Творческий характер деятельности преподавателя вуза

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей. Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира. Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром.

Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [, с.308] На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др. Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям. К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом.

5 стр., 2432 слов

Соотношение логического и творческого мышления в разных школьных возрастах

... разных школьных возрастах 47 Заключение 56 Литература 57 Приложения 61 Введение В современном обществе повысились требования к формированию интеллектуальной и творческой личности ... принятия решения».- М.: Наука, 1986. 48. Психологические исследования творческой деятельности./ Под ред. Тихомирова О.К., - М.: Наука ... . - М., 1969. 45. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1996. - 304 с. 46. ...

А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества. А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога. В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства: 1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации; 2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции; 4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника; 5) присутствие творческого элемента. В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми». Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий. Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

26 стр., 12679 слов

Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

... с одаренными детьми. Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми в образовательном ... . В разработанной им концепции одаренности присутствует триада творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Творчество в его понимании - естественный процесс, порождаемый ...

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику. Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... учитель, - 15-30, она свидетельствует об отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя ... задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы ... в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной ...

д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д. Критерии педагогического творчества: по Коджаспировой — наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

— умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

— способность к самосовершенствованию и самообразованию; - разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

— вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

— эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; - способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

— формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

— способность к импровизации, основанной на знании и интуиции; - умение видеть «веер вариантов» Какими же качествами должен обладать творческий педагог ≤ Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

3 стр., 1398 слов

Активизация творческого процесса

... основных методов активизации творческого процесса и, как пример, опробирование одного из них. Итак, в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть ... принцип системного анализа новых связей и отношений, процессов и явлений. Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов ...

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн).

Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта. Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой — либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: 1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... них больше людей с ригидными чертами личности (вязким, малоподвижным, или, как обычно говорят, флегматичным темпераментом), они в ... (оценка агрессивности и общительности) .Направленность трудовой деятельности (работоспособность и предприимчивость) Самооценка физического и психологического ... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе ...

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников. Например, Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждения в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий — проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80−90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными. А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов: 1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя; 2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей; 3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета; 4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную; 5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш.

5 стр., 2484 слов

Приемы преодоления защитных механизмов для людей с разными темпераментами

... экстрима. Однако для людей с другим темпераментом такие нагрузки могут оказаться ... практически неспособен к разноплановой деятельности, то попытка заставить его ... просчитывая возможное поведение личности, необходимо учитывать не только темперамент, но и ... способностей, тем ниже работоспособность меланхолика (и тем выше у сангвиника). 2. Продвигайся к необходимым действиям, подбадривая себя. Для человека ...

А. Амонашвили); 6) коммуникационный, к которому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова); 7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика. Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания. Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью. Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

— уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

— стремление к творческому поиску;

— владение педагогической техникой, педагогический опыт;

— достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

— видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

— психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д. Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1−2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы. Часто в образовательном процессе используется система объяснительно — иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества. При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе. Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.

Основные психические свойства личности: темперамент, характер, способности

Знание психического склада личности недостаточно для определения организации и эффективности деятельности юриста-профессионала, поскольку сама деятельность — сложный социально-психический процесс, включающий различные грани взаимного контакта человека и внешнего мира. Деятельность юриста-практика определяется совокупностью внутренних и внешних факторов и осуществляется определенными приемами, способами, средствами.

Система психических свойств личности имеет такую структуру:

динамика психических процессов — темперамент;

психические возможности личности — способности;

направленность личности — потребности, мотивы, интересы, установки;

проявление направленности в обобщенных способах поведения, ее выход на характер личности.

Элементы структуры психических свойств личности находятся в закономерных взаимосвязях, поэтому нельзя рассматривать личность исключительно как вместилище психологических процессов, состояний, свойств. Природные свойства индивида (тип его высшей нервной деятельности) определяют его темперамент. Темперамент находит проявление во всех действиях человека. Природные свойства индивида и темперамент в известной мере определяют способности. Способности влияют на возможности включения человека в определенные виды деятельности, т. е. формируют его направленность. Направленность, способности и темперамент определяют черты характера человека.

Темперамент (лат. tempero — смешанный в надлежащем соотношении) — совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике, тонусе, степени уравновешенности его психической деятельности.

Врожденный тип нервной деятельности человека находит выражение в его темпераменте: быстроте и силе реакции, эмоциональном тонусе жизнедеятельности (впечатлительность — у одних, вялость и апатичность -у других, порывистость — у третьих, размеренность и рассудительность — у четвертых).

Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (1У в. до н. э.), который связал виды темпераментов с преобладанием в организме человека разных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника, желтой желчи (холэ) у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика, черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика.

Научное объяснение природы темперамента было дано И.П. Павловым. Он писал: «Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

И.П. Павлов установил три основные свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность.

Комбинации силы, уравновешенности и подвижности образуют четыре типа высшей нервной деятельности, которым соответствуют четыре темперамента:

Сангвиник («живой») — сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), быстрый, подвижный, (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга).

Легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни; общителен; быстро образует временные связи; в новой обстановке не теряется; способен к быстрому переключению внимания. Рекомендуется деятельность, требующая быстрых реакций, больших усилий, распределенности внимания.

Холерик («безудержный») — сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный, иногда порывистый, с сильными и быстро возникающими эмоциями. Отличается большой энергией и прямолинейностью в отношениях; повышенной возбудимостью, ведущей к вспыльчивости и даже к агрессивности; способен преодолевать значительные трудности; отдается делу с большой страстью. Рекомендуется деятельность, требующая повышенной реакции и сильного единовременного напряжения сил.

Флегматик («спокойный») — сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны), спокойный с мало выраженными эмоциями. Характеризуется спокойствием и выдержкой в сложных жизненных ситуациях; правильным расчетом своих сил; настойчив в доведении дела до конца; внимание переключается мед-ленно; поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Рекомендуется деятельность, требующая равно мерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолик («инертный») — слабый (нервная система не выдерживает длительной и сильной нагрузки), неуравновешенный, инертный, эмоциональные ре-акции не отличаются разнообразием, однако могут приобретать большую силу и продолжительность. Склонен к глубоким переживаниям даже по незначительному поводу; чувства легко возникают и выражаются открыто без всякого сдерживания; деятельность затрудняется сильными внешними воздействиями. Рекомендуется деятельность, требующая повышенной чувствительности и реакции.

Темперамент является индивидуально-своеобразной совокупностью обусловленных природой психических особенностей индивида. Однако рассмотренные четыре вида темперамента обычно не встречаются в «чистом» виде. Как правило, люди обладают смешанными темпераментами при одном виде — ведущем. При профессиональном отборе юристов-специалистов следует учитывать особенности их темперамента.

Способность — совокупность врожденных и приобретенных свойств регуляции, которые определяют физические и психические возможности человека в конкретном виде деятельности. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различают способности:

-общие;

-специальные.

Общие способности подразделяются на:

-сложные — способность к усвоению знаний, наблюдательность, общий уровень интеллекта и др.

-простые — способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития памяти, мышления, воли и др.;

(простые общие, не зависимые от индивидуальных особенностей- плавность и беглость речи, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. п.);

Специальные способности (организаторские, педагогические, научные, способность влиять на людей, устанавливать деловые контакты и т. п.) зависят от индивидуальных особенностей:

скорости, темпа и силы движений, их свободы и напряженности;

уровня развитости чувствительности различных зрительного, слухового и др. анализаторов;

индивидуальных особенностей восприятия;

преимущественного развития отдельных видов и качеств памяти (напр., у философов развита логическая память, у артистов — эмоциональная, у композиторов — слуховая и др.);

интеллектуальной организации личности — индивидуальных особенностей мышления;

волевой силы личности;

Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением знаний, навыков, умений, однако их нельзя отождествлять. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями и навыками. Трудолюбие, настойчивость, работоспособность — предпосылки формирования способностей. Высший уровень развития способностей — талант.

При оценке профессиональных способностей юриста — практика следует учитывать психологическую структуру специалиста -следователя, прокурора, судьи, нотариуса, адвоката и др.

Характер (греч. «чертить», «оставлять оттиск», т. е. отчетливо выраженные черты поведения) -общие устойчивые способы взаимодействия личности со средой, которые она приобрела в конкретных социальных условиях и которые составляют тип её жизнедеятельности.

Особенности характера каждого человека зависят от направленности его деятельности (устойчивость мотивационной сферы личности) и специфики ее осуществления (волевые качества).

Черты характера классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Система устойчивых отношений личности может быть представлена через такие группы:

1. отношение к обществу, к отдельным людям (они определяют моральную направленность личности: чуткость, гуманность или эгоизм, агрессивность);

2. отношение к себе, самосознание (способность к самопознанию, лежащая в основании самосознания, формирует такие качества: скромность, самокритичность, самоуважение и др.);

отношение к труду (формируются трудолюбие, инициативность, настойчивость, целеустремленность, добросовестность и антиподы этих качеств);

отношение к вещам как к продуктам человеческого труда (формируются аккуратность, бережливость, бескорыстие и др.).

Все сферы взаимоотношений личности взаимосвязаны.

Различают черты характера:

-волевые (устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения): целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, смелость, выдержка и самообладание, мужество, дисциплинированность;

-эмоциональные (устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения): повышенная впечатлительность, пассивно-созерцательная эмоциональность, экспрессивность (повышенная эмоциональность, связанная с бурной деятельностью), малая эмоциональность;

-интеллектуальные (устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей): теоретический или практический склад ума, различная степень гибкости и глубины интеллекта, быстрота протекания мыслительных процессов, способность к творческому осмыслению опытов, самостоятельность в постановке и решении задач.

Типы характера по стилю жизнедеятельности, способу адаптации (приспособления) к окружающей среде:

1.гармонически целостный — быстро адаптируется в различных ситуациях, устойчив в отношениях, общительный, волевой, принципиальный;

2.внутренне конфликтный, но внешне согласованный (с внешней средой) — отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое реализуется в соответствии с требованиями среды с большим напряжением;

3. внутренне конфликтный с пониженной адаптацией к внешней среде — отличается конфликтностью между внутренними побуждениями и социальными обязанностями, неразвитостью коммуникативных свойств, преобладанием отрицательных эмоций;

4.вариативный — адаптируется к любым условиям вследствие не устойчивости позиции и беспринципности (показатель низкого уровня развития личности).

Все эти типы характера должны быть учтены юристом при формировании собственного и при рассмотрении юридических дел клиентов, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector