Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения 2

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Специальность 030301.65 Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения

Юдина Надежда Александровна

Научный руководитель

доцент кафедры психологии

Коколова Татьяна Васильевна

УФА 2012

Оглавление

Введение

1. Социально-психологическая адаптация в социальной среде

1.1 Знакомство с новым коллективом

1.2 Взаимодействие с преподавательским составом

2. Социально-психологическая адаптация: дидактический и бытовой аспекты

2.1 Адаптация к новой форме учебного процесса

3. Сущность адаптации студентов с различными типами саморегуляции поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Адаптация — это процесс, при котором организм человек приспосабливается к условиям внешней среды. Адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Процесс социально-психологической адаптации компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря чему создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. В ситуациях, когда адаптация не наступает, человек испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

Первый «адаптационный опыт» человек получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент — это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. В процессе профессиональной адаптации первым элементом выступает адаптация в высшем или среднем учебном заведении, затем уже непосредственно адаптация в профессиональном коллективе.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования

Методические рекомендации в учреждениях высшего образования на 2015 – 2016 учебный год Повышение действенности и результативности социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения высшего образования Деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения высшего образования организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об ...

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя в антагонизм с окружающей средой.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончив среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности социально-психологической адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в новых условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

23 стр., 11035 слов

Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае

... психологической адаптации студентов. Объект исследования: психологическая адаптация человека. Предмет исследования: показатели психического и социально-психологического уровней психологической адаптации студентов, ... в сфере "внеличностной" социально экономической активности, где индивид ... адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, так же и адаптация ...

социальная психологическая адаптация студент среда

Цель исследования: выявить и проанализировать сущность и специфику социально психологическая адаптаций студентов с различной саморегуляцией поведения.

В соответствии с целью исследования задачами выступают:

. Выявление сущности социально-психологической адаптации в социальной среде.

. Анализ дидактического и бытового аспекта адаптации.

. Выявление сущности адаптации студентов с различными типами саморегуляции поведения.

Объектом исследования выступает социально психологическая адаптация, а предметом оказывается социально психологическая адаптация студентов.

Проблема адаптации исследуется отечественными и зарубежными учёными достаточно широко. Она сближает и интегрирует многие сферы научного познания (медицину, социологию, психологию и пр.).

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара, Г. Селье. Анализ научной литературы показывает, что вопросы социальной и социально-психологической адаптации личности представлены в работах Ф.Б. Березина, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и многих других. Сущностью проблемы социально-психологической адаптации студентов является успешное освоение новых условий деятельности и вхождение, «вживание» в систему новых официальных и неофициальных взаимоотношений, занятие в новой микросреде определенного личностного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной профессиональной среде.

1. Социально-психологическая адаптация в социальной среде

1.1 Знакомство с новым коллективом

16 стр., 7909 слов

Виды малых групп. Их психологическая характеристика

... и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все ... взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры 2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, ... характеристики процесса адаптации к условиям малой группы. (групповой процесс) Адаптация -это взаимное приспособление членов группы друг к ...

Одним из важнейших этапов в жизни каждого студента является знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время занятий, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, «…учебный коллектив — это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально — психологическим закономерностям [18, с.14]».

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в последние годы учебы в школе учащегося, как правило, знали много лет, и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе. Это позволяет каждому студенту как бы начать процесс социализации с чистого листа и занять место в структуре малой социальной группы не свойственное ему в школе.

Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. «У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти «своё место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников [18, с.346]». Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д.

В процессе социализации студентов в вузе имеет место и влияние старших студентов, как референтной группы. Студенты определённого факультета представляют собой группу с определёнными чертами, которые не так выражены в остальном обществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, пытаясь, стать полноправными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. Уже, с первых учебных недель жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранее не свойственные привычки, манера мышления, специфические жаргонизмы, свойственные каждому типу социальных групп.

9 стр., 4324 слов

Данное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по специализации «Психология развития и возрастная психология», магистратуры. Вве

план реферата: 1. авторы и годы возникновения подхода 2. предпосылки и история возниковения 3. основные теоретические положения (представления о личности, о природе нарушений) 4. основные методы и/или схема терапии 5. современное состояние подхода 6. сильные и слабые стороны, показания и противопоказания 7. список литературы Основные направления современной психотерапии методические указания ...

В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Большую роль для каждого студента играет то, к какой категории он относится, в какую группу его можно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, ленивым и т.д.

На первом этапе формирования малой социальной группы в учебной группе организатором её жизни и деятельности является куратор, если он предусмотрен Уставом вуза, если не предусмотрен, то таким организатором может выступать представитель деканата, ведущей кафедры, профсоюза и т.д. Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всей «совместной жизни» учащихся в вузе. С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д.

Как правило, такая «…работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого семестра тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп [13, с. 196]».

1.2 Взаимодействие с преподавательским составом

Помимо социализации в малой группе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями. Это трудоемкий социально-психологический процесс, ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности Содержание Введение 1. Теоретические подходы к проблеме интернальности и мотивации как вероятности достижения успеха студента в учебной деятельности 1.1 Интернальность как психологическая проблема 1.2 Мотивация достижения в учебной деятельности студентов 2. Исследование интернальности и мотивации как ...

В школе каждый учитель преподает свой предмет на протяжении многих лет и за этот период времени у него складываются свои индивидуальные отношения с каждым учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Кроме того необходимо учитывать что часть преподавателей меняется каждый семестр.

Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. «Логический контакт — это контакт мысли преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов [14, с.450]». При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен.

2. Социально-психологическая адаптация: дидактический и бытовой аспекты

2.1 Адаптация к новой форме учебного процесса

Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит проблематично, нередко с большими осложнениями. Не все абитуриенты справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.

Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению с школьным. Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельности не подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием. В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.

Некоторые стереотипы познавательной деятельности студентов, сформированные в школе, затрудняют обучение в вузе и нуждаются в существенной перестройке:

. Трудности в процессе восприятия и осмысления студентами материала, который изучается. В школе основная работа по осмыслению новых знаний происходит на уроке под руководством учителя с использованием разнообразных методов, облегчающих процесс обучения. А домашняя работа учащихся в школе сводится главным образом к повторению и заучиванию материала.

12 стр., 5904 слов

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения всех специальностей и направлений

... Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – ... способности, формируют мировоззрение. По источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. ... один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуа­лизируется при повторном воздействии на человека ...

Школьнику, что выработал стереотип режима учебной деятельности на уроке, приходится с первых дней преодолевать его в вузе. Это приводит к тому, что большинство первокурсников слабо владеют логическими операциями по осмыслению изучаемого материала, и учебный процесс в вузе вынужден в значительной мере опираться на репродуктивное мышление первокурсников, что не дает возможности принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в условиях деятельности. Усвоение знаний у них сводится преимущественно к чтению материала по учебнику или конспектом лекции. При этом студенты стараются не столько понять материал, сколько запомнить его.

В этой связи работа по обучению студентов технологии учебной деятельности должна содержать раскрытия закономерностей и методических приемов восприятия и осмысления изучаемого материала.

. Влияние стереотипов школьного обучения в значительной мере проявляется в организации учебной работы с повторением и закреплением материала. Система школьного обучения построена таким образом, что объяснение нового материала и его закрепление объединяются в единое целое самой структурой урока. В вузе же синхронность между сообщением новых знаний и их закреплением в большей степени отсутствует. Кроме того, «… изложение материала во время лекции и его закрепление на практических или семинарских занятиях часто разделены длительным промежутком времени [8]».

Поэтому в вузе работа по осмысления и усвоения теоретического материала, который преподается в лекции, должна синхронизироваться с процессом самостоятельной внеаудиторной работы и сопровождаться его глубоким осмыслением и самоконтролем. От того, насколько правильно организуется эта работа, зависит глубина и прочность знаний студентов.

. Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематического текущего контроля над качеством усвоения знаний. В средней школе, как известно, контроль над учебной работой и усвоением изучаемого материала осуществляется на каждом уроке.

В вузе же, где нет ежедневной проверки знаний, выпускники школ получают в этом отношении большую свободу действий. Происходит резкое изменение, а точнее разрушения, тех стереотипов отношений с преподавателями, которые годами складывались в средней школе.

Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля, многие из первокурсников подменяют регулярную работу по усвоению знаний эпизодическими, бессистемными занятиями, что ведет к отставанию. Появляется искушение ничего не делать, или отложить на последний день, Такая система учебной работы не обеспечивает должной подготовки студента.

. Чрезвычайное значение для успешного обучения в вузе имеет правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углубления своих знаний.

Учебные занятия в вузе, в том числе лекции, имеют по отношению к процессу усвоения знаний только учредительный, ориентирующий характер. Лекция играет роль фактора, который направляет самостоятельную творческую деятельность студентов, и ее нельзя рассматривать как главный источник знаний. Студентам необходимо самим активно приобретать знания различными путями: работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Однако этих навыков будущие студенты в школе не получают. Дополнительная литература, которая изучается школьниками, состоит только из небольшого количества первоисточников. Именно этим можно объяснить неумение большинства выпускников самостоятельно работать над углублением и расширением своих знаний. «Безусловно, было бы неправильно считать, будто первокурсник совсем не готов к вузовскому обучению. Однако того, что он знает и что умеет, как правило, очень мало для успешного обучения в вузе. Первокурсника необходимо учить учиться — это бесспорная истина [8]».

Социально психологическая адаптация в условиях вуза является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Такая адаптация предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыков по профессии, методике и логике науки. Профессиональное формирования студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к определенной профессии.

Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в конце каждого семестра наступает контрольный момент — экзаменационная сессия.

«Первая сессия для студента первокурсника это практически всегда шок. В начале сентября она кажется какой-то далекой и почти ненастоящей. Многие студенты первокурсники прилежно посещают первую неделю учебное учреждение, но потом начинают: бездельничать, играть в крестики нолики во время пар и даже прогуливать [10, с.120]». Само собой это не катастрофа, так как один, два дня большой роли не сыграют. Но время летит незаметно и начинающий прогульщик вдруг обнаруживает, что уже декабрь, зима и скоро Новый год, а значит скоро зачетная неделя и хуже того — сессия! И вот тогда появляются проблемы, начинается лихорадочный поиск конспектов, контрольных, рефератов и шпаргалок.

Каждый студент переживал первую сессию, и это чувство всем знакомо. Любой экзамен — стресс для человека, а тем более, если ты студент первого курса. Волнения и переживания учащихся вполне оправданы, ведь в случае неудачной сдачи сессии, студенты лишаются стипендии и могут быть отчислены. К тому же, если в успешной сдаче школьных экзаменов заинтересованы и сами преподаватели, которые всегда помогут сдать экзамен и в крайне редких случаях отправят учащегося на пересдачу, то в сдаче экзаменов во время сессии заинтересован только сам студент.

При поступлении абитуриента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. «Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процессакардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним» [8]». Первокурсника приходится адаптироваться к новым условиям жизни.

Во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находится недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходится преодолевать более тяжелый путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках, а ещё и пешком пройтись придется. К тому же, «… время, затрачиваемое на преодоление маршрута до вуза, значительно отличается от времени затрачиваемого на прогулку до школы» [8]». А ведь после окончания учебы придется опять повторять весь пройденный маршрут, только в обратном порядке. И так каждый раз. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проезд.

Во-вторых, расписание и продолжительность занятий. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (90 минут).

А это более чем в два раза длинней обычного школьного урока. И к такой смене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.

Но «… тяжелее всего приходиться иногородним студентам, которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условиях их жизни, связанных с поступлением в вуз, так ещё перед ними возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате)» [20, с.180]».

С момента поселения студента в общежитие у него начинается «испытание свободой». Уехав от родителей, студент получает полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет — такая вольность опьяняет. Но ведь свобода — это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться.

Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому, или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. «Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение — это одно, а жизнь под одной крышей — совершенно другое» [21, с.224]». Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.

А когда заканчиваются запасы еды, привезенные из дома, да и деньги, потраченные не самым рациональным способом, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда. Родители далеко, и не сможешь просто зайти домой и съесть то, что приготовила мама. Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные (с непривычки) стирки, и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть от того, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильно давит на нервы. Но со временем ко всему приспосабливаешься и привыкаешь.

3. Сущность адаптации студентов с различными типами саморегуляции поведения

Типичный профиль № 1 характеризуется высоким развитием процессов планирования целей и программирования действий, по сравнению с моделированием значимых условий достижения цели и оцениванием результатов действий.

Типичный профиль № 1 чаще встречается у людей с выраженной личностной тревожностью, с тенденцией к акцентуации характера астенического или эмоционально-возбудимого типа. В общении таким людям трудно контролировать свои эмоции, они легко расстраиваются, если дела идут не так, как было задумано. «Остро реагируют на требования окружающих, зависимы от внешних обстоятельств. Изменчивость в настроении и непредсказуемость в поведении приводит временами к импульсивному поведению. Незначительный повод может вызывать перемену настроения» [9, с.27]». Иногда наблюдается стремление к самоутверждению, к наступательной активности, но они нуждаются в опоре и поддержке окружающих и готовы принимать помощь от других.

Для таких людей свойственна общая направленность на себя и свои переживания, от других ждут участие в своей судьбе. Будущее, то расцветает яркими красками, то становится унылым. Планирование собственных жизненных перспектив развито, но наблюдается трудность в выделении главных целей, много колебаний в выборе пути, отсюда не могут определиться с планами на будущее. При составлении жизненных планов ориентируются на других людей. Адаптация к новым условиям хорошая.

При высоком общем уровне саморегуляции люди с данным профилем обладают ярко выраженной потребностью в планировании. Детально разрабатывают программы собственных действий, как правило, методично готовятся к различным значимым для них мероприятиям (например, к экзаменам) и много времени уделяют самоподготовке. Слабой стороной является невысокий уровень развития процесса моделирования. «Такие люди имеют трудности с оцениванием внешних обстоятельств, например, требований учителей, а также объективных условий выполнения деятельности, таких, выполнения задания. Значительная часть времени у них уходитнапример, как время на то, чтобы заранее оценить все возможные варианты, проанализировать их, разработать оптимальный план выполнения задания» [11, с.122]». Например, перед ответом на уроке, контрольной работой или экзаменом такие учащиеся продумывают не только содержание своего ответа, но и то, как они будут действовать, если что-нибудь пойдет не по плану, долго обдумывают, как следует себя вести и что лучше сказать в ответ на те, или иные вопросы учителя.

Высокая развитость планирования и программирования позволяет компенсировать недостаточную развитость процесса моделирования, снизить тревожность, снять излишнюю напряженность за счет того, что. ситуации заранее продумываются, отбираются способы и очередность действий, анализируется тактика поведения в ответственной ситуации.

Типичный профиль № 2 характеризуется хорошей сформированностью регуляторных звеньев моделирования и оценки результатов, низкой развитостью звена планирования и программирования.

Привычка к планированию у людей с данным профилем выражено слабо. «Для них свойственна неопределенность и непостоянство планов и, как следствие, недостаточная самоорганизация учебной, трудовой или какой-то другой деятельности. Высокий уровень развития по шкале моделирования проявляется в реалистичности и объективности оценки значимых и второстепенных условий» [10, с.130]». Такие люди быстро включаются в ситуацию или задачу, оперативно оценивают предъявляемые к ним требования, верно определяют, что именно надо делать в данных обстоятельствах, и предпринимают соответствующие действия. Они адекватно оценивают внутренние условия, собственные личностные особенности и характер других людей.

Им свойственна высокая степень адаптивности к любым условиям. Они, как правило, оптимистичны и уверены в себе, инициативны, не боятся брать на себя ответственные поручения, склонны к соперничеству, любят динамичную и разнообразную работу. Им свойственна гибкость поведения при изменении условий, например, при переходе на новую систему работы, при смене учителя или школы, они не теряются в ситуации экзамена. Программа действий строится, разворачивается, пополняется деталями и конкретизируется по ходу их выполнения. Адекватность оценки промежуточных и конечных результатов, помогает вовремя заметить расхождение, своевременно скорректировать программу или оперативно заменить ее новой.

Такие люди хорошо осознают требования действительности, имеют устоявшиеся взгляды и мнения, следуют нормам и правилам поведения. Их отличает практичность и реалистичность. Любят принимать самостоятельные решения. Стремятся к организаторской деятельности, где требуется уравновешенность, объективность, решительность. Уверенно решают возникающие в жизни проблемы. Спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Живо откликаются на происходящее вокруг. В общении ладят с каждым человеком и миром в целом, избегают конфликтных ситуаций. Они уравновешены, дисциплинированы. Не нуждаются в одобрении и поддержке других.

Люди малочувствительные к неодобрению. Для таких людей свойственна общая направленность на других, это отражается на жизненном планировании. Для них свойственно ставить на первое место общественные цели. Они оптимистично смотрят в будущее. Главное для них — это обретение благополучия. «Имеют устойчивое стремление к собственному делу. Развитость оценки позволяет им выделять свои сильные и слабые стороны, понимать, чего им хочется и чего не хочется в жизни. Средний общий уровень саморегуляции. Для таких людей характерна низкая осознанность и устойчивость целей деятельности, неопределенность планов, откуда происходят и трудности в самоорганизации» [11, с.123]». Они предпочитают поверхностные и менее структурированные формы постановки целей.

Развитость звена моделирования проявляется в оперативной оценке значимых условий выполнения деятельности, что позволяет им предпринимать соответствующие ситуации действия. Они своевременно находят правильную тактику поведения во время ответа, стараются уложиться во время, отведенное для подготовки задания, умело строят свои взаимоотношения с учителями и сверстниками. Например, во время выполнения учебных заданий учащиеся, допуская ошибки, стараются вовремя их заметить и исправить. Снижение балла по шкале оценки результатов связано с оценкой своих внутренних возможностей, проявляется в тенденции все усложнять. Людям с типичным профилем №2 свойственна гибкость поведения, например, при переходе от одного задания к другому, хорошая адаптация, например, при смене учителя или школы; они не теряются в ситуации экзамена. У них наблюдается низкая чувствительность к неуспеху, слабая эмоциональная реакция на неудачи.

Общение таких людей характеризуется естественностью, отзывчивостью, непринужденностью. Они готовы к сотрудничеству, чуткому и внимательному отношению к другим людям, уступчивы по отношению к давлению со стороны окружающих. Легко меняют свою точку зрения, проявляют терпимость в ситуации неопределенности. В поведении их отличает уравновешенность и осторожность. «Планы на будущее у таких людей не конкретизированы. На первое место выдвигаются общие цели: семья, работа, друзья, но не конкретизируются пути их достижения. При неблагоприятных условиях может проявиться несдержанность, неоправданная поспешность в принятии решений, в поступках» [12, с.28]».

Типичный профиль № 3 характеризуется сформированностью регуляторных процессов моделирования и программирования, низкой развитостью процессов планирования и оценки результатов.

Для людей с данным профилем саморегуляции характерны низкая сформированность процесса планирования и высокий уровень развития процесса моделирования. Данные особенности являются наиболее устойчивыми стилевыми особенностями саморегуляции для представителей данной группы; подобное соотношение сохраняются при высоком и низком уровне осознанной саморегуляции. Для них характерна низкая осознанность и устойчивость целей деятельности, неопределенность и непостоянство планов. Такие люди склонны заранее формировать самостоятельную программу исполнительских действий, определяют и составляют схему будущего действия. Они сосредоточены на выполняемой деятельности, им свойственна настойчивость в преодолении препятствий, энергичность и работоспособность. Программа их деятельности сохраняет свою устойчивость независимо от условий ее выполнения и имеющихся помех, и при обычных занятиях и в условиях повышенной ответственности за результат. Эти люди склоны к оперативной работе.

Тем не менее, снижение показателей по оценке результатов, недостаточная строгость критериев успешности деятельности, может проявляться в излишней самоуверенности, некоторой легкомысленности, отсутствии взвешенной критичной оценки самих себя, своих действий и полученных результатов, что приводит к тому, что результаты могут не соответствовать первоначально намеченным целям.

В общении такие люди стремятся быть в согласии с мнением окружающих, следуют условностям, правилам и принципам хорошего тона. «Стремятся помогать другим людям, проявляют понимание и дружелюбие, принимают помощь окружающих. Они легко приспосабливаются к любым условиям, то есть им свойственна высокая адаптивность. Они, как правило, уверены в себе. Стараются вести себя в соответствии с выработанной стратегией, однако часто меняют цели и планы, так как принимают решение на основе заданных извне критериев» [10, с.132]». Жизненные планы таких людей неустойчивы, зависят от мнения других людей. Они мало готовы к реализации своих жизненных перспектив, относя все это на будущее.

Типичный профиль № 4 характеризуется сформированностью моделирования, программирования и оценки результатов, низкой развитостью звена планирования.

Такие люди не считают необходимым заранее планировать свою учебную деятельность. Их отличает недостаточная осознанность учебных целей, фрагментарность и неустойчивость планов. Однако развитость регуляторной гибкости позволяет им быть восприимчивым ко всему новому, дает хорошую приспособляемость и социальную адаптивность. Высокий уровень развития моделирования помогает быстро оценивать ситуацию, верно, определять цель деятельности в данных условиях, оперативно строить адекватную ситуации программу действий. Высокий уровень развития по шкале оценки результатов помогает сопоставлять и оценивать промежуточные и конечные результаты, точно определять степень рассогласования с целью деятельности, выявлять причины и оперативно перестраивать программы действий, вовремя внося необходимые коррективы. Люди с данным профилем саморегуляции реально оценивают свои возможности и прогнозируют результаты; так, например, у учащихся ожидаемая оценка за контрольную или экзамен обычно совпадает с той, которую ставит им учитель. Эти люди хорошо предвидят действия и поступки других людей, умеют распределить обязанности при совместной работе.

Высокая пластичность процессов саморегуляции проявляется в легкости переключения с одного вида деятельности на другой, в переходе от одних действий к другим. Развитость такого регуляторно-личностного свойства как самостоятельность свидетельствует о возможности автономно организовывать работы по достижению цели, контролю хода ее выполнения и получаемых результатов. Сфера интересов у людей с данным типом саморегуляции широка и разнообразна. Они любят состязательность, стремятся к повышению своего социального статуса. Они не могут долго оставаться без дела даже в благоприятной для отдыха обстановке. Склоны отстаивать свои права, порой с чрезмерной настырностью.

Подростки с данным профилем стремятся к общению со сверстниками. Им нравятся коллективные мероприятия. Они направлены главным образом на себя, поэтому строго соблюдают свои интересы в отношениях с другими людьми. Для них типична прямолинейность, разговорчивость, склонность к поверхностной общительности и, при этом, положительное отношение к будущему. В перспективе они ожидают успехов и материального благополучия. Выдвигают большое количество самых разных жизненных целей, продумывают пути их достижения.

Типичный профиль № 5 характеризуется высоким уровнем развития по шкале моделирования, а развитие остальных звеньев находится на среднем уровне. Людей с данным профилем саморегуляции отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения и, как следствие, организованность процесса обучения. Им свойственна энергичность, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Достаточно высокий уровень развития моделирования позволяет правильно оценить учебную ситуацию, оперативно подобрать пути и способы достижения цели.

Люди с данным профилем адекватно и объективно оценивают свои возможности. «Для них свойственна энергичность, быстрая и своевременная переключаемость с одного вида деятельности на другой. Сфера интересов разнообразна. Их больше интересуют конкретные задачи. В общение присутствует стремление к независимости. Легко сходятся с людьми, дружелюбны и доверчивы, стремятся к лидерству» [9, с.34]». Их жизненные перспективы разнообразны и касаются всех сфер: личных, профессиональных, материальных. Таких подростков отличает желание достигнуть сразу множество целей. Имеется четкое осознание необходимости самосовершенствования.

Типичные профили саморегуляции № 6 и № 7 характеризуются высоким развитием программирования действий, а также высоким (или средним, для профиля № 7) уровнем планирования целей, при относительно низком уровне моделирования условий достижения цели и среднем уровнем по шкале оценивания результатов.

Характерна высокая потребность в планировании жизни, четкость в представлении целей деятельности, ближних и дальних планов, их устойчивость и иерархичность. Эти люди тщательно продумывают свои действия и их последовательность, не склонны менять принятые решения. Программы действий разрабатываются ими во всех деталях еще до начала работы, при реализации собственных программ действий они проявляют упорство, готовность к долговременной организации усилий.

Из-за низкого уровня развития моделирования в программе действий не всегда адекватно отражены значимые для успешности деятельности условия. «Не учитывают важные условия выполнения деятельности. Их отличает низкий уровень развития регуляторного — личностного свойства — гибкости. Таким людям требуется больше времени для включения в работу в привычных ситуациях и, тем более, в быстро меняющихся условиях [12, с.130]». Например, при ответе на экзамене они начинают испытывать трудности в изложении материала, когда их прерывают вопросами или неожиданно меняют тему обсуждения. Высокий уровень развития оценки результатов и самоконтроля способствует формированию адекватных критериев успешности, которые позволяют своевременно и объективно оценить рассогласование промежуточных результатов с целью деятельности и своевременно приступить к корректировке программы.

Люди с данными профилями тщательно планируют свои поступки. Во всем любят порядок, правил не нарушают. Умеют хорошо контролировать свое поведение и эмоции. Прежде чем принять решение, склоны взвешивать все «за» и «против». Начатое дело доводят до конца.

Заключение

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в ВУЗе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в ВУЗе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ВУЗа.

Итак, адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от процесса школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и ВУЗах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников.

В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Причины трудностей адаптационного периода:

отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;

поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Если студент еще до поступления в ВУЗ твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в ВУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

Список литературы

1.Аргай М. Психология счастья / М. Аргайл. — СпБ.: Питер, 2003. — 272 с.

2.Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта. — Самара, 1995. — 120 с.

.Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 614 с.

.Каретко М.А. О счастье. — М.: Веды, 1992. №1. С.186

.Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная терапия. — М.: Речь, 2002. — 255 с.

.Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. — М.: Издательство СГУ, 2009. — 293 с.

.Маслоу А. Мотивация и личность СпБ.: Питер, 2011. — 352 с.

8.Меньшикова И.Н. Проблема адаптации студентов в рамках психологической службы вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. — 2010. — № 4. URL: http://ppip. idnk.ru (дата обращения: 20.03.2012).

.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. № 4. C.26-35.

.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.

.Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. № 1. C.121-127.

.Пудикова А.А. Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества / А.А. Пудикова. — Дисс. … канд. Филос. Наук. — Томск, 2010. — 152 с.

.Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).

— М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.

.Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Эксмо, 2008. — 590 с.

.Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. — Т.1. — № 3, 2000. — С.340-348.

.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. — СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 479 с.

.Селье Г. Стресс без дистесса — М: Прогресс, 1979. — 123 с.

.Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 192 с.

.Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с.

.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. — М.: Ижица, 2002. — 224 с.