Дневник по практике студентов физико-математического факультета (2011-2012уч. Г.; раздел «Психология»)

Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное опре­деление целей деятельности, совместное планирование пред­стоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможно­стями каждого участника, совместный контроль и оценка ре­зультатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • единым объектом (субъектом) воспитания;
  • общими целями и задачами воспитания детей;
  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • возможностью объединения усилий школы и семьи в ре­шении проблем ребенка;
  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Цель практики: содействие в становлении профессиональной компетентности студентов посредством включения в процессы взаимодействия школы и семьи.

Задачи практики (раздел психологии):

— определение приоритетных направлений сотрудничества школы и семьи;

— выявление воспитательного потенциала семьи школьника;

— развитие способности устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса;

— проектирование студентом области взаимодействия семьи и школы путем организации психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.

Данный документ содержит электронную форму дневника практики по психологии. По запросу практиканта (на адрес semina-67@mail.ru) возможно направление преподавателем приложения к дневнику, содержащего дополнительные материалы:

Приложение1 Формы психолого-педагогического просвещения.

Приложение2 Тест для родителей

Приложение3 Вопросы к диспуту с родителями.

Приложение 4 Рекомендации для подготовки к проведению родительского собрания

Приложение 5 Метод кейсов в образовании

Методист по психологии: Сёмина Марина Викторовна, к.п.н., доцент кафедры психологии образования ЗабГГПУ (Конт. тел. 8-914-120-10-40, тариф «универ»).

26 стр., 12728 слов

Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни

... родственных связях муж и жена, родители и дети, другие родственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается ... конфликтов. Сама по себе тема конфликтность в молодой семье не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной в настоящее время ...

Дни консультаций в период практики: вторник с 16 до 18.00 (предварительное согласование по телефону).

Рекомендуется приглашение методиста по психологии на урок или внеклассное мероприятие, проводимые студентом (предварительный звонок по телефону)

Отчет по практике (раздел «Психология»)

ФИО практиканта………………………………………………………………………………..

Номер группы………………………………

Краткая самопрезентация (академические достижения по психологии/ средний балл по зачетной книжке; тематика и отметка за курсовую работу/реферат по психологии или педагогике; внеучебные достижения по психологии/ научные публикации, достижения на олимпиадах, участие в психолого-педагогических конкурсах, личный результат и др.)…………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Место прохождения практики, адрес учреждения ………………..….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Директор школы…………………………………………………………………………..

Заместитель директора (завуч) по воспитательной работе………………………………………………………

Социальный педагог (психолог) школы………………………………………………………………………………..

Учитель ………………………………………………………………………………………………………………………………..

Моя встреча со школой

(информация из беседы с администрацией школы и анализа документации, в т.ч. стендовой, наблюдения, рефлексии личного опыта):

— тип, модель, структура школы………………………………………………………..

-отраженность идей сотрудничества школы и семьи в программе (Концепции, плане работы) школы……………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

— особенности кадрового состава школы (возрастной, гендерный, образовательный, социальный аспекты)…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………

— особенности контингента учащихся (количественный и качественный анализ)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

-особенности социума микрорайона школы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Общая характеристика материально-технической базы школы (наличие вспомогательных помещений для внеучебных мероприятий, информационная среда школы, обеспеченность оборудованием ………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4 стр., 1828 слов

Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...

... Подготовка ребенка к школе и условия учения дома; отношение семьи к школе. 2. Внесемейные и внешкольные влияния. а) Организованные: особенности воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные ... с классом по выбранному направлению. Задание 4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника) План ...

Задание №1

Оцените представленность в документах школы основных направлений организации работы с семьей (по 5-бальной шкале):

1. Изучение воспитательного потенциала семей учащихся.

2. Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся.

3. Оптимизации педагогического взаимодействия семьи и школы.

4. Привлечение культурно-образовательного, творческого потенциала родителей для обогащения образовательного пространства школы

5. Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.

6. Развитие системы психолого-педагогического просвещения родителей.

7. Формирование активной педагогической позиции родителей.

8. Защита интересов и прав ребенка.

9. Профилактика отчуждения родителей от школы.

10. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, алкоголизма, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

11. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации образовательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований.

12. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.

13. Разработка тематического оформления по работе с семьей.

В чем заключаются сложности взаимодействия данной школы и семей учащихся?

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, лекториев, семинаров.
  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.
  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.
  6. Другое………………………………………………………………………………………………………………………..

Сделайте общий вывод об организации работы с семьей школьника в данном образовательном учреждении…………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Задание №2

Проанализируйте, пользуясь таблицей, основные направления взаимодействия школы и семьи на примере конкретного класса

Класс………………………………….

РАБОТА С БЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Действия

Комментарии практиканта

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

а)День открытых дверей для родителей.

День семьи.

Б)Вечера вопросов и ответов.

В)Спортивные соревнования «Папа, мама и я -спортивная семья» и др.

Г)Выставка поделок семейного творчества.

Д)Выставка семейных стенгазет.

Е)Защита семейных гербов.

Ж)Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

З)Проведение традиционных профессиональных праздников (День юриста, День медика и др.) с привле­чением родителей-специалистов.

И)Поздравление пожилых членов семей с Днем Победы.

К)Оформление классных летописей и фотоальбо­мов с привлечением родителей.

Л)Оформление классного помещения с привлечением родителей.

Д)Привлечение родителей — выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций

Другое……………………………………………………

Педагогическое и психологическое просвещение роди­телей:

А)Открытые уроки для родителей.

Б)Тематические собрания с привлечением специалистов.

В)Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

Г)Собрания-практикумы для родителей Д)Индивидуальная работа с родителями. Е)Итоговые четвертные собрания по классам. Ж)Родительские конференции

Другое ………………………………………………………………..

РАБОТА С ОСОБЫМИ СЕМЬЯМИ

Действия

Комментарии практиканта

Работа классного руководителя:

а) регулярное посещение проблемных се­мей; б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководи­теля, родителей и учителей-предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) составление индивидуальных программ воспитания;

е) ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогули­вать уроки без уважительной причины

ж) социальная помощь нуждающимся семьям

Другое……………………………………….

Работа социального педагога (психолога):

а) психодиагностика уровня развития де­тей;

б) консультация для родителей;

в) совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН

другое………………………………………………..

Работа администрации школы:

а) индивидуальные беседы и консульта­ции;

б) контроль работы классных руково­дителей;

в) тематические совещания с завучем;

г) индивидуальные отчеты классного руко­водителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей;

д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях;

е) уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть

другое…………………………………………………………

Работа с семьями опекаемых детей:

а) регулярное посещение семей опекае­мых детей;

б) контроль регулярного питания в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опе­кунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха;

другое…………………………………………………..

д) своевременное выявление детей, про­живающих с родственниками при не­оформленном опекунстве

Работа с многодетными семьями:

а) проведение совместно с цен­тром социальной помощи семье и де­тям собраний для родителей;

б) контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

в) проведение праздников для многодет­ных семей и превращение таких празд­ников в одну из традиций школы

другое……………………………………………………………….

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

Действия

Комментарии практиканта

1. Работа родительского комитета.

2. Создание инициативной группы родите­лей.

3. Поиск родителей — спонсоров классных праздников.

4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

5. Оформление классных альбомов «На­ши родители».

6. Посещение членами родительских комитетов «особых» семей

Другое……………………………………………….

РАБОТА С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Действия

Комментарии практиканта

1. Оказание помощи в организации изучения интересов, запросов учащихся для работы в кружках и спортивных секциях.

2. Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам.

3. Совместная работа с му­зеем, ДК, библиотеками

4. Участие в творческих отчетах кружков, секций

Другое………………………………………………………..

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

Действия

Комментарии практиканта

1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

2. Уточнение функциональных обязанностей и координация действий социального педагога, классного руководи­теля, психолога.

3. Привлечение к работе с педагогами центра социальной помощи семье и детям, ПДН, представителей правоохранительных органов

4. Выявление потребности педагогов в обуче­нии и повышении профессиональной ква­лификации по проблеме организации рабо­ты с семьей.

5. Создание творческих групп классных руко­водителей по работе с семьей.

6. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей

другое……………………………………………………………………..

РАБОТА С СОЦИУМОМ

Действия

Комментарии практиканта

Школа традиционно поддерживает отношения:

с отделом социальной помощи семье и детям;

комиссией по делам несовершеннолетних;

ДК;

музеем;

библиотекой;

спортивной организацией;

другое………………………..

Расширение культурно-воспитательного пространства

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Действия

Комментарии практиканта

Стимулирование деятельности педаго­гов

Стимулирование лучших родителей почетными грамотами, благодарственными письмами, отзывами на предприятия и места работы, размещениями фотографий на Доске Почета.

Выделение средств из Фонда класса (школы) на проведение мероприятий с семьями

Успешность поиска внешних ресурсов взаимодействия семьи и школы (средства под грант, на финансируемую программу, целевые деньги территорий и др.)

Другое………………………………………………….

Сделайте общий вывод об успешности работы с семьей классного руководителя……………….

……………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………..

Задание №3

Составьте «карту семьи» конкретного школьника, используя следующую программу.

Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы практикант может получить, используя различные методы изучения: ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты); наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе; посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи; изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории; анкетирование детей и родителей; анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.; анализ характеристик детей (свободного изложения, стандартизированных), написанных их родителями.

Примерная программа изучения семьи школьника

ФИО ученика………………………………………………

Возраст ученика……………………………………………

Демографическая характеристика семьи. Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст.

Жилищно-бытовые условия семьи. Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр.

Социально-профессиональная характеристика семьи. Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы (односменный, двух-, трехсменный, разъездной, неполный рабочий день, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.).

Род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей (учащиеся школ, ГПТУ, СПТУ, техникумов, дошкольники).

Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижение высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения, повышение эффективности общественного производства, потребность ощущать себя членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т. д.).

Общественная оценка их труда (награды, звания и т. д.).

Воспитание у детей в семье трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта общественной работы родителей.

Нравственно-этическая культура семьи. Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовных и материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями. Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надежность, чувство ответственности, долга, проявление членами семьи взаимного уважения, заботы, помощи.

Культурный уровень семьи, семейные традиции. Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т. д.

Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.

Психолого-педагогический потенциал семьи. Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный, целеустремленный и т. д.) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку: уважение его интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режима, способствующее успешной учебе детей. Осуществление контроля за учебой детей. Отношение родителей к школе, учителям. Согласованность воспитательных усилий семьи и школы. Участие родителей в жизни школы, класса, где учится ребенок. Способы повышения уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для родителей в школе, педагогическое самообразование.

Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в воспитании детей, педагогический потенциал данной семьи. Рекомендации классному руководителю и родителям. Какие методы при составлении «карты семьи» были Вами использованы? (диагностические материалы прилагаются к отчету по запросу преподавателя)

……………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………..

Задание №4

Опрос родителей: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛОЙ

(на основе заполнения сводного опросного листа; заполненные индивидуальные опросные листы прилагаются к отчету по запросу преподавателя. Опрашивается не менее 5 родителей)

ФИО опрошенного…………………………………………………………………….

Инструкция: Оцените, пожалуйста, по 5-бальной шкале, свое восприятие следующих параметров школьной жизни:

Параметры школьной жизни

ФИО родителя

ФИО родителя

ФИО родителя

ФИО родителя

ФИО родителя

1.

Энтузиазм педагогического коллектива и администрации

2.

Доброжелательная обстановка в школе

3.

Деловое и личное общение с учителями

4.

Ясность образовательных перспектив для ребенка

5.

Вера в будущее школы

6.

Активный ритм школы

7.

Мера требовательности и доверия к семьям

8.

Успехи учащихся

9.

Взаимопонимание и поддержка учеников

10.

Обстановка творчества

11.

Неформальные встречи с педагогами

12.

Ясность и объективность поручений родителям

13.

Рациональное использование сил и времени родителей-активистов

14.

Отсутствие формализма и «показухи» в работе

15.

Хотели бы Вы сменить школу?

ДА/НЕТ

Проанализируйте полученные данные, сделайте выводы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание №5 (возможна работа в микрогруппах по 2-3 чел.)

Организуйте одну из форм психолого-педагогического просвещения родителей (тематика — по рекомендации классного руководителя).

Выбор форм: лекция, конференция, практикум, педагогическая дискуссия, ролевая игра, тематическая конференция, родительское собрание и др. (см. прил.1)

Составьте методический кейс мероприятия с использованием современных ИКТ (электронный вариант кейса отправить до итоговой конференции по практике на адрес semina-67@mail.ru, с указанием авторов работы).

Рекомендуемая структура кейса

1. титульный лист с кратким, запоминающимся названием кейса (указываются авторы и базовая школа; обозначается форма мероприятия);

2. введение, где упоминается герой (герои) кейса, формулируется подробная проблемная ситуация (переформулированный запрос кл.рук.), указывается время начала действия;

3. основная часть, где содержатся главный массив информации (возможно оформление в форме слайдовой презентации):

— информационный блок;

— статистические данные;

— примеры из художественных произведений, музыкальное сопровождение, афоризмы и прочее;

— социальная реклама, фрагмент видеозаписи по теме кейса (передается отдельным файлом);

— тест, опросник для родителей по теме кейса (с результатами диагностики);

— развивающий или коррекционный прием, адресованный родителям или семье в целом;

— рекомендуемая литература, интернет-источники по теме кейса.

4. заключение, где проблемная ситуация разрешается и указываются перспективные направления работы.

МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

(на основе самонаблюдения, рефлексии, само-и взаимоценки, бесед с методистами и консультантами по практике)

— Мои сильные стороны в педагогической деятельности с семьей школьника…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

— Мои слабые стороны в педагогической деятельности с семьей школьника…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

— Мои действия по решению проблем (план самообразования на………месяцев, лет, см. также анкету)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

— Какие знания и умения работы с семьей школьника приобретены Вами за период практики…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

При составлении отчета по практике я пользовался следующей литературой:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Подпись студента-практиканта……………………………………………………..

Оценка за практику (раздел «психология»)……………………………………….

Заполненный дневник практики сдать в 3-х дневный срок по окончании практики одним из способов:

  1. Печатный вариант с приложением диска с электронным вариантом задания №5 (кейс) на кафедру психологии образования факультета психологии ЗабГГПУ (5 этаж главного корпуса, ауд. 506);
  2. Электронный вариант всего дневника на адрес semina-67@mail.ru. Задание №5 (кейс) отдельным вложением. Документ при отправке назвать по фамилии автора (ов) (например, Иванов П.М., ФМФ, дневник)

Приложения:

Приложение 1 Формы психолого-педагогического просвещения

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы. конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель — воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции — научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разго вор. задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и ак туальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни де тей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практи ческими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен ции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференций иногда заполняется краткая анкета. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руко водителя (если она классная).

С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению воз никающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой пре подавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям при сутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих кон фликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей слож ности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных про блем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое оп ределяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей).

Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце дис пута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогичес ких умений. Примерными темами ролевых игр с роди телями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусмат ривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вари антов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Школьные родительские собрания проводятся, как травило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда (а них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний оставляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

Приложение2

Тест для родителей подростка: «КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ ПРИЯТЕЛЬ?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую при ческу вы носите?

а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это по может установить более тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодны ми?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну ком панию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка бук вально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не ста ли отвергать вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они -знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое весе лье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощего лять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте очки:

36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позд нее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это пони мают, а в результате, как считают эксперты, подспудно воз растает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разни цей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство пер спективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важ ном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповинове ние. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать иг рать в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответ ственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать сеоя в родительской роли.

13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настрое ния и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну усту пить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по все му, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, од нако дети вас любят, уважают и — главное — видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современ ную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

Приложение3

Вопросы к диспуту «Мы и Родители»

1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится само стоятельным?

2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?

3. Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?

4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям если они нашей помощи не требуют?

5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?

6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?

7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жиз ненного пути?

8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?

9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?

10. Можно ли стыдиться своих родителей?

11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из до ма, если к тебе пришла компания друзей?

Приложение 4

Рекомендации для подготовки и проведения родительского собрания

1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

3. Профессиональный задел педагога — знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).

4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердеч ность, взаимопонимание, взаимопомощь).

5. Главные показатели эффективности родительского собрания — это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения по ставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

«Уважаемый классный руководитель!

Напоминаем Вам, что с 18 по 23 сентября должно состояться первое в этом учебном году родительское собрание.

1. Не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли подпись родителей. Попросите учащихся, что если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они заранее передали записку. Явка родителей на собрание — знак уважения к школе, учителю.

2. Если Вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

3. Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

4. Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

5. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на I четверть. Договоритесь о помощи.

6. Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о сменной обуви, ведении дневников, занятости учащихся в кружках и секциях. Не забудьте избрать родительский комитет в составе 3-5 человек. Объявите заранее о родительских собраниях и днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения к учителю и школе.

Желаем успеха!»

Ход подготовки и проведению родительских собраний.

1. За 2-3 недели до проведения род. собрания следует объявить о нем учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания, и проверить, сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательность посещения. А за 3-4 дня в дневнике делается повторная запись-напоминание.

2. К подготовке собрания, как правило привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметить положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения. Чем больше родителей будут участвовать в подготовке род. собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом родительском собрании.

3. Выступление кл.рук. на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Оно обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении кл.рук. не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся, в отношении которых у кл. рук. существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся в положительном и отрицательном плане. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Совершенно недопустимо “отчитывать” родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или слабого ученика. Такое поведение учителя приводит к тому, что родители слабо успевающего ученика перестают посещать собрания. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде. Каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Например: “Саша стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в субботу в 13.00.”, “ Миша стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы.”

4. Кл.рук. может практиковать лекции — выступления родителей, педагогов, юристов, медиков. После выступления кл.рук. можно организовать обсуждение проблемы “за круглым столом”, практикум, обмен опытом семейного воспитания, ответы на заранее заданные вопросы и т.д.. По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически род. комитет отчитывается о выполнении принятых решений

Приложение 5

Метод кейсов

1.4. Определение целей обучения кейсовым методом

Mager [ 18 ] предлагает понимать образовательные цели кейсового метода следующим образом:

1. Формулировка целей обучения — это набор слов или символов, описывающих одно из намерений в плане обучения.

2. Цель передает намерение преподавателя в отношении того, что студент будет делать, и как преподаватель узнает о том, как и когда он это сделает.

3. Следует описать то, что студент будет делать:

а) установить и указать общий процесс обучения;

б) определить важные условия, при которых должно проходить обучение;

4. Написать отдельно формулировку каждой цели; чем больше этих формулировок, тем больше шансов прояснить цели обучения.

Barach [ 18 ] устанавливает семь целей формирования навыков и три цели процесса, которые применимы для курсов, основанных на методе кейсов.

Цель 1

Студент должен уметь принять нужное решение в кейсе. Цель, которая подчеркивается на протяжении всего курса, состоит в том, чтобы студент мог принять конкретное решение и применить свои знания к конкретной ситуации.

Цель 2

Студент должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно. Студент должен показать знание, что представляют собой соответствующие данные и предположения.

Цель 3

Студент должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме

Цель 4

Студент должен обладать здравым смыслом, определяемый как способность видеть очевидное и уместное. Студент должен уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

Цель 5

Студент должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.

Цель 6

Студент должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой «отлично».

Цель 7

Студент должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

В некоторой степени эта цель повторяет предыдущие. Однако различие состоит в том, что просто принять решение и его аргументировать, не вдаваясь в конкретные детали, в решение множества небольших вопросов, возникающих в связи с основной проблемой, не означает провести удачный анализ кейса.

Можно выделить множество других целей формирования навыков, подходящих для метода кейсов, но эти семь — самые яркие. Строго говоря, есть цели в плане письменных и/или устных навыков на определенных примерах, рассматриваемых в процессе моделирования кейсов. Однако они не дают гарантии, что студент сможет действовать таким же образом в реальных условиях.

Некоторые преподаватели добавляют «цели процесса». Многие знания требуют больше времени для восприятия и усвоения, чем на это отведено программой курса. Значимость некоторых курсов студенты осознают некоторое время спустя. Этот задержанный эффект, очевидно, нельзя измерить в семестре курса. Следовательно, поддержание высокого уровня представления и аргументации точки зрения рассматривается как значимая величина в вербальном диалоге и повторении процесса анализа кейса. «Три цели процесса», относящиеся к этому утверждению:

1. Студент должен посетить определенное количество занятий.

2. Студент должен показать подготовку и заинтересованность в занятиях.

3. Студент должен в определенное время сделать устный доклад во время обучения.

Определив цели обучения, руководства по их эффективной разработке и некоторые примерные формулировки учебных задач, перейдем к рассмотрению трех вопросов: Каков круг учебных целей? Каковы отправные моменты для разработки целей? Какие признаки хорошего кейса?

Круг учебных целей

Основная цель любого образования состоит в том, чтобы выпустить студентов, которые бы в некотором отношении отличались от того состояния, когда они только начали учиться. Описать, в отношении чего и в какой степени произошли эти изменения, представляется достаточно сложной задачей. Существует широкий круг целей обучения, из числа которых можно выбрать цели для курса, с использованием кейсового метода.

Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:

— приобретать знания;

— развивать общие представления;

— понимать методы;

— приобретать навыки использования метода, концепцию и знания;

— приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;

— приобретать навыки разработки действий и их осуществления

— расти в умении слушать

— расти в умении налаживать надежные связи

— развивать определенные отношения:

— ответственность за свои решения, за результаты;

— скептицизм;

— критический взгляд на самого себя, на статус кво;

— уверенность — «могу сделать»;

— развивать умение общаться — коротко, эффективно, убедительно;

— развивать определенные качества ума:

— различать надежды, мнения, предположения, факты;

— ясность целей и задач;

— анализ;

— инициатива;

— набор норм — моральных, предпринимательских;

— общественных;

— развивать суждение и здравый смысл:

— предвидеть значение, результаты;

— рассматривать ситуации в долгосрочной перспективе;

— обобщать — от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций.

J.S. Bloom [ 18 ] описал желательные результаты познавательного изучения. Его модель классифицирует широкий круг результатов обучения как шесть основных групп учебных целей.

Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.

Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода).

Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

Применение: применить знания для решения новых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.

Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять , предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания).

Знания: — излагать термины, определенные данные, категории, способы действий. (Не требуется никаких признаков понимания. Студент только должен отдавать те сведения, которым его научили).

Предполагаемые цели могут соответствовать желаемым переменам в студентах. Эти изменения можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект включает виды перемен. Второй аспект составляет степень этих перемен. В общем многообразие видов перемен можно свести к трем группам: знания, навыки, мнения.

Студент в качестве отправной точки

Студент является основным элементом на входе в учебный процесс. Разработка любого курса должна начинаться с установления целей с точки зрения студента, а не преподавателя или предмета.

В большинстве случаев основной проблемой является формирование групп студентов. Какой у студентов уровень знаний? Формальны или неформальны ли они? Какой у них опыт? Готовы ли они к обучению? Какой уровень интеллекта у студентов? Способность к выполнению? Мотивация? Равные отношения? Разрешение этой проблемы очень важно, поскольку она представляет начальную точку, отталкиваясь от которой происходит обучение и в сравнении с которой будут измеряться достигнутые результаты.

Выбор кейсов

Подбор курса для конкретного места в модуле курса — это процесс, который тщательно рассмотрели разные авторы.

Беннет и Чакраварти [ 18 ] наблюдали студентов на факультете Гарвардской бизнес-школы в поисках ответа на вопрос: «Каковы характеристики успешного кейса?» Их находки пополняет также перечень критериев для подбора материала по кейсам.

Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей находке.

Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.

Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, студенты воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи.

Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.

Хороший кейс включает цитаты из источников в самой компании. Цитаты из материалов компании (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные), добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят.

Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию).

Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.

Хороший кейс требует решения проблем менеджмента. Ответы на этот и на предыдущий пункт отражали предпочтение кейсов, требующих принятие решений, а не тех кейсов, где нужна оценка решений, уже принимавшихся другими.

Хороший кейс прививает навыки менеджмента. Некоторые кейсы документируют процесс управления бизнесом, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец реальной жизни. Так совершенно отдельно от последующего познания через разрешение кейса, сам кейс учит искусству менеджмента — как смоделировать проблему в структуре дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует задачу менеджмента, — это добротный инструмент для выработки навыков менеджмента.

1.5. Сценарий организации занятий

Работа студентов начинается со знакомства с ситуационной задачей, приведенной, например, в главе 3. Как уже упоминалось, преподаватель по своему усмотрению, может предложить для изучения другой кейс.

Студенты самостоятельно в течение 10 — 15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом цифровые данные, наименования фирм-конкурентов и другую конкретную информацию. В результате у каждого студента должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса.

Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.

В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп по 3 — 5 человек.

Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, не небольшом удалении друг от друга.

Распределение тем производится преподавателем с учетом желания каждой подгруппы.

Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат.

На этом этапе преподаватель более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе.

После того как распределены темы, студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие компактные методические издания. Во внеучебное время студент сможет пользоваться рекомендованными учебниками.

27