Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса дошкольного физического воспитания

Эффективность системы дошкольного физического воспитания определяется наличием и уровнем базовых условий организации деятельности: 1) социально-экономических; 2) правовых; 3) программно-нормативных; 4) организационно-управленческих; 5) кадровых; 6) научно-методических(учебно-методическое обеспечение); 7) социокультурных; 8) психолого-педагогических. И если какое-либо условие отсутствует или проявляется не в полной мере – эффективность процесса физического воспитания дошкольников падает.

Системообразующим фактором данной системыявляется – здоровье ребенка (физическое, психоэмоциональное; как состояние, как процесс) и динамика развития физических качеств, объема двигательных умений и навыков, формирования двигательного опыта ребенка.

Рассмотрим вопрос научно-методического обеспечения процесса дошкольного физического развития и воспитания ребенка. Данными вопросами занимаются структурные подразделения Министерства Образования и науки, ФИРО, Департаменты по образованию, физической культуре и спорту, профильные кафедры педагогических и физкультурных вузов, научные группы научно-исследовательских институтов, методические объединения в системе дошкольного физического воспитания, педагогические работники ДОУ.

Так, только по проблемам дошкольного физического воспитания защищено более 600 диссертаций по специальности 13.00.04., не включая диссертации по специальностям 13.00.01, 13.00.08.

Из них по тематике — 257 диссертаций по оптимизации физического воспитания дошкольников. Например, методы оптимизации процесса дошкольного физического воспитанияв рамкахпреемственностирассмотрены в работе Курнаева Сергея Юрьевича (Железняк Юрий Дмитриевич) «Взаимосвязь физического воспитания младших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля и индивидуального программирования». В выводах предлагается тестировать физические качества 2 раза в год, а отстающие фк – 6-7 раз, интервалы между тестированием составляют 4-6 недель – с целью эффективной коррекции.

5 стр., 2258 слов

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольного

... и, в частности, двигательному режиму детей.     1. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных ...

Анализ и оптимизация видов деятельности дошкольника:

1. Игровая деятельность в двигательном режиме старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности – Минникаева Н.И.,, Омск , 2009.

2. Развивающая деятельность в бассейне… — Жданкина Е.Ф. – Тюмень 2009,

Программно-методическое обеспечение дошкольного физического воспитания (3 диссертации непосредственно по теме и +):

1. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников – СПб,2007, Сочеванова Е.А.

Развитие физических качеств(Башта Л.Ю. Омск , 2006)

— координационных способностей:

1. Некрасов А.С., Белгород, 2006;

2. Гурин В.В. точности движений, Майкоп, 2002;

3. Киселева Н.В., Сургут, 2007;

Формы организации занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях (Бабкина Н.Л.)

Обучение двигательным действиям (Драговоз Л.А. Челябинск, 2003; Самооценка двигательных действий Петрушина Г.А., Тула 1999 и др.)

Организационно-методические основы дошкольного физического воспитанияпо возрастным диапазонам: 2-7 лет – 1 дисс.; 3-4 года – 1 дисс; 4-5 лет – 1 дисс.; 4-6 лет – 14 дисс; детей 4-7 лет – 8 дисс.; 5-6 лет – 45 дисс.; 5-7 лет – 10 дисс; 6-7 лет – 16 дисс.; ребенка – 5 дисс; детей дошкольного возраста – 53 дисс.

Двигательное развитие детей в связи с ориентацией к сложно-координационной спортивной деятельности;

Техническая подготовка детей на начальном этапе обучения элементам техники различных видов спорта (теннис, гимнастика, спортивные игры;

Физическая реабилитация детей;

ФГОС начальное образование

· начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;

· начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

· узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Обучающиеся:

· освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

· научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;

· освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

· научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; измерять величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;

7 стр., 3344 слов

Семинарской занятие 1. Основы дидактики специальной педагогики

... объектом воспитания и} следовательно, необходимо вооружение его основами психологических знаний. 4. Этивация воспитательной деятельности, резкий поворот к проблемам морали, нравственности, этикету и ... основе идею гуманизации индивидуального и общественного сознания, согласно которой человек является высшей целью и смыслом существования общества. В этом контексте человек с умственным, физическим ...

· научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

· приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;

· освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

 

Анализ качества организации физического воспитания в ДОУ выявил следующие проблемы:

1. во многих детских садах осуществляется подготовка ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению готовности (физической и психологической) к школе

2. избегание интенсивных кратковременных нагрузок; проведение физкультурных занятий на низких пульсовых режимах (восстанавливающем и поддерживающем);

3. минимальное использование специально-подготовительных и специально-подводящих упражнений, минимальная вариативность двигательных действий;

4. отсутствие организационных условий для использования метода проводки по движению с целью создания представления о координационной структуре движения, образе двигательного действия;

5. чрезмерная увлеченность сюжетными играми, соответственно, моторная плотность занятия снижена и многое другое.

 

Положительные моменты в работе некоторых ДОУ:приглашение детских тренеров по видам спорта, в которых предварительная координационная подготовка осуществляется с 4-5 лет (гимнастика, футбол, флорбол, хоккей, плавание и др.).

Не секрет, что победители Чемпионатов Мира, Олимпийских игр, начинали делать первые шаги в избранном виде спорта с 3-4 лет. Формирование основы техники, своевременная коррекция двигательных ошибок.

На факультете физической культуры проводятся курсы:

— Организация физического воспитания в дошкольных учреждениях

— Физическая культура в системе «семья-школа»

— Организационные основы диагностики состояния занимающихся в условиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности

— Основы адаптивной физической культуры

— Методика преподавания и педагогическое мастерство детского тренера

— Деятельность семейного тренера

— Анимация рекреационной деятельности

— Основы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта

-Теоретико-методические основы оздоровительно-рекреационной физической культуры

4 стр., 1946 слов

Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту

... психологического образования специалистов по физической культуре и спорту, которая характеризуется своим содержанием ... планировать и прогнозировать собственное развитие и развитие команды; проводить анализ ... X 2 Психологические основы физического воспитания и спорта 208 72 26 ... спорте, дающие возможность проводить психологическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности Умения и навыки ...

— Фитнес для детей дошкольного возраста

— Методика организации занятий детей в базовом спорте

— Инновационное моделирование и проектирование образовательных программ в сфере физической культуры и массового спорта;

 

К недостаткамметодической подготовки педагога по физической культуре можно отнести: малый объем часов на дошкольную педагогику, психологию, возрастную физиологию.

 

С каждого выпуска в детские сады идут работать 3-4 выпускника (предварительно проходят преддипломную практику), кроме того, в систему ДЮСШ на этап предварительной подготовки, который начинается с 4-5 лет, идут 8-10 выпускников.

 

Подготовка педагогических кадров на дошкольных факультетах должна предполагать обязательное владение методикой обучения элементам техники базовых видов спорта, планированию направленности тренировочных нагрузок.

 

Субъектом образовательного процесса является ребенок, имеющий индивидуальные особенности функционального, психомоторного, психоэмоционального развития.

Инструктор по физическому воспитанию.

Родители ребенка.

Администрация ДОУ;