Сведения о местах проведения практики.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Рекомендуется для

 

Направления37.03.01 – «Психология»

Направленность (профиль)«Социальная психология»

 

квалификация выпускника: бакалавр

1. Целью практики является

1. Формирование общекультурных компетенций:

практическаядеятельность:

2. способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

3. способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

4. способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

5. способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

6. способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

7. способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);

педагогическаядеятельность:

8. способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

9. способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

10. способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12).

3 стр., 1040 слов

Рекомендации по совершенствованию, реализации (применению) социально-психологических ...

... в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека). Такое разделение достаточно условно, т.к. в ... и разрешение конфликтов в коллективе. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность ...

 

2. Трудоемкость педагогической практикисоставляет 3 зачетные единицы 5 зачетных единиц, 3 недели, 162 часа

3. Вид, способ и форма проведения практики:

Вид практики: производственная

Способы проведения: стационарная

Форма проведения: концентрированная

Наименование: педагогическая

4.Место практики в структуре основной образовательной программы:

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы педагогическая практика по направлению 37.03.01 — «Психология» проводится на третьем курсе в 6 семестре в объеме 3 недели (5 зачетных единиц) на базе образовательных учреждений (колледжей, школ, гимназий и др.).

Требования к уровню подготовки студента, необходимого для успешного прохождения практики: педагогическая практика является продолжением и закреплением знаний и навыков, полученных при изучении следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Социальная психология», «Методика преподавания психологиив средних учебных заведениях».

5. Перечень планируемых результатов практики:

В результате прохождения практики студент должен:

знать:

— специфику педагогической деятельности психологов в образовательных учреждениях;

— основные направления работы преподавателя психологии;

уметь:

— планировать и организовывать лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, внеаудиторную и другие формы учебной работы преподавателя психологии в учреждениях образования различного типа;

— оценивать индивидуальные результаты учебной деятельности учащихся и выражать их в качественной и балловой форме;

— разрабатывать и применять современные образовательные и информационные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся.

владеть:

— навыками анализа педагогической деятельности с целью осознания собственных профессиональных знаний и умений;

— навыками исследования психологических особенностей отдельных учащихся и группы/класса в целом, а также составления психологического портрета студента/ученика или группы

— системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

 

Содержание педагогической практики

Видыпрофессиональной деятельности Формируемыекомпетенции Трудоемкость в ЗЕ
Организационный (подготовительный) этап: проведение установочной конференции, постановка педагогических задач, инструктаж по порядку прохождения практики, подготовка методического обеспечения. ПК-10  
Ознакомительный этап: знакомство с образовательным учреждением, с администрацией, педагогическим коллективом, знакомство с основными задачами и направлениями учебной работы преподавателя психологии и внеклассной работы классного руководителя, знакомство с закрепленным классом. ПК-10  
Педагогический этап: подготовка и утверждение конспектов уроков и внеклассных мероприятий по психологии, проведение пробных и зачетных уроков по психологии разных типов, внеаудиторной и методической работы. ПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-12  
Психологический этап: изучение отдельного учащегося или классного коллектива на основе различных видов практической психологической работы и по материалам психологической службы учебного заведения ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8  
Аналитический этап: наблюдение и анализ педагогической деятельности преподавателя психологии и других студентов, самоанализ своей педагогической деятельности. ПК-10, ПК-11  
Заключительный этап: подведение итогов практики, написание отчета, анализ эффективности и оценка результатов практики, подготовка к конференции, проведение заключительной конференции по педагогической практике. ПК-10  

 

Тематическое планирование практики

Дата(день) Темазанятия (содержаниеработы) Трудоемкость в часах
    Ауд. Срс
1 день Организационный этап: участие в установочной конференции знакомство с целями и задачами данной практики, требованиями к оформлению отчетной документации, собеседование с групповыми руководителями практики и составление предварительного индивидуального плана работы  
1 неделяпрактики Ознакомительный этап: знакомство с деятельностью организации, с ее структурой и функциями; изучение образовательной программы по психологии, его учебных планов и программ, их структуры, содержания, методов и приемов обучения.  
  Основной этап: наблюдение и анализ педагогической и психологической деятельности психолога.  
  Разработка и оформление конспектов занятий и конспектов внеаудиторного мероприятия с учащимися, подготовка методического обеспечения к проведению занятий.  
2 неделяпрактики проведение занятий и внеаудиторного мероприятия с учащимися самоанализ проведенных занятий, диагностика, обработка данных и составление психолого-педагогической характеристики учащегося и психологический портрет класса (группы), наблюдение и анализ занятий студентов-практикантов, проведение профориентационной работы с учащимися, выполнение научно-исследовательской работы срамках научных интересов студентов  
3 неделяпрактики Заключительный этап: составление отчетной документации по практике, подготовка к заключительной конференции, участие в заключительной конференции, доклад и презентация  
  Всего  

 

Сведения о местах проведения практики.

Педагогическая практика на третьем курсе по направлению 37.03.01 — «Психология» осуществляется на основе договоров между ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» и образовательными учреждениями г. Уфы (СОШ, колледжи, гимназии и др.), обладающих необходимым кадровым потенциалом.

На базе практики должна функционировать психологическая служба или должен быть педагог-психолог, имеющий свой кабинет, оборудование и ведущий систематическую преподавательскую, научно-методическую и практическую деятельность.

 

8. Перечень примерных заданий для выполнения в период практики:

I.Учебная работа

1. Овладение различными концепциями, технологиями и методами преподавания психологии в образовательных учреждениях.

2. Проведение уроков психологии различных типов (1 урок пробный, 1 урок зачётный);

2. Наблюдение и психологический анализ посещённых уроков различных типов преподавателя психологии (1 занятие).

Изучение опыта работы преподавателя.

3. Наблюдение и психологический анализ посещённых уроков студентов-практикантов, определение эффективности посещённых уроков по предлагаемой схеме с письменным предоставлением результатов качественного и количественного анализа (1 занятие).

4. Самоанализ подготовленных и проведенных уроков на основе конспекта этого урока и результатов его реального проведения.

II. Методическая работа

1. Изучение образовательной программы по психологии, по которой работает преподаватель, его учебных планов и рабочих программ, анализ их структуры, содержания, методов и приемов обучения.

2. Разработка и оформление конспектов пробных и зачётных уроков, внеклассного мероприятия по психологии с последующим приложением их к отчётной документации.

3. Подготовка методического обеспечения, необходимого для реализации задач учебной и воспитательной работы.

4. Участие в работе методических объединений (семинаров) по предмету.

5. Подготовка сообщения по современным проблемам психологической науки и практики и выступление на методическом объединении, методическом семинаре или педагогическом совете образовательного учреждения.

 

III.Внеаудиторная работа по психологии

1. Ознакомление с планом воспитательной работы классного руководителя или куратора.

2. Посещение внеаудиторных мероприятий, проводимых классным руководителем или психологом с их последующим психологическим анализом.

3. Самостоятельное проведение одного внеаудиторного мероприятия по психологии с предоставлением подробного конспекта и самоанализа проведенного мероприятия.

4. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося (студента) на основе изучение его личного дела, классного журнала, медицинской карты, бесед с учителями-предметниками, классным руководителем и психологом об особенностях его учебно-познавательной деятельности и поведения, наблюдения за его работой на различных уроках, индивидуальной психодиагностики и консультирования.

5. Составление психологической характеристики класса (группы) на основе социометрических, референтометрических исследований, наблюдения, анкетирования, беседы и других методов.

6. Выполнение научно-исследовательской работы в рамках научных интересов студентов и с учетом запросов образовательного учреждения.

7. Проведение профориентационной работы с учащимися средних и средних специальных учебных заведений («Школа юного психолога»).

8. Подготовка группы студентов, проходивших практику в конкретном образовательном учреждении, к презентации базы практики и результатов проделанной работы на заключительной конференции по педагогической практике.

 

Содержание, организация и методика проведения учебных занятий по психологии зависит от типа образовательного учреждения (школа, колледж, ВУЗ), педагогической системы и технологии, которой придерживается преподаватель, типа урока (лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие или комплексный урок) и других факторов.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

 

а) основная литература

 

1. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб. пособие / Валентина Яковлевна ; В. Я. Ляудис. — 5-е изд. ; испр. и доп. — СПб.: Лидер, 2007.

2. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед. спец. / Борис Циренович ; Б. Ц. Бадмаев. — М. :Владос, 2001.

3. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Виктор Николаевич ; В. Н. Карандашев. — СПб.: Питер,2007.

4. Герасимова, В. С. Методика преподавания психологии [Текст] : курс лекций / Валентина Сергеевна ; В. С. Герасимова. — [2-е изд. ; перераб. и доп.]. — М. : Ось-89, 2005.

 

б) дополнительная литература

 

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-н/Д., 2000.

2. Батыршина А.Р. Методика преподавания психологии. – Нижнекамск, 2002.

3. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. – М., 2004.

4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. – М., 2004.

5. Забродин Ю. М., Попова М. В. Программа. Психология. Учебный курс для 8 – 11 классов. – М., 1997

6. Морозова И.С., Морозов Н.И. Введение в методику преподавания психологии. – Кемерово, 2001.

7. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1998.

8. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. – М., 1993.

9. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. – Минск, 2001

10. Потёмкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. – М., 1993.

11. Программа и типовая инструкция по организации и проведению педагогической практики / Сост. М.А.Галанова. – Уфа, 2001.

12. Система практик в профессиональной подготовке психологов: Учебное пособие /Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Штроо В.А., Черемисова З.Д. – М., 2002.

13. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. – М., 1998.

14. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М. – Рига, 1995.

15. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. Технологии в изучении психологии. Учебноепособиедлявузов. – М., 2003.

 

в) программное обеспечение

— аттестационно-педагогическиеизмерительныематериалы;

— программы пакета Windows (PowerPoint, Paint, MovieMaker) длясоздания презентаций и роликов.

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

http://biblioclub.ru/«Университетская библиотека ОНЛАЙН»

http://dic.academic.ru/ Он-лайн словари, энциклопедии

http://eLIBRARY.ru/Научная электронная библиотека

http://ibooks.ru/Электронно-библиотечная система

http://BOOK.ru/Электронно-библиотечная система

http://Koob.ru/ Библиотека психологической литературы

http://my-training.ru/Упражнения для тренингов

http://psy.rin.ru/ Сайт «Психология»

Библиотека по психологии и психиатрии

http://psychol.narod.ru/sites.htm многопрофильные сайты по психологии

http://psyjournal.ru/index.php Журнал практической психологии и психоанализа

http://psyjournals.ru Журналы по психологии МГППУ

Сайт «Мир тестов»

http://vch.narod.ru/index.html/ Психологические тесты

http://www.childpsy.ru/ Детская психология

http://www.koob.ru/Электронная библиотека

http://www.psy.msu.ru/ факультет психологии МГУ

— Психология на русском языке

http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии»

http://www.zipsites.ru/psy/ психологическая библиотека

 

10. Материально-техническое обеспечение практики:современные компьютерные средства, оснащенные программным обеспечением (MicrosoftExcel, PowerPoint и др.) и с возможностью доступа к сети Интернет, к современным электронным базам данных, содержащих достижения отечественной и зарубежной психологии;

− аудитории с интерактивной доской, с мультимедийным оборудованием;

− фонд психодиагностических методик, необходимых студентам для прохождения практики.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно быть представлено демонстрационными техническими средствами, аудио- и видеозаписывающей аппаратурой и др.

 

Требования к промежуточной аттестации по практике.

По окончании педагогической практики студенты представляют следующую отчетную документацию, заверенную подписями руководителей практикив образовательном учреждении:

1) Дневникпедагогическойпрактикипсихолога.

2) Журнал педагогической практики студента-психолога в образовательномучреждении, включающий:

а) подробный индивидуальный план работы;

б) подробный аналитический отчет о прохождении педагогической практики с выводами и рекомендациями по ее совершенствованию;

в) отзыв руководителя о работе практиканта в образовательном учреждении;

г) отзыв группового руководителя практики от кафедры;

д) заполненную зачетную ведомость с оценками по всем видам деятельности с печатью образовательного учреждения.

3) Конспекты 2-х уроков разного типа (лекция, семинарское занятие, практическое или лабораторное занятие), проведенных студентом.

4) Письменный самоанализ 2-х проведенных зачётных уроков разного типа по предложенной схеме.

5) Письменный анализ эффективности одного посещённого урока студентов-практикантов по предложенной схеме.

6) Конспект зачетного внеаудиторного мероприятия, проведенного студентом (допускается одно мероприятие на двоих студентов).

7) Письменный самоанализ зачетного внеаудиторного мероприятия (проводится индивидуально).

8) Конспект сообщения по современным проблемам психологической науки и практики для выступления на методическом объединении, методическом семинаре или педагогическом совете образовательного учреждения.

9) Психолого-педагогическая характеристика учащегося (студента) или класса (группы), составленная практикантом, с приложением всех протоколов исследования.

10) Устный отчет или общегрупповая презентация по итогам педагогической практики (установочная конференция).

 

Порядок защиты и подведение итогов практики

Итоги практики подводятся на итоговой конференции по педагогической практике, на которой заслушиваются отчеты руководителей практики о качестве ее прохождения, представителей баз практики и выступления студентов. На основании обсуждения результатов выставляется дифференцированная оценка.

К выступлению на итоговой конференции допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.

Выступление включает устный публичный отчет студента-практиканта или подгруппы студентов, на который отводится 5-7 минут, ответы на вопросы руководителей практики. Устный отчет студента должен раскрывать цели и задачи практики, общую характеристику мест практики, описание выполненной работы, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

1) степень сформированности профессиональных компетенций в результате педагогической практики;

2) обязательное прохождение всех этапов практики, участие в установочной и итоговой конференциях;

3) объем проделанной работы;

4) умение творчески применять теоретические знания в педагогической деятельности;

5) качество выполнения всех заданий, аналитического отчета, выводов и предложений;

6) степень самостоятельности студентов при выполнении всех форм работы;

7) выполнение работы в установленные сроки и своевременность предоставления документации.

Итоговая аттестация по педагогической практикевыставляется кафедральным руководителем практики после предоставления всей отчетной документации и включает в себя общую оценку выполненной работы студента, а также соблюдения трудовой дисциплины и профессиональной этики.

Документация   Критерии макс. балл
Дневникпедагогическойпрактики Систематическое отражение содержания деятельности; наличие анализа проведенных или посещенных мероприятий.  
Журнал педагогической практики в образовательномучреждении Подробный индивидуальный план работы; подробный аналитический отчет о прохождении педагогической практики с выводами и рекомендациями по ее совершенствованию; отзыв руководителя о работе практиканта в образовательном учреждении; заполненная зачетная ведомость с оценками по всем видам деятельности с печатью образовательного учреждения.  
Конспекты 2-х уроков разного типа, проведенных студентом. Соответствие конспекта требованиям к методике преподавания психологии, критериям оценки качества; утверждение у методиста не позднее, чем за 2 дня до урока.  
Письменный самоанализ 2-х проведенных уроков разного типа по предложенной схеме. Наличие в самоанализе оценки научного, методического, риторического и воспитательного уровня урока; полнота и глубина анализа, рекомендации по самосовершенствованию.  
Письменный анализ эффективности 2-х посещённых уроков по предложенной схеме Научный подход к анализу урока; глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи; рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы; учет специфики данного учебного предмета; научная и методическая обоснованность оценок, характеристик и выводов, их конкретность, доказательность и убедительность; предложения по совершенствованию урока.  
Конспект зачетного внеаудиторного мероприятия, проведенного студентом. Соответствие конспекта требованиям к методике проведения внеаудиторных мероприятий; утверждение у руководителя не позднее, чем за 2 дня до урока.  
Письменный самоанализ зачетного внеаудиторного мероприятия. Анализ методики подготовки мероприятия, его структуры и анализа, содержания и методики проведения; анализ результатов мероприятия; выводы и пожелания по совершенствованию.  
Конспект сообщения по современным проблемам психологической науки и практики для выступления на методическом объединении Наличие конспекта, его качество, актуальность проблемы, результаты выступления на семинаре или объединении.  
Психолого-педагогическая характеристика учащегося или класса (группы), составленный практикантом Адекватность методов и методик предмету исследования; полнота охвата предмета исследования; обоснованность сделанных выводов.  
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ  

 

* — итоговый оценочный лист заполняется курсовым руководителем от кафедры

 

Критерии оценки:

«Отлично» – от 91 до 100 баллов,

«Хорошо» – от 71 до 90 баллов,

«Удовлетворительно» – от 51 до 70 баллов,

«Неудовлетворительно» – ниже 50 баллов.

Примерная система дифференцированной оценки результатов практики

«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход в применении теоретических знаний в педагогической деятельности, способность к анализу своей деятельности, умение выделять основное. Участвовал в подготовке и подведении итогов практики во время отчетной конференции. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний по ее оформлению и содержанию. Дневник практики содержит анализ ежедневной деятельности студента. Подробный аналитический отчет содержит выводы и рекомендации по совершенствованию организации и прохождения практики. Отзыв группового руководителя положительный.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Отчетная документация представлена с незначительным нарушением сроков в полном объеме, замечания по ее оформлению и содержанию небольшие. Отзыв группового руководителя положительный.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме. Нуждался в помощи при выполнении заданий практики и подготовке отчета. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв группового руководителя с замечаниями.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Отчетная документация не представлена.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 37.03.01 – Психология (квалификация «бакалавр») № 946
от 07.08.2014г.

 

Разработчики:

доцент кафедры общей и социальной психологии БГПУ им. М. Акмуллы ____________ Г.В. Митина

 

Эксперты:

канд. психол. наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии БГПУ им. М. Акмуллы   ______________ И.Ф. Шиляева
Директор ГАУ Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, подросткам, молодежи   _______________ А.А. Нурмухаметова

 

Программа утверждена на заседании кафедры общей и социальной психологии. Протокол № 1 от31 августа 2015 г.     ___________Зав. кафедрой М.В. Нухова

 

 

 

Приложение 1