Общенаучные, конкретно-научные и частно-научные методологические принципы.Принцип детерминизма и его отражение в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева

Содержание

Введение 3

1. Общенаучные, конкретно-научные и частно-научные методологические принципы 4

2. Принцип детерминизма и его отражение в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева 9

3. Принцип единства психики и деятельности 14

4. Принцип развития: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина 22

Литература 27

Введение

Последние годы отмечены усилением интереса психологов к вопросам методологии психологической науки. Это должно быть оценено как позитивное явление: психологи осознали, что существенное продвижение в предметной плоскости невозможно без соответствующей методологической проработки. Поэтому характерные для недавнего прошлого отечественной психологии призывы так или иначе редуцировать методологию, принизить ее значение, либо вообще ликвидировать (неправомерно отождествляя всю методологию с ее философским уровнем, а последний, в свою очередь, с марксизмом-ленинизмом) практически исчезли. И теперь на повестке дня стоит вопрос о воссоздании методологии психологической науки. Совершенно ясно, что методология психологии в том виде, в каком она сложилась в советский период, больше не существует – слишком многое в психологической науке изменилось. Это подчеркивает актуальность настоящего исследования и определяет выбор темы настоящей работы: «Методологические основы психологии».

Цель исследования – изучить методологические основы психологии.

Задачи исследования:

1. Изучить общенаучные, конкретно-научные и частно-научные методологические принципы.

2. Раскрыть содержание принципа детерминизма и его отражение в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

3. Раскрыть содержание принципа единства психики и деятельности.

4. Раскрыть содержание принципа развития и его отражение в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Метод исследования – теоретический анализ научной теоретико-методологической литературы по проблеме исследования.

1. Общенаучные, конкретно-научные и частно-научные методологические принципы

Научный принцип – это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы заключают двоякий смысл: во-первых, в них отражаются на научном языке основы организации мира, что делает их объяснительными представлениями по поводу получаемых в научных исследованиях фактов и закономерностей, и во-вторых, они направляют исследовательскую мысль по наиболее адекватному и эффективному пути научного поиска истины, что делает их исходными условиями (регуляторами) научных исследований.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... содержание теоретического блока Тема 1. Методологические основы исследования •Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики. •Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психологопедагогического исследования. •Научные ... научных исследований Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, ...

Методологическое знание состоит из нескольких структурных уровней – от наиболее общих к частным, имеющим отношение к решению задач конкретной науки. Рассмотрим содержательные характеристики общенаучных, конкретно-научных и частно-научных методологических принципов.

Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования. Под общими принципами подразумеваются обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. К нему относятся:

Антропный принцип в качестве неотъемлемого свойства мира утверждает его принципиальную познаваемость, возможную изменяемость под влиянием познающего субъекта.

Принцип детерминации – это принцип всеобщей обусловленности. Чаще всего рассматривается причинная детерминация: причина определяет следствие. Другие виды детерминации: системная (зависимость системы от свойств входящих в ее состав частей и элементов и, наоборот, зависимость компонентов системы от свойств целого); целевая (цель как образ будущего результата действий обусловливает процесс и способы ее достижения); актуальная (обусловленность активности взаимодействующих объектов их актуальным состоянием, особенностями ситуации взаимодействия и спецификой совершаемых действий); детерминация типа обратной связи, при которой следствие воздействует на вызвавшую его причину; статистическая (возможность получения различных следствий при действии одной и той же причины, обусловленных вероятностными закономерностями) и др.

Принцип дополнительности (комплементарности) констатирует сложность организации (структурной, функциональной и пр.) любых объектов реальности и, как следствие, необходимость в их многоплановом описании.

Принцип инвариантности. С одной стороны, он утверждает фундаментальное единообразие в организации бесконечно разнообразных объектов действительности, а с другой стороны, побуждает исследователей в процессе познания различных отдельных объектов действительности «усматривать» их общие основания и «выстраивать» целостную картину мира (в том числе внутреннего субъективного мира человека).

Принцип методического атеизма запрещает ссылку на Бога как на каузальный (причинный) фактор. Принцип безоговорочно принят естественными науками и служит заслоном толкованиям научных фактов в теологическом (ссылка на Бога) и телеологическом (ссылка на целесообразное устройство мира, то есть фактически на божественное предусмотрение) ключах.

Принцип объективности констатирует наличие объективной реальности, которая пофрагментно и в целом принципиально познаваема.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики. •Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психологопедагогического исследования. •Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях. ...

Принцип относительности в самом общем виде указывает на зависимость любых свойств объектов реальности от их движения.

Принцип самоорганизации – один из основополагающих принципов организации мира, предопределяющий возможность его поступательного развития (объектив……

Литература

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. — 1136с.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

3. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: Изд-во Моск. унта, 1983.

4. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

5. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1982. — 304с.

7. Лубовский Д.В. введение в методологические основы психологии: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

8. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 336 с.

9. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. – 2000, №5. – С. 3-17.

10. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М. : Наука, 1982. – 240 с.

11. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. – 1997. – №3. – С. 112-132.

12. Слободчиков, В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. – 2000, № 2. – С. 42-52.

13. Суворова, Г. А. Психология деятельности. – М.: Пер Сэ, 2003. – 176 с.

14. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с.