Требования к уровню освоения содержания курса 3

Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

Кафедра педагогики и психологии

Тяглова е. В.

Программа специализации

для студентов 5 курса

специальности 050706 — «Педагогика и психология»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Волгоград – 2010

Программа практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой педагогической практики, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации для специальности 050706 «Педагогика и психология».

Программа рассмотрена на заседании кафедры педагогики и психологии

«____»______________ 20__ г.

Заведующая кафедрой _________________________ В.Н.Зайченко

Программа практики утверждена учебно-методическим советом ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Председатель учебно-методического совета,

проректор по учебной работе,

доцент ___________ В.Н. Сергеев

Программу по практике составила: ст. преподаватель Тяглова Е. В.

Содержание:

Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины специализация «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений»

1.1.

Извлечение положений из образовательного стандарта

4

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины

4

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4-5

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

5-6

1.5.

Содержание и последовательность прохождения учебного материала

6-11

1.6.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

11

1.7.

Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

11-14

Раздел I. Рабочая программа «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений» дисциплины специализация

  1. Извлечение положений из образовательного стандарта

Программа курса «Специализация» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по государственному образовательному стандарту второго поколения высшего профессионального образования федерального компонента цикла дисциплин предметной подготовки по специальности 050706 «Педагогика и психология».

  1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса: повышение общей и психолого-педагогической культуры, овладение теоретическими и практическими основами коррекционно-педагогической деятельности педагога-психолога с детьми, родителями, педагогами как профессиональным способом решения их проблем.

Задачи учебной дисциплины:

  • приобрести опыт анализа и составления профессиональных и учебных программ, тематического планирования;
  • знать о причинах и путях решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей, самостоятельно находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;
  • научно аргументировать выбор метода решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;
  • овладеть практическими умениями диагностировать проблемы, оценивать степень их влияния на ребенка, организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:

  • причин различных затруднений учащихся, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
  • пути решения социально-педагогических проблем детей и педагогов, педагогов и родителей, детей и родителей, детей и детей;
  • анализ профессиональных и учебных проблемных ситуаций.

Уметь:

  • находить оптимальные пути преодоления трудностей в педагогической практике;
  • находить методы решения проблемы ребенка, требующей педагогической коррекции разрабатывать индивидуализированные программы преодоления проблем;
  • диагностировать проблемы ребенка;
  • организовывать жизнь ребенка с позиции заботы о нем и защиты его прав.

Приобрести следующие навыки:

  • составления профессиональных и учебных программ, тематического планирования;
  • поиска оптимального методического обеспечения психолого-педагогической практики.
  • проведения тренингов и семинаров, направленных на создание условий для поддержания школьной мотивации (для учащихся) учения и на создание условий для коррекции стилей семейного воспитания;
  • коррекции социальной адаптации и социализации учащихся, оказании помощи в преодолении возникающих затруднений.

Дисциплина «Специализация» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по общим основам педагогики, психологии, коррекционной педагогике, теории и методике воспитания, теории обучения.

1.4. Тематический план учебной дисциплины «Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений» дисциплины специализация ( часов)

№№

пп.

Наименование тем

Всего

Аудиторные занятия

(час.)

Сам.

раб.

В том числе

Лекции

Пр.

Сем.

1

2

3

4

5

6

7

РАЗДЕЛ 1. Профессиональная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

1.

Организация и планирование работы педагога-психолога в детском саду

4

2.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

4

3.

Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению страхов у детей

4

4.

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении

4

5.

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ

4

РАЗДЕЛ 2. Профессиональная деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении

1.

Адаптация первоклассников к школьным условиям

4

2.

Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

4

3.

«Психологическая культура полового поведения»

4

4.

Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями

2

4

ИТОГО

38

2

36

1.5. Содержание и последовательность прохождения учебного материала:

Семинарские занятия

Тема: профессиональная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

Семинарское занятие 1

Организация и планирование работы педагога-психолога

в детском саду

Вопросы

1. Календарное планирование.

2. Циклограмма работы.

3. Индивидуальная работа по развитию и коррекции.

4. Ведение текущей документации.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 2

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

Вопросы

1. Влияние эмоций на поведение и познавательную сферу дошкольника.

2. Построение программы, направленной на развитие и коррекцию эмоций дошкольника.

3. Методическое обеспечение процесса развития и коррекции эмоций дошкольника.

4. Содержание программы, направленной на развитие и коррекцию эмоций дошкольника.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 3

Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению страхов у детей 5–7 лет

Вопросы

1.Тематическое планирование деятельности по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

2. Содержание программы по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

3. Структура занятий по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

4. Методическое обеспечение процесса по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 4

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении

Вопросы

1. Понятие агрессивности и ее причины.

2. Правила проведения занятий.

3. Совместная работа педагога-психолога и инструктора по физкультуре с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении.

4. Методическое обеспечение процесса работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении.

5. Кризис 3-х лет и пути его преодоления.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 5

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ

Вопросы

1. Особенности конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.

2. Методы работы по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.

3. Активные формы работы с педагогическим коллективом по предупреждению конфликтов.

4. Формы работы с родителями по предупреждению конфликтов.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Тема: профессиональная деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении

Семинарское занятие 6

Адаптация первоклассников к школьным условиям

Вопросы

1. Адаптация первоклассников к школьным условиям.

2. Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации (по Г. М. Чуткиной).

3. Этапы адаптации первоклассников к школьным условиям.

4. Последствия дезадаптации.

Составление рабочей программы

5. Пояснительная записка.

6. Тематическое планирование деятельности по адаптации первоклассников к школьным условиям.

7. Содержание программы по адаптации первоклассников к школьным условиям.

8. Структура занятий по адаптации первоклассников к школьным условиям.

9. Методическое обеспечение процесса по адаптации первоклассников к школьным условиям.

1. Назарова н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый и.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. Гуманит. Изд. Центр владос, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 7

Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству

Вопросы

1. Причины воровства.

2. Причины детской лжи.

Составление рабочей программы

3. Пояснительная записка.

4. Тематическое планирование деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

5. Содержание программы по деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

6. Структура занятий по деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

7. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

Рекомендуемая литература

1. Назарова н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый и.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. Гуманит. Изд. Центр владос, 2002. -353 с

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 8

«Психологическая культура полового поведения»

Вопросы

1. Психологические травмы после раннего сексуального опыта.

2. Ранняя беременность.

3. Подростковые аборты.

4. Венерические заболевания.

5. Причины ранней сексуальной активности старших подростков.

6. Причины, по которым родители прибегают к запретам и угрозам на тему сексуальных отношений.

Составление рабочей программы

3. Пояснительная записка.

4. Тематическое планирование деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

обману и воровству.

5. Содержание программы по деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

6. Структура занятий по деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

7. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

Рекомендуемая литература

1. Назарова н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый и.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. Гуманит. Изд. Центр владос, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

Семинарское занятие 9

Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями

Вопросы

1. Неврозы и их виды.

2. Преодоление неврозов.

3. Пути коррекции неврозов.

Составление рабочей программы

3. Пояснительная записка.

4. Тематическое планирование деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

5. Содержание программы по деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

6. Структура занятий по деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

7. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

Рекомендуемая литература

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

4. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Рекомендуемая литература (основная)

1. Назарова Н. М. Специальная педагогика. М., 2004.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов и др. под ред. В. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Академия», 1999. .- 160 с.

3. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 2002.

4. Зайцева И.А., Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Ростов н \ Дону, 2002.

Дополнительная литература

1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Пособие для студ. М.:. гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -353 с.

2. Моргачева Е. Н. История специального образования в США. — М., 2001.

3. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

1.7. Содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ — ЭКЗАМЕН

Условия допуска студентов к сдаче экзамена

Для студентов необходимо овладение знаниями специализации; знакомство с диапазоном современных подходоа к тематическому и календарному планированию, со структурой и методическим содержанием профессиональной деятельности. Особое внимание следует уделить овладению методами и приемами коррекционной деятельности.

К экзамену допускаются студенты, посетившие не менее 75% семинарских и практических занятий, предоставившие конспекты тематических и календарных планов, выполнившие предусмотренные СРС, что соответствует 40 баллам рейтинга. Если студент пропустил семинарское занятие, необходимо отработать его, написав конспект любых двух вопросов, представленных в плане семинарского занятия.

Вопросы к экзамену

1. Календарное планирование.

2. Циклограмма работы.

3. Индивидуальная работа по развитию и коррекции.

4. Ведение текущей документации.

5. Влияние эмоций на поведение и познавательную сферу дошкольника.

6. Построение программы, направленной на развитие и коррекцию эмоций дошкольника.

7. Методическое обеспечение процесса развития и коррекции эмоций дошкольника.

8. Содержание программы по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

9. Методическое обеспечение процесса по преодолению страхов у детей 5–7 лет.

10. Понятие агрессивности и ее причины

11. Совместная работа педагога-психолога и инструктора по физкультуре с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении.

12. Методическое обеспечение процесса работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении.

13. Кризис 3-х лет и пути его преодоления.

14. Методы работы по профилактике конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.

15. Активные формы работы с педагогическим коллективом по предупреждению конфликтов.

16. Формы работы с родителями по предупреждению конфликтов.

17. Адаптация первоклассников к школьным условиям.

18. Содержание программы по адаптации первоклассников к школьным условиям.

19. Методическое обеспечение процесса по адаптации первоклассников к школьным условиям.

20. Причины воровства и детской лжи.

21. Содержание программы по деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

22. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми, склонными к обману и воровству.

23. Психологические травмы после раннего сексуального опыта.

24. Причины ранней сексуальной активности старших подростков.

25. Содержание программы по деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

26. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми, склонными к приобретению раннего сексуального опыта.

27. Пути коррекции неврозов.

28. Содержание программы по деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

29. Методическое обеспечение процесса по деятельности психолога с детьми и подростками с невротическими проявлениями.

30. Особенности работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа.

31. Особенности работы педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования.

Учебные модули (для дисциплин, вошедших в рейтинговую систему).

Учебный модуль № 1

Учебные задания

Оценки

Отл.

Хор.

Удов.

Баллы

1. Освоить теоретический раздел программы:

— организация и планирование работы педагога-психолога в детском саду;

— развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста;

— коррекционно-развивающая деятельность по преодолению страхов у детей;

-методики пед. диагностики.

1

1

1

1

0,75

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5

2. Календарное планирование работы педагога-психолога в ДОУ на любые 6 месяцев.

4

3

2

3. Авторский вариант программы, направленной на развитие и коррекцию эмоций дошкольников.

4

3

2

4. Авторский вариант программы социальной адаптации дошкольников.

4

3

2

5. Методическое обеспечение процесса преодоление страхов у дошкольников.

4

3

2

Общее количество баллов

20

15

10

Оценка посещаемости аудиторных занятий

(общее количество аудиторных часов, модуль №1)

Часы

16

15

14

12

10

8

6

4

0

Баллы

10

9

8

7

6

4

2

1

0

Возможный максимум для модуля № 3 – 30 баллов

(20 за успеваемость + 10 за посещаемость)

– минимум 20 баллов

Округление суммы баллов – до целых в пользу студента

Дополнительная аттестация по дисциплине «Специализация» для студентов направления 050706 «Педагогика и психология» — контрольная работа

Учебный модуль № 2

Учебные задания

Оценки

Отл.

Хор.

Удов.

Баллы

1. Освоить теоретический раздел программы:

— адаптация первоклассников к школьным условиям;

— коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству;

— психологическая культура полового поведения;

— психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями.

1

1

1

1

0,75

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5

2. Защитить СРС, в соответствии с планом семинарских занятий. (Объем 8-10 стр., источников не менее 5).

4

3

2

3. Выполнить тестовый контроль

4

3

2

4. Написать реферат на тему: «Особенности работы педагога-психолога в условиях учреждений дополнительного образования» (объем не менее 8 стр., обязателен план и не менее 5 источников).

4

3

2

5. Выступить с докладом на семинарском занятии.

4

3

2

Общее количество баллов

20

15

10

Оценка посещаемости аудиторных занятий

(общее количество аудиторных часов, модуль №1)

Часы

10

9

8

7

6

4

2

1

0

Баллы

10

9

8

7

6

4

2

1

0

Возможный максимум для модуля № 4 – 30 баллов

(20 за успеваемость + 10 за посещаемость)

– минимум 20 баллов

Округление суммы баллов – до целых в пользу студента

Дополнительная аттестация по дисциплине «Специализация: психолого-педагогические аспекты коррекционно-педагогической деятельности» для студентов направления 050706 «Педагогика и психология» — контрольная работа

14