Философия 47

Филолсофия.

Полякова Наталья Борисовна

Тема: Философия и ее роль в жизни человека и об-ва

  1. основные способы определения фил и об-ва
  2. философия как наука. структура философского знания
  3. философия как вид мировоззрения
  4. философия как вид философствования

Философия (1 определение дал Пифагор это любовь к мудрости

С понятием мудрость связывается высший идеал знаний и поведения

Демокрит: философская мудрость вытекает из 3 способностей

  1. выносить прекрасные решения
  2. безошибочно говорить
  3. делать то что следует( чувство меры)

Платон: философия должна определяться в области политики. Ф должна определять что является вредным для об-ва и гос-ва и какое состояние окажется хорошим для граждан

Ф как мудрость заключается в организации об-ва.

Философия и общество.

  1. соед. Ф это целое связанное с обществом как целое. это рассмотрение целых или взаимосвязанных частей
  2. разъед. Ф существует сама в себе и для самой себя. для понимания Ф это понятие наиболее отражает суть самой Ф.

Ф это самоконструирование которое выражено в некоторых конструктах рассуждающих о бытии.

Ф может обращаться к иному т.е. к об-ву, и тогда об-во Ф рассматривает как понятие или слово.

кроме об-ва таким способом Ф может анализировать, т.е. включать в свое пространство любые понятия( личность, свобода, человек, мир)

предельно общим понятием о котором будет рассуждать философия является Философия.

Ф рассматривая об-во как слово залает его как: «конструкт» — это мыслительное построение которое существует исключительно и только в мышлении.

Ф как критика эпохи представлена Гегелем

«Ф – это эпоха схваченная в мыслях. След-но задача Ф узнать то что есть как оно есть. Это возможно только если критически взглянуть на современную ситуацию.»

«Критически» означает с позиции рационального анализа происходящих событий. Поэтому любое Фил-ое рассуждение в общественном устройстве становится критикой эпохи.

во-первых, результатом критики является не согласие Ф с тем состоянием в котором пребывает об-во, поэтому Ф должна заниматься не гос-ми делами, а философст,

во-вторых, результатом критики может стать Ф как способ преобразования об-ва( это рнас отсылает к Марксизму)

«Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том чтобы изменить его. Философия становится идеологией.

12 стр., 5724 слов

Философия 87

1. Понятие и структура мировоззрения В систему человеческих знаний термин «мировоззрение» был введен немецким философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные ...

с помощью упрощения ее элементов.

«Профонация Ф» — это значит что не имеет отношение к Ф

Т.о. Ф существует не для об-ва, а для самой себя, а смысл существования и изучения Ф закл. в том что только Ф оказывается способной научить мыслить.

Ф как наука повествование о всеобщих закономерностях сущ-ая природы о-ва и чел-ка.

в новое время Рене Декарт «Ф это безусловно мудрость, но подж мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенные знания всего того что может познать чел-к.»

Совершенное знание это знание которое направляет саму жизнь и открывается во всех науках

Декарт предлагает различать неск-ко ступеней Ф как научной мудрости.

  1. Фил-ая мудрость проявляется в умении использовать ясные понятия, которые могут быть преобретены и без размышления.
  2. проявляется в учете того чему учит нас общение с другими людьми.
  3. связано со знанием преобретенным на основе чтения книг с хорошими наставлениями
  4. ведет к отыскиванию первых причин и истинных начал

Т.о. одной из граней Фил-ой мудрости явл познавательная дея-

возникак5ет такой раздел Ф как гносеология – это раздел Фил-ого знания направленный на размышления о познания его способах, закономерностях и итогах, поск-ку получение объективного знания приводит к познание всеобщих закономерностей сущ-ие природы об-ва и чел-ка постольку можно говорить что Ф теоретизирует(оперирует понятиями категориями принципами и законами)

структура Фил-ого знания.

в рамках Фил-ого знания можно выделить

  1. Бытие.

по проблемам бытия формируется онтология

  1. познание Гносеология
  2. изучение путей достижения истинного познания Методология

структурные элементы.

  1. категория – это универсальное Фил-ое понятие которое отражает бытие самой Ф.
  2. закон – выражает причинно-следственную универсальную сущностную необходимую связь понятия категорий.
  3. принципы – универсальные знания которое явл основание фил-ой системы( я- мыслю, след-но я сущ-ю)

специфика всех Фил-их проблем закл в том что фил-ая проблема носит характер вечного вопроса( это такой вопрос на который нельзя дать ед ответ)

основным вопросом явл проблема бытия(теоретическая фил-я прежде всего обращена на себя) по другому она называется Метафизика

8 стр., 3756 слов

Что сознание понимает в знании?

Разбиение темы "Что значить знать?" на три узловые составляющие: обучение-понимание-сознание - представляется фундаментальным. И в этом смысле классически аналитично, без полутеней, заявлен основной контур, граница, в рамках может идти рассмотрение заявленной темы. Может, но давайте задумаемся, какими преимуществами он обладает, а что остается как бы за порогом внимания, но от того не исчезает из ...

Метафизика(после природы) в современности это рассуждение о бытие Ф предельно общими абстрактными категориями.

Практическая Ф направлена на анализ конкретных категорий и тех понятий которые связаны с ней.

  1. Натур Ф это фил-ие рассуждения о «мире».
  2. Эстетика фил-ие рассуждения об искусствпе.
  3. Религиозная Ф о религии
  4. Этика о морали.
  5. соц Ф об об-ве
  6. Ф культуры о культуре.
  7. Аксеология о ценностях

Ф как вид мировоззрения.

Мировоззрение это совокупность взглядов на мир в узком смысле

Мир-е это совокупность представлений о мире, чел-ке и месте чел-ка в этом мире.

обыд теоретич которое формируется в процессе повседневной жизни рождается в конкретной чувственных образах и понятиях

теоретический ур-нь это система представлений которые выражены

Ф имеет 2-е значение философтвовать значит размышлять о чем то

Ф размышляет о собственном бытии, т.е. Ф как способе мышления.

Ф как философствование

если Ф не явл Мировозр то тогда Ф скорее всего должны быть определена как наука «Ф это наука подразумевает что Ф сравнивается с не Ф» в данном случае Ф требует определения предмета исследования.

Чтобы определить предмет науки необходимо:

  1. какие объекты процессы об-сть бытия или сознания она изучает
  2. определить направления развития науки
  3. уточнить границы предмета науки.

выход за границы или пределы будет характеризоваться как не-наука

Ф оказывается за пределами науки так как Фю наука не изучает.

«Ф не-наука значит это парадокс»

определить Ф необходимо из нее самой т.е. тофтологическим спо-бом

  1. Ф – это Ф. указывает на определенность сущ-ия. определение – это вырисовывание предела или границы, поэтому через «это» Ф ограничивается определяется. «Определяется» — о-пределивается, т.е. явл целым и оперделенным.если начинаем выстраивать высказывания и пытаемся определить Ф ч\з что-то другое то мы выходим за пределы Ф-ого знания, т.е. говорим о не-Ф.

след-но Ф

  1. Ф есть философия. «есть» может быть представлена с 3 позиций
  1. есть – т.е. существует. \существоание это бытие неограниченная спо-ть быть, т.е. Ф не ограничсена ни чем, кроме самой себя.

след-но Ф есть бытие.

4 стр., 1978 слов

Где проходит граница между наукой и псевдонаукой

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ТИПОВ ЗНАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА   Вопросы для обсуждения:   Понятие о критериях разграничения типов знания. Когнитивные и социальные критерии. Разновидности психологического знания: наука и паранаука; академическая и практическая психология; психология и поп-психология.   Литература для подготовки   Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического ...

Сущ-ие это процесс, т.е. процесс дления( время) Ф сущ-ет во времени.

  1. есть, т.е. на-стоящее. самоосновно стоит на своей основе, самодостаточно. бытие Ф во времени самодостаточно.
  2. Ф есть Ф подразумевает обращение Ф к самой себе. Обращение это форма разговора или диалог. Диалог подразумевает вопрос-ответ.

Ф вопрошает саму себя. Ф есть?я есть? обращение к себе ч\з личное объяснение. этот вопрос явл предельным и некоторым образом отправляет за границы сущ-ия.

  1. Да. это возврат в обыденное сущ-ие когда ничего не угрожает и нет смысла рассуждать.
  2. «Нет». это риск. подразумевает что я ставлю себя на границы и начинаю размышлять. Т.о. я выхожу за границы собственного сущ-ия. расширяю сферу собств сущ-ия.

благодаря мышлению я отвечаю на вопрос и задаю его снова

Т.о бытие Ф, это бесконечный его диалог с самой собой по поводу сущности или смысла собственного бытия.

Философ это точка через которую Ф задает вопрос самой себе.

исторические типы филосовствования

с исторической точки зрения философия опред в зависимости от ее предмета

  1. фил возникла в древней индии в древнем китае в 8 в до н э в 5 4 веках д н э фил идеи проникают в др грецию получают сове развитие

фил-ие проблемы были в трудах Гомера, Гесиота

  1. Космоцентрический тип Ф. Основа: проблема происхождения, сущности и сущ-ия, законов космоса. Именно в др Греци в Фил-ом знании были навенчаны основные Фил-ие категории, а именно: первоначало(физики, физиологи*огоь,вода,воздух*), бытие(ввел Парминит, *бытие есть, а не-бытия нет и не может быть*)
  2. Человек. связано с именами Сократа и софистов. первые фил-ие системы, авторы Аристотель и Платон.

основной проблемой средневекового мышления была проблема взаимосвязей мира и чел-ка с Богом. поэтому предметом Ф явл бытие Бога. Теоцентризм.

Ф. Аквинский

А. Августин

У. Оккам

Д. Ариопагид

4. Эпоха возрождения. Проблема сущности и сущ-ия чел-ка. Антропоцентрический тип Философствования

представители: Н. Мокиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла, Ж. Боден.

5. новое время. Рационалистический и сенсуалистический тип философии.

Р. Декарт (разионализм – фил-ое учение которое утверждает что только рассуждене разума есть истинный способ познания мира.Знание должно быть самоосновно, т.е. основано на «уме или разуме» и ни на чем бы то ни было другом)

7 стр., 3201 слов

Философское понимание бытия и материи.

Учение о бытии. Бытие и небытие (ничто) - две простейшие и самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца - быть или не быть? Бытие может пониматься ...

Ф. Бэкон (империзм – фил-ое учение которое говорит что знание должно находить подтверждение в опыте или практической дея-ти)

Б. Б. Спиноза( мир существует как «субстанция». должна быть единой)

Г. Лейбниц ( в мире бесконечное множество субстанций. «субстанция» — «монада» (монадология))

6. эпоха просвещения. механистическое устройство мира и способы его познания. Механистическосенсуалистический.

Ж.Ж. Руссо

Д. Дидро

Ж.О.Лометри( чел-к как механич устройство особого вида. Особенность в умении мыслить. Мыслящие животные)

Вольтер

Гельвеций

Гольбах

7.эпоха немецой классической Ф. Анализ рац способа

И. Кант

Фихте

Гегель

Шеллинг

Фейербах

8.классово-дигматический тип Ф. середина 19 в. появляется впервые в работах Маркса и Энгельса. получает продолжение у Ленина. развивается в рамках неомарксизма. представить категории Маркса в новой современной действительности.

Неомарксизм формируется во франкфуртской школе

т. Андорно

Г. Маркузе

Э. Фромм

бегство от свободы.

9.современная Ф. развитие с конца 19 начало 20 вв. Начинается с

Ф. Нитше( осн предмет Ф человеческая жизнь. Нигилистический тип философтвования. Он отрицает всю Ф, что существовала прежде. начинает с позиции «Бог умер»)

10.Позитивистскосциентистский тип Фил-ия. проблема: необходимость взаимодействия Ф с конкретными науками. Предмет: подчеркивание принципиальной важности и методологической ценности конкретно-научных знаний и противопоставление им умозрительно метафизики.

«первый позитивизм»( О.Конт, Г. Спенсер)

«второй позитивизм» (связан с психологизмом, родоначальник Мах)

«неопозитивизм»( 1. логиколингвистическое направление. Л.Витгенштейн,Р.Серль; 2. «философия науки» И.Лакатос, Т.Кун)

11.Иррационализм. происходит формировании психологического типа фил-ия. исследование психологический законов сущ чел-ка. А.Бергсон.

12.критика иррационализма. Феноменология. Предмет: исследование внутренних феноменов человеческого познания.

представители: Э.Гуссерль(автор), М. Мерло-Понти.

13.экзенционализм. изучение основ челове-го сущ-я

14 стр., 6749 слов

Сущность теории отражения. Отражение как всеобщее свойство материи

ТЕМА 3.2. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ». Понятие сознания, его философское осмысление. Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворённое, обладающее сознанием. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчёркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае она ...

С. Кьеркегор

М.Бубер

К. Ясперс

ат.экз.

Ж-П.Сартар

А.Камю

14. Герменевтика. Истолкование смысла человеческого бытия, которое выражается в языке и тексте, поэтому тип герменестический.

М. Хайдегир

Г-Г. Гадамер

Ж-Л.Манси

П.Рикер

15.постмодернизм. предмет: поиск оснований бытия способом деконструирования. тип постмодернистский. метод деконструкции( Ж. Дарида), Ж-Ф. Лиотар(постмодернизм)[1. «ДЕЦЕНТРАЦИЯ СУБЪЕКТА» М.Фуко, Р.Барт; 2. «ШИЗОАНАЛИЗ»Ж.Делез, Ф.Гаваттари]

проблема происхождения и сущность мира

  1. Материалистический подход в понимании сущности мира.
  2. идеалистический подход см
  3. онтологическая и герменевтическая концепция смкб

связано с поиском первопричин и попытками предвидеть будущее развитие.

  1. Материалистическое решение проблемы.

сущность мира сводится к представлению о мире как движущейся материи, которая развивается в пространстве и времени. Материя бесконечна и вечна. ее бесконечность является следствием самоосновности и самодостаточности, это значит что материя не имеет иного основания кроме собственного, это значит она является причиной самой себя, т.е. нет иной причины для ее появления кроме той что заключена в ней самой. Материя не происходит не из сего кроме самой себя, т.е. материя это субстанция. Субстанция( Спиноза) – есть то сущность чего заключает в себе существование, т.е. то что для собственного существования не нуждается ни в чем кроме самой себя. необходимо говорить об атрибутах материи. Атрибут- это сущностно необходимое св-во субстанции без которого она не может существовать.

к атрибутам материи относятся:

  1. способность длится в пространстве.
  2. развиваться во времени.
  3. движение – сп-ть изменяться качественно переходить из одного состояния в другое.
  4. сознание, однако атрибутивность сознания сомнительно, т.к. согласно научным исследованиям, материя существовала до появления сознания, это значит материя может сущ-ть без сознания, но по определению атрибута это не возможно, след-но марксизм содержит в себе внутренние противоречия связанные с концепцией материи как субстанции.

основные категории

  1. материя
  2. субстанция.
  3. атрибут.

16.12.11

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

Аристотель: идеи, душа, этика и государство Критика теории идей.Если к прежним философам Аристотель относится снисходительно, то к своим непосредственным противникам, из среды которых он сам только что вышел,— враждебно. Но это не личная вражда, а вражда идейная. Известны слова Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» (Этика I, 4, с.7) — ...

идеалистический подход

в качестве идеальной субстанции представлякет сущ мира

сущ либо обьектив и обсал. либо субъективно

идеальное понимается как субъективная реальность — т.е. то что может сущ в сзн.

Гегель полаг. что первоосн. всего сущ. явл. «Абсолютная Идея»

ряд этапов

  1. логики или чистого бытия бытие и ничего большего
  2. инобытие- абсолютная идея задает законы собст. развития. Диалект зак.
  3. инобытие инобытия – воплощается в природе и в вещах (фил природы)
  4. абсол. идея вопл. в чел-ий дух. познает себя. абсол. идея заверш. Ф духа. осн проблема закл. во внутр. противоречивости кот связана с тем что абсол. идея безконечна и одноврем способна заверш свое развитие. говорят о противоречии м\у системой и методом метод-диалектика-бесконечное развитие. сист. идеалист. предпол. завершение развития. этот подход назыв. обьективно идеалистический

Д. Юм занимался проблемами пзн и решал вопрос о том как мы пзн мир. он полаг что пзн мира сводится к ощ. или вспр этого мира.

мы знаем только то что есть в ощ. значит сущ. только наши ощ. и начего кроме этого.

т.о. чел-ое сущ. сводится к вспр. совокупн. ощ. соответс. сущ. значит быть ощ-мым.= сущ только я и мои ощ. – СОЛИПСИЗМ

Ф. Беком и др.

этот субьективно идеалистич. концепция в кот сущ мира сводится к совокупн ощ.

недостаток закл в том что она противоречит концеп. мира

осн.категории:

идеальное, абсолютная идея, бытие, инобытие, метод диалектика, ощ., солепсизм

Онтольг конц

мир нельзя понимать только из обьективн. или только из субьект. мир это ед. целое в котором суб. и обьект тожд.

субьект это тот кто познает, а обьект это то что пзн-ся

суб. пзн себя в кач обьекта. здесь мир это бытие. бытие как целое явл обсалютным т.е. безконечн. а в кач субстанции оно пзн само себя оказываясь одновр субьек и обьект.

сторон этой конц явл М Хайдеггер рассматр этот вопрос о первоосн мира можно классиф все Ф системы исходя из того какое кол-во субст выдел.

  1. Монистическая конц лежит одна суб-ция матер. идеализм
  2. дуалистич конц 2 независ суб-ции: Р Декарт счит что первоосн мира явл материя и мышл
  3. плюролистические конц в осн множ независимых начал.пифагор, кот в осн мира кладет число.

недостато дуал. и плюор. конц-невозможно связать мир в един целое. все эти недостатки сним в монизме.

осн категории: субьект, обьект, бытие, манизм, плюролизм, дуализм.

Вывод:пробл сущн и сущ мира в теор аспекте сводится к пробл сущ субстанц и выдел ее атрибутов. в монестич конц- сущ мира свод к одной субст, кот обл бесконеч числом атрибутов. дуалистич конц признают равносильность 2 субст. но тогда связь м\у ними оказ невозможной тогда мир оказывается разорванным на 2 субст.= последоват манизм выдер только в онологич германевтич конц.

оновные традиц в рассмотр Ч в истории Ф

вопр:

понимание Ч в онтичности

поним Ч как «раба Божьего» в средневек

представл о Ч как осн жизни и мира в эпоху взрж

представ о Ч как о механ-е в новое вр.

поним Ч и вселенной в эпоху просвещ

социоцентрич истолков Ч в 19в

  1. В античн форм 2 осн напр в отн Ч и мира
  1. от мира к Ч Протагор
  2. от Ч к миру Сократ

Протагор:есть мера всех вещ сущих что они сущ-юти не сущ что они не сущ т.о. и сам Ч стан вещью среди др вещей

субьетивн Ч объективировалась т.е. внутр мир Ч искл, становясь опредмеченым

Сократ: «поз-й самого себя и ты пзн весь мир» Ч и есть мир достойные пзн. объект мир субъективируется

в пер онтичн господств модель анологии м\у микрокосмосом (Ч)и макрокосмосом если Ч имеет душу то и космос тоже.

одновр тело Ч уподобл телу земли. Ч-ое сущ имеет одну цель:пзн мира и самого себя. достиж этой цели возм, при услов сфер всеобщ блага. здесь обитают все идеи. Ч понимался как цел и гормонич существо=душа и тело находились в полном соотв друг с др. форма души опред формой тела.

проц вспит начин с формир тела, поэтому гимнастика одно из осн форм воспит, за тем воспит души через искусство. чит что искус. воспит душу в гормонии. потом изуч математики – организ ум

т.о. кажд Ч мог придти к постиж истины для этого ему необход отказаться от ненуж вещей и потребн. Мудрость измер тем на сколько он может обходиться малым в жизни по скольку только в этом случае Ч освобожд время для развит души.

осн категории:

Ч, пзн, вещь, мир, микрокосм, макрокосм, душа, тело, воспит.

  1. в эпоху среднев. появл идея богочеловека и Иисуса Христа.

богиня это высш состоян земного сущ, кот может быть достигнуто при условии соблюд всех христ. заповедей.

в христ Ч как сущ двойной природы.

земное происхожд Ч выраж в налич тела, тело Ч плотское, греховн,через него в душу проник страсти, они смущают душу, заст ее волноваться,она приходит в сметение и Ч перестает правильно понимать себя и окр мир. совершает неверные поступки кот противор заповедям Божьим.=тело, привод к греху, само греховно и достойно наказания.через наказ тела очищ душа. страдания это путь к спасению души. душа Ч дарована ему Богом. душа бессмертна благодаря ей Ч уподобл Богу = после смерти душа освобожд и соед с Богом при условии что гркешный Ч покаялся. путь Христ спасения это путь Христа. в Христ системах Ч занимает промеж место м\у живыми тварями и ангелами небесн. чем больше Ч грешен тем тяжелее его душе, тем ниже он опускается уподобляясь животному, только отказ от греха освобожд душу и поднимает ее до ангельских высот.

святой Ч и после смерти сохран тело нетленным, а душа выходит в разряд ангельских душ.

занимая высш место в ряду живых и неживых сущ, Ч занимает венец Бож творен. т.е. Ч должен сохранить в себе лик Божий. Зло в Ч-ой природе проявл как рез-ат Ч-ой слабости греховности смертного тела. Христ. значит 7 смертных грехов

  1. Алчность
  2. зависть
  3. прилюбодеяние
  4. уныние
  5. чревоугодие
  6. гордыня
  7. гнев

сущ Ч осущ м\у полюсами добра и зла. Добро в Ч от Бога, а зло от несоверш Ч-ой природы.

Ч делает свой выбор м\у добром и злом, каждый Ч ответств. за свою жизнь. Без воли Бога с головы Ч не упадет ни один волос, поскольку в природе Бога нет зла, то злые поступки бог не понуждает совершать, но позвол. Христ. идея БогоЧ ярко представл в трудах русс религ Ф-ов Соловьев, грех раскал един мира и как трещина проходит через все человеч сущ. возвращ единства возм при условии что все люди соед в общей Христ идее и человеч станет БогоЧ-ом а каждый Ч БогоЧ тогда возн единая церковь «СОФИЯ» в ней объед души всех людей. И все люди будут бессмертны.

Бердяев

представл о «8 дне творения»

Бог сотв мир за 7 дней, но творен мира продолж. Мир преобраз и соверш. в творч деят-ти Ч-ого духа, поэтому Ч-ое творчество продлев 8 день Бож творения. В творч Ч достиг сост Бож творен и Ч вознос до высот духовности. т.о. осн категории срХпредст

Богиня, грех, тело, душа, страдания, спасение, добро, зло, единая церковь, богоЧ, БогоЧ-во, 8 день творения, творческая деят.

  1. Эпоха взр. Хрис идея БЧ дополн представлением о единой соверш природе Ч. Ч должен пониматься д\него самого, нет в мире такой цели, во имя кот Ч должен приносить себя в жертву, поэтому сущ Ч выходит на первый план и разв 2 представл:
  1. титанизм
  2. гуманизм

в титанизме образ Ч преувел его силы представл неограниченными. кажды может стать гением или титаном, но это приводит к тому что Ч представ-ся лишенным слабостей = это заст жить Ч на пределе сил. к таким титанам Микелянджело, Да Винчи.

идея Гуман 15 в и пердставл Ч-ое сущ в самодост. Потребности тела необход как потребн души. Ч-ое тело слабо, но это не значит что оно греховно. каждый Ч в меру собств сил должен прожить эту жизнь достойно,должен избегать насил над собой и стараться насил др. Если насилие какого-то терана нестерпимо, то каждый Ч имеет право уничтожить его (это осн мысль Н Макиавелли).

Т.о. 2 категории титанизм и гуманизм.

  1. Поним Ч как механизма в новое вр.

в 17в мир стали понимать как механическое целое. Все части кот соедин позакону механики. Это форм представл о Ч как о механизме. Все действ Ч опред внешн стимулами. Общество сущ как огромн Ч или великан сост из граждан или людей общества. Наиб адекв конц Декарта, Спинозы…

Декарт: Ч это механиз, действия кот обусл движением крови. Сердце- насос, кот заст двигаться кровь в опред направл, для того чтоб задать движ крови к опред органу, сущ клапаны в сосудах. Сущ и нервная жидк, по сост она тоньше чем част крови, поэтому частици нерв субст или души проникают во все части Ч-ого организма. Источн нерв субст явл шишковидная железа, деят ее создает движение души (открытие НС).

Спиноза: Ч это тело сущ-ее среди др тел. Все тела сложны т.е. сложены из др тел или частей. Каждая часть придает доп могущ-о телу. Сод множество др тел и всегда связано с ними. Самым сложным телом явл Ч. Ч самое могущ-е сущ во вселенной и он связан с каждой частью вселенной т.е. явл центром пересечения всех связей вселенной. Ч может пзн любое тело во вселенной. Недостаточность: Аффекты (страсть души) стасти из телесного несовершенства только благодаря телу Ч способен любить и ненавидеть, = страсти души уменьш способн Ч к пзн ибо они затуман разум.

Гоббс: Ч это живое сущ, которое подчин законам природы, осн законом сущ живых организмов явл закон выживания или война всех против всех (Человек человеку волк).

В борьбе выживает сильнейший. Природа направл к соверш и потому чем меньше людей выжив в борьбе, тем больше они соверш и жизнеспособны. Война осн способ Ч-ого сущ. Левиафан. т.о. в 17в в связи с появлением свободного предприним Ч стал всприн как свободн индивид, успех кот в общ опред-ся уровнем развит его разума(труд навыков и умен рисковать) свободн индивидуальность.

Человек

ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

не-раздельно «личина» маска или роль

Ч расссматр неотдел от др СОЦ СУЩ Ч понят как лчн

живых сущ в рамках рассматр имеющ соц отн

социального в рамках кот он опред свою суть

БИОСОЦ СУЩ Ч как лчн проигр разл роли

животное начало в соц или общ

ЧУВСТВА, ОЩ, роли опред ИДЕОЛОГИЧ СИСТ

ИНСТИНКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

то что отлич одного Ч от др

Это характеристика.

Ч, механизм, НС, тело, страсти или аффекты, живое сущ, закон выживания, индивид, лчн, индивидуальность.

  1. Ж Л Д Аламбер вселенная это огр механизм внутри кот все организовано по механич законам = Ч должен найти свое место на столько четко или точно чтоб не мешать функцион организма

Ж Ж Руссо: Ч это естеств организм, сущ которого, согласуется с законами природы, как естествен сущ Ч должен отдаваться своей природе. «Естественного Ч» кот должен подчин «естественному праву» и правилам «Естественной нравственности» завершением этой сист была конц естественного воспит.

«ест право» это право каждого Ч на жизнь, оно не зависит от рождения и им болад каждый.

«ест нравственность» это правило кот позвол Ч свободно осущ естеств желания

«ест воспит» это воспит естест следствиями из поступков. оно не предпол наказания, Ч отдается во власть последствий, соверш им поступков.

в 18в Вольтер развив идею свободомыслия. Ч должен свободно поступать на основе принятых разумных решений. Ограничительная роль церкви в жизни гос-ва и общ-ва. «Убей гадину т.е. церковь»

огранич роли церкви явл условием д\развит свободомыслия в обл естеств и гуманит наук т.о. приходит конец пониманию Ч как сущ изначально «греховного» «раба Божия» Ч понимается через свободу действия или мышления.

осн понятия:

вселенная как механизм, естествен организм, ест право, ест нравствен, ест воспитание, свободомыслие.

  1. в 19 в сущ Ч трактовалось исходя из понимания общ явлений.

И Кант: идея «категорического императива» поступай с др так, как ты хотел бы чтобы поступали с тобой. Свобода индивида не должна входить в противоречия с осн моральными треб общ или с морал законодательством. Один Ч для др никогда не может быть сретством для достиж цели, но всегда явл самой целью. Ч-ое сущ должно подчин внутр законодат самой Ч-ой природы и внешнему законодат выраж «категор императивом»

Гегель: Ч это состояние развития «Абсолютной Идеи» по средст которого она саму себя воплощ. Ч-ий дух подчин законам разв абсол идеи и через пзнан самого себя может пзн законы самой идеи. Общ развив по ступеняи самопонимания самой идеи. Наиб полное выражение этого самопоним достиг в момент возникнов самого гос-ва «гос закон это выраж закона обс идеи» свобода Ч всегда огран внеш законом. С сер 19в 2 противоп конц

  1. суш Ч либо объектив (К Маркс)
  2. либо субъектив-ся (Нитше)

К Маркс: сущн Ч опред уровнем разв общ отношений соотв разв этих отнош приводитраз Ч-ой сущ. Ур-нь разв общ опред ур разв произв отношений. отнош собственности на средствопроизв. но отнош собств еще не развиты, т.к. нет равного отнош к собств = принцип общ справедл не реализован, Ч-ая сущ не может полностью реализ в данных соц историч обстоят. говорит об отчужд Ч-ой сущ. Ч-ое сущ станет полным тогда когда будет построена коммун общ-во на принц соц справедл. т.о. сущ Ч реально отделена от его сущ, а зачит объективирована. Сущ опред нормой т.е. принципом соц справедливости.

Нитше: Ч предстает как состояние мировой воли. Мировая воля это общ категор желание выраж требованием «я хочу жить» выдел в этом «я» желающее или командующее и «я» подчиняющееся. командующ осущ волю к власти я подчин- волю к жизни. когда они совпадают тогда реализ воля к воле. наше «я» может реализ любое свое желание. Воля достиг состояние сверх воли, а Ч становится сверхЧ его желание жить не ограничено, Ч станов бессмертным. т.о. форм антропологич направление. Для этого направл характерно представл о Ч как о сост мировой воли, кот самоопред-ся по средствам Ч-ого духа.

Философия — Стр 2

конц М Шеллер, Х Плеснер. Эти идеи развив в экзистенционизме, где сущ Ч понимается как его сущ-е. Ч-ое сущ раскрыв в экзистенции т.е. прибывание Ч на границе сущ-ия. Состояние экзистирования Ч встреч лицом к лицу со смертью и в этот момент он понимает собств сущность. Прибывание в пограничн сост обогащ Ч опытом смерти. Возникает вопрос о смысле сущ кот выраж в вопросе»я существую?»; натуроцентрические идеи. Осн представители: Э Фром: конц экзистирования с Марксистской конц и с психоаналитич концепц Фрейда. работа «Ч как он есть» «бегство от свободы».

«категорич императив», Ч-ий дух, гос закон как абсол идея, общ отношения, средства производства, общ справедливость, мировая воля, воля к жизни, воля к власти, воля к воле, экзистенция, бегство от свободы.

Природа Ч и смысл его жизни

  1. Диалектика сущ с сущ-ния Ч
  2. Марксистская конц сущ Ч и ее противореч
  3. Проблема смысла жизни
  1. сущ Ч и его существование различ
  2. сущ и существ тождеств
  1. Религиозн, социол, натуроцентрич.

религиозное предст сущ Ч имеет Божеств природу и принадлежит Богу. Сущ имеет земные корни, т.о. Ч это сущ-во двойной природы, его сущность всегда оказывается трансцендентной, т.е. она лежит за пределами существования. Трансцендентный-лежащий за границами чего либо.

При этом возникает неразрешимая проблема свободы воли, если сущ Ч не принадл ему, то он ен может нести ответст за свое сущ-е. Социологич решение наиб развито в Марксизме: сущн Ч не явл полной до тех пор пока нет сложивш соц усл-ий для ее реализ. В истории небыло таких условий, поэтому в историч сущ-ии сущн Ч отдалена = отделена от его сущ-ия. Она находится в общественной сущности и оказ трансцендентной индивиду.

В натуроцентризме натура Ч либо сводится к животной сущ и Ч оказывается разумн животным или символич животным, всяки раз сущ обнаруж за пределами рационального и символического в природе, либо за пределами животного сущ и тогда в обществе или в мышл. Ч-ое сущ разрывается и сущность оказывается за пределами полного сущ-ния.

В 20в конц Ч как символич животного разраб Кассирер. Всякий раз попытка определения Ч сущности приводит к разрыву м\у сущ-остью и сущ-ем, причем сущ-ть оказывается трансцендентной существованию. Второе решение пробл предлаг сущности и сущ-я. Это реш было предл в атеистическому экзитенциолизму и раб Хайденгера. сущность и сущ-ние тождественны по скольку Ч есть единственное сущ, которое способно экзистировать, т.е. встречяаться со смертью. Экзистирование есть сущностный способ Ч-ого сущ. Ч встреч со смертью, тем самым выходит за пределы самого себя, поэтому сущ-ие Ч всегда избыточно. Избывание Ч-ой сущн, явл забрасыванием Ч в будущее, где он обнаруживает себя в кач-е проэкта собственного сущ-ия или обнаруживает собст сущность, однако заброшенность пораждает чувство одиночества. Сбывание Ч-ой сущности есть возвращение Ч-ой сущн к самому себе, где Ч обнаруж неполноту собственного сущ-ия. Неполнота вызывается тем, что Ч не может реализовать себя в смерти, поэтому полнота сущ-ия возможна на границе м\у жизнью и смертью в перспективе вопроса о смысле жизни.

Диалектика сущн и сущ-ния во втором решении проблемы раскрыв как способ самораскрыт Ч-ой сущн в аспекте будущего сущ-ния. Неполнота реализации порождает чувство вины и ответственности за возможность сбывания Ч-ой сущн в конкретн индивиде. Каждый Ч несет ответствен за меру реализ чел сущн в себе и в человечестве в целом.

  1. Сущ ли смысл жизни это выраж проблемы. возможен позитивный и негативн ответ. Проблемы сущ тогда когда ответ позитевный.форма ответа нп этот вопрос предпол ответ «в этом»=форма ответа всякий раз огран смысл жизни «этостью» тогда если смысл жизни достижим, то за его пределами жизнь бессмысленна, но и до достижении «этого» она тоже бессмысленна, значит смысл жизни сущ в точке «это» что само по себе бессмысленно. если смысл жизни не достижим, то вся жизнь бессмысленна. как сохранить смысл жизни? смысл жизни в самой жизни.

Это экзистенциальное решение проблемы самой жизни. Мы сущ потому что уже сущ. Каждый момент своего сущ мы выбираем жизнь, в этом и есть смысл.

осн категории: сущность,сущ-ние, трансцендентный, разумное\символическое животное, смерть, заброшенность, сбывание, избыточность, недостаточность, смысл жизни, бессмысленность, «это», жизнь.

СОЗНАНИЕ

  1. понятие
  2. структура
  3. проблема самосознания
  4. сзн и язык. проблема коммуникации
  5. концепция Фрейда сзн и бессознательное

//Ф-д\философа-Ф это Ч-знач Ф\Ч-внешн стр.(материальн) и внутрен стр (духовное)-Чувства(вера)

Взаимосвясь закл в том чтоб внутр формы развивать для откровений божеств истин. Внутр формы подразум «реальные основы» т.е. мшлен, но соответст откровение истины передаются через осмысленные понятия свободы,нравствен, открытости. Значен Ф для Ч-ва закл в развит мшл.//

  1. В традиц Ф Ч-а опред как мыслящую вещь. Декарт Я мыслю=я существую. Я это субстанц вся сущность и природа которой состоит только в мшл и кот чтоб сущ-ать не нужд ни в каком месте и не зависит не от какой матер вещи.=Я здесь душа длагодаря которой я есть то что я есть. У Декарта понят мшл отождеств с понятием сзн при этом под мшл подразум все то что происходит внутри нас что мы восприним непосредств сами собою. В понятие мшл вкл и понимание и желание и вбр и др чувства. Декарт заклад основы понятия сзн как замкнутого в себе внутр мира.

Лейбниц: понятие сзн заменяет АППЕРЦЕПЦИЯ это акт перехода бессозн психич состояний воспр в отчетливо осознаваемое. Связывает Апперцеп с понятием самосзн. Благодаря апперц становится понятн не только содерж но и то что оно наход в моем сзн.

Локк: Сзн есть вспр того что происходит у Ч в его собственном уме. Здесь сзн подразум что Ч оказывается способным не только всприн и осмысл мир, но и отдавать себе отчет что эти вспр и мысли принадл ему.

Спиноза: Ед субстанц явл природа, поэтому сзн имеет субстанцион хар-ер. Природа дел на мат и дух. дух мир кот есть у Ч дух, душа, мшл, ум и рассматр духовный мир как атребут субстанц. Индивид мшл это качество присущ Ч от природы. Мера совершенства мшл опред мерой согласия мшл с общ законами природы. Подлиными правилами мшл явл верно познанные общ формы и законы мира.

осн кат: сзн, мшл, апперцепция, мыслящая вещь, дух\внутрен мир.

  1. 1)Структура сзн по Бердяеву: Бытие Ч имеет трехчленную структ. Т.е. дух душа и тело.

реально сущ отдельный Ч прежде всего как мыслящее чувств вещь т.е. тело, причем тело Ч это тело природы. Ч анализир как индивид.

Бытие Ч это единство тела с его страст, пережив, психич состоян.

для него душа это на современ-психика.

Ч неободим духовное уник сущ, кот всегда опред в отнош к духу.

Духовн сущн всегда раскрыв на пути обращения к высшему духу или Богу. Ч чувств свое Богоподобие, Ч способен осущ движение к богу это движение к идеалу, кот возвыш Ч-ую духовность. Все русские философы видели в Ч всегда первичной именно дух сущность, западная Ф стремилась вести всю Ч-ую духовность к интеллектуальности.

осн кат: Дух, тело, душа.

2) Спиркин: рассматр сзн в плане гносеологиит.е. как проблему психики, говорит что сущ писих невозм вне материи в кач кот выступ функциониров мозга. матер основ псих явл нейрофизиол деятельтн мозга, норм псих деят мозга предпол бодрствующ активное сост, которое вызыв и поддержив при наличии АФФЕРЕНТАЦИИ это приток к мозгу нерв импульсов от органов чувств. Псих-ка это и есть его сзн по скольку иненно псих регул всю сзн деят Ч связан с механиз внимания. т.о. рассмотрев разные виды псих и нейрофиз деят мозга,»сзн это вечно текущия поток мыслит, эмоц и волевых актов, в кот ничто не остается устойчивым»

В структуру сзн вход: ощ это отраж отдельн св-в предметов объективн мира во время их непосредст воздействия на органы чувств.

Вспр это структур образ сост из комплекса ощ. Вспр это обобщение ощ. Вкл в себя осмысление предметов. ВСПР это мыслящее созерцание.

Память это форма пзн деятельн направл на запечатл, сохран, воспроизвед и переработку поступ в мозг информации.

Представление это образ тех предм, которые когда-то воздейств на органы чувств Ч, а потом востан по сохран в мозгу следам уже при отсутствии этих предметов. представл оказыв м\у созерцан и мшл.

Мшл это такая ступень сзн, кот закл в целенапр оппосред и обобщенном отражении Ч, сущ св-в и отношений вещей в творч созедании новых идей постановки пробл и их решений.

мшл не тождественно сзн. потому как сзн по мимо рацион деят мшл входит еще в эмоц сфера представл чувств, аффектами, страстями и т.д.

Иванов : Все полисзн как круг делящ на 4 части:

1 сфера телесно перцептивных способностей, на осн кот получ новые знания. ощ, вспр, опыт

2 Логикопонитивная сфера сзн: С помощью мшл Ч выходит за пределы непосредст чувственно данного, это сфера общ понятий мысл операц логич док-тв

3 эмоц состав сзн: Личностн субъектив психол переживания.

4 Ценностно смысловая: мотивы деят и духовн идеалы лчн.

т.о. осн категории: афферентация,псих, сзн, ощ, вспр, память, представл, мшл, 4 сферы сзн.

  1. Проблема самосзн: Интерес Ч к самому себе выраж в вопросе кто я? каждый имеет множество образов своего я, кот просматрив с разных сторон. Ч явл с одн стороны субъектом пзн с др стороны как объект для самого себя. Я рассматрив как проблема соотнош субъекта и объекта

я можно мыслить как проц сзн. У Декарта Я тоже самое что моя душа. Д Юм Я распад на отдельн ощ и остаётся только как их связка ощ, кот следуют одно за др. Кант Я распад на я телесное и Я мыслящее. В русской Ф пробл Я заним Франк у которого Я тождественно душе Ч.

самосзн это осмысление Ч своих действий, чувств, мыслей, мотивов повед, интересов, своего полож в общ. В том случае когда суб целенапр поворач свое вниман на самого себя свои пережив и мысли можно говорит о рефлексии. рефлекс это обращ назад. это обозн обращ сзн на самого себя, размышлять над проц мшл.

осн кат: я, суб, объект, самосзн, рефлексия.

  1. отнош м\у формой и содерж. сзн понимаем как мышл оформл в языков структурах. Речь это материализ-ия мыслит языковой деят с помощью звуков. Речь это язык функцион в конкрет ситуац общнеия, язык может сущ в тексте или в виде текста т.е. как нереч практика. язык это опред данный народом историч обработ нац по характеру словарный состав и слож грамат строй выраж в особых правилах закономерн построения предложений. един словесного общен т.е. речи явл высказывание, ед высказ явл слово. Язык в рамках структурал представленного раб Р Барта У Эко и др. опред как система знаков имеющ смысл или значение. счит что знаки и их знач в языке образ относит замкн самост сист.

3 сост часити:

Имя-слово

Предмет обознач словом- вещь ДЕНОТАТ

Смысл или значение имени или слова. это определ этого слова.

Под смыслом поним индивид знач слова выдел из объект системы связей. Оно сост из тех связей кот им отнош к данному моменту и данной сит. Поэтому смысл это выявл спецеф аспектов значения соотв данному моменту и сит. Язык представл как сист знаков имеющ смысл. Смысл этих знаков опред исходя из того кто занимается осмыслением слова.

«слово» это знак имеет несколько знач.

1 значен – псих образ

Чайник- предмет посуды (начинающ водитель)(tefal)

В проц общения возник след структура:

Автор текста\речи кот опред образом осмысливает каждое слово текста. Он передает его воспринимающему. Читатель, воспроизводя, передаваемый текст вклад собств значение в слова составл его. м\у значениями возникает пробл понимания, она закл в том что все слова оказ многозначными и означ каждым индивидуально.

Возник вопрос как осущ понимание? Смысл поним в том что сущ общий код для означения слов в тексте, этот код представл в идеологии и соотв так же в стереотипах мшл. Идеолог и стереотипы мшл задаюм однообраз или одно значение слов.

осн кат: Язык, речь, текст, слово, система зн, знак, значение, псих образ, автор, читатель, пробл понимания.

Сзн у Фрейда выраж в символ деят (в языке) если языком сзн явл понятия, то языком бессозн явл образы. образная деят бессозн проявл во сне. перевод бессознат образов в понятийный язык. Уровень развит языка хар комуникат способн Ч. В завис от влад языком опред комуник статус лчн.

основ кат: Я, оно, сверх я, комплекс, эдипов компл, компл электры, сублемац, сзн\бессзн и их связь с языком, развитие языка.

Познание

  1. Теория пзн как раздел Ф знания(гносеол)
  2. Проблема познаваемости мири в истории Ф
  3. Чувств пзн мира и его формы
  4. Рацион ур-нь пзн
  5. Объяснение и понимание
  6. Проблема истинности знан.

учебн Канке по Ф.

Ильин В В теория пзн