Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

ПРОГРАММА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Курсовая работа

Выполнил (а)

Студент(ка) 3 курса

группы_694

О.Н. Бурыкина

Научный руководитель:

О.В. Шварева

Томск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательной школе

1.1 Неполная семья, как социально педагогическая проблема.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей.

1.3 Специфика работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи

ГЛАВА 2. Программа социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

2.1 Опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей.

2.2 Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и снова вступают в брак или остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом случае структура семьи сильно влияет на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает, где ребенок получает азы человеческой культуры. А с другой стороны, воспитание — процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе.

24 стр., 11791 слов

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

... детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего ...

Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым и общительным, либо тревожным, грубым лицемерным и лживым.

По статистике каждый третий ребенок на сегодняшний день воспитывается в неполной семье, а также растет число детей рожденных вне брака, где один из их родителей уклоняется от воспитания. Даже самой сильной, заботливой женщине в неполной семье, физически не хватает достаточного времени для воспитания своего ребенка. Дети предоставлены сами себе из-за чрезмерной перегруженности матери.

Изучением данной проблемы занимаются многие специалисты: школьные педагоги, правоохранительные органы, социальные работники и государство, которые разрабатывают и реализуют наиболее эффективные программы социальной поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей.

Проблемой развода современных семей, как основной причины возникновения неполных семей, занимаются Г. Раттер, И. С. Голод, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. Г. Раттер считает, что при разлуке с родителями из-за разводов в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается. Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют (Савинов Л.И., Камышова Е.В., 2008).

Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание программы, работы социального педагога по социально — педагогической поддержке детей из неполных семей.

Цель данной работы: разработать программу работы социального педагога по решению проблем воспитания детей младшего школьного возраста из неполных семей в школьной среде.

Тема работы: «Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования: процесс социально — педагогической поддержки детей из неполных семей

Предмет исследования: дети из неполных семей.

Для реализации цели в работе поставлены ряд задач:

1. Изучить понятие «неполная семья» и неполная семья, как социально педагогическая проблема;

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей;

8 стр., 3567 слов

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей 2

... работах затрагивают такие вопросы, как степень социальнойответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работыс детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей втаких семьях. ... работы:социально-педагогическая работа с отцами, с детьми и с семьей в целом [15]. Таким образом, проблемавоспитания детей в условиях неполной семьи требует более ...

3. Описать специфику работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи;

4. Обобщить опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей;

5. Разработать программу работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды Ахметшина В.А. «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями», Марилов В.В. «Частная психология», Братусь Б. С. «Аномалии личности», Прохорова, О.Г. «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Методы исследования данной темы: теоретический анализ отечественной литературы и практические методы с использованием электронных ресурсов.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательной школе

1.1 Понятие «неполная семья» и неполная семья как социально — педагогическая проблема

В данном параграфе мы раскроем ряд задач:

1. Раскрыть понятие неполная семья

2. Рассмотреть неполная семью, как социально педагогическая проблему.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит воспитание и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правила, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Действительно трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа, кто он, какой он и.т.д. [15 стр. 185]

Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в нашей стране — разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание наших детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается детей, жизнедеятельность которых будет определять будущее России.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям.

Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения

Неполная семья — семья с одним родителем и имеющая одного или два несовершеннолетних ребенка, в последние годы стала распространённым явлением. Родителем в такой семье чаще всего является мать, а реже — отец. Неполная семья складывается из разных жизненных обстоятельств: расторжение брака, смерть одного из родителей или раздельного проживание супругов, ребенок, рожденный вне брака.

25 стр., 12082 слов

Формирование личности ребенка в период раннего возраста

... литературы и приложения. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ личность ребенок семья 1.1 Понятие личности и ее структура в психологии Личность -- понятие, выработанное для ... девочки в количестве 20 человек (из них 10 девочек и 10 мальчиков). Возраст воспитанников 3-4 лет. Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, ...

В связи с этим различают несколько разновидностей неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшиеся. [10 стр. 210]

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские или отцовские неполные семьи. [6 ч. 2 стр. 185]

Неполной семьей могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами, это семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

В современных условиях психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими в следствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей происходят по причине ухода отца. В некоторых семьях матери с агрессией начинают относится к своим детям, или же совсем наоборот с «чрезмерной опекой».

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

— неподготовленность молодёжи к браку;

— распространение добрачных связей;

— изменение моральных норм во взаимоотношение полов;

— утрата семей своей производственной функции;

— завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

Также существует дополнительная категория, «функциональные неполные семьи» где двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют мало времени для семьи. Такие семьи обычно общаются с детьми только по выходным дням или определенным часам.[8 ч.3 стр. 15-28]

Семьи, ставшие неполными по причине развода, медики указывают, что такие семьи наносят неблагоприятное воздействие на ребенка. По мнению М.И. Буяновой детского психиатра, «семейные раздоры разводящихся или ссоры разведенных родителей, могут привести к тяжелым психическим расстройствам у детей». Чрезмерная моральная и материальная опека старшего поколения, так же приводит к распаду молодых семей.

Еще один тип неполных семей, «Семья матери — одиночки» возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу разных обстоятельств, женщина принимает решения родить ребенка, не вступая в брак. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщины, начинаются еще в период беременности.

Во-первых, родители не всегда могут понять свою собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принимать участие в воспитание малыша.

Во- вторых, родительские обязанности одинокой матери никто не усложняет, но и никто не поправляет, если она допустит ошибку. [8 ч3. Стр. 32-42]

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Изменяется восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы, желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. [ 24, с. 154-159]

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с ... культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы ...

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.

Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.[12, с. 13-20]

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями [17, с. 23].

Половая идентификация — это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности. [18, с. 1-8]

Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки — здоровье и жизненную мудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизни считают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми — счастье других, творчество, красоту природы и искусства.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, воспитывающиеся в неполной семье — это одинокие дети. Их не высокая способность строить межличностное взаимодействие. Прослеживается заниженный авторитет ребенка, причем этот показатель имеет тенденцию роста. Итак, для устранения негативных психологических и социальных причин, деформирующих развитие личности мешающих нормальной адаптации детей из неполных семей в школе необходимо создавать для них комплексные программы помощи и поддержки, которые должны осуществлять профессиональные психологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.

Из выше сказанного можно отметить главный принцип построения программ поддержки детей — это психолого-педагогические особенности детей, что в следствии позволит подобрать необходимые элементы воздействия на ребенка. Данные особенности рассмотрим в следующем параграфе.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей

Задачи данного параграфа.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., ... матерью в период раннего детства может способствовать возникновению в более позднем возрасте личностных расстройств. Представители неофрейдистской школы (Г.Салливен, К.Хорни, Э.Эриксон) были более оптимистичны ...

1. Раскрыть особенности поведения детей младшего школьного возраста из неполных семей

В результате одностороннего воспитания могут появиться различные нарушения в развитие личности ребенка. И не исключено, что дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания.

Также в таких семьях наблюдается особенности в психологии матерей: во-первых, это повышенная тревожность, к своему ребенку. А во-вторых, мать пытается включиться в жизнь своего взрослого ребенка.

Неблагоприятная эмоциональная атмосфера в неполной семье накладывает свой отпечаток на школьную жизнь ребенка, дети из неполных семей реже упоминают о школьной жизни. Такие дети орейнтированны на социальное принятие и мнение ближайшего окружения для них более значимо, чем для детей из полных семей, не менее значимо для них и популярность среди одноклассников. Но, не смотря на стремление к популярности детям из неполных семей свойственно самообвинение и чувство вины за то, что их семья не такая как остальных, а значит и сами дети хуже, поэтому они стремятся доказать всем окружающим обратное.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья, в котором формируется основы характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия с окружающими.

В российской семье происходят серьезные изменения, которые накладывают свой отпечаток на характер отношений родителей и детей, а также существенно расширяют жизненный опыт подрастающего поколения. [7, с.334]

Наибольшую актуальность это утверждение приобретает в наши дни благодаря неуклонному научно — техническому прогрессу, который сопутствует общественному развитию последние несколько десятилетий. Сегодня мы больше, чем когда- либо, склонны вести «кочевой» образ жизни: постоянно увеличивается число переездов с места на место в расчете на одну семью. Подрастая, сегодняшние дети испытывают на себе результаты влияния подобной мобильности: они живут рядом с представителями различных слоев общества и сталкиваются, прямо или косвенно, с различным образом жизни многих людей. Количество разводов возросло на 700 %, а также относительный рост числа неполных семей удвоилось более чем за последние 10 лет. Это свидетельствуют о глубоких потрясениях, которые переживает ныне российская семья. [ Демографический анализ населения Т.О.]

Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Пиваковский и др.) свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношениям к родителям, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью её повышения, неадекватной требовательности к матери и высоким желанием изменения её поведения, активном поиском «значимого взрослого».

В изречении Е.О. Смирновой и В.С. Собкина — детям из неполных семей для их полноценно психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признание в семье или среди сверстников непосредственности выражения чувств. А так же: уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности устанавливать контакты и поддерживать их.[5, с. 12- 20]

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ...

Одной из наиболее важной особенности детей младшего школьного возраста и подростков из неполной семьи является психологическая поддержка, она, прежде всего, направлена на восстановление нормального психолого — социального статуса, а также на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем.[18, с. 35-42]

В большинстве случаев дети младшего возраста из неполных семей имеют общее пессимистическое отношение к прошлому. Серьезный отпечаток на взаимоотношение с окружающими накладывают бывшие травмы, считают, что все события их жизни предопределенны судьбой, и они не в силах, что либо изменить. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей. Пережитая ими психологическая травма способствует проявлениям сочувствия. Такие дети имеют желания быть полезным другим даже в ущерб себе. Умеют сопереживать, проявлять заботу к другим — поскольку на собственном опыте познали боль и обиду от окружающего общества. [ 5, с. 49-55]

Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка младшего возраста, воспитывающего в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания: [Марилов В.В.]

— Авторитет и личностный пример матери (отца)

Глубокое уважение детьми родителей стремление подражать им, прислушиваться к советам.

— Педагогический такт матери (отца)

Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в общении с детьми.

— Культура быта в неполной семье

Правильное взаимоотношение между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи

— Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей

Позволяет матери или отцу научится правильно обращаться с детьми, повышает ответственность за их воспитание

— Удовлетворение потребностей в эмоциональном контакте с матерью (отцом)

— Потребность смысла жизни

— Потребность достижения

Воспитание ребенка добиться всего, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий.

Существуют в неполных семьях такие недостатки характера у детей как: недисциплинированность, грубость, лживость, педантичность. Основным направлением социально — педагогической работы с неполными семьями должна быть: поддержка родителей в воспитание детей; помощь в определение их физических, психологических и социальных нужд, социальное содействие семьям в трудном положении, юридическая помощь и советы. [3, с.1-10]

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимания на собственные слова и поступки и на быт в семье. На основании этого строить систему воспитания собственного ребенка, формировать его личностные качества.

Раскрыв понятие «неполная семья» можем увидеть, как разные ученые описывают эти семья и с какими проблемами сталкиваются эти семьи в процессе воспитания.

На основе анализа педагогических работ различных ученых можно разрабатывать более совершенные программы для поддержки детей из неполных семей, а так же изучать специфику работы с различными возрастными группами детей, столкнувшимися с данной жизненной ситуацией. В следующем параграфе рассмотрим одну из таких возрастных групп — дети младшего школьного возраста, а так же попытаемся проанализировать методы работы социального педагога с детьми данного возраста.

1.3 Специфика работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи

1. Познакомится с формами работ социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

2. Рассмотреть методы работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста.

Деятельность социального педагога в неполной семье включает три основных составляющих социально — педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

1. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

2. Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя два компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье происходит психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. Социальный педагог должен так скорректировать отношение в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.[ 11, с. 23-30]

3. Посреднический компонент социально — педагогической помощи включают в себя три составляющие помощь в организации, координации и информирование.

Деятельность социального педагога, многогранна:

— в одном случае он проводит консультацию молодых супругов,

— в другом — совместно с родителями вырабатывает общую линию воспитания подростка,

— в третьем — решает проблемы неполной или многодетной семьи,

— в четвёртом — занимается семейной психотерапией, поддержкой .

Эти многоплановые контакты социального педагога с семьями, порождают потребностям совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй. Социальные педагоги, работая с семьей, выясняют все трудности, проблемы и стараются оказать помощь и поддержку.

Для работы с детьми из неполных семей могут использоваться следующие формы:

— центры социальной реабилитации детей и подростков. Где социальные педагоги занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния;

— центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь детям из неполных семей, контролируют эти семьи.

Педагогами и психологами центров применяются различные приемы и методы, способствующие адаптации детей в среде сверстников и окружающей среде интеграции их в жизнь и общество.

Также в своей работе социальный педагог использует различные методы.

Самым распространенным и естественным является:

· Метод наблюдения, который дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

· Метод оценки уровня развития типичных черт личности (тест Кеттела).

Таким образом, социальный педагог, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. В следующей главе мы рассмотрим опыт зарубежных и отечественных социальных педагогов по работе с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

При анализе понятия «неполная семья» было выявлено влияние на поведение детей младшего школьного возраста, отсутствия в воспитании одного из родителей, что впоследствии позволило изучить особенности поведения детей и обобщить все имеющиеся формы и методы работы социального педагога с детьми и их родителями.

По итогам данной главы разработаем программу для помощи детям из неполных семей и рассмотрим ее отдельной главой.

ГЛАВА 2. Программа социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей

2.1 Опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей

Задачи этого параграфа:

1. Проанализировать опыт работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение на зарубежном уровне.

2. Проанализировать опыт работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение на всероссийском уровне

3. Обобщить опыт работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение на региональном уровне.

В ходе рассмотрения опыта на разных уровнях раскроем основные моменты каждой приведенной ниже программы, а именно актуальность, цель проведения, место проведения и основные результаты.

В ходе работы рассмотрим зарубежный опыт двух стран — США и Австрия.

В США была разработана такая социально- педагогическая программа, как «охрана материнства и детства».

Это программа была направлена на помощь женщинам оставшимся без мужа и имеющих несовершеннолетних детей. Сам смысл этой программы заключается в том, что бы различные пособия на ребенка оплачивались матерям до достижения 18 лет.

Американские программы «Медикейд» и «Медикэр» предоставляют детям из неполных семей полный пакет медицинских пособий.

Кроме государственных медицинских программ «Медикейд» и «Медикэр» в США существует программа «блоковых субсидий» охраны здоровья матери и ребенка.

Специальные учреждения предоставляют помощь детям или неполным семьям совершенно бесплатно. В этот спектр услуг входит следующие: организация специальных групп профессионального обучения для родителя; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей, создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию, наблюдение за адаптацией ребенка в школе и/или в школьном коллективе; развитие социальных служб помощи детям в получении образования и т.д.

В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях, независимо от уровня доходов семьи.

Программа «SosScoohl» занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования детей в школе. Примером этого, может служить то, что социальный педагог преследует цель, чтобы дети из неполных семей, которые находятся под его присмотром были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, могли получить европейское образование, дети получившие психологическую травму в результате развода родителей могли бы получить все то, что позволило бы им включиться в естественную жизнь общества.

Социальный педагог участвует в повседневной жизни ребенка тем самым оказывая на него педагогическое влияние. Плюсом этой программы является то что социальной педагог находится всегда рядом, тем самым предотвращая попадания ребенка в «дурную компанию», минус программы заключается в том что: работа направлена только на ребенка, не затрагивая его родителей.

В 1983 году в городе Нью-Йорк, была открыта средняя школа “Город как школа“ она была восхищена очень простой и одновременно действенной формой обучения в ней — “обучение путем эксперимента“. Инициатором модели “Город как школа“ были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 году государственную “альтернативную школу“, взяв за основу идею программы Парквея “Школа без стен“. По мнению педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или “школы без стен“ является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы.

Социально — педагогическая программа в средней школе Финляндии состоит из 9-летней системы образования. Это дает всем выпускникам одинаковую возможность для будущей учебы, независимо от их пола, экономического положения или полноты семьи.

Цель обязательного школьного обучения — дать возможность детям вырасти полноправными, ответственными, независимыми, творческими, миролюбивыми людьми и гражданами, умеющими сотрудничать. Особое внимание уделяется детям младших классов и детям воспитывающихся в неполной семье.

Главным принципом 9 летней программы в Финляндии в том, что семья несет основную ответственность за воспитание детей. И школа поддерживает ее в решении этой задачи.

Программа « Счастливый ребенок» в средней школе Финляндии не ставит задачу “просветить“ родителей. Но учителя должны устанавливать контакт с неполными семьями, для того что бы, по крайней мере, один раз за школьный семестр родитель который один воспитывает ребенка посетил социального педагога для беседы.

Социальный педагог старается вовлечь родителя и ребенка в разные виды деятельности в школе, например, для проведения игр на свежем воздухе под названием « веселые старты» эти игры способствуют сближению и сплочению семьи, а точнее ребенка и его родителя. Также социальные педагоги Финляндии уверены в том, что если родитель находит время для общешкольного мероприятия, то он дает своему ребенку определенное количество времени, что в дальнейшим понесет за собой лишь благополучные последствия в развитие.

Важно, что связь между школой и семьей выявляет зоны риска до того, как возникает тревожные проблемы.

Если рассматривать опыт социально — педагогической помощи ребенку из неполной семьи в школе, на всероссийском уровне, то можно увидеть, что изучение особенностей воспитания детей в неполной семье и ее жизнедеятельности стало предметом исследования различных отраслей наук: педагогики (И.Б.Кочубей, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, В.Сатир, В.А.Сухомлинский и др.), психологии, медицины и.т.д.

Становление России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства требует создания и развития новых, адекватных современным условиям, институтов социальной сферы. К таким учреждениям относятся Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) — государственные учреждения, относящиеся к системе социального обслуживания, которые призваны содействовать реализации семейной политики в Российской Федерации. ЦСПСиД могут быть прикреплены к школам и оказывается комплексную социальную помощь в виде экономических, юридических, медицинских, психолого-педагогических услуг различным категориям семей с детьми. Так же непосредственно ведётся работа с детьми и подростками в специальных Отделениях дневного пребывания (ОДП) куда отправляются дети из общеобразовательных учреждениях с психическими травмами которые связаны из-за многочисленных разводах родителей, жестоким обращением и.т.д. В такие центры попадают, как правило дети замкнувшиеся в себе или дети с нарушениями поведения связанные с недостатком внимания со стороны родителей. Центры социальной помощи семье и детям стали появляться сравнительно недавно, поэтому сфера их деятельности и потенциал не достаточно ещё изучены. Анализ опыта работы этих учреждений можно встретить в трудах следующих исследователей: Е.В. Бурмистровой, С.В. Волковой, О.В. Заводилкиной, О.В. Зыкова, М.Н. Крымкина, Э.А. Манукян, В.В. Митрофаненко, В.В. Назаровой, М.Н. Полисадовой, Е.Б. Рогалёвой, B.C. Торохтия, Е.Г. Череваневой, А.Ф. Шадуры и др.

Важнейшим направлением, Центров социальной помощи семье и детям является повышение воспитательного потенциала в неполной семьи, а также работа с родителями. Такая деятельность обеспечивается специалистами, социальными педагогами ЦСПСиД.

Базой исследования является Российский ЦСПСиД « Планета семьи», а также города Саратова и.т.д

Следующим опыт, который мы рассмотрим это будет опыт на региональном уровне.

Базой исследования является: Томский ЦСПСиД « Огонёк».

Опыт и теоретические основы индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в Томске.

Развитие теоретических представлений и практических подходов к проблеме социально-педагогической работы с детьми и подростками неразрывно связано с изменением в обществе вообще и профессиональном сообществе в частности отношения к проблеме детства.

Анализ теоретических оснований социально-педагогической работы с детьми и подростками из неполных семей требует рассмотрения двух взаимосвязанных планов. Один из них лежит в русле развития социальной поддержки детства, второй связан со становлением педагогических воззрений на детство, обучение и воспитание ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Организованное общественное попечение об образовании и воспитании детей, особенно нуждающихся детях, имеет глубокие исторические корни.

История развития социальной поддержки детей своими истоками восходит к благотворительности (Л.В.Бадя, И.Ф.Деменьева, Л.В.Мардахаев, Л.Е.Никитина, Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, Т.Ф.Яркина и др.).

Ограничиваясь предоставлением нуждающемуся ребенку пищи, одежды и крова, длительное время она носила примитивные формы, не была организованной и регулярной.

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.

Система воспитательной работы интегрирована в образовательный процесс, через комплекс форм внеурочной деятельности: ученического самоуправления, деятельности детских общественных организаций, дополнительного образования, общешкольных коллективно-творческих дел, традиционных мероприятий, систематического и целенаправленного вовлечения детей в социальные акции различного уровня. Подсистема дополнительного образования МОУ СОШ № 5 состоит из разноуровневых по содержанию, интегрированных, межпредметных, специальных курсов, программ кружковой деятельности, программ творческих объединений обучающихся. Она тесным образом связана с потребностями учебно-воспитательного процесса, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Тем самым школа обеспечивает в полной мере условия для реализации многих способностей обучающихся.

В рамках Программы развития «Школа развития личности» воспитательная система решает задачу массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность. Но для более системной и чёткой работы необходима координация всех компонентов системы, таких как ученическое самоуправление, детские общественные организации, клубы, кружки секции школьного дополнительного образования, общешкольные дела и праздники.

Таким образом, можно сделать вывод, что на всех уровнях проблема с детьми младшего школьного возраста из неполных семей

В практике общеобразовательных учреждений внеурочная деятельность выстраивается на основе следующих форм социализации школьников: ученическое самоуправление, детские общественные организации, клубы, кружки, секции дополнительного образования, массовые внеурочные мероприятия. Дисбаланс в целостность образовательного процесса вносит разрозненность данных форм социально значимой деятельности или отсутствие той или иной формы (например, детская общественная организация в школе явление редкое).

2.2 Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение

Разработаем программу социальной педагогической помощи детям из неполных семей в общеобразовательных учреждениях.

Разрабатывая свою программу я опиралась на опыт социально-педагогическую программы которая состоит из 9 летней системы обучения в Финляндии.

Ниже будут представлены основные моменты программы «Семейное счастье».

Обоснования актуальности программы. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.

Наиболее заметным явлением, демонстрирующим нарушения единства семьи, является развод, который в современных обществах стал массовым. Он способствует осознанию человеком, с одной стороны, несовершенства семьи, а с другой — ее социальной значимости; это одновременно и сильный стресс, и ценные знания, связанные с природой и жизнедеятельностью индивида.

Если родители постоянно раздражены, у ребенка возникает дефицит внимания, любви и исполненного юмора общения. Дети разрываются между двумя враждебными лагерями. Им негде научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается.

Между тем, воспитание ребенка в неполной семье — это большая вероятность однобокого воспитания, феминизация мальчиков, нарушение половой идентификации.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляются в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности, восприимчивости к любым формам поведения и деятельности родителей.

Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения. Что же говорить о переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, что родители решили развестись.

Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность, гиперактивность или апатия, непослушание, неподчинение взрослым как способ привлечение к себе внимания. Это только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят младшие школьники, они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются развестись.

Напряженность этих чувств зависит от многих вещей, в особенности от того, как родители сообщили ребенку об этом, насколько напряжена атмосфера дома, с кем ребенок будет жить, с кем и когда видеться, подвергая тем самым ребенка в шоковое состояние.

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность.

Цель: выявление и учет детей младшего школьного возраста из неполных семей, оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям.

Задачи:

— выявление и учет детей младшего школьного возраста не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия,

— умение найти к ним индивидуальный подход,

— не допустить их отторжения от школы вследствие развода родителей,

— постоянное взаимодействие со специалистами общеобразовательного учреждения.

Основные формы социально-педагогической программы:

· психосоциальное консультирование семьи ребенка,

· социальный патронаж,

· социально значимые мероприятия с вовлечением учащихся во внеурочную воспитательную деятельность, шефские инициативные отряды

Реализация данной программы основывается на теории межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейном общении; на особенностях индивидуального и личностного развития ребенка в условиях неполной семьи; на выборе конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики.

По срокам исполнения программа рассчитана на 24-45 дней. Основными этапами являются:

1. Подготовительный или организационный (1 день).

2. Ориентировочный или диагностический (2-4 дня).

3. Основной или реабилитационный (5-22 дней).

4. Заключительный или аналитический (23-24 день).

Программа состоит из семи блоков, каждый блоки имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации. Представим структуру программы в виде таблицы 1.

Таблица 1

Структура программы

Основные направления программы

Количество

часов в день

Социально-правовой блок «Мы и наше общество»

1час 20 минут

Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье»

2 часа

Социально-психологический блок «Мы и наш брак»

1 час

Социально-педагогический блок «Мы и наши дети»

1час 20 минут

Социально-трудовой блок «Мы и наша работа»

1 час

Социально-бытовой блок «Мы и наш дом»

1 час

Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время»

1час

Программа разработана для детей младшего школьного возраста — от 6 до 10 лет. Возможна доработка программы для детей в возрасте от 10 до 16 лет, это связанно с тем, что в подростковый период дети более чувствительны к внешней среде, плохо реагируют на давление со стороны взрослых, поэтому будут проводить курс лекций направленных на социальную ориентацию ребенка из неполных семей.

Руководит программой заместитель директора по реабилитации при кураторстве директора Центра социальной реабилитации семьи, исполняют медицинские работники, заведующий отделением семьи и детства, психолог, педагоги, специалисты по социальной работе.

Основными требованиями к специалистам является профессиональная подготовка в данном вопросе, отсутствие субъективного мнения к определенным детям (не зависимо от их поведения), ненавязчивая форма помощи.

Основными результатами программы являются:

· Урегулирование внутрисемейных отношений между родителями и ребенком;

· Развитие положительного поведения и снижения прогулов уроков с неуважительной причиной;

· Социальная ориентация ребенка в обществе;

· Формирование у детей правильного понимания термина семья, брак и внутрисемейные отношения.

Критериями о результативности курса «Семейное счастья» определится после проведения ряда анкетирования по всем темам программы и повторного анкетирования после истечения срока 3 месяца. Повторное анкетирование будет повторяться еще 2 раза соответственно через каждые 3 месяца.

Особенности реализации программы заключается в совместной работе родителей и детей в различных мероприятиях, что позволит улучшить их внутрисемейные отношения, укрепить семейные узы и помочь разобраться в проблемах связанных с неполной семьей.

Ожидаемый результат программы: снижение непосещения уроков по неуважительным причинам, снижение агрессии у детей по отношению к своим сверстникам, учителей, а самое главное — к своим родителям.

Заключение

неполный семья социальный педагог

Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.

Нами была поставлена цель: разработать программу работы социального педагога по решению проблем воспитания детей младшего школьного возраста из неполных семей в школьной среде.

В теоретической главе мы изучили:

— Неполная семья как социально педагогическая проблема.

В этом параграфе проанализируя понятия «неполная семья» разных педагогов, мы смогли дать свое определение. «Неполная семья — отсутствие в воспитание ребенка одного из родителей, тем самым травмируя психическое и социальное здоровье ребенка».

Дети, воспитывающиеся в неполной семье — это одинокие дети. Их не высокая способность строить межличностное взаимодействие. Прослеживается заниженный авторитет ребенка, причем этот показатель имеет тенденцию роста. Итак, для устранения негативных психологических и социальных причин, деформирующих развитие личности мешающих нормальной адаптации детей из неполных семей в школе необходимо создавать для них комплексные программы помощи и поддержки, которые должны осуществлять профессиональные психологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.

— Проанализируя психолого- педагогические особенности детей, мы пришли к выводу что, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимания на собственные слова и поступки и на быт в семье. На основании этого строить систему воспитания собственного ребенка, формировать его личностные качества.

— Описав специфику работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей, напрашивается вывод, что социальный педагог, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

— Обобщив опыт работы социального педагога на разных уровнях, с детьми младшего школьного возраста из неполных семей, мы можем столкнуться с тем что, в практике общеобразовательных учреждений внеурочная деятельность выстраивается на основе следующих форм социализации школьников: ученическое самоуправление, детские общественные организации, клубы, кружки, секции дополнительного образования, массовые внеурочные мероприятия. Дисбаланс в целостность образовательного процесса вносит разрозненность данных форм социально значимой деятельности или отсутствие той или иной формы (например, детская общественная организация в школе явление редкое).

В теоретической главе дается анализ работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательной школе.

Были раскрыты проблемы неполной семьи с целью определения их влияния на психическое и социальное развитие детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.

Теоретические положения первой части курсовой работы явились основой исследования.

В качестве исследовательской площадки разработали программу по помощи детям из неполных семей младшего школьного возраста.

Изучением данной проблемы занимаются многие специалисты: школьные педагоги, правоохранительные органы, социальные работники и государство, которые разрабатывают и реализуют наиболее эффективные программы социальной поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей.

Проблемой развода современных семей, как основной причины возникновения неполных семей, занимаются Г. Раттер, И. С. Голод, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. Г. Раттер считает, что при разлуке с родителями из-за разводов в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается. Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют (Савинов Л.И., Камышова Е.В., 2008).

Данная программа носит комплексный характер и направлена на работу с детьми, родителями, педагогами и включает в себя несколько направлений по реализации программы: диагностическое, коррекционное, образовательное.

Список использованной литературы

1. Андреева, Л. Шаг за шагом к погибели / Л. Андреева // Воспитание школьников. — 2009. — № 3. — С.43-46.

2. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Классный руководитель. — 2007 — №1. — С. 65-73.

3. Братусь, Б. С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 2007 г.,- 301 с.

4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. — М.: Просвещение, 2008.-207 с.

5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. — М., 2007.-234 с.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 119 с.

7. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./Общ. ред. Н.М. Ершовой. — М.: «Прогресс», 2010. — 206 с.

8. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под.общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2007. — 416 с.

9. Галагузова М.А.»Социальная педагогика». Курс лекций, под редакцией Галагузовой М.А., М. 2010. с. 96.

10. Каменская В.Г. / Детская психология с элементами психофизиологии. /М, 2008

7. Карл Леонгард. Акцентуированные личности. Психология. Издательство: Феникс, 2009 г., — 297с.

8. Котликова Л.В. Социальная педагогика: Учебное пособие. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2006.- 172 с.

9. Марилов В.В. Частная психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: Издательский центр « Академия» , 2004. — 400 с.

10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.

11. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. — М.: ТЦ Сфера, 2005.-348 с.

12. Рабочая тетрадь социального педагога. Сост. Г.С-Семенов. Под ред. Л.В. Кузнецовой — М.: Школьная пресса, 2005. — 63 с.

13. Российская газета — Федеральный выпуск №4404 от 4 июля 2007 г

14. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер с англ. / В. Сатир. -М, 2007.-204 с.

15. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. — М., 2008 — 368 с.

16. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы №2-М,2009г

17. Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие/Отв. ред. д.и.н. проф. Е И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. — М; ИНФРА-М, 2002. -427 с.

18. Семейный Кодекс Российской Федерации. — М.: ТК Велби, 2008. -64 с.

19. Титова, Г. Ю. Введение в профессию социального педагога : учебное пособие / Г. Ю. Титова. — изд. 2-е. — Томск : Издательство ТГПУ, 2006.-227 с

20. Титова Г.Ю., Логинова Н.В. Социальная педагогика: учебное пособие. Часть 1: Теоретические основы / авторы-составители Титова Г.Ю., Логинова Н.В.; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». — Томск: Издательство ТГПУ, 2008. — 276 с

21. Чуянов А.Ф. Вопросы социальной работы. Выпуск 4. Вологда, 2001г — 56 с.

22. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974

Размещено на