Я студент. Что знать необходимо

Реферат

на тему: «Я студент. Что знать необходимо»

  • Содержание

Введение

Глава I. Я студент. Что знать необходимо

1.1 Понятие личности студента

1.2 Как стать студентом

1.3 Что должен знать студент

1.4 Как стать успешным студентом

Глава II. Психология учебной деятельности студента

2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

2.2 Психологическая теория учебной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Студемнт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.

В большинстве случаев студенты посещают высшие учебные заведения, участвуют в семинарах и слушают лекции. Исключением из правил являются студенты-заочники, которые приезжают в учебное заведение для сдачи экзаменов или являются слушателями сжатого курса лекций.

В вузах, где обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры, название студент применяется для обоих ступеней, напр.:: студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.

В России и ряде других стран лиц, обучающихся в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, называют учащимися. (В широком смысле это название относится ко всем людям, обучающимся где-либо.)

В России до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, ещё не имеющих опыта практической работы

Студента определяет: общая тетрадь для всех предметов, плохо пишущая ручка, пустой желудок, недосып, безденежье. Если ты живешь от сессии до сессии, и после получения стипендии подумываешь, как же прожить теперь остальные 30 дней, то это может означать только одно — ты студент!

Целью написания работы является изучение темы: «Я студент. Что знать необходимо». Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

4 стр., 1921 слов

Контрольные вопросы и задания для семинарских занятий, тематика ...

... признаки. Специфика гражданского общества, его основные институты. Формирование институтов гражданского общества в России. Самостоятельная работа студентов: Истоки и предпосылки формирования гражданского общества. Власть в государстве и гражданском ...

1. Определить понятие личности студента;

2. Узнать как стать студентом;

3. Рассмотреть, что должен знать студент;

4. Узнать как стать успешным студентом;

5. Определить психологические факторы успешной учебы студентов вуза.

6. Рассмотреть психологическую теорию учебной деятельности.

Работа включает в себя введение две главы, заключение и список использованной литературы.

Для написания контрольной работы я использовала учебники, словари, учебные пособия авторов Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. и др.

Глава I. Я студент. Что знать необходимо

1.1 Понятие личности студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развитияО.Долженко. Студент сегодня. // Alma mater, 1997, №3, с. 6..

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

13 стр., 6350 слов

Представление студентов о справедливом человеке

... Вышеизложенное указывает на актуальность рассматриваемого в курсовой работе вопроса "Представление студента о справедливом человеке" Задачи исследования: )Анализ психологической литературы по проблеме справедливости )Подбор ... в себя представления о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам. Тесно связан с ...

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

* укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

* совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;

* повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

11 стр., 5382 слов

Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией ...

... учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Кроме того необходимо учитывать что часть преподавателей меняется каждый семестр. Контакт преподавателя со ... познания (медицину, социологию, психологию и пр.). Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Анализ научной ...

* растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

* на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

* повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

* крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

1.2 Как стать студентом

В первую очередь необходимо определиться с выбором специальности. Основой для выбора специальности являются Ваши способности, склонности к определенной работе, а также перспективы трудоустройства по окончанию учебы. Нужно посоветоваться с родителями, узнать как можно больше о наличии рабочих мест на предприятиях и в учреждениях Вашего города, области, региона. Имеется ли возможность получить целевое направление на обучение и т.д. Разумеется, вуз оказывает содействие выпускникам в трудоустройстве, но согласитесь, получить хорошую высокооплачиваемую работу вблизи родного дома в ряде случаев предпочтительней

Довольно часто на выбор специальности влияют итоги конкурса по результатам предыдущего года приема. Действительно, если на выбранную Вами специальность стабильно из года в год наблюдаются высокий конкурс и проходной балл, следует быть готовым к жесткому конкурсному отбору ( в том числе, среди целевиков).

Тем не менее, следует иметь в виду, что в большинстве случаев наблюдается колебание, когда относительно высокий конкурс предыдущего года приводит к понижению конкурса в текущем году и наоборот. Но как бы не складывался конкурс, лучшей гарантией Вашего поступления в вуз является хорошая подготовка к вступительным испытаниям.

Что бы лучше подготовиться к вступительным испытаниям рекомендуется пройти обучение на подготовотильных курсах различных сроков обучения на факультете довузовской подготовки. Обучение на факультете по всем предметам вступительных испытаний проводят ведущие преподаватели университетов, имеющие большой опыт подготовки к сдаче ЕГЭ. Обучение проводится по различным формам: очная и заочная. Хорошим подспорьем при подготовке к поступлению в университет является специальная методическая литература, широкий выбор которой Вам могут предложить на факультете довузовской подготовки.

1.3 Что должен знать студент

Учебный процесс в высшем учебном заведении существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших задач — научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь.

Во время учебы в университете закладывается лишь фундамент знаний по избранной специальности (направлению подготовки).

Студент в процессе обучения должен не только освоить программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы повышается по мере перехода на старшие курсы. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться в деканате.

Главное в период обучения в университете — это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей вузов является разработка дифференцированных ... работа - это один из видов познавательной деятельности студента во всех организационных формах учебных занятий ... работы вступает стремление к достижению успеха, высокая совестливость, стремление к приобретению знаний и овладению профессией. РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки ...

Нормы учебной нагрузки студента

Допустимый объем нагрузки для студентов установлен в государственных образовательных стандартах. В неделю все виды учебной нагрузки не могут быть больше 54 часов. Это включает все виды занятий, включая самостоятельную работу студента. Объем аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю.

Самостоятельная работа

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре, учебный план и расписание занятий. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы в вузе. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Слушание и запись лекций — сложные виды работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.

19 стр., 9133 слов

I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

... I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе Виды научно-исследовательских работ студентов в вузе Основные виды учебно-исследовательских, научно исследовательских работ студентов в вузе: 1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными ...

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию»(значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Подготовка к сессии.

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно-экзаменационной сессией. Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены — долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии — это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш — отчисление из вуза. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня:

Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак (не более часа).

В 8:00-8:30 — занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера).

Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий — получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным).

Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон — самый лучший вариант).

Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате тишину, чистоту и порядок.

При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.

Права и обязанности студентов и слушателей.

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки или специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям), дополнительно любые другие учебные дисциплины, в порядке, предусмотренном Уставом вуза;

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета.

5) бесплатно (в соответствии с Уставом вуза) пользоваться услугами библиотеки, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и иных структурных подразделений в соответствии с правилами, утверждаемыми ректором; принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах Проблемы непрерывного образования. Обзорная информация. Вып.2.- М.: НИИ проблем высшей школы, 1993.- 45с..

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях университета;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном законодательством РФ.

8) переходить с платной на бесплатную форму обучения в порядке, установленным уставом Вуза.

Кроме этого, студенты и обучающиеся в имеют право:

* получать знания, соответствующие современному уровню развития науки и техники.

* посещать все виды занятий, предусмотренные учебным планом, a также обучаться по индивидуальным планам, утверждаемым ректором.

Студентам, обучающимся по очной форме, выплачивается стипендия в установленном в Российской Федерации размере за счет бюджетного финансирования.

Студенты обязаны:

1.глубоко овладевать теоретическими знаниями, умениями,

практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности (направлениям подготовки);

2. выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные соответствующими учебными планами и программами обучения; повышать общую культуру, нравственно и физически совершенствоваться;

3.соблюдать Устав ВУЗА и правила внутреннего распорядка.

За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных Уставом ВУЗА обязанностей, правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления из ВУЗА. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, накладывается на студента после получения от него объяснений в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Все обучающиеся в университете обязаны:

1. Строго и точно соблюдать установленный режим работы университета.

2. Предъявлять студенческий билет (для слушателей — пропуск) по требованию администрации, преподавателей и сотрудников Службы охраны и безопасности при исполнении ими своих служебных обязанностей.

3. Беспрекословно выполнять требования администрации, преподавателей и сотрудников Службы охраны и безопасности при исполнении ими своих служебных обязанностей.

4. Соблюдать чистоту и порядок в помещениях (аудиториях).

Бережно относиться к сохранению учебно-материальной базы.

5. Соблюдать правила противопожарной безопасности.

6. Быть дисциплинированными и опрятными не только в университете, но и в других общественных местах Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002. — 390 с..

В ВУЗЕ категорически запрещается:

Распитие спиртных напитков, в том числе слабоалкогольных.

Нахождение в университете в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Курение (кроме специально отведенных и обозначенных мест).

Игры в карты и другие азартные игры. Употребление нецензурных выражений. Использование вне учебного процесса звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (кроме согласованных случаев проведения массовых мероприятий).

Использование мобильных телефонных аппаратов и пейджеров на всех видах занятий.

Вынос имущества без разрешения установленного образца.

Въезд и выезд автотранспорта на территорию университета без специального пропуска.

Ответственность:

За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка к студентам, аспирантам, слушателям отделения довузовской подготовки, администрацией института может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий:

· Замечание

· Выговор

· Строгий выговор

· Исключение из института

При определении дисциплинарного взыскания учитываются результаты учебы. Исключение из института студентов, слушателей подготовительного отделения, являющихся членами профсоюзной организации, производится с учетом мнения профкома института и в соответствии с Законодательством РФ.

Академический отпуск

Академический отпуск может быть предоставлен студенту по медицинским показаниям или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, связанные с тяжелой болезнью члена семьи и необходимостью постоянного ухода за ним при отсутствии других членов семьи, могущих сделать это; другие семейные обстоятельства).

Вопрос о предоставлении академического отпуска решается в индивидуальном порядке на основании рассмотрения соответствующих документов.

Вопрос о предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям решает ректор на основании заключения ВКК или главного врача лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего студентов университета.

Для получения академического отпуска по медицинским показаниям студент должен обратиться к главному врачу поликлинического отделения вуза. Если студент находится под наблюдением другого медицинского учреждения, он должен представить подробную выписку из истории болезни от этого медицинского учреждения.

Медицинская комиссия выносит заключение о необходимости предоставления больному (беременной) академического отпуска или рекомендации о переводе по состоянию здоровья на другой факультет (в другой университет).

На заседание комиссии в обязательном порядке приглашается представитель деканата факультета, на котором обучается студент.

После заключения о необходимости предоставления академического отпуска лечебно-профилактическое учреждение выдает студенту справку установленного образца. Заключения врачей ведомственных и территориальных лечебных учреждений без визы поликлиники вуза о необходимости предоставления студентам академического отпуска по медицинским показаниям, а также освобождения от физической работы, производственной практики и т. п. являются недействительными.

По истечении срока академического отпуска, предоставленного по медицинским показаниям, студент должен пройти медицинское обследование в поликлинике университета по заболеванию, явившемуся причиной отпуска. Следует помнить: повторное обучение студента (академический отпуск) допускается в виде исключения не более двух раз за весь срок пребывания в университете. Повторное обучение во второй раз разрешается только по медицинским показаниям. Кураторы студенческих групп

Кураторы студенческих групп являются представителями педагогического коллектива, обеспечивающими, главным образом мерами общественного воздействия, успешное осуществление учебной и воспитательной работы в группе.

Кураторы призваны совместно с деканами, профсоюзной организацией решать следующие задачи:

1. Всемерно способствовать формированию нравственного мировоззрения студентов, направленного на получение высшего образования в сочетании с высокой культурой и профессиональной компетентностью.

2. Воспитывать у студентов чувства демократизма, гуманизма, справедливости, патриотизма и любви к нашей Родине, любовь и уважение к своему университету, факультету, специальности, сознательное выполнение требований Устава, стремление к углублению полученных знаний .

3. Прививать студентам умение самостоятельно и активно организовывать, планировать и решать все вопросы, относящиеся к учебе и жизни коллектива группы, знакомить студентов с их правами и обязанностями, правилами поведения в вузе и внутреннего распорядка.

4. Осуществлять контроль текущей успеваемости студентов группы, анализировать причины отставания отдельных студентов и способствовать устранению этого отставания.

5. Способствовать развитию у студентов творческого научного мышления и привлечению их к научной работе в вузе.

6. Регулярно информировать деканаты о положении в группе, а также отдельных родителей об отставании или о выдающихся успехах в учебе их детей Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии»/ Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 120-121..

1.4 Как стать успешным студентом

студент нагрузка сессия учебный

Студенчество — это увлекательная и интересная пора. Но как, же преодолеть трудности в ВУЗе и стать успешным студентом?

Вот несколько советов как преодолеть трудности и стать успешным студентом:

1. Определяйся. Многие студенты учатся в университете только потому, что надо учиться. И не важно, учатся на нейрохирурга, или на переводчика, на адвоката или архитектора, главное — поступить. А там уже посмотрим. В одном из вузов, на вопрос «Хочешь ли ты стать тем, на кого ты учишься?» Были получены интересные ответы: «наверное, да», «посмотрим, как получится», «не знаю, меня родители заставили сюда поступить», «и зачем я сюда поступил?» и т.д. Очевидно, многие не чувствуют своего призвания, не думают, кем будут. Конец школьных лет и начало студенчества — очень важный и ответственный период, когда тебе надо реально определяться кем ты хочешь стать, ведь это твоя жизнь. Определяйся! А мудрые родители и близкие друзья помогут тебе с выбором.

2. Загружайся. Нет плохих вузов или преподавателей, есть плохие студенты. Не ходи на пары как на тихий час, где можно поспать! Загружай себя, читай. Много читай. Читай больше. Читай, когда не хочешь этого делать. Читай каждый день. Другими словами, развивайся. Ничто кроме книг тебя не будет развивать. Есть книги электронные, которые можно закачать на мп3 или сотку, есть видео книги, просто книги. Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.

3. Дисциплинируйся. У многих студентов просто напросто нет режима дня. Человек, у которого нет жизненных принципов, не может быть успешным. Выработай в себе просыпаться рано каждый день, не опаздывать, питаться правильно (я не имею ввиду сочненький фастфуд или самсу с неизвестно чьим мясом).

4. Распределяй свое время. Всему должно быть свое время. Время для отдыха, время и для работы. К несчастью, у обычного студента если праздник, то праздник на шесть дней, а на последний день он просто «отходит». Распредели лакомые куски своего времени для книг, друзей, отдыху, второй половинке. Когда у тебя все идет в непонятном и хаотичном порядке, то ничего не успеешь.

5. Будь в форме. Занимайся спортом. Согласись, кому нужен сотрудник, живот которого надо возить в тачке, или сотрудница, для которой обычный стул просто не подходит, потому что ломается, и для которого нужен «супер стул» по специальному заказу (говорят, орешина прочное дерево, мебель из него долговечна).

Запомни, когда будешь устраиваться на работу, твой физический вид тоже будет играть роль. Именно твоя внешность, в этот период твоей жизни, является твоей «визитной карточкой». Так что, твоя «упаковка» зависит только от тебя. Состояние тела — это состояние ума и души. Если для тебя слово спорт совсем чуждое понятие, то о тебе скорее всего подумают, что ты либо ленивый, либо больной.

6. Пробуй силы там, где ты слаб. Попробуй расширить свой опыт . Разносторонне развивайся. Никогда не играл в волейбол — запишись в секцию. Учишь английский, найди иностранца и разговаривай с ним. Photoshop, дизайнерское дело, КВН, рисование, спорт, есть еще много вещей которые тебя “раскрутят”.

7. Будь позитивным. Без проблем в отношениях с людьми не обойтись. Не отчаивайся. Помни, неразрешимых проблем нет! Ведь одногрупники и преподы — это тоже люди, и найти общий язык с ними это вполне реально. Надо просто помнить простую истину: не делайте другим того, чего не хотите себе.

8. Коррупция. Ты пришел в университет, чтобы получить знания. Взятка — это иллюзия легкости в учебе. Многие, к сожалению, просто “раскидывают” во время сессии. Лучше высыпать содержимое кошелька себе в голову, ведь этот «клад» уже никто у тебя не отнимет. Есть такая мудрость: “Если в начале ты поработаешь на зачетку, то в конце зачетка будет работать на тебя”. Поэтому надо учиться хорошо и постоянно. Все в твоих руках!

9. И последний совет, как говорил один умный дяденька: “Учиться, учиться и еще раз учиться!” Здесь добавить нечего.

Конечно, для хорошей учёбы нужно много трудиться, но не вылезать из-за учебников — это перспектива не радужная.

Для своей успешности студент просто обязан любить свою жизнь и учёбу. Ведь когда ты каждый день будешь ходить на занятия с удовольствием и замечательным настроением, учёба будет даваться намного легче.

Нужно постараться не портить отношения с преподавателями. Если ты будешь относиться к ним уважительно, то и к тебе отношение будет соответствующим Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. М.,2002. — 67-68 с..

Глава II. Психология учебной деятельности студента

2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности. Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квалификация преподавателя и т. п.).

При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще всего апеллируют к таким индивидуально-психологическим особенностям обучающихся как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др.. Но ни каждое из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания не достаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности.

Утверждение о влиянии способностей на успешность обучения студентов кажется тривиальным, но характер этого влияния оказался не таким однозначным, как представляется на первый взгляд. Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного студента, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить такие относительно самостоятельные составляющие как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности и креативность (творческость).

Однозначно можно сказать о положительной связи с успешностью обучения только относительно специальных способностей. К ним относятся сенсорные способности (фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, цветоразличительная чувствительность для художника и т. п.); моторные способности (пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п.); профессиональные способности (техническое мышление, пространственное мышление, математическое и т.п.).

Во многих случаях низкий уровень развития профессионально важных специальных способностей просто делает недоступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля. И наоборот, успешное обучение в вузе фактически совпадет с процессом формирования специальных профессиональных способностей.

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению — нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ. //Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». Вып.1, С-Пб.: СПГУ, 1995. — 345 с..

В последнее время были выявлены существенные различия в мотивации учебной деятельности студентов коммерческих отделений или вузов по сравнению с «бюджетниками». У студентов первой группы самооценка примерно на 10 процентов выше, чем у вторых; сильнее выражено стремление к достижениям в бизнесе (18,5% против 10%); выше оценивается значимость хорошего образования и профессиональной подготовки (40% против 30,5%); большее значение придается свободному владению иностранными языками (37% против 22%).

Различается и внутренняя структура мотивации получения высшего образования у «коммерческих» и «бюджетных» студентов. Для вторых более значимы мотивы «получить диплом», «приобрести профессию», «вести научные исследования», «пожить студенческой жизнью», а для первых — «добиться материального благополучия», «свободно владеть иностранными языками», «стать культурным человеком», «получить возможность обучения за границей», «освоить теорию и практику предпринимательства», «добиться уважения в кругу знакомых», «продолжить семейную традицию». Тем не менее успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже чем студентов «бюджетников», особенно в престижных вузах, где высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготовленных абитуриентов.

Приведем некоторые, наиболее яркие типы акцентуаций характера, с указанием на те проблемы, которые могут возникать у их обладателей в процессе обучения.

Гипертимный тип — с постоянно повышенным настроением, энергичный, общительный, Неаккуратность, гипертимов, шумливость и склонность к озорству могут приводить к конфликтам прежде всего с преподавателями. Но важнее неусидчивость, склонность к сменам деятельностей и увлечений, часто оборачивающаяся поверхностностью в отношениях с людьми и в отношении к делу.

Циклоидный тип — настроения меняются циклами; за двумя-тремя неделями приподнятого, почти эйфорического настроения следует такой же по длительности цикл настроения подавленного, с повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Таким людям сложно даются смены жизненных стереотипов, в частности, переход от школьного обучения к вузовскому; в периоды угнетенных состояний нуждаются в щадящем отношении во избежании глубоких срывов с тяжелыми последствиями.

Ладильный тип — страдает перепадами настроений по многу раз в день, вызываемыми самыми ничтожными поводами. При наличии серьезных поводов демонстрируют склонность к реактивным депрессиям, что приводит к серьезным нарушениям учебной деятельности. В эти периоды как и циклоиды нуждаются в щадящем отношении. Хорошо чувствуют и понимают других людей, и сами часто ищут в друге психотерапевта.

Сензитивный тип — очень чувствителен ко всему хорошему и плохому, застенчив, робок, часто закомплексован; общителен только с теми, кого хорошо знает и от кого не ждет угрозы. Обладает повышенным чувством долга, совестлив, часто берет вину на себя; в случае сильных и незаслуженных обвинений реален суицидальный исход. Дисциплинирован, прилежен, регулярно работает.

Неустойчивый тип — обнаруживает повышенную тягу к развлечениям, безделью и праздности, не имеет устойчивых профессиональных интересов, не задумывается о будущем. Склонен к алкоголизации. Слабоволие и некоторая трусливость делают необходимым и возможным регламентацию и тщательный контроль учебной деятельности. Чаще встречается среди «коммерческих» студентов, поскольку выдержать серьезный конкурс для студентов этого типа мало реально.

Конформный тип — демонстрирует бездумное, некритическое, а часто и конъюнктурное подчинение любым авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо — быть как все. Способен к предательству, но всегда находит для себя моральное оправдание. В качестве педагогического воздействия можно рекомендовать демонстрации пагубности приспособленческих приемов и отрицательную ценность конформистских установок

Шизоидный тип — замкнут, эмоционально холоден, мало интересуется духовным миром других людей и не склонен допускать их в свой мир. Часто обладает высоко развитым абстрактным мышлением в сочетании с недостаточной критичностью. Рекомендуется не грубое, но настойчивое втягивание в общение, в коллективные формы студенческой жизни.

Эпилептоидный тип — обладает очень сильными влечениями, склонен к эмоциональным взрывам, часто демонстрирует жестокость, себялюбие и властность, любовь к азартным играм. Вязкость и инертность сочетаются с аккуратностью (пророй чрезмерной) и пунктуальностью. Легко подчиняются (вплоть до угодливости) властному и сильному педагогу, но, почувствовав «слабину», могут проявить весь багаж своих отрицательных наклонностей.

Истероидный (демонстративный) тип — больше всего любит быть в центре внимания, жаждет похвал и восхищения, склонен к театральности, позерству рисовке. Часто обладает реальными артистическими способностями. Для привлечения к себе внимания начинает фантазировать, рассказывать небылицы, в которые сам начинает искренне верить.

2.2 Психологическая теория учебной деятельности

Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не формируется ни у младших школьников, ни у студентов. Таким образом, учебная деятельность в подлинном значении этого слова — деятельность специально формируемая. В этом случае в жизни человека есть два сензитивных периода, когда он осознает свою «необученность» и готов учебную деятельность осваивать вполне сознательно.1. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии»/ Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 119-121.

В первом случае речь идет о младшем школьнике, который понимает и приветствует смену своего социального статуса как переход от дошкольных игр к ученичеству. Он идет в школу, для того, чтобы … учиться. Правда, при этом он, как и взрослые, отправившие его в школу, связывает ученичество с освоением, а об успешности этого дела будет судить по оценочным реакциям обучающих. Даже если они не ставят отметок, то все равно ребенок быстро устанавливает свой уровень успешности по прямым и косвенным оценкам (хвалят — не хвалят, спрашивают — не срашивают, ставят в пример или наоборот и др.).

Во втором случае, поступив в вуз, бывший школьник сразу сталкивается с необходимостью учиться самостоятельно (в новых госстандартах доля самостоятельной учебной нагрузки в учебном плане составляет уже 50%).

Как это ни смешно, студенты, как и младшие школьники, прежде всего, ориентированы на освоение, хотя и более высокого уровня.

Учебная деятельность исследуется в психологии учения — разделе педагогической психологии. Самое общее определение предмета психологии учения включает характеристику процесса приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате, которого формируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека (непреднамеренное научение).

Оно присутствует на уровне отдельных действий в структуре других деятельностей и представляет процесс формирования ее субъекта. Этим учение отличается от тех изменений, которые происходят в организме человека под воздействием физиологического созревания. Понятие учение используется, поэтому как для обозначения преднамеренного (специально организованного), так и стихийного процесса приобретения человеком знаний и опыта повседневной жизни.

В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность — это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.

Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Это понятие введено и конкретизировано Д.Б. Элькониным. Он подчеркивал, что учебная задача — это любая практическая задача, в процессе решения которой открывается обобщенный способ решения этой и всех однотипных задач. Учебная задача может считаться по-настоящему решенной только тогда, когда в субъекте произошли заранее заданные изменения (т.е. он открыл и осознал способ ее решения).

В процессе учебной деятельности, согласно В.В. Давыдову, младшие поколения осваивают культурно-исторический опыт, созданный предшествующими поколениями. Этот опыт не может быть механически присвоен или перенесен в их сознание. Необходима специальная организация работы по его «присвоению». Учебная деятельность учащихся воспроизводит работу тех, кто впервые создавал исследуемый продукт. Поэтому типичной для учения является «задачная ситуация». А.Н. Леонтьев писал, что для овладения продуктом человеческой деятельности нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте. Эффект учебной деятельности — это непосредственный результат «деятельности самих учащихся, связывающей их с окружающим миром. Однако эта деятельность должна организовываться специалистами — педагогами, с которыми учащиеся сотрудничают в процессе ее осуществления.

Сам процесс решения учащимся задачи — это и есть учебные действия, в которые входят следующие элементы:

а) постановка учебной задачи преподавателем перед учащимся или самим учащимся;

б) принятие задачи учащимся к решению;

в) преобразование учебной задачи с целью обнаружения в ней некоторого общего отношения изучаемого предмета (узнавание общего в данной конкретной задаче);

г) моделирование выделенного отношения (в математике это может быть составление, например, уравнения, а в психологии — составление схемы логики рассуждения с точки зрения деятельностного подхода;

д) преобразование этой модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

е) построение системы частных задач по данной проблеме, решаемых общим способом (такие задачи преподаватель может составить и предложить учащимся или сам учащийся может взять их из жизни);

ж) контроль за выполнения предыдущего действия, чтобы правильно перейти к последующему действию;

з) оценка (самооценка) успешности выполнения всех действий как результата усвоения общего способа решения учебной задачи (в психологии таким результатом может быть уверенное овладение способом рассуждения при решении творческих задач).

Последовательное выполнение всех означенных элементов каждого учебного действия и составляет в целом учебную деятельность студента.

Само понятие «учебная деятельность» появилось в психолого-педагогической литературе сравнительно недавно в связи с разработкой критериев качественной характеристики знаний школьников (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т.д.) и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной деятельности, включающей в себя не только знания, умения и навыки, стоящие за ними приемы, действия и операции учеников с учебным материалом, но и принятие учеником учебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки и др. Умение учиться — это умение самостоятельно выполнять учебную деятельность, что невозможно без сознательного принятия и творческого выполнения учебной задачи с обязательной рефлексией — самоанализом и самооценкой степени успешности собственных действий. Научиться учиться — значит, овладеть умением выполнять учебную деятельность, что является для любого учащегося, в том числе для студентов, важнейшей задачей С.Епифанова. Формирование учебной мотивации. // Высшее образование в России; 2000г.,№3, с.105..

Заключение

Студенты — социально-профессиональная группа учащихся вузов и техникумов, часть интеллигенции. Цель студентов: получение высшего или среднего специального образования.

Студент — это особый вид человечества, призванный выкрутиться и выйти с достоинством из любой ситуации. В тоже время, это самый веселый и надежный народ, который благодаря своей еще профессиональной неопытности, стремится все познать, и впитывает знания как «губка».

Рассмотрев характер учебной деятельности и соответствующие ему модели поведения можно выделить три типа студентов:

· У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

· Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».

· У студентов третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти студенты демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.

В контрольной работе изучена тема: «Я студент. Что знать необходимо». В процессе написания работы была достигнута ее цель — изучили понятие личности студента, определили что студенту знать необходимо и решили поставленные перед нами задачи:

1. Определили понятие личности студента;

2. Узнали как стать студентом;

3. Рассмотрели, что должен знать студент;

4. Узнали как стать успешным студентом;

5. Определили психологические факторы успешной учебы студентов вуза.

6. Рассмотрели психологическую теорию учебной деятельности.

Список литературы

1. О.Долженко. Студент сегодня. // Alma mater, 1997, №3, с. 45-48.

2. С.Епифанова. Формирование учебной мотивации. // Высшее образование в России; 2000г.,№3, с.106-107.

3. С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ. //Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». Вып.1, С-Пб.: СПГУ, 1995.

4. Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. М.,2002.

5. М.Карпенко, М.Кибакин, В.Лапшов. Социальный портрет студента негосударственного вуза. // Высшее образование в России, 2000г., №3, с. 99-105.

6. В.Г.Онушкин. Образование взрослых: состояние и перспективы развития. // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в условиях социально-экономических реформ», Вып.1, С-Пб: СПГУ,1995.

7. Проблемы непрерывного образования. Обзорная информация. Вып.2.- М.: НИИ проблем высшей школы, 1993.

8. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.

9. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. М., 2000.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.

11. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии»/ Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 119-121.

Размещено на