Статьи по общей псих

Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. — 03/2004. — N2. — С.104−118 .

«Представленные в современных учебниках, словарях и учебных пособиях по психологии определения ее предмета чаще всего сводятся к двум: психология — это либо наука о психике, или психической жизни человека (в более развернутых формулировках — о закономерностях развития и функционирования психики), либо наука о психике (психических процессах, явлениях) и поведении. Однако все трудности начинаются тогда, когда поднимается вопрос о том, что же такое психика. Если не ограничиваться житейско интуитивным, неопределенным и расплывчатым пониманием этого понятия и не обходить вопрос простым умолчанием, то мы неминуемо оказываемся в дебрях таких понятий, как «субъективность» и «идеальность» (которые не имеют четкого общепринятого значения), «качественное отличие психики от процессов деятельности мозга» (в чем оно состоит?), функцией которых психика, как сегодня ясно для всех, несомненно является, «активность», «творческое начало» и т. п. Из этих дебрей, кажется, еще никому не удавалось выбраться. И здесь, на мой взгляд, главный камень преткновения — это теоретическая нерешенность вопроса о соотношении понятий психики и деятельности мозга.

В настоящее время вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции, выраженная на языке работающего мозга, и как непротиворечиво соотнести эту функцию с тем, что на языке психологии описывается как ощущение, восприятие, память, чувство, мышление и т. д.

Исторически развитие представлений о соотношении психики (души, духа, сознания) и деятельности мозга в теоретической мысли Нового времени начиналось с их резкого дуалистического противопоставления, с признания психики (сознания) и материи, включая деятельность мозга, двумя разными мирами, абсолютно отличными друг от друга. Главное отличие мыслилось в том, что психические процессы и явления хотя и протекают во времени, лишены пространственной протяженности и не доступны объективному наблюдению, так как даны только в самонаблюдении субъекта. Такое положение вещей сохранялось очень долго, и именно в этом онтологическом дуализме Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин видели источник кризиса психологии. Но постепенно в связи с ростом психологических знаний и знаний о работе мозга острота такого дуалистического противопоставления стала уменьшаться."

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания. Теории распространенности психического в природе. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики в филогенезе. Отличие ...

Аннотация к статье:

В своей статье Н.И. Чуприкова предлагает следующее определение предмета, задач и методов психологии: психология занимается воссозданием (воспроизведением, реконструкцией, построением моделей) содержания, структуры, динамики и закономерностей отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга на основе детального изучения ее внешних поведенческих проявлений (в том числе вербальных) в известных и контролируемых обстоятельствах. Методология психологических исследований предполагает переход от внешне наблюдаемой картины поведения (в том числе вербального у человека) в известных и контролируемых условиях к построению внутренней, ненаблюдаемой картины мира в психике субъекта.

Автор пишет о том, что никто не будет в состоянии адекватно и отчетливо понять единство души и тела, если изначально не обладает адекватными знаниями о нашем теле.

На пути к теоретическому и экспериментальному решению этой задачи автор указанной статьи основную трудность усматривает в нерешенности вопроса о соотношении психики и деятельности мозга.

Н.И. Чуприкова отмечает, что современная нейронаука внесла большой вклад в преодоление существующего здесь дуализма. Однако остаются трудности на пути создания единого языка для описания явлений психики, который сложился в психологии, и языка описания процессов деятельности мозга. Излагая историю споров относительно соотношения психики и работы мозга, Н.И. Чуприкова считает, что сегодня эти противоречия уже во многом преодолены, что позволяет уточнить определение психологии как самостоятельной науки и наметить пути сближения ее языка и языка нейронауки, интегрировавшей комплекс наук, которые заняты исследованием работы мозга. Возможность такого сближения основана на том, что и психология, и нейронаука изучают отражательную функцию мозга.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... Психология – наука о сознании. 17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Локк) 18 в – просвещение (происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического ... характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов ... не в «целостных» законах работы мозга обезьяны, а в обычном видовом поведении ...

Проводится теоретическое разделение объекта и предмета психологии. На основе анализа и обобщения результатов исследований, полученных в современной нейронауке, делается заключение, что психика — это не что иное, как отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга. Этот сложный объект изучается с разных сторон и в разных аспектах многими науками, в том числе психологией, которая имеет свой собственный предмет, собственные методы и методологию исследования.

Мазилов В.А.Методология психологической науки: достижения и актуальные задачи

«История психологии свидетельствует, что интерес ученых к методологическим вопросам своей науки не является постоянным — он то усиливается, то ослабевает. Особенно значительным бывает внимание к методологии науки в периоды кризисов, что можно, по-видимому, рассматривать как косвенный признак обострения перманентного кризиса, характеризующего весь недолгий пока путь научной психологии.

Последние годы отмечены усилением интереса психологов к вопросам методологии психологической науки. Это должно быть оценено как позитивное явление: психологи осознали, что существенное продвижение в предметной плоскости невозможно без соответствующей методологической проработки. Поэтому характерные для недавнего прошлого отечественной психологии призывы так или иначе редуцировать методологию, принизить ее значение, либо вообще ликвидировать (неправомерно отождествляя всю методологию с ее философским уровнем, а последний, в свою очередь, с марксизмом ленинизмом) практически исчезли. И теперь на повестке дня стоит вопрос о воссоздании методологии психологической науки. Совершенно ясно, что методология психологии в том виде, в каком она сложилась в советский период, больше не существует — слишком многое в психологической науке изменилось.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2 ПОНЯТИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ……………………………….3 СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ……………… СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПРАВОМ…………………………… ЗАДАНИЕ……………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ Необходимо начать с того, что каждая конкретная наука ...

В самое последнее время опубликовано весьма значительное число работ, посвященных методологии психологии, высказано много продуктивных идей. Не имея возможности здесь предпринять сколь-нибудь полный обзор методологических исследований, проведенных в отечественной психологии в последние годы, остановимся на принципиальном для современной методологии психологической науки вопросе: какой должна быть методология современной российской психологии. Необходимо реставрировать (или восстановить в правах) традиционную советскую методологию психологии (естественно, освободив ее от очевидно устаревших или идеологизированных положений) или же речь идет о разработке принципиально новой методологии психологической науки.

Прежде, чем обсуждать, какой должна быть новая (или обновленная) методология, полезно вспомнить, какой была старая (советская) методология. Конечно, было бы неоправданным упрощением полагать, что методология отечественной психологической науки была единой."

Аннотация к статье:

Автор данного труда подчеркивает роль методологии в любой науке. И поэтому считает необходимым наличие такой общепсихологической методологии, которая бы предполагала возможность взаимного соотнесения психологических концепций, исходящих из различного понимания предмета психологии.

В статье рассматривается старая модель методологии (а также ее знаменитые советские основоположники) и новые методологические идеи.

В советской психологии работали замечательные ученые, которые несмотря на идеологический прессинг разрабатывали важнейшие методологические положения. Методологические работы классиков советской психологической науки (С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, М.С.Роговина и др.) никоим образом не утратили своего значения.

Автор считает важным отметить то общее, что было характерно для методологии психологической науки в советскую эпоху: было распространенным уровневое представление о методологии. Чаще всего выделялись философский, общенаучный, конкретно-научный и методический уровень.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

Психология как наука доцент кафедры Педагогики и медицинской психологии Самойлова В.М. Определение психологии Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики. Отличие житейского психологического знания от научного психологического знания Конкретность – обобщенность ...

В рамках статьи исследуются плюсы и минусы такого методологического подхода.

Исходя из вышесказанного, Мазилов описывает три различных позиции психологов по отношению к дальнейшему развитию методологии психологии.

Первую позиция — радикальна. Она состоит в том, что старая методология не годится совершенно, поэтому необходимо разрабатывать новую методологию, соответствующую современным задачам психологии.

Вторую позицию можно определить как консервативную. Она состоит в том, что методологические функции вполне успешно выполняла традиционная методология. О наличии такой позиции можно судить по тем положениям, которые составляют содержание методологии психологии в представлении автора. «Методология — область научной деятельности, в ходе которой изучаются и применяются общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к определению предмета, объекта и методов исследования действительности»

Третья позиция может быть характеризована как умеренная. Состоит она в признании того, что старая методология во многом непригодна в новых условиях, но формировании основ новой методологии необходимо учитывать и использовать накопленные наработки.