— результатов исследования наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза;

Быть компетентным

Изучение курса имеет целью дать студентам знания о наследственных и средовых детерминантах в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.

*знать как способность воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научной точности;

уметь как способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы;

владеть навыками как способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании;

быть компетентным как выраженная способность применять приобретенные знания и умения.

3. Рабочая программа дисциплины

3.1. Организационно-методический раздел

Значимость изучаемой дисциплины для подготовки специалиста с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологических дисциплин».

Предмет изучения дисциплины ПСИХОГЕНЕТИКА.

Цель курса: изучить закономерности системной организации психических феноменов в аспекте системообразующих влияний генотипа и среды на организацию функциональных систем и особенности психики человека.

Задачи курса. В результате освоения курса студент получает возможность овладения следующими профессиональными ресурсами:

  • студент должен получить знание о предмете и задачах психогенетики, ее основных методах изучения и анализа психогенетической информации, о закономерностях наследования сложных поведенческих признаков. Необходимо сформировать у студента правильное, научное понимание неразделимого участия наследственных и средовых факторов в формировании человеческой индивидуальности;
  • студент должен иметь представление об истории психогенетики, об основных разработках и достижениях генетики поведения, об основных международных исследовательских программах в области психогенетики, понимать проблему «биологического и социального в человеке», роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека;
  • студент должен уметь применять на практике приобретенные знания, уметь ставить и решать традиционные проблемы в психологии, связанные с изучением индивидуальности и индивидуального развития, применять на практике полученные знания и в организации процесса обучения и воспитания. Он должен уметь построить генограмму семьи, анализировать родословные, использовать полученную информацию в психологическом консультировании.

3.2. Содержание теоретического курса

Раздел 1: генетические основы индивидуальности

Тема 1.1 Предмет, задачи, история развития психогенетики

Содержание и задачи курса «Психогенетика». Психогенетика – наука на стыке психологии (дифференциальной психологии) и генетики.

Предмет психогенетики – соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков. Стабильность и разнообразие в природе. Изучение наследственности и изменчивости – основные задачи генетики.

Зарождение психогенетики. Психогенетика как часть количественной генетики: борьба двух концепций (Менделевское представление о гене, биометрический подход Ф. Гальтона).

Первые достижения в генетике человека (ошибки метаболизма по А. Гэрроду, открытие групп крови АВО).

Место психогенетики в психологических науках и в общей системе наук. Психогенетика как часть дифференциальной психологии, призванная объяснить происхождение индивидуальных различий. Наследственность и среда как основные источники межиндивидуальных различий. Научная и философская полемика по проблеме наследственного и средового в человеке: природа и воспитание, биологическое и социальное, врожденное и приобретенное.

Основные этапы развития психогенетики. Ранние психогенетические исследования. Первые работы о наследуемости психических качеств человека Ф. Гальтона. Экстенсивный характер исследований на первых этапах развития психогенетики. Психогенетика в России. Взгляды отечественных исследователей на роль наследственных факторов в психике человека (А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, Н.П. Дубинин, В.П. Эфроимсон).

Психогенетика и социальная политика. Евгеника, позитивная и негативная евгеника. Критика крайних позиций. Кризис психогенетики в 70-е годы. Возникновение новых направлений в психогенетике в 80-е годы. Отечественная и зарубежная психогенетика. Современное состояние психогенетики. Международные исследовательские программы.

Тема 1.2. Генетические основы индивидуальности

Представления современной генетики о механизмах наследственности. Генетический аппарат человека. Хромосомы и гены человека. Генетическая уникальность каждого индивида. Хромосомная теория наследственности. Биохимическое строение хромосом. Параллелизм в поведении генов и хромосом в процессе образования половых клеток и оплодотворения.

ДНК – носитель генетической информации. Молекулярное строение ДНК и ее свойства. Четыре типа оснований ДНК как основа для кодирования генетической информации. Комплементарное строение ДНК. Генетический код. Особенности генетического кода. Общий перенос генетической информации. Гены и белки. Колениарность генов и полипептидов.

Нормальный кариотип человека, кариотип мужчины и женщины. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомные аномалии, их разновидности (аномалии числа хромосом, структурные аномалии) и последствия. Определение пола у человека и соотношение полов.

Понятие о наследственности и изменчивости. Виды изменчивости. Пенетрантность и экспрессивность. Непрерывная изменчивость. Полигенное наследование. Генетическая и средовая изменчивость. Понятие о наследуемости. Генные мутации как изменение последовательности оснований ДНК. Мутации в соматических и половых клетках и их последствия. Рецессивные и доминантные мутации.

Основные понятия психогенетики. Наследственность и среда. Понятие о полигенах. Генотип, геном и генофонд. Генотип и фенотип. Фенотип на клеточном и организменном уровне. Реализация генетической информации в фенотипе. Понятие фенотипа в поведении. Генотип и среда как факторы, влияющие на фенотип, как факторы популяционной изменчивости, как факторы индивидуального развития. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы средовых влияний. Гено-средовые эффекты: генотип-средовые корреляции, генотип-средовые взаимодействия, ассортативность.

Концепция нормы реакции и развитие, применение в практике обучения и воспитания. Примеры признаков человека, изменчивость которых обусловлена преимущественно наследственностью или средой. Показатель наследуемости. Наследуемость в широком и узком смысле слова. Факторы, влияющие на показатель наследуемости. Социальное значение правильного понимания наследуемости. Разница между бытовым и научным пониманием наследуемости.

Тема 1.3. Методы психогенетических исследований

Человек как объект генетических исследований: невозможность произвольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного периода, малое число потомков. Особенности и ограничения.

Популяционный метод. Популяция, изолят, дема. Примеры популяционных (в т.ч. межрасовых) исследований психологических признаков. Исследование самих популяций. История как фактор формирования популяций. Межиндивидуальная и межпопуляционная вариативность.

Генеалогический метод (анализ родословных).

Работа Ф. Гальтона «Наследуемый гений» (1863).

Основная схема метода, принятая символика. Генограмма. Построение родословных, их примеры. Общая и индивидуальная среды. Ограничения метода.

Близнецовый метод. Биология близнецовости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред. История возникновения метода. Работа Ф. Гальтона «История близнецов как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875).

Основная схема метода. Разновидности метода: метод разлученных близнецов, метод семей МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары – и задачи, решаемые ими. Ограничения метода: пре- и постнатальные, их влияние на оценку наследуемости. Условия переноса данных, полученных методом близнецов.

Разлученные близнецы как своеобразный эксперимент психогенетики. Влияние возраста разлучения, различий в образовании и пр. на внутрипарное сходство. Метод семей близнецов МЗ как способ обнаружения биологического «материнского» эффекта.

Метод контрольного близнеца. МЗ близнецы как идеальный контроль друг другу: возможность оценки эффективности различных воздействий (тренировки, обучение и пр.).

Работа А. Гезелла у истоков метода. Работы японских и норвежских исследователей.

Метод близнецовой пары. Работа Р. Заззо, «эффект близнецовости», его влияние на развитие детей-близнецов. Две тенденции: к идентификации с партнером и к индивидуализации, их возрастная динамика и половые особенности.

Метод приемных детей. Схема метода. Современные программы. Исследования семей с биологическими и приемными детьми. Ограничения метода.

Моделирование на животных (насекомые и мыши).

Особенности применения метода наблюдения в психогенетических исследованиях.

Биографический метод и особенности его применения в психологических исследованиях.

Принципы дифференциально-психологического анализа. Понятие об интраиндивидуальных и интериндивидуальных различиях; индивидуальных, типологических и групповых различиях.

Раздел 2: Психогенетические исследования

Тема 2.1. Психогенетика психофизиологических функций

Особое место исследований психофизиологических функций в системе психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через морфофункциональный уровень. Мозговая электрическая активность. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Вариативность электроэнцефалограммы. Рисунок ЭЭГ. Различия генотип-средовых соотношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном возрасте. Оценка наследуемости целостных типов ЭЭГ: исследования Ф. Фогеля. Наследственная детерминация ЭЭГ и психология индивидуальных различий.

Вызванные потенциалы как методы изучения функциональности. Вызванные потенциалы – сенсорные (СВП) и связанные с движениями (СДВП).

Генетические и средовые детерминанты в изменчивости параметров ВП, изменение их соотношения в зависимости от типа перерабатываемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе действия (СДВП), возраста. Природа межиндивидуальной изменчивости вызванных потенциалов (ВП).

Влияние генотипа и среды на функционирование вегетативных реакций.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Психогенетические исследования функциональной асимметрии с помощью близнецового метода. Проблема леворукости. Различия генотип-средовых соотношений в проявлениях функциональной асимметрии.

Тема 2.2. Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций

Роль генетических и средовых факторов в формировании мира ощущений человека. Индивидуальная специфика развития ощущения и восприятия. Вкус и обоняние. Зрение. Слух. Другие сенсорные системы. Индивидуальная специфика развития внимания и памяти. Индивидуальная специфика мышления. Дифференциальные характеристики воображения. Генетика эмоций. Природа эмоций. Ранние проявления эмоций у человека. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций, предпочтений и стилей.

Наследуемость сложных поведенческих навыков. Наследуемость двигательных характеристик, регистрируемых с помощью стандартизованных двигательных проб (теппинг, время сенсомоторной реакции).

Изучение физиологических систем обеспечения мышечной деятельности. Изучение наследуемости двигательной активности на нейрофизиологическом уровне. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД) и их наследуемость. Изменение наследуемости ПМСД в зависимости от структуры двигательного акта.

Ориентировочная и оборонительная реакции — функциональные системы с противоположными целями. Применение близнецового метода. Детерминанты изменчивости двигательных функций.

Тема 2.3. Психогенетические исследования темперамента и личности

Темперамент как формально-динамическая характеристика (стиль) поведения. Характеристики темперамента, его основные критерии. Наследуемость как один из критериев темперамента.

Генетические и средовые детерминанты у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. Томасс и С. Чесс).

Синдром «трудного темперамента», его стабильность в детстве и в период ранней взрослости; компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой.

Исследование трехкомпонентной структуры темперамента (А. Басс и Р. Пломин).

Исследования темперамента в школе В.Д. Небылицына. Неаддитивное наследование свойств темперамента. Влияние специфических факторов близнецовой среды на наследуемость темперамента.

Психогенетические исследования свойств личности. Влияние наследуемости свойств темперамента на наследуемость свойств личности.

Тема 2.4. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций

Интеллект как предмет психогенетики. История психогенетических исследований интеллекта. Ранние и современные психогенетические исследования интеллекта и их результаты. Изменения в современных данных (начиная с 70-80-х гг.) и с чем они связаны. Общий итог психогенетических исследований интеллекта.

Возрастные изменения в наследуемости интеллекта. Исследования интеллекта в рамках психогенетики развития. Изменение роли различающейся среды в формировании индивидуальных различий по интеллекту с возрастом. Лонгитюдные психогенетические исследования интеллекта, их возможности, основные результаты и перспективы. Возможность исследования генетической преемственности в лонгитюдных исследованиях близнецов и приемных детей.

Психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта. Наследуемость вербальных и невербальных составляющих интеллекта.

Исследования отдельных специальных познавательных способностей. Способность к чтению. Пространственные способности и восприятие пространственной организации. Наследуемость математических способностей. Психогенетические исследования внимания и памяти. Возможные причины неоднозначности результатов при исследовании отдельных способностей. Психогенетические исследования когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлексив­ность. Исследования успешности обучения. Генетические корреляции интеллекта и успешности обучения. Психогенетика креативности.

Генетические и средовые причины умственной отсталости. Хромосомные аномалии, сопровождающихся снижением интеллекта. Различия в наследуемости тяжелой и умеренной умственной отсталости. Психогенетические исследования нарушения способности к обучению, их этиология. Нарушение способности к чтению. Психогенетические исследования дислексии (различные модели).

Тема 2.5. Психогенетика психических расстройств, аномального и девиантного поведения

Роль генетических факторов в формировании когнитивных расстройств. Олигофрения: средовые влияния, геномные и хромосомные мутации. Синдром Дауна. Синдром Шерешевского-Тернера. Синдром Клайнфельтера. Синдром XYY. Генные мутации. Фенилкетонурия. Аутизм. Болезнь Альцгеймера.

Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений. Маниакально-депрессивный психоз. Шизофрения. Шизоидное и шизотипическое расстройства личности.

Психогенетические исследования девиантного поведения на примере алкоголизма и преступности. Генетика алкоголизма. Другие вредные привычки. Полоролевое поведение. Психосексуальные аномалии. Гомосексуальность.

Социальное поведение. Природа агрессии. Расизм. Расовые теории, базирующиеся на некорректном толковании наследуемости. Групповое поведение: групповые демонстрации, клубное поведение. Природа власти: образование иерархической пирамиды, биологическое происхождение государства.

3.3. Программа семинарских занятий

Общие цели проведения семинарских занятий по курсу «Психогенетика»:

  • углубление, расширение и детализация научных знаний в области психогенетики;
  • работа над ключевыми понятиями изучаемой темы;
  • развитие научного профессионального мышления и речи студентов;
  • содействие выработке навыков профессиональной деятельности, навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности;
  • оперативная обратная связь, проверка знаний студентов.

Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, проработка конспектов лекций, учебников и учебных пособий, а также специальной литературы, чтобы основательно овладеть теорией вопроса, вынесенного для обсуждения.

Структура семинарских занятий:

  • вступление преподавателя,
  • вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений,
  • собственно тематическая часть (включающая рефераты, доклады, дискуссии, тренировочные упражнения, решение задач, наблюдения, эксперименты и т.д.),
  • заключительное слово преподавателя.

1. Семинар-дискуссия

Тема 1.1. Предмет, задачи, история развития психогенетики

Цель: ознакомить студентов с основными понятиями и методологическими основами психогенетики.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема индивидуальности в психологии.
  2. Исследование индивидуальных различий в психике людей.
  3. Мировоззрение и проблема наследственности.
  4. Развитие психогенетики в мировой и отечественной науке.

Рефераты:

  1. Проблема наследуемости способностей в трудах Ф. Гальтона, их значение для развития психогенетики.
  2. Современное состояние психогенетики. Основные исследовательские программы.
  3. Евгеника в России: научная несостоятельность «социальной» евгеники.

Анализ международных и республиканских правовых документов в области насилия в семье.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Составление словаря основных понятий психогенетики.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

  1. Биологическое и социальное в развитии человека. – М.: Наука, 1977. – 228 с.

  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 11–52.
  4. Егорова, М.С. Развитие как предмет психогенетики / М.С. Егорова, Т.М. Марютина // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 5–15.

2. Семинар.

Тема 1.2. Генетические основы индивидуальности

Цель: дать понятие об общих базовых понятиях генетики и механизмах наследственности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные понятия хромосомной теории наследственности. Норма реакции и диапазон реакции.
  2. Генетический аппарат человека. ДНК как носитель генетической информации.
  3. Представление о генетическом коде.
  4. Понятие о кариотипе человека. Кариотип мужчины и женщины.

Рефераты:

  1. Представления современной генетики о механизмах наследственности.
  2. Дискуссия о наследуемости приобретенных признаков в работах российских генетиков.
  3. Генетика количественных признаков, ее значение для психогенетики.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: составить таблицу «Типология генотип-средовых эффектов», подобрать примеры.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 6–27.
  2. Ауэрбах, Ш. Генетика / Ш. Ауэрбах. – М.: Атомиздат, 2005.
  3. Булаева, К.Б. Генетические основы психофизиологии человека / К.Б. Булаева. – М., 2000.
  4. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  5. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 53–158.
  6. Лаптев, Ю.П. Занимательная генетика / Ю.П. Лаптев. – М.: Колос, 1999.
  7. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  8. Марютина, Т.М. Психологические факторы как регуляторы генотип-средовых соотношений / Т.М. Марютина // Психологический журнал. – 1994. – № 2.

3. Семинар

Тема 1.3. Методы психогенетических исследований

Цель: дать общее понятие о методах, применяемых в психогенетических исследованиях, их особенностях и ограничениях.

Вопросы для обсуждения:

  1. Человек как объект генетических исследований: особенности и ограничения.
  2. Популяционный метод психогенетики.
  3. Генеалогический метод (анализ родословных).

    Генограмма.

  4. Близнецовый метод в психогенетике человека:
  • разлученные близнецы как своеобразный эксперимент пси­хо­генетики;
  • метод контрольного близнеца;
  • метод близнецовой пары;
  • метод приемных детей и схема метода.
  1. Особенности применения метода наблюдения в психо­гене­тических исследованиях.
  2. Биографический метод и особенности его применения в психологических исследованиях.

Рефераты:

  1. Работа Ф. Гальтона «Наследуемый гений» (1863) и ее вклад в развитие генеалогического метода.
  2. Работа Ф. Гальтона «История близнецов как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875) и ее вклад в развитие близнецового метода.
  3. Метод контрольного близнеца и работы А. Гезелла у истоков данного метода.
  4. Моделирование на животных и особенности его применения в психогенетике человека.
  5. Принципы дифференциально-психологического анализа в психогенетике.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Построить генограмму своей семьи.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

  1. * Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 32-52*, 53-68.

  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 159-183.
  4. *Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 27-37*, 41-45*.
  5. Григоренко, Е.Л. Генетический метод. Изучение роли наследственности и среды в рамках квазиэксперимента / Е.Л. Григоренко // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998. – С. 76-108.
  6. Канаев, И.И. Близнецы / И.И. Канаев. – М., 1959.
  7. Талызина, Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом / Н.Ф. Талызина, С.В. Кривцова, Е.А. Мухама­тулина. – М., 1991.

Раздел 2: Психогенетические исследования

4. Семинар.

Тема 2.1. Психогенетика психофизиологических функций

Цель: дать студентам понятие о строении и работе ЦНС на разных уровнях дифференциации, сориентировать их в вопросе влияния генотипа и среды на формирование межиндивидуальных различий психофизиологических функций.

Вопросы для обсуждения:

  1. Строение и работа центральной нервной системы на клеточном, морфофункциональном и системном уровнях.
  2. Влияние генотипа и среды на функционирование вегетативных реакций.
  3. Роль генотипа в формировании индивидуальных особенностей ЭЭГ.

Рефераты:

  1. Психогенетические исследования функциональной асимметрии головного мозга с помощью близнецового метода.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

Основная:

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 133-146.
  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 267-363.
  4. Малых, С.Б. Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека / С.Б. Малых // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 109–128.

Дополнительная:

  1. Анохин, А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспектива исследований / А.П. Анохин. – М., 1988.
  2. Блум, Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон. – М., 1988. – 234 с.
  3. Лопатина, Н.Г. Исследование генетических основ высшей нервной деятельности / Н.Г. Лопатина, В.В. Пономаренко // Физиология поведения. Нейробиологические закономерности: руководство по физиологии / под ред. А.С. Батуева. – Л., 1987.
  4. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы / В.Д. Небылицын. – М., 1966.
  5. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.
  6. Сергеев, Б. Парадоксы мозга / Б. Сергеев. – Л.: Лениздат, 1985. – 206 с.
  7. Системогенез и проблема генетики мозга / под ред. Н.П. Дубинина. – М., 1983.
  8. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. – Т 2.

5. Семинар

Тема 2.2. Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций

Цель: проанализировать современное состояние проблемы наследуемости сенсорных способностей и двигательных функций.

Вопросы для обсуждения:

  1. Движение как объект психогенетического исследования.
  2. Наследуемость двигательных характеристик и сложных поведенческих навыков.

Рефераты:

  1. Роль генетических и средовых факторов в формировании мира ощущений человека.
  2. Генетика эмоций.
  3. Роль наследственности и среды в формировании леворукости.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 116–124.
  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 250–266.

6. Семинар.

Тема 2.3. Психогенетические исследования темперамента и личности

Цель: обсудить факторы наследственности и среды, влияющие на темперамент.

Вопросы для обсуждения:

  1. Генетические и средовые детерминанты у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности.
  2. Синдром «трудного темперамента», его компоненты, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  4. Психогенетические исследования свойств личности. Влияние наследуемости свойств темперамента на наследуемость свойств личности.

Рефераты:

  1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. То­масс и С. Чесс).
  2. Исследование трехкомпонентной структуры темперамента (А. Басс и Р. Пломин).
  3. Исследования темперамента в школе В.Д. Небылицына.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: тест по теме.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

Основная:

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 130-131.
  2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.: Прогресс, 1993. – 208 с.
  3. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  4. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 238-250.

Дополнительная:

  1. Егорова, М.С. Исследование темперамента в возрастной генетике поведения / М.С. Егорова // Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / под ред. С.Б. Малых. – М., 1995.
  2. Гиндина, Е.Д. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста / Е.Д. Гиндина, С.Б. Малых, М.М. Лобаскова // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 5. – С. 60–74.
  3. Дубинин, Н.П. Сравнительно-популяционное исследование генетических основ индивидуально-психологических различий / Н.П. Дубинин, К.Б. Булаева // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 95–108.
  4. Мешкова, Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет / Т.А. Мешкова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 136–141.
  5. Русалов, В.М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В.М. Русалов, С.М. Дудин // Психологический журнал. – 1995. – № 5.
  6. Талызина, Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1991. – 192 с.

7. Семинар-коллоквиум

Тема 2.4. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций

Цель: ознакомить студентов с историей и основными результатами психогенетических исследований интеллекта; выявить основные факторы наследственности и среды в развитии и функционировании других когнитивных функций.

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура интеллекта. История психогенетических исследований интеллекта.
  2. Исследования наследуемости интеллекта. Возрастные изменения в наследуемости интеллекта.
  3. Психогенетические исследования других когнитивных функций.
  4. Генетические и средовые причины умственной отсталости.

Рефераты:

  1. Психогенетика креативности.
  2. Исследования успешности обучения: генетические корреляции интеллекта и успешности обучения.
  3. Роль наследственных и средовых факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.
  4. Психогенетические исследования дислексии.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Психогенетические исследования нарушения способности к обучению, этиология расстройств.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: участие в дискуссии.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

Основная:

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 146-173.
  2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М.: Прогресс, 1993. – 208 с.
  1. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  1. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 211-238*, 398-418.
  2. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

Дополнительная:

  1. Бумсма, Д. Лонгитюдное генетическое исследование показателей интеллекта у близнецов 5-7 лет / Д. Бумсма, К. Ван Баан // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 117–127.
  2. Дробинская, А.О. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) / А.О. Дробинская, М.Н. Фишман // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 22–28.
  3. Егорова, М.С. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова // Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / под ред. С.Б. Малых. – М., 1995.
  4. Малых, С.Б. Природа индивидуальных различий когнитивных параметров и психологическая структура деятельности / С.Б. Малых, М.С. Егорова, С.Д. Пьянкова  // Психологический журнал. – 1993. – № 5.
  5. Русалов, В.М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В.М. Русалов, С.М. Дудин // Психологический журнал. – 1995. – № 5.
  6. Хиллер, К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хиллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 120–127.
  7. Эфроимсон, В.П. Предпосылки гениальности / В.П. Эфроимсон // Человек. – 1997. – № 2, 6; 1998. – № 1.
  8. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. – СПб.: Талисман, 1995. – 288с.
  9. Эфроимсон, В.П. Гениальность и генетика / В.П. Эфроимсон. – М.: ИИА «Русский мир», 1998.

8. Семинар

Тема 2.5. Психогенетика психических расстройств, аномального и девиантного поведения

Цель: сформировать у студента правильное, научное понимание участия наследственных и средовых факторов в возникновении психических расстройств, формировании аномального и девиантного поведения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль генетических факторов в формировании когнитивных расстройств.
  2. Олигофрения: средовые влияния, геномные и хромосомные мутации.
  3. Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений.
  4. Генетика алкоголизма и другие вредные привычки.
  5. Социальное поведение: природа агрессии, расизм.

Рефераты:

  1. Генетические модели наследуемости аутизма.
  2. Генетическая детерминация индивидуальной чувствительности к алкоголю.
  3. Полоролевое поведение. Психосексуальные аномалии. Гомосексуальность.
  4. Роль наследственности и среды в формировании асоциального поведения.

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Природа власти: образование иерархической пирамиды, биологическое происхождение государства.
  2. Групповое поведение: групповые демонстрации, клубное поведение.

Литература:

* – литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

  1. *Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. – С. 69-104, 106-115.
  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. *Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 398-418.
  4. Иванов, Д.А. Некоторые особенности мышления у близнецов, страдающих психическим инфантилизмом / Д.А. Иванов. – М., 1997.
  5. Проблемы генетической психофизиологии человека / под ред. Б.Ф. Ломова, И.В. Равич-Щербо. – М., 1978.
  6. Эрмон, Л. Генетика поведения и эволюция / Л. Эрмон, П. Парсонс. – М.: Мир, 1984. – Гл. 2–5, 7, 11, 12.
  7. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность / Н.П. Дубинин, Н.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. – М., 1982.
  8. Лолер, Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Дж. Лолер. – М., 1982.

4. Контрольные вопросы к зачету

  1. Генетика как наука и ее место в системе наук.
  2. История возникновения, становления и развития психогенетики как науки.
  3. Теоретические и прикладные задачи генетики человека и психогенетики.
  4. Проблема биологического и социального в человеке.
  5. Понятие о наследственности и изменчивости. Генотипическая и фенотипическая изменчивость.
  6. Наследственность и среда – основные факторы количественной изменчивости.
  7. Понятия генотипа, генома и генофонда. Понятие фенотипа.
  8. Показатель наследуемости. Факторы, влияющие на показатель наследуемости.
  9. Представление о хромосомах. Основные положения хромосомной теории наследственности.
  10. ДНК – материальная субстанция наследственности.
  11. Кариотип человека.
  12. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
  13. Популяционный метод в психогенетике.
  14. Генеалогический метод исследования.
  15. Методика составления родословной.
  16. Близнецовый метод исследования и его разновидности.
  17. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы средовых влияний.
  18. Гено-средовые эффекты: генотип-средовые корреляции, генотип-средовые взаимодействия и ассортативность.
  19. Роль наследственности и среды в формировании психофизиологических функций.
  20. Интеллект как предмет психогенетики. Современные психогенетические исследования интеллекта.
  21. Исследования вербального и невербального интеллекта и отдельных когнитивных процессов.
  22. Возрастные изменения в наследуемости интеллекта и отдельных когнитивных процессов.
  23. Роль наследственных и средовых факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.
  24. Роль генетических и средовых факторов в этиологии речевых нарушений.
  25. Психогенетические исследования темперамента.
  26. Наследуемость сложных поведенческих навыков и двигательных характеристик.
  27. Роль наследственности и среды в формировании и развитии психофизиологических функций.
  28. Хромосомные аберрации. Наследственные заболевания, обусловленные изменением структуры хромосом.
  29. Синдром Дауна.
  30. Синдром Клайнфельтера.
  31. Синдром Шерешевского-Тернера.
  32. Синдром XXY и трисомия по Х-хромосоме.
  33. Умственное развитие при аномалиях числа хромосом.
  34. Полоролевое поведение. Психосексуальные аномалии.
  35. Генетика интеллектуальных нарушений. Олигофрения.
  36. Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений.
  37. Близнецы как особая популяция.
  38. Генетика агрессии и преступности.
  39. Психогенетические исследования девиантного поведения на примере алкоголизма.
  40. Нарушение генетического равновесия в популяции.
  41. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном толковании наследуемости: достоверные факты и заблуждения.
  42. Общение, игра, обучение и труд и их роль в развитии человека.

5. Задания для самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

  1. Составьте словарь основных понятий психогенетики.
  2. Изучите тему «История возникновения и развития психогенетики». Заполните таблицу.

Название, временные рамки этапа развития психогенетики

Представители, основные идеи и научные достижения

  1. Составить таблицу «Типология генотип-средовых эффектов», подобрать примеры, иллюстрирующие каждый из них.
  2. Построить генограмму своей семьи.
  3. Проанализируйте и сравните основные схемы близнецового метода и его разновидностей, их задачи, достоинства и недостатки. Составьте сравнительную таблицу.

Близнецовый метод исследования в психогенетике и его разновидности

Цель и задачи метода

Основная

схема метода

Ограни­че­ния метода

Досто­инства

Недо­статки

Близнецовый метод

Метод разлученных близнецов

Метод семей МЗ близнецов

Метод контрольного близнеца

Метод близнецовой пары

  1. Составьте опорный конспект по теме «Психогенетика психофизиологических функций».
  2. Ответьте на тестовые задания по курсу.
  3. Темы для дополнительного самостоятельного изучения:
  • Психогенетические исследования нарушения способности к обучению, этиология расстройств.
  • Природа власти: образование иерархической пирамиды, биологическое происхождение государства.
  • Групповое поведение: групповые демонстрации, клубное поведение.

Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)

  1. Проблема наследуемости способностей в трудах Ф. Гальтона, их значение для развития психогенетики.
  2. История возникновения, становления и развития психогенетики как науки.
  3. Развитие психогенетики в России. Взгляды отечественных исследователей на роль наследственных факторов в психике человека (А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо, А.Р. Лурия).
  4. Развитие психогенетики в России. Взгляды отечественных исследователей на роль наследственных факторов в психике человека (Павлов И.П., Дубинин Н.П., Эфроимсон В.П.).
  5. Современное состояние психогенетики. Основные исследовательские программы.
  6. Психогенетические исследования функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
  7. Генетический контроль в формировании психофизиологической индивидуальности.
  8. Современные концепции индивидуальности (B.C. Мерлин, школа Теплова-Небылицына и др.).
  9. Перспективы развития психогенетики.
  10. Популяционный метод. Определение популяции, дема, изолята.
  11. Генеалогический метод: основная схема, принятая символика.
  12. Генеалогический метод: сбор информации, построение родословной.
  13. Генеалогический метод: анализ родословных, примеры.
  14. Метод приемных детей: основная схема, история возникновения метода.
  15. Метод приемных детей: современные программы; ограничение метода (юридические и психологические).
  16. Метод близнецов: история создания, основная схема.
  17. Разновидности метода близнецов, их схемы проведения.
  18. Теоретические и прикладные задачи генетики человека и психогенетики.
  19. Проблема биологического и социального в человеке.
  20. Понятие о наследственности и изменчивости. Генотипическая и фенотипическая изменчивость.
  21. Наследственность и среда – основные факторы количественной изменчивости.
  22. Понятия генотипа, генома и генофонда. Понятие фенотипа.
  23. Показатель наследуемости. Факторы, влияющие на показатель наследуемости.
  24. Представление о хромосомах. Основные положения хромосомной теории наследственности.
  25. ДНК – материальная субстанция наследственности.
  26. Кариотип человека.
  27. Взаимодействие генов: эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия.
  28. Методы психогенетических исследований: общая характеристика.
  29. Популяционный метод в психогенетике.
  30. Взаимодействие генотипа и среды в развитии. Основные типы средовых влияний.
  31. Роль наследственности и среды в формировании психофизиологических функций.
  32. Интеллект как предмет психогенетики. Современные психогенетические исследования интеллекта.
  33. Психогенетические исследования вербального и невербального интеллекта.
  34. Возрастные изменения в наследуемости интеллекта и отдельных когнитивных процессов.
  35. Психогенетические исследования отдельных когнитивных процессов.
  36. Психогенетические исследования когнитивных стилей.
  37. Роль наследственных и средовых факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.
  38. Роль генетических и средовых факторов в этиологии речевых нарушений.
  39. Индивидуальная специфика развития ощущения и восприятия.
  40. Индивидуальная специфика развития внимания и памяти.
  41. Индивидуальная специфика мышления.
  42. Дифференциальные характеристики воображения.
  43. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций, предпочтений и стилей.
  44. Психогенетические исследования темперамента.
  45. Наследуемость сложных поведенческих навыков и двигательных характеристик.
  46. Хромосомные аберрации. Наследственные заболевания, обусловленные изменением структуры хромосом.
  47. Синдром Дауна.
  48. Синдром Клайнфельтера.
  49. Синдром Шерешевского-Тернера.
  50. Синдром XXY и трисомия по Х-хромосоме.
  51. Умственное развитие при аномалиях числа хромосом.
  52. Полоролевое поведение. Психосексуальные аномалии.
  53. Современная концепция генетически обусловленного поведения.
  54. Генетика интеллектуальных нарушений. Олигофрения.
  55. Генетика шизофрении.
  56. Роль генетических факторов в возникновении эмоционально-личностных нарушений.
  57. Конкордантность монозиготных и дизиготных близнецов по интеллекту, чертам характера, темпераменту и эмоциональности.
  58. Конкордантность монозиготных близнецов по интеллекту, чертам характера, темпераменту и эмоциональности.
  59. Генетика агрессии.
  60. Аномальное и девиантное поведение: роль наследственности и среды.
  61. Психогенетические исследования девиантного поведения на примере алкоголизма и преступности.
  62. Расовые и этнические различия, базирующиеся на некорректном толковании наследуемости: достоверные факты и заблуждения.
  63. Проблема наследуемости способностей в трудах Ф. Гальтона, их значение для развития психогенетики.
  64. Генетический контроль в формировании психофизиологической индивидуальности.
  65. Закон Харди-Вайнберга при установлении частоты генов в популяции.

6. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Приводится перечень вопросов и заданий, которые выносятся для самостоятельного изучения и отработки студентами в рамках учебных часов, отводимых на самостоятельную работу.

1. Область знаний, пограничная между психологией и генетикой, характеризующая относительную роль и взаимодействие генетических и средовых факторов в формировании психической индивидуальности человека — это:

A. психогенетика

B. психофизиология

C. психопатология

2. Начало формирования психогенетики связано с именем английского ученого:

A. Г. Менделя

B. Ф. Гaльтона

C. М. В. Ломоносова

3. Наука об улучшении человеческого рода — это:

A. евгеника

B. психогенетика

C. генетика

4. Основная структурная единица укладки ДНК в хромосоме — это:

A. ген

B. кроссинговер

C. нуклеосома

5. Участок ДНК, кодирующий белковую цепочку — это:

A. ген

B. экзон

C. интрон

6. Делеция части хромосомы вызывает:

A. мутацию

B. модификацию

C. изменчивость

7. Исключите метод, не используемый в психогенетике:

A. близнецовый

B. генеалогический

C. физический

8. Внутрипарное сходство по изучаемому признаку у близнецов, выросших в разных для каждого близнеца условиях среды, оценивается методом:

A. близнецовой пары

B. разлученных близнецов

C. контрольного близнеца

D. семей

9. Статистической мерой изменчивости является:

A. дисперсия

B. закон Харди-Вайнберга

C. изменчивость

10. Взаимодействие аллелей разных локусов обозначается термином:

A. эпистаз

B. средовая дисперсия

C. генетическая дисперсия

11. Феномен выбора людьми или создания ими индивидуальной среды в соответствии со своей генетической индивидуальностью называется:

A. коэффициентом корреляции

B. эффект общего дома

C. генотип-средовой корреляцией

12. Между супругами выявляется неслучайность браков по определенному признаку, что получило название:

A. ассортативность

B. имбридинг

C. фенотипическая корреляция

13. Укажите автора науки евгеники:

A. К. Ф. Вольф

B. Ф. Гальтон

C. Т. Морган

14. Укажите число хромосом человека:

A. 38

B. 46

C. 50

15. Укажите процент общих генов в парах монозиготных близнецов:

A. 50

B. 75

C. 100

16. Вклад генетических факторов в межиндивидуальное различие по коэффициенту интеллекта равен:

A. 60

B. 25

C. 15

17. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется невнимательностью, сверхактивностью и импульсивностью поведения, получил название:

A. аутизм

B. гиперкинез

C. дислексия

18. Коэффициент наследуемости когнитивных способностей в среднем равен:

A. 21%

B. 41%

C. 81%

19. Свойства темперамента:

A. не изменяются в онтогенезе

B. изменяются в старости

C. изменяются с возрастом

20. А. Томасом и С. Чессом в лонгитюдном исследовании темперамента выделено три синдрома свойств:

A. легкий, трудный и с длительным привыканием

B. легкий, смешанный и трудный

C. легкий, с быстрым и длительным привыканием

21. Основоположниками психогенетических исследований в России в рамках дифференциальной психофизиологии являются:

A. В. Д. Небылицын и Б. М. Теплов

B. И. М. Сеченов и И. П. Павлов

C. П. К. Анохин и В. Д. Небылицын

22. Ф. Фогелем установлена:

A. монотонные альфа-волны ЭЭГ

B. свойства нервной системы

C. нейрофизиологическая природа определенного типа поведения

23. Системный процесс развития, при котором происходит последовательное развертывание генетической информации при участии нейрогуморальных, гормональных, средовых и других факторов называется:

A. эпигенез

B. онтогенез

C. филогенез

24. IQ у индивидов с синдромом Дауна равен:

A. 60-70

B. 20-60

C. 0-20

7. Темы рефератов

  1. Проблема наследуемости способностей в трудах Ф. Гальтона, их значение для развития психогенетики.
  2. Современное состояние психогенетики. Основные исследовательские программы.
  3. Евгеника в России: научная несостоятельность «социальной» евгеники.
  4. Представления современной генетики о механизмах наследственности.
  5. Дискуссия о наследуемости приобретенных признаков в работах российских генетиков.
  6. Генетика количественных признаков и ее значение для психогенетики.
  7. Работа Ф.Гальтона «Наследуемый гений» (1863) и ее вклад в развитие генеалогического метода.
  8. Работа Ф.Гальтона «История близнецов как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875) и ее вклад в развитие близнецового метода.
  9. Метод контрольного близнеца и работы А.Гезелла у истоков данного метода.
  10. Моделирование на животных и особенности его применения в психогенетике человека.
  11. Принципы дифференциально-психологического анализа в психогенетике.
  12. Психогенетические исследования функциональной асимметрии головного мозга с помощью близнецового метода.
  13. Роль генетических и средовых факторов в формировании мира ощущений человека.
  14. Генетика эмоций.
  15. Роль средовых и генетических факторов в формировании леворукости.
  16. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. Томасс и С. Чесс).
  17. Исследование трехкомпонентной структуры темперамента (А. Басс и Р. Пломин).
  18. Исследования темперамента в школе В.Д. Небылицына.
  19. Психогенетика креативности.
  20. Исследования успешности обучения: генетические корреляции интеллекта и успешности обучения.
  21. Роль наследственных и средовых факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.
  22. Психогенетические исследования дислексии.
  23. Генетические модели наследуемости аутизма.
  24. Генетическая детерминация индивидуальной чувствительности к алкоголю.
  25. Полоролевое поведение. Психосексуальные аномалии. Гомосексуальность.
  26. Роль наследственности и среды в формировании асоциального поведения.
  27. Природа власти: образование иерархической пирамиды, биологическое происхождение государства.
  28. Групповое поведение: групповые демонстрации, клубное поведение.

8. Литература

8.1. Основная литература

  1. Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2006. –192 с.
  2. Малых, С.Б. Основы психогенетики / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. – М.: Эпидавр, 1998.
  3. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 447 с.
  4. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

8.2. Дополнительная литература

  1. Айала, Ф. Современная генетика: 3 т. / Ф. Айала, Дж. Кайгер. – М.: Мир, 1987. – Т. 1.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т. 1.
  3. Анохин, А.П. Генетические основы нейрофизиологических особенностей человека / А.П. Анохин // Успехи современной генетики / под ред. Н.П. Дубинина. – М.: Наука, 2005.
  4. Анохин, А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспектива исследований / А.П. Анохин. – М., 1988.
  5. Ата-Мурадова, Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ / Ф.А. Ата-Мурадова. – М., 1980.
  6. Ауэрбах, Ш. Генетика / Ш. Ауэрбах. – М.: Атомиздат, 2005.
  7. Биологическое и социальное в развитии человека. – М.: Наука, 1977. – 228 с.
  8. Блум, Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон. – М., 1988. – 234 с.
  9. Булаева, К.Б. Генетические основы психофизиологии человека / К.Б. Булаева. – М., 2000.
  10. Гайсинович, А.Е. Зарождение и развитие генетики / А.Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1998.
  11. Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. – М., 1996.
  12. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / под ред. С.Б. Малых. – М., 1995.
  13. Дубинин, Н.П. Что такое человек / Н.П. Дубинин. – М., 1983.
  14. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность, Н.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. – М., 1982.
  15. Егорова, М.С. Генетика поведения: психологический аспект / М.С. Егорова. – М.: Socio Logos, 2005.
  16. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. – М., 1997.
  17. Егорова, М.С. Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдное исследование / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Б. Малых, Т.А. Мешкова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Черткова // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. – М., 1996.
  18. Зорина, З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения / З.А. Зорина, И.И. Полетаева, Ж.И. Резникова. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
  19. Иванов, Д.А. Некоторые особенности мышления у близнецов, страдающих психическим инфантилизмом / Д.А. Иванов. – М., 1997.
  20. Ичас, М.И. О природе живого: механизмы и смысл / М.И. Ичас. – М.: Мир, 1994.
  21. Канаев, И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия / И.И. Канаев. – М.-Л., 1959.
  22. Канаев, И.И. Френсис Гальтон (1822–1911) / И.И. Канаев. – Л.: Наука, 1972.
  23. Корочкин, Л.И. Введение в нейрогенетику / Л.И. Корочкин, А.Т. Михайлов. – М.: Наука, 2000.
  24. Купер, К. Индивидуальные различия / К. Купер; пер. с англ. Т.М. Марютиной, под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.
  25. Лаптев, Ю.П. Занимательная генетика / Ю.П. Лаптев. – М.: Колос, 1999.
  26. Левонтин, Р. Генетические основы эволюции / Р. Левонтин. – М.: Мир, 1999.
  27. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. – М.: Прогресс, 1993. – 208 с.
  28. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: Знание, 1984. – 78 с.
  29. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 1971. – 250 с.
  30. Лильин, Е.Т. Близнецы, наследственность, среда / Е.Т. Лильин, П.Б. Гофман-Кадошников. – М.: Знание, Серия «Биология», 1975. – № 11.
  31. Лолер, Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Дж. Лолер. – М., 1982.
  32. Лопатина, Н.Г. Исследование генетических основ высшей нервной деятельности / Н.Г. Лопатина, В.В. Пономаренко // Физиология поведения. Нейробиологические закономерности: руководство по физиологии / под ред. А.С. Батуева. – Л., 1987.
  33. Маккьюсик, В. Генетика человека / В. Маккьюсик. – М., 1967.
  34. Максименко, С.Д. Генетическая психология (Методологическая рефлексия проблем развития в психологии) / С.Д. Максименко. – М.: Ваклер, 2000. – 320 с.
  35. Маркерт, К. Генетика развития / К. Маркерт, Г. Уршпрунг. – М.: Мир, 1973.
  36. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы / В.Д. Небылицын. – М., 1966.
  37. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. – М.: Прогресс, 1975. – 464 с.
  38. Проблемы генетической психофизиологии человека / под ред. Б.Ф. Ломова, И.В. Равич-Щербо. – М., 1978.
  39. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988.
  40. Развивающийся мозг и среда / под ред. Э.А. Асратян. – М., 1980.
  41. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов; отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
  42. Семенов, В.В. Близнецы: проблемы воспитания и развития / В.В. Семенов, Б.И. Кочубей. – М.: Знание, 1985. – № 6.
  43. Сергеев, Б. Парадоксы мозга / Б. Сергеев. – Л.: Лениздат, 1985. – 206 с.
  44. Системогенез и проблема генетики мозга / под ред. Н.П. Дубинина. – М., 1983.
  45. Талызина, Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1991. – 192 с.
  46. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. – Т 2.
  47. Фогель, Ф. Генетика человека: в 3 т. / Ф. Фогель, А. Мотульски. – М.: Мир, 1990. – Т. 3. – Гл. 7: Генетика и поведение человека; Гл. 8: Практические аспекты генетики человека и биологическое будущее человечества.
  48. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  49. Эрмон Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. – М.: Мир, 1984. – Гл. 2-5, 7, 11, 12.
  50. Эрмон, Л. Генетика поведения и эволюция / Л. Эрмон, П. Парсонс. – М.: Мир, 1984. – Гл. 2–5, 7, 11, 12.
  51. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. – СПб.: Талисман, 1995. – 288 с.
  52. Эфроимсон, В.П. Гениальность и генетика / В.П. Эфроимсон. – М.: ИИА «Русский мир», 1998.

8.3. Научные статьи по курсу

  1. Бочков, Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека / Н.П. Бочков // Вопросы философии. – 1981. – № 1. – С. 51–62.
  2. Бумсма, Д. Лонгитюдное генетическое исследование показателей интеллекта у близнецов 5-7 лет / Д. Бумсма, К. Ван Баан // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 117–127.
  3. Гиндина, Е.Д. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста / Е.Д. Гиндина, С.Б. Малых, М.М. Лобаскова // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 5. – С. 60–74.
  4. Григоренко, Е.Л. Генетический метод. Изучение роли наследственности и среды в рамках квазиэксперимента / Е.Л. Григоренко // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998. – С. 76-108.
  5. Дробинская, А.О. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) / А.О. Дробинская, М.Н. Фишман // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 22–28.
  6. Дубинин, Н.П. Сравнительно-популяционное исследование генетических основ индивидуально-психологических различий / Н.П. Дубинин, К.Б. Булаева // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 95–108.
  7. Егорова, М.С. Развитие как предмет психогенетики / М.С. Егорова, Т.М. Марютина // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 5–15.
  8. Лурия, А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка / А.Р. Лурия // Вопросы психологии. – 1962. – № 3.
  9. Малых, С.Б. Генетические исследования детерминации ЭЭГ человека / С.Б. Малых // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 109–128.
  10. Малых, С.Б. Природа индивидуальных различий когнитивных параметров и психологическая структура деятельности / С.Б. Малых, М.С. Егорова, С.Д. Пьянкова  // Психологический журнал. – 1993. – № 5.
  11. Марютина, Т.М. Психологические факторы как регуляторы генотип-средовых соотношений / Т.М. Марютина // Психологический журнал. – 1994. – № 2.
  12. Мешкова, Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7–8 лет / Т.А. Мешкова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 136–141.
  13. Русалов, В.М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития / В.М. Русалов, С.М. Дудин // Психологический журнал. – 1995. – № 5.
  14. Семенов, В.В. К проблеме применения близнецового метода в психологии / В.В. Семенов // Вопросы психологии. – 1980. – № 2.
  15. Хиллер, К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хиллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 120–127.
  16. Эфроимсон, В.П. Предпосылки гениальности / В.П. Эфроимсон // Человек. – 1997. – № 2, 6; 1998. – № 1.