Внеучебная деятельность по спортивному ориентированию

Введение

Актуальность: Ориентирование — вид спорта, который к олимпийскому девизу «Дальше, выше, быстрее!» добавил четвертый принцип — «умнее!» — и тем самым привлек в свои ряды многочисленных поклонников. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта.

Ориентирование, в отличие от большинства других видов спорта, может заниматься человек в любом возрасте вне зависимости от физических данных — это очень существенное преимущество данного вида спортивной деятельности. Занятие спортивным ориентированием, с одной стороны, позволяет общаться с людьми, объединенными общими интересами и ведущими здоровый образ жизни, а с другой стороны, дает возможность общения с природой.

Этот вид спорта, пожалуй, как не один другой, позволяет решать в процессе занятий многие педагогические задачи.

К сожалению, еще приходится сталкиваться с ситуацией, когда тренеры сводят свою деятельность в основном к достижению их воспитанниками высоких спортивных показателей, забывая о том, что принимают участие в формировании личности ребенка. Развивая его не только физически, но и духовно, воспитывая ребенка.

Для того чтобы решить эту проблему необходимо правильно планировать внеучебную деятельность.

Цель исследования: теоретически рассмотреть внеучебную деятельность по спортивному ориентированию.

Объект исследования: процесс организации внеучебной деятельности.

Предмет исследования: организация внеучебной деятельности по спортивному ориентированию.

Задачи исследования:

) Определить теоретические основы организации внеучебной деятельности

) Рассмотреть особенности внеучебной деятельности

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

В отечественной психиатрии определение суицидального поведения дано А. Г. Амбрумовой: «Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние формы – суицидальная ...

) Выявить сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию.

1. Теоретические основы организации внеучебной деятельности

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы, столь же приоритетная, как и учебная. Для учащихся внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения — часть выполняемых им функций.

Как и учебная деятельность, организация внеучебной деятельности учащихся имеет свои цели.

способствовать личностному становлению учащегося,

способствовать формированию коллективно-распределенной деятельности в разновозрастных группах,

способствовать развитию творческих способностей учащихся,

предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности,

проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Особенности внеучебных мероприятий:

. Мероприятия проектируются преподавателями, учащимися старшей школы и выпускниками, «несущими» идеи и способы целостного развивающего образования. Содержание и процессы взаимодействия учащихся специальным образом проектируются и соответствуют требованиям образования в Центре. На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектной группы. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у учащихся и педагогов в учебном и внеучебных процессах, организуемых в рамках школы.

. На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее способные старшеклассники, для которых участие в этих процессах является практикумом по курсам «Основы организации мышления и деятельности», «Игротехника», «Психология».

Включение учащихся в такую сложную деятельность происходит за счет организации специального вводного курса подготовки (около 10-15 занятий), условно названного нами «Подготовка капитанов». Основная задача этого курса связана с передачей норм и способов работы организатора группы в условиях разновозрастного сотрудничества. В будущем опытные учащиеся, прошедшие этот курс подготовки, начинают сами вести занятия для организаторов-новичков, создавая тем самым эффективное пространство взаимообучения.

9 стр., 4160 слов

Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы

Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению агрессии у подростков 1.1 Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии Глава 2. Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки Выводы Литература Приложения   Введение На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах отмечается ...

. Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Характерной чертой всех мероприятий является формирование разновозрастных групп (команд).

Команда является основной структурной единицей внеучебных мероприятий. В главе команды стоит капитан, а также творческий актив, состоящий из 2-3 учащихся основной и старшей школы. Эти ребята являются творческим и организационным ядром группы, и они должны обязательно пройти вводный курс «Подготовка капитанов».

4. Психологическое, педагогическое и организационное консультирование актива и капитанов групп во время подготовки и во время проведения самого мероприятия. Команда педагогов-организаторов осуществляет постоянный мониторинг процессов взаимодействия участников в командах. Регулярно проводятся встречи учащихся с педагогами, где анализируются типичные ошибки капитанов и актива команд, а также проводится консультирование по индивидуальным запросам капитанов и актива.

. Внеучебные мероприятия, охватывая весь контингент учащихся от начальной до старшей школы и формируя тем самым уникальное общее пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей всего центра, выстраиваются в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется в 3 этапа. Эти этапы определяются различными целями обучения в начальной, основной и старшей школе.

этап (1-4 класс)

На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащегося учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство разновозрастного сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации и разновозрастного сотрудничества, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе программы.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

... были выделены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: 1)функционирование лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса ... и практическим вопросам организации исследовательской деятельности с учащихся. Деятельность лаборатории можно разделить на два этапа: «обучающий» и «практико-обучающий».Деятельность творческой ...

В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А. Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное), сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности».[1]

Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы используется специально спроектированное внеучебное мероприятие «Сборики». Особенностью этого мероприятия является то, что учащиеся 1-4 классов являются участниками, а учащиеся основной и старшей школы, пройдя специальную программу подготовки, принимают участие в качестве помощников, творческого и интеллектуального актива группы, а также организаторов.

этап (5-8 класс)

На этом этапе основной целью является развитие творческих и организационных способностей учащихся. Внеучебная деятельность в основной школе занимает особое место в связи со сменой ведущей деятельности у подростков.

Основным процессом, который реализуется на этом этапе, является процесс предоставления максимально возможных пространств реализации учащихся в различных видах деятельности (интеллектуальной, художественной, спортивной, организационной, артистической, литературной и т.д.).

На этом этапе учащиеся основной школы уже реализуют свои творческие и организационные проекты, при поддержке преподавателей пробуют свои силы в качестве актива и организаторов разновозрастных групп.

В основной школе для учащихся становится актуальным овладение общественно-значимой практикой, которая может формироваться как совместное пространство проектирования учащихся разных классов, а также преподавателей. Таким образом, создаются пространства, где учащиеся начинают использовать свои представления и средства в приемлемых для педагогов формах, где педагоги могут контролировать эти средства не на мыслительных (и в этом смысле, учебных) ситуациях, как это происходит в случае решения задач, а в ситуациях, «в которые втянуты другие учащиеся, которые составляют основу человеческого общения, основу человеческой практики и человеческой деятельности».

10 стр., 4800 слов

Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся

Введение Необходимость реформирования образовательной системы России признается если не всеми, то подавляющим большинством мыслящего сообщества страны. Правительством РФ разработан и утвержден целый ряд программных документов «Национальная доктрина образования, рассчитанная на реализацию до 2025 года» (2000), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001), « ...

Для реализации целей 2-го этапа используются специально спроектированные мероприятия для учащихся основной и старшей школы — «Сборы», «Фестиваль», «Сборики» (в качестве актива и организаторов).

Учащиеся участвуют в этих мероприятиях добровольно, выбирая для себя ту позицию (участник, актив, организатор) в группе, которую он считает для себя наиболее «продвигающей».

этап (9-11 класс)

Основной целью этого этапа является создание условий для профессионального самоопределения, используя понятия и способы методологически ориентированного образования.

Учащиеся старшей школы отрабатывают техники постановки цели, анализа ситуации, самоопределения, постановки проблем, проектирования, методы организации групповой работы, техники рефлексии и способы организации рефлексии.

Учащиеся старших классов становятся организаторами и творческо-интеллектуальным активом разновозрастных групп. Но это происходит не сразу — нужно отметить, что «маленьких учителей» надо специально учить не только пониманию иной интеллектуальной позиции, но и навыкам не ранящего взаимодействия». [3]

Только те учащиеся, которые прошли специальную организационную, а также психолого-педагогическую подготовку, смогут выступить в качестве организаторов и проектировщиков внеучебных мероприятий, демонстрируя и одновременно испытывая свои учебные достижения. Рефлексия этой деятельности позволяет обеспечить более эффективное профессиональное образование.

В связи с тем, что программа внеучебной деятельности учащихся реализуется уже несколько лет можно констатировать определенную динамику развития самостоятельности учащихся с точки зрения участия педагогов в организации разновозрастного группового, а также межгруппового сотрудничества. На начальном этапе реализации программы внеучебной деятельности преподаватели были организаторами и управляли всеми процессами в группе, затем их место заняли учащиеся старших классов, а педагоги стали наблюдателями и консультантами. А в настоящее время учащиеся достигли такого уровня самостоятельности, что места организаторов групп заняты учащимися основной школы, старшеклассники стали консультантами и помощниками, а учителя вмешиваются в работу группы только случае возникновения каких-либо сложных конфликтных ситуаций.

5 стр., 2234 слов

выявить специфику организации культурно-досуговой деятельности детей в условиях сельской местности

Введение Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребенка является доминирующей установкой современного воспитания в сфере социально-культурной деятельности. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей. Особенно это важно в сельских районах, где дети чаще предоставлены сами себе и ...

2 .Особенности спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование — необычный вид спорта, доступный людям любого возраста и физической подготовленности. Навыки ориентирования есть у каждого. Мы выбираем правильную дорогу в большом городе, ориентируясь по хорошо знакомым объектам — домам, перекресткам улиц, памятникам, телевизионным вышкам и т.д.

Спортивное ориентирование решает две главные задачи: вырабатывает навыки ориентации на незнакомой местности, в общении с природой укрепляет здоровье спортсменов, совершенствует их личные качества.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский обратил внимание, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности». То же самое отмечается и у спортсменов — ориентировщиков на тренировках и соревнования.

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач.

Спортивное ориентирование предъявляет высокие требования ко всем сторонам психической деятельности человека — вниманию, наблюдательности, творческому мышлению, наглядно — образной памяти, эмоциям.

Спортивное ориентирование, являясь одним из молодых видов спорта, получает в нашей стране и в г. Оренбурге все большее признание. Так у нас в городе и в области существует Федерация спортивного ориентирования, есть в этой организации и «свой» президент — Бабич Александр, кандидат в мастера спорта, тренер, воспитавший уже немало разрядников, по спортивному ориентированию, некоторые из них уже выступают за сборную области.

4 стр., 1755 слов

Особенности психической деятельности леворуких детей

Московский социально-педагогический институт Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Заочное отделение Реферат Особенности психической деятельности леворуких детей Москва 2009 Оглавление   Введение Латерализация функций полушарий головного мозга Особенности психической деятельности леворуких детей Заключение Литература   Введение Говоря о психических особенностях ...

Занятие спортивным ориентированием содействует — умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать, понимать и любить природу.

Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников и в подготовке молодежи к защите Родины.

В воспитательном процессе подрастающего поколения важное место отводится физической культуре, спорту и туризму. Одним из увлекательнейших видов спорта является ориентирование на местности, которое, кроме оздоровительной и спортивной направленности, имеет большое военно-прикладное значение. Умение ориентироваться — это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину — каждому человеку, связанному по роду своей деятельности с передвижением по лесным, болотистым и горным участкам местности.

Юный спортсмен — ориентировщик в процессе подготовки к соревнованиям совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, военного дела и физкультуры, он учится сосредотачиваться, действовать на трассе соревнования самостоятельно в самых сложных условиях. К тому же длительный бег, но лесистой пересеченной местности значительно укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, что положительно сказывается на здоровье занимающихся.

Укреплению здоровья способствует и такой очень важный фактор, как круглогодичность занятий спортивным ориентированием. У этого вида спорта имеется еще ряд достоинств. Заниматься спортивным ориентированием можно в любом возрасте, в любое время года.

Для занятий ориентированием не надо строить дорогостоящие стадионы и спортзалы. Ориентировщику нужны только компас, карта, форма для легкоатлета и лыжника, или велосипед. А «спортплощадка» всегда готова — любой участок местности, на который есть спорткарта.

Спортивная деятельность для детей должна быть игрой и развлечением. Она должна соответствовать физическому и умственному развитию детей и в тоже время способствовать сбалансированному развитию и их способностей и талантов. Следовательно, основное внимание обращено на оздоровление, вариативность и многогранность.

Последние разработки специалистов по педагогике и психологии предлагают новые пути развития способностей к ориентированию. Так младшие дети могут легко использовать карты и компаса для ориентирования по простым маршрутам, и тогда основные навыки ориентирования будут достигнуты ими к 14 годам. Следовательно, надо развивать доступные массовые соревновательные мероприятия для маленьких детей как эффективные пути вовлечения их в большой спорт.

В идеале детская спортивная деятельность должна быть предметной. Она должна быть организована знающими педагогику и психологию руководителями, которые разбираются в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимают возможности и нужды детей различных возрастов. Важная связь между клубами, секциями, кружками и школами. Необходимо, чтобы первый опыт по ориентированию начинающих был радостным и успешным и чтобы школьные учителя, руководители кружков и тренеры клубов работали по одной развивающей программе тренировок по ориентированию и соревновательной деятельности.

Дети начинают заниматься спортом по многим причинам. Если их ожидания оправдываются и ориентирование оказывается приятным видом деятельности, который развивает их способности, то они остаются в спорте. Поэтому нужно, чтобы все специалисты, связанные с организацией и планированием занятий по ориентированию, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий в спорте самих молодых людей, а не сужали детское ориентирование до строгих правил взрослых соревнований.

Тренировки по ориентированию должны:

поощрять активный образ жизни

удовлетворять потребность в физической и умственной деятельности

научить детей понимать карту и познакомить с использованием ее в различных условиях

научить детей общаться с природой, воспринимать ее как элемент отдыха и как часть окружающей среды, требующей к себе бережного отношения

развивать в детях творческое начало и социальное самосознание

Обучение ориентированию должно согласовываться с развитием ребенка и степенью его зрелости. Акцент нужно делать на развлекательной стороне и успехе при повторяющемся и прогрессирующем обучении.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных условиях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность ориентировщика к соревнованию.

Психологическая подготовка ориентировщика помогает создать такое состояние, которое, с одной стороны, способствует наилучшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять сбивающим факторам, как перед стартом, так и во время соревнования. Иными словами, психологическая подготовленность позволяет ориентировщику не реагировать на соперников, не поддаваться спортивному азарту. Сохранять силу духа в любых ситуациях.

Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом очень многогранно, поэтому многогранен и процесс психологической подготовки. Ее можно разделить на несколько разделов:

регуляция предстартовых состояний;

поддержание необходимого эмоционального фона и комфортного психологического состояния на дистанции;

выбор правильной мотивации и установление цели.

Любое соревнование — очень волнующее мероприятие, и ориентирование в этом плане не исключение.

Состояние, в котором находится спортсмен перед стартом. Называется предстартовым. Каждый спортсмен по-своему реагирует на предстоящее состязание, поэтому предстартовые состояния могут быть нескольких типов: боевая готовность; предстартовая лихорадка; предстартовая апатия.

Боевая готовность — самое оптимальное состояние ориентировщика, но характеризуется спокойным, уравновешенным состоянием, все системы органов подготовлены к работе и спокойно ожидают старта.

Предстартовая лихорадка — состояние сильного волнения: спортсмен суетится, нервничает, иногда возникает дрожь, с которой спортсмен не в состоянии справиться.

Предстартовая апатия — состояние полного безразличия, заторможенности всех функций организма.

Для регулирования эмоций важное значение приобретает психологически оправданный выбор тренировочных средств перед ответственным соревнованием. Так, для снижения эмоционального состояния полезно за день до соревнований и в разминке перед стартом провести медленный бег, а при явлениях апатии — специальную разминку с ускорениями.

Еще один путь регуляции эмоциональных состояний — саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому.

Завершающим этапом всей психической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в соревновании.

Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию

Исходя из идеи опережающего подхода к развитию образования, мы стремимся так модернизировать образовательную, учебно-методическую деятельность, чтобы во главе угла стояла задача учить и научить педагогические и управленческие кадры тому, что нужно им сегодня, что нужно им будет завтра и послезавтра. Это очень важно в условиях, когда педагогу лишь один раз в пять лет предоставляется возможность обновить свои профессиональные компетенции, используя организованные формы обучения на бюджетной основе, и когда динамичная модернизация содержания образования в школе становится требованием времени. В этой связи роль интерактивного журнала «Учительская» трудно переоценить. Журнал дает возможность на деле реализовать непрерывность профессионального роста учителя и педагога системы дополнительного образования. Содержание дополнительного образования становится органической частью базисного образовательного плана (БОП) начальной школы. Это очень важный момент. И это особенно важно в последние годы, так как по мере введение федерального государственного образовательного стандарта роль системы дополнительного образования младших школьников будет существенно возрастать. Мы уверены, что «Учительская» возьмет под особый контроль проблему методического обеспечения реализации программы дополнительного образования. Пожелаем всем нам успехов в реализации этой важной задачи.

В 2008/2009 учебном году началась апробация Базисного образовательного плана (БОП) для начальной школы, подготовленного Российской академией образования. Апробация БОП проходит в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Внеурочная деятельность как обязательный компонент нового БУПа, вопервых, безусловно, расширит возможности вариативности образования, создаст реальные условия для ориентации его содержания на образовательные потребности отдельных школьников. Во-вторых, включение внеурочной деятельности в БУП позволит гарантировать оплату для внеурочной и внешкольной учебной деятельности учителей. В-третьих, может в определенной мере снять проблему дефицита учебного времени по ряду предметов, ведь благодаря выделению часов на внеурочную деятельность, появится возможность в случае необходимости использовать их для расширенного изучения материала какого-либо предмета. Как правило, уникальный социальный опыт, приобретенный в дошкольном детстве, остается с поступлением в начальную школу невостребованным. Как будто с 1 сентября жизнь начинается заново. Внеурочная деятельность в начальной школе должна развиваться. Только тогда рождение социального «Я» происходит как гармоничный и целостный процесс. Сейчас для нас базисный учебный план — это перечень предметов, которые дети изучают в первой половине дня. Однако ребенок получает знания не только на уроках, но и вне урока. Появились школы полного дня, предоставляющие детям возможность оставаться после уроков, заниматься в кружках, учить второй иностранный язык — при поддержке бюджета или за деньги родителей. Но, к сожалению, не все родители могут оплатить дополнительные занятия для своих детей. До настоящего времени в финансовом отношении внеучебная деятельность была недоступна абсолютному большинству школ.

Сейчас в Базисном образовательном плане предусмотрена внеучебная деятельность (именно поэтому план назван не учебным, как раньше, а образовательным планом) и выделены основные направления внеучебной деятельности: с портивно-оздоровительное, художе ственно-эстетическое, научно-познавательное, военнопатриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

В проекте образовательных стандартов внеучебная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного образовательного плана. Предполагается, что занятия будут проводиться в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и так далее. А вести занятия смогут не только школьные учителя, но и другие преподаватели, в том числе педагоги учреждений дополнительного образования экскурсий, кружков, секций и т.п.». Особое внимание в новом стандарте уделено идее согласования требований семьи, общества и государства к образованию. Роль семьи невозможно переоценить. Многие родители считают, что только школа несет ответственность за эффективность образовательного процесса. Но с другой стороны, закон говорит и о том, что семья отвечает за образование ребенка. Одним словом, всегда действия и ответственность родителей и школы были разделены. Появление второй половины дня заставит тех и других найти точки соприкосновения. Нужно совместно понять потребности ребенка, его желания, договориться о том, в каких мероприятиях принимать участие ребенок хочет, может и должен. Далеко не везде есть учреждения дополнительного образования детей, и школа хотела бы этот пробел восполнить, организовать полную и интересную социальную жизнь детей. В школе могут организовываться разновозрастные группы, могут формироваться группы из параллельных классов. Сложнее всего придется завучу: сделать хорошее расписание и учесть интересы и возможности всех сторон не такто просто. Кстати, разработчики стандартов не пришли к единому мнению относительно термина. Внеурочная деятельность или внеучебная деятельность? Для нас главное, что это не работа, а именно деятельность.

Внеурочная деятельность — это своего рода полигон для испытания новых методов и организационных форм образования. Если организация занятий в процессе внеурочной деятельности покажет свою эффективность, то вполне возможно, что в будущем она постепенно может распространиться и на классно-урочную систему, потеснив традиционные формы и методы обучения. В настоящее время в Примерных программах для начальной школы по предметам, выпущенных издательством «Просвещение», предлагаются варианты системы работы с учащимися во второй половине дня. Обязательно появятся новые программы, как авторские, так и созданные коллективами разработчиков.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; занятие спортивным ориентированием , наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Здоровый человек — не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними. Значит, здоровая семья — это та, которая умеет обращаться со своими проблемами и не делает из них трагедии. Возможны следующие виды работы: глубокое и системное изучение семей — родительские собрания — лектории — совместные праздники с детьми — игры — спортивно-оздоровительные мероприятия — консультации психолога, медицинского — персонала школы индивидуальные беседы — III класс Роль семьи в формировании здоровья личности Предполагаемый результат: осознание родителями необходимости у крепления — здоровья детей, внимательного отношения к проблемам семьи; улучшение понимания родителями собственного — ребенка, особенностей и закономерностей его развития; снижение уровня заболеваемости ОРВИ и гриппа — ведение — паспорта физического развития и индивидуальной карты «Я расту здоровым» разучивание физических разминок, — подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, дыхательной гимнастики и т.д. Основная проблема, решаемая в 4-ом классе, — формирование у детей потребности в сохранении своего здоровья, ответственности за него. Все профилактическо-оздоровительные мероприятия строятся комплексно, системно и соотнесены с педагогическим процессом так, что оздоровительная и учебно-воспитательная работа дополняют друг друга. Организованная работа IV класс Формирование сознательного отношения к укреплению своего здоровья Предполагаемый результат: воспитание социально-адапти рованного человека — соблюдение личной гигиены, выполнение режима дня и утренней зарядки, самокритичность — в оценке своего поведения, правдивость, честность, опрятность снижение уровня заболеваемости ОРВИ и гриппа — формирование у детей мотивации здоровьесберегающих норм поведения — осознание своей уникальности, настрой на позитивное отношение к самому себе — помогает каждому ребенку осознать состояние своего здоровья, беречь его и целенаправленно укреплять. В процессе реализации программы у каждого ребенка накапливаются знания о себе и своем здоровье, формируются определенные психофизические качества, складываются оздоровительные поведенческие навыки. В начале, середине и конце учебного года проводятся диагностические срезы развития воспитанников; предлагаются опросники и анкеты для родителей.

ориентировщик дистанция старт спортивный

Заключение

Наша работа посвящена внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Константинов Ю.С. рассматривал внеучебную деятельность как организацию деятельности детей во внеурочное время.

Внеучебная деятельность требует высокой организации работы, ведь мы сводим всю работу не только к достижению результатов, но еще формируем личность ребенка.

Внеучебные мероприятия, охватывая весь контингент учащихся от начальной до старшей школы и формируя тем самым уникальное общее пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей всего центра, выстраиваются в определенную систем. В воспитательном процессе подрастающего поколения важное место отводится физической культуре, спорту и туризму. Одним из увлекательнейших видов спорта является ориентирование на местности, которое, кроме оздоровительной и спортивной направленности, имеет большое военное — прикладное значение.

Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Характерной чертой всех мероприятий является формирование разновозрастных групп (команд).

Команда является основной структурной единицей внеучебных мероприятий. Мы думаем, что именно спортивное ориентирование может выполнить все педагогические задачи, которые есть во внеучебной деятельности.

Таким образом, для себя я взял на заметку много нового, и думаю, что теперь смогу организовать внеучебную деятельность по спортивному ориентированию.

Литература

1. Туризм и спортивное ориентирование: методика / — М.: 1987.-150с.

. Акимов, В.Г. Спортивное ориентирование: учебник / В.Г. Акимов. — Минск.: 1987.- 210с.

. Точкуп, В.И. Подготовка спортсмена ориентировщика: учебник / В.И. Точкуп. — М.: 1990.- 180с.

. Иванов, Е.И. Начальная подготовка ориентировщика: учеб. Пособие / е.и. Иванов. — М.: «ФИС» , 1985.- 110с.

. Карта в спортивном ориентировании: учеб. пособие. — М.: «ФИС» , 1983.- 97с.

. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности: учебник. — М.: «Просвещение» , 1985.- 234с.

. Спортивное ориентирование на местности: учеб. пособие. — М.: «Турист», 1977.- 156с.

. Спортивное ориентирование для детей и молодежи: учеб. пособие. — М.: «Турист», 1933.- 167с.

. Спортивное ориентирование: учеб. пособие. — М.: «Турист», 1933.- 143с.

. Спортивное ориентирование: учеб. пособие. — М.: «ФИС» 1987.- 134с.

. Краткий справочник туриста: учеб. пособие. — М.: «ФИС» 1985.- 123с.

. Константинов, Ю.С. Уроки ориентирования: учебник / Ю.С. Константинов. — М.: «ФЦДЮТ», 1988. — 328с.

. Бирюков, Н.М. Методические рекомендации: учеб. пособие. / Н.М. Бирюков. — Оренбург.: 2006.- 11с.

14. Андреев, С.Н. Проблемы организации подготовки юных спортсменов в специализированных классах: учебник / С.Н.Андреев. — М., 1979.-239с.

15.Выносливость у юных спортсменов: учеб. пособие / Под ред. Р.Е.Мотылянской. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 223с.

16. Годнов, М.А. Физическая подготовка детей: учебник / М.А. Годнов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192с. — ISBN 7-8695-1378-9.

17. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание: учеб. пособие для ссузов / Н.К.Коробейников и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 384с.

. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. — 2-е изд., испр. — М.: Сов. спорт, 2004. — 464с. — ISBN 5-85009-888-7.

19.Основы управления подготовкой юных спортсменов: учебник / Под ред. М.Я. Набатниковой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280с.

. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки: учеб. пособие Н.Г.Озолин. — М.: Физкультура и спорт, 1970.- 488с.